Irvuz

Зрелость личности

Зрелая личность

Зрелость личности

Зрелая личность (психологическая зрелость) – это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом.

Такая личность имеет следующие особенности:

  • умение адекватно воспринимать реальность;
  • способность устанавливать продуктивные социальные контакты;
  • умение оценивать людей объективно;
  • умение брать ответственность за свою жизнь;
  • самостоятельность в удовлетворении необходимых потребностей.

Зрелая личность знает и может добиваться целей и успеха в своей жизни, имеет собственные ценности и не зависит от мнения окружающих.

Психолог К. Обуховский выделил четыре критерия развития личности, которые дополняют друг друга.

Появление новых способностей

Новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мироустройства.

Рост умения

Личность сталкивается с противоречием в процессе жизни: чем выше умения, тем сложнее задачи, а ситуация еще и ухудшается старением. Поэтому такой человек понимает, что ему требуется постоянно повышать свои навыки.

Способность к самоконтролю

Чтобы научиться самоконтролю и стать зрелой личностью, человек должен научиться дистанцироваться по отношению к любви, страху и вине – все это может контролировать нас и изменять наше поведение.

Ощущение удовлетворенности жизнью

Несмотря на неприятности и неудачи, зрелая личность должна научиться иметь общее ощущение удовлетворенности жизнью.

В этой статье вы узнаете, что думали о понятии зрелой личности такие титаны психологии как Зигмунд Фрейд, Гордон Олпорт и Абрахам Маслоу.

Зрелая личность по Маслоу

Абрахам Маслоу полагал, что на звание зрелой личности могут претендовать не более 1% людей. Он называл их качественными личностями, психологически здоровыми и максимально выражающими человеческую сущность.

Следующий список будет интересен тем, кто поддерживает свой интеллектуальный рост и стремится стать лучше.

Зрелая личность по Маслоу имеет следующие признаки:

  • Принятие себя и других такими, какие они есть.
  • Отсутствие хищных, искусственных форм поведения и неприятие такого со стороны других людей.
  • Адекватное восприятие действительности, свободное от влияния стереотипов, потребностей и предрассудков.
  • Интерес к неизведанному.
  • Деловая направленность. Это значит, что такой человек меньше занят собой и больше – своей жизненной миссией.
  • Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такой человек соблюдает традиции, ритуалы и церемонии, но при этом относится к ним с должным чувством юмора. Это правильный конформизм, а не автоматический.
  • Независимость от окружения.
  • Позиция отстраненности по отношению ко многим явлениям. Это позволяет им меньше поддаваться внешним влияниям.
  • Устойчивость под воздействием стрессовых факторов.
  • Свежесть восприятия, любопытство: умение находить что-то новое в уже известном.
  • Дружба с другими зрелыми личностями: узкий круг людей, отношения с которыми достаточно глубокие.
  • Чувство общности с человечеством в целом.
  • Устойчивые внутренние моральные нормы. Такие люди обладают острым чувством справедливости, остро чувствуют добро и зло.
  • Готовность учиться у других.
  • Отношение с юмором к жизни.
  • Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат.
  • Креативность во всех делах.

Зрелая личность по Фрейду

Зигмунд Фрейл разумно заметил, что единственный человек, с которым следует себя сравнивать – это вы сами в прошлом. И, соответственно, вы должны быть все время лучше при этом сравнении. Данной позиции придерживаются современные тренеры по личностному росту. Вероятно, это и есть первый признак зрелой личности по Фрейду.

Великий психолог также настаивал на том, что личность должна быть стрессоустойчива. Так уж сложилось, что в нашей жизни любое событие – это маленький стресс, и, если мы не научимся с этим справляться, ни о каком росте и речи быть не может. Чтобы этому научиться, нужно уметь переключать свое внимание на увлечения, спорт, путешествия.

Также нужно правильно воспринимать конструктивную критику, а не избегать ее, прятаться в иллюзиях и отрицать логику и факты, проявляя агрессию или трусость.

Необходимо научиться приспосабливаться к изменениям в жизни: социальный статус, семейное положение, место проживания, профессия.

Умение любить и отдавать – одни из главных признаков развитой зрелой личности. Нужно убить в себе эгоиста, а свой гнев научиться перенаправлять в конструктивное русло (сублимировать).

Зрелая личность по Олпорту

Олпорт был современником Фрейда и одним из первых заинтересовался составлением описания зрелой личности. Многие же психологи того времени концентрировались на невротической личности.

Первое, что отличает зрелую личность от незрелой – это то, что поведение зрелого человека полностью осознанно и мотивировано. В то время как поведение незрелой направляется преимущественно комплексами и стремлением получить удовольствие.

Остальной список выглядит следующим образом:

  • Доверяет себе, своим чувствам, разуму, интуиции, потребностям.
  • Развивает свои способности, повышает профессионализм.
  • В общении с другими людьми сохраняет естественность и непринужденность.
  • Не устанавливает незыблемых правил.
  • Способен думать о потребностях других людей.
  • Заботится о своем здоровье.
  • Умеет быть благодарным.
  • Умеет принимать и отдавать любовь.
  • Не испытывает дискомфорта, находясь в одиночестве.
  • Способен сказать «нет» в нужный момент.
  • Ему не присущи мелкая мстительность, злопамятность и обидчивость.
  • Он не страдает от лишней скромности.
  • Умеет ставить большие цели и достигать их.
  • Любит заниматься творческой деятельностью.
  • Не стремится воспитывать и критиковать других людей. Вместо этого подает пример.
  • Религиозен, поскольку вера делает человека сильнее и чище. Она дает ему решить один из самых сложных и важных вопросов – вопрос смерти.
  • Способен к длительной концентрации внимания.
  • Умеет честно и открыто отмечать свои сильные и слабые стороны, понимая, что порой слабая сторона в одной области является сильной в другой.
  • Умеет прощать.
  • Держится подальше от пессимистов.
  • Ищет опору в самом себе с трудной ситуации.
  • В любой ситуации старается найти положительные моменты.
  • Умеет управлять своими чувствами и эмоциями.
  • Умеет выстраивать с окружающими доверительные отношения.
  • Не ставит себе цели подчинять кого-то, быть безупречным, всегда правым, всем нравиться.
  • Расширяет и углубляет свои познания.
  • Из опасения испортить отношения с окружающими не ущемляет свои интересы.
  • Доверяет людям и жизни.
  • Верит в свои способности.

Стоит также сказать, что Олпорт был одним из немногих психологов, которые думали о личности с точки зрения души и веры. Он признавал, что люди по природе являются религиозными существами.

Олпорт писал: «Религиозное чувство является одним из самых сильных атрибутов нашего вида и является частью человеческой психологии, которая чаще всего игнорируется поведенческой наукой.

Мы находим многих личностей, которые ревностно и эффективно занимаются всеми этапами становления, за исключением последней задачи связать себя со смысловым образом, с творением. По какой-то причине их любопытство останавливается на этом этапе.

Окончательные истины религии неизвестны, но психология, которая препятствует пониманию религиозных возможностей человека, едва ли заслуживает того, чтобы вообще называться логосами человеческой психики».

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/

Зрелость личности — в чем она проявляется: признаки

Зрелость личности

Зрелость личности в психологии является ключевым понятием понимания нормального психологического развития человека.

Каждый этап в процессе становления личности характеризуется определенными изменениями, без наступления которых невозможно дальнейшее нормальное изменение личности. Зрелая личность характеризуется определенным набором характеристик.

В чем причины аддиктивного поведения взрослых и подростков? Узнайте об этом из нашей статьи.

Основное понятие

Что такое зрелая личность и в чем проявляется психологическая зрелость?

Понятие «зрелой личности» было впервые введено ученым-психологом А. Адлером.

По его мнению зрелая личность внушала окружающим уверенность и позитивный настрой, тогда как незрелость характеризовалась колебаниями решений и яркой неуверенностью и нестабильностью.

В отечественной психологии этот термин впервые был озвучен в тридцатых годах психологом Н. Н. Рыбниковым. При этом зрелость определялась профессиональным становлением человека и его полной самостоятельностью.

Этот ученый также основал особое направление психологии акмеология. Этот раздел посвящен возрастным изменениям психики, которые определяли дальнейшую степень зрелости человека.

Затем менялись подходы к определению этого понятия, что в конченом счете привело к мультидисциплинарному пониманию этого определения. Зрелая личность характеризуется:

  1. Самостоятельностью: это означает способностью к автономному существованию и решению проблем без посторонней помощи и вмешательства. Принятие решений и ответственность за них целиком и полностью ложится на плечи взрослой зрелой личности. Также этот пункт характеризуется личным ощущением комфорта от самостоятельных поступков, то есть принятием своего нового, отдельного от других положения.
  2. Самодостаточностью, то есть возможностью жить наедине с самим собой, не испытывая при этом ни морального, ни психологического, ни бытового дискомфорта. Это понятие близко по значению к первому пункту, однако имеет свои нюансы: самодостаточность означает получение удовольствия от одиночества, такое состояние души, когда человек не нуждается в окружающих для решения каких-то своих проблем или удовлетворения своих потребностей. Это существенно отличает самодостаточность от самостоятельности, когда у личности лишь есть такая возможность, но она не всегда доставляет емй удовольствие.
  3. Терпение и толерантность. Эти два определения тесно переплетаются между собой. Зрелый человек не надеется на получение быстрых результатов в любой области: будь то личные изменения в характере или профессиональные достижения. При этом длительный путь достижения результата человека не отталкивает. Также он относится терпеливо и к окружающему миру и людям, что и означает толерантность. Он принимает мир в его разнообразии без собственного эгоистичного желания его переделать под свой вкус.

    Также сюда можно отнести демократичное отношение к людям.

  4. Принятие себя и сохранение внутреннего баланса. Каждого человека что-либо в себе не устраивает, но у развитой личности эти недостатки не вызывают глубоких конфликтов, а лишь направляют на изменения в положительную сторону или же просто не мешают получать от жизни приятные впечатления. Принять и полюбить себя удается лишь зрелому человеку, который осознает всю прелесть несовершенства.
  5. Постоянная готовность к обучению и желание узнавать что-либо новое. В меняющихся условиях способность к обучению позволяет человеку максимально быстро и эффективно адаптироваться к этим условиям, и, как следствие, продолжать существовать успешно. Принятие такой необходимости и готовность приступить к познанию нового без эмоционального отвержения характеризует взрослого человека.

Зрелость возраста и зрелость личности — в чем разница?

Возраст и зрелость не всегда являются синонимичными понятиями.

У акмеологов идентификация этих определений также вызывает определенные трудности: не любой взрослый человек является зрелой личностью и наоборот.

«Взрослость» отражает степень физического, умственного и социального развития. Этот этап относится к достижению человеком совершеннолетия, когда он уже сформирован физически и получает ряд прав и обязанностей как гражданин своего государства и член общества.

То есть формируются определенные ожидания от личности, как в профессиональном, так и в личном отношении. Успешность реализации этих ожиданий уже исходит из другого понятия — зрелости.

Зрелая личность характеризуется здоровьем психики, способностью к адаптации, самостоятельным решениям и ответственности за них.

Ей присущи качества, которые характеризуют ее как самобытную, самостоятельную.

Эти качества могут развиться в человеке раньше его социальной и физической зрелости, а могут и позже. Незрелую взрослую личность будут характеризовать инфантильность, резонерство, эмоциональная неустойчивость.

О таких людях часто говорят «не дорос», имея ввиду вовсе не возраст, а личную зрелость. В нормальных условиях эта зрелость наступает вместе с возрастом, с которым меняются условия и появляются новые задачи и цели.

В случае сложных жизненных ситуаций и богатого опыта зрелость может наступить «раньше календаря».

В отсутствие таких перемен и постоянной заботе окружающих зрелость как правило запаздывает, что рождает проблемы в будущем для взрослого человека.

Психология

Зрелость личности наступает в случае гармоничного ее развития при условии наличия как положительных, так и негативных событий.

Способности человека к выбору и принятию за него всех последствий не могут полноценно развиться в условиях жесткого контроля или гиперопеки.

В этом отношении адекватная личная свобода взрослеющего человека является кирпичиком успеха его будущей зрелости. Большую роль в становлении этого процесса играет социальная и профессиональная реализация.

Зрелая личность не может считаться таковой без возможности самостоятельно обеспечивать свои потребности как в моральном, так и в материальном отношении.

При этом зачастую возникает конфликт между желаемым и возможным: стремление заниматься чем-либо по душе не всегда приносит человеку социальное положение и возможность реализовывать свои бытовые потребности без чьей-либо помощи.

В этой ситуации у зрелой личности развиваются такие умения как компромисс и настойчивость в достижении цели, что невозможно без принятия себя и терпения ко всему процессу.

Таким образом получение образования и профессии являются важными психологическими этапами зрелости личности. Еще одним элементом этого процесса являются семейные и дружеские отношения.

Способность жить в гармонии с друзьями, заводить семью характеризует зрелость человека и помогает ему этого состояния достичь.

Воспитание детей накладывает обязательства и ответственность, которые стимулируют «созревание» личности родителей.

Дружеские отношения развивают в личности демократичность, дружелюбие и принятие других людей и себя в контексте взаимодействия с ними.

Стадии и признаки психологической зрелости

Процесс развития зрелой личности проходит несколько стадий, которые у нормально развивающегося человека соответствуют определенным периодам физического и психического развития.

Иногда степень зрелости задерживается в формировании или даже может остаться с человеком на всю жизнь, так и не достигнув логичного финала.

  1. Инфантильная личность — эта стадия соответствует детской модели поведения. Человек преподносит себя окружающим таким какой он есть без стеснения и понимания каких-то негативных его сторон, также он воспринимает и окружающий мир.

    При этом в личности велика потребность в любви и заботе, и полностью отсутствует самостоятельность.

    Такие люди как правило легки на подъем, имеют минимум привязанностей и не готовы ни за что брать ответственность, даже за себя. Кажущийся оптимизм в поступках сохраняется до первой трудности, когда следует активный поиск того, кто возникшие проблемы решит.

  2. Адаптационная личность — в период нормального развития соответствует подростковому времени. В это время человек активно познает мир и стремится в нем утвердиться любыми способами. Активно растет потребность в самостоятельном принятии решении при еще несформировавшейся ответственности. Личность характеризуется неустойчивостью и склонностью к максимализму, отсутствует терпение к себе и к окружающим. Взрослые люди на этой стадии успешно ведут дела и бизнес, но зачастую не способны долго держаться на плаву и не строят семейных и дружеских отношений.
  3. Исследовательский период или юношеский. Это время характеризуется активным поиском себя. Человек ставит под сомнение существующие идеалы и задается вопросом собственных. При этом активно развивается эмоциональная сфера, способность к эмпатии, личная ответственность за близких и окружающих.

    Личность все еще склонна к максимализму в отношении себя и обстановки вокруг, однако начинает более терпимо относиться к людям и собственному внутреннему миру. В это время наступает начало фазы принятия.

  4. Взрослая или зрелая личность — характеризуется всеми качествами зрелого человека. Приходит осознание реальной картины мира и своей возможной в нем роли, человек находит внутреннюю гармонию и стремиться создать условия для ее поддержания.

Ранняя: примеры

Раннее взросление личности может наступить в случае сильных эмоциональных жизненных потрясений.

Так, дети, оставшиеся без родителей, осознают реальность своих возможностей гораздо раньше сверстников.

У них раньше развивается способность к критическому мышлению, чувство ответственности за себя, самостоятельность и практичность.

Дети, потерявшие одного из родителей, также имеют шансы на более раннее взросление, поскольку неосознанно примеряют роль ушедшего члена семьи, да и попросту вынуждены развиваться более самостоятельно.

Ранее взросление иногда является характерной чертой личности, о ком говорят «сударь от природы». Но такие ситуации существуют скорее как исключение из правил, поскольку для полноценного развития такой черты нужны соответствующие обстоятельства.

Также раннее взросление характерно для людей, переживших военное время, тяжелые болезни близких родственников, развод. Все эти ситуации объединяет негативная окраска и потеря: уклада жизни, близкого человека.

В этих условиях происходит колоссальный скачок эмоционального восприятия и интеллекта, также стимулируется реалистичность познания мира и самого себя.

Поздняя: причины

Запоздание зрелости называется выраженным несоответствием календарного возраста и социального положения психическому статусу.

Все же зрелость и возраст имеют определенную корреляцию: в каждый периоде развития человека характеризует свой социальный статус, характерные черты.

Нельзя ждать от ребенка профессионального устройства и самостоятельности в быту, однако в возрасте 30 лет такая ситуация будет являться ярким проявлением незрелости.

Задержку развития в этом отношении вызывают чаще внешние причины: гиперопека со стороны родителей, родственников, даже начальства.

Отсутствие трудностей, постоянная забота не дают возможности развиться самостоятельности и ответственности. Инфантильность может задержаться в человеке и до зрелого возраста, а иногда и на всю жизнь.

Причины психологической незрелости:

  • гиперопека со стороны родственников;
  • задержка психического развития ребенка;
  • ошибки в воспитании;
  • негативный пример в семье (инфантильное поведение одного из родителей);
  • поощрение незрелого поведения;
  • создание благоприятных условий — «аквариума для развития» (обстановка, способствующая уменьшению самостоятельных решений);
  • отсутствие стимулов для развития;
  • склонность к депрессивным состояниям.

Причин для психической незрелости можно выделить огромное количество, но все они так или иначе характеризуют отсутствие условий для нормальной реализации процесса взросления личности.

В этом важно соблюсти баланс между поощрением и положительными ситуациями и негативным и трудным опытом.

Зрелость личности определяется ее автономностью существования и способностью функционировать в изменчивых условиях.

Развитие личности происходит естественным путем вместе с физическим развитием человека, когда каждый возрастной период характеризуется определенным психическим состоянием.

Нарушение этого пути как положительными факторами (чрезмерной заботой и любовью), так и негативными приведет к изменениям: раннему или позднему взрослению личности.

Для задержки личностной зрелости большое значение имеет создание «тепличных» условий существования, что в будущем сильно навредит человеку.

Как определить зрелость личности:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/v-chem-proyavlyaetsya-zrelost-lichnosti.html

Психологическая зрелость

Зрелость личности

Психологическая зрелость – это многоаспектное понятие, не имеющее на данный день единого устоявшегося определения. Психологическая зрелость личности это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом.

Это включает способность устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать реальность и окружающих людей.

Помимо этого психологическая зрелость личности основывается на самостоятельности в удовлетворении базовых необходимых потребностей, а также ответственности за свою жизнь и поступки.

Вся деятельность психологически зрелого индивида направлена на реализацию собственных умений, эмоциональных потребностей, с соблюдением социальных норм, прав и личных границ других людей.

Это определенное умение, позволяющее добиваться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной.

Приоритетными задачами для такой личности становятся задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и эмпатии, что позволяет осуществлять коммуникации практически на любом уровне.

Что такое социально-психологическая зрелость

Личностная зрелость не приобретается и не зависит от паспортного возраста. Это скорее возраст психологический, который может быть совершенно различен у ровесников.

Так, человек прошедший множество различных ситуаций, научившийся их преодолевать и самостоятельно отвечающий за собственные выборы является более зрелым в психологическом плане, чем тот, кто все это время прожил в одинаковых условиях с минимальным уровнем ответственности.

У некоторых складывается ощущение, что чем более серьезен человек и чем более загружен различными важными задачами, тем выше уровень его зрелости. Важно понимание собственных возможностей и желаний, чуткое следование внутреннему голосу, который включает не только интуицию, но и разум.

Психологическая зрелость дает ощущение плавности и повышает гибкость – ни одно правило однажды установленное не является незыблемым. Человек понимает, что меняется он, окружающая реальность и потребности, а соответственно должны меняться и способы взаимодействия.

В действиях зрелого человека много естественности, он не будет скрывать слезы силой воли, когда очень грустно и не будет держать серьезное лицо, когда смешно.

Подобная свобода рождается от полного принятия себя, глубокого знания своих психологических особенностей и малой подверженности манипуляциям.

Социальные стереотипы практически не властны над такими людьми, поскольку в выборе пути и собственных реакциях они ориентируются на внутренние ощущения, собственные потребности.

Принятие себя и мира с его законами, смертью, страданиями и недостатками людей позволяют находиться в большей гармонии и не пытаться изменить то, что существует тысячелетиями.

Ресурсы тратятся на необходимое и приносящее пользу: на собственное развитие и деятельность, приносящую результаты.

Такие люди в итоге живут более наполненной жизнью и довольно спокойно принимают смерть, в отличие от тех, кто все время играет с ней в прятки, так и не совершив ничего стоящего.

Психологически зрелые люди выделяются из толпы не только поведенческими реакциями, но и внешне, обычно их образ довольно экстравагантен, поскольку нет стремления поддерживать общие тенденции.

Так же у них нет жалоб на скуку и стремления убить время – они полны живого интереса к миру и жизни, часто азартны, а единственное о чем могут сожалеть, так это об ограниченности физического воплощения.

Психологическая зрелость человека может проявиться и сформироваться исключительно в условиях социальной среды. Соответственно на пути взросления человек проходит необходимые стадии и процессы созревания личности.

Это своеобразная гармоничная комбинация, включающая физическую зрелость и психологический возраст.

Есть свои особенные необходимые психологические проявления на каждом возрастном промежутке, свидетельствующие о гармоничности процесса развития, при застревании на одном из этапов личностное взросление тормозится и присутствует инфантилизация.

Многими психологами личностная зрелость определяется через экзистенциальный процесс нахождения смысла собственного существования и принятия ответственности в проявлении свободы своего выбора. Помимо столь глубоких и серьезных категорий существуют измеримые внешние признаки психологической зрелости.

Сюда первым делом входит интерес человека не только к индивидуальным потребностям, своему существованию и телу, но и к делам окружающих. Такой человек будет заботиться о своей семье, помогать друзьям, участвовать в процессах, формирующих общественное состояние.

Интерес проявляется не только к самому близкому ограниченному кругу, но к многочисленным социальным группам (рабочий коллектив, государственные процессы, религиозные традиции и прочее).

Способность оценивать себя со стороны позволяет устанавливать глубокие и конструктивные социальные отношения, которые строятся на взаимном доверии, сочувствии, искренности, уважении и толерантности.

Социально-психологическая зрелость позволяет человеку контролировать и предугадывать собственные эмоциональные проявления.

Это способствует проявлению толерантности, но не путем усилий воли, а благодаря широкому кругозору и принятию, как своих внутренних особенностей, так и других людей.

Управление своими эмоциями позволяет выражать их в социально приемлемой форме, указывая свое отношение и не обижая чувства других.

Зрелая личность довольно целостна и гибка в своих проявлениях. То есть у нее всегда есть система ценностей и важных целей, достижение которых всегда будет соответствовать морально-этической концепции человека. Чувство юмора и самоанализ также приобретаются при психологическом взрослении и отражают высокий уровень психического развития.

Социальная зрелость не является идентичным понятием зрелости психологической. Она отражает исключительно аспект социального взаимодействия, при котором учитывает адекватность, предсказуемость и устойчивость личности.

Это отражает самостоятельность человека в жизни, когда он не нуждается в физических, материальных или психологических поддержках со стороны окружающих, при полной дееспособности в данном вопросе.

Сюда относится умение самостоятельно решить свои бытовые проблемы, уметь обеспечить свое питание и проживание.

Социально-психологическая зрелость напрямую связана с ответственностью, как в личном проявлении относительно только себя, так и на общественном уровне, где вовлечены другие индивидуумы. Если психологическая зрелость заботится о развитии и реализации потенциала личности, то социальная зрелость подразумевает направленное поведение человека, способствующее развитию человечества в целом.

Даже механизмы психологических защит у зрелой личности не находятся на примитивном уровне: среди них будут интеллектуализация, сублимация, рационализация, вместо вытеснения и агрессии.

Признаки психологической зрелости

Психологическая зрелость и психологический возраст – тесно связанные понятия, но это не дает понимания и определения такой личности. Наиболее оптимально определять категории через признаки, в зависимости от научной концепции их насчитывается от четырех до пятнадцати. К основным признакам относят:

– естественное и спонтанное поведение, а также эмоциональное реагирование. Это подразумевает свободное и открытое самопредъявление, но при этом существует уважение к принятым общественным нормам. Зрелая личность будет проявлять свои желания и чувства, но выберет для этого такой способ, чтобы не травмировать психическое состояние окружающий, соблюдая этикет и толерантность;

– относительная вовлеченность в мировые процессы. Человек осведомлен об основных мировых событиях и в важных для него социальных группах, но достаточно независим в своих суждениях, чтобы не поддаваться на пропаганду и манипуляции. Доля юмора и отрешенности позволяют не сильно эмоционально вовлекаться в мировые социальные процессы, что дарит независимость;

– в отношениях отсутствуют меркантильные интересы и искусственные формы поведения. Вместо этого присутствует принятие себя и других людей в том состоянии, в котором они естественны и не пытаются переделать в более удобные и выгодные варианты;

– наличие глобальных целей и смыслов и постоянная работа над их реализацией. Это заставляет совершенствоваться, развиваться, постоянно двигаться и быть занятым. Среди подобных целей обычно что-то, имеющее высокую духовную ценность или практическое значение для многих людей, а не пользу в настоящем моменте;

– процесс достижения целей никак не корректирует моральные ценности и устремления личности. Чувствительность к несправедливости, невозможность предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбирать пути достижения в рамках своей моральной концепции;

– отношения, выстраиваемые в узком личном кругу обычно долговременные, глубоки, открыты. В контексте подобного взаимодействия происходит совместное развитие партнеров и постоянное углубление в познание внутреннего мира, как своего, так и другого;

– креативность и чувство юмора. Данные проявления спонтанны и естественны, для их проявления подойдет и бытовая ситуация и профессиональные вопросы. Кроме того подобное восприятие касается собственных качеств и взаимоотношений с другими. Позволяет легче адаптироваться и быстрее переживать кризисные моменты, находить простые и неожиданные выходы из сложных ситуаций.

Естественно автоматически сюда включаются все факторы, определяющие взрослого человека, несущего полную материальную и уголовную ответственность. Зрелая личность способна нести ответственность, обусловленную любыми законодательными актами и документальными требованиями.

Уровни психологической зрелости

Уровень психологической зрелости во многом измерим степенью ее социализации, поскольку основные признаки касаются именно социального взаимодействия и устроенности личности. Сюда можно отнести широту социальных контактов, которые могут быть на уровне взаимодействия с конкретным человеком, группой людей или человечеством.

Чем шире круг, с которым способен взаимодействовать человек, тем выше уровень его зрелости. Кроме этого учитывается характер данного социального взаимодействия, который может заключаться в присвоении и использовании чужих достижений в процессе контакта или в сознательном воспроизводстве с целью улучшения.

Важным критерием является социальная компетентность, отражающая умение человека ориентироваться в различных ситуациях общения и общественных нормах.

Среди внутренних характеристик уровень зрелости отражает количество теплоты, проявляемое в сторону другого в сочетании с чувствительностью, чтобы забота не превратилась в навязчивость.

Принятие себя и других помогает устанавливать безопасные отношения, возможность открываться и развиваться.

Чем выше уровень понимания и принятия собственной личности, тем выше способность к формированию адекватного конструктивного взаимодействия.

Высокий уровень личностной зрелости состоит из высокого развития чувства ответственности и толерантности. Чем выше стремление к саморазвитию и чем эффективнее и быстрее оно происходит, тем о более высоком уровне психологической зрелости можно говорить. Этому способствует позитивное мышление и открытое отношение к миру.

Развитие и совершенствование личности не останавливается ни после достижения физической автономности, ни после социальной самостоятельности. Данный процесс бесконечен и включает огромное количество факторов, над которыми можно постоянно работать – от реализации собственных талантов, до принятия не идеальности всего мира.

Источник: https://psihomed.com/psihologicheskaya-zrelost/

Зрелость личности

Зрелость личности

▶Саморазвитие▶Зрелость личности – социальная и психологическая: в чем разница?

Зрелость личности – социальная и психологическая: в чем разница?

Приветствую, друзья! Долго я не была активна на блоге. Однако весь прошлый год я была активна на своём канале . Поэтому, если вы хотите быть со мной на связи, рекомендую также подписаться на мой канал .

Мне уже задавали вопросы, почему я делаю большие паузы между статьями. В том смысле, что если взялась вести блог, НУЖНО продолжать. В этой статье я решила объяснить почему же я всё таки делаю большие паузы.

Первая причина заключается в том, что я уже давно не живу по принципу «нужно», «должен», «обязан», «делай как все», я живу по принципу «откликается Душа или нет». А вторую причину я сейчас опишу.

Когда я начинала своё развитие 8 лет назад, я и представить не могла, куда меня заведет этот Путь, на который я стала. Я тогда ничего не знала о Душе, мне просто было очень плохо, и я пыталась разобраться, почему мне так плохо.

Но с первых шагов этого Пути я поняла, что меня заносит всё глубже и глубже в духовные темы. И чем дальше и глубже я исследую Жизнь, тем больше осознаю, что всё в нашем физическом мире имеет свои корни и причины именно в Духовном мире.

Другими словами, мы НЕ люди, получающие опыт духовного развития, а мы Духовные существа, получающие опыт физической жизни на Земле. То есть, Я – это Душа, а Душа НЕ ограничена 90 годами жизни. Душа – вечное существо.

Поэтому, в данной статье я хочу объяснить разницу между социальной и психологической зрелостью личности. А также объяснить, как это связано с моим не регулярным ведением блога.

Социальная зрелость личности

Итак, если мы рассматриваем человека как тело, которое рождается, живет 90 лет и умирает, тогда мы можем говорить о социальной зрелости личности.

И рассматривать следующие периоды зрелости человека:

младенец (0-1 год)ребенок (2-12 лет)подросток (13-18 лет)юноша (19-25 лет)взрослый (26-65 лет)

старик (66-90 лет)

Социальная зрелость – от слова социализация, социум. В социуме зрелость человека рассматривают именно так.

Но поскольку, мы Духовные существа, как я уже сказала, для нас важно понимать, чем отличается зрелость личности социальная от психологической.

Поэтому, оставим социальную зрелость личности для социологов, психологов, ученых, а сами разберемся, что такое психологическая зрелость личности.

Другими словами, психологическая зрелость личности касается уже НЕ социализации, а сути человека. А суть человека – это Душа, а Душа – это вечное существо.

Поэтому, мы НЕ можем ограничить вечное существо 90 годами жизни. Нам важно понимать, что до и после нашей жизни, тоже что-то происходит. И если мы отрезаем себя от Вечности, мы отрезаем себя и от всех важных Законов Мироздания.

Если мы заглянем в жизнь чуть глубже нашего привычного взгляда, где есть только работа, дом, пикники, путешествия, и снова работа, дом, пикники, путешествия, и так далее по кругу, мы увидим бесконечную глубину. Такую же бесконечную, как и сам Дух, который является источником всех наших Душ.

Наши страдания НЕ случайны, друзья! От нас отрезали Истину, огромный кусок Мироздания, заставили бегать как белки в колесе, и жить по принципу социума «нужно», «должен», «обязан», «делай как все». И только попробуй сделать как твоей Душе угодно! Сразу получишь по голове!

Психологическая зрелость личности

Когда мы говорим о психологической зрелости личности, мы уже говорим о психологии, а не о социуме. А психология – это наука о Душе.

Поскольку, Душа – это вечное существо, как я уже повторила несколько раз, мы не можем ограничить Душу 90 годами жизни. Нам нужно расширить своё сознание и подняться чуть выше, чтобы увидеть бОльшую картину.

У Алекса Яновского я услышала отличную метафору на эту тему.

Если смотреть в окно с первого этажа, можно увидеть только ствол дерева, растущего под окном. Если смотреть в окно, с 5-го этажа, можно увидеть крону дерева и улицу. Если смотреть в окно с 10-го этажа, можно увидеть весь район и стадион вдалеке.

Так и я предлагаю вам посмотреть на зрелость личности с 10-го этажа.

Поскольку, весь мир – это фрактал или голограмма, мы можем перенести те же самые периоды развития с отрезка 90 лет на Вечность.

И тогда мы будем рассматривать зрелость личности (Души) в следующих периодах:

младенец (инфантильная личность)ребенок (адаптация)подросток (успешная адаптация)юноша (само исследование)взрослый (зрелость)старик (интеграция)

мудрый (полная реализация, как Будда, Христос)

Уровни зрелости личности (Души)

Описание этих уровней опирается на 7 тонких тел человека. Более подробно я описала 7 тонких тел ЗДЕСЬ, и там же есть схема, которую можно использовать для лучшего понимания, описанных ниже уровней.

Коротко 7 тонких тел / планов бытия можно описать так:

тело/план №7 – атманическое тело – моя миссия, предназначение, моя судьбатело/план №6 – будхиальное тело – мои истинные желания, ценности – ЧТО ХОЧУ?тело/план №5 – каузальное тело – событийные потоки – ЧТО ДЕЛАЮ?тело/план №4 – ментальное тело (мысли, убеждения) ЧТО ДУМАЮ? ЧТО ПЛАНИРУЮ?тело/план №3 – эмоциональное тело (астральное) ЧТО ЧУВСТВУЮ?тело/план №2 – энергетическое тело (эфирное) – ощущение энергии в теле

тело/план №1 – физическое тело – ощущения в теле от 5 органов чувств

Инфантильная личность – взрослый человек, который ведет себя как (младенец). У такого человека жизнь идет на первых трех тонких уровнях физический, энергетический, и эмоциональный. Позитивная эмоция – это цель его дня, пивка попить, повеселиться. С ним даже сложно поговорить о чем-то, у него ментальный план не включен.

Обсудить с таким человеком смысл его жизни, ценности, желания не возможно. У него в голове хаос. Такой человек обязательно попадает в отвержение. Его гонят, потому что он не несет ответственности за свои поступки. У него хорошее настроение, всем хорошо, плохое настроение, всем плохо. И он вынужден адаптироваться, потому что его гонят.

Адаптация заключается в том, что он поднимается на следующий уровень – ментальный.

Адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (ребенок). Он начинает узнавать, что правильно, что не правильно на уровне правил, узнает правила внешнего пространства. Начинает вести себя правильно, его начинают меньше гнать. Но это действия, которые он организовывает снизу, из правил.

А их нужно организовывать сверху, из собственных желаний и чувств. Не чувствуешь, не делай. А он не чувствующее еще существо на ментальном плане. Он чувствует если его ущипнуть, но я про другие чувства говорю. Дальше он адаптируется более комфортно и переходит на уровень успешной адаптации.

То есть у него событийный план начинает налаживаться.

Успешная адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (подросток). Это люди, которые в социуме налаживают связи, получают специальность, доход. В общем, человек просто хорошо устроился.

Событийный поток (каузеальный план) у него налажен, но он налажен опять снизу. А должен быть сверху. Поэтому когда ты с ним пытаешься поговорить, ты видишь, у него словно ничего за душой нет. Он всё время говорит, что правильно, что не правильно. Все друг другу враги.

Ни на кого надеяться нельзя. Пахать надо, зарабатывать. Я вот как крут. И начинает рассказывать свои успехи в адаптации. А по душам поговорить нельзя. Потому что чувства не осознаны у него. Дальше происходит стадия само исследования, это переход во внутреннее пространство.

До этого было осваивание внешнего пространства.

Переход из внешнего пространства во внутреннее пространство

Само исследование – взрослый человек, который ведет себя как (юноша). Человек начинает думать: ребята, мы вообще не теми вещами живем. Мы все части Бога, мы все браться, сестры.

И жить надо в любви, равенстве, искренности и согласии. Человек прыгает сразу в идеалы атманического плана. И соответственно он тут не адекватен. Поскольку, жить отсюда он не может.

Происходит разрыв между событийным планом (каузеальным) и атманическим.

Это люди, восторженно идущие во внутренний мир, занимающиеся саморазвитием. Но, как правило, здесь на этой стадии это хаос. Человек будет пробовать всё. У него здесь нет Пути. Он не становится, например йогом и пошел. Он бегает и на астрологию, и на йогу, и куда угодно. Чакры чистим, и в Буддийские традиции посвящение получим, и Каббалу не мешает изучить.

То есть, здесь всё вызывает восторг, поскольку оно внутреннее, и оно имеет огромную силу. Там огромная сила лежит. То есть человек говорит: сюда, сюда всем надо. Но как сюда попасть он не знает. Рано или поздно он понимает, что хватит ля-ля, надо что-то делать. То есть, хочешь йогой заниматься, давай заниматься, если ты так хвалишь йогу. И тут он переходит на стадию зрелости.

Он становится на какой-то Путь.

Зрелость (взрослый). Стадия зрелости – это выяснение собственного отношения ко всему, что есть в этом мире. Человек должен найти своё отношение, а не книжное. То есть человек должен начать всё чувствовать.

И вот именно на этой стадии человек начинает разборки с тем, что мешает ему чувствовать. И это разборки очень серьезные. У него может радикально меняться жизнь, профессия, семья, может быть развод, что угодно. Потому что он больше врать не может.

Всё, лицемерие больше не допускается, так как оно искажает пространство человека.

Поэтому он будет убирать все источники лицемерия. Менять пространство. И, по сути, он будет выходить в своё пространство. У него должно быть своё любимое занятие, любимые люди, любимое место и т.д. Всё не моё человек должен убрать.

То есть, на стадии само исследования человек прыгнул на атманический план. На стадии зрелости он спускается на будхиальный план. И начинает изучать свои ценности, что для меня реально важно, а что не важно. Так возникает целостность.

Не важно, НЕ делай, важно, иди, делай.

Интеграция (старец). Это стадия, когда человек созрел, когда он осознал свои ценности, у него происходит интеграция. У него будхиальный план полностью состыкован с событийным планом (каузеальным). Он делает только то, что хочет и реализует своё Предназначение.

Полная реализация (мудрый). Это духовный путь. Человек как личность созрел. И всё, больше ему узнавать про себя нечего. Во внешнем пространстве я себя знаю, во внутреннем пространстве я себя знаю. Что изучать то? Он идет уже к Богу, в уединение.

Важный вывод

Оказалось, что зрелость моей Души на стадии “Само исследования”, и переходе на стадию “Зрелости” и “Интеграции”. А я много лет пыталась жить на стадии “Успешной адаптации”. Но с Душой не поспоришь. Не будешь прислушиваться к Душе, будешь страдать.

Здесь есть одна внешняя ловушка. Люди, которые живут на стадии “Успешной адаптации”, внешне могут выглядеть более успешными, чем те, кто живет на стадии “Само исследования” и “Зрелости”. Вторые, выглядят внешне менее успешными, так как занимаются само исследованием, а не повышением дохода. Но по уровню зрелости Души, вторые находятся выше.

В моём случае, слава Богу, мне удаётся держаться также на стадии “Успешной адаптации”, в основном, благодаря своему любимому мужу. И, конечно же, благодаря моим приложенным усилиям в укреплении наших отношений, что в свою очередь привлекает к нам поток изобилия, который я не могу НЕ отметить. И я также благодарна за это Творцу/Всевышнему/Богу!!!

Источник: Уровни Зрелости Личности (Души) взяты из тренингов и сатсангов Юрия Менячихина (Сидхартхи), просветленного человека, который пережил состояние самадхи (переживание себя Единым Сознанием).

P.S. Если Вам было интересно читать про уровни зрелости Души, возможно, Вам также будет интересно почитать про уровни сознания человека. Уровни сознания человека и уровни зрелости Души, это по сути одна и та же тема, только под другим углом изложенная.

Источник: https://TatianasBliss.com/sotsialnaya-psihologicheskaya-zrelost-lichnosti-chem-raznitsa/

Личностная зрелость

Зрелость личности

Социальное, эмоциональное, моральное и интеллектуальное развитие человека.

   Счастливая семья – не результат случайности, как может показаться на первый взгляд. Это результат работы над собой, которая начинается задолго до создания семьи. Для того, чтобы семья была счастливой, важно чтобы люди желающие создать семью, достигли необходимой зрелости еще до того, как они примут решение вступить в супружество.

   Что такое личностная зрелость? Это не столько физический возраст, сколько уровень социального, эмоционального, морального и интеллектуального развития.

Многое тут зависит и от конкретных условий, в которых рос и воспитывался данный человек.

Поэтому некоторые подростки отличаются уже достаточной личностной зрелостью, тогда как отдельные взрослые и даже пожилые люди в своих взглядах и установках по отношению к важным аспектам человеческих взаимоотношений остаются детьми.

Выделяют 5 аспектов, составляющих личностную зрелость: 

      1. Мотивация достижений. Под этим термином подразумевается общая направленность деятельности индивида на значимые жизненные цели, стремление к максимально полной самореализации, самостоятельность, инициативность, стремление к лидерству, к достижению высоких результатов в предпринимаемых действиях. 

       2. Отношение к своему «Я» («Я» — концепция). Это уверенность в своих возможностях, удовлетворенность своими способностями, темпераментом и характером, своими знаниями, умениями и навыками.

Вместе с тем данный аспект предполагает такой существенный параметр поведения, как адекватная самооценка, высокая требовательность к себе, отсутствие самодовольства, скромность, уважение к другим людям.

Все эти качества несовместимы с так называемым комплексом неполноценности, нередко проявляющемся в неосознанном стремлении подбодрить себя бахвальством, бравадой, саморекламой и т.д. 

      3. Чувство гражданского долга. Здесь имеется ввиду чувство патриотизма, интерес к явлениям общественно-политической жизни, чувство профессиональной ответственности, потребность в общении, коллективизм. 

        4. Жизненная установка. Это понимание относительности всего сущего, преобладание интеллекта над чувством, эмоциональная уравновешенность, рассудительность (в противоположность импульсивности). 

       5. Способность к психологической близости с другим человеком. В это понятие включены доброжелательность к людям, эмпатия (способность к чувствованию и сопереживанию), умение слушать, потребность в духовной близости с другими людьми. 

Одной из самых больших проблем в социуме является незрелость. Мы говорим и делаем незрелые вещи, принимаем незрелые решения, идем незрелым путем.

 Зрелость часто определяется нашим отношением т.е. характером. Характер есть то, кем мы являемся, когда нас никто из людей не видит. 

Проявления личностной зрелости: 

      1.  Зрелый человек правильно проходит через трудности. В жизни были и будут трудности. Зрелый человек ищет выход, а незрелый видит себя жертвой. Ответьте на следующие вопросы: 

  • Как Вы реагируете на трудности? 
  • Вы негативны или позитивны? 
  • Вы скептичны или оптимистичны? 
  • Ваша жизнь наполнена ропотом или благодарностью? 
  • Когда люди ошибаются, Вы  чаще ободряете или злитесь на них? 

        2. Зрелый человек чувствителен к другим людям. Вместо того, чтобы говорить: «мне, мне», он уважает, защищает и помогает другим в их нуждах. Не оказывает предпочтение или отвержение другим людям. Главное преступление, которое мы часто совершаем – это преступление против любви. 

         3. Зрелый человек управляет своим языком. Язык человека силен как для зла, так и для добра. Неуправляемые речи разрушают жизнь и отношения. Сплетни – есть слушание чего-то, что Вам нравится о ком-то, кого вы не любите. Самодисциплина начинается с языка. Это значит: важно иметь правильное отношение, и знать время и место когда говорить. 

 4. Зрелый человек есть миротворец. Он не создает проблемы. Есть две причины конфликтов: осуждение и эгоизм.
              Спросите себя: 

  • Люблю ли я спорить? 
  • Часто ли у меня конфликты с людьми? 
  • Легко ли меня обидеть? 
  • Легко ли мне ранить другого?

                Есть три причины не судить:  

  • Я не есть Бог. 
  • Только Бог имеет все факты. 
  • Я не знаю мотивов поведения этого человека. 

      5. Зрелый человек терпелив и благодарен. Эти два качества выражают то, что Вы не сосредоточены исключительно на своем я. Спроси себя: Как долго я могу ждать? И как часто я выражаю благодарность людям и Богу? 

Показатели личностной зрелости: 

  • способность заботиться о себе и о других людях 
  • способность брать ответственность за свой выбор и решения 
  • в равной степени уважать себя и других людей 
  • способность решать конфликты и справляться с кризисами 
  • умение управлять своими желаниями и другими импульсами 
  • способность учиться у других и признавать свои недостатки 

   Развитие данных качеств начинается в семье и в обществе людей, где растет будущий супруг или супруга. Если хочешь построить счастливую семью – принеси туда счастье с собой. Мы все не растем в идеальном окружении, которое способно было бы дать нам и научить всему, что важно и нужно для будущей самостоятельной и здоровой жизни. Поэтому мы вступаем в брак с разным «багажом».

   И в зависимости от того, какой он, нам приходиться прилагать большие или меньшие усилия для того, чтобы учиться принципам создания здоровых отношений. Чем больший уровень зрелости будет до брака – тем легче будет происходить процесс создания и развития семьи. 

   Одним из секретов успешного супружества является личностная зрелость обоих или хотя бы одного из двух людей. Чтобы создать счастливую семью нужно быть сформированной счастливой личностью уже до свадьбы.

Нужна консультация специалиста брачного агентства Heart-Hunter? 

Звоните: 8 800 775-91-31

33 вопроса

Источник: http://heart-hunting.ru/maturity.html

ovdmitjb

Add comment