Irvuz

Значимость. Определение, виды значимости в психологии активности

Активность – психология

Значимость. Определение, виды значимости в психологии активности

Понятие активности в сфере научных знаний неоднозначно, и в должной мере не освещается ни в общенаучных, ни в философских, ни в специальных психологических энциклопедиях и словарях.

Однако практически всегда активность выступает как универсальное свойство, присущее всему живому.

Но в одних случаях она соотносится с поведением; в других сопоставляется с деятельностью; в третьих определяется по составляющим ее компонентам.

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Такие, как активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля содержит следующее определение активности: «Активный — это деятельный, действующий, жизненный, живой, не косный».

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова активностью называется «активная, энергичная деятельность».

В «Кратком психологическом словаре» термин «активность» обозначается как «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, способность к самостоятельной силе реагирования… Она характеризуется в большой степенью обусловленностью производимых действий, спецификой внутреннего состояния субъекта».

В философии понятие активности рассматривается как универсальное, всеобщее свойство материи, выступающее в одних случаях •мерой направленного действия»; в других — «возбужденным состоянием объекта, обусловливающим обратное воздействие на действие», а в-третьих — «способностью материальных объектов вступать во взаимодействие с другими объектами».

В социологии чаще всего используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение.

В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию.

А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.

В психологии понятие «активность» применяется для обозначения грех неодинаковых явлений: 1) определенная, конкретная деятельность индивида; 2) состояние, противоположное пассивности (это не всегда актуальная деятельность, а порой только лишь готовность к деятельности, состояние, близкое к тому, что обозначается термином «уровень бодрствования»);

3) инициативность, или явление, противоположное реактивности (действие субъекта внутренне вовлеченно, а не бездумное реагирование).

Общим во всех, этих и других вариантах выступает указание на связь активности с энергией и мобилизованностью.

Научно обоснованный подход к осмыслению понятия активности подготовлен в отечественной психологии идеями Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе, Н.А. Бернштейна, Н.С. Лейтеса, работами К.А. Абульхановой, А.Г.

Асмолова, Л И. Брушлинского, А.В. Петровского, В.А. Петровского и других исследователей, раскрывших положения о культурно-историческом опосредовании психических процессов, о деятельности, соотношении «внешнего» и «внутреннего» и т.п.

Активность, по мнению Н.С. Лейтеса, выступает «как фактор, характеризующий психические процессы и свойства личности». При этом «под психической активностью — в самом общем виде — можно понимать меру взаимодействия субъекта с окружающей действительностью… как в форме внутренних процессов, так и… внешних проявлений».

Большое значение в науке придается «принципу активности». Н.А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в провозглашении определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма.

В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека.

В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

В психологии в рамках деятельностного подхода также наблюдается некоторое расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения.

В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом.

К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека (Ю.Б. Гиппенрейтер 1997).

Борис Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.

Сергей Рубинштейн выдвинул принцип, согласно которому внешние воздействия вызывают эффект, лишь преломляясь сквозь внутренние условия.

Данный принцип противостоял как представлениям о фатальной предопределенности активности со стороны внешних воздействий, так и истолкованию активности как особой силы, не зависящей от взаимодействия субъекта с предметной средой.

С данным принципом тесно связаны представления о направленности личности и идея пассивно-активного характера потребностей человека.

Особый подход к проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» утверждается в работах Алексея Леонтьева. В своей книге Деятельность. Сознание. Личность» он предложил формулу активности: «Внутреннее (субъект) воздействует через внешнее и этим само себя изменяет».

Дмитрий Узнадзе в своей теории указывал на наличие зависимости характера активности субъекта от имеющейся у него установки, то есть готовности человека воспринимать мир определенным образом, действовать в том или ином направлении. Активность при этом выступает как направляемая установкой и существующая благодаря установке, как устойчивая к возмущающим воздействиям среды.

Вызывает интерес трактовка понятия активности В.А. Петровского (1996), предлагающего рассматривать личность как подлинный субъект активности. В истории становления деятельности В.А. Петровский выделяет три последовательных этап: 1-й этап — функционирование (или жизнедеятельность особи как предпосылка деятельности).

Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур. Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением.

Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров; 2-й этап — деятельность как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения.

Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удаленный от него, но необходимый для функционирования.

3-й этап — активность как высшая форма развития деятельности.

В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта.

Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.

В.А. Петровский и А.В.

Петровский также ввели в психологию новое понятие «надситуативная активность», определяя ее в качестве движущего момента деятельности: «В актах выхода субъекта за рамки ситуации через преодоление обусловленных ею ограничений, иначе говоря, в явлениях надситуативной активности, с отчетливостью выступает момент движения деятельности, то есть то, что мы обозначаем как собственно активность субъекта». Здесь речь идет о надситуативной активности, в которой преодолевается ситуация за счет повышения активности субъекта, обеспечивающей «выход за пределы ситуации».

По мнению К.А. Абульхановой-Славской (1991), посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности.

Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели.

Тем самым, оценивая активность как часть деятельности, как ее динамическую составляющую, реализуемую ситуативно, то есть в нужный момент времени.

В 70-е годы, в начале разработки проблемы активности в отечественной психологии, интерес исследователей к категории активности был обусловлен также неприятием некоторых тенденций в общественной жизни, формировался особый взгляд на человека, преодолевающего барьеры своей природной или социальной ограниченности существа.

Источник:

Психология личности проблема структура активность

Тема: Психология личности — проблема, структура, активность.

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Источник: https://obu4ayka.ru/stati/aktivnost-psihologiya.html

Уровень статистической значимости (р)

Значимость. Определение, виды значимости в психологии активности

  • Здравствуйте! Вы на сайте автора работ по психологии.Здесь много моих статей, которые помогут написать ВКР.Имею психологическое образование и большой опыт написания работ.Быстро и качественно пишу на заказ любые работы по психологии.Правки руководителя и разъяснения включены в стоимость.Вы всегда можете связаться со мной.Пишите, звоните, оставляйте заявку на сайте. Буду рад помочь.

/ Статистические расчеты / Уровень статистической значимости

В таблицах результатов статистических расчётов в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии всегда присутствует показатель «р».

Например, в соответствии с задачами исследования были рассчитаны различия уровня осмысленности жизни у мальчиков и девочек подросткового возраста.

Среднее значение U-критерий Манна-Уитни Уровень статистической значимости (p)
Мальчики (20 чел.) Девочки (5 чел.)
Цели 28,9 35,2 17,5 0,027*
Процесс 30,1 32,0 38,5 0,435
Результат 25,2 29,0 29,5 0,164
Локус контроля – «Я» 20,3 23,6 23 0,067
Локус контроля – «Жизнь» 30,4 33,8 27,5 0,126
Осмысленность жизни 98,9 111,2 26 0,103

* – различия статистически достоверны (р0,05)

В правом столбце указано значение «р» и именно по его величине можно определить значимы различия осмысленности жизни в будущем у мальчиков и девочек или не значимы. Правило простое:

  • Если уровень статистической значимости «р» меньше либо равен 0,05, то делаем вывод, что различия значимы. В приведенной таблице различия между мальчиками и девочками значимы в отношении показателя «Цели» – осмысленность жизни в будущем. У девочек этот показатель статистически значимо выше, чем у мальчиков.
  • Если уровень статистической значимости «р» больше 0,05, то делается заключение, что различия не значимы. В приведенной таблице различия между мальчиками и девочками не значимы по всем остальным показателям, за исключением первого.

Откуда берется уровень статистической значимости «р»

Уровень статистической значимости вычисляется статистической программой вместе с расчётом статистического критерия. В этих программах можно также задать критическую границу уровня статистической значимости и соответствующие показатели будут выделяться программой.

Например, в программе STATISTICA при расчете корреляций можно установить границу «р», например, 0,05 и все статистически значимые взаимосвязи будут выделены красным цветом.

Если расчёт статистического критерия проводится вручную, то уровень значимости «р» выявляется путем сравнения значения полученного критерия с критическим значением.

Что показывает уровень статистической значимости «р»

Все статистические расчеты носят приблизительный характер. Уровень этой приблизительности и определяет «р». Уровень значимости записывается в виде десятичных дробей, например, 0,023 или 0,965.

Если умножить такое число на 100, то получим показатель р в процентах: 2,3% и 96,5%.

Эти проценты отражают вероятность ошибочности нашего предположения о взаимосвязи, например, между агрессивностью и тревожностью.

То есть, коэффициент корреляции 0,58 между агрессивностью и тревожностью получен при уровне статистической значимости 0,05 или вероятности ошибки 5%. Что это конкретно означает?

Выявленная нами корреляция означает, что в нашей выборке наблюдается такая закономерность: чем выше агрессивность, тем выше тревожность.

То есть, если мы возьмем двух подростков, и у одного тревожность будет выше, чем у другого, то, зная о положительной корреляции, мы можем утверждать, что у этого подростка и агрессивность будет выше.

Но так как в статистике все приблизительно, то, утверждая это, мы допускаем, что можем ошибиться, причем вероятность ошибки 5%. То есть, сделав 20 таких сравнений в этой группе подростков, мы можем 1 раз ошибиться с прогнозом об уровне агрессивности, зная тревожность.

Какой уровень статистической значимости лучше: 0,01 или 0,05

Уровень статистической значимости отражает вероятность ошибки. Следовательно, результат при р=0,01 более точный, чем при р=0,05.

В психологических исследованиях приняты два допустимых уровня статистической значимости результатов:

р=0,01 – высокая достоверность результата сравнительного анализа или анализа взаимосвязей;

р=0,05 – достаточная точность.

 Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Источник: http://dip-psi.ru/uroven-statisticheskoy-znachimosti

Активность личности в психологии

Значимость. Определение, виды значимости в психологии активности

Активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая активностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Категория активности является основой научного знания о психике, психическом развитии, познавательных и творческих возможностях личности.

Изучение природы, механизмов зарождения, развития и проявления активности человека имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные средства и пути, способствующие формированию активности личности, направленной на улучшение собственного благосостояния и благополучия общества.

Современное представление о природе, источниках, формах и видах, содержании и механизмах, формировании и проявлениях активности человека складывается на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем поведения, деятельности, общения, познания, действий и их мотивации.

Психологических проблем активности человека касались работы многих отечественных психологов разных времен. Однако основы современного понимания природы активности человека заложены прежде всего в работах М.Я. Басова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе. У М.Я.

Басова человек выступает как активный деятель в среде. Л.С. Выготский (1960), развивая идею активности индивида, рассматривает влияние исторического опыта человечества, сконцентрированного в знаках, на формирование активности человека. С.Л.

Рубинштейн (1934) сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Он рассматривал деятельность как специфическую для человека форму активности. В теории установки, разработанной Д.Н.

Узнадзе (1961), на основе рассмотрения развития установки субъекта анализируются закономерности психической активности.

Проблеме психофизиологической природы активности посвящены работы Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурии и ряда других ученых. Социальной природе активности наибольшее внимание уделяется в работах Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской, Е.В. Шороховой.

Проблема активности в течение многих лет не теряет своей актуальности и практической значимости. Еще А.Н. Леонтьев в одной из своих последних публикаций писал: «Наряду с проблемой установки в психологическом анализе открылась и еще одна, пожалуй, самая сложная проблема.

Это проблема явлений активности, которые образуют трудно улавливаемые в эксперименте, но, тем не менее, реальные моменты человеческой деятельности, возвышающие ее над функцией прямой или косвенной адаптации к наличным или предполагаемым требованием ситуации.

Моменты эти составляют как бы внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности и ее самовыражение.

Но эта проблема, на которую мы постоянно наталкиваемся в живой человеческой жизни, остается сейчас едва затронутой экспериментальным исследованием, и ее разработка в огромной степени остается делом будущего».

Активность изучается на физиологическом, психофизиологическом, психическом и социальном уровнях. Такой многоаспектный подход к изучению активности объясняется ее многосторонностью, многоуровневостью, сложностью. По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности.

Отечественные и зарубежные психологи продолжают интенсивно разрабатывать различные аспекты проблемы активности. Принцип активности человека в отечественной психологии основывается на деятельностном подходе к изучению психики.

В последние годы многие психологи обратились к проблеме субъектности и субъектной психической активности (А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко, В.Э. Чудновский и др.). Значительный вклад в изучение проблемы активности личности внес В.А. Петровский.

Он разработал концепцию неадаптивной (надситуативной) активности и связанную с ней концепцию персонализации. Особенно много теоретических и экспериментальных исследований проводится по психофизиологии саморегуляции поведения, деятельности в целом, активности (М.В. Бодунов, Э.А. Голубева, А.И. Крупное, В.М.

Русалов и др.).

Активность — это постоянное разрешение субъектом проблем его жизнедеятельности, даже при отсутствии выраженных форм действия, поведения. Пространство активность – пассивность существует как поле борьбы мотивов, выбора форм действий, утверждения принципов и т.д.

, где пассивность занимает важное место в выработке позиции субъекта. Активность/пассивность представляет собой сложно структурированное состояние, присущее в разных формах каждому индивиду.

Поэтому очень важно различать разные типы, уровни и формы проявления активности.

При рассмотрении человеческой активности выделяются и анализируются самые разные ее уровни и типы:

  • – физиологический (Владимир Бехтерев, Иван Павлов, И.М. Сечении, Л.А. Ухтомский и др.);
  • – психофизиологический (К. Анохин, Н.А. Бернштейн, М.В. Водунов, Э.А. Голубева, А.И. Крупное, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицын);
  • – психический (Михаил Басов, Лев Выготский, Алексей Леонтьев, В.Н. Мясищев, Сергей Рубинштейн, Дмитрий Узнадзе и др.);
  • – социальный (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.Ф. Помов, Е.В. Шорохова и др.);
  • – субъектный (В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко, В.Э. Чудновский).

Так, Ананьев Б.Г. выделял три основные формы человеческой активности: познание, труд и общение, которые проявляются в процессе жизнедеятельности в связи с решением определенных задач, в конкретных поступках.

Как особая форма активности, выделяется техническое и научное творчество, рассматриваемое многими исследователями (Э.С. Чугунова, Е.С. Кузьмин, А.Л. Журавлев, А.И. Китов, Б.Ф. Ломов и др ).

К формам активности также относят: рефлексию и поведение (В. И. Секун); ценностно-ориентационную, преобразовательную пин творческую, коммуникативную, художественную (М.С. Каган); Практическую, когнитивную (А.А. Грачев); информационно-коммуникативную, побудительную (Г.М. Андреева, Л.А. Карпенко, Б.Ф. Ломоа).

По мнению Д.Н. Узнадзе, формы активности образуют определенную иерархию:

  • * активность индивида – общение, потребление, удовлетворение любознательности, игра;
  • * активность субъекта – удовлетворение эстетических потребностей, развлечения, уход за другими и за собой, выполнение общественных требований;
  • * активность личности – художественное творчество, спорт умственный и физический, обслуживающий труд, общественная деятельность.

А.В. Брушлинский все вышеназванные формы называет видами активности, дополняя их созерцанием. Кроме того, в современной психологической литературе активность человека подразделяется на произвольную и непроизвольную формы ее проявления.

Факторы, определяющие активность личности

В исследованиях К.А. Абульхановой-Славской выделены типы активности, различающиеся по признакам: устойчивость-неустойчивость, уверенность-неуверенность, преобладание либо сочетание инициативы и ответственности.

При этом для характеристики активности личности исследователь пользовалась такими показателями, как удовлетворенность – неудовлетворенность (действиями), стремление к успеху – избегание неудачи, уровень притязаний.

По ее мнению, активность представляет собой личностный уровень, способ и качество удовлетворения высших ценностных потребностей личности, которая ищет, создает или преобразует условия их удовлетворения в соответствии с позициями личности, ее ценностями И предъявляемыми к ней требованиями. «Активность – это способ выражения потребностей личности, в котором уже интегрируются представления личности о своих способностях и возможностях. Здесь личность формулирует свое «право» на удовлетворение потребности, которое и выражается в определенном уровне притязаний.

Исходя из этого понимания активности, исследователь полагает, что она носит не универсальный, а индивидуализированно-типолологический характер. Единые структуры и тенденции активности складываются в некоторые варианты, которые мы называем типами.

Одни личности преимущественно опираются на внешние социально-психологические опоры, другие – преимущественно на внутренние, третьи оптимальным или противоречивым образом соединяют и т.д.

Первые регулируются механизмами подражания, поддаются внушению, действуют адаптивным образом, вторые опираются на собственные критерии, саморегулятивны, уверены в своих действиях, автономны в своих решениях и т.д.

Указанная типология, помимо притязаний и саморегуляции (характера внешних и внутренних опор, определяющих степень автономии механизмов саморегуляции), включает удовлетворенность, то есть отношение к результату.

Итак, К.А Абульханова-Славская в своем исследовании активности личности раскрыла и обосновала различные типы личности, отличающиеся по характеру проявления активности, определяемой исследователем по взаимосвязи между проявлениями инициативы и ответственности:

I. Гармонический тип. К нему относятся люди, для которых связь между инициативой и ответственностью оказалась наиболее оптимальной. Лица данного типа, выдвигая инициативу, принимали на себя ответственность за ее выполнение. Замыслы по реализации инициативы были проблемными и конструктивными.

II. Продуктивный тип. К нему относятся лица, которые, выдвигая проблемную инициативу для решения задачи, не видели себя исполнителями инициативы, однако ввиду увлеченности брали на себя ответственность.

III. Рефлексивный тип, представители которого обладали гиперответственностью, повышенным контролем, самокритичностью. Но эти качества ослабляли инициативу. В результате люди данного типа проявляли несамостоятельность, ища поддержки со стороны.

IV. Исполнительский тип, к которому относятся лица, принимающие на себя ответственность за решение задачи, но не проявляющие самостоятельность на стадии исполнения. Они при этом прибегают к помощи инструкций или подражания, гася свою инициативу.

V. Функциональный тип личности, который характеризуется тем, что люди не принимают на себя ответственность, однако ориентируясь на социально-психологическое окружение и воспользовавшись готовыми способами исполнения заданий, не проявляя самостоятельности, они активны при реализации готового решения, то есть обнаруживают продуктивность.

VI. Созерцательный тип, к которому относятся лица, выдвигающие сложные конструктивные инициативы, но не берущие на себя ответственность за их исполнение, не проявляющие самостоятельности. Лица данного типа отличаются стремлением заявить о себе. Проявление собственного «Я» гасит возможность реализации выдвигаемых инициатив.

Таким образом, инициатива, ответственность и различные формы их связи выступают как разные способы моделирования пространства активности (проблемно- или личностно-конструктивные) с преобладающим использованием внутренних или социально-психологических критериев, опор и т.д. Наиболее высокий уровень активности проявляется при гармоническом и продуктивном сочетании инициативы и ответственности с сохранением автономии личности.

В.А. Петровский обосновал особый тип проявления активности субъекта – надситуативную активность, которая «характеризует тенденцию субъекта действовать над порогом внешней или внутренней ситуативной необходимости, выходить из рамки исходной ситуации…».

Определяя описанные случаи выхода из ситуации как явления надситуативной активности, В.А. Петровский выделяет два их уровня:

  • 1) как явления «сверхеитуативности», то есть избыточности действий субъекта по отношению к тем требованиям ситуации, которые определяют критерии эффективности его поведения и принимаются им за исходные;
  • 2) надситуативная активность может выступать на уровне «контрситуативности». «Это случай, когда субъект действует вопреки побуждениям, ограничивающим возможности свободного развития его… Всякое контрситуативное действие сверхситуативно (избыточно), но, разумеется, не всякое действие, выполняемое над порогом ситуативной необходимости, является действием, направленным на преодоление ситуативных ограничений… Именно в случае контрситуативности говорится о факте выраженного несовпадения процессов реализации деятельности на заданном уровне и процессов развития деятельности, иначе говоря, о факте обособления момента активности в самостоятельный момент движения…».

особенность явлений надситуативной активности состоит в том, «что субъект, действуя в направлении реализации исходных требований ситуации, выходит за границы этих требований; моменты активности предстают при этом как бы обособленно в фактах «выхода» субъекта за рамки ситуации».

Итак, в настоящее время не существует единого подхода к дифференциации активности, как в определении ее сущности, так и в подходах к типологии.

В ряде случаев по одним и тем же признакам выделяются формы, в других – типы, в третьих – виды или уровни активности.

То есть отсутствует четкая иерархия подразделения и взаимосвязи форм, типов, видов, уровней активности, что приводит к подвижности, неустойчивости существующей классификации активности.

Page 3

Перейти к загрузке файла
психофизиологический активность человек

  • 1. Леонтьев Д.А. Очерки психологи личности: Уч. пособие для студентов вузов: 2-е изд. – М.: Смысл, 1997.
  • 2. Водопьянова Н.Е., Штейн М.В. Оценка оптимизма и активности личности // Практикум по психологии здоровья/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 2005.
  • 3. Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/1865789/psihologiya/aktivnost_lichnosti_psihologii

1. Понятие деятельности в психологии

Значимость. Определение, виды значимости в психологии активности

Существует множество эмпирических ифеноменологических оснований дляописания и характеристики различныхвидов деятельности человека:

  • Индивидуальная и совместная, творческая и рутинная.
  • Игровая, учебная, трудовая (производственная).
  • Деятельность по преобразованию предметов физического мира и деятельность по преобразованию сознания и поведения других людей (деятельность общения).
  • Внешняя (предметно-практическая) и «внутренняя» (умственная) деятельность.

Вотечественной психологии термин«деятельность» фиксирует теоретическоепонятие:

Деятельность– это подчиненнаяопределенному мотиву целенаправленнаяактивность субъекта, обеспечивающаяудовлетворение каких-либо потребностей.

2. А.Н. Леонтьев

https://www.youtube.com/watch?v=K3UMjI2ZHq4

Теория развития и функционированияпсихики человека в общественнойдеятельности

1. Что выступает предметом исследования психологии как самостоятельной науки?

Психология– наука о порождениии функционировании вдеятельностииндивида психического отраженияреальности – «образа мира»,который обеспечивает ориентировкусубъекта в предметном мире и организациюдеятельности(поведения).

2. Что представляет собой деятельность в контексте психологического анализа?

Деятельностьэто единица жизни,опосредованная психическим «образоммира» (психической ориентировкой,психическим отражением), котораяпредставляет системный процесс: а)имеющий сложную функциональную структуру,б) развивающийся на основе «внутренних»и «внешних» факторов и условий («движущихпротиворечий»), в) порождающий иразвивающий психику – «образ мира».

  • Реальная жизнь людей – это иерархия формирующихся и сменяющих друг друга деятельностей.

Анализ человеческой деятельности можетиметь:

  • Исполнительно-технологический (непсихологический) характер, когда деятельность анализируется на основе внешне наблюдаемых результатов (продуктов) и способов их получения: а) деятельностькак система действий, обеспечивающих получение определенных конечных результатов; б)действия, как системы операций, обеспечивающих получение конкретных результатов; в)операции, как способы и приемы выполнения действий в разных условиях.
  • Смысловой (собственно психологический) характер, где любая активность человека: а) по отношению к мотивусубъекта выступает в качестве деятельности, имеющей личностный смысл; б) по отношению к поставленным субъектомцелям– в качестве действия или системы действий; в) по отношению кспособам психической ориентировки, планирования и исполнения действия в конкретных предметных условиях – как система операций.

4. Какие составляющие компоненты включаются в психологическую структуру человеческой деятельности?

Психологическая структура деятельностивключает ряд составляющих компонентов:

Потребность– внутреннеепобуждение организма к активности, воснове которого лежит нужда организмав каких-либо внешних предметах илиусловиях.

  • Потребность переживается в форме органических (физиологических) и эмоциональных (психических) состояний.
  • Исходно потребности запускают ненаправленное поисковое поведение, которое обеспечивает обнаружение предметов, удовлетворяющих потребности.
  • Предметы, обеспечивающие удовлетворение потребностей, в последующем начинают направлять активность организма, преобразуясь в мотивы.

Мотив– «опредмеченнаяпотребность» – предмет (воспринимаемыйили представляемый), который служитудовлетворению потребности и на которыйнаправляется жизненная активность(деятельность) субъекта.

  • Развитие предметного содержания потребностей и мотивов в процессах реализации действий деятельностей – есть процесс развития потребностно-мотивационной сферы субъекта.
  • В человеческом обществе мотивы формируются и развиваются через производство новых предметов и овладение способами их использования в разделенных с другими людьми действиях.
  • Мотивы в деятельности человека выполняют побудительную, направляющую и смыслообразующую функции.
  • Один и тот же мотив (предмет) может удовлетворять разные потребности; одна и та же потребность может удовлетворяться через разные мотивы (предметы).

Осознаваемыецели,которые достигаются посредствомдействий, благодаря чемуреализуется процесс деятельности.

  • Процесс деятельности реализуется посредством действий, каждое из которых подчиняется промежуточной осознаваемой цели и включает ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную части.
  • Всякое действие и всякую цель можно рассматривать: а) в объективных предметных связях и отношениях – как имеющие объективные значения; б) в отношении к потребностям и мотивам субъекта – как приобретающие субъективный личностный смысл.
  • По отношению к любому текущему целенаправленному действию человека мотивы выстраиваются в иерархические отношения и связи друг к другу.

Автоматизированные способыориентировки, планирования, исполнения,контроляи коррекциивсоставе целенаправленных действий–операции.

  • Каждое действие складывается из операций, которые представляют собой автоматизированные способы ориентировки, планирования, реализации, контроля и коррекции целенаправленного действия.
  • Следует условно различать технологические, исполнительные операции и психические, операции, обеспечивающие предварительную ориентировку и планирование действий.
  • Используемые операции зависят от: а) внешних средств и условий, в которых действие реализуется; б) от имеющихся у субъекта автоматизированных способов ориентировки, планирования и автоматизированных способов реализации действий.

Источник: https://StudFiles.net/preview/976043/page:3/

Значимость |

Значимость. Определение, виды значимости в психологии активности

Прежде чем начать деловое общение с каким-либо человеком, мы стремимся собрать информацию о том, что он из себя представляет: каковы его социальный статус, значительность, престиж.

Другими словами, какова его значимость.

В интернете принято делить значимость на объективную и субъективную.

  При этом под объективной значимостью понимают оценку человека по его имиджу, интеллекту, мировоззрению, по его навыкам и привычкам, а под субъективной значимостью — ценность, важность, значение человека для вас, в зависимости от его положения в вашем поле. То есть, сначала вы можете сделать оценку объективной значимости человека, а затем, учитывая его значение в вашем поле, — субъективную.

Такое деление, на мой взгляд, не является корректным, поскольку, по определению:

Способ оценки значимости человека в разных социумах — различен, поскольку различны оценочные критерии.

К примеру, есть этнические народы, где мужчину оценивают по его умению  добывать материальные ценности. Спёр, притаранил домой – значит, — молодец, орёл! Моральный аспект способа добычи ценностей значения не имеет. Для цивилизованных народов — это не приемлемо.

Значимость может измениться, когда объект оценивания оказывается на другой территории.

У меня есть знакомый, Иваныч, пожилой мужик, который круглый год живёт в домике на озере, где чудесная рыбалка. Лет уж как десять, к нему «прибился» некий директор холдинга, «зелёный» миллионер (значимость которого, на той территории, где он живёт и работает, чрезвычайно высока).

Он довольно часто приезжает к Иванычу, прогоняет охрану; они рыбачат, варят уху на костре, выпивают. Им нравится общаться. Думаю, и тот и другой считают друг друга друзьями. Интересно то, что на той территории, где они общаются, значимость Иваныча — выше.

На рыбалке, случается, Иваныч даже покрикивает на миллионера.

Человеку свойственно постоянно мониторить собственную значимость посредством самооценки.  Мы оцениваем себя и делаем социальные выводы. Например, нам психологически сложно набиваться в друзья человеку, значимость которого гораздо выше, чем у нас. Если же тот первым делает шаг к установлению отношений, мы бываем рады и охотно идём навстречу.

Если нам в друзья пытается навязаться человек, значимость которого гораздо ниже нашей, мы, как правило, стараемся этого избежать.

Человек может менять свою значимость, чем, впрочем, он всю жизнь и занимается. Если мы сумели существенно увеличить свою значимость, те, кто раньше был равнодушен к нам, начинают искать возможности общения с нами. Или даже не решатся напомнить о себе.

Приведу пример того, когда значимость великого человека, даже в рамках одного социума, может быть ну очень неоднозначной.

Мнения людей о значимости вождя и его роли в Великой Отечественной войне порой просто диаметрально противоположны.

Одни считают, что он игнорировал предупреждения внешней разведки о готовности Германии к нападению на СССР, уничтожил к началу войны высший командный состав и запретил реагировать на провокационные действия потенциального противника, — всё это привело к таким колоссальным потерям в первые месяцы войны, что страна с огромным трудом смогла их компенсировать.

Другие же склонны считать, что СССР вышел победителем во Второй мировой войне только благодаря гению товарища Сталина, с именем которого люди шли в бой.

Истина, скорее всего, находится где-то посередине.

Великих людей нужно оценивать с большого временного расстояния, потому, что подлинную картину событий суждено будет узнать только нашим потомкам, когда уйдут в мир иной дети, внуки и правнуки участников эпохальных событий, когда улягутся страсти, исчезнут эмоции, пропадёт заинтересованность очень значимых людей, и историки перестанут сочинять “заказуху” и будут допущены в секретные архивы.

Время тушит страсти и лишает смысла интересы.

Петр Алексеевич Романов

Если взять, к примеру, Петра Алексеевича Романова, — оценки его значимости, и оценки его роли  на процесс развития и становления России у всех людей практически одинаково позитивны и имеют статус великих.

И это даже не смотря на то, что и голов Петр Алексеевич порубил немало, и Санкт-Петербург на костях построил. Да и с народом он не особо церемонился. Но время прошло, страсти улеглись, результаты — остались.

Собственную значимость человек определяет посредством самооценки не всегда, впрочем, корректно

Источник: https://worldmanipulator.ru/znachimost/

ovdmitjb

Add comment