Irvuz

Жизненный путь человека и судьба

Жизненный путь человека и судьба

Жизненный путь человека и судьба

Версия шаблона 2.1
Филиал Челябинский
Вид работы Курсовая работа
Название дисциплины Психология развития и возрастная психология
Тема Жизненный путь человека и судьба
Фамилия студента Чепилевская
Имя студента Алина
Отчество студента Николаевна
№ контракта 11603100701002

  Основные данные о работе

  Введение

  Основная часть

    1. Теоретические аспекты понятия жизненного пути в отечественной психологии

    2. Понятие судьбы человека и место в ней жизненных сценариев

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложения

Введение

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.

Представляется, что анализ тематики жизненные сценарии личности достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Говоря о  научной разработанности проблематики, жизненного сценария личности, следует уточнить, что данной темой уже занимались  различные авторы (Л.И. Анцыферова,  Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинин, К.В. Карпинский, Н. А.

Логинова,  С.Л.  Рубинштейн в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете.

Проблема заключается в  недостаточной разработанности  исследований по данной теме «Жизненный путь человека и судьба».

Жизненный путь – важная  научная проблема,  активно исследуемая в психологии. На формирование жизненного пути огромное влияние оказывает семья и именно она имеет  большое влияние на формирование личности ребенка.

Она предоставляет возможность  ему познавать мир, формирует у него определенные взгляды и убеждения, установки. Первая социализация ребенка происходит в семье.

Из семьи ребенок  выносит основные стереотипы и правила поведения, традиции и отношения, принятые в обществе, представления человека о том, как сложится его жизнь, судьба, чего он добьется в этой жизни.

Объект данной курсовой работы –  жизненный путь человека.

Предмет данной курсовой работы: факторы и условия, формирующие и влияющие на жизненный путь человека.

Цель данной курсовой работы: изучить структуру жизненного пути и его развитие.

Задачи данной курсовой работы:

1. изучить теоретические аспекты понятия жизненного пути;

2. рассмотреть представления о судьбе, как о жизненном пути;

3. изучить жизненные сценарии в судьбе человека.

Структура данной курсовой работы. Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложения.

Во введении устанавливается объект, предмет, цель, задачи исследования.

В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы жизненного пути человека как проблемы в отечественной психологии. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность.

Во второй главе рассмотрены директивы а также развитие жизненного сценария.

В заключении представлены выводы по данной теме.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.

Теоретическая значимость выражается в изучении данной темы в различных источниках  как российских авторов, так и зарубежных.

Практическая значимость состоит в том, что изучение данной темы позволит подробнее подходить к изучению данного вопроса.

1 Теоретические аспекты понятия жизненного пути в отечественной психологии

1.1 Жизненный путь человека как проблема

В психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н.А. Рыбников, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг.

в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева в Ленинграде. С.Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в «Основах общей психологии».

В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию [10, с. 144].

Известный психолог Б.Г. Ананьев в своей работе [3] трактовал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. По Б.Г.

Ананьеву онтопсихология – наука, объединяющая  в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую, направленную на изучение личностного развитие  в процессе жизненного пути человека или индивида.

Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека. Б.Г. Ананьев четко  различал две тесно связанные особые формы [3].

1) онтогенез – развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни.

2) жизненный путь, который строится по социальным проектам во времени, нумеруется и датируется событиями истории и биографии.

В 1935 году в труде «Основы психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути. Он говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать главным изменением в жизни личности. Жизненный путь у С.Л.

  Рубинштейна – не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь – это целое, непрекращающееся явление; каждый человек, имеет свою личную историю и становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю.  Для С.Л.

  Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и непосредственно влияет на него. Каждый этап важен и играет свою роль в жизненном пути человека, но не предсказывает  его исход с фатальной неизбежностью.

Главной и центральной проблемой личной жизни – человек может стать предметом его собственной жизни. Личность как субъект жизни – это идея личности – активной личности, строящей условия жизни и свое отношение к ней (здесь влияет и семья, и традиции, и образование).

Предметом его жизни, человек становится из – за способности решать свои проблемы, быть ответственным за свои действия за счет ответственности и отношений с другими людьми. Индивид становится субъектом жизни в том смысле, что она производит способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность за себя и других за последствия такого решения [14, с. 20].

Автор многих трудов К.А. Абульханова–Славская после разработок  за С.Л. Рубинштейна предлагает интерпретировать жизненный путь личности в его целостности, а сам путь жизни должен заключаться в раскрытии и разрешении настоящих причин проблем, а не в уходе от них путем жизненных смен обстановки. К.А.

  Абульхановой-Славская ввела термин «жизненная стратегия», которая определяется как  индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизненного пути, которая соответствует  ценностям этой личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия – это выбор самой личности, определение и реализация ценностей жизни. К.А.

  Абульханова-Славская подразумевает под нравственными ценностями этические ценности [1, с. 156].

В.Н. Дружинин, рассматривая в своих трудах понятие жизненного пути, выдвинул гипотезу, что «существуют независимые от человека, изобретенные человечеством и происходящие во времени жизни многие варианты в  жизни человека. Люди, в зависимости от обстоятельств, могут выбрать тот или иной вариант.

Степень свободы человека и мера давления внешнего мира – социальной среды, зависят от конкретных исторических условий. Понятие «жизненный путь» – это целостный психологические особенности  индивида, и определяется как особенность отношения человека к своей жизни. Вариант формы жизни, «характеризует ее.

Индивид становится представителем  «жизни личностного типа».

Таким образом, в рамках описания  жизненного пути понимается качественная реализация личностью своего жизненного сценария. И естественно, чтобы раскрыть и описать определенные ценности и смыслы жизни, необходимы инструменты жизненных стратегий для их достижения. В этом смысле понятие «вариант жизни» является синонимом «жизненного сценария».

Несмотря на некоторый артистизм в названиях типа: В качестве независимых параметров типа жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь-это пустая трата времени» и «жизнь против жизни» – в них лежит определенная психологическая реальность.

Рассмотрим варианты жизни подробнее [7, с. 88]:

1) «Начну Жизнь с завтрашнего дня» – это вариант жизни, в котором личности отводится второстепенная роль мечтателя о лучшей судьбе. Человек, реализующий этот вариант, как правило, имеет много планов на будущее и хорошее чувство временной перспективы, но для практической реализации намеченных мероприятий это проблема.

Человек каждый день откладывает на завтра реализацию важных дел. В итоге, подготовительный этап жизненного пути растянут во времени, и времени для реальной жизни на самом деле не остается. Это вечный статус ребенка.

У человека, живущего такой жизнью, наступает разочарование и досада за напрасно потраченные впустую годы к годам тридцати, сорока.

2) «Моя Жизнь как творчество» – это вариант жизни, в котором личности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над своей судьбой. Жизненный путь творческой личности отличается от нормативных моделей жизни, нередко представляется бунтом против устоявшегося образа жизни.

В самом деле, у личности возникает внутреннее бунтарство и отвращение к реальности жизни, стремление избежать горьких разочарований в жизни. Личность, выбрав этот вариант жизни, в основном, ведет богемную жизнь и смотрит свысока  на других людей.

Смысл творчества в том, чтобы показать тщетность и бесполезность усилий, направленных на достижение внешней комфортности, респектабельной жизни. Необходимо сосредоточить все свое внимание на изменение внутренней жизни, на очищение души [6, с. 155].

3) «Жизнь как достижение» – это вариант жизни, в котором человек выступает в роли «человека действия», «человека, сделавшего сам себя». психологическая особенность этого варианта жизни –  настоящее время (сделать здесь и сейчас), и «поклонение» будущему.

Люди часто  жертвуют  настоящим ради будущего, которое маячит на горизонте. Время жизни рассматривается как ресурс для реализации максимального количества целей, задач,  ведущих к улучшению будущего.

Наиболее яркие примеры этого параметра жизни – карьеристы, прагматики и трудоголики.

4) «Жизнь есть сон» – это вариант жизни, характеристикой которого является уход личности от реальной жизни в иллюзорный мир переживаний и страданий. Человек, претворяя  этот вариант жизни, проводит созерцательной, пассивный образ жизни. В.Н. Дружинин описывает это состояние как некий «психологический анабиоз».

Очень часто этот вариант жизни в сопровождении употребления наркотиков, алкоголя  и других психотропных веществ, который имеет эффект дереализации (уход от реальности). Это чувство нереальности «внешней» жизни и в то же время чувство реальности приветствовать «домашнюю, затворную жизнь».

Данный вариант жизни очень известен  в культурах и религиях Востока, исповедующих принцип невмешательства в естественный ход жизни (жизнь по течению), например, в дзен-буддизме [6, с. 145].

5) «Жизнь по правилам» – это вариант жизни, для которого характерна высокая нормативная регламентация жизнедеятельности личности. В любой культуре и в любом обществе существует набор правил, которые предписывают социально желаемые процедуры реализации личности в жизни.

Те, кто выбивается из нормативного графика жизни должны быть наказаны. Согласно В.Н. Дружинина, жизнь по правилам полезно тогда, когда она лишает человека трудное бремя выбора: ведь все уже позади.

Эта функция жизни широко распространенна в странах с тоталитарным или авторитарным режимом, репрессивная система норм и правил социального взаимодействия.

6) Следующая установка личности «Жизнь – пустая трата времени» – это вариант жизни, в структуре которого основным занятием личности является пустое и бесцельное времяпрепровождение. Данный вариант привлекает многих людей тем, что в нем заложена гомеостатическая ориентация.

  Это значит, что у человека нет нужды применять силу ради достижения жизненных целей, силиться преодолеть негативные обстоятельства, беспокоиться о том, как идут дела.

Львиную долю жизни отнимают занятия, направленные на пустую растрату своего  времени, иногда в ущерб другим окружающим их людям [6].

7)  Вариант жизни – «Жизнь против жизни» – это вариант жизни личности, в котором основной главной  силой является борьба за выживание в обществе. Человек, который избрал для себя этот  вариант жизни, становится на «тропу войны» против всех, независимо, враги это или нет. Речь идет не о войне в привычном смысле слова, но жертвы и пострадавшие от жизнедеятельности такого человека всегда есть.

Это может быть более завуалированная форма борьбы за социальные блага, например, конкуренция в обществе и жесткое соперничество, борьба за «место под солнцем».  Этот вариант жизни в своих крайних формах распространен в милитаризованных обществах или обществах с низким уровнем экономического развития, но и встречается в жизни, когда борьба неуместна [14, с. 25].

Источник: http://student.zoomru.ru/psih/zhiznennyj-put-cheloveka-i-sudba/256302.2213197.s1.html

Жизненный путь личности

Жизненный путь человека и судьба

Цели, поступки, отношение к окружающим, ведение личной жизни, формирование отношений, участие в профессиональной сфере. Эти области касаются индивида и в науке объединены под одним термином – жизненный путь человека.

Поскольку люди во время существования затрагивают множество областей, то изучают жизненный сценарий философы, психологи, этнографы, социологи. Но, ближе к жизненному пути психология. Эта наука изучает становление личности, постановку целей, достижение задуманного.

Что собой представляет жизненный путь личности?

Понятие жизненный путь личности

Что скрывается под этими тремя словами? Жизненный сценарий человека протекает по индивидуальной схеме. Нет одинаковых или похожих историй. Личность отличается от других существ на планете образом жизни. Человек не только существует и проходит этапы развития по отношению к временному отрезку, но и закладывает основы личностного становления.

Понятие жизненный путь личности включает множество аспектов и зависит от места обитания человека. Так законом установлена норма закончить среднее образование, обществом – выйти замуж или жениться, продолжить род.

Социум к этим понятиям устанавливает сроки, когда следует закончить учебу, создать семью. Нормы давят на человека и заставляют придерживаться установок. Не принято становиться студентом в 40 лет или жениться в 50.

Хочет человек или нет, но подсознательно он строит жизненный путь с учетом установленных норм. Небольшие отклонения и отличия являются индивидуальным жизненным сценарием.

Получается, на развитие жизненного пути человека влияют психологические, возрастные, общественные, социальные факторы и личные желания.

Проблема жизненного пути личности

В научном мире данным вопросом впервые озадачился Рубинштейн С.Л. Именно на него и его работу «Человек и мир» ссылаются при изучении предмета в высших заведениях и трактовании проблемы жизненного пути личности. В своих трудах автор ссылается на личную жизнь человека, которая оказывает влияние на развитие жизненного пути.

У каждой личности свои взгляды на отношения, быт и другие сферы. Совокупность этих понятий формирует жизненный мир человека. Отсюда вытекает мотивация личности и выстраивается индивидуальный сценарий. На развитие жизненного пути влияет качество и глубина отношений.

При их изменении корректируются действия человека, и меняется сценарий.

Личность развивается в зависимости от поступков, решений, ответственности. Участие в развитии отношений формируют субъекта жизни. Получается, что индивид меняется и развивается в ходе жизненного пути. Данное явление автор назвал деятельностным опосредованием.

Проблемой жизненного пути личности занимался ряд специалистов:

Леонтьев А.Н. Его теория основана на том, что быт людей складывается из действий, которые они практикуют. На основании этого формируется индивидуальный сценарий. Следовательно, жизненный путь складывается только из тех видов деятельности, которые осуществляет конкретный человек.Ананьев Б.Г.

Основной упор делает на происшествиях, с которыми человек сталкивается в жизни. Из них формируется индивидуальная жизнь личности. Происшествия автор разделяет на две группы, которые взаимосвязаны между собой. Первая касается среды и окружения. Это природные факторы, социальные изменения.

Вторая группа формируется на фоне жизненных обстоятельств, другими словами исходит из поведенческого фактора.

Абульханова-Славская К.А. Теории строится на том, что человек зависим от множества факторов: социальных норм, жизненных условий, структур. Личность опирается на условия, проводит сравнительный анализ.

задача индивида – это сравнить себя с установленными нормами и найти место в жизни. При этом социум заинтересован в развитии индивида. Но, человек самостоятельно создает условия для получения профессиональных навыков, формирует семейные отношения, заводит социальные связи. Из этого выходит основная мысль.

Необходимо осознать жизненный путь как проблему, не допуская стихийного развития, а подключая усилия и ум.        

По мнению последнего автора, жизненный путь представляет структуру, складывающуюся из трех составляющих:

жизненной позиции – выбор человека как вести свою жизнь, который отображается на жизненных проявлениях;жизненной линии – возможности и потенциал людей, которые зарождаются в настоящем и переходят в будущее;

смысла жизни – включает осознание конкретной личностью жизни, как целостной машины.

Влияние возраста индивида на жизненный путь личности

На жизненный сценарий влияют возрастные ожидания. Человек подстраивается под установленные нормы, иногда отклоняется от них. Изменения, касающиеся опережения следующего возрастного этапа вызывают у окружающих восхищение.

Таким образом, личность завоевывает авторитет. В свою очередь отставание от возрастных установок вызывает у общественности негативные эмоции. Человек реагирует на такие осуждения болезненно.

Из этого видна прямая связь, как влияет возраст индивида на жизненный путь личности.

Осталось выяснить, какой возраст рассматривается при притягивании личности к социальным нормам. Существуют следующие понятия:

Биологический возраст. Не всегда совпадает с цифрой в паспорте. Для определения берется состояние здоровья человека, учитывается, как протекает обмен веществ. Полученные данные сравнивают со среднестатистическими показателями схожего индивида.Психологический возраст.

Рассматривается развитие человека, эмоциональная и психологическая составляющая. Затем проводят сравнительный анализ, ориентируясь на психические показатели, признанные нормой для конкретного возраста.

Из подобных исследований исходят заключения: гиперактивный, инфантильный или слишком умный человек.

Социальный возраст. Изучаются навыки, которыми обладает личность на данный момент.

Деятельность индивида сравнивается с общепринятыми нормами, которыми должен обладать среднестатистический человек.                                                  

Жизненный путь со стороны социологии рассматривается с учетом программ, установок, целей индивида. Психологи же изучают формирование взгляда человека на жизнь, реальное представление себя в будущем. Социология включает уровень оптимизма и представление будущего человеком с учетом определенных социальных групп и конкретных жизненных обстоятельств.

Развитие и жизненный путь личности

Рассматривая этот вопрос, за основу берут изучения Бюлера Ш. Для определения концепции, жизненный сценарий человека рассматривался с учетом линий развития (было найдено 97 видов). Линии касаются разных сфер: социальной, психологической, профессиональной, семейной, трудовой. На основании исследований были выведены 5 фаз, определяющие развитие и жизненный путь личности:

Первая фаза не включается в жизненный сценарий человека. Считается, что от рождения и до возраста 16–20 лет личность еще не создала семью и не начала профессиональную деятельность.                
Второй период посвящается поиску второй половинки, попытках завязать контакты. С 16–20 лет и до 30 человек пробует различные виды деятельности.

В этот период появляются первые мечты, цели, наброски будущей жизни. Вторая фаза характеризуется жаждой действий наравне с неуверенностью и рассеянностью.
Третья фаза включает зрелый возраст человека. Максимальный порог от 25 до 50 лет. Начало третьего периода определяется созданием семьи или постоянной профессией.

Человек ставит реалистичные цели, достигает их. Благодаря этим действиям формируется самооценка личности.

Четвертая ступень от 45 до 70 лет. Происходит постепенный спад жизненной активности. Профессиональная деятельность завершается выходом на пенсию, дети вырастают и покидают семейное гнездышко. Это время итогов и самокопаний.

Для многих тяжелый период, поскольку включаются процессы старения, происходит биологическое увядание. Пожилой человек склонен к ностальгии, предается воспоминаниям, остается в одиночестве. Будущие планы строятся с учетом подведенных итогов и сегодняшних обстоятельств.
Пятая фаза. В возрасте от 65 лет люди прощаются с работой.

Цели, поставленные в юношестве, становятся неактуальными. Мысли человека остаются в прошлом, снижается социальная активность. Личность сосредотачивается на хобби, путешествиях, отдыхе. О будущем думать не хочется, так как очевиден скорый конец жизни. Подводится окончательная черта жизненного пути. Человек, выполнивший цели, чувствует удовлетворение.

Личность, не достигшая поставленных задач, испытывает разочарование.

Выбор личностью своего жизненного пути

Человек так устроен, что жизненные ошибки и неудачи списывает на коварства судьбы. А удачу присваивает на свой счет, рассказывая какие титанические усилия были приложены для достижения цели.

Начните анализировать ошибки, понимать, почему произошло так. С этого и начинается выбор личностью своего жизненного пути. Анализа и понимания, что последует после совершения действий или поступков.

Жизненный путь человека включает доход, успех, профессиональную деятельность и мировоззрение. Отношение к окружающему миру формирует жизненный путь личности. Что вы выберете разрушение или созидание? Чтобы не было разочарований, ставьте достижимые цели и не проживайте жизнь понапрасну, раздражаясь, злясь и обижаясь на окружающих. Человек сам выбирает и формирует жизненный путь.

Источник: https://sunmag.me/sovety/18-03-2014-zhiznennyj-put-lichnosti.html

Жизненный путь – это… Определение и суть понятия

Жизненный путь человека и судьба

Что такое жизненный путь человека – это его собственный выбор или судьба? Столкнувшись с новой проблемой, человек не раз задает себе этот вопрос. Единого мнения не существует. Большинство людей все свои неудачи в жизни списывают на судьбу, а все достижения – на свои способности и личные качества.

В конечном итоге это жизнь, которую человек проживает. Почему путь? Жизнь – это постоянное движение, развитие. Поэтому и говорят, что жизнь – это путь, дорога, которую человеку необходимо пройти.

Как и всякая дорога, она имеет две точки: начальную – рождение, и конечную – смерть. Чем дальше человек движется по этому пути, тем больше багаж его знаний.

Чем больше он познает, становится мудрее, тем короче путь, который осталось ему пройти.

Его длительность зависит от здоровья, стечения многих обстоятельств и пересечения человеческих судеб. Качество жизненного пути прямо пропорционально усилиям человека, которые он прикладывает в достижении поставленных целей.

Разные взгляды на путь, пройденный человеком

Реалисты утверждают, что выбор жизненного пути всегда остается за человеком. Все, чего он достигает в этой жизни – результат усилий, знаний, движения к выбранной цели. Большинство согласится с этим.

Люди, поставившие перед собой в жизни определенную цель и, невзирая на препятствия, движущиеся к ней, всегда ее добиваются. Но каждый из реалистов согласится с тем, что в жизни случаются ситуации и события, совершенно независящие от воли человека.

Они вносят в жизнь свои коррективы. Что это – вполне объяснимое или рок судьбы, от которого не убежишь?

У мистиков принято считать, что жизнь человека запрограммирована кем-то заранее, но не защищена от влияния жизненных обстоятельств. Подтверждением этому могут послужить негативные события, преследующие человека на протяжении всей жизни.

Но психологи дают этому свое объяснение и название – «застрявшие» эмоции. Если они отрицательные, то, создавая вокруг себя негативную энергию, они же и притягивают к себе подобные события.

Но какими «застрявшими» эмоциями можно объяснить войны, катастрофы, аварии, другие происшествия? Значит, есть что-то свыше.

С точки зрения философии жизненный путь рассматривается как история становления и формирования человека, личности. Нужно заметить, что не каждый человек в процессе формирования становится личностью. Все зависит от значимости, насыщенности событиями его пути. Здесь тоже все начинается с рождения, а заканчивается переходом в мир иной.

Некоторые философы интерпретируют понятие “жизненного пути” немного по-иному. Объясняя все последовательностью прохождения определенных этапов изменения человека, становления как личности. Это младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, преклонный возраст, старость. Каждый имеет свои значимые события и оставляет в жизни человека неизгладимый след.

Существует и множество других определений понятия «жизненный путь», но все они, так или иначе, сводятся к вышеприведенным понятиям. Это прохождение человеком всех этапов пути от рождения до смерти, его эволюция, значение в жизни общества.

Так как мы живем в обществе, то жизненный путь человека не проходит сам по себе, на него влияют определенные события и их последовательность.

События могут иметь положительное и отрицательное значение в судьбе человека, помогают раскрыть таланты, сделать сильнее или, наоборот, сломать. Внести корректировки в его судьбу.

Например, встреча человека с яркой личностью, неважно, положительной или отрицательной, может круто повернуть жизнь человека, ускорить или замедлить его движение к определенной цели.

Частное событие может коснуться одного человека или его близких, изменить их судьбы. События в жизни страны влияют на множество судеб.

С одними из них можно бороться, попытаться изменить их влияние на свою жизнь, извлечь какую-то выгоду для себя и своих окружающих. Другие воспринимаются как рок, данное, которое нужно постараться пережить.

Но практически ни одно событие не проходит бесследно, оно оставляет определенный след в жизни человека.

Формирование человека зависит от многих факторов. Это физическое и духовное развитие, знания, которые он приобретает в процессе проживания.

Огромное значение имеют эмоции, вызванные теми или иными событиями, несущие в себе положительный или отрицательный заряд. Положительные делают жизнь ярче, радостнее, живее, насыщеннее.

Они придают человеку веру в жизнь, людей и себя. Они укрепляют здоровье, придают сил.

Отрицательные события, с одной стороны, вызывают тяжелые эмоции: страх, разочарование, удрученное состояние, потерю веры человека в лучшее. Они могут разрушить жизнь, раздавить его как личность. Они являются источником различных заболеваний.

С другой стороны, если у человека сильный характер, они могут сделать его еще сильнее, мудрее. Христианская вера называет тяжелые события, сопряженные с отрицательными эмоциями, испытаниями, которые человеку необходимо пройти и победить их.

Каждый путь должен вести человека к определенной цели. Без нее жизнь лишена смысла. Цель, даже самая небольшая, является стимулом, который помогает двигаться вперед, а движение – это жизнь.

Достигнув цели, человек получает массу положительных эмоций, веру в свои силы, удовлетворение от достигнутого. Без нее человек не живет, а существует. Это трагедия, когда мы не видим в своей жизни никакого смысла.

Достигнув малого, можно двигаться дальше, постараться достичь больших вершин.

Призвание или постоянная трудовая деятельность

Пройти свой путь невозможно без труда. Профессия или призвание – одна из основных фаз жизни человека. Именно она играет в его становлении как личности огромную роль. Жизненный и творческий путь неразделимы.

Труд, творчество являются важной частью в судьбе каждого человека. От выбора профессии зависит качество и комфортность жизни.

Престижная работа, которая сможет обеспечить определенные блага, требует знаний, навыков и многих других качеств.

Любимая работа приносит не только материальное благополучие, но и массу положительных эмоций, чувство удовлетворения. Труд не по душе угнетает. Если невозможно сменить нелюбимую работу, то появляется чувство обреченности, свойственное подневольному человеку.

Как выбрать свою дорогу, по которой можно с честью дойти до конца? Проблема жизненного пути состоит в выборе цели, к которой ведет. Каждый человек неповторим, а путь его по жизни сугубо индивидуален.

Несмотря на богатый человеческий опыт: сотни книг гениальных авторов, описавших в своих произведениях судьбы героев; опубликованные биографии тысяч выдающихся людей; полный анализ проб и ошибок, дорог, ведущих в никуда – каждый идет своим путем, совершает свои ошибки и падения.

Путь, который выбирает человек, пройти придется ему же. Не нужно бояться ошибок, падений и разочарований – это опыт, который пригодится в жизни. Он делает нас сильнее, увереннее в собственных силах.

Есть еще одно условие, которое поможет разобраться во всех тонкостях и перипетиях собственной судьбы, научит анализу и извлечению зерна истины. Это знания.

Учиться всю жизнь – это непременное условие успеха.

Герои «Войны и мира» в поисках смысла жизни

Каждому хочется прожить достойную жизнь. В любом возрасте человек мечтает о хорошем.

В своих сочинениях о жизненном пути школьники, еще не набравшиеся достаточных знаний, пройдя только незначительный период жизни, пишут о своем выборе, не представляя, что их ждет впереди. Это хорошо.

Это повод задуматься, пусть сочинение пишется чужими словами и многое не всегда понятно в поступках литературных героев. Но судьбы их, написанные мастером, дадут возможность понять, что главное – иметь перед собой ясную цель и идти к ней.

Пример тому – судьбы героев “Войны и мира”. Жизненный путь Пьера – это духовный путь исканий своего места в жизни, полный страданий, ошибок и разочарований, который привел к любви и счастью.

Ибо его душевная работа не пропала даром, он научился разбираться в людях, ценить истинное и отвергать фальшивое. Он, внебрачный ребенок, лишенный семьи, любви родителей, был чудаком, над которым смеялись и не принимали его всерьез.

Став масоном, он был глубоко разочарован.

Став обладателем огромного состояния, он в одночасье становится человеком, которым восхищались в глаза, а за спиной продолжали считать никчемным. Он познакомился с лестью, подхалимством, заискиванием, прекрасно осознавая это.

Любовь к Элен сделала его несчастным, так как он понимал, что эта женщина просто не может любить. Она использует его в своих целях, изменяя ему.

Только пройдя через французский плен и полюбив Наташу, он понял смысл жизни, ощутив свою нужность и обретя счастье.

О жизненном пути Болконского писать сочинения предпочитают большинство школьников, так как он более понятен. Этот главный герой, с любовью описанный Л. Толстым, в отличие от своего друга Пьера Безухова, красив собой, уважаем в обществе. Он знает, что необходимо в жизни.

Ему не нужно было искать смысла жизни, он видел его в службе Отечеству, заботе о престарелом отце и воспитании малолетнего сына.

Наделенный всеми положительными качествами, знающий путь, по которому нужно идти, был ли он счастлив? Ведь именно простое человеческое счастье, по мнению Безухова, есть наивысший смысл жизни.

Источник: https://www.nastroy.net/post/jiznennyiy-put---eto-opredelenie-i-sut-ponyatiya

Жизненный путь человека

Жизненный путь человека и судьба

Жизненный путь человека… Что это? Простой набор фактов биографии или субъективная картина мира, нечто предначертанное или подвижное, меняющееся по воле самой личности?

Вопросы, на которые так просто не ответить. Однако поразмышлять и посмотреть, какие мнения высказывают об этой фундаментальной проблеме ученые, можно.

Что говорит наука

Проблема жизненного пути изучается множеством дисциплин: это и психология, и история, и философия, и биология… И конечно, специалисты в каждой области предлагают смотреть на эту проблему с определенной стороны.

К примеру, биологи говорят о важности так называемых сенситивных периодов в жизни человека, то есть таких, в которые создаются наиболее благоприятные условия для формирования определенных свойств и качеств организма (например, период развития речи).

Социологи отмечают значимость социальных ритуалов: достижения совершеннолетия, вступления в брак… Ведь действительно, после таких событий, как правило, у человека появляется новый набор прав и обязанностей, меняется его отношение к самому себе и отношение к нему других.

Сейчас психология определяет жизненный путь личности весьма широко: процесс индивидуального развития от рождения до смерти. Но в самом ли деле индивидуального? На каждого из нас влияют принятые в обществе правила и нормы, те самые социальные ритуалы, существующие во всякой культуре.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Считается, что нужно закончить школу, затем вуз, работать, завести семью… Или одинаковые для всех организмов одного вида биологические стадии развития, о которых мы тоже уже упоминали? И тогда как найти свой, действительно свой путь, если за тебя уже, кажется, все решено?

Рекомендуем: Интроспекция в психологии

Тут появляется еще один термин — «жизненный цикл». Он как раз и включает повторяющиеся, уже определенные стадии развития, которые должны проходить все люди, — стадии биологические и социальные. К первым, например, относятся рождение, детство, юность, взросление, старение… Ко вторым — усвоение какой-либо социальной роли, ее исполнение, а затем отказ от нее.

К чему мы идем

Именно от определения жизненного цикла отталкивалась Шарлотта Бюлер, исследовательница, предложившая понятие «жизненный путь личности».

В отличие от жизненного цикла в жизненный путь включается возможность выбора из множества вариантов.

Рассматривая связь между фазами жизненного цикла и изучая биографии реальных людей, принадлежащих к различным социальным группам, она выделила три линии, задающие направление человеческой жизни.

  • Объективные события, приходящие друг другу на смену.
  • То, как человек переживает смену этих событий, его духовный мир.
  • Результаты действий человека.

В целом, как считала Бюлер, главной силой, которая заставляет личность двигаться по жизненной дороге, становится стремление к «самоосуществлению», то есть достижение всех целей, осознанных или неосознанных. Бюлер выделила этапы жизненного пути, основываясь на двух факторах – возрасте человека и его отношении к целям в каждый период развития.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • До 16-20 лет: перед самоопределением. Вопросы о том, как найти свой жизненный путь, человека еще не беспокоят.
  • До 25-30 лет: активизация тенденций к самоопределению. Человек ищет подходящий ему вид деятельности, выбирает спутника жизни. Цели и планы на жизнь еще носят предварительный характер.
  • До 45-50 лет: кульминация самоопределения. Это пора расцвета: считается, что удалось определить профессиональное призвание, создать стабильную семью. Уже есть результаты, которые можно сравнить с намеченными целями. Однако на данном этапе может наступить и кризис. Личность может осознать, что цели не достигнуты или были неправильно поставлены.
  • До 65-70 лет: снижение тенденций к самоопределению. Меняется психология личности: отныне человек больше обращен назад, к прошлому, а не к возможности новых свершений.
  • От 70 лет: после самоопределения. Человеком овладевает стремление к размеренности и покою. На этом этапе личность может оценить жизнь как целое.

Как элементарную структурную единицу жизни Бюлер выделяла событие, причем, как она полагала, события могут быть объективными (происходящими во внешнем мире) и субъективными (во внутреннем мире личности). Интересно, что большое количество последних, по мнению исследовательницы, свидетельствует о более активных попытках узнать свое предназначение, о более сильном желании самоопределения.

Событийного подхода придерживался и первый из отечественных ученый, рассмотревший проблему жизненного пути, — С. Л. Рубинштейн.

По его мнению, к событиям могут быть отнесены только некие поворотные моменты, которые задают направление развития личности в дальнейший период жизни.

Рубинштейн настаивал на том, что жизненный путь необходимо рассматривать не только как процесс развития организма, но и как индивидуальную историю конкретной личности.

Рекомендуем: Индивидуальность — это

Индивидуальный вклад человека подчеркивает и К. А. Абульханова-Славская. Исследовательница не отрицает, что личность ограничена социумом и господствующими в нем нормами, однако в то же время она способна, сравнивая себя с другими, найти свое место в мире. Важен особый взгляд на собственную жизнь – ее нужно рассматривать как управляемую, подчиняющуюся разуму и усилиям человека.

В поисках себя

Современная психология в целом отмечает несколько факторов, влияющих на жизненный путь человека: определенный исторический период, объективные события, происходящие во время него, общественные нормы, поступки личности, ее внутренние переживания и так далее.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое интуиция?

Так или иначе, сложно не признать, что выбор жизненного пути во многом зависит от самого человека. Любая периодизация развития жизни условна, каждый подход субъективен.

Например, можно поспорить с этапом старости в концепции Бюлер. Да, безусловно, это менее активный период по сравнению со зрелостью, но жизнь (особенно в наш век) совсем не прекращается после 70 лет. Так же и с самым ранним этапом: известны отдельные личности, уже в подростковом возрасте определившиеся с планами на всю жизнь.

Об этом нельзя забывать, пытаясь найти свой жизненный путь: в конечном итоге выбор всегда за вами. Конечно, проблема выбора жизненного пути после прочтения этого текста не решится. Не решится она и после десятка таких текстов или более серьезных психологических трудов.

Рекомендуем: Геронтопсихология — это

Психология тут может помочь только отчасти, однако грамотный психологический тренинг или консультация специалиста, возможно, подскажут, в каком направлении следует двигаться. В любом случае вы начали поиск ответа, а значит, ступили на сложный, но невероятно интересный и полезный путь самосовершенствования. И это уже здорово! Евгения Бессонова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/zhiznennyj-put.html

ovdmitjb

Add comment