Irvuz

Закон о государственном бюджете: понятие и особенности

Содержание

Закон О федеральном бюджете: основные положения, последние поправки

Закон о государственном бюджете: понятие и особенности

Федеральный бюджет Российской Федерации — это годовой финансовый план государства, который предварительно утверждается Федеральным собранием как федеральный закон.

Финансы государства состоят из национального дохода и валового внутреннего продукта. Федеральный бюджет в РФ характеризуется как звено, через которое передаются денежные средства для развития экономической и социальной деятельности. Регулирование средств госбюджета Федерации осуществляется на основании Федерального закона «О федеральном бюджете в РФ».

Основные положения

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» был принят 5 декабря 2017 года. Ему присвоен номер 362. Изменения в закон такого типа не вносятся, так как ежегодно создается новый закон на следующий годовой период.

ФЗ 442 в новой редакции. подробнее об этом читайте здесь:

Краткое содержание Федерального закона:

  • Описание основных характеристик федерального бюджета, средства которого планируются на 2018, 2019 и 2020 годы;
  • Описание принципов администрирования доходов госбюджетов;
  • Перечисление особенностей применения бюджетных ассигнований в области социального обеспечения населения;
  • Описание методов предоставления бюджетных кредитов;
  • Перечисление методов списания денежных средств в 2018 году, задолженность которых появилась за прошлый год.

Также ознакомьтесь с последними изменениями в ФЗ 184. Подробности по ссылке:

Какие были внесены изменения?

В настоящий ФЗ изменений внесено не было, так как он утверждается ежегодно. Ниже рассмотрена суть основных статей Федерального закона № 362.

Статья 3 — регистрирует основные поступления, за счет которых формируется бюджет Федерации. Согласно приложению 6 действующего Федерального закона утверждается перечень главных администраторов доходов бюджета Федерации.

Статья 4 — описывает особенности администрирования доходов бюджетов. На основании изложенной статьи устанавливается, что:

  • Сумма налога, которая требуется для возмещения в соответствии с Налоговым кодексом, подлежит передаче в виде денежных средств по доходам, которые предусматриваются в виде учета доходов от определенного налога;
  • Оплата дополнительных процентов, которые были добавлены по причине истечения срока возврата займа, также переходит по коду дохода в федеральный бюджет;
  • Авансовые платежи, которые поступают на счет открытым территориальным органам казначейства, перенаправляются в дальнейшем в виде дохода бюджета Федерации.

Статья 11 — описывает метод предоставления бюджетных кредитов. Бюджетные кредиты формируются за счет денежных средств из федерального бюджета. В 2018 г. планируется выдать кредит суммой до 2 000 000 рублей. Процентная ставка бюджетного кредита на 2018 год — 0,1 %.

Статья 15 — описывает способы передачи компенсаций, которые формируются за счет сберегательных денежных средств граждан. В 2018 г. пенсионерам с годом рождения до 1945 включительно выплачивается компенсация в трехкратном размере.

Размер компенсации зависит от длительности хранения сберегательных вкладов. Размер последующих компенсаций уменьшается на сумму, равную трехкратной выплате за предыдущий период. Граждане, которые родились в промежутке 1946 — 1992 годов, получат компенсацию в двукратном размере остатка вкладов.

Размер зависит от срока хранения вкладов.

Если владелец вкладов умер в период 2001 — 2018 годов, компенсация для оказания ритуальных услуг выплачивается наследникам или физическим лицам, которые предварительно позаботились об оплате ритуальных услуг. Размер и условия получения перечислены в ФЗ 238. С 2007 года сумма в виде оплаты ритуальных услуг осталась неизменной.

Скачать текст закона о государственном бюджете РФ

Закон О государственном бюджете Российской Федерации призван обеспечить правильное перераспределение финансовых денежных средств на 2018 год, обеспечив социальное и экономическое развитие. Скачать текст закона «О государственном бюджете Российской Федерации» на 2018 год можно по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-federalnom-byudzhete/

Закон о государственном бюджете

Закон о государственном бюджете: понятие и особенности

Экономист 28 мая 2015 11:27

Всем нам каждый день приходится тратить определенные средства для обеспечения своих нужд. Это еда, проезд в транспорте, оплата коммунальных услуг, затраты на коммуникации, откладывание определенных сумм на приобретение одежды и обуви, развлечения и путешествия.

Основные положения о бюджете

Все это в идеале укладывается в нормативы трат, которые должны быть в гармонии с доходами. Именно эта система предполагает самую простую модель бюджета. Ведь все самое важное и серьезное имеет абсолютно простые и понятные корни.

Каждая домохозяйка вполне имеет право претендовать на место составителя бюджета, ведь именно сметы расходов и доходов домохозяйств формируют основной финансовый документ страны.

Его в свою очередь регулирует один из наиболее важных, даже на общегосударственном уровне документ – Закон о государственном бюджете.

Когда оговариваются доходы и расходы на уровне домохозяйства, учитываются исключительно те суммы, которые зарабатывают члены семьи в совокупности по фактическим поступлениям и расходы по уровню срочности и необходимости. То есть тоже в итоговом выражении. Законодательный акт рассматривает как поступления, так и расходы кроме суммового значения в процентном соотношении.

Это необходимо для того, чтобы соблюдать поступление необходимых средств и отчислять средства на различные программы. Однако при этом ни одна статья не должна выходить за пределы допустимых значений. Закон соблюдает эти правила очень четко, потому что при малейших нарушениях происходит дисбаланс экономических процессов, что в дальнейшем может привести к глубоким кризисным явлениям.

Нюансы государственного устройства

Особенности бюджетного устройства определяются общественной формой устройства государства. Исторически сложилось так, что на сегодняшний день существую две формы – унитарное и федеративное. Отличия между ними весьма значительные и определены свойствами системы формирования основного бюджетного документа:

Унитарная система предполагает наличие государственного бюджета и местных бюджетов, а именно городских и районных. Средства поступают в государственную казну, а затем путем централизованного распределения поступают получателям средств. При этом большая доля поступлений от различных источников остается в общегосударственном бюджете.

Области, города и районы получают небольшую долю на осуществление собственных программ, улучшение социально – бытовых условий населения, строительство дорог и мостов.

В этом случае обычно процветает столица государства и высший административный аппарат, что часто приводит к социальному напряжению в обществе, что характерно частыми внеочередными выборами и другими аналогичными, но чисто номинальными акциями.

Федеративная система построения государственного механизма отличается тем, что ее финансовый документ состоит из совокупности бюджетных сегментов. Это федеральный, бюджеты субъектов федерации, каждого органа местного самоуправления, государственного или внебюджетного фонда.

Здесь проявляется принцип сбалансированности затрат и поступлений, тем более, что каждый субъект бюджетирования имеет возможность распоряжаться своими средствами. Это тип взаимоотношений предполагает оседание большинства доходов в тех местах, где они зарабатываются.

То есть, регион, где государственная копилка наполняется наиболее интенсивно, получает большие материальные блага на проведение работ и осуществление программ, утвержденных органами местного самоуправления.

Проще можно сказать следующее – кто лучше работает, тот больше зарабатывает, а кто лучше зарабатывает, тот лучше живет.

Несмотря на то, что этот принцип, который регламентирует Закон о государственном бюджете, достаточно справедлив, население экономически состоятельных районов получает все материальные и социальные блага, и у него есть существенные недостатки. Они заключаются в том, что экономика – это объективная реальность и все ее механизмы основаны на ресурсах.

В этом контексте следует учитывать, что наравне с процветающими и успешными районами существуют депрессивные регионы и области.

Это связано со скудностью природных и материальных ресурсов, отсутствием развитой промышленной базы и сопутствующей инфраструктуры, недостаточностью трудовых ресурсов или их низкой профессиональной подготовкой.

Поэтому, казалось бы, при федеральном устройстве некоторые области буквально обречены жить по остаточному принципу. Так проявляется дисбаланс и недостатки федеральной системы. В таких случаях поддержка таких районов осуществляется за счет государственного бюджета.

Бюджетная схема

Закон о государственном бюджете предусматривает построение бюджетной системы на принципах федерализма, то есть особенность нижестоящих бюджетов состоит в том, что они не входят собственными расходными и доходными статьями в бюджеты вышестоящего уровня, их по праву можно назвать обособленными и функционирующими в автономном режиме. При этом существенная связь между различными уровнями бюджетов определяется следующим образом.

Бюджеты вышестоящего уровня должны оказывать финансовую поддержку нижестоящим. Это происходит в исчислении дополнительного финансового ресурса, каким являются предоставление субсидий, дотации, субвенции, кредиты, ссуды.

Необходимо учесть, что кроме законодательных и подзаконных актов, формирование и распределение бюджета происходит в соответствии со статьями Конституции, как основного государственного документа.

Кроме этого, отечественное регулирование финансовых отношений этого характера происходит на основании бюджетного кодекса.

Термин и его расшифровка

Что же такое бюджет. Документ, о котором говорят практически все наши соотечественники, спорят политики, происходят конференции по его обсуждении, проводятся референдумы и опросы населения. Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый в конце 1998 года, дает следующее определение и трактовку этого термина.

Бюджетом называются формы образования и расходования фондов финансовых средств, предназначенных для осуществления финансирования каждой функции и задачи государства на уровне местного самоуправления. Каждому из бюджетов присуще выполнять свои, четко определенные и регламентированные функции. При этом деятельность координирующего центра возлагается на бюджет федерального уровня.

Свод всех уровней данной финансовой системы носит название консолидированного бюджета.

Бюджетные отношения

Бюджет является достаточно своеобразным документом, координирующим финансовые взаимоотношения, которые складываются у государства с субъектами предпринимательской деятельности, государственными и общественными организациями, учебными и лечебными учреждениями, также в обязательном порядке с населением.

В технологию отношений этого уровня финансирования различных статей расходной и доходной частей входят следующие позиции:
• Являются частями финансового оборота.

• Участвую в распределительных процессах, непременным участником которых являются государственные органы.

• Четкая связь формирования и использования централизованных фондов денежных средств, который предназначен для полного или частичного удовлетворения общегосударственных нужд и потребностей.

• Отличаются достаточным разнообразием, потому что благодаря им опосредуются различные направления процесса распределения между всеми секторами экономики, где участвуют сферы общественной деятельности, отрасли народного хозяйства, территории страны, охватывающие все уровни ведения федерального, республиканского, местного типа.

Бюджетные отношения характерны объективным типом ведения.

Это обусловлено тем, что государство ежегодно концентрирует определенную долю национальных доходов, необходимых для решения социально-культурных вопросов.

Таким образом, осуществляются потребности граждан, решение задач обороны государства, покрытие общей суммы издержек и непредвиденных расходов для координации функций государственного управления.

Результативность работы Закона

Логическим итогом работы государственных регуляторов, основным из которых является Закон о государственном бюджете, становятся соответствующие денежные, то есть материально-вещественные воплощения. Таким образом, происходит материализация, овеществление бюджетного фонда страны, который обладает сложной организационной структурой.

Конкретные величины формируемого фонда, осуществляют следующие функции:

• Отражают степени уровня централизации всех финансовых ресурсов в казне государства.

• Логически и систематически зависят уровней развития региональной экономики, методик хозяйствования предприятий, организаций, учреждений.

• Регулирует решение обществом различных типов экономических, политических и социальных задач.

• Предоставляет возможность развития регионов на основании местной специфики и возможностей, ментального подхода к развитию общества и употреблению нужд национальных меньшинств в районах, которым присуща определенная специфика.

• Присутствие колоритных местных особенностей, как то культурные, исторические, религиозны центры, необходимость сохранности национальных особенностей и традиций требует создавать заповедники. Бюджетные и другие ассигнования, в том числе частных лиц и благотворительных фондов позволяют сохранить наследие наших предков.

Закон о государственном бюджете регулирует функции государственного бюджета в любом из государственных устройств.

Он помогает реализовать через распределительную, контрольную или парораспределительную функции процессы концентрации материальных средств в государстве и возможности их оптимального использования.

Определяет общегосударственные потребности, предоставляет о своевременности и полноте финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства, фактическое определение пропорций распределения бюджетных средств, эффективности их использования.

Особенностями государственного бюджета, который является экономической категорией, накладывающей значительный отпечаток и на выполнение ими присущих функций, являются содержание выполняемых процессов, сферы и объекта их действия. Концептуально основными функциями государственного бюджета являются накопительная, распределительная и контрольная, что четко регулирует

Конституция и законодательные акты

Основными показателями государственного бюджета являются следующие статьи и категории экономических показателей:

1. Уровень доходов.

2. Поступления от официальных трансфертов.

3. Расходная часть, которая не должна превышать затраты.

4. Расчет сумм кредитования минус поступление от погашений, то есть уровень чистого кредитования.

5. Суммы превышения доходов над общими расходами. То есть формирование выводов о возможностях государства – появлении профицита или превышения расходной части над доходной – дефицита.

Что зависит от дохода

Особенность доходов состоит в следующем. Доходы являются обязательными безвозвратными платежами, поступающими в казну. Они разделяются на два вида, это спектр текущих и капитальных поступлений.

Текущие финансовые вливания формируются из налоговых и неналоговых поступлений. От доходов зависит все, что связано не только с экономикой страны.

Стабильность политики и согласие различных политических и общественных течений, удовлетворенность населения жизнь и обеспеченностью бытовых условий, спокойствие на улицах и на границах государства, банальная возможность каждый день отвести ребенка в детский садик или школу, получить очередное высшее образование, хорошо оплачиваемая работа и уверенность в достойной старости. Все это и многое другое предоставляет отечественный Закон о государственном бюджете.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9490-zakon-o-gosudarstvennom-byudzhete

Понятие о государственном бюджете

Закон о государственном бюджете: понятие и особенности

Бюджет – сводный план сбора доходов и использование полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти.

Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину) потребительских расходов), а тем самым влиять на колебания экономической конъюктуры.

Регулирующая роль бюджета рассматривается как план финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции в строенного бюджетного стабилизатора. Такое предназначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности государственных расходов.

Бюджет выступает также как основной инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целя достижения большей социальной справедливости. Как известно, население западных стран уплачивает сравнительно большие налоги, однако значительная их часть возвращается в виде трансфертных платежей, идущих на социальные нужды.

Бюджетные затраты на социально-экономические потребности подразделяются на две большие группы. Первая группа касается собственно социальных нужд (затраты на пенсии, пособии, на здравоохранение, оборудование и т.д.).

Вторая группа затрагивает непосредственно экономические расходы (на энергетику, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, природные ресурсы, охрану окружающей среды, транспорт, связь, сельское хозяйство и т.д.).

Существенная доля бюджетных средств на прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим.

Федеральный бюджет России утверждается Государственной Думой и Федеральным Собранием – высшей законодательной властью страны. Правительство же готовит проект бюджета и отвечает за его исполнение. Оно организует (через министерство финансов и налоговую службу) сбор доходов и осуществление (через государственные службы) расходов по направлениям в размерах установленных в бюджете.

Такое разделение прав и обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти помогает поставить расходование средств налогоплательщиков под контроль высшей выборной власти и избежать бездумной или корыстной траты денег государственными чиновниками.

Структура доходов и расходов бюджета Российской Федерации на 1994 год. (в млрд. руб., с округлением до миллиарда)

Виды доходов и расходов Сумма
Доходы
Налоговые доходы, всего 70330
Налог на прибыль 17126
Подоходный налог 114
Налог на добавленную стоимость 23736
Специальный налог на поддержку сельского хозяйства и угольной промышленности России 4225
Акцизы 4456
Ресурсные платежи 1015
Плата за землю 111
Экспортно-импортные пошлины 18992
Другие налоговые доходы 556
Неналоговые доходы, всего 12468
Доходы от федеральной собственности 1581
Доходы от приватизации 116
Доходы от централизованного экспорта 10770
Другие неналоговые доходы 4685
Возврат бюджетных кредитов 442
Всего доходов 87925
Расходы
Народное хозяйство, всего 18878
Внешнеэкономическая деятельность 4722
Социально-культурные мероприятия 10477
Наука 2965
Оборона 28018
1 2
Правоохранительная деятельность и прокуратура 10754
Управление страной 3847
Расходы по чрезвычайным обстоятельствам 1268
Обслуживание и выплаты внешнего и внутреннего долга 10631
Финансирование местных бюджетов 36005
Другие расходы 18854
Специальные бюджетные фонды 5239
Всего расходов 151658
-63733

В такой ситуации наша страна находится уже много лет. По расчетам экспертов, еще в 1987 г. размер дефицита государственного бюджета СССР достиг величины почти 9%.

Возможно, дефицит государственного бюджета существовал и раньше, но это всегда было государственной тайной, и теперь уже правдивых данных не найти. Если же сравнить величину дефицита бюджета с его доходами, то мы обнаружим, что, скажем, в декабре 1993 г.

дефицит госбюджета РФ составлял 16% к доходам бюджета, а в декабре 1994г. – уже 35%. Годовой бюджет на 1995г. был принят с дефицитом на уровне примерно 29%.

Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:

сокращение бюджетных расходов;

изыскание источников дополнительных доходов;

выпуск необеспеченных денег для расхода;

одалживание денег у граждан, банков, организаций, других государств и иностранных организаций.

Сокращение бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита самый простой, а реально самый безболезненный. К началу 90-х годов доля государственных расходов в общей стоимости товаров и услуг, произведенных страной за год, составляла 60%.

Даже после приватизации, освободившись от предприятий с титулами “планово-убыточные” доля госрасходов страны никак не опускается ниже 50% (хотя в развитых странах 40%), а причина в том, что государству достаются финансировать те нужды общества, которые больше никто финансировать не хочет или не может. Например “на шее” госбюджета висит почти вся сфера образования. В других странах значительная доля образовательных услуг оказывается за плату и немалую. Но в России для большинства граждан пока не по силам учить своих детей в школах и вузах за плату.

Если государство в этой ситуации откажется поддерживать из госбюджета систему образования, то молодежь лишиться шансов на образование, а школьные и вузовские педагоги окажутся на улице в толпе безработных.

По этому максимум того, что пока может себе позволить российское государство, – понемногу урезать различного рода социальные расходы и пособия.

В результате чего государственные школы, больницы перестают получать деньги на ремонт своих помещений и приобретение новых книг и пособий, а многодетные семьи не могут купить малышам новую одежду.

Нередко приходится сокращать расходы на армию, что ведет к увольнению в запас кадровых офицеров.

Очевидно, что урезание социальных программ, пособий обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительства идут в самую последнюю очередь – если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.

Изыскание источников дополнительных доходов. Самый лучший способ – привлечение в бюджет дополнительных доходов.

Однако, реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины, но это путь опасный и ведет часто к сокращению налоговых доходов государства.

Причин тому две:

во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;

во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения.

Такую картину хорошо иллюстрирует линия Лаффера (рис. 1).

Первая линия – гипотетическая кривая сбора налогов – показывает, как росла бы абсолютная сумма налоговых поступлений в бюджет при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. На второй линии – за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту

Рис. 1 Кривая Лаффера – модель налоговой политики.

а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет.

Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег. Самый легкий и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете – выпуск государством денег сверх реальных потребностей экономики. Этот способ на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию.

Причина проста – общенациональный рынок, немедленно определяет истинную цену этим деньгам. На их появление он реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавка.

Также известно, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, зависящие от инфляционного роста доходов налогоплательщиков.

Дело в том, что расходы нужно осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги берутся с доходов вчерашних, при старом уровне цен. В итоге дефицит не сокращается, а возрастает.

Одалживание денег. Государство при нехватке денег может одолжить их и получится тождество.

У кого же государство может взять деньги взаймы?

Прежде всего у собственного, то есть государственного банка. Но изымая деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить. По этому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и организаций страны. Формы такого одалживания могут быть самыми разными, но чаще это делается путем продажи государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги – обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс проценты за использование этих денег.

Одалживание денег, решает одну проблему и немедленно рождает другую проблему иную – необходимость завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает государственный долг.

Page 3

Государственный долг – сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам.

Государственный долг бывает двух видов:

внутренний – перед гражданами, банками и фирмами своей страны;

внешний – перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями предоставившим деньги взаем на основе правительственных соглашений.

Большинство стран мира сегодня живет с большим государственным долгом.

Впрочем, при разумном ведении дел большой государственный долг не разрушает экономику страны и не приводит к острым социально – политическим конфликтам. Иное дело, если привлеченные в долг деньги используются неразумно. Тогда обслуживание государственного долга повисает на бюджете тяжким грузом и государство оказывается перед нелегким выбором:

либо прекратить погашение долга “заморозить” его до лучших времен;

либо для погашения долга сокращать расходы на социальные программы и поддержку национальной экономики.

Очевидно, что любая из этих путей не сулит радости ни руководству страны, ни гражданам.

Предотвращение таких ситуаций может только проведение очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики.

Борисов Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юристъ, 1999

Липсиц И. В. Экономика (книга1) – М.; Издательство “Вита – Пресс”.1997.

Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник – М: Юристъ, 2000.

Любимов Л. М. Введение в экономическую теорию: В 2 кн. – М.: “Вита – Пресс”, 1999.

Войтов А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики): Учебник., 2000

Источник: https://studbooks.net/1901561/ekonomika/ponyatie_gosudarstvennom_byudzhete

Юридическая сила и структура закона о бюджете на очередной бюджетный период

Закон о государственном бюджете: понятие и особенности

Федеральный закон о государственном бюджете – это основной финансовый план аккумулирования, распределения и использования централизованного государственного денежного фонда в форме нормативного правового акта первичного характера, ежегодно принимаемого соответствующим представительным (законодательным) органом власти посредством особой законотворческой процедуры и обладающего соответствующей юридической силой в иерархии законодательных актов.

Приведенное определение содержит основные характеристики как закона о федеральном бюджете, так и законов о бюджетах субъектов РФ.

Предмет правового регулирования закона о бюджете имеет конституционную значимость, предопределяющую необходимость установления на конституционном уровне гарантий своевременности, действенности, социально-экономической обоснованности и исполнимости бюджетно-финансовых решений.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Ст. 11 БК РФ устанавливает, что

  • Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов,
  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.

Федеральные законы (а также их проекты) “О федеральном бюджете на …. год и на плановый период …. и …. годов” публикуются на сайте Министерства финансов Российской Федерации.

В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета (гл. 21 бк рф):

  1. общий объем доходов бюджета;
  2. общий объем расходов;
  3. дефицит (профицит) бюджета;
  4. иные показатели, установленные БК РФ, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (кроме законов (решений) о бюджете):
    • в федеральном законе о федеральном бюджете – нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ (*);
    • в законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ – нормативы распределения доходов между бюджетом субъекта РФ, бюджетом территориального государственного внебюджетного фонда, бюджетами муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ (*);
    • в решении представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением) – нормативы распределения доходов между бюджетами городских, сельских поселений (внутригородских районов) (*).

((*) в случае, если они не установлены БК РФ, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ).

Законом (решением) о бюджете устанавливаются:

  • перечень главных администраторов доходов бюджета;
  • перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
  • распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
  • общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
  • объем межбюджетных трансфертов;
  • источники финансирования дефицита бюджета, установленные статьями 94 (в случае принятия федерального бюджета с дефицитом), 95 и 96 настоящего Кодекса на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
  • верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям;
  • иные показатели федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета.

Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете регламентируется гл. 22 БК РФ.

Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года.

Проектом данного закона предусматривается уточнение показателей утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждение показателей второго года планового периода составляемого бюджета.

Уточнение параметров планового периода утверждаемого федерального бюджета предусматривает:

  • утверждение уточнений показателей в первом и во втором чтениях;
  • утверждение увеличения или сокращения утвержденных показателей по дополнительным целевым статьям и (или) видам расходов федерального бюджета.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Государственную Думу одновременно с рядом обосновывающих документов и материалов, перечень которых приведен в п. 4 ст. 192 БК РФ.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

  1. о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период;
  2. о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.

В случае если общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством РФ расходных обязательств РФ, Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/iuridicheskaya-sila-i-struktura-zakona-o-biudzhete-na-ocherednoy-biudzhetniy-period

Федеральный бюджет – это… Закон о федеральном бюджете

Закон о государственном бюджете: понятие и особенности

Любые социальные выплаты, реконструкции учреждений неприбыльного характера и многие другие мероприятия государственного значения в большей степени компенсируются за счет национального богатства. Его формирование и структуризация – процесс непростой и трудоемкий, и в нем мы попытаемся разобраться в данной статье.

Понятие федерального бюджета

Федеральный бюджет – это основополагающая казны любого государства, которая представляет собой систему взаимоотношений, основанных на императивных денежных средствах, являющихся неотъемлемой частью правительственных фондов. Национальное финансовое богатство в базу своего формирования принимает основные социально-экономические функции страны, из которых выделяются главные направления будущих доходов и расходов.

В свою очередь, федеральный бюджет РФ выполняет важнейшие функции в жизнеобеспечении государственной системы:

  • стимулирует социальную политику;
  • регулирует экономические процессы внутри страны;
  • принимает участие в перераспределении ВВП и национального дохода;
  • контролирует поток денежных средств.

Как мы видим, задач у этого финансового инструмента более чем достаточно, поэтому правительство подходит основательно к его формированию и структуризации, о чем мы дальше и поговорим.

Как принимается бюджет

Все мы понимаем, что федеральный бюджет – это не просто денежная масса, это огромный комплексный механизм, и каждому из нас интересно, какими принципами руководствуются чиновники при его принятии.

Как правило, казна утверждается в четыре слушания и включает в себя следующий ряд процедур:

  1. По статистическим данным ключевых отраслей оцениваются итоговые показатели за предыдущий отчетный период.
  2. Далее прогнозируется ближайшая перспектива социально-экономического развития государства.
  3. Выделяются основные моменты грядущей налоговой и бюджетной политики.
  4. На базе планов развития ключевых сфер прогнозируется консолидированный бюджет и сводный финансовый баланс.
  5. Далее прогнозируются федеральные программы различного назначения – целевого, инвестиционного и оборонного.
  6. Учитываются договоренности международного характера, имеющие какие-либо финансовые обязательства.
  7. Принимаются во внимание счета федерального бюджета по прочим расходам.
  8. Рассматривается грядущая программа, направленная на осуществление внешних займов.
  9. Рассматриваются предложения по уровню минимальной индексации социальных выплат.
  10. Приостанавливаются нормативно-правовые акты, финансирование которых не предусмотрено бюджетной политикой на следующий год.

Обязательные программы

Проект федерального бюджета как финансовый инструмент также несет определенную социальную ответственность перед своим народом, поэтому некоторые обязательные программы все же имеют место быть, однако каждая из них тщательно проверяется на соответствие. Для этого существует утвержденный законодательно четкий алгоритм действий:

  • правительству на рассмотрение предоставляется обоснование проекта с технико-экономической точки зрения, поскольку государственный аппарат должен быть уверен в необходимости финансирования той или иной процедуры с казны;
  • далее прогнозируются социальные и экологические последствия от внедрения определенной программы;
  • руководствуясь действующим законодательством, правительство принимает решение о непосредственном объеме финансирования конкретного проекта;
  • подготавливается прочая необходимая документация.

Любые детали, относящиеся к формированию и распоряжению государственной казной, регулирует настоящий нормативно-правовой акт – Федеральный Закон о федеральном бюджете.

Четкий прописанный алгоритм действий при возникновении той или иной ситуации крайне важен в современных нестабильных рыночных отношениях.

Поскольку было бы странным и весьма нецелесообразным после принятия структуры казны на текущий год распоряжаться средствами на социальные выплаты в пользу укрепления государственной обороны.

Поэтому каждое, даже незначительного характера распоряжение государственными средствами регулируется действующим законодательством и основывается на следующих принципах:

  • все поступления финансовых потоков классифицируются по группам и классам в зависимости от экономической и территориальной предрасположенности – это значит, что некоторые доходы местных бюджетов так и остаются в распоряжении округа, и наоборот;
  • при возникновении дефицита вследствие чрезмерных расходов недостающие средства покрываются, также отталкиваясь от структурной составляющей данного финансового инструмента.

В целом сложно описать механизм управления государственной казной в нескольких предложениях, но далее мы попробуем разобраться с этой сложной структурой.

Структура федерального бюджета

Все мы понимаем, что огромным комплексом движения денежных средств не в состоянии управлять лишь вышестоящие органы исполнительной власти. Федеральный бюджет – это ни с чем не соизмеримых размеров финансовый институт, и в мировой практике существует несколько общепринятых структур его регулирования:

  • банковская;
  • смешанная;
  • казначейская.

Когда-то в РФ практиковалась банковская структура, которая позволяла фиксировать движение финансовых потоков на уровне осуществления платежа и регулировалась Центральным банком. Но такая система оказалась несовершенной по причине несвоевременного отображения информации, поэтому было принято решение перейти на казначейское управление.

Управление бюджетом

Помимо принципов распоряжения, федеральный закон о федеральном бюджете также регулирует и все уровни управления данным имуществом.

Так, на первой ступени находится Главное управление федерального казначейства, которое занимается балансировкой всех текущих доходов и расходов, а также информированием об этом органов исполнительной власти.

На втором уровне располагается Управление казначейства, напрямую подчиняющееся окружным властям. Функции данного учреждения заключаются в информировании вышестоящих органов о доходах и исполнении распоряжений о расходах на своей территории.

К третьей ступени управления относятся местные городские и районные казначейства, которые осуществляют учет движения государственных средств на отведенном участке.

Функции Центрального казначейства

Все средства федерального бюджета так или иначе проходят учет сотрудниками Центрального казначейства, на которое возложен ряд важнейших функций и задач:

  • распределение доходной части бюджета между органами управления различных уровней;
  • учет любого рода платежей, в том числе и налоговых, на счетах государственного значения;
  • осуществление возвратов и взаимозачетов излишне или ошибочно перечисленных средств между казначействами всех уровней;
  • пересчет плановых показателей с учетом различного рода отсрочек и льгот;
  • установление ограничений в том или ином финансировании;
  • постоянный контроль расходов с целью эффективного распоряжения государственной казной;
  • управление всеми финансовыми потоками на банковских счетах казначейства.

Источники дохода

Кто формирует государственную казну? Давайте ознакомимся с участниками этого комплексного и беспрерывного процесса:

  1. Налогоплательщики – осуществляют постоянные и систематические перечисления, пополняют доходы местных бюджетов.
  2. Центральный банк в совокупности с коммерческими – организовывают непосредственное движение государственных денежных средств по счетам.
  3. Федеральное казначейство со своими структурными подразделениями – осуществляют учет поступивших финансов.
  4. Исполнительные органы, в том числе государственная инспекция, – являются посредниками между плательщиками обязательств и казначейством, регулируют их взаимоотношения.

Таким образом, можно сказать, что крайне важными и незаменимыми участниками этого механизма являются субъекты хозяйствования, которые имеют определенные обязательства перед страной. Но существуют также и неналоговые доходы бюджета, к которым можно отнести штрафы, пени и прочие неустойки, возникшие в ходе взаимоотношений с государственными органами.

Расходный федеральный бюджет – это результат расчетных формирований, которые в полной мере зависят от доходной части.

Размер данного сектора государственной казны напрямую пропорционален социально-экономическим потребностям как населения, так и страны в целом.

Конечно, это не значит, что они полностью удовлетворяются, тем не менее учитываются при годовом планировании. Распределяются они согласно следующим принципам:

  • отраслевому (формируется на потребностях различного рода ведомств и министерств);
  • территориальному (область участия субъектов страны, то есть населения);
  • функциональному (затраты ведутся в соответствии с заявленными целевыми программами, в числе которых могут быть затронуты социальные, экологические, научные и прочие вопросы).

Любые решения по государственным расходам принимаются непосредственно Центральным казначейством и Министерством финансов.

Баланс бюджета

Федеральный бюджет РФ за последние десятилетия не смог похвастать своей сбалансированностью, что, в принципе, нормально в мировой практике – всегда что-то превышает: либо доходы, либо расходы.

Так, в 90-е годы прошлого столетия упорно наблюдался бюджетный дефицит, а это значит, что потребностей в социально-экономическом регулировании государства было гораздо больше, чем поступлений средств от налогоплательщиков.

Однако в последние годы ситуация изменилась с точностью до наоборот, и на данный момент наблюдается устойчивый профицит национальной казны.

Регулирование федерального бюджета

Сейчас правительством установлена важнейшая задача – повышение экономической эффективности на фоне внешней политики, а это значит, что в первую очередь регулируется структура государственных финансовых запасов. Различного рода принципы управления социальными средствами регулирует ФЗ о федеральном бюджете.

Но все мы понимаем, что трудно что-либо предугадать в таких нестабильных рыночных отношениях, которые во многом зависят от международных отношений. Поэтому на фоне последних событий был создан специальный Стабилизационный фонд, ориентированный на поддержку экономического роста за счет бюджетного профицита.

Источник: https://FB.ru/article/178160/federalnyiy-byudjet---eto-zakon-o-federalnom-byudjete

ovdmitjb

Add comment