Irvuz

Закон конкуренции

Содержание

Федеральный закон о защите конкуренции

Закон конкуренции

Для урегулирования и контроля за осуществлением недобросовестной конкуренции был принят Федеральный закон № 135. В его статьях описываются методы предотвращения монополистической деятельности со стороны недобросовестных предпринимателей и способы обеспечения единого экономического пространства для продвижения товаров на рынке РФ.

Общие сведения о законе

Федеральный закон о защите конкуренции под №135 был принят Госдумой РФ 8 июля 2006 года. Одобрен законодательный проект был спустя 8 дней того же года. Последние поправки в ФЗ 135 вносились в июле 2017 года.

ФЗ 135 был принят для:

  1. Предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции на территории РФ.
  2. Для избежания наложения ограничений и устранения конкуренции со стороны органов государственной власти.

Основными целями Федерального Закона № 135 являются:

  • обеспечение одного экономического пространства;
  • предоставления свободного перемещения товаров по территории РФ;
  • защита конкуренции;
  • создание благоприятных условий для проведения хозяйственной деятельности.

Действие ФЗ 135 распространяется на виды отношений, возникающих в процессе защиты конкуренции и пресечения монополистической деятельности.

Последние поправки

Федеральный закон о защите конкуренции содержит 10 глав и 54 статьи. Последние изменения в антимонопольный закон были внесены 29 июля 2017 года. Поправки были внесены в следующие статьи закона:

Статья 10

В ст 10 идет речь о наложенном запрете на злоупотребление хозяйствующих субъектов. Предпринимателям запрещается:

  • установление и поддержание низкой цены на предоставление монопольной услуги;
  • изъятие товара из обращения для умышленного повышения его стоимости;
  • навязывание партнеру условий контракта, не относящихся к положениям контракта;
  • приостановление производства товара в момент повышенного на него потребительского спроса. Законодательством разрешается снимать с производства продукцию, но только при наличии веских на то оснований;
  • отказывать покупателю в заключении долгосрочного договора на поставку определенной продукции;
  • устанавливать различные цены на один и тот же товар;
  • создание на рынке дискриминационных условий;
  • препятствовать доступу экономических агентов на товарный рынок.

В ст 10 была изменена 8 часть. Она была изложена в новой редакции. Согласно новым изменениям, правительство РФ устанавливает правила недискриминационного доступа к услугам подключения и поставкам теплоэнергии.

Статья 17

В положениях ст 17 Закона №135 описываются антимонопольные требования к установке цен на товары, к проведению торгов и к поступившим рыночным предложениям.

При проведении торгов, процедур по корректировке цен и других мероприятий запрещается:

  • заключение умышленных договоренностей между сторонами, участвующими в проведении торгов;
  • создание для запросившей стороны особенных условий при корректировке цен и проведении торгов;
  • несоблюдение порядка в момент проведения торгов, установке цен и запроса предложений;
  • участие организаторов или их работников в проведении торгов, корректировке цен и запросе предложений.

При внесении последних изменений в ФЗ 135, поправки были внесены в пункт 8 части 1 статьи 17.1. В него была добавлена информация о наличии прав на инженерное имущество у лиц, обладающих статусом единой теплоснабжающей организации.

Ниже будут рассмотрены статьи ФЗ 135, в которые не были внесены поправки, но они важны для рассмотрения:

Статья 4

В ст 4 Закона о недобросовестной конкуренции перечислены основные понятия, употребляемые в ФЗ 135. Главными из них являются:

  • товар — экономический объект, созданный с целью дальнейшей продажи, обмена или внедрения его в товарооборот;
  • конкуренция — соперничество между двумя хозяйствующими субъектами, в процессе которого каждому из них запрещается прямо или косвенно влиять на общие условия обращения продукции в обороте;
  • потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее ту или иную продукцию;
  • соглашение — составленная в письменной форме договоренность между сторонами рыночных отношений.

Статья 14

Ст 14 ФЗ 135 утратила свою силу. На сегодняшний день действуют только статьи с 14.1 по 14.8. В них описываются виды запретов на конкуренцию. К ним относятся запрет на недобросовестную конкуренцию путем:

  • дискредитации;
  • введения оппонента в заблуждение;
  • незаконного сравнения;
  • связанную с присвоением чужого имени и прав на интеллектуальную собственность;
  • получения необходимой информации незаконным путем.

Согласно положениям ст 14.1 лицам, ведущим недобросовестную конкуренцию путем обмана своих конкурентов и потребителей, грозит ответственность.

Статья 15

В положениях ст 15 обозначены запреты, наложенные на лица государственной и муниципальной власти, занимающиеся деятельностью, ведущей к образованию конкуренции на экономическом рынке. К списку запретов относятся:

  • наложение запретов на внедрения определенных категорий товаров;
  • необоснованное препятствие деятельности хозяйствующих субъектов;
  • наложение ограничений на свободное перемещение продукции по территории РФ;
  • создание ограничений для потребителей при выборе товаров;
  • дача указаний о выполнении первостепенных поставок для вип-клиентов;
  • умышленное создание дискриминационных условий.

Также запрещается наделять сотрудников органов государственной власти полномочиями, которые помогут им развивать недобросовестную конкуренцию на действующем хозяйственном рынке.

Статья 18

В ст 18 ФЗ 135 перечислены особенности подписания контрактов с финансовыми предприятиями. К ним относятся:

  1. Возможность подписания соглашения только на основании итогов проведения открытых торгов.
  2. Органы государственного или местного самоуправления вправе назначить оценку финансовой платежеспособности и устойчивости организации-претендента.
  3. Соглашение заключается сроком на 5 лет.
  4. Изменения и дополнения в него могут быть внесены только при наличии взаимного согласия сторон сделки.

В случае, если один из участников договора нарушит его положения, то он в судебном порядке будет признан недействительным.

Статья 25

В положениях ст 25 ФЗ 135 обозначена информация об обязанности предоставления данных в антимонопольный орган. Категории лиц, которые обязаны предоставлять соответствующую информацию:

  1. Коммерческие и некоммерческие предприятия.
  2. Органы государственной власти и местного самоуправления.
  3. Физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели.
  4. Внебюджетные фонды, находящиеся под наблюдением государства.
  5. Федеральные органы и другие.

Федеральный закон о муниципальной службе в Российской Федерации. Подробности здесь:

Скачать действующую редакцию ФЗ 135

135 ФЗ о защите конкуренции содержит в себе 10 глав и 54 статьи.

Краткое содержание закона:

  1. Общие положения.
  2. Виды монополистической деятельности.
  3. Типы наложенных запретов на проведение недобросовестной конкуренции.
  4. Обязательность предоставления государственных и муниципальных преференций.
  5. Полномочия и обязанности антимонопольного органа.
  6. Контроль государства за экономической сосредоточенностью.
  7. Предусмотренная ответственность в отношении лиц, нарушивших антимонопольный закон.
  8. Порядок рассмотрения дел граждан, ведущих недобросовестную конкуренцию.
  9. Заключительные положения.

Чтобы скачать 135 ФЗ о защите конкуренции с изменениями с последними поправками пройдите по ссылке.

Источник: https://lawlinks.ru/135-fz-o-zashhite-konkurencii/

Конкурентоспособность и закон конкуренции

Закон конкуренции

Конкурентоспособность товара достигается за счет снижения издержек или повышения качества.

Конкуренция за счет снижения издержек представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, изменения ее ассортимента и качества.

Пример. Фирма 1 выпускает товар А по цене 80 условных единиц (у.е.). За счет внедрения изобретения конкуренты (2) данной фирмы снизили цену за аналогичный товар до 75 у.е.

Фирма 1 не располагает данным изобретением, поэтому она вынуждена конкурировать с фирмой 2 только за счет снижения своих издержек или уменьшения своей чистой прибыли. Цена товара фирмы 1 при этом должна быть ниже цены товара фирмы 2, равной 75 у.е.

В данном примере за счет проведения мероприятий по повышению уровня механизации и автоматизации фирма 1 снизила издержки на 8 единиц, что позволило пропорционально снизить цену на товар А. Тогда новая цена товара А фирмы 1 будет составлять 72 у.е.

, то есть будет ниже, чем у конкурента (2). Таким образом фирма 1 смогла выдержать конкуренцию на рынке со стороны фирмы 2 только за счет снижения своих издержек, без повышения качества товара.

Конкуренция за счет повышения качества товара и сервиса включает:

  • · изменение свойств продукции;
  • · придание продукции качественно новых свойств;
  • · создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей;
  • · создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших раньше;
  • · обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа (изменения качества товара);
  • · совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт и т.д.).

В оптовой торговле действует конкуренция на основе снижения издержек.

Приведем ряд понятий из области конкуренции.

Конкурентная борьба — модели поведения конкурирующих фирм на рынке с целью реализации ими конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность — свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

На одном рынке объект может быть конкурентоспособным, а на другом — нет.

Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма (организация), регион, отрасль, любая сфера макросреды страны, страна в целом.

В зависимости от дохода потребителей конкурентоспособность формируется по конкретным видам товаров:

среднего качества — для потребителей со средним доходом;

очень высокого (престижного) качества — для потребителей с высоким доходом.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам сегментации рынка.

Главной целью предприятия является, как известно, получение прибыли и решение социальных проблем путем своевременной и выгодной реализации изготовленного товара. Для достижения этой цели предприятию приходится устанавливать и реализовывать свои конкурентные преимущества, производить конкурентоспособную продукцию и определять свою нишу на рынке, конкретную группу потребителей.

Закон конкуренции — закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества товаров, снижения их удельной цены. Конкуренция — это объективный процесс “вымывания” с рынка некачественной, дорогой продукции.

Допустим, однородную продукцию выпускают 6 фирм. Сравнивать продукцию фирмы можно по показателям цены (Ц).

В первое время (Т1) самой отстающей фирмой оказалась первая, у которой самая высокая удельная цена. Поэтому 1-я фирма в момент Т1 принимает стратегию перехода на 2-ю модель продукции, с лучшим показателем цены.

Аналогично поступили 2-я, 3-я и 4-я фирмы. 5-я фирма не успела перейти на новую модель, а старую модель потребители не стали покупать, и она обанкротилась (время Т2).

Ее место на рынке заняла 7-я фирма, сразу освоившая конкурентоспособную продукцию.

Таким образом, постоянно идет процесс “вымывания“ с рынка некачественной, дорогой продукции. Никто никого не заставляет работать лучше, повышать качество продукции (работы), кроме угрозы банкротства, если изготовитель засиделся на месте. В соответствии с законом конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества товаров и снижения их удельной цены.

Закон конкуренции длительное время может действовать только при наличии качественного антимонопольного законодательства. Во всех промышленно развитых странах введены антимонопольные или антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов. Например, в США антитрестовское законодательство действует с 1890 года.

В Российской Федерации основу антимонопольного законодательства составляет Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22.03.91 г., который регулирует отношения хозяйствующих субъектов на республиканских и местных товарных рынках.

Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) утверждены методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Со стороны государства принимаются меры по предотвращению доминирующего положения монополистов на товарных рынках.

ГКАП России формирует Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов.

В чем суть антимонопольного законодательства? Оно регламентирует нормы, ограничивающие монополистическую деятельность, принципы ведения конкурентной борьбы на рынке, полномочия государственных органов по надзору за соблюдением соответствующих правовых норм.

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способа-ми.

Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

Она может быть ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.

В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции,

Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.

Совершенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.

Page 3

Перейти к загрузке файла
  • 1. Аренков И. А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики – СПб.: СПбУЭФ, 1992.
  • 2. Котлер Ф. Основы маркетинга – М.: Прогресс, 1990.
  • 3. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации – СПб.: СПбУЭФ, 1996.
  • 4. Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга: учебно-наглядное пособие- СПб.: СПбУЭФ, 1995.
  • 5. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-методическое пособие – М., 1996
  • 6. Мотышина М. С. Методы и модели маркетинговых исследований – СПб.:СПбУЭФ, 1996.
  • 7. Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения. 1986
  • 8. С.Д. Хайтун. Социум против человека. Законы социальной эволюции. – М.: КомКнига, 2010. – 336 с.
  • 9. А.В. Егорушкин, Е.А. Полякова, Е.С. Хохлов. Антимонопольное законодательство. Очередной этап реформы. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 164 с.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/1315621/ekonomika/konkurentosposobnost_zakon_konkurentsii

Закон о защите конкуренции – основные положения

Закон конкуренции

Защита конкуренции и антимонопольное законодательство

Фз о защите конкуренции: структура и основные положения

Сфера применения закона о защите конкуренции

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

Закон о банкротстве: конкурсное производство

Защита конкуренции и антимонопольное законодательство

П. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируется поддержка рыночных условий, а п. 2 ст. 34 – запрещается монополизация и недобросовестная конкуренция.

Для реализации указанных положений разработана и введена целая система антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство начало формироваться в 1991 году. Первым законом, заложившим базу правового регулирования деятельности субъектов рыночных отношений, считается ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 22.03.1991 № 948-1.

После него были приняты ФЗ «О рекламе», «О естественных монополиях», «О размещении заказов…» (ныне «О контрактной системе…»), «О рынке ценных бумаг» и др.

Вопросы защиты конкуренции также нашли свое отражение в ГК РФ, УК РФ и КоАП РФ.

Все эти законы имеют своею целью эффективную работу рынков товаров, услуг, финансовых активов, регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечение недобросовестной конкуренции.

ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ) согласно п. 2 ст. 1 разработан с целью обеспечить:

  • единое экономическое пространство;
  • свободу перемещения товаров;
  • свободу экономической деятельности в РФ;
  • результативную работу товарных рынков. 

Таким образом, закон № 135-ФЗ является частью антимонопольного законодательства.

Фз о защите конкуренции: структура и основные положения

Несмотря на свой, казалось бы, небольшой объем (10 глав с 54 статьями), закон № 135-ФЗ затрагивает практически все сферы, в которых в той или иной степени участвуют экономические субъекты.

Условно ФЗ о конкуренции можно разделить на 2 части: в первой содержатся основные понятия, правила и запреты, во второй описывается деятельность антимонопольного органа.

В законе о защите конкуренции даются определения основным терминам, таким как «товар», «финансовый рынок», «конкуренция», «монопольно высокая/низкая цена» и т. п.

Термины «разумность», «добропорядочность» и др. в законе № 135-ФЗ не определены. Отсюда может возникнуть сложность в их правоприменении. Ответы на вопросы, что это такое и как отличать их от других понятий, следует искать в судебной практике.

В законе № 135-ФЗ содержится несколько десятков императивных норм, запрещающих хозяйствующим субъектам совершать определенные действия.

Например, ст. 11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением.

Закон № 135-ФЗ регламентирует порядок предоставления государственной преференции и выдвигает ряд требований к проведению торгов, запросу котировок и предложений.

Вторая условная часть закона № 135-ФЗ касается деятельности антимонопольной службы. Перечисляются ее функции, полномочия, сделки, подлежащие контролю. Указывается порядок рассмотрения дел о нарушении ФАС антимонопольного законодательства.

Таким образом, закон № 135-ФЗ о защите конкуренции содержит материальные и процессуальные нормы права.

Сфера применения закона о защите конкуренции

Закон № 135-ФЗ действует:

  • во времени;
  • в пространстве;
  • по кругу лиц;
  • по регулируемым отношениям (объектам регулирования). 

Во времени закон № 135-ФЗ применим к отношениям, которые возникли после его вступления в законную силу. Вопрос о применении во времени также связан со сроком давности рассмотрения дел УФАС: он исчисляется 3 годами с момента совершения нарушения, а при длящемся нарушении — с момента его обнаружения или окончания нарушения.

Территориальная сфера действия — территория РФ, а также за ее пределами, если действия или соглашения неким образом влияют на состояние конкуренции в РФ.

К субъектам правоотношений, включенных в сферу применения закона № 135-ФЗ, относятся:

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • адвокаты, нотариусы и другие лица, осуществляющие частную деятельность;
  • органы государственной власти. 

Перечисленные субъекты, кроме органов власти, рассматриваются как с позиции правонарушителей, так и с точки зрения стороны, чьи интересы были ущемлены или ограничены.

Сфера применения закона № 135-ФЗ охватывает общественные отношения, которые уже возникли и/или возникнут / могут возникнуть в будущем. Например, ст. 15 закона № 135-ФЗ прямо запрещает акты и действия (бездействие) органов власти, которые приводят или в будущем способны привести к ограничению, устранению конкуренции.

Закон № 135-ФЗ не применяется к отношениям, сложившимся на трансграничных рынках и урегулированным едиными правилами. Контроль за соблюдением этих правил осуществляет Евразийская экономическая комиссия. 

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

Закон о конкуренции регулирует не только отношения хозяйствующих субъектов, но и участие в них органов государственной власти, которые с помощью своих полномочий могут влиять на конкурентные отношения.

Для них (органов власти) установлены запреты на действия (бездействие), принятие актов, которыми не допускается, устраняется, ограничивается конкуренция.

Особое внимание законодатель уделил порядку предоставления государственных и муниципальных преференций.

Последние изменения, коснувшиеся гл. 5 закона № 135-ФЗ, направлены на создание прозрачной системы предоставления преференций, общественного контроля за деятельностью чиновников и борьбы с коррупцией.

В этой главе перечисляются разрешенные виды преференций, виды, которые нужно согласовывать с антимонопольным органом и запрещенные виды.

Некоторые виды отношений, попавшие в сферу применения закона № 135-ФЗ, имеют свою нормативную базу.

Источник: https://rusjurist.ru/zawita_konkurencii/zakon_o_zawite_konkurencii_osnovnye_polozheniya/

Экономический закон конкуренции

Закон конкуренции

Человеческому обществу всегда присущи отношения состязательности, соревнования, которые возникают в процессе кооперации труда. Суть состязательности – в стремлении каждого участника стать первым, лидером. Стремление человека к получению при общественном контакте с другими лучших показателей, стать лидером заложено в его природе.

Особое место в состязательности занимает конкуренция, которая выражает общественные отношения соперничества, возникающие между людьми или их коллективами, преследующими одну и ту же цель, имеющими одинаковый с другими интерес.

В человеческом обществе конкуренция в зависимости от сферы проявления бывает: – биологическая, которая выражается в борьбе за существование индивида, как биологического существа; – интеллектуальная, которая проявляется в интеллектуальной сфере деятельности; – экономическая, которая выражается в борьбе в сфере экономики за наиболее выгодные условия производства, купли, продажи продуктов. “Экономическая конкуренция – это соревнование предприятий на рынке за предпочтение потребителей с целью получения наибольшей прибыли или дохода”.

цель экономической конкуренции – получение выгоды. Стремление получить максимальную выгоду заставляет конкурентов вести постоянную борьбу за наиболее выгодные условия производства, купли, продажи продуктов. В качестве награды лидер имеет дополнительную выгоду, превосходство над другими конкурентами.

С точки зрения соотношения конкуренции с рынком экономическая конкуренция может быть нерыночной и рыночной. Нерыночная конкуренция может иметь место как в рыночной, так и в административно-командной экономической системах.

В рыночной экономике нерыночная конкуренция основывается на внерыночных, то есть внешних (относительно рынка) факторах конкуренции, а в административно-командной экономике – на нерыночных, внутренних факторах.

Нерыночная конкуренция в условиях планово-распределительной системы административно-командной экономики – это борьба за получение дефицитных или дополнительных ресурсов.

При этом сами потребители не получают прямых личных выгод в результате победы в конкурентной борьбе, их выгоды опосредованы и являются косвенным результатом в такой борьбе. Нерыночная конкуренция проявляется в самых различных формах, сами участники причем и не подозревают о существовании между ними такой конкуренции. В нерыночных условиях конкуренция проявляется в различных соревнованиях, движениях.

Рыночная конкуренция выражает отношения соперничества между участниками рыночного хозяйства с целью получения максимальной личной выгоды, проявляющейся в различных формах: получение прибыли, финансовая устойчивость фирмы, формирование длительных связей и др.

Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким – либо универсальным определением. Конкуренция – это и способ хозяйствования и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим.

Конкуренция является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики, в которой есть победители и побежденные. Она обусловливается суверенным правом каждого субъекта деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала.

Это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных целей за счет ущемления других деловых людей. То есть, конкуренция в современной рыночной экономике – это состязание не по олимпийскому принципу, согласно которому важно участие, а не победа.

Конкуренция – это борьба за обладание дополнительной, по сравнению с другими, выгодой. Субъекты конкурентных отношений, выступающие в роли продавцов, стремятся реализовать товар с максимальной для себя выгодой в виде дополнительной относительно ранее ожидаемой прибыли.

Субъекты конкурентных отношений, выступающие в роли покупателей, стремятся, в свою очередь, приобрести товар так же с максимальной для себя выгодой в виде максимальной экономии своих средств.

Рыночная конкуренция в нашей стране долгое время была, так сказать, в загоне. Но с началом реформ пришло понимание того, что без рыночной конкуренции поднять экономику невозможно. Она дает объективную, принципиально верную оценку деятельности хозяйствующих субъектов: убирает с дороги слабых, отдавая предпочтение сильным.

В общественном производстве отобрать наиболее сильных товаропроизводителей, обеспечить прогресс общества никаким другим способом, кроме рыночной конкуренции, невозможно. Она способствует быстрому и заметному повышению эффективности производства.

Чем это достигается? Это достигается тем, что при рыночной конкуренции все товаропроизводители поставлены перед необходимостью работать в полную меру своих сил и возможностей.

“Конкурентная борьба вынуждает каждого в высшей степени напрягать свои силы” (Маркс К.).

По результатам работы рыночная конкуренция выбраковывает из сферы хозяйственной деятельности слабых, неспособных хозяйствующих субъектов, заставляя их передать дело в руки более одаренных компаньонов. Она вынуждает каждого, притом действенно, взять себя в руки и уйти от расслабленности.

В условиях нормальной конкуренции к успеху стремятся все конкурирующие субъекты. Поэтому, независимо от удачи опередивших и отставших, наблюдается общий успех: все пытаются улучшить результаты своей деятельности.

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция- главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления.

Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог- застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция – сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция – это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта.

Отсутствие ''нормальной'' конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление – чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ''перекосов'' и больших диспропорций в его развитии.

К примеру, ''дефицитный рынок'' ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий ''дефицитный рынок'' можно лишь с оговорками назвать рынком.

Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.

До недавнего времени в советской экономической литературе наличие монополии и конкуренции связывалось исключительно с капиталистической системой. Считалось, что они выступают её типичными и существенными признаками. В исследованиях советских учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений.

В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась.

Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.

Рыночная конкуренция в нашей экономике была устранена с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции-обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.

Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь – благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды – сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории.

Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами.

Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом – не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.

Наличие такой среды характерно для рыночной экономики – особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику.

Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.

В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появлениябыли:

  • 1. устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства.
  • 2. свёртывание товарно-денежных отношений
  • 3. ликвидация конкуренции
  • 4. искусственная концентрация и узкая специализация производства
  • 5. преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.

Основные экономические законы

Закон конкуренции

Paис Axметoвич Фaтxyтдинoв, доктор экономических наук, профессор PAГС и Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства.

При разработке важных стратегических решений рекомендуется анализировать механизм действия следующих экономических законов функционирования рыночных отношений. Рассмотрим сущность этих законов:

  • возвышения потребностей;
  • зависимости между спросом и ценой (закон спроса);
  • зависимости между предложением и ценой (закон предложения);
  • зависимости между предложением и спросом;
  • возрастания дополнительных затрат;
  • убывающей доходности;
  • экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления;
  • эффекта масштаба производства;
  • эффекта опыта;
  • экономии времени;
  • конкуренции.

1. Закон возвышения потребностей

В соответствии ним в мире происходит процесс увеличения видов (наименований), разновидностей, изменение структуры (в пользу качества) потребительских товаров и услуг и их качества. Количество видов товаров и услуг удваивается примерно через 10 лет, их объемы в натуральном выражении и структура изменяются дифференцированно по каждой ассортиментной группе.

2. Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса)

Характеризует изменение цены товара при изменении спроса на него (при неизменном уровне качества). Со снижением цены товара спрос на него повышается, а с повышением цены — наоборот, снижается, т. е. покупатель либо не имеет средств купить этот товар, либо он покупает товар-заменитель.

Закон спроса описывает поведение покупателей при изменении цены товара. Поведение продавцов (изготовителей) товара на рынке описывает закон предложения. Предложение — это тот аспект рыночных отношений, который отражает непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, предлагаемым продавцом, изготовителем или посредником.

Закон предложения характеризует изменение цены товара при изменении его предложения на рынке.

Если цены повышаются, то на рынок будет поступать больше товаров данного наименования, рынок стимулирует увеличение объема предложения, продавцам (изготовителям) выгодно повышать объем продаж (объем производства).

И наоборот: если цена на данный товар на рынке будет снижаться (под воздействием рыночных механизмов, а не продавцов), то продавцам становится невыгодно предлагать данный товар на таком рынке и его предложение будет сокращаться.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Структура предприятия: ее основные черты и элементы

3. Закон зависимости между предложением и спросом

Механизм действия этого закона объясняется взаимодействием кривой предложения и кривой спроса. Кривая предложения показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке. Чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность выпускать и продавать товар.

Более высокая цена позволяет существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или использования других факторов, а в длительный промежуток времени — за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще велики издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

Кривая спроса показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой цене. Покупатель обычно предпочитает приобретать больше, если цена ниже (при одинаковом уровне качества).

Две кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения, т. е. при равновесных по обеим кривым цене и количестве товара. В этой точке нет ни дефицита, ни избыточного предложения, а значит, нет давления на изменение цены в дальнейшем.

Этот закон действует в условиях совершенной, или чистой, конкуренции.

4. Закон возрастания дополнительных затрат

Характеризует структуру богатства страны, соотношение между накоплением и потреблением. Укрупненно к накоплениям относятся приобретенные или созданные материальные и нематериальные активы, к потреблению — совокупность товаров и услуг, созданных для личного потребления физическими лицами.

Уровень богатства страны в целом определяется уровнем ее комплексного развития и природно-климатическими условиями.

При неполном использовании ресурсов возрастают дополнительные затраты, при том же уровне потребления уменьшаются доля накопления, доля внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения.

Эффективность использования ресурсов в России в 2-3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах, а ВВП на душу населения — в 4-6 раз меньше.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Валовой внутренний продукт (ВВП): вся суть в одной фразе

5. Закон убывающей доходности

Проявляется на микроуровне: он показывает, что на получение каждой последующей единицы эффективности требуется больше единиц затрат, чем на получение предыдущей единицы эффективности, когда закон масштаба уже исчерпал себя.

Например, при повышении силы конкуренции приращение каждой последующей доли рынка требует больше затрат, чем приращение рынка на такую же долю в предыдущий период.

Или достижение каждого дополнительного приращения безотказности машины требует средств во много раз больше, чем затрачено на достижение предыдущей такой же доли безотказности.

6. Закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления

Отражает соотношение затрат в сферах производства (разработка, изготовление, хранение) и потребления (доставка, использование, восстановление, утилизация) объекта. При подготовке любых стратегических решений должны учитываться эти виды затрат.

Существенное повышение, например, качества объекта влечет за собой рост производственных затрат при снижении доли эксплуатационных затрат в совокупных затратах.

В этом случае оптимальный уровень качества будет достигнут при минимальных совокупных затратах.

7. Закон эффекта масштаба

Проявляется в том, что с увеличением программы выпуска продукции или выполнения какой-либо работы (до оптимальной величины) условно-постоянные (или косвенные) расходы, к которым относятся общезаводские и общецеховые, на единицу продукции уменьшаются, снижая соответственно ее себестоимость. При этом качество продукции повышается.

Исследования показывают, что программу выпуска можно увеличивать путем увеличения доли рынка за счет повышения конкурентоспособности продукции, выполнения комплекса работ по унификации и агрегатированию однородной продукции.

За счет фактора масштаба себестоимость однородной продукции можно снизить до двух раз, а качество ее изготовления повысить до 40%.

8. Закон эффекта опыта

Схема действия этого закона выполнения работ или освоения новой продукции аналогична схеме действия закона масштаба. Очевидно, что если человек выполняет работу впервые, то он затратит времени в несколько раз больше, чем после полного освоения методов, приемов и навыков выполнения данной работы.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Применение эталонных стратегий в бизнесе

9. Закон экономии времени

В авторской интерпретации он гласит, что инновационная деятельность должна обеспечивать неуклонный рост эффективности аналогичных объектов, т. е. снижение суммы затрат прошлого (овеществленного), живого и будущего труда за жизненный цикл данного объекта на единицу его полезного эффекта (отдачи) по сравнению с предыдущей моделью объекта или лучшим мировым образцом.

Категории «будущий труд» в экономической теории не было и нет, вследствие чего закон экономии времени в научной и учебной литературе рассматривался (в советские времена) и рассматривается сейчас как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции.

Такой узкий статичный подход к главному закону эффективности общественного производства — закону экономии времени — исключает из сферы исследования эксплуатационные затраты и полезный эффект объекта, приводит в перспективе к неэффективному использованию ресурсов в народнохозяйственном масштабе.

10. Закон конкуренции

Закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены (цены, деленной на полезный эффект объекта).

Сформулированный нами закон конкуренции — объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной дорогой продукции.

Закон конкуренции длительное время может работать только при действии качественного антимонопольного законодательства.

Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой

Источник: http://www.elitarium.ru/jekonomicheskie-zakony-spros-predlozhenie-konkurencija-jeffektivnost-rynok/

Фз 135 о защите конкуренции: краткое изложение и комментарии, нарушения и ответственность, аффилированные лица и дискриминационные условия

Закон конкуренции

Политика государства, направлена на обеспечение равных условий для каждого лица, который занимается предпринимательской деятельностью.

Средством поддержания равных условий, является ряд нормативных актов, которые обеспечивают наличие конкуренции на территории страны.

Каким законом регулируется антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство состоит из нескольких правовых документов, действие которых направлено на защиту конкуренции при осуществлении экономической деятельности, а также на ограничение возможности установления монополий на экономическом рынке.

Основным актом, которым регулируются отношения, является ФЗ № 135 «О защите конкуренции», получивший юридическую силу в 2006 году.

Началом разработки государством мер, направленных на создание конкуренции на территории страны, является принятый в РСФСР закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1.

Фз о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

Как ранее было указано, акт федерального значения вступил в силу еще в 1991 году. Закон определил перечень задач, которые стояли перед государством.

Задачами являлись:

  • Разработка мер, направленных на способствование развития конкуренции;
  • Пресечение, ограничение развития монополий на территории страны;
  • Осуществления контроля государственными органами над исполнением разработанных мер.

Фз 135 о защите конкуренции: кратко

Сегодня, действует ФЗ «О защите конкуренции» в редакции № 38 от 04 июня 2018 года. Закон был принят в 2006.

Основной целью нормативного акта — определение организационных и правовых основ, направленных на поддержание конкуренции, пресечения и предупреждения недобросовестной конкуренции.

Данным актом, регулируются отношения, связанные с защитой конкуренции, с предупреждением и пресечением установления монополистической деятельности.

Нормы акта распространяются на соглашения, достигнутые на территории иностранных государств, с участием российских экономических лиц и иностранных субъектов.

Структура закона о защите конкуренции и сфера его применения

Если говорить кратко, то закон имеет структуру, состоящую из 10 глав.

Главы посвящены:

  1. Общим положениям (9 статей);
  2. Монополистической деятельности (6 статей);
  3. Не добросовестной конкуренции (8 статей);
  4. Перечню действий, которые не могут быть осуществлены государственными органами (2 статьи);
  5. Требованиям, установленным для организации торгов, запросов цен и предложений (4 статьи);
  6. Предоставлению государственных и муниципальных преференций (3 статьи);
  7. Перечню функций и полномочий органов (12 статей);
  8. Государственному контролю над экономической концентрацией (10 статей);
  9. Мерам ответственности за нарушение норм закона (24 статьи);
  10. Заключительным положениям (2 статьи).

Ст. 9 ФЗ о конкуренции

Статья определяет понятие группы лиц.

Таковыми считаются:

  1. Хозяйственные общества или физические лица, имеющие более половины общего числа , которые приходятся на голосующие акции;
  2. Юридическая организация и осуществляющие функции исполнительного органа этой организации физические лица или иная организация;
  3. Хозяйственные общества и физические лица, когда последние на основании соглашения имеют право давать указания, которые обязательны исполнения;
  4. Юридические организации, в которых коллегиальный исполнительный орган и совет директоров состоит более чем наполовину из одних и тех же людей.

Статья 11

В Российской Федерации не допускается заключение соглашений, между лицами, осуществляющими экономическую деятельность на одном рынке продажи, приобретения товаров, целями которых является:

  1. Установление цен или их поддержание;
  2. Изменение цен на торгах путем их специального повышения, снижения или поддержания;
  3. Раздел рынка на основании территориального принципа, объема покупателей, ассортимента;
  4. Сокращение определенных товаров или прекращение производства отдельных видов продукции;
  5. Отказ от заключения соглашений с конкретными субъектами, занимающимися экономической деятельностью.

Источник: https://rusfz.ru/fz-135-o-zashhite-konkurentsii-kratko-kommentarii-narusheniya-i-otvetstvennost-affilirovannye-litsa-i-diskriminatsionnye-usloviya

ovdmitjb

Add comment