Irvuz

Задачи и методы развития коммуникативных навыков личности

Содержание

Коммуникативные способности: методы развития и диагностика коммуникативных способностей

Задачи и методы развития коммуникативных навыков личности

Возникновение второй сигнальной системы —  речи —  во многом обусловило эволюцию человеческого вида до того состояния, которое нам знакомо. Именно речь, набор устоявшихся условных звуковых обозначений, помогла первобытным людям совершить качественный скачок в своем развитии.

Поскольку человек —  существо социальное, почти тотально зависящее от различных проявлений общества, взаимодействие между собой всегда было и будет основой нашего поведения; и в этом нам помогают развитые коммуникативные способности.

Структура коммуникации с миром

Однако, коммуникативные способности не ограничиваются только умением говорить и понимать чужую речь. Они включают в себя и распознавание мимики и жестов, и навык считывания эмоций собеседника, и способность прогнозировать развитие и результат взаимодействия с тем или иным человеком, умение выстраивать стратегию общения.

В этой тематике существует еще один важный термин: коммуникативная компетентность. Это целый комплекс навыков и умений, включающий в себя:

  • адаптивность к новым социальным обстоятельствам;
  • воспитанность и корректность;
  • коммуникативные и организаторские способности;
  • знание правил, обычаев и традиций того или иного общества, частью которого является человек;
  • тактичность и умение находить подходящий момент для коммуникации;
  • контроль над собственной речью, мимикой и жестами;
  • умение слушать и давать адекватную ситуации обратную связь
  • навык связного и четкого изложения своих мыслей;
  • критичное отношение к своей точке зрения и способность конструктивно реагировать на противодействие.

В любой сфере человеческой жизнедеятельности существуют свои правила и нюансы взаимодействия: семантические особенности, манера поведения и самовыражения. Дипломатическая речь отличается от бытовой так же сильно, как общение подростков от делового общения.

Презентация: “Тест. Коммуникативные и организаторские способности”

По мере развития цивилизации меняются социальные нормы, в том числе и нормы коммуникационные.

Любой язык представляет собой подвижную, динамичную структуру и его развитие влечет за собой изменение правил поведения в различных ситуациях. Именно поэтому для нас так важно развитие коммуникативных способностей.

Методы диагностики личностных коммуникативных способностей сводятся к прохождению специализированного теста или нескольких тестов. Как правило, эти тесты представляют собой опросник с рядом утверждений, а баллы начисляются за согласие или несогласие человека, проходящего тест, с каждым из них.

Сами утверждения тестов касаются различных жизненных ситуаций, как ординарных, так и кризисных, и реакции на них тестируемого.

Это могут быть случаи взаимодействия с незнакомыми людьми в той или иной обстановке, отношение к публичным выступлениям или к индивидуальному общению разной степени близости.

Обычный в составлении теста метод — охватить разные стороны коммуникации человека с окружающей социальной средой наиболее полно.

Не стоит думать, что полная раскованность и отсутствие затруднений в общении с другими людьми — залог успеха и признак развитой социальной адаптированности. Такие результаты прохождения теста скорее характерны для людей социопатического склада личности, тогда как нормальная компетентность в коммуникации подразумевает наличие самоконтроля и сдержанности.

В то же время, человек, испытывающий постоянные трудности во взаимодействии с коллегами или незнакомыми людьми и набравший максимальное количество баллов при прохождении теста, также вряд ли может рассчитывать стать душой компании или лидером коллектива. Среднее значение набранных в тесте баллов приблизительно соответствует личности, чьи коммуникативные способности находятся на достаточном для успешной социальной адаптации уровне.

Упражнения для тренировки коммуникативных способностей

Несмотря на очевидные различия между людьми со слишком расторможенным поведением и теми, кто чересчур стесняется проявить себя, развитие коммуникативных способностей и методы урегулирования поведения и для тех, и для других примерно одинаковы; смещаются лишь акценты в зависимости от результатов теста.

Чересчур свободное поведение человека указывает на слабое развитие способности к эмпатии, смутные представления о моральных и нравственных нормах, отсутствие достаточного интереса к жизни и правилам общества, в котором человек обитает и с которым неизбежно имеет множество связей.

При отсутствии психиатрических заболеваний излишняя раскованность довольно легко корректируется простыми методами, причем у детей это происходит легче и быстрее, чем у подростков и взрослых.

Скованность и замкнутость, неспособность выразить свои мысли и эмоции, а также правильно отреагировать на высказывания и действия других людей также нуждаются в дополнительном регулировании приблизительно теми же методами.

В случае, когда коррекции требуют коммуникативные способности ребенка, ответственность за процесс закономерно ложится, в первую очередь, на родителей, а кроме того, на воспитателей дошкольных учреждений и школьный преподавательский состав.

Во многих школах уже много лет принято участие в воспитательном процессе штатного профессионального психолога, но и остальные учителя должны по мере возможности участвовать и стимулировать развитие коммуникативных способностей у учеников.

Нарушения способности к адекватной случаю коммуникации, как правило, связаны с недостаточным развитием эмоциональной сферы человека. Его причиной могут быть недостатки воспитания или характер и темперамент. Поэтому, помимо специализированных занятий с психологом, рекомендуется помощь ребенку со стороны взрослых в осознании и проявлении своих эмоций.

Так, родители, действуя методом постановки вопросов «что ты чувствуешь?» или «что тебе хочется сделать в этой ситуации и почему?» помогают детям сориентироваться в своем внутреннем мире и лучше понять себя, а также научиться прогнозировать последствия своих поступков.

В дальнейшем ребенок начнет делать это автоматически и лучше адаптируется в любом коллективе. Кроме того, необходимо с ранних лет доносить до ребенка тот факт, что окружающие его люди в той же степени, что и он сам, обладают своими эмоциями, чувствами и интересами.

Это поможет избежать излишнего эгоцентризма, свойственного маленьким детям.

Также распространенным методом регуляции является раннее приобщение детей к группе, будь то друзья по прогулкам или коллектив в детском саду.

Детская психика обладает гибкостью, что позволяет проще прививать полезные привычки — в том числе, к взаимодействию с людьми разного возраста.

Не следует, однако, забывать, что каждый человек имеет индивидуальный объем потребности в общении: некоторым детям (как и взрослым) тяжело и даже вредно находиться долгое время без возможности уединиться и восполнить энергию.

Если говорить о тренировке коммуникативных навыков у взрослых людей, то, вероятно, единственным существенным отличием от сказанного выше будет то, что взрослый человек обычно сам способен критически оценить свои умения и корректировать поведение.

Источник: https://tonusmozga.ru/sposobnosti/vidy-sposobnostej/razvitiya-kommunikativnyx.html

Развитие коммуникативных навыков

Задачи и методы развития коммуникативных навыков личности

Коммуникабельность – это талант и своего рода творчество. Коммуникабельные люди обаятельны и уверены в себе, не боятся новых знакомств и приятного общения. Перед ними открыты все двери, им больше доверяют, чем замкнутым молчунам.

Узнать людей с высокими коммуникативными навыками в компании не составит особого труда, они всегда в центре внимания и чаще всего становятся лидерами.

Их умение общаться притягивает к себе, в результате, у них всегда много друзей и приятелей.

Коммуникативные умения и навыки развиваются в раннем детстве и обычно напрямую зависят от того, как рано ребенок начал разговаривать. Умение общаться зависит от окружения ребенка, от его родителей и близких. Обычно если в семье есть старшие дети, ребенок легче находит общий язык с окружающими.

Часто успешность людей зависит от их хороших коммуникативных навыков. Например, в школе ученик, не зная урока, может рассказать учителю столько интересных вещей, пусть даже не по теме, но в итоге он получает хорошую оценку, а ученик выучивший урок, но не способный донести его в красивой форме до учителя, получает низкий бал.

Как развить коммуникативные навыки?

Для того чтобы стать общительным человеком необходимо следовать следующим советам:

  1. Не избегайте общения. Общайтесь везде: на работе с сослуживцами, во дворе с соседями, встречайтесь с приятелями. Общайтесь с детьми, взрослыми, пожилыми. Все они могут дать вам что-то полезное. Люди в годах научат вас своей мудрости, а дети заразят своим оптимизмом и беззаботностью.
  2. Получайте удовольствие от общения. Научитесь управлять своим общением. Если чувствуете, что беседа перетекает в неприятное для вас русло – меняйте тему.
  3. Не будьте слишком формальны. Если хотите, чтобы людям нравилось общение с вами, будьте приветливы. Не отвечайте на вопросы односложно. Сухость ваших ответов расценивается как нежелание общаться.
  4. Для развития общения используйте гимнастику. Есть ряд упражнений на развитие коммуникативных навыков. Например, встаньте перед зеркалом и попытайтесь изобразить различные эмоции на своем лице: страх, радость, печаль, грусть и др. Эта методика поможет контролировать мимику в процессе общения и повысить уверенность в себе.

Научитесь вести правильно беседы. Для того чтобы вас не боялись и не избегали вы должны стать приятным собеседником. Что для этого нужно?

  • внимательно слушайте оппонента;
  • после завершения изложения точки зрения собеседника отметьте положительные стороны его мнения и только после этого скажите, с чем вы не согласны;
  • высказывайте свою точку зрения, не обижая и не унижая других;
  • пытайтесь найти в любом споре компромиссное решение.

Эти методы стимулируют развитие коммуникативных навыков у взрослых. Такой набор тактик и стратегий прост, но весьма действенен. После их применения на практике человек способен добиться успеха в социуме и в своей трудовой деятельности.

Виды коммуникативных навыков

Общение включает в себя два вида:

  • вербальный;
  • невербальный.

Первый вид состоит из слов, предложений, фраз. Это наиболее простой тип общения. Второй вид включает в себя мимику и жесты.

Язык тела часто может сказать больше, чем сами слова, поэтому необходимо для улучшения коммуникативных навыков развивать в себе способность выражения эмоций и чувств при помощи невербальных форм общения. Для их развития неплохо подойдет выше описанное упражнение с зеркалом.

Совершенствование коммуникативных навыков может происходить в течение всей жизни. Чем лучше вы постигнете это умение, тем больше дверей будет открыто перед вами. Задайтесь целью стать приятным собеседником и стремитесь к этой цели и совсем скоро увидите, как расширился круг ваших друзей и знакомых, и как ваша жизнь перешла в новое качество.

Волевая регуляция поведения Любителей жаловаться на жизнь и окружающих сегодня хоть отбавляй. Многим попросту тяжело понять тот факт что все, что с нами происходит – это результат наших же действий. От нашей воли и характера зависит наше будущее. О том как регулировать свое поведение мы и поговорим далее. Каждый человек является индивидуальной и неповторимой личностью. С одной стороны с этим сложно поспорить, но с другой – чтобы быть заметным человеку все равно приходится выделяться. Для этого и существует самовыражение. Каждый выбирает свое направление в этом процессе. Мы же решили дать общую информацию о том, зачем людям необходимо самовыражение.
Телепатия – как научиться? Желание узнать о чем думает собеседник хотя бы раз в жизни посещало каждого из нас. Но если одни лишь мечтательно вздыхают не имея подобного навыка, то другие активно стараются научиться мастерству телепатии. Мы тоже решили задаться вопросом как научиться телепатии и возможно ли это в принципе. Развитие уверенности в себе Как много интересных вещей можно постичь в жизни сделав лишь один смелый шаг вперед. Только именно этот шаг у большинства людей, почему то вызывает массу проблем. Все дело в комплексах и страхах. Как же развить столь необходимое сегодня чувство уверенности в себе? Об этом мы и поговорим далее.

Источник: https://womanadvice.ru/razvitie-kommunikativnyh-navykov

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы улучшения коммуникативных навыков личности………………………………..5

1.1Основные подходы в отечественной изарубежной психологии к проблемеизучения коммуникативных навыков………………………5

1.2Возможности развития коммуникативныхнавыков личности в юношескомвозрасте….……………………………………………….16

Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков личности студентов-лингвистов……..22

2.1Методы исследования и развитиякоммуникативных навыковличности..……………………………………………………………..22

2.2Анализ, обработка и интерпретациярезультатов исследования………………………………………………………….27

2.3Рекомендации по развитию навыковобщения…………………31

Заключение……………………………………………………………38

Списокиспользуемой литературы…………………………………..39

Введение

Общение –специфическая форма взаимодействиячеловека с другими людьми как членамиобщества, в общении реализуются социальныеотношения людей.

Важной частьюповседневного общения является деловоеобщение между руководителем и подчиненными,которыми в некоторой степени являютсяпреподаватели и студенты высших учебныхзаведений. В этой связи человекунеобходимо развивать такие коммуникативныенавыки личности, как умение работать сдругими людьми, умение общаться,взаимодействовать, убеждать, влиять налюдей.

Одними из необходимыхтребований для этого являются гибкость,нестандартность, оригинальностьмышления, способность находитьнетривиальные решения.

Процессвосприятия одним человеком другоговыступает как обязательная составнаячасть общения и составляет то, чтоназывают перцепцией.

Поскольку человек вступает в общениевсегда как личность, постольку онвоспринимается и другим человеком, какличность. На основе внешней стороныповедения мы, по словам С.Л.

Рубинштейна,как бы «читаем» другого человека,расшифровываем значение его внешнихданных.

Впечатления,которые возникают при этом, играютважную регулятивную роль в процессеобщения.

Процесспонимания друг друга «осложняется»явлением рефлексии.Под рефлексией понимается осознаниедействующим индивидом того, как онвоспринимается партнером по общению.

Это уже не просто знание или пониманиедругого, но знание того, как другойпонимает меня, своеобразно удвоенныйпроцесс зеркальных отражений другдруга, глубокое, последовательноевзаимоотражение, содержанием которогоявляется воспроизведение внутреннегомира партнера, причем в этом внутреннеммире в свою очередь отражается мойвнутренний мир.

Научить человекапсихологически верно и ситуативнообусловлено вступать в общение,поддерживать общение, прогнозироватьреакции партнеров на собственныедействия, психологически настраиватьсяна эмоциональный тон собеседников,овладевать и удерживать инициативу вобщении, преодолевать психологическиебарьеры в общении, снимать излишнеенапряжение, эмоционально настраиватьсяна ситуацию общения, психологически ифизически «пристраиваться» к собеседнику,адекватно ситуации выбирать жесты,позы, ритм своего поведения, мобилизоватьсяна достижение поставленной коммуникативнойзадачи – вот лишь немногие проблемы,решение которых позволит подготовитьэффективного профессионала.

Таким образом,проблема исследования заключается вопределении необходимых коммуникативныхнавыков личности, и их развитие.

Целью исследованияявляется психологический анализ ивыявление необходимых коммуникативныхнавыков личности, и их развитие.

Объектом исследованияявляются студенты 2-го курса в возрасте17-19 лет.

Предметомисследования являются коммуникативныенавыки студентов.

Гипотеза исследованиясостоит в том, что с помощью развивающихметодик можно добиться развитиякоммуникативных навыков личности.

Задачи:

  1. Провести теоретическое изучение проблемы улучшения коммуникативных навыков личности.

  2. Провести психологический анализ развития коммуникативных навыков личности студентов.

  3. Выработать рекомендации.

В работе былииспользованы методики развитиякоммуникативных навыков личностиПетрусинского В.В.

Теоретическаяновизна состоит в том, что выявленныепроблемы коммуникации сопоставимы синдивидуальными особенностямипсихического развития студентов.

Практическаязначимость состоит в выработкерекомендаций по преодолению проблем вобщении и развитию коммуникативныхнавыков личности.

Исследованиепроходило на базе …, в исследованиипринимали участие студенты 2-го курсафакультета иностранных языков вколичестве 18 человек.

Работа состоит издвух глав, введения, заключения, спискаиспользуемой литературы и трех рисунков.

Источник: https://StudFiles.net/preview/406340/

Коммуникативные способности

Задачи и методы развития коммуникативных навыков личности

Успех человека зависит не только от силы его характера и жизненного везения. Во многих делах определяющим фактором являются наши взаимоотношения с окружающими. В частности это наши коммуникативные способности, и от того, насколько они развиты, зависит успешность человека в трудовой деятельности и других различных областях жизни.

Формирование коммуникативных способностей у человека начинается почти с рождения. Чем раньше ребенок научится говорить, тем проще будет его взаимодействие с окружающими. Коммуникативные способности личности у каждого человека формируются индивидуально.

Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе, а также собственная социальная роль человека в обществе.

Развитие коммуникативных способностей

Если будучи ребенком человек не получал должной поддержки со стороны близких, и не смог приобрести опыт коммуникации, он может вырасти замкнутым и неуверенным в себе.

Это значит, что его коммуникативные способности общения будут находиться на низком уровне. Выходом из этой ситуации является развитие навыков общения и поведения в обществе.

Прежде чем разобраться, как развивать в себе эти данные, необходимо знать из чего они состоят. Структура коммуникативных способностей включает в себя следующие виды:

  • информационно-коммуникативная. Способность начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения;
  • аффективно-коммуникативная. Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику;
  • регуляционно-коммуникативная. Способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы.

Как развить коммуникативные способности?

Если ваши коммуникативные способности и качества личности вызывают у вас тревогу, не стоит огорчаться. Их можно развивать в любом возрасте. Достаточно запомнить наиболее удобные и приемлемые для вас упражнения для развития коммуникативных способностей.

Они помогут научиться сглаживать конфликты, развить убедительную речь, приобрести навыки эффективной самопрезентации и повысить доверие. Для достижения большей эффективности, упражняться в умении строить коммуникацию можно выполнять в компании друзей и близких.

Чтобы понять, как развивать коммуникативные способности приведем несколько примеров.

  1. Упражнение “Мимика и пантомимика”. Помогает сохранять эмоциональное самообладание в любой ситуации, а также научиться правильно передавать собеседнику свои переживания. Задача: встать дома перед зеркалом и продемонстрировать гнев, волнение, иронию, смех т.д.
  2. Упражнение “Желание”. Помогает отработать коммуникативные умения и навыки. Каждый человек в компании пишет на листке свое желание. Задача: заставить партнера его выполнить, не говоря о самом желании ни слова, затем продемонстрировать то, что написано на листке.
  3. Упражнение «Выйди из скорлупы». Помогает обрести навыки убеждения. Человек, имеющий слабые коммуникативные способности встает посреди комнаты в очерченный круг. Задача товарищей выманить его из этого круга, используя для убеждения различные аргументы. Например, торговаться, предлагать или обещать что-либо взамен. Само упражнение можно снять на видеокамеру, а затем разобраться, как вел себя человек в круге, а также какие техники и приемы убеждения были использованы.
  4. Упражнение «Вопросы песней». Помогает обрести навыки самовыражения. Компания делится на две группы. Задача обеих групп общаться только в виде песен. Например, одна компания задает песней вопрос: «Я спросил у ясеня, где моя любимая?». Вторая группа отвечает «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз». На обдумывание каждого вопроса дается не больше 30 секунд.

Коммуникативные умения и способности можно развивать в себе всю жизнь. Для этого нужно просто задаться целью стать идеальным собеседником и постоянно тренировать свои навыки. Главное не оттачивать свое мастерство на деловых партнерах. Пусть лучше это будут друзья, готовые вам помочь и поддержать в вашем желании быть интересным другим людям.

Как научиться публично выступать? Проблема с публичными выступлениями существует у многих людей, вспомнить хотя бы фильм «Король говорит», в котором главному герою, а именно королю Великобритании Георгу VI, страдающему заиканием, пришлось немало потрудиться прежде чем стать настоящим оратором. Так что поверьте, ваша проблема не так серьёзна. Остроумных, умеющих к месту и в тему пошутить или рассказать смешную историю людей, любят и уважают в любой компании. Вам тоже не даёт покоя слава первого весельчака и заводилы, но с чувством умора у вас проблемы? Тогда вам просто необходимо научится шутить!
Красивая, грамотная речь – таким ценным даром может похвастаться далеко не каждый из нас. Тем не менее, если вам очень хочется стать обладателем подобно сокровища, вовсе не обязательно лезть в глубины океана, нужно просто найти время для регулярной работы над собой. Как избавиться от картавости? Заметив признаки картавости у своего малыша, многие родители прибегают к услугам логопеда и стараются помочь ребёнку справиться с этим дефектом речи. Но, к сожалению, даже такие способы не всегда приводят к должному результату и тогда уже взрослому человеку приходиться задумываться над тем, как избавиться от картавости.

Источник: http://kak-bog.ru/kommunikativnye-sposobnosti

Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Задачи и методы развития коммуникативных навыков личности

РЯЗАНСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Студентки:

Группа: 1916а факультета организации и управления

Специальность: 053100 Социально-культурная деятельность

Специализация: Педагогика социокультурной сферы

Рязань 2004г.

Введение

Глава 1 Психолого-педагогические основы игрового общения

1.1 Социально-психологическая характеристика игры

1.2 Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста

1.3 Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника

Глава 2 Характеристика игровых методов развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в д/с №142

2.1 Характеристика и анализ деятельности д/с №142 по развитию коммуникативных навыков детей

2.2 Диагностика коммуникативных навыков детей посещающих ДОУ № 142, г. Рязани

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность

В последнее время очень многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения перед обучающим. И это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно.

В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие – не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее коммуникабельных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Ведь именно те дети, которые уверенны в себе, свободно могут общаться с окружающими их людьми.

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

Если вмешиваться в игру ребенка ненавязчиво, побуждать его действовать по определенному сюжету, поиграть на глазах у ребенка с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например, “я доктор”. Ребенок, наблюдая за взрослым, будет сам играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия.

Нужно поощрять самостоятельную выдумку, инициативу ребенка. Для трех – четырехлетних детей создавать разнообразные игровые ситуации: “Мишка заболел”, “Поедем на дачу” и др. Просить ребенка не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать “скорую помощь” для заболевшей куклы.

Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

Подчас игра, специально созданная взрослым, способна даже предотвратить семейные конфликты, например, можно настроить ребенка на сон, обратившись к нему в игре: “Доктор, вашим больным нужен покой, и им пора спать”, или предложить отправить машины в гараж, который закрывается на ночь.

«Если взрослый поможет ребенку овладеть способами ролевого поведения, то он включится в более разнообразную игровую деятельность, осваивая и другие роли.

Можно, включаясь в игру, переориентировать малыша, например, если ребенок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира-пограничника, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому, защищая, а не нападая».[1]

«Сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь вашего ребенка. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеет ваш малыш, играя, — в значительной степени зависит от вас.

Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций.

Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”».

Предмет: – игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Объект: – игра – как социально-психологическое явление.

Цель: на основе теоретического анализа проблемы провести диагностическое исследование, на основе которого сделать вывод об успешности образовательной программы д/о № 142 в сфере развития коммуникативных навыков дошкольников.

Задачи: 1) дать характеристику игры – как социально-психологического феномена;

2) проанализировать и обобщить игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста;

3) провести социально-психологическое исследование по оценке коммуникативных навыков детей дошкольного возраста д/с № 142 г.Рязани;

Степень разработанности:

Чем же определяется популярность и успешная коммуникации ребенка в группе дошкольников?

Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. А. Репиной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной, Т. В. Антоновой, О. М.

Гостюхиной и других. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.

В исследовании Т. А. Репиной позиция и положение ребенка в группе изучались в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности.

Было показано, что повышение успешности в этой деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка.

Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников.

Однако при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько ее объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. Как полагает В. С.

Мухина, успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстниками.

Все это сказывается на положении ребенка в группе.

Итак, в основе успешной коммуникации дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности.

Существует и другое направление работ, в которых анализируется феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. Эти работы базируются на положении М. И.

Лисиной о том, что в основе формирования межличностных отношений и привязанностей лежит удовлетворение коммуникативных потребностей.

Если содержание общения не соответствует уровню коммуникативной потребности субъекта, то привлекательность партнера уменьшается, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к симпатии и предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности.

Результаты экспериментальных работ, проведенных под руководством М. И. Лисиной, показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру.

Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, Р. К.

Терещук выделяет такие главные качества, как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения.

Если Р. К. Терещук показывает, что в основе популярности лежит способность ребенка адекватно удовлетворять коммуникативные потребности ровесников, то исследование О. О. Папир, выполненное под руководством Т. А.

Репиной, обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить.

Дети-лидеры отличаются высокой инициативностью, богатством и разнообразием инициативных воздействий на партнера, общительностью.

Навыки общения детей дошкольников закрепляются в игре. Педагогические и образовательные издания постоянно в последнее время публикуют информацию о преимуществах игрового общения перед обучающим.

Игра как ведущая деятельность дошкольника (А. Н. Леонтьев), как практика развития (С. Л. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д. Б. Эльконин), как средство обогащения психического развития ребенка (А. В. Запорожец), как детская традиция (В. С.

Мухина), как практика воспитания (Е. В. Субботский, Дж. Брунер), как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (И. С. Кон), как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка (М.

Mud), признается и исследуется мировым психологическим сообществом в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка.

Источник: https://mirznanii.com/a/174265/igrovye-metody-razvitiya-kommunikativnykh-navykov-detey-doshkolnogo-vozrasta

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Задачи и методы развития коммуникативных навыков личности

Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста.

Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться.

Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение — обязательный атрибут развития любой человеческой личности. Поэтому если вы хотите научить малыша успешно общаться со взрослыми и сверстниками, эта статья обязательно вам пригодится.

Коммуникация детей — важный элемент социализации

Эффективное коммуникативное развитие — основы

Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.

Что такое коммуникативные способности у детей

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

  • Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
  • Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
  • Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
  • Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.

Совет: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок испытывал трудности в общении с окружающими, ограничивайте его «отношения» с компьютером, телевизором или планшетом.

Дети, проводящие много времени с гаджетами, не умеют общаться

Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.

Статистические данные об уровне развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Семья — наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

  • Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
  • Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
  • Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
  • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
  • Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
  • Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

Общение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным

Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки.

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.

Совместная игровая деятельность развивает умения общаться

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров.

Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений.

После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.

Настольный театр — способ развития умения общаться

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как — нельзя.

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей.

Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор.

Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.

Условия для развития коммуникативных способностей

Совет: постарайтесь не повышать на ребенка голос. Любую ситуацию можно решить мирным путем: важно, чтобы малыш умел договариваться, а не добиваться своего силой.

Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:

  • введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
  • попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
  • отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
  • попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.

Совет: интересно, что лучше всего развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста происходит в том случае, если они с раннего возраста занимаются в спортивных секциях.

Занятие по развитию навыков общения в детских садах проводятся регулярно

Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками.

Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д.

Главное — выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.

Самопознание как фактор эффективного общения

По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя. Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

  • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что — обрадовало;
  • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
  • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
  • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
  • воздержитесь от излишней критики ребенка.

Методы развития умений коммуниковать

Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию. Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».

Совет: развитие коммуникативных способностей у дошкольников немыслимо без параллельного развития логического мышления.

Театрализованная деятельность как метод коммуникативного развития

Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.

Основная задача родителей дошкольников — научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества. Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/razvitie-kommunikativnyh-navykov.html

ovdmitjb

Add comment