Irvuz

Задачи бухгалтерского учета

Задачи бухгалтерского учета

Задачи бухгалтерского учета

Законодательство определяет основные задачи бухгалтерского учета следующим образом:

  • – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • – обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • – предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Кроме перечисленных бухгалтерам организаций приходится решать много других задач.

Способ ведения бухгалтерского учета

Ответственным за бухгалтерский учет в организации является ее руководитель. Он имеет право выбрать один из следующих вариантов постановки бухгалтерского учета в организации:

  • – учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • – ввести в штат должность бухгалтера;
  • – передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • – вести бухгалтерский учет лично.

На практике чаще всего на работу приглашается один бухгалтер или несколько бухгалтеров, из которых создается бухгалтерская служба как отдельное структурное подразделение – бухгалтерия.

Таким образом, бухгалтерия – это структурное подразделение организации, которое ведет бухгалтерский учет. Сотрудники этого структурного подразделения называются бухгалтерами, а его руководитель – главным бухгалтером.

Учет имущества организации

Ключевой задачей бухгалтерского обслуживания считается формирование информации об имущественном положении организации, т. е. контроль перемещения имущества и его сохранностью. Имущество организации делится на три большие категории: деньги, материальные ценности и нематериальные активы.

Деньги могут существовать в наличной форме, т. е. в виде денежных знаков и монет, а также в безналичной форме – в виде записей на банковских счетах. К деньгам примыкают так называемые «почти деньги» – это различные ценные бумаги: облигации, сертификаты, акции.

Материальные ценности – это полезные вещи, т. е. имущество, которое имеет материальную форму и которое можно купить или продать. К материальным ценностям относятся столы, стулья, компьютеры, станки, автомобили, здания и др. В хозяйственной деятельности организаций принято использовать и другое название материальных ценностей – товарно-материальные ценности (ТМЦ).

Нематериальные активы – это имущество, которое не имеет материальной формы, точнее, имущество, для которого материальная форма не имеет значения. Нематериальным активом является, например, литературное произведение или патент на изобретение. Внутри каждой категории имущества можно различить подкатегории, которые будут рассмотрены далее.

Взаимодействие бухгалтерии с другими структурными подразделениями

Бухгалтерия как структурное подразделение занимает особо привилегированное положение среди других подразделений организации. Для других подразделений бухгалтерия является верховным надсмотрщиком за имуществом организации, приставленным собственником и руководителем. Не сторожем, а именно надсмотрщиком.

За сохранность имущества организации несут ответственность разные ее работники: за товары на складе – кладовщик, за станки и оборудование в цехе – начальник цеха или его заместитель, за наличные деньги – кассир.

Кассир – это работник особого подразделения, которое называется кассой. Наличные деньги организации, т. е. деньги, которые существуют в виде бумажных денежных знаков и монет, хранятся в сейфах кассы.

В домашнем хозяйстве для хранения наличных денег предназначен кошелек. При увеличении хозяйства до размеров организации этот кошелек разрастается до размеров целого структурного подразделения. Работники организации, отвечающие за сохранность какого– либо конкретного имущества, называются материально ответственными лицами.

С ними организация заключает договоры о материальной ответственности. Наличные деньги – это тоже имущество организации. Соответственно кассир является материально ответственным лицом. Бухгалтеры не имеют права быть материально ответственными лицами.

Из последнего правила есть исключение для организации с небольшим количеством работников: в такой организации бухгалтер может по совместительству исполнять обязанности кассира.

При этом он будет материально ответственным лицом за наличные деньги организации.

Материально ответственное лицо не обязано находиться рядом с вверенным ему имуществом круглые сутки, но оно должно отслеживать все существенные перемещения этого имущества и поднять тревогу в случае его пропажи или порчи.

Свою роль верховного надсмотрщика за имуществом бухгалтерия исполняет весьма своеобразно. Бухгалтеры не ходят по организации – всю необходимую документацию они получают из других подразделений.

Источник: http://buhsol.ru/?page_id=2205

Выделяют следующие задачи бухгалтерского учета:

  • Составление полной и достоверной картины о деятельности предприятия, его имущества, которая нужна как самим участникам предприятия (учредителя, руководители, пайщики и т.п.), так и внешним контрагентам (инвесторы).
  • Отслеживание негативных тенденций в деятельности предприятия, их устранение.

    Определение и привлечение возможных резервов, прогнозирование результатов деятельности как на текущий период, так и на перспективу.

  • Сбор информации, требующейся для составления бухгалтерской отчетности; информации, которая нужна для контроля соблюдения предприятием законодательства Российской Федерации при ведении хозяйственной деятельности.

    А также за рациональностью использования имеющихся материальных, денежных и трудовых ресурсов.

  • Для формирования конкурентной среды на рынке.

В последнее время в тематической литературе по бухучету можно встретить такой термин – принцип бухгалтерского учета.

Вообще, слово «принцип» подразумевает какую-то основу, базисные положения любой теории или науки. А относительно бухгалтерского учета можно выделить следующие принципы:

  • Принцип автономности. Предполагает рассмотрение каждой организации или предприятия в качестве отдельного самостоятельного субъекта. При этом ни в коем случае нельзя путать имущество организации с имуществом совладельцев, работников и других юридических лиц. Данные бухучета – это единая система, которая соответствует целям управления имуществом, обязательствам и хозяйственным операциям, проводимым в процессе деятельности предприятия. В бухгалтерском учете нет лишних, не информативных компонентов. Бухгалтерский баланс отражает только то имущество, которое фактически является собственностью данной организации.
  • Принцип двойной записи. Хозяйственные явления, операции и факты проводятся с двойной записью, одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного счета и кредиту другого.
  • Принцип объективности (регистрации). Любые хозяйственные операции в обязательном порядке подлежат фиксации в бухучете, а также должны подтверждающими документами, которые являются основой для бухгалтерского учета.
  • Принцип действующей организации. Предусматривает стабильное функционирование предприятия и поддержание ним позиций в своей рыночной нише, при этом стабильно будут выполняться обязательства как перед покупателями товаров/услуг, так и перед поставщиками сырья. Согласно данного принципа, текущие активы предприятия должны быть взаимосвязаны с потенциальной прибылью, которая может быть получена с использованием этих активов. Более всего данный принцип актуален при оценке обязательств и имущества предприятия.
  • Принцип осмотрительности (консерватизма). Предусматривает некоторую осторожность при выдвижении предположений при расчетах в случае неопределенности, в результате удается предотвратить необоснованное завышение активов (доходов) и занижение обязательств (расходов). Придерживаясь принципа осмотрительности, Вы не допустите формирования неучтенных резервов, запасов, а также не будут ошибочно занижены доходы или завышены расходы. Если же пренебречь данным принципом, то бухгалтерская отчетность перестанет быть объективной, а значит, перестанет быть и надежной.
  • Принцип начислений (условности хозяйственной деятельности). Предполагает фиксацию всех операций по ходу их проведения (в тот же отчетный период, когда операция совершалась), а не в день оплаты. Указанный принцип условно разделяется на:

а) принцип регистрации дохода: доход должен быть зафиксирован в период его признания, а не в период проведения оплаты;

б) принцип соответствия: доходы отчетного периоды должны совпадать с расходами, которые стали причиной возникновения доходов; расходы (доходы), связанные с соответствующими доходами (расходами), признанные для каждого отчетного периода, должны быть учтены отдельно.

  • Принцип конфиденциальности. Вся внутренняя учетная информация является коммерческой тайной предприятия, за разглашение которой и нанесения ущерба субъекта виновный будет нести ответственность.
  • Принцип периодичности. Подразумевает периодическое обобщение учетных данных: составляется бухгалтерский баланс и другие виды отчетности за год, полгода, квартал, месяц. Данный принцип позволяет сравнивать отчетные данные, в результате чего очень наглядно просматриваются финансовые результаты.
  • Принцип денежного измерения. Предусматривает количественное измерение всей хозяйственной деятельности и отображения результатов в валюте государства.
  • Принцип преемственности. Следует соблюдать национальные традиции, пользоваться достижениями отечественной науки, новых методов и т.п.

Поскольку учетные принципы служат основой концепции бухгалтерского учета, они помогают разрабатывать новые стандарты для бухучета. В случае нарушения этих принципов учетная информация будет значительно искажена, а значит в дальнейшем не подлежит использованию для вынесения управленческий решений, принимаемых с целью улучшения деятельности организации.

Требования к информации, отображаемой в бухгалтерском учете

Поскольку главной целью бухгалтерского учета является обеспечение всех пользователей информацией для принятия качественных решений, развития предприятия, его хозяйственной и финансовой деятельности, к указанной в учете информации предъявляются следующие требования:

1) Информация должна быть полной, достоверной, качественно отражать результаты деятельности предприятия, чтобы в дальнейшем можно было принимать правильные решения.

2) Информация в бухучете позволяет установить контроль над:

а) соблюдением законов РФ, регулирующих хозяйственные операции;

б) наличие и перемещение обязательств и имущества предприятия;

в) за использованием всех видов ресурсов предприятия, соблюдением утвержденных норм и смет;

г) с целью предотвращения негативных последствий финансовой деятельности предприятия и выявления дополнительных резервов для обеспечения финансовой стабильности.

Полученная в ходе бухгалтерского учета информация успешно применяется для формирования тактических и стратегических принципов деятельности предприятия.

Следовательно, принимаемые на основе бухгалтерской информации решения будут во многом определяться качеством информации. Подобная информация должна представлять пользу для руководства. Общие требования к бухгалтерской информации можно сформировать так: надежность, уместность, сравнимость. Эти требования можно назвать качественными характеристиками информации.

Уместность информации – это способность информации влиять на принимаемые руководством решения. Поскольку информация способствует качественной оценке прошлых, текущих и будущих событий, при этом служит подтверждением или опровержением правильности принимаемых ранее решений.

Уместность информации будет определяться ее содержательностью и существенностью. Существенная информация – это такой вид информации, отсутствие или неточность которой могут значительно повлиять на решения руководства.

Надежной считается такая информация, в которой нет значительных ошибок. Надежной будет лишь та информация, которая качественно отражает результаты хозяйственной деятельности. При отражении результатов больше внимания следует уделять не правовой форме, а экономическому содержанию и условиям хозяйствования (содержание приоритетней формы).

Надежность информации обеспечивается следующими факторами:

а) правдивость – все нюансы текущего положения дел должны быть представлены объективно;

б) осмотрительность – нельзя допускать искажения показателей доходов и расходов; нельзя создавать скрытых резервов; одно из проявлений осмотрительности – отражение прибыли в бухучете лишь после завершения хозяйственных операций, а убытки – с момента появления предположения о потенциальном убытке;

в) нейтральность – независимость информации от подающей стороны и отсутствие влияния информации на принимаемые руководством решения;

г) полнота – отображаемая в бухучете информация должна отображать все факты, имевшие место в ходе хозяйственной деятельности.

Сравнимость информации предполагает возможность пользователей проводить сравнение данных за разные периоды времени с целью определения тенденции финансового положения предприятия. Также очень желательна возможность сравнивать данные разных предприятий, чтобы иметь представление о текущих тенденциях рынка в целом.

Сравнимость может быть обеспечена в случае, когда у пользователей есть целостная картина об учетной политике предприятия, когда пользователи сразу же информируются о любых изменениях финансового положения и финансовых результатов деятельности предприятия.

Но обеспечение сравнимости не обязывает к какой-либо унификации и не предусматривает любых препятствий для модификации правил бухучета и сопутствующих процедур.

И если новая учетная политика предприятия требует внесения соответствующих изменений, то такие изменения вполне приемлемы (в допустимых рамках, конечно же).

Как показывает практика, часто приходится делать выбор между различными требованиями. задача – получить оптимальное соотношение требований. При составлении информации о бухучете должны быть учтены факторы, ограничивающие надежность и уместность информации.

И один из таких факторов – своевременность. Ведь если пользователь не смог получить информацию вовремя, то она может устареть и стать уже неактуальной.

Иногда информация требуется еще раньше, чем становятся известны все аспекты хозяйственной деятельности, но в этом случае в некотрой мере может пострадать надежность информации.

А если ждать, пока все аспекты деятельности станут известны (с целью обеспечения ее высокой надежности), то такие данные могут стать малополезными заинтересованным пользователям, т.е. информация потеряет свою уместность.

Всегда надо учитывать следующую пропорцию: польза от учетной информации должна существенно превышать расходы на ее получение. Другими словами, учет не должен быть громоздким, а расходы на составление такого учета должны быть значительно ниже размера доходов, получение которых ожидается от использования указанной информации.

Источник: http://producm.ru/byhgalteria/zadachi-bukhgalterskogo-ucheta/

ovdmitjb

Add comment