Irvuz

Взгляды на природу ощущений

Таблица чувств, которая поможет разобраться в себе

Взгляды на природу ощущений

Мне сложно разобраться в своих чувствах — фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Некоторые считают — и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Что такое чувства? Самое простое определение: чувства — это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) — особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам. 

Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание — наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот — эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.

Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.

Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4.

Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности.

В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного).

Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств и эмоций человека

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни — обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя.  Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор — Михаил.

https://www.youtube.com/watch?v=VCjyvHydrlM

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.

  • Злость
  • Гнев
  • Возмущение
  • Ненависть
  • Обида
  • Сердитость
  • Досада
  • Раздражение
  • Мстительность
  • Оскорбленность
  • Воинственность
  • Бунтарство
  • Сопротивление
  • Зависть
  • Надменность
  • Неповиновение
  • Презрение
  • Отвращение
  • Подавленность
  • Уязвленность
  • Подозрительность
  • Циничность
  • Настороженность
  • Озабоченность
  • Тревожность
  • Страх
  • Нервозность
  • Трепет
  • Обеспокоенность
  • Испуг
  • Тревога
  • Волнение
  • Стресс
  • Боязнь
  • Ужас
  • Подверженность навязчивой идее
  • Ощущение угрозы
  • Ошеломленность
  • Опасение
  • Уныние
  • Ощущение тупика
  • Запутанность
  • Потерянность
  • Дезориентация
  • Бессвязность
  • Ощущение ловушки
  • Одиночество
  • Изолированность
  • Грусть
  • Печаль
  • Горе
  • Угнетенность
  • Мрачность
  • Отчаяние
  • Депрессия
  • Опустошенность
  • Беспомощность
  • Слабость
  • Ранимость
  • Угрюмость
  • Серьезность
  • Подавленность
  • Разочарование
  • Боль
  • Отсталость
  • Застенчивость
  • Чувство отсутствия к вам любви
  • Покинутость
  • Болезненность
  • Нелюдимость
  • Удрученность
  • Усталость
  • Глупость
  • Апатия
  • Самодовольство
  • Скука
  • Истощение
  • Расстройство
  • Упадок сил
  • Сварливость
  • Нетерпеливость
  • Вспыльчивость
  • Тоска
  • Хандра
  • Стыд
  • Вина
  • Униженность
  • Ущемленность
  • Смущение
  • Неудобство
  • Тяжесть
  • Сожаление
  • Укоры совести
  • Рефлексия
  • Скорбь
  • Отчужденность
  • Неловкость
  • Удивление
  • Шок
  • Поражение
  • Остолбенение
  • Изумление
  • Потрясение
  • Впечатлительность
  • Сильное желание
  • Энтузиазм
  • Взволнованность
  • Возбужденность
  • Страсть
  • Помешательство
  • Эйфория
  • Трепет
  • Дух соперничества
  • Твердая уверенность
  • Решимость
  • Уверенность в себе
  • Дерзость
  • Готовность
  • Оптимизм
  • Удовлетворенность
  • Гордость
  • Сентиментальность
  • Счастье
  • Радость
  • Блаженство
  • Забавность
  • Восхищение
  • Триумф
  • Удачливость
  • Удовольствие
  • Безобидность
  • Мечтательность
  • Очарование
  • Оцененность по достоинству
  • Признательность
  • Надежда
  • Заинтересованность
  • Увлеченность
  • Интерес
  • Оживленность
  • Живость
  • Спокойствие
  • Удовлетворенность
  • Облегчение
  • Мирность
  • Расслабленность
  • Довольство
  • Комфорт
  • Сдержанность
  • Восприимчивость
  • Прощение
  • Любовь
  • Безмятежность
  • Расположение
  • Обожание
  • Восхищение
  • Благоговение
  • Любовь
  • Привязанность
  • Безопасность
  • Уважение
  • Дружелюбие
  • Симпатия
  • Сочувствие
  • Нежность
  • Великодушие
  • Одухотворенность
  • Озадаченность
  • Смятение

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи — помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей.

Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни.

Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?

Это

Женский гнев — дефицит любви

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/140823-tablitsa-chuvstv-kotoraya-pomozhet-razobratsya-v-sebe

Ощущение

Взгляды на природу ощущений

Изучение познавательной деятельности человека в курсе психологии начинается с рассмотрения процессов ощущения и восприятия. При работе над темой «Ощущение» надо обратить внимание учащихся на следующие положения:

  1. Познание мира начинается с ощущений. Ощущения дают человеку знания о качествах предмета. Отсутствие какого-либо ощущения делает невозможным непосредственное познание человеком соответствующей стороны действительности. Слепой от рождения не может познать такие свойства предметов, как свет и цветность. О том, что они существуют в действительности, он знает от зрячих людей.
  2. Ощущения возникают только при непосредственном воздействии раздражителей на анализаторы человека, т.е. предметов и явлений действительности. Достоверность знаний, полученных через ощущения, проверяется практикой, деятельностью человека, в которой он использует эти знания.
  3. Важно показать учащимся, что в основе ощущений лежит рефлекторная деятельность мозга. Воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора — рецепторы вызывают ответную реакцию: зрачок расширяется или сужается; человек направляет взгляд на предмет, вызвавший ощущение, поворачивает голову, прислушиваясь и т.д. Человек не только приспосабливается к среде, но действует в ней, изменяет ее.
  4. Для понимания природы ощущений очень важны вопросы о соотношении раздражения и ощущения (пороги чувствительности) и о причинах и условиях изменения чувствительности. Знание таких закономерностей, как адаптация, последствие и взаимодействие ощущений, поможет учащимся понять, как изменение условий работы анализаторов повышает или снижает их чувствительность.
  5. Необходимо показать учащимся значение деятельности человека в развитии его ощущений. Большое значение для развития ощущений в процессе деятельности имеет отношение человека к ней. В интересной, значимой для человека деятельности интенсивнее развиваются его ощущения. Способности и интересы человека влияют на развитие его чувствительности.
  6. Излагая вопрос о развитии ощущений у детей, следует подчеркнуть, что основное условие развития ощущений — активное действие с предметами, отличающимися определенными признаками.

В процессе отражения различных свойств предметов устанавливаются условно-рефлекторные связи между анализаторами (зрительными и слуховыми, зрительными и двигательными и т.д.). Развитие ощущений имеет громадное значение для формирования личности ребенка.

Информационный материал Тема «Ощущение»

Задачи:

  1. Дать представление об ощущении как психическом познавательном процессе.
  2. Формирование умения работать с учебником.
  3. Воспитание самостоятельности.

Ход урока:

  1.  Организация начала урока.
  2.  Актуализация знаний.

Проверка психологических понятий (психика, психология, психические процессы, свойства, состояния и др.).

3. Тема и задачи урока: Тема урока «Ощущение». Что вы уже знаете об ощущении?

  • — Это форма проявления психики.
  • — Психический, познавательный процессы.
  • — Низшая ступень познания.
  • — Чувственное, непосредственное познание.

Что мы еще узнаем (опорный конспект).

План:

  1. Понятие об ощущении,
  2. Анализаторы как органы ощущений.
  3. Основные виды ощущений и их взаимодействие.
  4. Свойства ощущений.
  5. Условия развития ощущений.

1. Мозг человека непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде, внутри самого организма. Благодаря этим сигналам человек познает окружающий мир. Познание начинается с непосредственного контакта органов чувств с окружающими предметами, явлениями.

Органы чувств — это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание в виде ощущений. Они возникли на базе раздражимости.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире.

Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что находится вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасностей. Чтобы дать определение понятию «ощущение», проведем мини-исследование.

Выходит один учащийся, закрывает глаза. Ему на ладонь кладут предмет, например, конфетку. Не открывая глаз и не двигая пальцами, надо определить предмет (называются только отдельные свойства). Все учащиеся закрывают глаза и на слух (по звуку) определяют колокольчик, с помощью обоняния (по запаху) — духи. В этих словах (свойствах) выражаются ощущения, которые испытывает человек.

Ощущение — отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих в данный момент на мозг человека.

Функции ощущений — познавательная, эмоциональная, регулирующая, приспособительная (в т.ч. адаптация).

Виды ощущений

Зрительные ощущения (экстероцептивные — рецепторы на поверхности тела).

Глаза — широкие ворота, Весь мир проходит через них. Идет без спроса и отчета Добро и зло мастей любых. Все, что вне нас и вокруг нас, Вбирает, поглощает глаз.

До 90% информации о внешнем мире человек получает с помощью органов зрения. Глаза — это воспринимающая, периферическая часть органа зрения. Посредством нервных путей они связаны с мозговыми центрами, расположенными в затылочной части коры больших полушарий головного мозга. Рецептор зрительных ощущений — сетчатка, состоящая из палочек, их 130 млн.

, и колбочек — 70 млн. Палочки почти в сто раз чувствительнее колбочек, и работают они в основном в сумерках или ночью. Благодаря палочкам мы достаточно хорошо видим в темноте (не в абсолютной, конечно), но цвета не различаем: как известно, все кошки ночью серые.

Способность же глаза воспринимать различные цвета обеспечивают колбочки трех видов — красно-сине-зелено-чувствительные.

М.В. Ломоносов в 1757 году, размышляя о природе цветового зрения, назвал число «три». Гипотеза трехкомпо-нентного цветового зрения была сформулирована в начале XIX века английским ученым Т. Юнгом.

Поэтому нормальное зрение и называется трехцветным, или трихроматическим.

У каждого человека имеются небольшие отклонения от так называемого идеального цветового зрения, чем и объясняется столь индивидуальное восприятие различных цветов и оттенков.

Упражнения для глаз

  1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом в 30 секунд.
  2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  3. Вращать глазами по кругу: вверх — направо — вниз — налево и в обратную сторону.

Упражнения следует выполнять сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интервалом в 1-2 минуты. Упражнения 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.

Слуховые ощущения. «Уши мыть — бодрыми быть!» Ушная раковина чрезвычайно богата активными точками: их плотность превосходит таковую на других участках тела в 100 раз.

И все они имеют связи с соответствующими зонами головного мозга, а через них — с внутренними органами. Из этого следует, что, когда человек моет и вытирает уши, он воздействует на организм в целом.

Холодная вода тонизирует, стимулирует, бодрит, а теплая — расслабляет, успокаивает.

«От шума стареют уши». Сегодня жизнь, безусловно, более шумная, чем 10-15 лет тому назад. Доктор Прешер из Института ларингологии в Лондоне считает, что главная проблема — это опасность перманентной потери слуха. У молодых людей под воздействием шума проблемы «складируются». Их уши преждевременно стареют.

Доктор Хазель из Королевского института по проблемам глухоты утверждает, что у 80% молодых, обращающихся по поводу шума в ушах, это связано с дискотеками. Опрос показал, что среди завсегдатаев ночных клубов в возрасте от 18 до 24 лет один из десяти страдает от звона в ушах еще несколько дней после посещения дискотеки.

Исследования немецких врачей показали, что еще хуже обстоят дела у тех, кто танцует. Дело в том, что движения уменьшают уровень магния в организме, существенного для слуха. Есть опасения, что повреждение слуха начинается с колыбели, когда на ребенка «обрушиваются» шумные игрушки. Не менее опасны и компьютерные верещащие игрушки.

Доктор Прешер рекомендует тем, кто посещает дискотеки, каждый час делать перерыв не менее чем на 10 минут и уходить, если вдруг ощутишь звон в ушах.

Наш шумный мир в децибелах
Птицы 30-40
Разговоры в автомобиле 60
Мотоцикл 90
Дорожный шум 80
Концерт классики 95
Плейер до 110
Выстрел из ружья 120
Рок-концерт 110-140
Турбина самолета 140
Опасный уровень шумов 134

Вкусовые ощущения. Язык называют органом вкуса. Это бесспорно. Но хочется заметить: «дегустация» всевозможных веществ — одна из главных, но отнюдь не единственная функция языка. Все, конечно, знают, с чего начинает свое знакомство с окружающим миром младенец: он буквально все тянет в рот. Ибо для него узнать — значит облизать.

И язык в данном случае выступает как «орган познания». А наша способность говорить? Разве могли бы мы произнести хотя бы одно слово, не будь языка? Язык наделен многими способностями, и обеспечивают ему полифункциональность различные рецепторы — нервные аппараты, воспринимающие разные виды раздражения.

Прежде всего, это вкусовые рецепторы, различающие все оттенки сладкого, кислого, горького, соленого; тактильные — «щупающие»: горячо, тепло или холодно; и, наконец, болевые рецепторы. Вся система работает точно и быстро. Стоит положить кусочек чего-либо в рот, и почти в то же мгновение знаешь: съедобное — несъедобное, соленое — сладкое, мягкое — твердое.

И тогда наступает ответная реакция организма. Когда вещество несъедобное и на вкус отвратительное, оно рефлекторно удаляется, то есть попросту выплевывается.

Практические задания

  • 1 опыт. Усваивая такое понятие, как «порог чувствительности» , предварительно ставится вопрос: «Всякое ли воздействие на рецептор вызывает ощущение?» Один из учащихся, закрыв глаза, протягивает руку ладонью вверх. На середину ладони учитель осторожно опускает небольшой кусочек ваты, спрашивая, ощущает ли учащийся прикосновение. Учащийся обычно отвечает «нет», так как легчайшее прикосновение ваты им не ощущается. Вату продолжают класть, пока учащийся не скажет, что он почувствовал легкое прикосновение. Тогда он открывает глаза и с удивлением обнаруживает на своей ладони большой ком ваты. Дается ответ на поставленный вопрос: первое, легчайшее прикосновение ваты не ощущается.
  • 2 опыт. Проверка двигательных ощущений. Предложить учащимся придать любое положение правой руке, закрыв при этом глаза, а затем, не открывая глаз, то же положение придать левой руке. Открыв глаза, проверить точность выполнения движения и таким образом установить наличие двигательных ощущений и их роль в управлении человеком движениями своего тела. С закрытыми глазами взяться правой рукой за левое ухо, а левой — за нос, затем быстро поменять положение рук. С открытыми глазами проверить точность выполнения движений.
  • 3 опыт. Значение осязательных ощущений в познавательной деятельности можно продемонстрировать, положив на ладонь человека, закрывшего глаза, какой-либо небольшой предмет. Попросить определить предмет, пользуясь только кожными ощущениями. Ни форму, ни величину предмета человек не сможет определить, пока не ощупает предмет движением пальцев. В этом опыте наглядно выступает значение взаимодействия анализаторов в познавательной деятельности и роль в ней активного действия человека, контактирующего с предметами.

«Думают иные»
Думают иные — те, кто звуки слышит, Те, кто видит солнце, звезды и луну.

— Как она без зренья красоту опишет, Как поймет без слуха звуки и весну?
Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев пальцами ловлю. Утопая в сумрак, я пройду по саду, И мечтать готова, и сказать «люблю».

Я умом увижу, чувствами услышу, А мечтой привольной мир я облечу. Каждый ли из зрячих красоту опишет, Улыбнется ль ясно яркому лучу?

О.И. Скороходова
О. Скороходова (слепоглухая), держа руку у горла говорящего, могла таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. У нее были хорошо развиты осязание, обоняние, вибрационная чувствительность.
Этот пример говорит о компенсаторных возможностях ощущений.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://pro-psixology.ru/psixologiya-metodicheskie-rekomendacii/563-oshhushhenie-2.html

Чувство природы

Взгляды на природу ощущений

Для того, чтобы иметь у себя в цветнике цветущее растение необходимо соблюдать тонкости разведения. Все любят яркие цветы. Любое растение требует особенного соблюдения условий.

Секреты выращивания большинства видов растений не отличаются. В настоящей статье редакторы намеревались собрать сборник статей, чтобы избежать ошибок при содержании конкретного цветка.

Важно понять для определения дальнейших мероприятий, к какому виду определен Ваш любимец.

Живой язык природы. Чувство природы

“Пойми живой язык природы, – И скажешь ты: прекрасен мир!”И. С. Никитин

Откуда возникает так называемое “чувство природы”? У одного человека оно есть, а у другого и за долгие годы жизни в окружении природы это чувство – в самом лучшем случае – остается, так сказать в зачаточном состоянии.

Вот что пишет Василий Песков – любитель природы, человек необычайно талантливый, создавщий оригинальный жанр коротких рассказов – размышлений о природе.

“Человек, который любит природу, уже наполовину счастливый человек, чем бы он сверх этого не занимался.”

Природа – это мир, полный тайн, загадок, красоты, мир, где человека покидают болячки телесные и душевные, где понятие “радость жизни” вдруг становится почти осязаемым. Есть люди особенно чуствительные ко всему, что мы называем природой.

У одних это чувство природы бурное – красотища-то! Другие в эти минуты боятся обронить слово. А есть люди, душевный инструмент которых и особо чутко воспринимают нахлынувшие чувства, и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души.

В русской литературе, живописи и музыке назвать можно много имен, обладающих этим даром. Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Есенин, Пришвин, Паустовский… Лев Толстой был способен заплакать от радости ощущения жизни. Он говорил: “Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”.

Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом: в понимание счастья входит много другого! Чувство природы врожденное. И есть оно у каждого человека, Но чувство спит.

Кто разбудет его? Может это сделать умный, чуткий учитель. И этим учителем неожиданно может стать кто угодно – отец, мать, бабушка, всякий, кто сам был кем-то разбужен.

Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка…

Поэтическое чувство природы

Достоевский как-то сказал: “Красота спасет мир”. Музыка, природа, стихи – это прекрасно. Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие поэты оставили прекрасное наследие. Природа хороша в любое время года: весной, летом, осенью, зимой.

Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя.

В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая ее к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной.

Красота природы вдохновляла не только поэтов, но и композиторов, музыкантов… Рисуя звуками картину природы, композитор выражает чувства, которые эта картина в нем вызывает.

Родная природа всегда являлась источником вдохновения русских художников. Многие замечательные художники посвятили свою жизнь изображению русской природы. Подлинными мастерами пейзажа являются И.И. Шишкин, И.И.

Левитан, В.Д. Поленов и многие другие.

в отрыве от родного языка невозможно. Народное чувство природы вобрало в себя и зоркую наблюдательность наших предков, и точность их зрительной памяти, и эмоциональные оттенки природной красоты…

“Не то, что мните вы, природа,Не слепок, не бездушный лик:В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык”.(Федор Тютчев)

Источник: http://www.florets.ru

Дополнительная информация

Цветы и классика | Цветы в литературеЦветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей. Нередко цветы “растут” на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты.

Календарь природы

Это прекрасное чувство природы

: 14.12.13

Loading.

Отчего бывает понятие «чувство природы»? Одни обладают им, другие же, даже прожив много лет в окружении природы — в лучшем случае — имеют его в зачаточном состоянии. Как говорил талантливый писатель коротких рассказов о природе Василий Песков: «Человек, который любит природу, уже наполовину счастливый человек, чем бы он сверх этого не занимался.»

Окружающие нас пространства загадочны, таинственны, прекрасны. Это мир, где у человека проходят душевные и телесные травмы, а понятие «радость жизни» неожиданно становится почти осязаемым. Одни люди особо чувствительны ко всему, что является природой.

Есть люди, для которых это чувство природы очень сильно. А есть те, которые в этот момент боятся проронить слово. Существуют также и такие, у которых душа воспринимает нахлынувшие чувства особенно чутко, и источает их затем так, что дрогнут другие души.

Можно перечислить много имен в русской музыке, литературе и живописи, владеющих этим даром. Фет, Есенин, Тютчев, Чайковский, Левитан, Паустовский, Пришвин… Лев Толстой способен был заплакать от счастья ощущения жизни. Он писал: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».

Раз так, то как осчастливить человека, отдавая себе отчет в том, что к пониманию счастья относится много чего еще! Чувство природы дается с рождения. Оно есть у каждого, однако чувство спит.

Как пробудить его? Мудрый, отзывчивый учитель поможет в этом. А учителем могут быть и отец, и мать, и бабушка, любой, кто и сам кем-то был пробужден.

Умная, своевременно прочитанная книга может быть хорошим толчком…

«Красота спасет мир» — говорил Достоевский. Стихотворения, музыка, природа — это чудесно. Нам оставили превосходное наследие Есенин, Тютчев, Фет и много других деятелей культуры. Природа хороша всегда: и зимой, и летом.

Совершенно другой мир открывается перед нами в произведениях деятелей культуры, природа здесь неподражаема, а также как бы призывает нас беречь красоты вокруг нас.

Природа обладает своей магией, своей чарующей прелестью, что заживляет раны в душе, помогая ей ощущать себя частичкой всего мира.

Природной красотой вдохновлялись не только поэты, но также и композиторы, музыканты… Композитор раскрывает свои чувства в звуках, которые природа вызывает у него. Природа родных краев во все времена была вдохновением русских живописцев. Много замечательных художников посвятило жизнь пейзажам родных земель. Истинными мастерами были Левитан, Шишкин, Поленов и прочие.

Деятели культуры обладали способностью потрясающе точно объединять вместе свои наблюдения природы. Словом изучается Природный мир. Развить «чувство природы» в отдалении от родного языка нереально. Чувство природы народом несет в себе не только высокую способность замечать детали наших предков, но и отличную зрительную память.

Источник: http://domashnee-rastenie.ru/kalendar-prirody/chuvstvo-prirody-zhivoj-yazyk-prirody-chuvstvo-prirody.html

Понятие об ощущении человека

Взгляды на природу ощущений

Ощущение человека — простейший психический процесс отражения отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма, возникающий при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств.

Источником ощущений человека и животных является материальный мир — окружающая среда и сам организм. Ощущение света, звуков, запахов, боли, тепла, холода, жажды и прочего всегда имеет в качестве причины соответствующий материальный раздражитель — оптический, акустический, химический, тепловой, механический и др. Ощущение непосредственно связывает организм со средой, в которой он живет.

Ощущение человека — это первичная форма отражения действительности. С него начинается развитие психики у животных и у человека, с него начинается и процесс познания человеком окружающего мира. В этом последнем случае ощущение включено в состав восприятия — более сложного процесса непосредственного отражения.

Восприятие — есть целостное отражение предмета или явления, ощущение же есть отражение только отдельных свойств объекта — его плотности, веса, цвета, запаха и пр. Но будучи основой наших знаний о предметах, ощущение и восприятие не дают нам исчерпывающих сведений о них.

Мы знаем о предметах гораздо больше, чем видим, слышим, обоняем, осязаем, потому что к ощущению и восприятию присоединяется мышление и другие психические процессы.

ощущения мозга человека | свойства ощущений человека в психологии | роль ощущений в жизни человека | виды ощущений у человека

Ощущение и восприятие человека

Ощущение и восприятие человека необходимы  в повседневной его жизнедеятельности. Они поддерживают активную работу мозга. Резкое ограничение ощущений  человека вызывает сон — полное или почти полное торможение коры головного мозга. Вместе с тем ощущения служат человеку орудием ориентировки в окружающей среде.

Животные не могли бы удовлетворить свои биологические потребности, не ориентируясь в среде при помощи ощущений. Если бы человек не обладал слухом, зрением, осязанием и другими видами ощущений, он тоже не смог бы практически ориентироваться в окружающем мире и совершать целесообразные действия.

Таким образом, ощущение является одним из психических процессов, регулирующих жизнедеятельность животных и поведение человека.

Здесь вы можете прочитать Виды ощущений

Отношение человека к ощущению  есть «субъективный образ объективного мира» . Это означает, во-первых, что вне мозга субъекта ощущений не существует. Каждое ощущение есть результат деятельности мозга, который имеет своего обладателя.

Это означает также, что интенсивность, длительность и другие особенности ощущения зависят не только от свойств объекта, но и от состояния и жизненного опыта субъекта. Так, например, чувствительность зрения значительно снижается под влиянием утомления и повышается при легкой мышечной работе.

Чувствительность слуха заметно повышается под влиянием специальных упражнений и определенных видов трудовой деятельности человека (у музыкантов, радистов) .

ощущения мозга человека | свойства ощущений человека в психологии | роль ощущений в жизни человека | ощущение и восприятие человека

Виды ощущений у человека

Все виды ощущений у человека — «человечны», т. е. являются продуктом их исторического развития. Ощущения человека существенно отличаются от ощущений животных. В процессе труда и социального общения у людей развилось очень тонкое и точное осязание, цветовое зрение, речевой и музыкальный слух.

Научному, материалистическому взгляду на ощущения издавна противостоят взгляды ненаучные, идеалистические. Субъективные идеалисты Беркли, Мах и их последователи отрицают материальный источник происхождения ощущения.

Отрицая вообще существование материи, они утверждают, что окружающие нас предметы — это не более как комбинации или комплексы наших ощущений. Получается, что, кроме субъекта и его ощущений, ничего в мире не существует.

Идеалистичны взгляды и так называемых агностиков, которые, не отрицая существования материального мира и его воздействия на органы чувств человека, сомневаются, однако, в истинности отражения реальных свойств предметов посредством ощущений.

Так, ученый Гельмгольц, исходя из того факта, что ощущение какого-либо свойства и само свойство предмета это не одно и то же, назвал ощущения символами, условными знаками вещей.  Символ может обозначать как то, что реально существует, так и то, что вовсе не существует в действительности.

Теория символов неизбежно приводит к агностицизму, к сомнению в правильности отражения человеком окружающего мира. На самом деле ощущение есть верное отражение действительности.

Широко известны  взгляды другого ученого Иоганна Мюллера, который утверждал, что мы ощущаем не свойства реальных предметов, а лишь состояние собственных органов чувств. В подтверждение своего взгляда И.

Мюллер ссылался на следующие общеизвестные факты: при действии разными раздражителями на один и тот же орган чувств всегда возникает одинаковое ощущение, специфичное для этого органа чувств.

Так, если действовать на глаз светом, электрическим током или механическим раздражителем (давление, удар), во всех случаях возникает зрительное ощущение. С другой стороны, при действии одним и тем же раздражителем на разные органы чувств всегда возникают разные ощущения, опять-таки специфичные для этих органов чувств.

Так, если действовать электрическим раздражителем на глаза, уши, кожу, возникнут соответствующие для этих органов ощущения: зрительное, слуховое, тактильное.

Следовательно, по Мюллеру, наши ощущения порождены не действием материальных предметов, существующих независимо от сознания людей, а «специфической энергией органов чувств» человека. Другими словами, они являются отражением не свойств объектов материального мира, а отражением состояния собственных органов чувств. Один из критиков И.

Мюллера шутливо сказал, что если бы это было так, то кошка вместо того, чтобы схватить увиденную ею мышь, вцепилась бы в собственные глаза. Вывод Мюллера из упомянутых фактов ложен. Эти факты имеют иное объяснение. Из истории развития животного мира мы знаем, что специфичность органов чувств, как и органов движения, является результатом длительного биологического приспособления животных к изменяющимся условиям их существования. На низших ступенях эволюции ее не было .

ощущения мозга человека | свойства ощущений человека в психологии |  виды ощущений у человека | ощущение и восприятие человека

Роль ощущений в жизни человека

Роль ощущений в жизни человека. У человека  на любой вид ощущения можно вызвать как адекватным, т. е. соответствующим, так и некоторыми неадекватными раздражителями.

Свет для зрения, звук для слуха — раздражители адекватные, а все другие — неадекватные.

Человек ориентируется в окружающем мире на основе адекватных раздражителей, которые дают ему значительно более точное и тонкое отражение свойств предметов.

Чтобы вызвать отчетливое зрительное ощущение, достаточно силы света в 1 фотон. В это же время неадекватные раздражители — механический, электрический — в сотни тысяч раз более сильные, чем световой, вызовут лишь очень слабое, неопределенное и не локализованное в пространстве ощущение свечения.

Световые круги, возникшие при давлении на глаз, или «звон в ушах» при ударе не дают нам никаких знаний об оптических и акустических свойствах воздействовавших на нас предметов, а говорят лишь о факте воздействия. Указанные свойства человек отражает только посредством зрения и слуха.

Таким образом, специфичность органов чувств не мешает, а, наоборот, помогает человеку (и животным) более точно отражать окружающий мир.

Ложность взглядов Иоганна Мюллера на природу ощущений доказывает и всем известный факт взаимопроверки показаний органов чувств: достоверность показаний зрения легко проверить посредством осязания, и наоборот (конечно, в тех случаях, когда предмет доступен осязанию).

То же относится к слуху, показания которого мы нередко проверяем зрением. Практический опыт человека ежедневно и ежечасно убеждает его в адекватности (правильности) его ощущений. Если бы ощущения людей не отражали действительных свойств материальных тел и среды, то невозможен был бы производительный труд, эффективное преобразование человеком природы.

ощущения мозга человека |  роль ощущений в жизни человека | виды ощущений у человека | ощущение и восприятие человека

Свойства ощущений человека в психологии

Свойства ощущений человека в психологии. Физиологической основой ощущений и чувств является работа анализаторов. Как известно, анализатор представляет собой сложную анатомо-физио-логическую систему нервных приборов: рецепторов, т. е. окончаний чувствующего нерва, проводящего нервного пути (нерва) и корковой (центральной) части.

Так, рецепторами зрительного анализатора являются палочки и колбочки, находящиеся в сетчатках глаза, проводящим путем — зрительные нервы, соединяющие сетчатки с корой головного мозга, центральной частью — скопления нервных клеток в затылочной области коры головного мозга.

Центральная часть анализатора состоит из ядра и рассеянных по коре нервных клеток этого анализатора, через которые осуществляется связь анализаторов друг с другом. Функции анализаторов состоят прежде всего в выделении из сложной среды внешнего мира ее отдельных элементов — оптических, акустических и т. д.

Это выделение (анализ) происходит на двух уровнях — низшем и высшем. Анализ на первом уровне осуществляется рецепторами и имеет безусловнорефлекторную природу. Глаза новорожденного сразу, после рождения реагируют на свет (зрачковый рефлекс); дитя также вздрагивает от громкого звука и пр.

Анализ на втором, высшем уровне обеспечивается деятельностью коры головного мозга; он осуществляется в процессе дифференцировки раздражителей по законам условного торможения и индукции, т. е. имеет условнорефлекторную природу.

 свойства ощущений человека в психологии | роль ощущений в жизни человека | виды ощущений у человека | ощущение и восприятие человека

Ощущения мозга человека

Ощущения мозга человека. Рефлекторная деятельность анализаторов протекает по механизму обратных связей, с так называемой обратной афферентацией. Процесс работы анализатора можно представить примерно следующим образом.

Внешний или внутренний раздражитель вызывает в рецепторах (например, в сетчатке глаза) нервное возбуждение, которое в виде переработанных здесь импульсов направляется в кору головного мозга (афферентный путь).

От коры в ответ на раздражение после новой переработки импульсов идет обратный поток их к исполнительным приборам органа чувств: к мышечно-секреторному и сенсорному его аппаратам. Но на этом рефлекторная деятельность анализатора не кончается.

От указанных приборов органа чувств тут же идет в кору новый поток импульсов, приносящий ей информацию о выполнении или невыполнении нужной функции (обратная связь, обратная афферентация). В коре происходит уточнение анализа раздражителей и новые «приказы» исполнительным и чувствующим приборам органа чувств и так далее до тех пор, пока не наступит точное отражение действующего на анализатор объекта, точное его ощущение.

В нервной системе на разных ее уровнях происходит не только анализ, но и синтетическая деятельность. Ни один из анализаторов не работает изолированно от других анализаторов. Кора представляет собой единый комплексный анализатор, осуществляющий одновременно процессы анализа и синтеза; мозг работает как сложная функциональная саморегулирующаяся система.

ощущения мозга человека | свойства ощущений человека в психологии | роль ощущений в жизни человека | виды ощущений у человека | ощущение и восприятие человека

Источник: http://net22.ru/ponyatie-ob-oshhushhenii/

ovdmitjb

Add comment