Irvuz

Взгляды на активность западноевропейских философов

История западной философии

Взгляды на активность западноевропейских философов

Колыбелью западной культуры принято считать античную философию. Это уникальный исторический, культурный и социальный феномен. В лоне античности формируются все мотивы, концепции, направления философской западной мысли.

Замечание 1

Западная философия оформляется временными рамками, начиная свой отсчёт от досократиков, ранних философов, Сократа, Платона, Аристотеля, Неоплатоников, продолжая своё развитие в средневековой схоластике, в эпоху Ренессанса и Просвещения, Нового времени, заканчивая философией $20$ века.

Фалес считается родоначальником античной философии, заканчивает этот период Боэций.

Античную философию делят на три периода:

  • Зарождение: $6—5$ вв. до н. э. (Ранняя классика, Натурфилософия)
  • Расцвет: $5—6$ вв. до н. э. (Классика, Сократ, сократики, платоники)
  • Закат: $6—1$ вв. до н. э. (Эллинистическая философия)

Римская античность:

  • Древняя стоя ($3-2$ вв. до н.э.). Основатель Зенон Китийский
  • Средняя стоя ($2-1$ вв. до н.э.) Представители: Панетий Родосский, Посидоний. Именно они перенесли стоицизм в Рим.
  • Поздняя стоя или римский стоицизм

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Средневековьем называют период европейской истории с конца первой трети $6$ в. до $17$ в. Средневековая философия возникает одновременно с становлением христианства как в качестве мировой религии.

Христианство формируется в восточных провинциях Римской империи и распространяется в Средиземноморье.

В данный исторический период регулятивной оказывается теологическая идея, которая относится к новому типу мышления. Характер средневековой мысли обусловлен иудео-христианской и античной традициями. Библия является основным авторитетным текстом данного периода. Иудео-христианская культура и ее синтез стали определяющим фактором в формировании нового периода философии.

Средневековую философию можно разделить на следующие периоды:

  • Экзегетика
  • Апологетика,
  • Патристика ($2–6$ вв.)

Этап становления схоластики:

  • ($7–12$ вв.) – Боэций, Эриуген, П.Абеляр,
  • Расцвет схоластики — $13$ век– Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский.

Средневековая схоластика делится на два этапа:

  1. От Боэция до начала $XIII$ в. Основой ее является логика Аристотеля и неоплатонизм.
  2. $XIII-XIV$ вв. – высокая схоластика. На этом этапе философия Аристотеля доминирует в полном объеме.

Подходя к общим итогам, можно сказать, что в данный исторический период было выработано своеобразное, специфическое сознание, которое представляло собой синтез разума и веры, который в дальнейшем сформировался в теологию и схоластику. В пространстве этого синтеза ставились и решались проблемы бытия, духовности и культуры.

Философия нового времени

Противоположный взгляд на мир зарождается в Италии и получает название Возрождение. Эту эпоху возглавляют великие творцы и мыслители: Петрарка, Данте, Макиавелли, Леонардо, Галилей, Кузанский. Девиз эпохи – возрождение античных ценностей и гуманизм.

Тупик философской мысли. Невозможность адаптировать проблемы к своему времени. Учение об «идолах» познания в трактате Ф.Бэкона «Новый Органон».

Бэкон выработал принципы поиска, которые могли дать результат. Он является основоположником эмпиризма. Основными представителями были Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм.

Политические и социальные изменения в европейских странах. Революции. Миропорядок оказался неустойчивым. Может, власть и от Бога, но осуществляет ее человек. Гоббс занимается вопросом, который касается структуры социального тела.

Философия на научной основе продолжает развиваться и к 19 веку обретает классический вид. Она делает акцент на гносеологическую сторону, а не на человека.

Немецкая философия второй половины $18$ – первой половины $19$ вв., известна в мировой философии как классическая. Она является органической частью европейской философии Нового времени, начало которой положили Бэкон и Декарт.

Иммануил Кант ($1724-1804$)открывает период под названием Немецкая классическая философия, которая стоит на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Это грандионый этап в истории мировой философской мысли. Девиз этой эпохи: «имей мужество пользоваться собственным умом».

В основе нового мировоззрения лежит взгляд на индивида как свободного активно-деятельного, суверенного индивида.

Этот этап связан с действительно великими именами: наряду с Кантом это Фихте, Шеллинг, Гегель. Всю жизнь они отдали творчеству, прославляющему свободу.

Сводя свои критические счеты, они тем самым произвели революцию в философском учении, разрушили прежние стереотипы.

Если в эпоху Просвещения законодательницей философских мод была Франция, то теперь ее место занимает Германия.

Замечание 2

Благодаря немецкой классической философии коренным образом меняется стиль мышления всей европейской и мировой культуры. Уникальность и новизна установленного ею стиля содержалась в предельной широте мышления, его универсальности.

Она узаконила права разума на познание и развитие науки, утвердила права человека на свободу слова, на равенство людей перед законом против произвола властей, обосновала и закрепила многие гуманистические ценности. Гегель подытожил это философское мировоззрение.

Его система – высшая точка всей философии, которая сформировалась в логическую конструкцию, воплощающую в себе деятельность мирового разума.

Новая эпоха открывается критикой рационализма

«Философия жизни». К этому направлению относят А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Бергсона, В.Дильтея, Г. Знммеля.

Объединяет этих философов то, что в своих теориях они в качестве центрального понятия выбирали «жизнь», хотя и в различных трактовках.

Иррационализм – философское течение, характеризующее себя как реакцию на век Просвещения.

Своё начало иррационализм берёт в бесконечности, неисчерпаемости и максимальной сложности основных объектов философского познания – природы, Бога, сознания.

отвечая господствующему рациональному мировоззрению, иррационализм настаивает на том, что бытие содержит в себе хаотичное и неразумное начало. Это утверждение, что жизнь непознаваемое явление. Она принципиально не доступна человеческому уму.

Многие представители философии, культуры и искусства говорят о времени, начинающемся с конца $ХIХ$ века, как закате старой эпохи.

За минувший век произошло много видоизменений в заначительных областях культуры и философии: фундаментальные представления и учения, веками скреплявшие мышление европейского человека, подверглись радикальной переоценке.

Однако, несмотря на это мировое сообщество всё ещё не имеет чёткого представления об истоках и причинах происходящих вокруг нас перемен. В этом контексте весьма актуальной становится задача поиска теоретико-методологической модели.

В последние десятилетия $XX$ века в философии, культуре и искусстве поднимается актуальная тема постмодерна как состояния культуры и постмодернизма как рефлексии этого состояния.

Период постмодерна полагают как знаменующую итог влияния традиции Нового времени.

Ответом на неё становится философия постмодернизма, претендующая на изменение классического способа теоретизирования, кардинально новый тип культурфилософской репрезентации.

В 20 веке развиваются такие философские течения как

  • Психоанализ (З.Фрейд, К. Юнг)
  • Прагматизм (Чарльз Пирс, Дж.Дьюи)
  • Феноменология (Гуссерль)
  • Экзистенциализм (А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер)

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/istoriya_zapadnoy_filosofii/

Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко + СПИСОК КНИГ. ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Часть 6

Взгляды на активность западноевропейских философов

Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко. Это тема для данной статьи в продолжение цикла статей по философии. В статье также есть список книг по философии Возрождения и видео с кратким описанием главных представителей и главных идей философии Возрождения.

Из предыдущих статей Вы узнали темы: Часть 1. Философия — определение, предмет изучения Часть 2. Философия Древней Греции краткоЧасть 3. Философия Древней Индии краткоЧасть 4. Философия Древнего Китая краткоЧасть 5. Философия средних веков кратко

Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко

Примерно с 14-го века в Западной Европе начинается эпоха Возрождения, которая оказала огромное влияние на все развитие человеческой цивилизации и становления культурной и социальной жизни общества.

Основной чертой того времени стало резкое снижение влияния церкви на все политические и социальные процессы в обществе.

Эпоха Возрождения связана с возвращением мыслителей к идеям античности, с возрождением римской и древнегреческой философии.

Этапы философии эпохи Возрождения

  • Гуманистический этап — середина 14 века – 1-я половина 15 века. Характеризуется переходом к антропоцентризму от теоцентризма.

  • Неоплатонический этап – 2-я половина 15 века – 1-я половина 16 века. Характеризуется изменением мировоззренческих взглядов.

  • Натурфилософский этап – 2-я половина 16 века – 1-я половина 17 века. Характеризуется попытками внести изменения в картину мира.

Исторические предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения

  • Феодальные отношения изжили себя к 14 веку. Начали быстро расти города и самоуправление в них. Особенно в Италии, где не были утрачены традиции автономии больших городов, таких как Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция. Италия была образцом для других стран Европы.

  • К 14 веку монархи стали тяготиться влиянием католической Церкви во многих сферах жизни. Горожане и крестьяне также устали от налогов духовенства. Это привело к борьбе за реформы Церкви и к расколу на протестантизм и католичество.
  • 14-16 века ознаменовались великими географическими открытиями.

    Требовалась систематизация естественнонаучных знаний. Ученые стали все смелее заявлять о том, что мир устроен рационально.

Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения

Против аскетичности и жесткого диктата церкви были выдвинуты жизнь, полная удовольствия и собственные интересы человека. Этому посвятили свои работы многие писатели и философы того времени.

Представители философии эпохи Возрождения

Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», поэт и мыслитель, сделал именно человека главным действующим лицом, центальной фигурой повествования.

Петрарка в своих сонетах призывал всех в своей стране исцелиться от злобы и забыть о вражде среди горожан.

Боккаччо очень резко критиковал церковных служителей, которые ничего не делали для просвещения, а только богатели, обличал дворян, неспособных к созиданию, и выдвигал на первое место разум человека и намерение получить от жизни как можно больше радости и удовольствия.

Эразм Роттердамский в своих глубоко христианских философских трудах показывал, что гуманизм должен быть основой всего и старая идеология феодализма ничего не может дать человеку.

Леонардо да Винчи внес значительный вклад в развитие гуманизма в своих произведениях и научных трудах.

Джордано Бруно и Галилео Галилей, Николай Коперник в своих трудах по естествоиспытаниям и философии стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным Космосом и Вселенной.

Можно сказать, что практически вся литература и философия того времени были сосредоточены на признании права человека на свою жизнь, на развитие и творческое самовыражение.

Философия была наполнена признанием права человека на счастье, свое самоопределение и возможности для своего развития. Человек стал важнее всего, в том числе и государства, как такового.

Основные направления философии эпохи Возрождения

  • Гелиоцентризм — это гелиоцентрическая система мира,  представляющая Солнце центром, вокруг которого вращается Земля. Гелиоцентризм происходит из античности и получает широкое распространение в 16 -17 вв.

  • Гуманизм происходит от латинского слова humanus (человечный) и означает  этическую позицию о праве людей свободно определять форму и смысл собственной жизни.

  • Неоплатонизм — это направление в философии, которое зародилось еще в античной философии в 3 веке и опиралось на идеи Платона: запредельное единое первоначало, космическую иерархию, восхождение души к первоистоку.
  • Секуляризм — утверждение, что нормы права и правительство должны быть отделены от религий.

Характерные черты философии Возрождения

  • Свобода высказываний против бессмысленной религиозной схоластики и доминирования церкви во всех сферах.
  • Литература и философия все больше внимания уделяют ценности человека.

  • Новые тенденции в культуре и философии стали все больше проникать в европейские государства и постепенно стали основой всей философии в то время.

  • Наиболее характерными чертами этой эпохи можно назвать полное отрицание бесполезных книжных споров, которые ни к чему не приводят, а только запутывают человеческий разум.

  • Помимо этого, в философии все больше доминировали идеи естественнонаучного познания мира и человека. Упор делался на труды философов античных времен, которые предпочитали материализм.
  • Философия постепенно стала выдвигать человека, как главную движущую силу и основу всего окружающего мира.

Философия Макиавелли кратко

Никколо Макиавелли был первым философом того времени, кто полностью отвергал теократию, как основу всего строя.

Он считал, что нужно строить страну только по светскому принципу и согласно его мировоззрению, основой всей жизни человека является исключительно эгоизм и желание обогатиться.

Чтобы обуздать дурную природу человеческой сущности нужно использовать силу, которая может быть предоставлена только государством.

Порядок в социуме может создать только юриспруденция и соответствующее мировоззрение каждого члена общества, и все это может сделать исключительно государственная машина, а не церковь с ее предрассудками. Макиавелли изучал очень много вопросов, которые касались устройства государства и власти, взаимодействия человека и власти, методов противодействия насилию и коррупции в стране и так далее.

Резюме

Этап философии в эпоху Возрождения можно кратко охарактеризовать, как пробуждение от непросвещенности, признание ценности каждого человека.

Представители эпохи Возрождения — это философы и естествоиспытатели, такие как Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник.

Они в своих трудах стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным космосом и вселенной. Они устремили свои взоры в небо.

Философия эпохи Возрождения включает в себя не только натурфилософские идеи и идеи пантеизма, но и гуманистические взгляды. Философия этого периода требует от человека постоянного самосовершенствования, смелости в поиске смысла земного бытия, божественного начала во всем сущем. 

Всем желаю неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!

Алёна Краева

SMARTБЛОГ

Источник: http://alenakraeva.com/positive-philosophy/filosofiya-epoxi-vozrozhdeniya-samoe-glavnoe-kratko/

ovdmitjb

Add comment