Irvuz

Возрастные особенности общения

Особенности общения, влияние гендерных и возрастных факторов

Возрастные особенности общения

Последнее обновление: 3.04.19

Люди общаются по разному с разными людьми. Даже если не понимают этого

Общеизвестный факт:

— для большинства людей, особенности общения с разными людьми являются само-собой разумеющимися.

Ведь, странно будет, если человек общается со всеми одинаково. То есть, не учитывая кто перед ним, где и как.

Как правило, если мы идем на общение с человеком. То мы заведомо допускаем известную долю панибратства. Типа: Мы одной крови, мы все жители планеты Земля.

Если, конечно, не страдаем той или иной формой больного самолюбия.

Например, снобизмом, нарциссизмом. И прочими высокомерными замашками в отношении других людей.

Или, если, просто, человек туп и не образован. Что ведёт к отсутствию у него элементарных навыков нормального общения.

Но, почти все время, бывают особые случаи. Такие, когда особенности общения просто-таки необходимы и неизбежны. Потому что они вытекают из сути этого общения.

Собственно, когда, мы, сразу, начинаем строить общение своеобразно?

Прежде всего, когда исходим из гендерных (половых) и возрастных особенностей партнера по общению.

А именно:

Влияние на общение возрастного фактора

1. Если общающиеся одного возраста.

При общении, разница в возрасте довольно условна. Как правило, она определяется самими общающимися.

Это может быть и 2-3 года разницей. А может и 10—30 лет не иметь значения.

Здесь такая особенность нормального общения:

— Однозначно, только изначальное подчеркнутое равенство и взаимоуважение. Оно основывается на предполагаемом одинаковом опыте и уровне развития общающихся.

2. Общение, когда человек старше.

Особенность нормального общения:

— Здесь, безусловно, первоначальное, подчеркнутое уважение. Так как предполагается больший опыт и знания старшего по общению.

3. Общение с младшим.

Особенности общения:

— Любое негативное начальное обращение к младшему недопустимо. Так как вернется негативом в отношении старшего, умноженным в несколько раз.

Например, подчёркнутое неуважение к младшему собеседнику. Конечно, оно обернётся неуважением и агрессией к старшему по возрасту.

А вот добродушное, уважительное отношение, может привести к контакту. То есть, установится адекватное отношение. И, как следствие, хорошее, нормальное общение.

Влияние на общение полового фактора

1. Общение мужчина-мужчина.

Особенность нормального общения:

— Здесь, изначальное уважение и предполагаемое равенство. Только это может привести к позитивному общению.

2. Общение женщина–женщина.

Это общение имеет такую особенность:

— Если общение без женских заморочек, без соперничества. Тогда, конечно, может быть установлено изначальное нормальное общение.

Как здесь будет происходить общение далее? Это зависит, опять же, от женских заморочек и соперничества.

3. Общение женщина–мужчина.

Это общение часто и называют гендерным общением. Хотя, то не совсем верно.

Правильнее: понятие «гендерное» определяет принадлежность участника отношений к тому или иному полу.

То есть, гендерное общение — общение, с учетом половой принадлежности партнёра.

Особенности общения:

— Здесь, главным, доминирующим будет оценка партнера по общению. Притом оценка, именно, как особи противоположного пола. И это происходит изначально и ВСЕГДА.

То есть, это нужно знать и не забывать:

Мужчины и женщины общаются между собой, как представители противоположного пола. Притом при любых обстоятельствах и при любых условиях.

То есть, при общении, изначально и далее, мужчина будет всегда оценивать женщину, как женщину. А уже потом: все прочее.

Женщина, соответственно, при начальном общении, оценивает собеседника, как мужчину. А уже потом, его остальные качества.

Иначе, что мы вообще из себя представляем, как разнополые? Где и в чём будет интерес к общению и разница в общении? Если мы все будем типа «оно».

Изначальное общение и общение далее, их особенности

Как вы видите, выше перечислены возможные принципы построения оптимального общения.

И установлены особенности первоначальных отношений. Где гендерные и возрастные различия общающихся, имеют значимую роль в их общении.

Далее, неизбежно, общение и отношения будут развиваться и модифицироваться. Конечно, если общение будет продолжатся. И установятся более длительные отношения.

Но, обратите внимание:

— Вот этот первый контакт, первое общение. Они определяет дальнейшие отношения с этим человеком. И происходит это почти всегда.

Да, тут первые впечатления играют сильную роль.

Иногда мы на их основании выстраиваем совершенно ошибочные отношения с человеком. И строим неправильное общение с ним.

Значительно реже, люди не ошибаются в своих первых впечатлениях при начальном общении.

Кстати, это тоже особенности общения. Но это уже отдельный разговор.

Конечно, это чисто моё мнение и мой опыт. Который вовсе может не совпадать с вашим.

А как вы считаете, нужно ли при общении учитывать половые и возрастные особенности общения?

Или их нужно строить на одном принципе: А какая разница, — все мы люди?

Ещё статьи по этой теме

Особенность общения — эффект зеркала в общении

Влияние в общении — взаимовлияние и авторитарность в отношениях

Унижение — способ самоутверждения и самооценки

Правила общения, как правильно общаться с людьми

Отношения в интернете — иллюзия отношений при общении в интернете

Отношения родителей и детей, простые правила общения

Как правильно общаться — правила общения и поведения при нём

Как научиться разговаривать с людьми? – ведите диалог

Источник: https://love-family-life.info/gendernyie-i-vozrastnyie/

Возрастные особенности межличностного общения, Психология – Реферат

Возрастные особенности общения

Введение

§

1. Общее понятие об общении, как основе межличностных отношений

§

2. Особенности межличностного общения в разные возрастные периоды развития

Заключение

Список литературы

Выдержка из текста

По своей композиционной структуре данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы исследования взаимосвязи темперамента и характера человека, а также различных форм развития характера.

Во второй главе приведены результаты эмпирического исследования влияния темперамента на характер межличностного общения. В заключении приведены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования.

Наряду с этим, сами межличностные взаимоотношения детей, их характер формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка, благодаря чему он усовершенствуется в личностном развитии. Цель исследования — теоретически проанализировать особенности межличностного общения детей 2-х лет.- проанализировать психолого-педагогические особенности общения в раннем детстве;

2. Провести диагностическое исследование с целью определения эмоционального благополучия у детей и исследовать процесс воздействия развития навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.

Общение — это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение.

Вместе с тем можно определить и те сферы межличностных отно-шений, где применение императива неуместно и даже неэтично.

Прежде всего речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и без-условных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований. Однако они не становятся частью внутренних личностных убеждений человека, его интровертной мотивации.

Целью данной работы является рассмотрение феномена обратной связи в межличностном общении. Задачи исследования: 1) рассмотреть особенности межличностного общения и определить роль обратной связи в межличностном общении;

2. дать определение понятию обратной связи и проанализировать основные подходы к ее рассмотрению;

3. охарактеризовать функции и виды обратной связи. Гипотеза исследования: обратная связь является одним из основных факторов успешности межличностного общения.

Особенности межличностного общения в подростковом возрастеПринимая, во внимание все вышесказанное, темой своего исследования я выбрала проблему особенностей общения подростков. Цель курсового исследования — выявить характерные особенности межличностного общения в подростковом возрасте с целью улучшения методик воспитательного процесса.

Рабочая гипотеза исследования: предполагаем, что степень чрезмерной вовлеченности подростков в среду виртуального общения определяется типом межличностных отношений в реальной среде. Отказ подростков от реального общения обусловлен степенью зависимости от Интернет-среды и подтверждается коэффициентом детерминации.

Объектом настоящего исследования явились межличностные отношения в коллективе среднего медицинского персонала терапевтического отделения. Предметом настоящего исследования стало изучение условий формирования эмоционального климата в коллективе, психологических особенностей сотрудников и их роль в формировании межличностных отношений.

Общая характеристика стратегий взаимодействия и общения сиблингов…34 Коммуникативная сторона общения…38 Опытно-экспериментальное исследование влияния сиблинговых позиций на специфику общения в младшем школьном возрасте…

Список литературы

1. Бодалев А.А.Психология общения. — М.: ВЛАДОС, 2009−256с.

2. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009.- 209с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2009. -456с.

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: В

3 кн. Кн.2 Психология образования. — М.: ВЛАДОС, 2007.- 376с.

5. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — СПб.: ПИТЕР, 2009.- 304с.

список литературы

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/referat/vozrastnyie-osobennosti-mejlichnostnogo-obscheniya/

Возрастные особенности общения

Возрастные особенности общения

Большое значение для эффективного взаимодействия в ходе профессионального и делового общения имеют правильные взгляды работников и коллег по работе, обусловленные возрастом.

Проведенные исследования позволили выявить следующие психологические особенности молодежного возраста:

  • Ш повышенное стремление к самоутверждению, проявлению своей индивидуальности, признанию со стороны окружающих своих личностных достоинств, приобретению популярности, осуществлению тех видов деятельности, в которых достигается наибольший успех, активному познанию окружающего мира;
  • Ш быстрое развитие профессиональных способностей;
  • Ш быстрый рост самосознания, связанный с использованием противоречивых, иногда опасных форм самопроверки и самооценки;
  • Ш стремление быть в коллективе, “быть с другими”;
  • Ш ориентация на собирательный образ идеального героя, характеризующегося прежде всего абсолютной уверенностью в себе, способностью самостоятельно найти выход из любой ситуации, пользующегося популярностью у друзей и наводящего страх на врагов, обладающего неотразимой внешностью и благородством и т.п.;
  • Ш критическое отношение к наставлениям, стремление найти доводы, опровергающие то, что объясняется, особенно в общественных явлениях;
  • Ш подозрение, что объясняющий что-то скрывает, не договаривает;
  • Ш повышенная требовательность к наставникам и руководителям в вопросах соблюдения единства слова и дела;
  • Ш склонность к выдвижению завышенных, нереалистических притязаний, к переоценке своих способностей и возможностей; стремление к доверительным, искренним, эмоционально теплым отношениям, потребность в людях, которым можно в любой момент излить душу, с которыми можно поделиться любыми переживаниями;
  • Ш определенный романтизм побуждений, повышенная эмоциональность, горячность, склонность к крайности суждений и действий, максимализм в оценках;
  • Ш наличие повышенной отзывчивости на начинания, требующие напряжения сил, подвига, героизма;
  • Ш болезненное отношение к несправедливости, склонность рассматривать предъявляемые требования как несправедливые придирки;
  • Ш склонность к сильным внутренним переживаниям, сомнениям, раздумьям, опасениям, тревожности;
  • Ш противоречивость внутренних начал: чуткость, восприимчивость к оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему;
  • Ш глубокое стремление к проявлению волевых усилий в самовоспитании и недоверчивое отношение к конкретным приемам самовоспитания, рекомендуемым старшими;
  • Ш стремление к идеалу и принципиальности в большом и беспринципность в малом, незначительном;
  • Ш уважение к научным данным — и склонность к постановке каверзных вопросов, имеющих своей целью опровергнуть давно доказанные истины;
  • Ш стремление выглядеть старше, умышленное подчеркивание в своем поведении манер, свойственных зрелым людям, и — ностальгические воспоминания о детстве, осознание того, что оно ушло, переживание в связи с этим чувства горечи и тревоги; вера в доброе начало в человеке и тенденция к преувеличению отрицательных черт личности;
  • Ш пренебрежение к зубрежке и — стремление дословно запомнить полные глубокого смысла выражения и изречения;
  • Ш подчеркнутая серьезность и — безудержное веселье;
  • Ш чувство гордости за свои интеллектуальные возможности и результаты, иногда переоценка их и — самоуничижение, внушение самому себе мыслей об абсолютной неспособности и незнании;
  • Ш смелость, презрение к опасности и — во многих случаях застенчивость и скованность, особенно в тех случаях, когда активная деятельность носит интеллектуально-эмоциональный характер;
  • Ш излишняя возбудимость там, где надо проявить сдержанность, и — часто нарочитая сдержанность в то время, когда следует проявить чувства;
  • Ш доверчивость и — настороженность;
  • Ш стойкость и — преувеличение личного горя или неприятностей и др.

Общая тенденция изменения жизненной стратегии по мере возрастного развития заключается в том, что от свободной и часто не до конца обдуманной растраты жизненной энергии человек переходит к ее максимальной экономии.

Человек достигает ранней зрелости в период между 25… 35 годами. Этот период характеризуется стремлением к достижению “вершин жизни” и установлению прочных социальных связей в целях самозакрепления в ней. Возраст между 35… 45 годами — время переоценки целей и притязаний.

В эти годы человек более чем когда-либо способен управлять своей жизнью и большинство людей пытается сформулировать свою точку зрения о внешнем мире, его будущем и о своем участии в нем.

В то же время человек может испытывать “кризис середины жизни”, сопровождаемый ответом на вопрос: что достигнуто и что не достигнуто, что в действительности означает жизнь?

Негативными последствиями данного кризиса могут стать выработанные установки: “уже поздно что-либо менять” и “уже не успеть”. Такие установки приводят обычно к невыразительному проведению поздней зрелости (45…

60 лет), заканчивающейся, как правило, прекращением трудовой активности, остановкой духовного развития, концентрацией интересов на себе.

Если учесть, что в это время начинают затвердевать взгляды человека, его высказывания становятся все более жесткими, а отношение к другим мнениям все более нетерпимым, то возникает значительная угроза разрыва прежних социальных связей, развития конфликтности и старческой усталости.

Если в середине жизни была проведена нормальная ревизия жизненных планов и достижений, то одной из основных черт личности на рубеже 45…60 лет становится ее неуспокоенность, связанная с желанием оставить после себя нечто такое, в чем продолжалась бы его жизнь.

Успешная самореализация личности на этом этапе значительно снижает страх перед смертью. Кроме того, в таких случаях в период между 55…60 годами, как правило, наступает второй пик творческой активности. Например, Ё.О.

Патон к 60 годам за заслуги в области мостостроения стал академиком Украины, но мировую известность приобрел тогда, когда вместо ухода на пенсию решил приобрести новую специальность и занялся электросваркой, обосновав новые методы проектирования сварочных конструкций и построив в Киеве цельносварной мост через Днепр.

Между 60 и 70 годами на первый план выступает стремление взглянуть на прожитую жизнь и определить ее смысл. Именно поэтому так отчетливо проявляется желание поделиться воспоминаниями и получить от более молодых подтверждение, что жизнь прожита не зря.

Главными факторами продления жизни в этот период являются большая психическая активность человека, а также наличие таких черт, как жизнерадостность, стремление жить полноценной жизнью, отсутствие завистливости, неподатливость мрачным настроениям и способность к быстрому восстановлению равновесия после перенесенных психических травм.

Существует неверное предположение, что период после выхода на пенсию очень короток и надо заранее и очень серьезно готовиться к новым для себя условиям жизни. Установка на прекращение трудовой деятельности и последующая реализация этой установки обусловливают падение социального престижа, а вместе с ним повышение тревожности и ухудшение самочувствия.

Опыт свидетельствует, что люди, не уменьшающие активность после выхода на пенсию, могут жить еще долгие годы. Кроме того, после 75 лет наступает еще один подъем творческой активности. Известно, что великий художник эпохи Возрождения Тициан, проживший около 90 лет, достиг небывалой высоты мастерства в последние 25 лет своей жизни.

Гёте было 80 лет, когда он написал вторую часть драматической поэмы “Фауст”. Такие всемирно известные работы И. П. Павлова, как “Условные рефлексы” и “Лекции о работе больших полушарий головного мозга”, были закончены им в возрасте 74…78 лет.

Такой рост продуктивности обусловлен определенным толчком к осуществлению интеллектуальной деятельности вследствие ослабления сдерживающей мотивации.

В то же время следует помнить, что для человека пожилого возраста, как правило, свойственны: обостренная чувствительность к проявлению внимания и заботы; острая потребность в общении, способствующем устранению чувства одиночества; стандартизация типов общения; серьезное восприятие всего сказанного в его адрес; мнительность, вызванная боязнью “подрыва авторитета”; обидчивость как массированная реакция не только на данную, но и на все предыдущие обиды; настороженность (появляющаяся с понижением слуха), которая может перерасти в подозрительность и недоверчивость; некоторое замедление восприятия, ухудшение произвольного запоминания логически мало связанного материала, ослабленное фиксирование текущего опыта; усиление субъективности суждений, излишняя их категоричность; трудности адаптации к жизненным переменам; излишняя бережливость, вызванная стремлением к независимости. Таким образом, правильное сочетание в кадровой политике людей молодежного и более старшего возраста, умелое распределение между ними обязанностей может обеспечить эффективное решение стоящих перед турпредприятием задач.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

Общение порождается социальными, общественными и другими потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность.

Общение также порождено мотивами, образующимися в ходе осуществления процесса совместной деятельности. Под целью общения понимается то. ради чего люди вступают в общение. Функции общения многообразны.

Существуют разные основания для их классификации. Общение чрезвычайно многогранно, и оно может быть различных видов

Феномены общения чрезвычайно многообразны, уникальны по многим своим параметрам, часто совершенно не подходят под привычные стереотипы. Количество попыток создать единую и универсальную классификацию видов общения растёт.

К сожалению, в них, как правило, абсолютизируется какое – либо одно, хотя и действительное качество, свойство, сторона или функция общения, при этом другие как бы не учитываются, оставаясь несправедливо незамеченными.

Поэтому большинство их существующих типологий общения совершенно не способствуют анализу самого общения, ибо их авторы сами того, наверное, не желая, навешивают такие ярлыки, которые в ряде ситуаций полезны, но по существу ни чего не дают для целостного понимания содержания и сущности общения.

Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

Page 3

Перейти к загрузке файла
  • 1. Алферов Ю.А., Козюля В.Г. Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде. Домодедово, 1996. С. 93-94.
  • 2. Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб., 1995.
  • 3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
  • 4. Белослудцев В.И., Козюля В.Г. Организационно-управленческие и педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных с психическими аномалиями. Домодедово, 1996. С. 56-57.
  • 5. Беляева Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С.531-533.
  • 6. Буданов А.В. Обучение сотрудников тактике и методам обеспечения личной безопасности. М., 1997.
  • 7. Буданов А.В. Профилактика профессиональной деформации работников ИТУ как фактор, способствующий соблюдению и укреплению законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений // Проблемы совершенствования деятельности психологической службы в ИТУ: Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко. Домодедово, 1996. С. 42-43.
  • 8. Грибов В. В тюремном интерьере // Ветеран. 2003. № 5 (718). С. 14.
  • 9. Дебольский М.Г. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С. 312-324.
  • 10. Дебольский М.Г. Психологический анализ взаимоотношений между администрацией ИТУ и осужденными // Педагогическое наследие А.С. Макаренко и проблемы воспитания осужденных. Рязань, 1978.
  • 11. Зимбардо Ф.-Дж. Стэнфордский тюремный эксперимент // Эксперименты и жизнь. СПб., 2007. С. 4-23.
  • 12. Ильина Е.С. Экстремальная профессия – сотрудник УИС // Развитие личности. 2002. № 4. С. 169-173.
  • 13. Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи // Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. М., 1992. С. 359-364.
  • 14. Мухина В.С. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни // Развитие личности. 2002. № 4. С. 100-114.
  • 15. Панкин И.Н. Личная безопасность сотрудников внутренних дел: тактика и психология безопасной деятельности. М., 1996.
  • 16. Свинаренко И.Н. Русские сидят. М., 2002. С. 330.
  • 17. Ушатиков А.И. Пенитенциарная психология: Программа для высших учебных заведений МВД РФ. Рязань, 1995. С. 21.
  • 18. Филиппов А.Г. Изолятор. Добро и зло меняются местами: Записки надзирателя. М., 2001. С. 373.
  • 19. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999. С. 376-389.
  • 20. Фуко М. Ненормальные. СПб., 2005.
  • 21. Хэйни К. СТЭ и анализ социальных институтов // Эксперименты и жизнь. СПб., 2007. С. 32.
  • 22. Энциклопедия юридической психологии / Под общей ред. А.М. Столяренко. М., 2003.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/1978803/psihologiya/vozrastnye_osobennosti_obscheniya

Особенности общения детей младшего школьного возраста

Возрастные особенности общения

Общение – это социальная форма взаимодействия людей, посредством которой они обмениваются мыслями и чувствами, действиями и мотивами при помощи знаковых, в частности, языковых средств, при этом цель общения – это взаимопонимание, а также согласование совместной деятельности.

Чтобы правильно выстраивать общение с детьми 7-10 лет, то есть младшими школьниками, нужно, прежде всего, знать их психолого-возрастные особенности развития.

От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность – учебная. Именно тот факт, что ребенок становится учеником, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться.

Теперь его положение в обществе – это положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю.

Не случайно первоклассники, особенно впервые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил.

Ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия с взрослым человеком.

Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений.

В то же время младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений.

Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны.  Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла  (рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты.

Лишь постепенно, под влиянием воспитания у детей  начинает складываться коллективистическая направленность.

Большое значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах (звенья, бригады, кружки), при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.

Особенности общения со сверстниками и взрослыми

Младший школьник – человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей.

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры.

К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников.

Но в конце этого возрастного периода  адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе (или группе) благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, чток концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка  как самих межличностных отношений, так и их осознания.

О возрастающей роли сверстников свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличие от младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии других детей.

Нередко, практикуемое взрослыми осуждение ребенка  за какой-либо проступок перед другими детьми является для него мощным травмирующим фактором, последствия которого требуют срочного психотерапевтического вмешательства.

Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.


Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребенка  во внимании, уважении, сопереживанииявляется основной в этом возрасте.

И успеваемость здесь – уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, которые непосредственно не связаны с учебой. Задача взрослых – помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого и для других детей.

Подведем итог.

Ведущей в младшем школьном возрасте  становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Основными новообразованиями  младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий;
  • развитие нового познавательного отношения к действительности;
  • ориентация на группу сверстников.

Статью подготовила: педагог-психолог Ларионова М.Н.

В статье использованы материалы сайтов:

  • http://veselajashkola.ru;
  • http://festival.1september.ru.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас посетить индивидуальную психолого-педагогическую консультацию по вопросам воспитания и поведения детей.

Тел для справок и записи: 46-85-00

Источник: http://profilaktika.tomsk.ru/?p=18445

Возрастные особенности общения в юности, Психология – Реферат

Возрастные особенности общения

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы юношеского возраста 4

1.1.Подходы к юношескому возрасту4

1.2.Формирование мировоззрения и эмоциональной сферы в юношеском возрасте 10

Глава 2. Возрастные особенности общения в юности 16

2.1.Потребность в общении в юношеском возрасте 16

2.2.Возрастные особенности общения со взрослыми в юности 19

Заключение 23

Список литературы 25

Список использованной литературы

1.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 2002.- 464 с.

2.Кон, И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. / И.С. Кон.- Самара: Изд. дом. «БАХРАХ-М», 2003 — 672 с.

3.Кон, И.С. Психология старшеклассника/ И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2002. — 207 с.

4.Кон, И. С. Психология ранней юности/ И. С. Кон.- М.: Просвещение, 2000.- 252 с.

5.Крайг, Г. Психология развития/ Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2010. — 992 с.

6.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.- 464 с.

7.Кураев, Г. А. Возрастная психология: Курс лекций/ Г. А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. — 146 с.

8.Мудрик, А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения/ А. В. Мудрик.- М.: Знание, 2000.- 64 с.

9.Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов/ В.С. Мухина.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 432 с.

10.Оленникова, М. В. Возрастная психология: конспект лекций/ М. В. Оленникова.- СПб.: Сова, 2006.- 128 с.

11.Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера/ Ю. М. Орлов.- М.: Просвещение, 2003.- 224 с.

12.Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред Л.А. Голове, Е.Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2005. — 688 с.

13.Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/ Ф. Раис.- СПб.: Питер, 2000. — 656 с.

14.Сапогова, Е.Е. Психология развития человека/ Е.Е. Сапогова. — М.: Аспект пресс, 2005. — 460 с.

15.Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 2006. — 304 с.

16.Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды/ Д.И. Фельдштейн. — Воронеж: Изд-во МОДЕК, 2002. — 432 с.

17.Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе/ Д.И. Фельдштейн. – Воронеж: Изд-во МОДЕК, 2005.- 568 с.

18.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)/ И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

19.Шумилин, Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника/ Е. А. Шумилин.- М.: Просвещение, 2001.- 152 с.

20.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Тослтых А.В. — М.: Издательская группа «Прогресс», 2006. — 344 с.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим инструкциям.

Источник: https://nadfl.ru/work/62988/vozrastnye-osobennosti-obshheniya-v

ovdmitjb

Add comment