Irvuz

Возрастные кризисы личности

Основные характеристики возрастных кризисов в жизни человека

Возрастные кризисы личности

Возрастные кризисы личности – чередующиеся, временные проявления изменения психологического отношения человека к окружающей действительности, в зависимости от возрастного периода.

Как правило, подобного рода явления носят негативный характер, что может способствовать стимулированию не только стрессового воздействия на психику человека, но и развитию некоторых психопатологических состояний и расстройств, например – состояния тревоги, фобий, депрессивноподобным расстройствам и так далее.

В некоторых случаях, для предупреждения развития патологических состояний необходимо вмешательство специалиста с вменением в состояние помощи медикаментозных средств.

Однако, стоит отметить, что возрастные кризисы личности – явление физиологически нормальное, которое возникает у преобладающего количества людей и способствует для непосредственного развития личности, что обусловлено сменой жизненных ценностей.

Но не все психологи и психотерапевты согласятся с таким утверждением, некоторые из них вполне уверенно считают, что появление возрастных кризисов у мужчин и женщин, есть процесс патологический, обусловленный рядом этиологических причин и зависимостей. И это нужно обязательно лечить, как любое психическое отклонение или расстройство.

Сила проявления и период возрастных кризисов всегда различны, хотя и присутствует некая привязка к определенному возрасту. Однако она является довольно условной, поскольку только индивидуальные особенности человека, окружающие социальные и микросоциальные факторы, носят решающий характер.

В отечественной психотерапии, не последнюю роль играют исследования Л. С. Выготского, который не рассматривал возрастной кризис как патологию.

Он считал, что плавный переход в очередной возрастной кризис, особенно в детском возрасте, способствует формированию более сильной личности, обладающей волевым сопротивлением к негативным проявлениям окружающей среды.

Однако, такой феномен уместен при условии не только плавного появления кризисного периода, но корректного отношения окружающих, или специалистов психологов, если необходимо их вмешательство.

Кроме того, по мнению Л. С. Выготского, резкий скачок в фазу кризиса и благополучное его преодоление способствует образованию нового витка характера в психологии человека ¬– факторов, способствующих придать некоторую описательную характеристику индивиду.

Некоторые особенности возрастного кризиса

Возрастные кризисы личности имеют достаточное решающее значение именно в детском возрасте, поскольку в этот возрастной период происходит формирование человеческого характера, его взаимоотношения с социумом и волевые характеристики. По это же причине, наиболее количество последовательных кризисных вспышек приходится на возрастной период детства и ранней юности, когда эпизоды носят довольно бурный характер.

В целом возрастные кризисы у детей длятся недолго, как правило, несколько месяцев и, только в особо запущенных случаях, при определенном стечении сопутствующих обстоятельств, затягиваются на пару лет.

Для ребенка всегда характерны резкая смена отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке.

Границы детских кризисов всегда нечеткие и крайне размытые, переход всегда будет плавным, однако середина кризисного периода всегда характеризуется резким эмоциональным всплеском и раскачиванием аффекта.

Внешне детский возрастной кризис проявляется сильными трудностями в воспитании, непослушанием, появлением вредных привычек, иногда – асоциальным поведением. Как правило, такую картину всегда дополняют снижение успеваемости в школе и ярким проявлением внутренних переживаний, зацикливанием на каких-либо проблемах, которые, по сути, не могут являться чем-то значимым.

Характерной особенностью возрастных кризисов, как в детском, так и более старшем возрасте, является спонтанное возникновение, так называемых новообразований в характере индивида, которые определяют его отношение к различным окружающим факторам.

Следует отметить, что такие новообразования носят ярко выраженный временный характер, быстро появляются и также быстро исчезают, давая возможность появиться следующим.

Словом, не каждое новообразование в личности закрепляется в чертах характера индивида, а только те, которые наиболее прочно, по разным причинам, задерживаются в сознании.

Те, которые приносят положительный эффект и эйфорию своему хозяину, благодаря которым человек понимает, что способен получиться некоторую пользу и удовольствие. Хотя зачастую это осознание полезности является глубоко субъективным и не сочетается с нормами общепринятой морали.

Д. Б. Эльконин сделал попытку несколько материализовать причинность проявления кризисного состояния, связанного с возрастом. Он утверждает, что причина появления кризиса заключается в конфликте между устоявшимися пониманиями человека, возникшими в предыдущий кризису период, и новыми факторами, которые постепенно появляются в жизни.

Критическая точка такого конфликта, когда накопленные в настоящем познания и осознания достигают своего максимального количества, обуславливает развитие кризисных признаков. С такими высказываниями сложно не согласится, ведь понятие «возрастной» обязательно предусматривает динамику, в данном случае связанную с количеством прожитых лет.

Возраст, связанный с появлением кризисов

Современная практическая психология владеет достаточным опытом, чтобы сделать попытку ранжирования возрастных кризисов в зависимости от количества прожитого времени.

Кризис новорожденных.

Несмотря на недостаточные возможности проявления вербальных и моторных недовольств, даже в столь маленьком возрасте человеку свойственно некоторое осознание кризисной ситуации, которая возникла по причине условий жизни и адаптации к новым условиям существования. Многие психологи утверждают, что кризис новорожденных является едва ли не самым тяжелым из всего набора подобного рода кризисов;

Кризис первого года жизни. Этот период очень значим для человека, в первую очередь тем, что появляется возможность вербально излагать свои требования, причем на общем фоне невербальных проявлений аффективных признаков;

Кризис третьего года жизни. Характеризуется формированием и первыми проявления самостоятельности.

Появляется стремление к формированию новых способов общения с взрослыми, появление контактов с другими представителями окружающего социума – своих ровесников, воспитателей в детском саду и так далее.

Для ребенка открывается новый мир непознанных ранее возможностей, которые достаточно эффективно вносят свои коррективы в возможное развитие стрессовых факторов.

Л. С. Выготский выделяет несколько основных признаков кризиса трехлетнего возраста, которые присущи любому здоровому в физиологическом и психическом плане, ребенку. Главным из таких признаков является – негативизм к просьбам окружающих о выполнении какого-либо действия, который внешне проявляется выполнением с точностью до наоборот.

Первые признаки упрямства начинаются проявляться именно в этом возрасте – ребенок впервые знакомится с ситуацией, когда не все может быть сделано так, как бы ему хотелось и как он считает правильным.

Тенденция к проявлению самостоятельности, также имеет быть у любого ребенка в возрасте около трех лет. Этому можно было бы дать положительную оценку, если бы ребенок мог объективно оценивать свои возможности. Но, зачастую, это невозможно, поэтому переоценивание его возможностей и возникшая, в результате его неправильных действий, ситуация, приводит к конфликту.

Кризис семилетнего возраста. Более правильно этот кризис было назвать школьным, поскольку его проявлению способствует начало школьной деятельности человека.

Кроме того, что учебный процесс заставляет концентрироваться на получении новых знаний, обрастать новыми социальными контактами, знакомиться с позициями своих сверстников, у которых, как оказалось, есть свои взгляды на происходящее вокруг, школьный кризис начинает формировать истинную волю человека, опираясь на его генетически заложенный потенциал. Таким образом, именно благодаря школе у человека формируется понятие либо о своей неполноценности, пониженной самооценке, недостаточном уровне интеллекта, либо – наоборот, повышенного чувства собственной значимости, эгоизма, непреодолимого чувства собственной компетентности и социальной значимости.

Преобладающее число всех школьников занимают одну из двух указанных крайностей и только немногие, благодаря своим генным задаткам и воспитанию, способны занять нейтральное, срединное положения, которое позволяет учиться на ошибках других.

Такие дети, как правило, обладают высоким уровнем интеллекта, на фоне демонстративной неработоспособности, иначе – лености.

Причина тому весьма проста – существует возможность использования своих, более слабых эмоциями, зависимостями и умом, сверстников.

Кроме того, в этот период впервые в жизни начинает формироваться внутренняя жизнь ребенка, что накладывает смысловой отпечаток на характер его поведения. Маленький человек постепенно начинает пользоваться возможностью обдумывать возможные последствия своих решений, таким образом, его физическая деятельность начинает обретать интеллектуальную подоплеку;

Кризис возраста от 11 до 15 лет. Следующий важнейший стрессовый период в жизни человека, на этот раз, связанный с половым созреванием.

Такая ситуация открывает новые возможности и новые зависимости, которые могут преобладать над старыми стереотипами, причем настолько, что полностью их перекрывают. Этот период еще называют переходным или пубертатным кризисом.

Это первая возможность, позволяющая взглянуть на противоположный пол через гормональную призму желаний и удовольствий, а не как на обычных сверстников.

Половое влечение способствует формированию своего эго – в это время подростки начинают обращать внимание на свою внешность, прислушиваться к словам более опытных юношей и девушек.

Постоянное стремление быть взрослым или казаться им, часто приводит к конфликту с родителями, которые уже успели подзабыть о своем подобном периоде. Часто во время пубертатного кризиса требуется помощь психолога или психотерапевта, особенно в проблемных, неполноценных семьях;

Кризис 17 лет. Стимулирован окончанием школьной деятельности и переходом во взрослую жизни. В зависимости от года окончания школы, возраст кризиса может приходиться на период от 15 до 18 лет.

Сейчас возможно разделение проблемы на возрастные кризисы у мужчин и женщин. Зачастую к этому времени за плечами первый половой опыт, который, также, может послужить отдельной причиной для возникновения полового кризиса у женщин.

Но, как правило, эта проблема весьма скоротечна – получаемое удовольствие перекрывает все негативные мысли и переживания.

Данный период характеризуется порождением различных страхов, у женщин – предстоящей семейной жизни, у мужчин – уходом в армию. Кроме того, существует проблема получения профессионального образования – шага, который определит предстоящую жизнь каждого индивида.

Кризис среднего возраста. Наступает, как правило, в середине прожитого пути и характеризуется глубокой переоценкой ценностей, взвешиванием полученного опыта на фоне качества достижений.

Как правило, очень малое количество людей довольно своей жизнью, считая, что прожили свою жизнь недостаточно полноценно или бесполезно.

В этот период наступает настоящее взросление, зрелость, которая позволяет провести оценку смысла своей жизни.

Кризис выхода на пенсию. Как и кризис новорожденных, является одним из самых тяжелых в жизни человека. Если в первом случае человек на осознает критического воздействия стрессовых факторов, то во время последнего кризиса, ситуация ухудшается полноценным восприятием и осознанием.

Этот период одинаково тяжело переживают и женщины и мужчины. Особенно это касается острого чувства невостребованности на профессиональной арене – человек еще сохраняет свою работоспособность, чувствует, что может принести пользу, однако его работодателя не устраивает подобное положение вещей.

Несколько улучшает ситуацию появление внуков, особенно это смягчает течение возрастного кризиса у женщин.

Биологическое старение, ряд серьезных заболеваний, одиночество вследствие смерти одного из супругов, понимание скорого завершения жизненного процесса, очень часто приводят к ситуации, когда начинает требоваться помощь специалиста.

Источник: http://onevroze.ru/osnovnye-xarakteristiki-vozrastnyx-krizisov-v-zhizni-cheloveka.html

Возрастные кризисы развития личности начиная с рождения

Возрастные кризисы личности

Возрастные кризисы «преследуют» человека всю жизнь, начиная с рождения.

Однако, кризис — это не есть что-то плохое и страшное. Например, в китайском языке существует два значения этого слова: возможности и опасности.

Греческий язык трактует термин как «поворотный пункт». В любом случае, кризис — это начало нового жизненного этапа, возможность перейти на более высокий уровень развития.

Если знать все особенности возрастных кризисов, то можно пережить их безболезненно и выйти с минимальными потерями.

Как проявляется старческий маразм? Узнайте об этом из нашей статьи.

Суть понятия

В психологии кризисом называют непродолжительный период в жизни индивида, который предшествует переходу на новый этап развития личности.

Данный период отличается различными изменениями как в физическом, так и в психологическом состоянии.

Каждый человек переживает кризисы по-разному. Одни проходят их безболезненно, у других они сопряжены с некоторыми трудностями. Ведь рушится старая, но такая привычная ситуация, человеку приходится выходить из зоны комфорта и искать новые дороги.

Кризис — это возможность проанализировать свою жизнь, подумать, выбрать новую цель, которая больше соответствует настоящему уровню индивида.

Хотя в психологии принято выделять «кризисный возраст», но наступление переломного периода у всех происходит в разное время. Например, у женщин так называемый кризис среднего возраста случается раньше, чем у мужчин.

Также индивидуально и течение переходных периодов. Интенсивность проявлений, длительность зависят от разных факторов: уровня образования, социальной среды, семейного положения, отношений с близкими и т. д.

Возрастные кризисы часто сопряжены с изменением эмоционального состояния. У людей начинаются депрессивные настроения, нервозность, приступы апатии. Дети проявляют капризность, непослушание, конфликтность.

Если детские кризисы изучены хорошо, то взрослые остаются до конца неизведанными.

Равно как и нет единого мнения на этот счет. Некоторые психологи считают, что развитие и жизнь человека должны проходить гармонично и без резки перемен.

По их мнению, кризис — это результат плохого воспитания и избалованности. Однако, большинство ученых не отрицает наличия переходных периодов.

Кризис не начинается внезапно. В своем развитии он проходит несколько ступеней:

  1. Предкритический этап. Между индивидом и внешней средой возникают некоторые противоречия. Он вдруг понимает, что живет не так и хочет изменить ситуацию.
  2. Критический этап. Противоречия нарастают, человек пытается реализовать свои представления об идеальной жизни. На этом этапе он сталкивается с невозможностью претворить желания в жизнь и случается внутренний конфликт.

    Конфликт завершается тем, что человек корректирует желания в соответствии с окружающей действительностью.

  3. Посткритический этап. Личность переосмысливает свои стремления, принимает новые формы жизни и новую действительность, реальную, а не существующую в мечтах. С этого момента продолжается его гармоничное существование.

Кто изучал?

Основоположником теории о возрастных кризисах является Л.С. Выготский.

Именно он и ввел данный термин. Также изучением этих вопросов занималась Л.И. Божович.

С ее точки зрения, кризисом называется переход от одного возрастного этапа к другому. Поэтому кризисы всегда случаются на стыке возрастов.

Психолог К.Н. Поливанова исследовала взрослые кризисы и дала им свое определение. По ее мнению, данные этапы жизни характеризуются разрушением старой жизненной ситуации и образованием новой.

Возрастные кризисы обусловлены как физиологическими факторами (гормональной перестройкой, физическим взрослением, старением организма), так и социальными (сменой места работы, жизненного статуса, общества, в котором оказывается индивид).

Переходные периоды и их характеристика

В психологии выделяют кризисы детского развития и взрослые. В детском возрасте переломные моменты приходятся на следующий возраст:

  • новорожденность;
  • 1 год;
  • 3 года;
  • 7 лет;
  • пубертатный период.

Новорожденность

Маленький человек, только родившись, уже попадает в кризисную ситуацию.

Из привычной среды он перемещается в абсолютно новую и чуждую ему.

Ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, приобретать умения и навыки.

1 год

У ребенка уже имеется масса новых возможностей и умений: ходить, самостоятельно употреблять пищу, говорить слова. Поэтому у него появляются и новые потребности, ребенок стремится быть самостоятельным.

Кризис связан с непониманием со стороны взрослых, на которые малыш реагирует аффективно.

3 года

Это первый по-настоящему трудный период жизни маленького человека. У ребенка появляется свое «Я», его поведение строится на принципе «Я сам».

Малыш отделяет себя от других, старается построить абсолютно новую модель отношений со взрослыми. Основные проявления кризиса трех лет: упрямство, капризы, строптивость, конфликтность, самостоятельность, протест.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся постоянными, ребенок превращается в деспота и манипулятора. Возникает ревность по отношению к младшим членам семьи.

Стремление быть самостоятельным — это положительное явление. Но у некоторых детей оно приобретает гипертрофированную форму. Это приводит к своеволию, полному отсутствию послушания.

Родителям следует проявить высшую степень терпения, чтобы справиться с малышом.

Нельзя проявлять насилие, но и не стоит допускать вседозволенность.

Стремление к самостоятельности должно быть реализовано. Например, путь малыш сам убирает игрушки, гуляет с собакой, поливает цветы, помогает маме по дому. Родители просто должны быть рядом, чтобы предотвратить опасность.

7 лет

В 7 лет ребенок идет в школу, то есть попадает в новую социальную среду. Ему необходимо наладить отношения с новыми людьми: одноклассниками, учителями.

В 7-8 лет происходит становление социального «Я» человека. Также постепенно расширяется сфера деятельности малыша. Он приобретает множество умений, навыков, знаний.

Задача родителей — помочь справиться с большим объемом информации.

Характерные черты семилетнего кризиса:

  1. Обобщение неудач. Если ребенок плохо справляется с учебой, то он переносит эти неудачи на другие сферы. У него формируется чувство неполноценности, униженного самолюбия.
  2. Возможность прослеживать связь между поступками и результатами. Ребенок уже может осмыслить, что последует за его действиями.
  3. Манерность. Малыш начинает скрывать что-то от родителей, кривляется, строит из себя взрослого.
  4. Скрывание чувств. Если до этого возраста все эмоции и переживания имели внешние выражения, то сейчас ребенок умеет скрывать, что ему плохо.

Другими словами, у ребенка появляется своя внутренняя жизнь, отдельная от родителей.

Внутренние переживания накладывают отпечаток на поведение.

Взрослые всегда должны быть рядом, нельзя игнорировать переживания ребенка, ведь для него каждая мелочь имеет огромное значение. Малыш должен чувствовать себя защищенным и любимым.

Пубертатный период

В подростковом возрасте происходят глобальные физические изменения в организме человека: интенсивный рост, гормональная перестройка.

Из-за этого внутренние органы начинают работать по-другому. Например, сердце может не успевать за ростом скелета и «давать сбой». Все это становится причиной нестабильности эмоционального фона.

Подростки начинают интересоваться своей внешностью, сравнивать себя с другими. Появляются кумиры и идеалы. На первый план выходит межличностное общение, друзья, компании.

Подросток хочет выглядеть взрослым, поэтому часто грубит, позволяет себе некоторые вольности поведения. Он не терпит отношения к себе как к ребенку, психологического насилия со стороны родителей.

В этом возрасте дети часто уходят из дома, бунтуют, нарушают запреты, поступают против воли родителей. Особенно это проявляется в семьях, где родители не воспринимают личное мнение ребенка, считая его маленьким и несмышленым.

Диалог родителей и подростка должен строиться на принципах общения взрослых людей.

Важно выслушать, понять и поддержать положительные стремления.

Негативные и противоречащие закону должны быть остановлены. Доказано, если подросток занимается спортом или другой внеурочной деятельностью, которая ему интересна, он гораздо легче переживает кризис пубертата.

17 лет

Кризис 17 лет совпадает с переходом от школьной жизни ко взрослой. Привычной обстановки и расписания жизни уже нет, приходится приспосабливаться к новым более суровым и сложным условиям. Если юноша или девушка продолжают учебу в ВУЗе, то переход проходит легче.

В этот период у человека появляется множество страхов: не сдать экзамены, не поступить в ВУЗ, страх перед армией. На этом фоне могут возникнуть невротические проявления: обмороки, головная боль, тахикардия.

черта этого периода — профессиональное самоопределение. Новые условия, новые люди и новая деятельность требуют больших сил для адаптации.

Человек очень нуждается в поддержке близких, понимании. Родители должны стать надежным тылом и плечом, на которое можно опереться в трудной ситуации.

Взрослые кризисы отличаются от детских тем, что протекают на внутреннем плане. Внешне они почти никак не проявляются.

30 лет

У некоторых людей (в основном девушек) переломным является возраст 25 лет.

Психологи называют это «ранней зрелостью». Человек уже поработал, многие завели семью, родили детей.

Однако, не все довольны своей жизнью и начинают искать новые пути. Если девушка до сих пор не замужем, она начинает страдать от этого, страстно хотеть завести семью, ребенка.

Молодой человек обычно задумывается о карьерном росте и смене профессии, если она не приносит ему желаемого дохода. В 30 лет рушится большинство семей, так как партнеры не смогли оправдать ожидания друг друга.

40 лет

Данный период принято называть «кризисом среднего возраста». У большинства уже есть сложившаяся стабильная жизнь, семья, подросшие дети.

Вдруг неожиданно для других и для себя человек начинает скучать, задумываться о бессмысленности существования. Ему кажется, что годы уходят, а он ничего не успел. В 40 лет мужья уходят к любовницам, жены находят себе молодых ухажеров.

На человека давят общественные стереотипы: молодость — это здорово, старость — это конец всего. Психологи советуют не оглядываться назад, чтобы не впасть в депрессию.

Важно создать новое стремление. Можно заняться тем, чем давно хотели: путешествовать, научиться играть на гитаре и т. д. Рекомендации психологов заключаются в следующем: не бояться перемен.

60-70 лет

Данный кризис связан со старением организма и боязнью старости.

На человека давит стереотип, что жизнь закончена, а впереди только безрадостное существование.

Ситуация ухудшается, если люди имеют проблемы со здоровьем или случилась потеря близких.

Многие сами усугубляют свою жизнь тем, что перестают двигаться, развиваться, интересоваться новым. На самом деле, человек уже отдал свой долг всем: вырастил детей, отработал положенное время.

Теперь можно заняться только своими желаниями: путешествовать, отдыхать. К тому же, старость — это не маразм, это мудрость и жизненный опыт, который может быть полезен молодым.

Основные проявления кризиса и пути выхода приведены в таблице:

Возраст Проявления Пути решения
1 год Капризность, истерики, протест Развитие навыков, перевод общения в игру
3 года Упрямство, негативизм, бунтарство, стремление к самостоятельности Поддерживание становления «Я», пресекание негативных проявлений, не реагирование на манипуляции
7 лет Обобщение неудач, манерность, скрытность, потеря непосредственности Обеспечение возможностей для новых видов деятельности, эмоциональная поддержка, формирование уверенности в себе
13-14-15 лет Отдаление от родителей, грубость, стремление выглядеть как взрослый, подражание кумирам Налаживание доверительных отношений, отсутствие давления, принуждения, помощь в любых ситуациях
17 лет Страхи, нервозность, неуверенность в будущем, максимализм Помощь в выборе жизненного пути, обретении уверенности в своих силах, обеспечение надежного тыла
25-30 лет Переосмысление целей, стремление к карьерным переменам Нахождение новых целей, стремление к новым достижениям
40 лет Депрессия, апатия, потеря смысла жизни, сожаление об упущенных возможностях, боязнь стать невостребованным Принятие себя и ситуации, отказ от возврата в прошлое
55-70 лет Страх старости, ощущение бессмысленности существования, чувство ненужности Получение удовольствия от жизни, помощь близким, занятие любимым делом

С кризисами возрастного развития человек сталкивается на протяжение всей жизни. Некоторые люди переживают их почти безболезненно, другие — с большими потерями и ошибками.

Однако, кризис необходим для того, чтобы личность смогла перейти на более высокий уровень развития и достичь большего.

Возрастные кризисы развития:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/stressy-depressii/vozrastnye-krizisy-razvitiya.html

Возрастные кризисы взрослой жизни

Возрастные кризисы личности

По завершении подросткового кризиса ребенок взрослеет и в его жизни наступает новый этап, когда он становится самостоятельным, принимает решения, берет ответственность за то, что делает.

Однако на этом возрастные кризисы не заканчиваются, но становятся менее острыми и более редкими.

Следующий сложный период происходит в возрасте 16-20 лет, формируя становление личности, открывая новые возможности и горизонты.

Перечислим периоды кризисов среднего возраста:

  • 16-20 лет, юность, определение жизненного пути;
  • 30 лет, начало зрелости, переосмысление целей;
  • 40-45 лет, зрелость, страх одиночества, новые интересы и увлечения;
  • 60-70 лет, старость, подведение итогов жизни.

В целом кризисы средних лет проходят более спокойно и гладко, но не у всех все одинаково, и для кого-то именно они могут быть тяжелее предыдущих. Кому-то удается разрешить проблемы самостоятельно, а кто-то обращается к психологу. В любом случае, главное, чтобы кризис прошел эффективно и человек приобрел новые смыслы, и правильно расставил приоритеты.

О возрастных кризисах: от новорожденного до подростка

Юность: 16-20 лет

Человек считается взрослым и стремится доказать себе и не только, что он чего-то стоит. Естественно, у каждого свой путь и свои планы на будущее. У многих именно в это время начинается по-настоящему взрослая жизнь, которая подразумевает личную ответственность. Это может быть армия, учеба в университете, первая работа или даже брак.

Именно в этот период у молодых людей появляются новые возможности и надежды на реализацию планов. Мудрые родители понимают, что надо свести к минимуму влияние на решения своих детей и постепенно полностью переложить ответственность за их поступки на них самих. Теперь цели должны приобрести четкость и ясность, а юношам и девушкам необходимо определиться со средствами и формами их достижения.

К тому же это возраст, когда появляется первый опыт серьезных отношений, у одних это брак, у других романтические встречи и общение. Именно сейчас окончательно формируется гендерная модель поведения, реализуются заложенные ранее роли и стереотипы поведения мужчины или женщины.

От того, насколько успешно будет пройден кризис, зависит, по сути, практически вся жизнь человека. Таким образом, в юности должны быть сформированы следующие новообразования психики:

  • внутренняя устойчивость;
  • определение целей и стремление их достичь;
  • четкие модели полового поведения с положительной обратной связью.

В противном случае, если этого не происходит, человек остается на прежнем уровне развития, своего рода подростком, который физически повзрослел, но не может определиться с тем, чего он хочет, его тревожат неясность целей и неопределенность ожиданий. Это чревато тем, что человек может так и остаться на этом уровне, и всю жизнь находиться в «подвешенном состоянии», вечном поиске себя и действует под влиянием других людей или обстоятельств.

Распространенным запросом, с которым обращаются юноши и девушки 16-20 лет, на прием к психологу являются сомнения в правильности выбранного пути. Очень часто случается, что после окончания школы выпускники психологически не готовы для определения дальнейшего пути.

Вуз или колледж, факультет или профессия порой выбираются за компанию, под давлением авторитетных взрослых или просто потому, что на специальность легче поступить.

А потом начинаются бесконечные сомнения, страх, что родители не поймут ухода из университета, ужас и тревога перед необходимостью решить, как же жить дальше.

Также бывают случаи обращения за помощью студентов, которые, привыкнув за 11 лет к стабильному кругу школьного общения, испытывали значительные сложности в построении новых отношений.

И здесь речь опять идет о выборе, о возможности решить, с кем дружить, а с кем – нет, к кому стоит подойти за дружеским советом, а от кого – держаться подальше… Очень часто усложняет ситуацию, не удачно пройденный подростковый кризис.

Любовь и первые разочарования, отношения с противоположным полом или их отсутствие тоже часто мучают молодых людей. Наши психологи помогают решать любую важную проблему юношеского возраста, что дает клиентам возможность успешно пройти через кризис.

Начало зрелости: 30 лет

В этом возрасте человек уже успокаивается, получив максимум эмоций от бурного периода молодости, начинает смотреть на жизнь более трезво, на первый план выходят покой и стабильность. Одни начинают заниматься карьерой, другие строят семьи, третьи снова ищут интересное для себя занятие, которому готовы посвятить жизнь.

К тому же для многих 30 лет – это возраст, когда человек задумывается о том, что он может передать своим детям и последующим поколениям, так сказать, оставить после себя. Именно по этой причине кто-то начинает заниматься творчеством или бизнесом, посвящает максимум времени освоению новых знаний, работе над «делом жизни».

Результатом успешного прохождения кризиса 30 лет должна стать целеустремленность и продуктивность. Так, должен закончиться очередной переломный этап становления. Иначе происходит обратный процесс – регресс во всех смыслах, обеднение личной жизни, невозможность двигаться вперед.

Самые частые вопросы, с которыми обращаются наши клиенты в период кризиса среднего возраста – отношения и карьера.

Люди, между 28 и 35 годами нередко приходят на профориентацию, причем многие из них с уверенностью, что они уникальны в своих метаниях.

«Наверное, я один у вас такой, который в 30 лет не знает, куда ему податься и что делать», – с такой фразой перешагнул порог кабинета психолога Игорь, менеджер среднего звена, который не хотел больше заниматься нелюбимым делом.

Брак и рождение детей, точнее – их отсутствие, часто волнуют женщин. В этот период уже гораздо больше ценятся стабильность и покой семейного очага, а не яркость бесконечных романов.

Когда есть желание завести семью, а очередные отношения закончились крахом, это становится толчком к тому, чтобы задать вопросы: «Что со мной не так? Почему союзы с разными партнерами заканчиваются одинаково?» Порой только совместная работа с психологом может дать ответы и изменить ситуацию.

В таком путешествии по собственной личности психолог будет надежным проводником и помощником. Бывает и так, что кризис среднего возраста обостряет проблемы, которые зародились ранее в не пройденные кризисы юношества и подросткового периода. Тогда уже перед взрослым мужчиной или женщиной особенно остро встают вопросы самоопределения.

Зрелость: 40-45 лет

Человек утрачивает молодость и силы, появляются седые волосы и морщины, проблемы со здоровьем. Впереди ждет старость и смерть, зачастую именно так видится будущее в этом возрасте. Человек начинает борьбу с тем, чего боится. Это время любовных приключений и первых прыжков с парашютом, погружения в работу или религию. Каждый ищет свое спасение и находит его в совершенно разных вещах.

В связи с этим у многих рушатся семьи, возникает непонимание. Оно обостряется тем, что в этот период дети, если живут с родителями, уже не так сильно нуждаются в них и постепенно отдаляются.

Кризис становится пусковым механизмом для переоценки отношений в паре, что может привести к необдуманному разводу.

Семейный психолог поможет супругам разобраться с обидами, научиться быть вместе, учитывая интересы друг друга.

Часто в кризис зрелости возникает страх прожить остаток лет впустую, На консультациях с психологом такие люди поднимают не только вопросы отношений и самореализации, но и более глобальные: смысл жизни, отношение к смерти, ощущение одиночества и пустоты.

На развитие событий в этот период влияет то, насколько человек самореализован, уверен в себе, чего достиг, какие ценности поставил в приоритет и какие планы на будущее еще собирается осуществить. Также тут особенно важной становится эмоциональная гибкость, понимание того, что происходит переход на другой уровень жизни.

Однако пережив кризис 40 лет, и найдя новые смыслы и ценности, человек может еще многого достигнуть, реализовать творческий потенциал, обзавестись новыми связями для делового и личного общения. При ином исходе, он действительно обречен на одиночество и непонимание.

Старость: 60-70 лет

В таком солидном возрасте люди чаще всего выходят на пенсию, и такая жизненная перемена приводит к тому, что перед ними встает вопрос, что делать, чем же теперь заняться.

Человек понимает, что он больше не находится в круговороте событий: дети давно выросли, у кого-то и внуки тоже, здоровье уже не то, некоторые друзья, возможно, уже умерли.

В такой ситуации человек теряет смысл и надежду на насыщенную полную жизнь, что может привести к отчаянию и депрессии.

Поэтому для людей пожилого возраста особенное значение имеет общение с близкими и знакомыми, моральная поддержка. Им необходимо внимание и забота детей и внуков или близких, с которыми общаются. Важно ощущение значимости и нужности.

К тому же 60 лет – время подведения итогов, когда человек оглядывается на прошлое и видит, что он успел сделать, что получилось, а что так и не удалось.

Тут и встает вопрос: «доволен ли я прожитым и достигнутым?» При положительном ответе будет чувство осуществления планов, завершенности жизненного пути, как итог – удовлетворенность и целостность личности, которая подразумевает размеренную и спокойную старость.

При отрицательном ответе на вопрос о том, доволен ли человек прожитой жизнью, возникнет ощущение незавершенности и невозможности уже что-то сделать. Это приведет к отчаянию и депрессивным состояниям. Кризису 60 лет зачастую не уделяют внимания, а ведь именно он провоцирует людей этого возраста на суицид и попытки суицида.

Если вы сами являетесь представителем этой возрастной группы, при возникновении ощущения одиночества и бессмысленности, обращайтесь к профессиональному психологу, который поможет иначе взглянуть на прожитую жизнь, найти новые смыслы, приобрести новые интересы и понять, что жизнь насыщена прекрасными моментами и событиями.

Будьте внимательны к пожилым родителям и знакомым людям, проявляйте заботу и понимание! У вас займет не так уж много времени на звонок по телефону или визит раз в неделю, а для них это итог жизни и признание заслуг!

В целом каждый кризис переживается по-своему, и у разных людей проходит в различной форме, у одних – относительно гладко, у других – бурно и тяжело, значительно могут меняться и возрастные рамки. Но эти закономерные процессы развития позволяют адаптироваться к окружающему миру, создать гармоничные отношения и найти себя на новом этапе жизни, наполнить жизнь радостью и целями.

Источник: https://fidem.spb.ru/teoriya_uspeha/vozrastnye-krizisy-vzrosloy-zhizni/

Возрастные кризисы — это что такое

Возрастные кризисы личности

Возрастной кризис – это переходный этап между возрастами человека, характеризующийся сменой ведущей деятельности и социальной ситуации развития. Кризисные периоды – неотъемлемый этап взросления. Каждый человек проходит несколько таких этапов в своей жизни.

Суть возрастного кризиса

Кризис дословно переводится как «разделение дорог». В китайском языке оно пишется двумя иероглифами, один означает «опасность», а второй – «возможность». На мой взгляд, это самая лаконичная и точная трактовка. Именно в кризисы, в том числе возрастные, происходит активное развитие личности либо же ее «слом» при неудачном исходе периода.

Термин «возрастной кризис» ввел в обиход отечественный психолог Л. С. Выготский. У каждого возраста существуют определенные нормы, на которые ориентируются психологи. Они помогают отслеживать нормальность развития человека.

Эти же нормы интеллектуального, эмоционального, психофизического и личностного развития называются задачами возрастного развития. Период кризиса и есть период выполнения этих задач, интенсивных психофизиологических изменений.

Каждый человек проходит через возрастные кризисы, но вот форма выражения, интенсивность и длительность варьируются в зависимости от социально-экономического положения человека, условий развития, индивидуально-личностных особенностей.

Несмотря на это, все же существуют две точки зрения на нормативность/ненормативность возрастных кризисов:

  • Одни психологи (Фрейд, Выготский, Эриксон) считают такие переходы неотъемлемой частью развития.
  • Другие исследователи (Рубинштейн, Запорожец) рассматривают их как вариант индивидуальных девиаций.

Основные кризисы

В психологии принято выделять такие возрастные кризисы:

Кризис новорожденности, трех лет и подростковый относят к большим кризисам. На них приходится перестройка отношений ребенка и общества. Остальные кризисы относятся к малым. Они менее заметны внешне и характеризуются нарастанием самостоятельности и умений. Однако на момент любого кризиса дети отличаются негативизмом, непослушанием, упрямством.

На взрослую жизнь, как мы видим, приходится 4 кризиса:

  • Кризис молодости сопровождается становлением и самоутверждением человека в основных сферах жизни, отношениях (работа, семья, любовь, дружба).
  • На этапе кризиса зрелости человек анализирует свои успехи, соответствие планов и достижений. Последующие лет десять он закрепляет или меняет результат.
  • Кризис среднего возраста сопровождается осознанием упадка сил, красоты, здоровья, увеличения дистанции с выросшими детьми. Нередко человека охватывает депрессия, чувство усталости от рутины, печаль от мысли, что ничего лучше уже не будет.
  • Поздняя зрелость сопровождается стабилизацией предыдущего состояния, постепенным отходом от социальной и трудовой деятельности.
  • На этапе ранней старости человек осмысливает свою жизнь и либо признает ее уникальной и неповторимой, либо понимает, что она прошла зря.
  • На этапе старости человек переосмысливает свое профессиональное «Я», смиряется с неизбежным ухудшением здоровья и старением тела, избавляется от самоозабоченности. Это этап активного принятия естественного окончания жизни.

Стоит отметить, что детские кризисы (первые шесть) изучены гораздо больше, нежели кризисы взрослости, среднего возраста и старости. Последние чаще рассматриваются в характере индивидуального течения, хотя они так же во многом обусловлены возрастными изменениями.

Фазы кризиса

Л. С. Выготский выделил 3 фазы кризиса: предкритическую, критическую, посткритическую.

  1. Предкритическая фаза характеризуется возникшим и осознающимся самим человеком противоречием между сложившимися внешними условиями и его отношением к этим условиям. Человек начинает видеть образ более притягательного для него будущего, но реальных путей воплощения этого сценария пока не видит.
  2. На критическом этапе возникает максимальное напряжение в противоречии, оно достигает пика. Сначала человек старается повторить самые общие представления об увиденном идеале. Например, подростки с легкостью перенимают привычку курить или ругаться матом, думая, что это делает их частью взрослого, столь желанного и нового, открывшегося в перспективе мира. Позже осознаются внешние и внутренние преграды, стоящие на пути к другим компонентам нового мира. Если от внешних избавиться более или менее просто, то осознание нехватки внутренних ресурсов толкает на освоение новой деятельности (в примере с подростками – выбор профессии, подработка). В завершение человек сравнивает, насколько ему удалось приблизиться к увиденному идеалу.
  3. На посткритической фазе противоречие разрешается, личность выстраивает новые гармоничные отношения с миром. Если результаты предшествующей рефлексии устраивают, то личность окончательно переводит воображаемое в реальное, иное в свое.

Особенности преодоления кризиса

Никто не может избавить человека от прохождения кризиса. Преодолеть все трудности и найти новый баланс должен сам человек. Но процессом кризиса можно управлять и направлять. В этом и заключается помощь извне – научить человека управлять собственным кризисом, видеть и использовать возможности, грамотно обходя опасности (невротизация, зависимости и другие девиации).

Кризис – это всегда выбор. Человек понимает, какая именно задача стоит перед ним, что именно он не может делать привычными средствами, но ему еще предстоит выбрать новые инструменты. Каждый кризис побуждает человека к поискам идентичности.

Особый интерес в рамках личностного развития представляет собой теория возрастных кризисов Э. Эриксона, хоть этапы и отличаются от названных ранее. Автор выделил следующие ступени возрастных переходов и выборов:

  • Первый год жизни. От того, насколько удовлетворены потребности ребенка, зависит доверие/недоверие ребенка в будущем ко всему миру.
  • Первый опыт самообслуживания. Если родители помогают ребенку, логичны и последовательны в контроле, то у ребенка развивается автономия. Если же родители проявляют нестабильный или чрезмерный контроль, то у ребенка развиваются страхи относительно контроля над своим телом и чувство стыда.
  • Самоутверждение ребенка (3-6 лет). Если самостоятельность ребенка поддерживают, то он растет инициативным. В противном случае – покорным и с выраженным чувством вины.
  • Школьный возраст. Ребенок либо развивает вкус к деятельности (труду), либо теряет интерес к собственному будущему, испытывает чувство неполноценности в отношении собственного статуса и имеющихся у него средств.
  • Подростковая идентичность. От успешности усвоения подростком ролей и выбора референтной группы зависит его дальнейшая профессиональная и личная жизнь.
  • Кризис взрослости сопровождается поиском близости с одним человеком. Если личность не может успешно решить задачу совмещения работы и семьи, то оказывается изолирована и замкнута на самой себе.
  • Кризис среднего возраста базируется на проблеме продолжения рода и его сохранении. Просыпается особый интерес к воспитанию всего нового поколения и своих детей. Человек продуктивен и активен во всех сферах жизни, в противном случае постепенно ухудшаются межличностные отношения.
  • Кризис старости, разрешение которого зависит от оценки пройденного пути. Если человек может свести все стороны своей жизни в одно целое, то он достойно проживает старость. Если же сложить цельную картину не удается, то человек испытывает страх перед смертью и невозможностью начать все сначала.

Это не единственная концепция и классификация возрастных кризисов. Их гораздо больше, но все авторы сходятся в одном:

  • кризис затрудняет движение и развитие;
  • при этом он создает возможности и побуждает к раскрытию внутреннего потенциала личности.

Каждый кризис заканчивается формированием конкретного новообразования. Неуспешное прохождение кризиса чревато застреванием на каком-либо этапе, развитием искаженного новообразования и (или) компенсаторного механизма.

В условиях кризиса разрушение старого уклада жизни и приобретение нового происходит только путем революции. Именно поэтому кризисы всегда переворачивают внутренний мир человека. Таким образом, в момент кризиса и после его прохождения происходят изменения в сознании и деятельности человека, взаимоотношениях с миром.

Помощь психолога

При преодолении кризиса нередко оказывается нужна помощь психолога. Психологическая помощь всегда носит индивидуальный характер. То есть анализируется конкретный случай, общих советов быть не может.

Как правило, назначается психокоррекция для детей и консультациях для подростков и взрослых. Кроме бесед в отношении детей применяется арт-терапия и сказкотерапия. Подросткам иногда оказывается групповая психотерапевтическая помощь. Взрослым показаны тренинги, пожилым людям – групповая психотерапия. В отдельных случаях в каждом возрасте возможно семейное консультирование.

Тяжелее кризис переносят, а значит и чаще нуждаются в поддержке, люди:

  • с внутренней дисгармонией и элементами инфантилизма в поведении;
  • с акцентуациями характера;
  • несамостоятельные в принятии решений;
  • отличающиеся внешним локусом контроля (обвинение в неудачах окружения);
  • с восприятием кризиса как тупиковой ситуации, прерывающей жизнь, а не как возможности для роста.

Важно воспринимать кризис как трудную, но преодолимую ситуацию, требующую большой ответственности и обеспечивающей личностное развитие при успешном ее прохождении. Цель прохождения кризиса – научиться принимать нового себя с позиции позитивного мышления.

Источник: https://psychologist.tips/1781-vozrastnye-krizisy-eto-chto-takoe.html

ovdmitjb

Add comment