Irvuz

Возрастные кризисы детства

Возрастные кризисы детства – value

Возрастные кризисы детства

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические. Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности.

Это революционное, бурное, стремительное течение событий, как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен.

Для критических периодов характерны следующие особенности: границы,отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы.Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания.

Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея; трудновоспитуемостьдетей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими.

Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями; негативный характер развития.Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается, скорее, разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде.

Однако возникновение нового в развитии  непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Л. С. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка.

Признак кризиса — потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого.

Таким образом, младенец — максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование — возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, согласно Л. С. Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Кризис 1 года

Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия.

До этого организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых.

Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире: биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные.

При этом наблюдаются различные нарушения: — нарушение всех биоритмических процессов (сон-бодрствование); — нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода); — эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризис не относится к числу острых.

Кризис 3 лет

На подходе к кризису присутствует когнитивная симптоматика: острый интерес к своему изображению в зеркале; ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек проявляется интерес к нарядам; мальчики демонстрируют озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка.

Симптомы кризиса по их количеству называют семизвездием кризиса 3 лет:

    • Негативизм — реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.
    • Стремление сделать наоборот, даже вопрекисобственному желанию; упрямство — ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
    • Строптивость — она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;
    • Своеволие -стремится все делать сам;
    • Протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
    • Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
    • Деспотизм -ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис 7 лет

Кризис семи лет напоминает кризис одного года — это кризис саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами.

Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным.

С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как ин­туитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Для ребенка 7 лет распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Кризис подросткового возраста

Вслед за кризисом семи лет следует кризис подросткового возраста. Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле. В литературе описан как «возраст второй перерезки пуповины», «негативная фаза полового созревания».

Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса таковы: Снижение продуктивности в учебной деятельности; негативизм.

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Второй симптом кризиса — негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизмапо аналогии с кризисом трех лет.

Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже — в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л. С. Выготский пишет о трех вариантах поведения: негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп.

Это трудное и острое протекание наблюдается у 20 % подростков; ребенок — потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки).

Таких детей большинство, примерно 60 %; негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

Кризис юношеского возраста

Кризис юношеского возраста напоминает кризисы одного года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностносмысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жиз­ненных ценностей.

Юность стремится сформировать внутреннюю по­зицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.

Имен­но в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют чело­века в юности.

В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диа­пазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низмен­ного, злого.

Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении — во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека.

Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренней позиции — весьма многотрудная духовная работа.

Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентации, предстоит созна­тельно разрушить или принять исторически обусловленные нормати­вы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отроче­стве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи го­сударства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него при­емлемой и, следовательно, единственно правильной.

Именно в юности обостряется потребность к обособ­лению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сто­ронних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувст­во личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.

Обособление как средство удержания дистан­ции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «со­хранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения. Идентификация – обособление в юности имеет свою специфику: юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чем человек в других возрастных периодах.

Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, с животными, с природой. На том и другом полюсе добра и зла, идентификации и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной влюбленности и возможной неудержи­мой ненависти. Любовь — всегда идентификация в высшей степени. Ненависть — всегда отчуждение в крайней степени.

Именно в юности человек погружается в эти амбивалентные состояния. Именно в юно­сти происходит восхождение человека до высочайшего потенциала человечности и духовности, но именно в этом возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубин бесчеловечности.

Юность — период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близ­ких по крови. Он проходит, вырастая из детства и трепетно входя в период юности, обретает воз­можность второго рождения личности. Юношество самоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности.

Развитая рефлексия дает возможность для тонкого вчувствования в собственные переживания, побуждения, взаимодействующие мотивы и единовременно — холод­ного анализа и соотнесения интимного с нормативным. Рефлексии выводят молодого человека за пределы его внутреннего мира и по­зволяют занять позицию в этом мире.

Источник: http://value-psychology.com/vozrastnye-krizisy-detstva/

Возрастные кризисы детей – психология

Возрастные кризисы детства

В одно прекрасно утро вы проснетесь и поймете – что-то изменилось. Вместо привычно спокойного и позитивного карапуза в вашем доме появится маленький бунтарь, которого очень сложно уговорить делать все то, что раньше абсолютно не вызывало проблем.

Что происходит? Просто у вашего малыша возрастной кризис – необходимый и закономерный этап жизни, через который в той или иной степени проходят практически все дети. Самые значимые из них – кризис 1-го года, 2-х и 3-х лет.

По сути, кризисявление позитивное, в результате малыш становится более самостоятельным, сознательным, происходит значительный скачок в его интеллектуальном и творческом развитии.

Однако не все так просто и радужно, ведь непременной «свитой» подобных изменений являются непослушание, упрямство, капризы и истерики.

Что делать с ребенком и как преодолеть кризисные этапы малыша в возрасте от 1 до 3-х лет, мы расскажем в сегодняшнем материале.

Кризис первого года

Кризис – явление закономерное, ведь наши дети растут и развиваются, у них появляются новые потребности, и им уже не подходят стереотипные старые принципы поведения, более того – мешают, сдерживая развитие малыша.

Суть кризиса первого года жизни – осознание малышом собственной самостоятельности, желание понять границы своих новых возможностей. Ранее кроха с его мама было почти одним целым, ведь малыш напрямую зависел от заботы взрослых.

Но вот карапуз подрос, встал на ножки, освоил новые навыки и понял, что такое количество заботы и опеки как раньше, ему просто не нужно.

Он уже многое может сам! И вот для того, чтобы донести эту информацию до взрослых, которые никак не могут понять и принять взросление малыша и по привычке продолжают контролировать каждый его шаг, малыш начинает бунтовать, отстаивая свою независимость.

Вот тут то и начинается самое интересное – малыш становится беспокойным, он протестует и расстраивается по любому поводу, наотрез отказывается слушать родителей и не хочет делать то, что уже хорошо умеет.

Также в период кризиса многие родители замечают, что малыш как будто «прилип», не отпуская маму ни на шаг, из-за чего у нее возникают сложности с посещением душа, туалета, невозможно выйти из комнаты и оставить ребенка одного.

Наша мама-форумчанка Lady рассказывает: «У нас этот кризис в год и месяц начался, чуточку припоздал. Но как начался – я уже не скучала. Собираться на улицу – не хочу, не буду, идем домой с прогулки – не затащишь, в туалет – нереально, сидит у меня на руках, только спущу – крик.

Обед готовлю одной рукой, и разве его кто-то нормально ест, одеваюсь – аналогично. Около двух месяцев было так. Сколько у меня нервов погибло за это время, не знаю, но валерианка мне уже не всегда помогала. Зато потом ходить начал хорошо, и в речи был скачок.

Так что – ждем еще полгодика и начинаем готовиться к следующему кризису».

Конечно, находить общий язык с карапузом, который находится в состоянии постоянного конфликта – сложно. И даже самые терпеливые родители то и дело теряют терпение.

Так как все мы понимаем, что насилие и авторитарное воспитание  – это не выход, переходим к новому пункту воспитательного плана – учимся договариваться с ребенком.

Да, именно сейчас родителям уже пора начинать осваивать это особенное искусство – ведь как только малыш услышит крик, истерика начнется с новой силой.

Что же делать? Главное – просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, быть готовым к сиюминутным эмоциональным взрывам ребенка, уметь переключать его внимание на что-то другое и нивелировать проблему.

Например, вы знаете, что ребенок не захочет одеваться, значит, на этот период стоит запастись удобной одеждой и памперсами-трусиками, на манипуляции с которыми не нужно тратить много времени, а также какой-то новой развлекающей игрушкой, на которую малыш на время сможет переключить свое внимание, позабыв о необходимости протеста.

Еще один совет – в период кризиса малышу необходимо уделять как можно больше внимания, разговаривать с ним, носить на руках, ведь ему сейчас труднее чем взрослым, и крохе, как никогда, необходимо ее тепло и понимание.

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «В момент возрастного кризиса, да и не только,  родителям не стоит делать за ребенка то, что он хочет сделать сам.

Конечно, это будет гораздо дольше обычного, у карапуза не будет получаться и он начнет капризничать, но не стоит навязывать малышу свою помощь. Будьте всегда рядом, но помогайте, только если ребенок попросит – сейчас ему непременно нужна определенная доля самостоятельности.

Конечно, вы сделаете все необходимое лучше, быстрее, более ловко и без проблем, но взрослый человек уже все это умеет, а малышу – необходимо научиться быть самостоятельным, и в этом ему стоит помочь.

Каждый родитель хочет, чтобы из его ребенка выросла решительная, целостная и сильная личность, а основа таких проявлений характера закладывается именно во время возрастных кризисов еще совсем маленького человечка».   

Читай также: Воспитание детей: 10 важных советов родителям

Кризис двух лет

Возможно, вы еще не успели забыть кризис первого года жизни, как малыш переходит в новую фазу взросления, которая опять же сопровождается открытым бунтом против привычных правил – кризис двух лет.

Чаще всего этот кризис проходит под знаком слова «нет!». Негативная реакция у ребенка возникает почти на все, как новые, та и вполне привычные действия вызывают у малыша приступ неконтролируемого упрямства.

Причина кризиса двух лет проста – малыш все больше открывает возможности своего тела, чувствует себя отдельной личностью, которая может оказывать сопротивление родительскому контролю.

С помощью каждого очередного «неть!» малыш раз за разом утверждается в своем состоянии, понимает, что он уже не одно целое с мамой, учится осознавать себя самостоятельным человеком.

Общаться с маленьким упрямцем становится очень сложно: что проблемные ситуации растут как грибы после дождя, малыш отстаивает свои позиции, словно следуя девизу Портоса из романа «Три мушкетера» — «Я дерусь, потому что я дерусь!». Так и ребенок, который находится в состоянии кризиса двух лет, отказывается и спорит уже не потому, что действительно чего-то хочет и ли не хочет – а просто потому, что так надо.

Как реагировать родителям? Быть спокойнее и гибче. Конечно, не стоит постоянно уступать малышу, так маленький бунтарь может превратиться в необузданного тирана.

Понимать, что границы дозволенного существуют ребенку необходимо, благодаря этому он чувствует себя в безопасности.

 Однако не менее важной для малыша является возможность сделать что-то по своему желанию, понять, что какой-то ситуацией управляет он сам.

Наша мама-форумчанка Nunuм рассказывает:«У нас номер с «не обращать на истерики внимания» не прошел, кричит еще больше. А вот поговорить спокойно и ласково — это новое чудодейственное открытие нашего папочки.

В очередную истерику, он посадил её рядом с собой и так ласково стал с ней разговаривать, мол, всё ведь в порядке, просто, если мама с папой говорят «нельзя», значит и вправду – нельзя. Катя замолчала, слушала его внимательно, а потом делала все правильно.

Я не могу сказать, что она моментально успокаивается, ноет, конечно, но ей как-то легче отпустить истерику, если вокруг комфортная и спокойная обстановка, а не угрюмые и злые родители».

Безусловно, родителям стоит предложить малышу возможность выбрать, какую именно футболочку он наденет сегодня на прогулку и прислушаться к его мнению. Неплохо также стать мастером отвлекающих маневров и сказочных отступлений, которые помогут разрешить ситуацию, когда малыш абсолютно не хочет прислушиваться к вашим просьбам.

Однако в случае, если ситуация все-таки зашла в тупик и малыш пытается добиться своего при помощи истерики, переключение внимания, уговоры и уступки уже не помогут.

Поговорите с ребенком серьезно, но доброжелательно, объяснив капризе, что в данном случае не можете пойти на компромисс и назовите причину. Ребенку необходимо знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда.

Этот список должен быть достаточно коротки, его пункты должны касаться безопасности малыша и быть для него предельно ясными.

Больше никаких объяснений не нужно, так как зачастую развитие истерики провоцируется повышенным вниманием к ребенку благодарной аудитории, состоящей из его родных, активно пытающихся его утешить.

Когда малыш успокоится, присядьте рядом с ним, так чтобы ваши глаза были на уровне, и поговорите о случившемся.

В разговоре родителям лучше избегать обвинительных фраз в адрес малыша, а использовать «я-выражения», высказывая собственные эмоции и мысли: «мне не нравится, когда ты так себя ведешь», «я расстраиваюсь и плохо себя чувствую, после твоих капризов», «я думаю, что лучше было бы выйти с детской площадки без истерики», «я знаю, что ты можешь вести себя хорошо».

Читай также: Советы по воспитанию детей: как понять ребенка?

Кризис трех лет

Кризис трех лет – один из самых известных кризисов в развитии малыша, и он отличается от всех вышеописанных возрастных переломных моментов.

У некоторых детей первые два кризиса могут пройти достаточно спокойно и гладко, а вот пропустить кризис трех лет зачастую просто невозможно, ведь именно сейчас в лексиконе малыша появляется местоимение «Я» и целое море негативизма, строптивости и непослушания.

Конечно, родители пережившие кризисы одного и двух лет знакомы с детским стремлением противоречить всегда и всему без разбору, даже не потому, что хочется, а потому, что малыш не может поступить иначе, отстаивая свое право на что-либо.

А еще малыш будет упрямо настаивать на своем, абсолютно не поддаваясь на уговоры, быть постоянно недовольным всем, может начать ругаться, толкать, ломать игрушки. Что происходит? Ребенок самоутверждается, и процесс этот проходит в состоянии постоянного конфликта с окружающими.

К счастью, подобные негативные признаки – обратная сторона позитивных изменений маленькой личности. Ребенок неуклонно развивается и на смену старым способам взаимодействия с миром приходят новые модели общения, проходит переломный момент психологического развития.

Что же новое возникает в жизни трехлетнего карапуза? Он осознает новое чувство – я отдельный человек, «я сам».

Казалось бы, еще совсем недавно, на вопрос «кто будет кушать клубничку», ребенок называл свое имя, а вот сейчас, активно кричит «яяяяяяя».

Вместе с осознанием собственного «Я» у ребенка развивается новая форма самостоятельности независимость, которая рождается через бунт против прежних рамок и системы.

Трехлетний малыш уже готов целенаправленно делать что-то, ради достижения своей цели, также для него важно, чтобы за его успехи он получил похвалу от взрослого. Весь этот удивительный коктейль психологических изменений щедро приправлен повышенной чувствительностью ребенка, его обидчивостью и эмоциональными вспышками.  

Итак, злиться на ребенка в период кризиса абсолютно бесполезно – все перемены природны, и чаще всего от них страдает сам малыш не меньше, чем его родители.

Выходом, как обычно, станут терпение и понимание, а также новые игры, пусть даже во время еды или когда нужно пойти на горшок, стратегический запас различных «волшебных отвлекалок», которые могут переключить внимание ребенка и максимально допустимая самостоятельность.

Еще одно необходимое, но очень сложное условие – родительская последовательность. Можно сколько угодно быть гибкими и договариваться по поводу того, когда, как и кто будет собирать разбросанные по ковру игрушки, только если это не является закрепленной за малышом обязанностью.

Ребенок не слушает то, что вы ему говорите? Потерпите, привычка формируется месяц, и если в течение 30-ти дней спокойно и уверенно говорить ребенку «нет, сначала ты соберешь игрушки, а потом мы будем смотреть мультики», не отступая от своего ни на шаг, он обязательно осознает, чего вы от него хотите.

Именно сейчас малыш не может вести себя по-другому, ведь задача трехлетнего ребенка – проверять границы родительского терпения, но есть хорошая новость – рано или поздно ему это надоест. И все встанет на свои места.

Действительно, возрастной кризис – это не навсегда.

Уже совсем скоро, маленький «нехочуинебуду» опять превратится в смышленого малыша, с которым можно легко договориться!

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/vozrastnye-krizisy-detej-psihologiya.html

Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

Возрастные кризисы детства

Нет! Не хочу! Не буду! Не дам! Уйди! Ты плохой(плохая)! Я тебя не люблю! Ты мне не нужен (не нужна)! Вы уже слышали подобные фразы от своих детей? Поздравляю!!! У вашего ребенка наступил возрастной кризис 1, 3, 7, 14 или 18 лет.

Вы спросите, почему поздравляю? А потому, что это означает правильное и нормальное развитие Вашего чада. По мнению психологов, у ребенка не прошедшего настоящего кризиса в положенное время, не возможно полноценное дальнейшее развитие.

Однако многие родители боятся этих периодов и зачастую прибегают к кардинальным мерам, чтобы усмирить маленького «революционера». Иногда накал эмоций достигает такой степени, что взрослые могут на него прикрикнуть и даже шлепнуть.

Но такие воздействия как минимум не принесут пользу, как максимум больше усугубят ситуацию (это зависит от психических свойств самого ребенка и внутреннего микроклимата в семье).

А большая часть родителей еще и будет потом сожалеть и мучиться из-за своей неожиданной реакции, корить себя, какие они плохие воспитатели.

Здесь важно помнить, что то раздражение и злость, которые испытывают родители, это нормальная реакция в данном случае, поскольку на самом деле эти кризисы не только детские, но одновременно и семейные кризисы, в том числе. И негативные эмоции могут испытывать как дети, так и взрослые. Это нормально! Нужно просто это понять, принять и правильно отреагировать на сложившуюся ситуацию.

Кризисы развития сопровождают человека всю жизнь: кризис новорожденности, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, 14-ти, 17-ти, 30-ти лет, и т.д. Кризис — явление временное. При правильном его понимание, мы можем либо полностью избавить себя от проявлений кризиса, либо свести их к минимуму.

Однако, если этот период не пройден ребенком полноценно и с пользой, то все неразрешенные проблемы, возникшие в прошлый критический период проявятся с новой силой уже в следующем возрастном кризисе и в купе с новыми проблемами следующего возраста дадут еще больший эмоциональный и психологический взрыв, чем он мог бы быть.

Почему так случается, что Ваш любимый, милый и послушный малыш сегодня неожиданно превратился в капризного и нервного вредину? Давайте рассмотрим подробнее основные кризисы у детей по годам.

Кризис новорожденности

При рождении ребенок попадает из среды полностью приспособленной для него в мир, к которому он должен приспосабливаться сам. Это становится большим стрессом для малыша. В это время закладываются его отношение и доверие к внешнему миру. Для успешного прохождения этого критического периода с ребенком должен быть рядом только постоянный человек.

Не обязательно здесь должна быть мама, но кто-то один должен быть рядом постоянно. Кормить, купать, переодевать, подходить на плач, брать на руки. Если нет рядом такого взрослого и потребности в контакте и близости с ним не удовлетворены, то это может отразиться в дальнейшем на поведении ребенка, а затем и на взрослом человеке.

Так, например, в будущем возможны очень быстрые сенсорная и эмоциональная перегрузка и утомляемость.

В этот период существует так называемый симбиоз, когда мама и ребенок чувствуют и понимают друг друга на глубинных невербальных уровнях. Соответственно любые чувства и эмоции матери проецируются на ребенка. Так, например, если мама спокойна, то и ребенок спокоен, а, если мама переживает и нервничает, то ребенок реагирует на это очень беспокойным поведением.

Ребенок в это время очень «удобен» и понятен. Покормили — сыт, укачали — спит. Конечно же мамочки привыкают к тому, что ребенок полностью зависим от нее и по привычке продолжают думать и делать все за ребенка.

Но по мере роста и взросления ребенка, такая связь перестает его удовлетворять, и когда, наконец, он научается сидеть, а затем ходить, наступает новый кризис 1 года.

Кризис 1 года

В это время ребенок по-новому осознает, понимает и воспринимает мир. Если раньше он воспринимал себя и маму как единое целое, то сейчас начинается их эмоциональное и психологическое отделение друг от друга.

Во многих ситуациях ребенок встречает иную мамину реакцию на события, чем у него.

Так его счастье от того какие удивительные следы остаются от фломастера на обоях или радость от увлекательного процесс размазывания каши по рукам и столу не всегда могут совпадать с мамиными эмоциями.

Примерно в возрасте 1-го года малыш начинает ходить. У него появляется больше свободы, возникает острая исследовательская потребность. Родители же привыкли, что ребенок остро в них нуждался, все время был на руках. Дети протестуют против ограничения свободы (не трогай, сядь, не ходи и т.д.), а следовательно познавательной активности.

В этот период закладываются и отрабатываются такие личностные ценности как самооценка, самоуважение, доверие к себе и своему телу, отработка точности движения.

Ребенку необходимо предоставить как можно больше свободы действия, заранее обеспечив при этом максимальную безопасность для малыша. Дети этого периода остро реагируют на запреты и ограничения, но при этом очень легко отвлекаются.

Поэтому в этом возрасте будет правильнее ребенка отвлечь чем-то ярким и интересным, чем ограничить его действия запретом и получить очередной каприз и бунт.

Подробнее о кризисе 1 года у ребенка здесь.

Кризис 3 лет (наступает с 1,5 до 3 лет)

Сейчас Ваш малыш начинает разделять себя и окружающий мир. Это, так называемый период «я сам», когда ребенок ищет и пытается понять свое «я», формирует свои внутренние позиции. Это период осознания кто я для окружающих. Ребенок, который раньше чувствовал себя центром всей вселенной, вдруг обнаруживает, что он является лишь одной из многих вселенных, окружающих его.

В этот период идет отработка таких личных ценностей как ощущение внутреннего порядка, умение принимать решения в своей жизни, уверенность в себе, самодостаточность.

Для маленького человека сейчас очень важно осознание любого самостоятельного действия, как собственного выбора без использования взрослыми уговоров, метода кнута и пряника. Лучшим решением будет дать ребенку возможность делать то, что он считает нужным, предоставляя ему выбор без выбора. Т.е.

мы предлагаем ему выбор из 2-3 вариантов действий, заранее выгодных и правильных для нас, но он при этом ощущает свою самостоятельность.

Обязательно в этом возрасте ставим детям рамки и границы их поведения. Если этого не делать, то они не будут знать, где нужно остановиться, а это уже чревато большими проблемами в подростковом возрасте. Такие подростки будут иметь трудности в выстраивании границ при общении с другими людьми, попадать в зависимость от мнения более авторитетных товарищей.

Подробнее о кризисе 3-ёх лет у ребенка здесь.

Кризис 7 лет (наступает с 6 до 8 лет)

В это время ребенок получает новый социальный статус — школьник. А вместе с этим появляются новые обязанности и права. Встает вопрос о том, что же делать с новой свободой и ответственность. Так же у ребенка на все есть свое собственное мнение.

И здесь уважение к нему родителей очень важно! Сейчас ребенку очень необходима поддержка во всем.

Возвращаясь домой, школьник должен быть уверен, что здесь он всегда может найти поддержку во всех трудностях жизни, новом общении со сверстниками и взрослыми, в проблемах обучения.

Ваш вчерашний малыш уже повзрослел. И, несмотря на то, что иногда он все еще по-детски импульсивен и нетерпелив, его рассуждения и поступки становятся более логичными, обретают смысловую основу. Он начинает различать и разделять свои собственные чувства и эмоции, учится самоконтролю.

В этот период должны появиться не только новые учебные, но и домашние обязанности, которыми занимается только он и никто больше. Ему можно предложить на выбор вымыть посуду, приготовить все для уборки, ухаживать за домашним животным и т.д.

При этом ребенок должен сам решать, когда и что он будет делать, но знать, что есть последствия невыполнения своих обязанностей. Эти обязанности у каждого ребенка разные в зависимости от желаний и предпочтений. Нельзя ни в коем случае навязывать ему исполнение каких-либо дел без его согласия и желания.

Необходимо исключительно договариваемся с ним об этом. Ребенок становится с нами на равных. Теперь он один из полноправных членов семьи, а не подчиненный.

О кризисе 7 лет подробнее читайте здесь

Пубертатный кризис (наступает с 11 до 15 лет)

Проблемы этого возраста наступают в связи с физиологическими изменениями. В этот период мы наблюдаем так называемую «болезнь роста». Тело быстро растет, меняется. Подросток должен привыкнуть к себе новому, принять себя и научиться жить с изменившимся телом. Наш взрослый ребенок ощущает большие перегрузки нервной системы.

Отсюда возникает психологическая неустойчивость, его легко вывести из себя. С одной стороны он очень бурный, неусидчивый, деятельный, но в тоже время подвержен большой физической утомляемости и вялости. Происходит гормональный взрыв. Подросток ощущает новые чувства, справиться с которыми он еще не в состоянии.

В результате мы видим эмоциональную неустойчивость, быструю смену настроения. Буря чувств и эмоций захватывают подростка. Ему кажется, что никто его не понимает, все от него что-то требуют и негативно настроены к нему.

Ребенок наблюдает и ощущает мир в новых насыщенный красках и проявлениях, но что со всем этим делать и как правильно себя в этом новом мире вести, он пока еще не понимает.

https://www.youtube.com/watch?v=zKWu5MTHsj8

Что нам делать в этот период? Поскольку это «болезнь роста», то ничего с этим делать не нужно. Мы спокойно ждем, когда наш родной человечек «переболеет». Относимся к нему в этот период бережно, осторожно, аккуратно, с большим вниманием.

Так же этот период связан для ребенка с переходом из детства во взрослость. Он уже не ребенок, но еще не взрослый. Он мечется между этими полюсами и не может принять одну из этих ролей полностью.

С одной стороны он пока еще ребенок, в нем не угас интерес в играх и развлечениях, не хочет расставаться с миром детства.

С другой стороны, он уже считает себя взрослым, его притягивает эта кажущаяся свобода взрослого мира, но в тоже время понимает, что здесь много обязанностей, брать которые на себя он пока еще не хочет.

А что делать с этим? Тоже самое — ничего. Ждем, когда завершиться этот период неопределенности и наш взрослый человечек достигнет полного понимания и принятия своей взрослости. Принимаем его таким какой он есть, даем максимальную поддержку и участие, если он этого попросит.

Кризис 17 лет (наступает с 15 до 18 лет)

Это время связано с периодом начала социальной зрелости, периодом стабилизации процессов предыдущего развития. Наш бывший ребенок, наконец достигает стадии взросления.

Кризис 17 лет совпадает с временем окончания школы, когда перед юношей (девушкой) встает вопрос дальнейшего жизненного пути, выбора профессии, последующего обучения, работы, для мальчиков — служба в армии.

Все психологические проблемы в этот период связаны с адаптации к новым условия жизни, поиску своего места в ней.

Большую роль и помощь сейчас может оказать человеку поддержка семьи, близких ему людей. Как никогда вашему ребенку сейчас требуется чувство уверенности в себе, ощущение своей компетентности.

Если ваш ребенок не получит необходимой ему помощи и поддержки, то его страх и неуверенность может породить невротические реакции, которые в свою очередь приведут к соматическим проблемам, а далее к болезням на физическом уровне. Будьте внимательны к своему взрослому человеку!

Кризис возраста — это период, в который количество полученных ранее знаний и опыта переходят в качество будущей жизни. И, если взрослый человек зачастую остается один на один с собственными проблемами переходного возраста, то ребенку помочь преодолеть этот не простой период может и должен его самый близкий и родной человек, который его воспитывает.

Не нужно бояться таких периодов. Немного терпения и должного внимания к ребенку, и эта критическая возрастная точка будет вами пройдена без особых потрясений.

Источник: https://agushkin.ru/vospitanie/psixologiya/krizisy-u-detej-po-godam-1-3-7-14-17-let.html

Возрастные кризисы

Возрастные кризисы детства

Кризисами возрастов отмечены определенные периоды в жизни каждого человека, особенно богат такими событиями детский возраст. Для дальнейшего развития ребенку необходимо пройти каждый кризисный этап, чтобы перейти на следующий жизненный уровень.

Успешное преодоление детского кризиса является залогом гармоничной взрослой жизни, так как проблемы, решенные в детстве, не следуют тяжелым грузом за человеком всю жизнь.

Под термином понятия возрастного кризиса в психологии понимается вспыльчивое, агрессивное или упрямое поведение, сопротивление авторитету взрослых.

Что такое возрастной кризис у детей

Возрастной кризис – это резкая смена системы ценностей и переход личности на новый этап существования. В результате приобретаются новые качества, позволяющие адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Успешно пройденный кризис ребенка позволяет взрослеть, получать новые знания, навыки и взаимодействовать с другими членами общества.

Спокойное и мягкое течение возрастных кризисов возможно при условии пребывания ребенка в благоприятной окружающей среде. Задача родителей – понять богатство и сложность эмоциональных реакций маленького человека и облегчить ему коммуникацию с другими людьми. Любой кризисный период может иметь два варианта дальнейшего развития:

Приобретение положительных качеств характера (целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициативность), позволяющих достичь необходимых целей в жизни.

Формирование негативных черт (раздражительность, вспыльчивость, инфантильность), затрудняющих нормальную адаптацию и достижение поставленных целей.

Острые проявления сложных периодов особенно ярко наблюдаются в неполных и асоциальных семьях.

Наиболее напряженным критическим моментом кризисного возраста детей в такой среде  является девиантное поведение, которое сопровождается вредными привычками и употреблением психоактивных веществ, разрушающих психику.

Кризис трех лет.

Кризис трехлетнего возраста является первым, который замечают родители. Всплеск эмоций из-за проблем с адаптацией имеет место у новорожденного, но из-за неумения выразить вербально свои претензии к окружающему миру, поведение младенца обычно объясняют физиологическими причинами.

В  три года ребенок впервые пытается заявить о себе как личности, отдельной от родителей. С этим явлением связаны попытки проявить самостоятельность и инициативу. Поскольку малыш неопытен и возможности его ограничены, родители должны контролировать действия своего чада. Важно в этот момент не пресекать его желание действовать активно и самостоятельно.

Проявление упрямства и строптивости доходят до негативизма, который проявляется в совершении противоположных действий или полном игнорировании мнения и пожеланий окружающих. Часто поступки ребенка противоречат его истинным желаниям и приводят к негативным результатам (отказ правильно питаться, гулять).

Возрастной кризис семи лет

Период перехода от безмятежного детства к обязанностям школьной жизни часто является стрессом для неокрепшей детской психики. Поэтому следующий возрастной кризис — кризис первоклассника, приходится на семилетний возраст. У ребенка появляются в поведении черты, проявляющиеся психологическим изменением,  которые не были типичны для него раньше:

  • манерность, связанная с желанием казаться старше и ответственнее;
  • утрата детской непосредственности;
  • проявление грубости и своеволия.

Чуткое отношение родителей и педагогов способно помочь в преодолении возникших проблем. Значительную роль играет надлежащая подготовка к школе, которая предусматривает предварительное знакомство с детским коллективом и учителями. Полученные знания в рамках дошкольной подготовки облегчают нагрузку психического и физического характера.

Родителям важно осознавать сложность ситуации и следить, чтобы малыш не был перегружен дополнительными занятиями.

Подростковый кризис.

Наиболее сложным и трудным является подростковый кризис, который обычно приходится на возраст от 12 до 15-ти лет. Продолжительность его индивидуальна и зависит от степени изменения физиологических функций организма и окружающей обстановки.

Кризис 12 лет объясняется началом изменения в сознании, когда в сложившейся ситуации подросток требует к себе отношения как к взрослому человеку. Требования родителей подчиняться контролю часто вызывает бурное негодование и протест. Гормональный всплеск вызывает острый интерес к противоположному полу, что может закончиться романтической влюбленностью или сексуальным контактом.

Причинами подросткового кризиса являются не только психологические проблемы, но и эндокринные изменения в организме.

Степень моральных ценностей, привитых ребенку ранее, определяют возможный вариант развития событий. Особенно опасная ситуация складывается в неблагополучных семьях, так как степень агрессии подростка, направленной на себя или на окружающих может принять опасный характер.

В отношениях с подростком первостепенное значение имеет уровень доверия и душевной близости, который создается в процессе постоянного общения с ребенком.

О специфике и особенностях подросткового периода

Кризис у подростков кроме психологических проблем несет с собой и проблемы со здоровьем, так как развивается неравномерное формирование различных систем организма в этом сложном возрасте.

Появление вредных привычек может усугубить психологическое напряжение. Даже непродолжительное употребление алкоголя и наркотиков, а также курение может вызвать зависимость. На родителях, близких людях и педагогах лежит серьезная ответственность своевременного выявления нездоровых наклонностей.

Кризис подросткового возраста при неблагоприятном развитии ситуации может привести к уходу ребенка из дома и совершении им неправомерных действий. Негативная энергия, вызванная конфликтными ситуациями или одиночеством, приводит к суицидальным попыткам или завершенному суициду. Довольно часто демонстративные поступки приводят к неконтролируемой  обстановке и заканчиваются трагично.

Несмотря на трудность подросткового кризиса, этот период необходимо преодолеть и трансформировать негативные проявления в положительные черты характера. Любой кризис способствует дальнейшему личностному развитию и закалке характера.

Трудности взрослой жизни для ребенка, успешно преодолевшего подростковый период, окажутся по плечу. Последствием кризиса может стать психопатизация личности, которая в дальнейшем не будет поддаваться коррекции.

По этой причине все нарушения развития детской личности должны своевременно исправляться.

Как вести себя во время кризиса советы психологов

Кризис является серьезным испытанием не только для самого ребенка, но и для его родителей. Чтобы пережить сложные периоды с минимальным ущербом для психического здоровья, придерживайтесь следующих правил:

Уважать право ребенка на собственное мнение. Даже в самом юном возрасте необходимо прислушиваться к пожеланиям, если они не противоречат здравому смыслу.

Следует обсуждать с ребенком планы, советоваться. Малыш во время кризисного периода становится критичным к действиям взрослых людей. Любую критику воспринимайте конструктивно, авторитарность только усугубляет возникшие проблемы.

Для успешного преодоления кризисов детского возраста воспитываем ребенка без крика. Истерические проявления у взрослых и любое проявление неуравновешенности способствуют агрессивности.

Чтобы сгладить проявления критических периодов, следует устанавливать дружеские и доверительные отношения.

Воспитание ребенка требует времени и сил. Проводите с ребенком больше времени. Дети, обделенные родительским вниманием, будут привлекать его самыми неприятными способами. При невозможности самостоятельного разрешения проблемы не стоит медлить с обращением к психологу.  

Бывают ли кризисы у детей в другом возрасте.

При рассматривании сложившейся ситуации следует учитывать, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому не нужно ориентироваться на точное расписание кризисного периода.

Кризис 6 лет также является отражением кризиса первоклассника, так как большинство детей отправляются в школу именно в этом возрасте.

Не следует забывать, что современные дети могут отправиться в школу в 6, 7 лет или даже к восьми годам. Решение о начале образовательного процессе обычно принимают вместе с психологом, который способен точно определить готовность малыша к школе.

В семь лет малыш отправится в школу, исполненный ожиданием преуспеть в учебе и приблизиться к взрослой жизни, а кризис в 8 лет у детей начинается на втором году обучения, который сопровождается разочарованием в своих способностях. Часто временные трудности второго года учебы сопровождаются снижением самооценки и стеснительностью, строгость взрослых может привести к накоплению неразрешенных проблем и кризисному состоянию.

Кризис в 5 лет у детей может проявиться при условии раннего интеллектуального развития. При этом следует учитывать, что по характеру это кризис первоклассника, особенности проявления которого заключаются в желании взросления и потребности в обучении.

В данном случае ребенка следует обучать на курсах (например по изучению иностранного языка). Вполне подойдет и поступление в музыкальную или художественную школу, но при этом необходимо учитывать творческие наклонности ребенка и не навязывать ему свою волю.

Кризис в 9 лет у современных детей может активно проявиться в ситуации, когда родители решили повысить интенсивность обучения с помощью дополнительных занятий с репетиторами. Часто дети посещают различные кружки и секции.

Это приведет к перегрузкам с несоответствием нагрузок и возможностей малыша. Груз накопленных проблем проявиться раздражительностью, плаксивостью, появлением страхов, ухудшением сна.

К концу девятого года при бережном отношении к психике ребенка кризис первоклассника завершиться.

Кризис шести лет объясняется тем, что в школу отправили ребенка, который не готов к систематическим занятиям.

Кризисом полутора лет обозначается своеобразное состояние осознания своей отделенности от матери. В связи с этим ребенок может требовать постоянного ее присутствия в его жизни и следовать за ней как хвостик, раздражаться по поводу ее отсутствия или занятости. Вовлечение детей в развивающие игры и совместное познавание окружающего мира значительно облегчают процесс разделения.

Родителям следует учитывать, что кризисы не имеют четких временных рамок и могут охватывать период в несколько лет. От уровня психологического и интеллектуального развития в значительной мере зависит раннее или позднее начало кризиса.

Нужно принимать во внимание, что скрытность и замкнутость ребенка часто приводит к тому, что родители не замечают сложившейся ситуации. Видимое благополучие не должно усыпить бдительность, так как своевременно принятые меры сглаживают конфликты.

Источник: https://nello.ru/vospitanie/problemy/vozrastnye-krizisy/

ovdmitjb

Add comment