Irvuz

Возникновение неофрейдизма

Неофрейдизм – это… Определение, принципы, представители и особенности

Возникновение неофрейдизма

Идеи Зигмунда Фрейда, высказанные им в начале прошлого столетия, всколыхнули мировое психологическое сообщество. Понятия бессознательного, сознательного, психоанализ стали новым явлением в психиатрической науке. Много блестящих научных умов того времени привлекли теории Фрейда. С этого момента метод психоанализа начинает широко изучаться, и внедрятся в психиатрическую практику.

Основные теории З. Фрейда

Еще в конце 19 столетия Фрейд выдвинул теорию влияния сексуальной энергии на расстройства психики. Либидо – центральное понятие психоанализа, означает сексуальную энергию, которая направляется на все то, что можно назвать любовью.

Половое влечение, отношения с родителями и детьми на основе любви и привязанности, самовлюбленность, патриотическая любовь к Родине и народу – все это проявление либидо.

По мнению Фрейда, либидо участвует в формировании личности человека, а неправильное ее направление приводит к психическим расстройствам и неврозам.

Открытие бессознательного. Как утверждал сам ученый, понятие бессознательного было известно еще древним философам. Но заслуга Фрейда заключается в разработке научного метода психоанализа, позволяющего проникнуть в глубокие неосознанные пласты психики для обнаружения проблем патологии личности. Другими словами, психоанализ помогает понять причины, приведшие к заболеваниям.

В своих работах Фрейд описал психологическую реальность, отличную от представлений того времени. Психика человека рассматривалась как «биологический механизм» с набором инстинктивных и рефлекторных реакций. Фрейд описал внутреннюю картину личности как единый взаимосвязанный живой организм, базирующийся на принципах причины и следствия, непрерывности и последовательности.

Распространение идей

Идеи Фрейда захватили многих образованных людей: врачей-психиатров, психологов, философов-мыслителей, начинают появляться ученики и последователи. Методы психоанализа применяются не только в психиатрии, но и в диагностике психологических проблем.

Открываются институты и научные общества, собираются конференции по изучению и внедрению психоанализа. Однако чем больше и пристальнее изучался вопрос, тем очевиднее проявлялась несостоятельность отдельных моментов теории. По мнению некоторых его последователей, считать, что все проблемы личности возникают из-за фрустрированных желаний либидо – это однобоко и недальновидно.

З. Фрейд ревностно защищает положения теории, не желая прислушиваться к мнению учеников, базирующееся на опытных данных. Вскоре в сообществе ученых, изучающих психоанализ, наметился раскол, приведший к разрыву отношений и зарождению неофрейдизма (от греч. neos — новый + фрейдизм).

Определение неофрейдизма

Неофрейдизм – это новая психологическая школа, ориентированная на рассмотрение личности человека через призму социокультурных факторов.

Основателями данного направления в психологии стали Г. Салливан, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм. Они обратили внимание на то, что не все проблемы с психикой можно объяснить стремлением либидо.

Не устраивал и тот факт, что Фрейд основывал свою теорию, изучая отклонения психики у пациентов психиатрических клиник, не принимая во внимание такое явление, как здоровое развитие индивидуума. Однако фундаментом рассмотрения личности остается психоанализ Фрейда.

Неофрейдизм переносит акцент на выявление причин личностных отклонений в сферу конфликта между человеком и обществом.

Природа бессознательного намного глубже и шире, его нельзя запихнуть в прокрустово ложе биологического сексуального инстинкта. Поведение человека складывается из многих составляющих и имеет символическую природу – это основное различие между классическим психоанализом и неофрейдизмом.

Общество имеет большое влияние на развитие личности. Человек изначально рождается свободным и имеет независимую природу желаний. Постепенно происходит внедрение в сознание человека общественных ценностей.

Философия неофрейдизма наделяет общество враждебной природой. Предъявляя личности свои ожидания и нормы, социум заковывает индивидуум в свои рамки, не позволяя ему самореализоваться.

Через исцеление личности должно происходить и исцеление общества.

Теории неофрейдизма

Общество предъявляет человеку много различных требований. Способность личности вписаться в рамки социума, соответствовать его ожиданиям будет говорить о степени адаптивности индивидуума.

Характер формируется с детства на основе культурных, исторических, религиозных и т. д. факторов. Столкновение интересов общества с желаниями личности, их не совпадения, могут привести к внутриличностному конфликту. Страхи, живущие в подсознании, непринятие своих отрицательных качеств, заниженная самооценка приводят к повышенной тревожности и возникновению психологических проблем.

Что такое неофрейдизм, в общем смысле понятно, но каждый последователь данного направления привнес свое понимание. Например, К.

Хорни, не отрицая идею бессознательного, пришла к выводу, что причины психологических проблем личности будут отличаться в зависимости от национальных, исторических и культурных составляющих. А.

Адлер акцентировал внимание на бессознательном стремлении человека к власти. К. Юнг сосредоточился на изучении коллективного бессознательного и архетипов.

Индивидуальная теория личности А. Адлера

Бытующее мнение о том, что Альфред Адлер был одним из первых учеников З. Фрейда, не соответствовало действительности. Еще до знакомства с идеями психоанализа Адлер вел свои научные изыскания в данном направлении.

Он влился в общество психоаналитиков, имея уже сформированное профессиональное мировоззрение. Знакомство с З.

Фрейдом началось с письма, где мэтр психоанализа выражал свою благодарность молодому человеку, выступившего в защиту его новой книги «Толкование сновидений».

Однако, принимая основные концепции теории бессознательного, А. Адлер никогда не был ортодоксальным приверженцем тезиса об универсальности либидо. Напротив, неофрейдизм Адлера заключался в выдвижении на роль движущей силы в развитии личности энергию творчества.

Когда он опубликовал книгу «Исследование неполноценных органов», где изложил свое понимание развития психических процессов, отношение Фрейда к молодому человеку резко ухудшилось. Основатель психоанализа ревностно, где-то, даже болезненно, относился к отклонениям от его теории, не принимая инакомыслия.

С такими людьми он предпочитал расставаться, считая их «параноиками», а идеи «непонятными».

Адлер пошел по своему пути. Его неофрейдизм – это рассмотрение расстройств личности с точки зрения бессознательного стремления человека к превосходству над другими.

Индивидуальная теория личности концентрировала внимание на том, что человек творит себя сам, но его свобода ограничена ложными целями, навязанными обществом еще с детства. Проблема невозможности реализации личности в полном объеме заключается в чувстве неполноценности, которое она испытывает в сравнении себя с более успешными людьми и идеалами общества.

В результате, человек, чтобы преодолеть это чувство, стремится реализовать фиктивные цели, которые сам себе и установил для достижения превосходства над другими. Власть больше всех отвечает на данный запрос личности. Поэтому человек подсознательно стремится к власти и совершенству, чтобы компенсировать когда-то нереализованные желания в почете и уважении.

Многие идеи, высказанные им в теории, носили автобиографический характер.

Например, желание личности быть принятым в общество себе подобных, возможность реализовать свой потенциал, тем самым быть полезным для окружающих, было вложено в идею социального интереса, где подчеркивалась важность общих ценностей и сопереживания друг к другу.

В детстве Адлер был слабым ребенком, и он испытывал огромную благодарность детям, которые принимали его в совместные игры. В общении с друзьями он получал ту долю внимания и уважения, которого был лишен в семье.

Теории К. Юнга

К Карлу Юнгу, так же как и к Альфреду Адлеру, нельзя применить в полном значении слово “неофрейдизм”. К. Юнг задолго до встречи с З. Фрейдом начал изучать природу «душевных» болезней.

Психиатрия того времени специализировалась в основном на описании симптомов психических отклонений и назначении лечения, которое сводилось к купированию сильных проявлений. Юнг один из первых врачей, которого перестало удовлетворять простое описание состояния пациента. Он хотел знать причину, ту отправную точку, которая послужила толчком для развития заболевания.

Первое, что он сделал, стал разговаривать с больными, выясняя обстоятельства жизни, которые предшествовали их появлению в клинике. Благодаря этой простой процедуре, Юнг выяснял, что, несмотря на схожесть симптомов, у некоторых пациентов не шизофрения, как диагностировалось ранее, а психическое расстройство из-за пережитой психотравмы.

Соответственно лечение было совсем иным.

На основе бесед с пациентами Юнг разработал метод диагностики, который был назван ассоциативным тестом. Ценность данного теста в том, что он позволяет проникнуть в глубины подсознания для выяснения причин психических проблем.

В те научные изыскания, которые вел Юнг, органично вписывались идеи психоанализа. Естественным образом он заинтересовался теориями Фрейда, и с головой погрузился в их изучение.

В дальнейшем их связывали не только рабочие, но дружеские взаимоотношения. Поэтому Фрейд остро отреагировал на «уход» Юнга из классического психоанализа.

Хотя Юнг и не хотел причинять другу боль, такова была цена за возможность иметь свое мнение.

Неофрейдизм Юнга выражался в отказе от главенствующей роли сексуальной энергии и выдвижении на первый план социокультурных факторов. Юнг считал, что человек рождается с набором определенных качеств, наклонностей и предпочтений. Окружение, социум не формируют личность, а дают возможность реализоваться уже заложенной индивидуальности.

Юнг идет дальше и разрабатывает теорию коллективного бессознательного, с которым индивидуальное бессознательное имеет тесную связь, и где черпает знания и идеи.

Таким образом, неофрейдизм – это расширение понимания бессознательного, которое включает в себя как индивидуальное, где хранятся вытесненные желания, подавленные страхи, неосознанные негативные качества, так и общее, имеющее не только память о прошлом, но и видение настоящего и будущего.

Коллективное бессознательное включает опыт человечества на протяжении всего существования, и оно едино для всех. К такому выводу Юнга привели результаты изучения сказок, мифов, преданий и т. д. разных народов мира. Сняв национальный колорит, он обнаружил поразительное сходство историй и героев. Эти герои явились первообразами многих поколений людей – Юнг назвал их архетипами.

Архетипы, находясь в коллективном бессознательном, влияют на неосознанный выбор модели поведения в разных ситуациях.

Идеи К. Хорни

Карен Хорни – первая женщина в Германии, которой позволили изучать медицину. Имея много внутренних проблем, склонность к депрессии, она увлекается идеями психоанализа. Но, по мере изучения и практики, приходит разочарование и свое понимание природы психологических проблем, что спровоцировало ее исключение из общества психоаналитиков.

Основав Ассоциацию содействия развитию психоанализа, К. Хорни становится вдохновителем течения неофрейдизма.

Неофрейдизм Хорни заключался в видении того, что в каждой стране социальные отношения между людьми отличаются, и соответственно причины неврозов также имеют различную природу. Этот факт был обнаружен после ее переезда из Германии в Америку.

Центром любого невроза является внутренний конфликт. Фрейд считал, что это борьба между вытесненными инстинктивными желаниями и давлением со стороны социума. Карен Хорни не отрицала данного тезиса, но считала его недостаточным для возникновения психических расстройств.

Причина внутреннего конфликта, по ее мнению, заключался в тревожности. Чтобы снизить уровень тревоги, включаются защитные механизмы психики, такие как избегание неудач, отрицание и т. д.

Защитные механизмы помогают человеку справляться с травмирующими ситуациями, но при этом возникает постоянное чувство неудовлетворенности.

Защитные тенденции Хорни назвала «невротическими наклонностями», подразумевая под ними повторяющиеся, лежащие в основе невроза, подсознательные реакции.

Например, потребность в любви и желание власти приведет к противоречию: не получится одновременно заботиться о людях, ожидая от них любви, и «идти по головам».

Внутренний конфликт между противоположными наклонностями неизбежно приведет к развитию невротического состояния.

Противоборство противоречивых желаний является частным случаем. Основной или главный конфликт происходит между «Я» и идеальным «Я», который имеет более глубокую природу – это борьба между созидающими и разрушающими силами.

По аналогии, соперничество между несовместимыми стремлениями – это, как конфликт между конкурирующими фирмами, где принимают участие только две стороны.

Конфликт между реальным и идеальным “Я” – это гражданская война, в которую вовлечена вся страна.

Неофрейдизм Э. Фромма

В отличие от своих коллег, Эрих Фромм не имел медицинского образования. В университете он изучал философию, социологию и психологию. Это наложило определенный отпечаток.

В своих работах Фромм рассматривает развитие личности больше с позиций философии и социологии. Здесь его взгляды совпадают с идеями неофрейдизма.

Фромм считает, что объяснить все многообразие поведения человека только лишь биологическими инстинктами невозможно.

Человека можно понять через его отношение к миру, к себе, к другим. Становление личности происходит во взаимодействии внутренних побуждений и социальными нормами. Эрих Фромм, как и другие представители неофрейдизма, считал, что психоанализ должен включать в себя:

  1. Не только понимание биологической природы личности, но и оперировать такими понятиями, как свобода, вера, справедливость, истина и т. д.
  2. Наряду с методом самонаблюдения, предоставлять возможность человеку выговорится, исповедоваться. Проговаривание болезненных ситуаций позволяют по-другому взглянуть на них, тем самым, снизив их психотравмирующее действие.
  3. Применять методы психоанализа для оценки исторических и культурных событий.

Заключение

Кратко неофрейдизм можно охарактеризовать, как стремление выяснить причину психических расстройств, изучив влияние общества на человека и природу их взаимоотношений, так как причина многих психических отклонений лежит вне самой личности. Современное общество, с его чисто материальными ценностями, зачастую приводит человека к одиночеству и отчужденности.

Неофрейдизм – это попытка ответить на вопрос, как должен жить человек, чтобы гармонично влиться в общество, не подавляя свою природу.

Источник: https://FB.ru/article/394753/neofreydizm---eto-opredelenie-printsipyi-predstaviteli-i-osobennosti

Основные идеи неофрейдизма (стр. 1 из 3)

Возникновение неофрейдизма

Введение

1. Основные идеи неофрейдизма

2.2 социокультурной теории личности К. Хорни

2.3 Концепция “гуманистического психоанализа” Э. Фромма

2.4 “Интерперсональная теория психиатрии” Г.С. Салливана

Заключение

Список литературы

Введение

Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений являются общепризнанными, другие аспекты его теории широко дискутируются.

Неофрейдизм (от греч. neos — новый + фрейдизм) — направление в современной психологии, развившееся из ортодоксального фрейдизма в процессе его культурологической и социологической реформации. Сторонники неофрейдизма пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст.

Идейным предшественником неофрейдизма считается А.Адлер. Его идеи подхватили и развили К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др.

Неофрейдизм наряду с рассмотрением бессознательных процессов, обращает большое внимание на социальное окружение и социальные достижения человека. Неофрейдизм К.Хорни исходил из ценности опыта раннего детства. Он оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости.

Отношения, которые имеют место в родной семье между родителями и детьми, являются определяющими на протяжении всей последующей жизни человека. Мы, прежде всего, не рациональные животные.

Скорее, мы часто побуждаемы могущественными эмоциональными силами, которые могут нам предоставить средства для избавления от напряжения и понимания удовольствия и помогают удерживать определенные воспоминания вне области осознания.

1. Основные идеи неофрейдизма

Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Как направление неофрейдизм сформировался в 30-х годах XX века в США и с тех пор пользуется всевозрастающей популярностью и влиянием.

Неофрейдизм соединил психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Лидеры неофрейдизма — К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др. — подвергли критике некоторые фундаментальные биологические и психологические подходы и утверждения 3.

Фрейда и намеренно акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества.

При видимом внимании к факторам общественной жизни, неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему, при этом общество рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.

Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, представители неофрейдизма оставили важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду) и перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений.

Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать.

Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания.

Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.

Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

Фрейдизм и неофрейдизм: особенности направлений

Возникновение неофрейдизма

Одними из самых известных и авторитетных философских направлений 20 столетия выступают фрейдизм и неофрейдизм. Основоположником этих течений в философии был знаменитый психолог из Австрии – Зигмунд Фрейд.

В течение продолжительного времени философы-психологи из Европы продвигали концепции, основанные на рационалистических представлениях. Человеческое сознание являлось главным объектом философских дискуссий, в которых активно обсуждалось видение и осознание человеком мира вокруг.

Фрейд же открыл новый взгляд на эволюцию личности. Он ввел такое понятие, как психоанализ, а фрейдизм и неофрейдизм раскрывали основные идеи ученого, в которых он характеризовал субъективную реальность человека.

Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга

Таким образом, фрейдизм — психологическое учение З. Фрейда, раскрывающее концептуальные представления о природе человека. Это философское течение базируется на изучении подсознания человека, его бессознательных психических процессов и тайных намерений.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Определение

Фрейдизм — это обобщенное название многочисленных философских школ, представители которых намеревались исследовать теории Фрейда, дабы объяснить природу явлений и раскрыть тайны подсознания.

В психологии фрейдизм как философская доктрина отлична от самого метода — психоанализа, которому Фрейд придавал более универсальное значение.

С момента своего возникновения фрейдизм как философия не являлся чем-то цельным; сам Фрейд двояко трактовал идеи о бессознательном, так как в нём он узрел причину и созидательных, и губительных процессов, что способствовало разной трактовке идей Фрейда.

Рекомендуем: Основы глубинной психологии

Фрейдизм начал активно распространяться после Первой мировой войны, вследствие общего кризиса в традиционной психологии буржуазного общества и культуры в целом.

Именно в тот период ученый предложил новую теорию о строении психики человека как особой системы, в основание которой заложено противоречие между некоторыми уровнями психики, особенно между сознанием и бессознательным (подсознанием). Фрейдизм гласит о биологических основах сознания человека.

Пытаясь расширить границы использования психоанализа, ученый постарался интегрировать основы доктрины практически во все сферы культуры и общества: мифы, народный фольклор, искусство, религию, астрологию, хотя изначально это течение принадлежало психологии.

Принципы концепции Фрейда

Фрейд внес огромный вклад в исследование психоанализа, заявив, что человеческая психика включает в себя сознательное, подсознательное и бессознательное. Бессознательное, по мнению ученого, состоит из элементов человеческой психики, похожих на инстинкты животных:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Страсти.
  • Желания.
  • Эмоции.
  • Ощущения.

Бессознательное контактирует с сознанием людей через:

  • Сны.
  • Оговорки.
  • Устные и письменные ошибки.
  • Введение в транс.

Бессознательное (оно) — это основополагающий элемент в психике, работающий на базе имеющихся с рождения, генетических инстинктивных проявлений. Сознание человека, его ум или эго, находится между подсознанием и окружающим миром. Осознание действительности будто помогает подсознанию реализовать истинные мотивы и желания, воплотить их в жизнь.

Сознательное ясно переживается человеком. Осознание исходит снаружи и изнутри и олицетворяет наши эмоции и переживания. Пребывание в осознанном состоянии кратко по времени и предельно.

Подсознательное, гипер-эго — это тайная совесть личности. Она формируется в ходе социализации, во время формирования запретов и возникновения рамок, это плод воздействия окружающих людей. Бессознательное — результат определенной комбинации генов. Сознательное — следствие личного опыта.

Рекомендуем: Гуманистический подход в психологии

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Одной из основных идей фрейдизма является теория о наличии в бессознательном вечно присутствующих сексуальных инстинктов, жажды удовольствия. Либидо конфликтует с осознанностью индивида, внимание которого сосредоточено на объективной реальности, т.е. на общепринятых в социуме способах получения наслаждения.

Сознательное и подсознательное хотят воздействовать на бессознательное и управлять им, но при этом конфликт не разрешается, а лишь временно уходит на дно, и есть вероятность, что он может всплыть в самый неподходящий момент.

Поэтому человек должен осознанно контролировать свои желания, понимать, что они есть, и при возможности реализовывать или сублимировать их. Сублимация, по Фрейду, — это особый тип отклонения сексуальных потребностей. Как считал ученый, вследствие сублимации возникли религии, искусство, различные социальные институты.

Рекомендуем: Что такое Эдипов комплекс?

В 20 веке также возник социальный фрейдизм.

Это течение охватывает культуру, социум и политику, соотнося эти сферы с сублимацией энергии либидо, которая выступает как следствие бессознательного, что является основой всего социального и культурного.

Доктрины Фрейда об изучении психоанализа сподвигли других ученых сформировать концепцию неофрейдизма, исследовавшую разные формы отношений между людьми, поведение при стрессе и агрессию людей.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В начале 40-х годов неофрейдизм стал набирать популярность, стремясь трансформировать фрейдизм в теорию, сугубо связанную с социумом и культурой, не уделяя внимания концепции о бессознательном. Основоположники неофрейдизма отмечали, что классический фрейдизм не в силах разобраться со связью человека и социума.

Поэтому основной представитель неофрейдизма, Эрих Фромм, не принимал биологизм и социальный пессимизм Фрейда, вследствие чего он намеревался преобразовать психоанализ в философско-социальное течение.

Основные представители фрейдизма — это психиатр Юнг, который в свое время очень заинтересовался анализом снов в рамках фрейдизма, и Фромм, исследовавший психоанализ с его антропологической и гуманитарной сторон.

Учение фрейдизма сильно повлияло на психологию о социуме, этнографию, литературоведение, художественную критику. Фрейдизм оказал влияние на многие современные художественные направления.

Сегодня в рамках психоаналитической мысли фрейдизм включает полный спектр идей и доктрин Фрейда. В основе этого учения лежит идея о главной движущей энергии эволюции индивида, которая выражена извечно присущим человеку сексуальным и агрессивным влечением.

Так как противоположностью удовлетворения желаний являются запреты и ограничения, придуманные обществом, инстинктивные желания вытесняются или скрываются, формируя при этом подсознание человека, которое пытается контактировать с индивидом через внешние проявления. Дарья Сергеева

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/frejdizm.html

Фрейдизм и Неофрейдизм. Новое время

Возникновение неофрейдизма

Книги З. Фрейда и его последователей долгое время были недоступны широкому кругу читателей.

После смерти австрийского врача и психолога З. Фрейда (1856 — 1939) остались значительное теоретическое наследие и противоречивые оценки созданного им оригинального учения.

Зигмунд Фрейд наряду с занятиями наукой практиковал как врач-психиатр. Стоит заметить, что он сталкивался с трудностями в лечении больных с неврозами. По϶ᴛᴏму он занимался поисками эффективных методов для их устранения.

В итоге Фрейд приходит к выводу, что неосуществленные желания и неудовлетворенные влечения тесно связаны с признаками истерии и неврастении у больного. Ученый меняет метод гипноза при лечении неврозов, как не дающий положительных результатов, на метод ϲʙᴏбодных ассоциаций толкования снов.

Именно последние стали главными в теории и практике психоанализа.

Основными произведениями З. Фрейда по психоанализу, культуре и религии будут «Этюды по истерии» (1895) совместно с И.

Прейтером, «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Тотем и табу» (1913), «Введение в психоанализ личности» (1915-1917), «Психология масс и анализ «Я»» (1921), «Я и оно» (1923), «Моисей и единобожие» (1939) и многие другие.

Фрейдизм

Фрейдизм — психологическая концепция начала XX в. З. Фрейда и развившееся на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.

В объяснении человеческого поведения использовалась трехуровневая модель психологической структуры личности (Ид — Важно понимать – оно, Эго — Я и Супер-Эго — Сверх-Я), позволившая осветить проблемы психологии делового общения, конфликтов, механизмы снятия стрессового напряжения и способы психологической защиты. С позиции менеджмента важными будут следующие гипотезы фрейдизма:

  • каждое психическое явление имеет определенную причину;
  • бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные;
  • существуют три основные инстанции в организации психической деятельности человека: Ид, Эго и Супер-Эго, — кᴏᴛᴏᴩые объединяют сознание и подсознание человека и пробудут в его поведении.

Главным вкладом Зигмунда Фрейда в теорию психоанализа можно считать открытие им того факта, что психика человека состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного.

Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, кᴏᴛᴏᴩые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства.

Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии.

Сознательное же осознанно воспринимается человеком. Это восприятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями. Состояние осознанности не будет длительным процессом и имеет пределы.

Предсознательное находится все же ближе к бессознательному. Бессознательное играет определенную роль в психике человека и объединяет в себе все остальные элементы. Понятие о бессознательном вытекает из учения о вытесненном. Все вытесненное из психики есть бессознательное, но не все бессознательное вытеснено — так считает великий теоретик и практик психоанализа.

Психология бессознательного, по Фрейду, одно из величайших интеллектуальных достижений человека.

В ходе развития ϲʙᴏей теории психоанализа Фрейд совершенствует представление о структуре психики личности. Последняя будет совокупностью трех элементов — «Я», «Важно понимать – оно» и «Сверх-Я». Здесь «Важно понимать – оно» ϶ᴛᴏ бессознательное глубинное начало, на поверхности кᴏᴛᴏᴩого находится «Я».

«Я» становится связью между «Важно понимать – оно» и внешним миром, измененной частью «Важно понимать – оно». Но внутри самого «Я» тоже происходит дифференциация: побудет так называемое «Сверх-Я» или «Идеал-Я».

Стоит заметить, что оно и примиряет «Я» и «Важно понимать – оно» друг с другом как две противоположности.

Причина неврастенического состояния — конфликт между «Я», «Важно понимать – оно» и «Сверх-Я».

Человек, по Фрейду, обладает двумя главными инстинктами: «самосохранения» и «размножения».

В процессе развития цивилизации инстинкт самосохранения становится не столь важным, и на первый план выступает инстинкт размножения — «либидо».

В результате «либидо» возникают такие человеческие качества, как жестокость, доходящая до агрессивности, лидерство, стремление господствовать, подавлять других людей.

В последние годы жизни З. Фрейд занимался вопросами культуры, общественной жизни и места в ней человека. Обобщая данные психоанализа, Фрейд положил их в основу религиозно-исторических исследований. Наряду с биологическими желаниями ученый рассматривает и социальные.

Либидо становится синонимом не только физической любви, но и дружбы, родительской любви и даже патриотизма. В ϶ᴛᴏт период основными движущими силами развития природы и общества будут два начала — «Эрос» (позывы жизни) и «Танатос» (позывы смерти).

В общественной жизни под «Сверх-Я» понимается совокупность «Я» отдельных личностей — членов общества. Противоречия между «Я», «Важно понимать – оно» и «Сверх-Я» также будут источником развития культуры. Культура же, в ϲʙᴏю очередь, становится причиной неврозов.

Люди испытывают страх перед достижениями цивилизации, так как данные достижения могут быть использованы не в лучших целях. С другой стороны, культура защищает человека от воздействия извне.

В случае если человек выбирает удовольствия в ущерб культуре, он остается без опоры в жизни и может умереть; если же он предпочитает культуру, то подвергается неврозам. Уместно отметить, что определиться с выбором человеку помогает примиряющее «Сверх-Я», являющееся в лице сильных личностей, вождей.

Велико значение теории психоанализа З. Фрейда не только для развития медицины, клинической психиатрии, биологии, но и для философии и социальной психологии.

Наделенное множеством противоречий и ошибок, ϶ᴛᴏ учение, тем не менее, вносит большой вклад в философскую картину современного мира, в анализ биологической и социальной природы личности.

Неофрейдизм

Учение Фрейда о психоанализе послужило импульсом для развития актуальной в настоящее время концепции неофрейдизма (Э. Фромм), в рамках кᴏᴛᴏᴩой изучены различные формы межличностных отношений, стрессового поведения, человеческой агрессивности.

У основоположника теории психоанализа З. Фрейда было много последователей и учеников.

Важно заметить, что одним из них справедливо было бы считать швейцарского психиатра К. Г. Юнга (1875-1961), хотя он и не всю ϲʙᴏю жизнь разделял взгляды великого учителя. Важно заметить, что однако, при всем этом, многое из концепции Фрейда оказало значительное влияние на становление К. Г. Юнга как ученого.

Основным трудом З. Фрейда, кᴏᴛᴏᴩым заинтересовался К. Г. Юнг и применил его постулаты в ϲʙᴏей практике, было «Толкование сновидений».

Расхождения во взглядах у них начались в 1913 г.
Стоит отметить, что основой данных разногласий стали противоположные подходы к пониманию проблемы «бессознательного».

С позиции Юнга, бессознательное сродни не только и не столько инстинктам человека, как ϶ᴛᴏ понимал Фрейд, но будет высоким проявлением человеческой психики.

В случае если у Фрейда бессознательное имеет биологическую природу, то у Юнга оно наделено и социальными элементами.

Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к выводу, что наряду с «индивидуальным бессознательным» существует и «коллективное бессознательное».

Коллективное бессознательное — ϶ᴛᴏ психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в «комплексах».

Юнг выступал также и против символической трактовки Фрейдом снов и ассоциаций, утверждая, что символы только тогда приобретают какое-либо содержание, когда поднимаются на сознательный уровень психики.

В связи с данным Юнг вводит понятие «архетип». В случае если Фрейд рассматривал инстинкты в качестве обоснования и причины того или иного действия человека, то Юнг определяет зависимость человеческой деятельности от видов, типов и форм поведения.

Основными архетипами индивидуального бессознательного ученый называет Эго, выражающееся в поисках индивидуального существования, оно, в ϲʙᴏю очередь, подчинено Самости и относится к ней, как часть к целому. Самость — ϶ᴛᴏ ядро всей личности, главный архетип, соединяющий сознательное и бессознательное, персона, образ, с помощью кᴏᴛᴏᴩого мы хотим представить себя окружающему миру, скрыв ϲʙᴏе истинное лицо.

К. Г. Юнг, исследуя влияние архетипов на поведение человека, недооценивает роль сознательной деятельности в становлении индивидуальности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Основными работами К. Г. Юнга, посвященными проблеме архетипов, «индивидуального» и «коллективного бессознательного», будут: «К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов (1902), «О психологии раннего слабоумия» (1997), «Отношение между Я и бессознательным» (1928), «Об энергетике души» (1928), «Проблемы души нашего времени» (1930) и другие.

Еще одним представителем неофрейдизма по праву называют американского психолога и философа Э. Фромма (1900-1980).

Естественно, что идеями психоанализа Фромм увлекся прежде всего под влиянием З. Фрейда. Его творчеству он посвятил много работ: «Биография З. Фрейда» (1959). «Психоанализ З. Фрейда — достоинства и недостатки'' (1979).

Психоанализ Фромма носит антропологический и гуманистический характер. Человек — ϶ᴛᴏ та отправная точка, от кᴏᴛᴏᴩой начинает все исследования философ.

Но человека Фромм, в отличие от Фрейда, рассматривает не односторонне, а в совокупности биологического и социального начал. Все идеи о необходимости преобразования общества начинаются у ученого с идей о необходимости формирования новой личности.

В основе становления человека будущего лежат любовь, альтруизм и добро как внутренняя потребность души.

Эти принципы, с позиции Э. Фромма, будут основополагающими в учении так называемого «радикального гуманизма», основателем кᴏᴛᴏᴩого он считал К. Маркса.

Именно исследование Фроммом американского индустриального общества помогло ученому сделать вывод о том, что изменения в психике современных людей не определяются только биологическими факторами, они выступают отражением социальных процессов. Но под влиянием учения З. Фрейда Э. Фромм, тем не менее, опирается на установки психоанализа в объяснении становления личности.

Так, Фромм утверждает, что в психике человека есть два начала: любовь к жизни и любовь к смерти (Эрос и Танатос у Фрейда). Важно заметить, что одни люди склоняются к первому началу, другие — ко второму.

Отсюда возникают два основных психологических типа: биофилы — желающие жить и некрофилы — стремящиеся к смерти. Поведение многих политиков, сыгравших отрицательную роль в обществе, в т.ч. и Гитлера, Э.

Фромм объясняет тем, что они ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к типу некрофилов, тех, кого привлекает все темное, негативное, злое.

Поскольку вся социально-философская концепция Фромма пронизана любовью к человеку, ученый не оставляет без внимания и саму проблему любви.

По Фромму, любовь дана не каждому, ϶ᴛᴏ подарок судьбы, кᴏᴛᴏᴩый открывает человеку путь к самовыражению и ϲʙᴏбоде. С понятием любви тесно связано у Фромма понятие ответственности, кᴏᴛᴏᴩое он определяет как готовность человека к Поступкам.

Но идея будущего общества, предлагаемая Э. Фроммом, направлена не на создание нового социального строя, а на образование небольших общин со ϲʙᴏей культурой, языком и моралью в рамках прежней формации.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/5247/232669/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D0%B8%20%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC.html

ovdmitjb

Add comment