Irvuz

Воссоздающее воображение

Урок 4. Развитие творческого воображения

Воссоздающее воображение

После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона.

Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв.

Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.
 

Что такое творческое воображение

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.

Также близким к творческому воображению и полезным в процессе креативного мышления является воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение это создание образов объектов, которые ранее не воспринимались человеком в законченном виде, хотя он уже был знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами.

При этом используются уже имеющиеся у человека знания о данных объектах, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время, от представлений памяти эти образы отличает большое разнообразие, гибкость и динамичность элементов.

Проще говоря, воссоздающее воображение, в отличие от творческого, в большей степени осознанно опирается на предыдущий опыт.

Особенность воображения в творческом процессе заключается в том, что именно воображение сложно контролировать при создании чего-то нового.

Если на предыдущих этапах можно было описать практически точный алгоритм действий, то последний этап должен опираться именно на способность человека к творческому воображению и ассоциативному мышлению, про последнее вы можете прочитать в специальном уроке по развитию памяти.

Способность к поиску решения проблем

Перед тем как переходить к средствам развития продуктивного воображения, важно отметить, что способность к творческому воображению имеется у каждого. У человеческого разума имеется важное свойство, которое заключается в наличии стимула устранения логических противоречий.

К примеру, многие курящие люди, зная о серьезном вреде курения, всегда знают, как объяснить себе и окружающим людям причину, по которой они не отказываются от этой пагубной привычки.

Получается, что курильщики сталкиваются с внутренним противоречием «курить полезно – курить вредно», которое в психологии называется когнитивный диссонанс (смотреть в Википедии).

Это противоречие вызывает психологический дискомфорт, и люди вынуждены придумывать все возможные способы устранить это противоречие, причем некоторые из них отражают высокие творческие способности человека: курить может быть вредно, но приятно, курение помогает креативу, настраивает на нужный лад, помогает тренировать дыхание, снижает вес и т.д. Практически у каждого курильщика есть свое собственное оправдание, которое было вызвано логическим противоречием.

Получается, что человек изначально запрограммирован бороться с противоречиями и искать выход из сложившихся сложных ситуации. В предыдущем уроке у нас появилось множество измененных суждений относительно объекта в выбранном фокусе.

На этапе разрыва шаблона мы нарушили логику, и пришли к диссонансу, который придется исправить с помощью нашего воображения, жизненного опыта и природной предрасположенности к определенному виду мышления.

Причем способность людей эффективно искать решения логических противоречий тем сильнее, чем больше у человека опыта, представлений о различных моделях поведения и других знаний об окружающем мире.

Чтобы понять как работает этот механизм лично у вас, а также чтобы потренировать свое воображение, предлагаем вам выполнить упражнение под названием “Перемешанные буквы в словах”

Упражнение “Перемешанные буквы в словах”

Это упражнение отлично показывает, что наш мозг может находить и понимать смысл слов, даже если его пытаются намеренно запутать. Это происходит потому, что мы читаем не по буквам и слогам, а слова целиком и кроме того, смысл слов мы понимаем благодаря соседним словам и словосочетаниям, с которыми наш мозг сталкивался раньше.

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Средства развития воображения

Одним из главных способов развития воображения является получение многостороннего жизненного опыта.

Чем больше мы общаемся с разными людьми, участвуем в различных мероприятиях, занимаемся разными делами, тем больше чувственного, эмоционального и интеллектуального опыта мы получаем.

В результате весь этот опыт и участвует в устранении логических диссонансов, возникающих при латеральном мышлении. Естественно, универсальных рекомендаций по получению жизненного опыта нет, но можно обратить внимание на такие вещи, как расширение моделей мира и чтение.

Расширение числа моделей мира. Термин «модель мира», также как и фрейминг, о котором говорилось во втором уроке, является популярным в нейролингвистическом программировании для описания различных подходов людей к интерпретации реальности.

Разнообразие моделей мира исходит из того, что реальность воспринимается людьми по-разному, и никто не способен быть объективным интерпретатором реальности. Чтобы понимать суть процесса создания чего-то нового, нужно осознать, что все высказанные нами идеи воспринимаются каждым человеком по-разному.

К примеру, некоторые музыкальные произведения, которые вам нравятся, могут вызвать негативное отношение у других людей. Проблема интерпретации музыки хорошо показывает, разницу в представлениях людей: что одним кажется красивым, оригинальным или даже гениальным, другим может совсем не казаться таковым.

Для развития творческого мышления нужно использовать репрезентативные особенности различных моделей мира. Другими словами, чем больше мы общаемся с разными людьми и стараемся их понять, тем качественно лучше будет наше творческое мышление.

Чтение. Чтение книг и других источников информации, в том числе с использованием техники скорочтения, очень эффективный способ для развития творческого воображения. Во время чтения происходит активная визуализация того, что вы читаете.

Так как кроме букв, из которых состоят слова и предложения, вы не получаете никакой дополнительной информации, то вам ненароком приходится представлять себе картинку того, что происходит.

Особенно полезно для развития креативности читать фантастику, приключения, детективы и, конечно, поэзию.

Однако влияние чтения книг на способность креативно мыслить не совсем однозначно.

Например, Шопенгауэр в своём произведении «Parergaund Paralipomena» отметил, что чрезмерное чтение не только бесполезно, так как читатель в процессе чтения получает готовыми чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы он пришел к ним самостоятельно, но и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает искать идеи во внешних источниках, а не из собственной головы. К этому можно лишь добавить, что хотя чтение и расширяет наши модели мира, но привычка искать истину в книгах ухудшает способность поиска креативного решения.

Упражнения

Для творческого мышления важно умение находить связи между уже приобретенным опытом и тем, что мы созерцаем в данный момент, другими словами, строить ассоциации. Приведенные ниже упражнения направлены на развитие воображения и ассоциативного мышления.

Упражнение 1. Поворот фигур

Это упражнение направлено на тренировку воображения. Использование его в развитии воображения предложил в 1980-е годы известный психолог Роджер Шепард. В каждом задании вам будут продемонстрированы 2 фигуры: одни получены отражением друг друга, другие – поворотом, а третьи просто похожи и не являются поворотом и отражением друг друга.

Вам нужно прочитать вопрос, внимательно посмотреть на фигуры, постараться в своем воображении мысленно отражать и поворачивать фигуры и понять являются ли они одинаковыми.

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Упражнение 2. Разгадывание друдлов

Друдлы

Источник: https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/ustranenie-razryva.php

Виды и функции воссоздающего воображения

Воссоздающее воображение

Воображение является важной составляющей человеческого сознания.

Особое место занимает воссоздающее воображение, играющее большую роль в познавательной деятельности.

Об областях применения абстрактного мышления человеком вы можете узнать из нашей статьи.

Определение понятия

Воссоздающее воображение — это проектирование в сознании образа какого-то нового предмета или явления на основании представленного словесного описания, условного изображения.

Человек может увидеть схему или чертеж будущего здания и представить в уме на основании полученных сведений, как оно будет выглядеть в готовом виде.

Также достаточно услышать словесное описание какого-то объекта из уст собеседника, чтобы нарисовать в своем сознании этот объект.

Способность воссоздавать при помощи воображения новую информацию, неизвестную ранее, оказывает положительное влияние на деятельность человека в различных сферах.

Особенную важность представляет данное умение для процесса обучения.

Только в результате построения в сознании ярких образов рассматриваемых предметов и явлений учащийся может усвоить новую информацию по большинству направлений обучения.

Роль в деятельности

Воссоздающее воображение играет огромную роль в тех видах деятельности человека, которые не предполагают возможности использования практического опыта.

Так, историки описывают события, эпохи и людей из прошлого, опираясь на возникающие у них в сознании впечатления.

Эти впечатления формируются на основании полученных сведений.

Психологи, социологи, политологи, философы, географы, зоологи и многие другие специалисты часто не имеют возможности напрямую потрогать, услышать, изучить те объекты, которые они изучают.

Без воссоздающего воображения подобные виды деятельности сводились бы к механическому заучиванию известных фактов, а все остальное оставалось бы за пределами познания.

Следует учитывать, что само по себе воссоздающее воображение не позволяет эффективно осуществлять деятельность, если оно не будет опираться на реальную информацию.

То есть воссоздаваемые идеи должны соответствовать действительности, быть правильными.

Чем более обширно, точно и верно развито у индивида умение строить грамотные домыслы, тем более достоверные убеждения будут в итоге формироваться.

Свойства и значение

Основные свойства данной способности:

  • репродуктивный характер;
  • целостность;
  • динамичность, гибкость, многогранность процесса;
  • зависимость точности воссоздания от характеристик личности (уровень знаний, талант, жизненный опыт, воспитание, возраст).

Воссоздающее воображение имеет большое значение, поскольку помогает мысленно представлять и прогнозировать окружающую действительность.

В деятельности это выражается в способности регулировать познавательные процессы, контролировать события, формировать план действий, определять желаемый результат.

Любое предвосхищение ожидаемого результата (догадки, интуиция, предчувствия, озарения) основывается на воссоздании существующих представлений.

Все значимые достижения человечества в области науки, техники, литературы, изобразительного искусства происходили в результате работы у отдельных людей воссоздающего воображения, основанного на имеющихся представлениях и знаниях об окружающей действительности.

При помощи данного процесса человек может регулировать не только свою деятельность, но и изменять эмоциональное состояние.

Например, во время стрессовых ситуаций можно вызывать в сознании облики любимых людей или изображения позитивных событий из прошлого. Это помогает поднять настроение, повысить веру в успех.

Виды

Выделяют два основных вида воссоздающего воображения:

  1. Активное. Это формирование в сознании представлений путем целенаправленного приложения волевых усилий. Усилия совершаются с целью достижения поставленной задачи. Именно активный вид процесса связан с профессиональной, познавательной, научной деятельностью, где работа сознания направлена на получение конкретных результатов и достижение поставленных целей.
  2. Пассивное. Образы возникают спонтанно, без проявления волевых усилий и какого-либо желания со стороны самого человека. Подобный процесс часто происходит во время чтения книг, общения с собеседниками, обдумывания жизненных ситуаций.

    Человек не осознает, что обрабатываемая мозгом информация трансформируется в конкретные визуальные сюжеты.

Также можно выделить три типа процесса в зависимости от способа воссоздания объектов:

  1. Возникновение зрительных картин. Наиболее распространенный тип воображения. Большинство людей проецирует информацию при помощи зрительных образов. В сознании рисуется «картинка» представляемого явления или предмета. В зависимости от уровня знаний об объекте и характеристик конкретной личности картинки могут значительно различаться. Так, эрудированный и впечатлительный человек строит при помощи домыслов гораздо более яркие образы, чем человек с низким уровнем знания и скудными эмоциональными переживаниями.
  2. Слуховые представления. Если восприятие больше развито с аудиальной стороны, то для воссоздания объектов личность применяет слуховые представления. В сознании может проектироваться тембр голоса, мелодия, звук, манера речи и т.д. Представляя природное явление, никогда не виденное раньше, человек воображает его возможное звучание. Думая о незнакомом индивиде, он представляет голос, смех, манеру разговора потенциального собеседника.
  3. Моторные образы. Редкий способ построения предположений, свойственный актерам, танцорам и другим творческим личностям. Для них любой образ представляется в виде движения. Если сознание занимают мысли о каком-то человеке, то представляется его манера двигаться, скорость шага, жесты и мимика.

    Услышав музыку, такие люди моментально начинают отбивать ритм и представлять исполнителя, движущегося по сцене.

Примеры

Наиболее ярко работает воссоздающее воображение в процессе познавательной деятельности.

Так, во время обучения школьники постоянно представляют различные образы на основании информации, которая подается им учителем.

На уроке географии в сознании появляются образы рек, озер, гор и равнин.

Природные явления в виде извержения вулкана, водопада, землетрясения никогда не наблюдались большинством детей в реальной жизни, но это не мешает им представлять их.

Слушая об исторических событиях, дети представляют поля сражений, лица государственных деятелей, здания прошлых времен и т.д.

Чем более точно, ярко и интересно учитель подает материал, тем более достоверные образы формируются в сознании учащихся.

Это помогает эффективно воспринимать информацию и закреплять знания. Механическое заучивание, не находящее отклика в воображении, не дает возможности мозгу работать в полной мере.

Не менее значима роль рассматриваемого процесса в художественной литературе.

Писатель, создавая произведение, руководствуется собственными фантазиями, представлениями.

В дальнейшем читатели, которые знакомятся с его творением, проецируют в своем сознании личные образы. Причем наличие конкретных описаний и характеристик героев, обстановки, событий никогда не приводит к формированию у читателей единых образов.

Каждый человек, знакомясь с литературным произведением, воспринимает его через призму собственных представлений. Именно по этой причине экранизации популярных книг вызывают множество споров среди их поклонников.

Каждый читатель хочет увидеть на экране именно ту картинку, которую нарисовала его фантазия во время чтения. Это касается внешнего вида актеров, интерьеров, природы, событий и т.д.

Режиссер же во время создания экранизации придерживается тех образов, которые вызвало произведение в его собственном сознании.

Воссоздающее воображение проявляется систематически и в повседневной жизни. Находясь в ожидании встречи с незнакомым человеком, мы невольно рисуем в сознании его образ.

Основой может послужить информация, полученная от общих знакомых, изображения на фотографиях, услышанный по телефону голос и т.д. Когда реальный человек оказывается совсем не таким, как мы его представляли в своем сознании, мы убеждаемся в неточности предполагаемого образа.

Воображение и творчество

Воссоздающее воображение позволяет нам представить явления и предметы при помощи имеющегося словесного описания или условного изображения.

В итоге формируется конкретный образ предметов.

Творческая же фантазия не опирается на предоставленную информацию. Оно является самостоятельной деятельностью по созданию принципиально новых объектов.

При этом имеющиеся знания об уже существующих продуктах аналогичной деятельности используются в минимальном количестве, которое не оказывает существенного влияния на конечный результат. В итоге получается совершенно новый, оригинальный продукт.

Воссоздающее воображение имеет определенные рамки, поскольку оно опирается на некоторые предоставленные изначально ориентиры. По этой причине примерный образ, который получится в конечном итоге, можно предугадать.

В результате творчества может получиться все, что угодно, поскольку никаких ограничений изначально нет.

По этой причине нередко именно творчество позволяет расширить существующие в обществе представления, раздвинуть границы, выработать новое мировоззрение.

Фантазия и творчество неразрывно связаны между собой. Композитор, создающий свое произведение, опирается на возникающие в его сознании образы. Например, при создании музыкальной композиции он может представлять природное явление, любимого человека, переживаемые эмоции.

Без проецирования ярких и оригинальных образов никакое творчество не принесет плодов.

Именно по этой причине самыми талантливыми музыкантами, актерами и художниками обычно становятся люди со сложными судьбами, яркие и неординарные личности.

Их развитое воображение, жизненный опыт, эмоциональность позволяют им максимально продуктивно выражать себя в творчестве.

Таким образом, воссоздающее воображение является неотъемлемой частью нашего сознания. Он помогает человеку получать образование, усваивать навыки, осуществлять деятельность. Без умения фантазировать невозможно творчество.

Воссоздающее воображение — что это такое? Узнайте из видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/vossozdayushhee-voobrazhenie.html

ovdmitjb

Add comment