Irvuz

Восприятие речи

Введение

Восприятие речи

Определимся с основными понятиями работы. Психолингвистика — это научная дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики; возникла в 1950-х гг. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания.

Речь в психологической науке понимается как сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

Восприятие в широком смысле — это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств [1].

Восприятие речи в контексте психолингвистики представляет собой процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. Восприятие речи включает в себя рецепцию слышимых или видимых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представлений о их значении.

Восприятие тем самым разворачивается на двух ступенях — собственно восприятие и понимание. Восприятие и понимание грамматической формы организации речи требует знания лингвистических закономерностей ее построения.

Уровневость восприятия отражает как последовательность обработки речевых сигналов, так и уровневый характер построения речевых сообщений.

Цель данной работы — рассмотреть восприятие речи в контексте психолингвистики. Данная цель достигается посредством решения следующих задач.

1. Описать особенности восприятия речи;

2. Представить модели восприятия речи в психолингвистике;

3. Кратко рассмотреть психолингвистическую теорию понимания речи.

речь восприятие психолингвистика

В.П. Белянин выделяет следующие основные особенности восприятия речи: неосознаваемость, уровневость, а также осмысленность [3]. Рассмотрим их последовательно.

Неосознаваемость восприятия речи. Когда мы читаем книгу или слушаем собеседника, мы не отдаем себе отчета в том, что мы производим извлечение смысла из знаков или звуков. Мы незаметно для себя переходим к смыслу воспринимаемой речи. «Наша речь сама по себе, — писал Л.В.

Щерба еще в 1912 г., — кажется нам настолько естественным явлением, настолько она срослась с вещами, к которым относится, что мы попросту не замечаем, что мы не можем ее оторвать, отвлечь от вещей» [6].

По его мнению, это связано с тем, что при восприятии речи полученные ощущения и результаты не различаются сознанием как два отдельных по времени момента. Мы не осознаем разницы между тем, что нам дано объективно в ощущениях и результатом нашего восприятия.

Способность понимать речь не является, однако, врожденной: она развивается по мере нашего освоения мира и овладения грамматикой языка.

Уровневость восприятия речи. Если говорить о физиологической стороне восприятия, то следует отметить, что оно представлено достаточно сложной системой. Её функционирование обусловлено наличием динамической последовательности звеньев, расположенных на разных уровнях нервной системы.

В силу того, что смысловое восприятие является психической функцией этого физиологического субстрата, оно также характеризуется уровневой структурой.

При этом уровневость структуры восприятия речевого сообщения проявляется как в ступенчатости самого процесса, так и в последовательности (уровневости) обработки речевого сигнала.

К примеру, если объектом нашего восприятия являются изолированные звуки, то восприятие проходит на самом элементарном уровне распознавания и узнавания как элементарных психических актов. В результате многократных различений звуков в сознании человека формируется образ формы слова, на который человек опирается при восприятии новых элементов.

Осмысленность восприятия речи. На всех уровнях восприятия речи реципиент стремится приписать смысл языковым структурам [3, 4]. Одним из феноменов, связанных с восприятием речи, является сатиация. Сатиация — это потеря значения слова при многократном повторении его или внеситуативном употреблению.

В психолингвистике имеется несколько моделей восприятия речи. Один из первых разделов коллективной монографии, изданной Ч. Осгудом «Психолингвистики-54», называется «Три подхода к языковому поведению».

Там приводятся общие рассуждения о человеческой коммуникации как таковой, опирающиеся на модели, взятые из общей теории связи. Есть там и схемы, которые иллюстрируют эти рассуждения.

В самом общем виде это может быть представлено так (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Модель восприятия речи

Эта модель восприятия речи, предложенная Ч. Осгудом, может быть проинтерпретирована следующим образом [по 3].

Имеется некоторый отправитель; у отправителя имеется некоторое сообщение; отправитель, чтобы передать это сообщение, использует передатчик; этот передатчик преобразовывает (кодирует) сообщение в сигнал и передает по каналу связи; чтобы коммуникация состоялась, и кодирование, и декодирование должны производиться на основе единого кода (языка).

Пройдя по каналу связи, сигнал поступает в приемник. Получатель с помощью кода преобразует (декодирует) сигнал в сообщение. В канале связи могут возникнуть помехи (шумы), которые искажают сообщение. Поэтому сообщение-1 и сообщение-2 могут отличаться друг от друга.

Несмотря на то, что эта модель была разработана для понимания сути коммуникации, опосредованной техническими средствами, она отражает и общие закономерности «обычной» коммуникации.

В отечественной психолингвистике имеется модель восприятия, предложенная еще в 60-е годы ХХ века исследовательницей Л.А. Чистович. Она представляет процесс распознавания слышимой человеком речи следующим образом [5].

Звуки речи записываются в памяти как набор характеристик по их признакам: гласные записываются с марками, обозначающими степень ударности. После восприятия ударного слова намечается условная граница слова, и человек находит подходящее слово.

Если решение принимается, то отмечаются границы отрезка, включенного в слово, и сокращается словарь последующих выборов. Таким образом, отрезки сообщения, более крупные, чем слоги, приобретают новый акустический параметр — ритмику.

Чистович делала допущение, что в нервной системе образованы специальные схемы для обнаружения таких явлений, как шум с максимумом энергии в определенном участке спектра, толчок, пауза и т.д.

При перцепции речевого сигнала указанные схемы вырабатывают символы, обозначающие акустические явления. В целом распознающая система обладает памятью, и поэтому вопрос о процедурах принятия решений связан с вопросом об объеме оперативной памяти.

Поскольку объем ее ограничен, существует оптимальная длительность фразы, при которой разборчивость будет максимальной. Значительную роль в восприятии отдельных сегментов, по мнению исследовательницы, играет контекст.

Поэтому принятие решений о слове и фразе происходит на более высоком уровне, чем принятие решений о фонеме и слоге, и на принципиально других основах.

В последнее время большое внимание в рамках изучения процессов восприятия и понимания речи занимает проблема ментального лексикона (mental lexicon) как совокупности знаний человека о словах, их значениях и взаимосвязи между собой [4].

Предполагается, что ментальный лексикон устроен по правилам, которые отражают фонологические, орфографические и семантические характеристики слов. Поиск слова в ментальном лексиконе зависит не только от этих внутренних характеристик, но и от внешних, таких, как частота слов и влияние контекста.

Одним из не до конца решенных вопросов, на который психолингвисты пытаются найти ответ, является вопрос о том, как осуществляется лексический доступ к «словарной» статье в ментальном лексиконе и как происходит опознавание слова.

Page 3

Рассмотрим психолингвистическую теорию понимания речи (текста) с позиций Московской психолингвистической школы. Понимание текста — это процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления [2].

Это может быть процесс парафразы, пересказа той же мысли другими словами. Это может быть процесс перевода на другой язык. Это может быть процесс смысловой компрессии, в результате которого может образовываться мини-текст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста.

Или процесс построения образа предмета или ситуации, наделенного определенным смыслом. Или процесс формирования личностно-смысловых образований, лишь опосредствованно связанных со смыслом исходного текста. Или процесс формирования эмоциональной оценки события.

Или, наконец, процесс выработки алгоритма операций, предписываемых текстом. Вообще понятно то, что может быть иначе выражено.

Образ содержания текста — это не некоторый итог или конечный результат понимания. Это сам процесс понимания, взятый с его содержательной стороны. Приведение текста к некоторому иному виду — лишь частный случай формирования образа содержания. Но и в этом случае новый текст есть не итог понимания, а лишь способ опредмечивания процессов понимания.

Как говорилось в первом параграфе работы, восприятие текста подчиняется общим закономерностям восприятия, и образ содержания текста есть тоже предметный образ. Его предметность — особого рода, но принцип остается незыблемым: мы оперируем с самого начала с тем, что стоит за текстом.

«Изменяющийся мир событий, ситуаций, идей, чувств, побуждений, ценностей человека — реальный мир, существующий вне и до текста (или создаваемый воображением автора текста, но столь же реальный, если не более реальный, для читателя). Мы отображаем его в образе содержания текста, используя определенную перцептивную технику, опосредующую формирование этого образа», — пишет А.А. Леонтьев [2].

Все то, что обычно называется восприятием речи или текста и, как раз и есть эта перцептивная техника.

текста принципиально полифонично, оно имеет множество степеней свободы, о чем прекрасно писал М.М. Бахтин. Оно многоаспектно, стоящий за ним мир может быть увиден и осмыслен реципиентом по-разному в зависимости от того, что ему нужно увидеть, с какой целью и с какой установкой он «всматривается» в текст.

Мы не просто понимаем текст, а, как правило, используем его в качестве ориентировочной основы для иной деятельности, которая качественно отлична от восприятия текста и включает в себя это восприятие в качестве своего структурного компонента.

В зависимости от характера этой «большой» деятельности, места в ней восприятия текста, типа текста, степени сформированности навыков и умений «большой» и «малой» деятельности и ряда других факторов в каждом конкретном случае оптимальной является разная стратегия восприятия, в том числе понимания. Или, по Бахтину,».

всякое понимание живой речи, живого высказывания носит активно ответный характер. Конечно, не всегда имеет место непосредственно следующий за высказыванием громкий ответ на него: активно ответное понимание услышанного. может непосредственно реализоваться в действие.» [по 2].

Каждый читатель «вычитывает» из текста несколько разное содержание. Однако, воспринимая текст по-разному, мы не строим различные миры: мы по-разному строим один и тот же мир. Этот мир мы можем видеть в разных ракурсах, с разной степенью ясности, можем видеть фрагмент вместо целой картины.

Есть предел числу степеней свободы, и этот предел и есть объективное содержание или объективный смысл текста, или, выражаясь словами А.А. Брудного, его концепт. Естественно, тип текста предполагает различную форму обязательности такого концепта.

Чем больше данный текст ориентирован на определенный узкий способ понимания, тем более однозначна его интерпретация.

А.А. Леонтьев отмечает еще одну особенность.

Мы можем воспринимать как целое предметный мир только при условии, что в нем есть что-то постоянное, опорные элементы, отображенные в нашем сознании в виде образов «низшего порядка» — образов предметов и ситуаций, константных по сравнению с образом мира.

Чтобы образ мира изменялся (а он существует только в изменении), в нем должно быть что-то относительно неизменное. Так и в тексте. Только роль образа предмета в его восприятии и понимании играет образ содержания слова, психический эквивалент его значения.

Page 4

Таким образом, психолингвистами выделены следующие основные особенности восприятия речи: неосознаваемость, уровневость, осмысленность. В психолингвистике имеется несколько моделей восприятия речи. Первая из них была предложена Ч. Осгудом в 1954 году.

Несмотря на то, что она была разработана для понимания сути коммуникации, опосредованной техническими средствами, она отражает и общие закономерности «обычной» коммуникации. В отечественной психолингвистике имеется модель восприятия, предложенная еще в 60-е годы ХХ века исследовательницей Л.А.

Чистович, кратко описанная нами в работе. Она представляет процесс распознавания слышимой человеком речи следующим образом.

В последнее время большое внимание в рамках изучения процессов восприятия и понимания речи занимает проблема ментального лексикона (mental lexicon) как совокупности знаний человека о словах, их значениях и взаимосвязи между собой.

Также нами кратко освещена психолингвистическая теория понимания речи (текста) с позиций Московской психолингвистической школы. Понимание текста — это процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления. текста принципиально полифонично, оно имеет множество степеней свободы, — эти и прочие положения представлены в третьем параграфе работы.

В заключение отметим, что в целом современная психология и психолингвистика еще не выработали однозначного представления о механизмах, единице и структуре речевого восприятия. Во многих экспериментах получаются несовпадающие результаты, что можно объяснить существующей сложностью самой проблемы, а также трудностями разработки адекватных методов исследования.

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.; М., 2003. — 672 с.

2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М., 1997. — 287 с.

3. Психолингвистика. Учебник / В.П. Белянин. — М., 2004. — 232 с.

4. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 2006. — 352 с.

5. Чистович, Л. А.; Венцов, А. В.; Гранстрем, М.П. и др. Физиология речи. Восприятие речи человеком. — Л., 1976. — 388 с.

6. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974. — 428 с.

Источник: https://studbooks.net/1683501/psihologiya/osobennosti_vospriyatiya_rechi

Процесс восприятия речи

Восприятие речи

Процесс восприятия речи

04.04.2015

Снежана Иванова

Восприятие речи — сложный процесс, требующий от человека сосредоточенной работы всех психических процессов и, главным образом, мыслительной деятельности…

Восприятие речи — сложный и интересный процесс, требующий от человека сосредоточенной работы всех психических процессов и, главным образом, мыслительной деятельности.  Жизнь современного человека тесно связана с речью.

Практически все свои действия мы сопровождаем определенными высказывания и не можем жить без взаимодействия с другими людьми. Общение является ведущим компонентом всякой деятельности, поскольку любое дело в современном мире построено на том, чтобы каким – то образом контактировать с людьми.

Можно с полной ответственностью заявить, что начало нынешнего 21 – го века ознаменовано большими продажами. Причем сейчас продают не только непосредственные продавцы, как это было раньше, но и всякая другая деятельность подчинена торговле.

Появились новые специальности и профессии: маркетолог, менеджер, консультант, копирайтер. Все они в той или иной степени обязательно предполагают тесное взаимодействие с людьми.

Особенности восприятия речи

Процесс восприятия речи, в свою очередь, подчинен внутреннему механизму личности, умению складно и грамотно излагать свои мысли. То, как именно человек воспринимает речь другого, зависит от множества факторов. Не последнюю роль здесь играют такие вещи, как тембр голоса, скорость речи, интонация.

Известно, что при  быстрой скорости речи, индивид проявляет меньшую сосредоточенность на объекте, чем при более медленной. Заинтересованность в предмете разговора тоже откладывает существенный отпечаток на процесс слушания и воспроизведения звучащей речи.

Когда информация полезна и индивид осознает ее важность, происходит так называемое мотивированное слушание, то есть обусловленное внешней необходимостью.

Уровни восприятия речи

В современной психологической науке выделяют несколько уровней восприятия речи. Данные структурные компоненты подходят для «живой», то есть произносимой субъектом деятельности речи.

  • Восприятия голоса. На подсознательном уровне каждый человек воспринимает голос собеседника. Хотим мы того или нет, но окружающие оказывают на нас существенное влияние. На самом деле, мы воспринимаем в первую очередь не то, что нам говорят, а с какой интонацией эти слова произносятся. Если голос определенного лица с самого начала внушает нам страх и опасение, совсем не важно, что он скажет. Наше восприятие подсознательно настроится на то, чтобы отгородиться или избежать встречи с новой информацией. И даже в том случае, когда она действительно может оказаться полезной, слова не будут правильно услышаны и приняты.
  • Восприятие тембра и скорости речи. Многочисленными исследованиями было подтверждено, что во вторую очередь человек воспринимает тембр и скорость речи. Если то, как произносит слова говорящий, соответствует нашим собственным представлениям и согласуется с нашими индивидуальными особенностями проговора, значит, такая речь гораздо скорее найдет отклик. В ином случае, слушающему приходится в значительной степени перенастраивать себя, испытывать дискомфорт и напряжение для лучшего усвоения и понимания информации. Вот почему далеко не все студенты на лекциях легко воспринимают речь преподавателя. Именно поэтому сам лектор должен обладать личным обаянием, чтобы заинтересовать своим выступлением.
  • Восприятие смысла высказывания. На третьем этапе находится вхождение информации в центр восприятия – мозговые структуры. Если на предыдущих уровнях все прошло благополучно, и личность эмоционально не отгородилась от слушающего, то содержание высказывания достигает своей цели. Восприятие смысла высказывания происходит легко и свободно в том случае, когда люди максимально расположены друг к другу и между ними нет взаимных претензий, страха или предубеждений.
  • Получение и обработка поступившей информации. Когда речь говорящего была правильно услышана собеседником, в дальнейшем происходит усвоение информации. Ее необходимо осознать, осмыслить, сделать своей. Все это требует определенного времени и, соответственно, волевых усилий. Человеческому мозгу требуется некоторый промежуток для эффективного усвоения.

Формирование ответного высказывания

Последним, но не менее важным компонентом восприятия речи является создание ответной реплики, которая бы соответствовала речевому высказыванию собеседника. Моделирование предложений и произнесение их происходит посредством участия ых связок.

Прежде, чем найдутся нужные слова, нужно понять истинные мотивы и намерения собеседника. Как правило, ответное высказывание по интонации и силе воздействия соотносится с первоначальным речевым посылом, который исходит от коммуникатора.

Иными словами, реципиент почти всегда эмоционально находится на той же волне, как тот, кто начал беседу, или подстраивается под нее.

Восприятие устной речи

Нет никаких сомнений в том, что речь, произносимая голосом, отличается от письменной, то есть воспринимаемой через условные обозначения. Дело в том, что восприятие речи на слух имеет свои характерные особенности, какие не встречаются в письменной. Устная речь, сама по себе, сложный и многоуровневый феномен.

  • Эмоциональный фон. Никто не станет спорить с тем, что писать можно красиво и увлекательно, однако живая речь, окрашенная эпитетами и выражающая различные чувства, всегда выигрывает. Способность личности в разговоре передавать свои чувства, делиться настроением присуща только человеческому роду. В беседе реципиенты обнаруживают друг в друге источник знаний, который лучше усваивается посредством звучащей речи. В ином случае любое обучение было бы возможно только по книгам, без участия преподавателя, живого примера перед глазами.
  • Форма  диалога. Устная речь рождается преимущественно в беседе участников между собой. Форма диалога позволяет каждому высказаться, проявить себя, отстоять свою точку зрения и даже (во многих случаях) убедить другого в своей правоте. В диалоге личность раскрывается максимально и потому все сложные вопросы гораздо эффективнее решаются.
  • Удовлетворение потребности в общении. Так уж устроен человек, что он не может обходиться без взаимодействия с другими людьми. Даже совсем одинокие люди все равно в той или иной степени нуждаются в присутствии собеседников, хотя бы для того, чтобы поделиться своими мыслями. Потребность в общении – одна из самых главных у здорового человека. С помощью речи становится возможным ее реализовать в полном объеме.
  • Обмен информацией. В процессе взаимодействия людей между собой происходит обмен имеющимися знаниями, эмоциями. Информацией, которая могла бы оказаться полезной одному индивиду, может  располагать другой. В общении мы всегда получаем и отдаем. Если личность закрыта по отношению к тому, чтобы делиться, она, к сожалению, не может по – настоящему и принимать. И наоборот.
  • Связь понимания с содержательностью высказывания. Понимание смысла речевого высказывания формируется, прежде всего, на основе информации. Знакома она или нет, приятен ли собеседник – все это имеет колоссальное значение. Чем более содержательна информация, тем легче и интереснее ее усваивать.

Восприятие письменной речи

Зрительное восприятие и речь тесным образом связаны друг с другом. Замечено, что чем больше человек читает, тем более сформированной и грамотной можно назвать его речь. Процесс восприятия письменной речи характеризуется рядом особенностей.

  • Роль знаковых образов. Мы воспринимаем любой текст посредством чтения. Предложения в тексте состоят из отдельных слов, а те из букв. Прежде чем человек научится читать, ему приходится осваивать знаковую систему – определенные условные обозначения.
  • Форма монолога. В отличие от живой беседы, в письменной речи мы вынуждены «слушать» позицию автора. То есть восприятие идет из прочитанного материала, а не из формы вопрос – ответ. Мысленно, конечно, можно вести с автором душевный диалог на философские и научные темы, но в основном, читатель только усваивает изложенную в книге информацию.
  • Отдаленность эффекта во времени. При изучении определенной информации нередко происходит формирование собственного мнения по конкретному вопросу, выстраивание индивидуальных точек зрения и взглядов. Но все это становится возможным только в результате активного осмысления прочитанного материала, которое гарантирует его лучшее усвоение.
  • Волевое усилие. Иногда, чтобы эффективно воспринять нужную информацию, необходимо сделать над собой волевое усилие, то есть заставить себя совершать действия, которые на данный момент выполнять не хочется. Регулярные занятия и чтение серьезной литературы дисциплинируют, помогают выработать уверенность в себе.

Нарушения восприятия речи

Люди, страдающие теми или иными расстройствами психики, иногда обнаруживают в себе нарушения восприятия речи.

Такие изменения проявляют себя в том, что человек не может запомнить текст после многократного повторения, не умеет выделить главную мысль в прочитанном и не может научиться читать.

Чаще всего расстройствами речи страдают люди с явными физическими отклонениями, имеющие ту или иную степень умственной недостаточности.

  • Расстройства понимания устной речи. Проявляются в невозможности сосредоточиться на взаимодействии с другим человеком. Такой человек может не воспринимать как отдельные слова, так и целые фразы, обращенные к нему. Он путает понятия, заменяет слова, «перебирает» в них буквы. Иногда такие изменения в сознании происходят в результате аварий.
  • Нарушение  чтения. Данный вид нарушения возникает при повреждениях левого полушария коры головного мозга, височных и затылочных долей. При этом может наблюдаться следующая картина: больной знает названия всех букв, понимает смысл прочитанного, если ему читать вслух, но сам не может сложить слоги.

Развитие восприятия речи

Чтобы развитие речи осуществлялось полноценно, необходимо на занятиях затрагивать все его компоненты: физический, фонематический и речевой слух. Только комплексный подход позволит достичь высоких результатов.

  • Развитие физического слуха. Сюда относится способность адекватно воспринимать звуки из окружающего пространства. Если человек страдает тугоухостью или абсолютной глухотой, то развитие речи делается затруднительным, а во втором случае практически невыполнимой задачей. При нарушениях физического слуха необходимо организовать индивидуальные занятия, способствующие выравниванию индивида в развитии.
  • Развитие фонематического слуха. Включает в себя развитие способности отличать друг от друга близкие по звучанию слова, формирование правильного произношения слов, выговаривание окончаний. Если фонематический слух развит в достаточной степени, то эти знания способствуют выстраиванию связной речи, пониманию смысла высказывания, быстрому овладению чтением и письмом.
  • Развитие речевого слуха. Данная способность состоит из нескольких компонентов, тесно связанных между собой: способность понимать звучащую речь, выстраивать логические связи между предметами и явлениями, самостоятельно моделировать предложения и смысловые отрезки текста, пользоваться родным языком в соответствии с литературной нормой, понимать интонацию, значение слов и отдельных фраз. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется давать задания на составление и пересказ текста.

Таким образом, процесс восприятия речи представляет собой сложную  многоуровневую систему, которая подчинена механизмам взаимодействия человека с окружающим миром. От того, насколько успешно он сможет овладеть ее законами и правилами, зависит и степень его социализации.

Источник: https://psyh.info/article/vospriyatie/protsess-vospriyatiya-rechi.html

Понимание и восприятие речи

Восприятие речи

Восприятие речи и понимание ее смысла неотделимы друг от друга. Понимание речи не может быть без ее восприятия на слух или зрительно, но и подлинного восприятия речи не может быть без ее понимания. Если человек слышит речь или видит текст на незнакомом языке, то никакого речевого общения с говорящим или пишущим не происходит.

Речевые звуки или знаки и их соединения в этом случае не несут второсигнальной функции, не являются сигналами сигналов.

Восприятие речи

Восприятие речи — один из сложных процессов речевой деятельности. Оно включает в себя восприятие звукового состава слова, грамматических форм, интонации и других средств языка, выражающих определенное содержание мысли.

Восприятие речи начинается с выделения речевых звуков (фонем), что существенно зависит от уровня развития фонематического слуха человека.

Если воспринимающий не различает сходные фонемы, например твердые согласные звуки от мягких согласных, то он не поймет точно, о чем идет речь (ср. слова «кон» и «конь», «мыло» и «мило»).

Различение фонем усложняется тем, что они изменяются под влиянием соседства с другими звуками (звук с в слове «сдать» звучит иначе, чем в слове «стать») и под влиянием ударения (звук о звучит по-разному в словах «вода» и «воды»).

Поэтому очень важно уметь различать фонемы как в их раздельном, так и в слитном с другими фонемами звучании. Это умение необходимо для восприятия и устной и письменной речи.

Восприятие речи предполагает также умение выделять из потока речи отдельные слова. Членению фразы на слова помогают паузы.

Однако при быстром темпе речи паузы сокращаются, и слушатель производит членение по ряду других словоразличительных признаков. При быстром темпе речи разделение фраз на отдельные слова иногда затруднено своеобразным слиянием фонем между двумя соседними словами, что ведет к образованию нового слова, и смысл фразы меняется.

В этом легко убедиться, если сравнить фразы, состоящие из одних и тех же фонем с одинаковой их последовательностью: «девицу вели» — «девиц увели»; «где же ребенок?» — «где жеребенок?»; «там арка упала»— «та марка упала»-—«Тамарка упала». В словосочетании «двумя соседними…» можно услышать новое слово «мясо». Указанное явление затрудняет восприятие устной речи.

Понимание речи

Понимание речи — процесс не менее сложный, чем восприятие ее. Чтобы понять речь говорящего человека, надо прежде всего отчетливо слышать и понимать каждое слово. Но смысл слова часто выясняется только в составе фразы, предложения.

Взаимная связь слов в предложении фиксируется в грамматических формах — окончаниях, суффиксах, приставках и пр. (ср. «письмо напишут» — «письмо написано»). Не владея грамматическими формами, нельзя понять ни фразы в целом, ни смысловых оттенков отдельных слов, входящих в ее состав. Далее. Смысл некоторых слов меняется в зависимости от ударения (замок -замок, ворот — ворот, дома — дома).

Восприятие и понимание речи тесно связано с ее содержательностью

Содержательной будет та речь, которая несет слушателям большой объем ценных мыслей, пригодных к практической и теоретической деятельности.

Однако содержательность информации, передаваемой с помощью речи, зависит не только от подготовленности говорящего или пишущего, но и от подготовленности лиц, воспринимающих ее.

В одном случае информация воспринимается как очень содержательная, новая, в другом — та же самая информация воспринимается как малосодержательная, потому что слушатель или читатель не находят в ней для себя ничего нового.

Малосодержательной для воспринимающего будет и та информация, для восприятия и понимания которой у него нет основы в виде минимума знаний: чтобы лекция по высшей математике была воспринята и понята, слушатели должны знать элементарную математику.

Источник: http://net22.ru/ponimanie-i-vospriyatie-rechi/

ovdmitjb

Add comment