Irvuz

Восприятие пространства

Восприятие пространства

Восприятие пространства

Во взаимодействии человека с окружающей средой восприятие пространства играет большую роль, являясь условием ориентировки. Представляет оно собой отражение объективно существующего пространства и включает в себя:

  • Восприятие отдаления;
  • Восприятие расстояния между объектами;
  • Восприятие направления;
  • Восприятие величины объектов;
  • Восприятие формы объектов.

Тело человека тоже взаимодействует со средой и имеет свою систему координат, а сам человек имеет определенное место в пространстве. Среди всего, что воспринимает человек, восприятие пространства занимает особое место. В пространстве находятся все объекты материального мира и свершаются различные природные и социальные явления.

К пространственным свойствам одного объекта относятся величина и форма, а если этот же объект рассматривается в связи с другими объектами, то добавляется положение в пространстве, направление, расстояние.

В пространственной ориентировке особую роль выполняет двигательный анализатор. С его помощью устанавливается взаимодействие между различными анализаторами.

Бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание, дириническое обоняние относят к специальным механизмам пространственной ориентировки.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Восприятие пространства в психологии рассматривается как отражение пространственных характеристик объектов внешней среды.

Зрительные восприятия одновременно базируются и на зрительных, и на двигательных ощущениях. Слуховые и обонятельные восприятия играют вспомогательную роль, а двигательные и осязательные – на близких расстояниях.

Зрение человека имеет способность различать удаленность предметов на расстоянии до 2,5 км. Предметы, расположенные дальше этого предела, воспринимаются человеком как размещенные на одной плоскости, звезды, например, представляются «размещенными» на внутренней поверхности сферы на одинаковом расстоянии от точки наблюдения, т.е. от глаз человека.

Визуальное восприятие удаленности обеспечивается бинокулярным зрением, т.е. видение двумя глазами. Ощущение удаленности появляется, потому что возникают зрительные различия в зрительных ощущениях от каждого глаза. Данные эффекты имеют физиологическую основу:

  • Раздраженные одновременно точки на сетчатках левого и правого глаза не совпадают;
  • Мускульные ощущения глазных мышц.

Чтобы определить расстояние до нескольких известных объектов чаще всего используют результат их взаимного соотнесения, если, например, футбольный мяч меньше теннисного, то совершенно понятно, что он расположен значительно дальше.

Определять расстояния до предметов человек может не только с помощью зрения, но еще с помощью слуха и обоняния, хотя вероятность становится меньше. Точность отражения в данном случае будет зависеть от индивидуальных особенностей человека.

Двигательное восприятие тоже может дать определенную информацию о расстоянии, но только в пределах досягаемости руки или ноги.

В качестве примера можно назвать перемещение человека в темной комнате – во избежание столкновения обычно вперед вытягивается рука или обшаривается пол ногой.

Восприятие величины

Величина предмета, которую воспринимает человек, зависит от их угловой величины и расстояния, с которого этот предмет наблюдается. Если знать величину предмета, то по его угловой величине можно определить расстояние до него. И, наоборот, зная, на каком расстоянии находится предмет, по его угловым размерам, определяется величина предмета.

Например, если смотреть в бинокль, зная величину предметов, человек видит их приблизившимися, но не увеличенными, а если на печатный шрифт смотреть в лупу, то буквы будут увеличенными, но не приблизившимися. Таким образом, в результате опыта развивается способность глаза сравнивать пространственные величины, направления и удаленность объекта от наблюдателя. Эта способность получила название глазомера.

Глазомер человека трехмерный, что значит, имеет способность сравнивать пространственные формы, расположенные в трех измерениях, включая плоскостный и глубинный. Сравнение это может относиться к линиям, поверхностям и объемам.

Плоскостный глазомер дает возможность сравнивать формы на плоскости, которая расположена в направлении, перпендикулярной зрительной оси.

Глубинный глазомер способен сравнивать пространственные формы в глубину.

Восприятие формы

Плоскостная форма предмета и её восприятие предполагает отчетливое различение его очертаний и границ, зависит это от четкости изображения, получающегося на сетчатке глаза.

На основании проведенных исследований константность формы объясняется действием периферических и центральных факторов. Восприятие трехмерных предметов насыщенно глубинными ощущениями и предметы, расположенные близко, кажутся несколько меньше. Действие фактора компенсирует действие перспективных сокращений.

С другой стороны, в константности восприятия формы, существенную роль играют представления, прошлый опыт. В экспериментах с псевдоскопом роль прошлого опыта выявлялась очень наглядно.

Восприятие псевдоскоп ставит в условия обратной перспективы – ближние точки пространства переходят в дальние, а дальние в ближние. Следовательно, все вогнутые предметы должны восприниматься как выпуклые, а выпуклые, наоборот, как вогнутые.

В результате получилось, что формы экспонатов, не закрепленных опытом, действительно так и воспринимаются.

Явление константности не срабатывает при восприятии объектов, которые находятся на очень большом удалении, у воспринимаемого объекта сглаживаются острые углы. Исчезают некоторые мелкие детали.Интересно, что лицо человека никогда не воспринимается в обратной перспективе.

Действие центральных факторов корригируют данные периферических раздражений и фактическое восприятие предметов обусловлено не только наличными периферическими раздражениями, но и прошлым опытом.

Данное восприятие является одним из важных моментов пространственного различения. Направление, в котором человек видит объект, определяется местом его изображения на сетчатке глаза и положением тела относительно окружающих предметов.

Относительно горизонтальной плоскости Земли, тело человека занимает вертикальное положение. Данное положение и будет являться исходным для определения направления.

В восприятии направления, кроме зрительных ощущений, большую роль играют кинестезические ощущения движений глаз, рук и статические ощущения – ощущения равновесия и положения тела.

Направление видимого предмета при бинокулярном зрении определяется законом тождественного направления, по которому раздражители, падающие на сетчатку, видятся в одном и том же направлении. Это направление дается линией, идущей как бы от одного «циклопического глаза», расположенного посередине лба.

Предметы, на которые смотрит человек, на сетчатке глаза перевернуты. Перемещение наблюдаемого объекта вызывает перемещение сетчаточного изображения в обратном направлении.

Но, человек воспринимает предметы, как движущиеся, так и неподвижные вовсе не в искаженном виде, а такими, какими оптическая система глаз передает их на сетчатку.

Происходит это благодаря сочетанию зрительных ощущений с тактильными, кинестезическими и другими сигналами.

При бинауральном слушании осуществляется восприятие направления звука. В основе дифференцировки направлений звука лежит разность во времени поступления сигналов в кору головного мозга от обоих ушей.

Звуки могут локализоваться в разном направлении – по вертикали и горизонтали. В первом случае, как показали эксперименты, для восприятия пространственного расположения звука необходимы движения головы.

Механизм локализации звука, таким образом, учитывает не только слуховые сигналы, но и данные других анализаторных систем.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vospriyatie/vospriyatie_prostranstva/

Восприятие пространства, времени и движения. Психические процессы и состояния

Восприятие пространства

В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в кᴏᴛᴏᴩом участвуют тактильный и кинестезический анализаторы.

Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде; обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий.

Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.

Основой другого типа классификации восприятий будут формы существования материи: пространство, время и движение. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ϶ᴛᴏй классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства

Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие состоит по сути в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях.

В течение длительного времени в философии обсуждался вопрос о том, будет “ли восприятие врожденным (как ϶ᴛᴏ считали представители направления, известного под названием нативизма) или результатом обучения (так считали представители другого направления – эмпиризма).

Сейчас стало совершенно ясно, что хотя восприятие пространства и имеет в ϲʙᴏей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитые формы восприятия пространства могут протекать на различных уровнях.

В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер 3 изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидкостью.

Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет ϲʙᴏе положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения).

Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение 3 основных плоскостей пространства, будет его специфическим рецептором.

Он тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз; при быстрых и продолжительных изменениях положения тела в пространстве наступают пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом, а при продолжительной ритмической смене зрительных раздражений (например, возникающих при езде на автомобиле по аллее с постоянно мелькающими деревьями или при длительном взгляде на вращающийся барабан с частыми поперечными полосами) возникает состояние неустойчивости, сопровождающееся тошнотой.

Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего глубины, будет аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз. Хорошо известно, что глубина (отдаленность) предметов особенно хорошо воспринимается при наблюдении за предметом обоими глазами.

Стоит сказать, для отчетливого восприятия предметов нужно, ɥᴛᴏбы их изображение падало на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие (корреспондирующие) точки сетчатки, а ϶ᴛᴏ невозможно без конвергенции обоих глаз. В случае если при конвергенции глаз возникает незначительная диспаратность изображений, побудет ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект.

При большей диспаратности точек сетчатка обоих глаз, на кᴏᴛᴏᴩые падает изображение, возникает двоение предмета.

Третьим важным компонентом восприятия пространства будут законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами. К ним присоединяется и последнее условие — влияние хорошо закрепленного прежнего опыта, кᴏᴛᴏᴩое может существенно воздействовать на восприятие глубины, а в некᴏᴛᴏᴩых случаях — приводить к возникновению иллюзий.

Восприятие пространства не ограничивается, однако, восприятием глубины. Его существенную часть составляет восприятие расположений предметов по отношению друг к другу. Это требует специального рассмотрения.

В условиях, когда мы можем опираться на дополнительные зрительные сигналы (расстановка вещей в коридорах, различный вид зданий на улицах), такая ориентировка в пространстве осуществляется легко.

Когда эта дополнительная зрительная опора устраняется (϶ᴛᴏ имеет место, например, в совершенно одинаковых коридорах на станциях метро, где имеются два ничем не отличающихся по виду выхода), такая ориентировка резко затрудняется. Отметим, что каждый хорошо знает, как легко теряется ориентировка в пространственном расположении у засыпающего в полной темноте человека.

Ориентировка в таком асимметричном пространстве настолько сложна, что одних описанных выше механизмов недостаточно.

Стоит сказать, для ее обеспечения нужны добавочные механизмы, прежде всего выделение “ведущей” правой руки, опираясь на кᴏᴛᴏᴩую, человек и осуществляет сложный анализ внешнего пространства и системы абстрактных пространственных обозначений (правое-левое) кᴏᴛᴏᴩое, как показали психологические наблюдения, имеет социально-историческое происхождение. Нужно помнить, такие явления пробудут в так называемом “зеркальном письме”, кᴏᴛᴏᴩое выступает у многих детей 3-4 лет.

Восприятие времени

Несмотря на важное значение ϶ᴛᴏго раздела психологии, он разработан гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Можно указать, что восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях.

В наибольшей степени элементарными формами будут процессы восприятия длительности последовательности, в основе кᴏᴛᴏᴩых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием “биологических часов”.

К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании.

К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся такие циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.п.

От элементарных непосредственных форм ощущения времени следует отличать сложные формы восприятия времени, кᴏᴛᴏᴩые опираются на вырабатываемые человеком эталоны оценки времени: секунды, минуты, часы, а также ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки.

Именно в силу ϶ᴛᴏго точность такого опосредствованного восприятия времени может заметно повышаться, причем, как показали наблюдения над музыкантами, парашютистами и летчиками, она может заметно обостряться благодаря упражнениям, в ходе кᴏᴛᴏᴩых человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. От оценки коротких интервалов времени следует отличать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т.п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках времени. Кстати, эта форма оценки будет более сложной по ϲʙᴏему строению и приближается к явлениям интеллектуального кодирования времени.

В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временной длительности; б) восприятие временной последовательности. Материал опубликован на http://зачётка.

рф
Интересные данные представляют эксперименты на субъективную оценку времени, проведенные с различными группами больных.

Стоит сказать – полученный патологический материал показал связь переоценок и недооценок временной длительности с эмоциональным отношением субъекта к переживаемому, таким образом подтвердив положение об эмоциональной детерминированности оценок времени.

Характерной особенностью времени будет его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, кᴏᴛᴏᴩое прошло.

Поскольку время — направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от кᴏᴛᴏᴩой ведется счет. В ϶ᴛᴏм время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка.

Естественной отправной точкой во времени будет настоящее, ϶ᴛᴏ “теперь”, кᴏᴛᴏᴩое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Подлинно временную характеристику наше настоящее получает исключительно тогда, когда мы в состоянии посмотреть на него из прошлого и из будущего, ϲʙᴏбодно перенося ϲʙᴏю исходную точку за пределы непосредственно данного.

Восприятие движения

Восприятие движения — очень сложный вопрос, природа кᴏᴛᴏᴩого еще не вполне выяснена. В случае если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит области наилучшего видения и данным заставляет нас передвигать глаза или голову, ɥᴛᴏбы вновь фиксировать на нем взгляд.

Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, кᴏᴛᴏᴩое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих точек на сетчатке глаза, влево и вправо.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что некᴏᴛᴏᴩую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом.

При этом восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимопротивоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны.

При всем этом впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объекта.

Это так: называемый стробоскопический эффект, для возникновения кᴏᴛᴏᴩого отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными промежутками времени. Пауза между смежными раздражителями должна быть не менее 0,06 с.

В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень велика (например, 1 с), изображения осознаются как раздельные; максимальное расстояние между движущейся точкой в двух смежных кадрах, при кᴏᴛᴏᴩом имеет место стробоскопический эффект, равно 0,45 с. На стробоскопическом эффекте построено восприятие движения на кинематографических лентах. Отчасти аналогичным приемом изображения движения посредством одновременного воспроизведения последовательных его фаз пользуются также в живописи и скульптуре.

В восприятии движения значительную роль несомненно играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Мы можем не только делать умозаключения о движении, но и воспринимать его.

Отметим, что теории движения разбиваются в основном на 2 группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через кᴏᴛᴏᴩые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие влияния данных элементарных зрительных ощущений (В.Вундт).

Отметим, что теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не ϲʙᴏдимое к таким элементарным ощущениям.

Представители ϶ᴛᴏй теории говорят, что подобно тому, как, например, мелодия не будет простой суммой звуков, а отличным от них качественно специфическим целым, так и восприятие движения не ϲʙᴏдимо к сумме составляющих ϶ᴛᴏ восприятие элементарных зрительных ощущений. Из ϶ᴛᴏго положения исходит теория гештальтпсихологии (М. Вертгеймер).

Восприятие движения будет, по Вертгеймеру, специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов.

В случае если имеются 2 последовательных восприятия объекта в различных положениях (а) и (б), то переживание движения не складывается из данных 2 ощущений, но соединяет их, находясь между ними.

Это переживание движения Вертгеймер называет фи-феномен, — оно не есть результат движения глаз или последовательных образов на центральной ямке, кᴏᴛᴏᴩыми хотели объяснить восприятие движения.

В стробоскопических иллюзиях последовательные образы могут дать впечатление исключительно об определенных положениях предмета, но они не объясняют, почему воспринимается переход предмета из одной фазы в другую. Согласно формально-идеалистической точке зрения Вертгеймера, восприятие движения может быть даже без восприятия предмета, кᴏᴛᴏᴩый движется.

С позиций гештальтпсихологии было проведено несколько специальных работ о восприятии движения.

Исследователи поставили перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажутся движущимися, а другие — неподвижными? Вот к примеру, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объекты, кᴏᴛᴏᴩые явно локализуются на некᴏᴛᴏᴩом другом объекте: двигается фигура, а не фон, на кᴏᴛᴏᴩом фигура воспринимается. Так, при фиксации луны среди облаков, она воспринимается движущейся. Ими было показано, что из 2 предметов движущимся обычно кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, кᴏᴛᴏᴩый в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения. Но исследования представителей гештальтпсихологии не вскрыли сущности восприятия движения.
Стоит отметить, что основным принципом, регулирующим восприятие движения, будет осмысление ситуации в объективной действительности на базе всего прошлого опыта человека.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/3768/231920/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0,%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.html

Механизмы восприятия пространства в психологии

Восприятие пространства

Люди интересовались восприятием объектов в пространстве издавна.

В Древней Греции считалось, что объекты можно видеть, потому что они испускают то, что представлялось непрерывным рядом чрезвычайно тонких «мембран» в их собственном образе. Они попадают в поле зрения и сливаются с воспринимаемой картиной.

Столетия экспериментальных исследований привели к более обоснованной концепции, в которой пространство описывалось в терминах трех измерений или плоскостей: высоты (вертикальная плоскость), ширины (горизонтальная плоскость) и глубины (сагиттальная плоскость).

Что относится к индивидуальным особенностям мышления? Читайте об этом здесь.

Понятие

Пространственное восприятие — познавательный психический процесс, посредством которого люди и другие организмы осознают относительное положение своих собственных тел и объектов вокруг них.

Знания о внешней среде помогают мыслить в двух и трех измерениях, что позволяет визуализировать объекты с различных углов и узнавания их независимо от той перспективы, с которой их видно. Восприятие состоит:

  • из восприятия формы, величины, объема предметов, называемое протяженными свойствами;
  • из восприятия положения, места среди других предметов и их удаленности от наблюдателя.

Многие психологи, занимающиеся перцептивной функцией, считают, что изучение пространственного восприятия быстро становится самостоятельной областью психологии.

Это особое поле в психологии концентрируется на факторах, способствующих оценке организации объектов в среде (на сигналах к восприятию глубины, движения, формы, цвета и их взаимодействии).

Это важно для движения и ориентации в окружающем мире. Кроме того, психологи анализируют особенно интересные специальные проблемы, такие как амодальное восприятие (например, как человек воспринимает, что существует шесть сторон куба, хотя только три из них можно увидеть одновременно).

Три измерения (вертикальная, горизонтальная и сагиттальная плоскости) пересекаются под прямым углом, и их единственная ось пересечения определяется, как находящаяся в воспринимаемом трехмерном пространстве, то есть в глазах воспринимающего индивида.

Люди обычно не воспринимают бинокулярное пространство (отдельный визуальный мир от каждого глаза), но вместо этого видят так называемое циклопическое, как если бы образы из каждого глаза сливались, чтобы произвести одно визуальное поле.

Плоскости делят пространственную зону на различные сектора: «вверху» или «внизу» (горизонтальная), «впереди» или «позади» (вертикальная), «справа» или «слева» (сагиттальная).

Механизмы

Восприятие в широком смысле означает регистрацию (захват) предметов и событий внешней среды, их сенсорный прием, понимание, идентификация и словесный термин, подготовка к реакции стимула.

Механизмы перцепции человека позволяют ему видеть, слышать, чувствовать вкус, запах, прикосновение и изменения температуры. Это также чувство осознания (окружающей среды).

Большинство людей получают основную часть знаний о своем окружении через зрение, в то время как баланс или равновесие (вестибулярное чувство), занимает следующее место по важности.

Например, в состоянии полной темноты ориентация человека на местности зависит главным образом от сенсорных данных, полученных от вестибулярных стимулов.

Визуальные стимулы доминируют в человеческом понимании окружающего мира, потому что зрение — это чувство расстояния, оно может снабжать информацией из очень отдаленных точек окружающей среды, достигая самих звезд.

Слух также считается чувством расстояния, как и обоняние. Хотя площадь, которую они охватывают, значительно более ограничена, чем зрительная.

Все остальные чувства, такие как осязание и вкус, считаются проксимальными чувствами, потому что они обычно передают информацию об элементах, которые вступают в прямой контакт с индивидуумом.

Пространственное восприятие относится к врожденным функциям, но окончательное формирование происходит во время накопления жизненного опыта взаимодействия с предметами и их передвижением.

Восприятие пространства служит основой восприятия движения.

Как воспринимают информацию глаза? Можно сравнить сетчатку (заднюю поверхность внутренней части глаза) с пленкой в камере, линзу (внутри глаза) — с линзой камеры. Как и в камере фотографа, картинка, проецируемая из окружающей среды на сетчатку, перевернута.

Однако человек не оценивает изображение как перевернутое.

Вместо этого механизмы восприятия человека заставляют видеть мир правильно.

Точная природа этих механизмов остается неясной, но процесс мировосприятия включает, по крайней мере, две инверсии:

  1. оптическую инверсию изображения на сетчатке;
  2. перцептивную инверсию, связанную с нервными импульсами в зрительных тканях мозга.

Исследования показывают, что человек может адаптироваться к новому набору визуальных стимулов, которые значительно отличаются от ранее изученных.

Эксперименты проводились с людьми, которым давали очки, менявшие измерения изображений (правое на левое или верхнее на нижнее).

Поначалу испытуемые теряют ориентацию, но после длительного ношения искажающих очков они учатся безошибочно оценивать окружение, переориентируясь на окружающую среду, пока объекты снова не воспринимаются правильно. Процесс меняет направление, когда очки снимаются.

Сначала основные визуальные измерения представляются субъекту обратными, но через короткое время происходит другая адаптация, и субъект переориентируется на более ранние, хорошо изученные, нормальные визуальные сигналы и снова принимает окружающую среду как нормальную.

Понимание глубины и расстояния зависит от информации, передаваемой через различные органы чувств.

Сенсорные сигналы указывают на расстояние, на котором объекты в окружающей среде расположены от воспринимающего индивида и друг от друга.

Такие чувственные модальности, как зрение и слух, передают сигналы глубины и расстояния и в значительной степени независимы друг от друга.

Каждая модальность сама по себе может производить последовательное восприятие расстояний объектов. Однако обычно индивид полагается на сотрудничество всех органов чувств (так называемое интермодальное восприятие).

Виды и характеристики

Пространственное восприятие в первую очередь мы понимаем как зону вокруг нас (объекты, элементы, люди и т. д.). Но оно также включает в себя часть мышления, так как именно в нем соединяются все наши переживания.

Пространственное осознание состоит из двух процессов:

  • экстероцептивные процессы — способность осознавать свои отношения с окружающей средой. Они создают представления о нашем мире через чувства;
  • интероцептивные процессы — осознание отношений с самим собой, которые создают представления о нашем теле, его положении и ориентации в пространстве.

Люди не могли бы ориентироваться в окружающей среде, если бы была только информация, поступающая через различные органы чувств, она не смогла бы обеспечить познавание природы, соответствующее ее физической «реальности».

Без некоторой степени достоверности в отношении физического пространства нельзя искать пищу, убегать от врагов или даже общаться.

Достоверное мироощущение заставляет человека испытать раздражители таким образом, что бы они были стабильными.

Мы воспринимаем объекты в окружающей среде как имеющие относительно постоянные характеристики (размер, цвет и т. д.), несмотря на значительные различия в стимульных условиях.

Но не всякая оценка внешней среды истинна. Она часто может не соответствовать реальности.

Эксперименты показали, что три основные пространственные плоскости доминируют над способностью человека локализовать визуальные объекты в близлежащем окружении.

Часто объекты могут восприниматься как лежащие ближе к этим основным измерениям или планам, чем они есть на самом деле. Часть объяснения этих перцептивных расхождений в зрительном опыте может заключаться в силе тяжести.

Если бы вся масса сенсорной информации, доступной в данный момент, воспринималась достоверно, поток данных мог бы привести воспринимающего к дезориентации.

Другими словами, некоторая степень избирательности в восприятии определяет выживание индивида.

В идеале информация об окружающей среде осознается только так, как она соответствует целям, потребностям или физиологическому состоянию человека в данный момент.

Методика «часы» — описание и суть

Эта методика используется для оценки восприятия пространственных признаков, обнаружения нарушения этих процессов.

Тест на рисование часов был первоначально разработан в начале 1900-х годов для оценки состояния солдат, которые получили ранения в затылочную или теменную доли головы.

Подобные травмы часто приводили к трудностям составления изображений правильно с соответствующим количеством частей правильного размера и ориентации. Шаг за шагом было доказано, что проба работает.

Существует много различных методов для выполнения и оценки теста рисования часов, некоторые из которых имеют сложные системы.

Клиницист дает пациенту лист бумаги с отпечатанным кругом диаметром около 10 см и просит нарисовать часы. Если у пациента есть какие-либо вопросы, врач повторяет те же действия и не дает других указаний.

Пациент может делать это столько времени, сколько захочет, чтобы завершить задачу.

Результат считается нормальным, если пациент включил большинство из 12 чисел в правильной ориентации по часовой стрелке.

Еще один тест врач может провести двумя способами:

  1. Попросить сделать рисунок в соответствии с данными инструкциями. Больной получает чистую открытку, на которой нужно нарисовать часы, указывающие время 11.10.
  2. Попросить скопировать заранее нарисованные часы. Копия должна быть идентичной.

Как правило, берется во внимание форма циферблата, порядок нарисованных цифр, направление, являются ли они внутри или снаружи щит, или только по одной стороне часов, или появляться дополнительные, ненужные цифры.

Например, пациенты с шизофренией часто навязчиво пытаются пометить каждую минуту на циферблате часов, что делает рисунок нечитаемым и полным каракулей.

Следующий тест проводится с помощью бланка с изображением 42 циферблатов. На них нарисовано по одной цифре возле любого часа, куда указывает стрелка. Циферблат произвольно повернут на какое-то количество градусов.

Тестируемому предлагают определить, какое время показывают стрелки. В зависимости от ответов выставляются баллы, и производится анализ восприятия человека.

Методика стала инструментом, используемым для обнаружения когнитивных нарушений, связанных, прежде всего, с ранней стадией Альцгеймера.

При этой болезни нарушается как самостоятельное рисование часов, так и расположение стрелок на готовом циферблате.

Выявление начала болезни позволяет подготовить лучшую стратегию борьбы с ней, применить соответствующее лечение, предоставить хороший уход за пациентами, чтобы остановить развитие болезни.

Пространственное восприятие важно и полезно для людей всех возрастов, так как эту познавательную способность постоянно используют. Например, во время движения, работы, рисования и т.п.

Плохое пространственное восприятие влияет на то, как человек определяет отношение своего тела к окружающей среде, осознает расположение предметов вокруг него.

Восприятие пространства:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/vospriyatie-prostranstva-v-psihologii.html

Восприятие пространства и времени

Восприятие пространства
 

Введение …………………………………………………………….……… 3

Глава 1. Теоретический анализ изучения восприятия…………….……… 5

   1.1. Понятие о восприятии ………………………………..…….……… 5

   1.2. Основные виды восприятия…………………………..…….……… 9

   1.3. Восприятие пространства …………………………….…….……. 15

   1.4. Восприятие движения ……………………………………..………18

   1.5. Восприятие времени  …..……………………………………………21

Выводы ……………………………………………………………………..26

Заключение ………………………………………………………………… 28

Литература …………………………………………………………………29                 

ВВЕДЕНИЕ

      Любой человек, сталкивающийся с таким сложным и многогранным явлением, как ощущение и восприятие в праве спросить, зачем нужно его изучать. Помимо чисто научных существует немало и других побудительных мотивов.

Во-первых, идеи, дискуссионные вопросы и основные аспекты этой проблемы важны не только для истории психологии, как науки вообще, но и являются центральными для экспериментальной психологии в частности. Роль чувств, в решении фундаментальных философских проблем, касающихся того, как мы познаем окружающий нас мир, чрезвычайно велика.

Сама экспериментальная психология началась с философских проблем, в которых основное внимание уделялось ощущению и восприятию.

      Во-вторых, еще одна причина тесно связанная с первой, и побуждающая изучать ощущение и восприятие, – их важность для получения системных знаний о самих себе и окружающем нас мире.

Это справедливо, так как все наши знания о находящейся вне нас реальности являются в первую очередь результатом ощущений и восприятия.

Наши чувства – это наш единственный механизм обнаружения энергетических и химических сигналов, посылаемых нам средой, и именно на их основе мы воспринимаем и оцениваем реальность.

      Есть также немало практических причин для изучения ощущения и восприятия. Этот раздел психологии имеет дело с важными, если не с решающими, аспектами нашего повседневного взаимодействия с внешней средой. Если говорить о практической целесообразности, то изучение ощущения и восприятия вооружает ученых умением выявлять и лечить людей с нарушениями сенсорно-перцептивной системы.

      Изучение восприятия движения также немаловажно. Биологическая роль этого восприятия чрезвычайно велика.

Чтобы их движения были эффективными, животные должны быть в состоянии определять, где именно, в каком направлении, а нередко – и с какой скоростью перемещаются те или иные объекты.

Не вызывает сомнения, что информация о движении имеет решающее значение для выживания большинства биологических видов.

      Изучение восприятия пространства и времени, также играет большую роль в жизни человека, так как позволяет построить правильную картинку окружающего нас мира.

      Исследованием восприятия занимались такие ученые и исследователи, как Павлов И.П. (рефлекторная основа восприятия), Теплов Б.М., Запорожец А.Н.

(этапы развития восприятия у детей), Эвклид (закон зрительного угла как закон восприятия размера), Мах Э. (механизмы восприятия движения), Вундт В. (теория восприятия движения), Вертгеймер М.

(Фи-феномен) и другие отечественные и зарубежные исследователи.

      Цель курсовой работы: Изучение видов восприятия.

      Предмет исследования: Восприятие движения, времени и пространства.

      Гипотеза исследования: Заключается в предположении, что восприятие движения, времени и пространства являются особыми видами восприятия.

      Исходя из выдвинутой гипотезы и сформулированного предмета, решались следующие задачи:

    1. Раскрыть понятие восприятия.
    2. Проанализировать основные существующие виды восприятия.
    3. Выявить особенности восприятия движения, времени и пространства.

1.1. ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ

 

      Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления.

Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме.

Восприятие зависит от определенных отношений  между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

      «Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на их органы чувств».(17, стр.42)

      Выделяют четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различие, идентификация и опознание.

      Обнаружение – исходная форма развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может лишь на простой вопрос, есть ли стимул.

      Различие – собственно восприятие. Конечный результат – формирование перцептивного образа эталона. Когда прецептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознавания  обязательны сличение и идентификация.

      Идентификация – есть отожествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отожествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимающихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

      В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). (5, 11, 16)

      Непреднамеренное восприятиеможет быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности.

В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели.  Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным.

Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов и т.д. (11)

      Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной объект и явление, ознакомиться с ним.

Так \, например, преднамеренным восприятие будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д.

Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т.п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение. (11)

      Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя  планомерность и системность  ведения. (4, 9)

      Если человек систематически упражняется в наблюдении, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.

      «Наблюдательность – это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения». (14, стр. 214, 9) Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.  

      Основные свойства восприятия.

      Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. (4)

      Свойства восприятия:

  1. Целостность – восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные, о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве, и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограниченно тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть. (13, 14, 15, 16)
  2. Константность восприятия – благодаря ей, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия).  Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. (3) Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили и пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте говорят, что они видят объекты, расположенные визу, без искажений их размеров. (13, 14, 15, 16)
  3. Структурность восприятия – Восприятие не является простой суммы ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. (13, 14, 15, 16)
  4. Осмысленность восприятия – Восприятие тесно связанные с мышлением с понимаем сущности предметов. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия, прежде всего, выражается в том, что осознательно воспринимать предмет это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при видении знакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных (13, 14, 15, 16,)
  5. Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнения с другими. Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимает только один предмет или конкретную группу предметов, как в то время остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании. Например, человек слушает лекцию или читайте книгу и совсем не обращайте внимания на то, что происходит у него за спиной. Он воспринимает или речь лектора, или текстовое содержание книги, поскольку его восприятие направленное именно на это, но так было до тех пор, пока ему об этом не сказали. Сказав о том, что он не обращает внимания на то, что происходит у него за спиной,  мы перенаправили его внимание на другой пространственный участок, и он стал воспринимать те предметы, которые находятся вокруг него, в том числе и за его спиной, т.е. те предметы, которые минуту назад небыли представлены в его сознании. (13, 14, 15, 16)

 

      1.2. Основные виды восприятия 

      Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. (см. рис.

1) В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущения, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.

В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различает зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

      Зрительное восприятие.

      «Зрительное восприятие – форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира», (9, стр. 135) на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы. (4)

      Боле простые из этих процессов обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться  к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равного с ним светлоты.

Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга.

Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно-мышечной сенсорных систем и движении объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов. (4, 9)

      Есть веские основания называть зрение основной сенсорной системой. Во-первых, это, возможно, наиболее хорошо изученная система, что отчасти  обусловлено методологическими и техническими факторами.

Анатомия и связанные с ней особенности зрительной системы достаточно хорошо известны, а визуальное стимулирование, как правило, четко определяется и может быть точно проконтролировано.

Вторая и, возможно, даже более существенная причина заключается в огромной важности  и функциональной значимости зрительной системы. Для выживания многих видов зрение имеет решающее значение; оно является источником критически важных знаний о предметах и событиях среды обитания.

Эти знания зависят от получения таких сведений, как форма и текстура, размер и расстояние, яркость и освещенность, цвет и движение, а также информация о взаимодействии этих отличительных признаков среды между собой. (18, 4)

      Для человека зрение является доминантной, наиболее важной сенсорной системой.

На биологическом уровне это подтверждается тем, что в обработке визуальной информации участвует примерно половина коры головного мозга.

На поведенческом уровне доминирующая роль зрения для человека может быть отчасти доказана ситуациями, при которых оно входит в противоречие с другой сенсорной системой. (4, 18)

Источник: http://stud24.ru/psychology/vospriyatie-prostranstva-i-vremeni/63831-208965-page1.html

ovdmitjb

Add comment