Irvuz

Восприятие младенца

Содержание

Мир в восприятии младенца

Восприятие младенца

05 октября 2012, 11:32

Очень долгое время считалось, что новорожденный младенец в первые дни и месяцы своей жизни не имеет возможности видеть и слышать.

Говорили, что первые недели малыш реагирует лишь на позывы желудка, поэтому главное, что нужно было сделать вовремя — это вовремя его накормить и переодеть.

Сейчас же взгляды на восприятие мира ребенком полностью изменились: согласно современной теории, малыш может не только видеть и слышать, но и обладает чувствами осязания, обоняния и вкуса. 

Зрение

Глаза у эмбриона закладываются уже на третьей неделе беременности. Доказали, что на слишком яркий свет малыш реагирует, будучи еще в мамином животе. Младенец рождается с еще несформированным зрительным анализатором, который полностью сформируется лишь к 10-11 годам.

Ребенок, как и любой взрослый, видит мир в перевернутом виде: на сетчатке глаза картинка отображается перевернутой, а в коре головного мозга в ходе анализа полученного изображение получается переворот картинки.

Однако пока неизвестно, способен ли мозг новорожденного справиться с этой задачей переворота изображения. У только родившегося малыша происходит переизбыток зрительных стимулов: из темной среды обитания он попал в мир, полный ярких цветов.

У ребенка еще плохо развито зрение, поэтому он видит только большие предметы, которые находятся недалеко от него (на расстоянии 40-50 сантиметров). Именно на этом расстоянии обычно рекомендуют помещать игрушки от малыша. Новорожденные очень любят рассматривать лица, особенно мамы и папы.

Если понаблюдать за тем, как малыш это делает, можно заметить, что лицо папы привлекает больше внимания, так как мужские черты более контрастны. В таком возрасте ребенок еще не может узнавать своих родителей, этому он научится чуть позже.

Ребенок предпочитает внимательно рассматривать сложные, замысловатые риснуки, а со второй недели появляется фиксация взгляда. Теперь он имеет способность ненадолго сосредоточиваться на том или ином предмете.

Незафиксированный взгляд ребенка на первый взгляд может напомнить косоглазие, однако это вполне нормально.

Если такое косоглазие периодическое, то беспокоиться не стоит, но если Вы замечаете этого постоянно — обратитесь к врачу. 

Новорожденные дети воспринимают цвета совсем не так, как это делают взрослые люди: с самого рождения малыш начинает фокусировать взор избирательно, останавливаясь на определенных цветах. Раньше всего он начинает различать желтые и зеленые цвета, позже — все остальные.

Маленький ребенок старается рассматривать все даже в ночное время. Невозможность сфокусировать взгляд может длиться вплоть до полугодовалого возраста, ведь малыш смотрит не двумя глазами: картинка не попадает на сетчатку глаз в одно и то же место — это называется монокулярным зрением.

Со временем изображение в глазах малыша становится все четче и яснее, развивается бинокулярное зрение.

Слух

У маленького ребенка слух развит гораздо лучше, нежели способность видеть, он спокойно реагирует на громкие звуки, так как, уже во время своей внутриутробной жизни различал шум. Малыш способен распознавать человеческую речь. Дети гораздо быстрее успокаиваются, когда слышат классическую музыку.

Говорят, что младенец способен узнать те мелодии, которые слушал еще до рождения. Новорожденные имеют способность сопоставлять звук с источником. Например, если Вы позовете ребенка, он сразу повернет голову в ту сторону, где Вы находитесь. Такое звуковое ориентирование может формироваться до двух месяцев.

для того, чтобы привлечь внимание ребенка, нужно сначала найти контакт «гдаза в глаза», а потом только начинать разговаривать с ним. 

Вкус

Малыш с самого рождения уже различает вкусы: сладкое, соленое, горькое, кислое. Так, например, если ему дать сладкое, то он успокоится, а горькое или кислое, наоборот, растревожит его состояние. Именно поэтому так важно, чтобы в период грудного вскармливания мама тщательно следила за своим рационом, ведь все, что она съест, сразу отразится на вкусе грудного молока.

Обоняние и осязание

Был проведен эксперимент: к носику малыша поднесли две салфетки, одна из которых соприкасалась с материнской грудью. Ребенок в итоге развернулся именно к этой салфетке. У младенцев отлично развито обоняние. Новорожденный способен узнавать не только голос мамы, но и ее запах.

https://www.youtube.com/watch?v=hslHVCmqOqA

Кроме того, новорожденный малыш очень чувствителен к жестам и прикосновениям. Одни его могут успокоить, другие будут действовать как раздражители. 

Что происходит в сознании малыша?

Большинство действий новорожденные дети совершают неосознанно, например, когда чувствуют голод или чем-то недовольны — они плачут. Обучать малышей начинают с того, что их потребности полностью удовлетворяются.

Поставьте себя на место ребенка: «Я плачу — меня кормят, я плачу — меня берут на руки». Так, со временем они понимают, что им следует ожидать в результате плача.

Такой стиль контакта: «сигнал — ответ» воспитывает у ребенка доверие, учит формулировать желания и потребности так, чтобы их быстрее поняли окружающие. Образы в сознании появляются не только у ребенка, но и у родителей. Они представляют то, что хочет их ребенок.

Именно так создаются тонкие нити понимания между мамой, папой и малышом. Если ребенок заплакал, Вы взяли его на руки, но это не помогло и он продолжает плакать, проверьте все возможные причины его плача, пока ребенок не успокоится.

Источник: https://www.ikirov.ru/news/17575-mir-v-vospriyatii-mladentsa

Мир глазами ребенка

Восприятие младенца

В детстве мир вокруг кажется малышу огромным и удивительным. Он наполнен яркими красками, разнообразными формами, завораживающими звуками, манящими вкусами и запахами.

Призвав на помощь все органы чувств, ребенок уже с первых месяцев жизни увлеченно включается в процесс познания окружающей действительности.

На этом нелегком пути малышу невероятно важна поддержка родителей, способных показать все многообразие этого мира и научить ребенка радоваться каждому дню, полному новых открытий.

Что такое восприятие?

Восприятие — это сложный процесс познания, в результате которого человек формирует собственную картину мира. Каждый предмет (или явление) посредством своих качеств оказывает влияние на органы чувств человека, вызывая определенные ощущения.

В итоге совокупность ощущений помогает малышу воспринимать целостный образ данного предмета. Так, предложенный мяч он обязательно потянет в рот, ощутит его запах, ощупывая мячик ручками, ребенок почувствует, какой он гладкий и упругий, зрение поможет оценить цвет, размер и форму, а слух различит звук ударяемого о пол мяча.

Все эти ощущения, связавшись воедино, формируют образ определенного предмета — резинового мячика.

Восприятие складывается не только из ощущений, которые дети испытывают каждое мгновение, но и из предыдущего опыта. Если ребенок уже получил представление о мяче, то, столкнувшись с ним еще раз, он сразу же правильно идентифицирует эту игрушку, ему не нужно будет вновь оценивать его свойства.

На то, как ребенок будет воспринимать окружающий мир, также влияют его личность, окружение, интересы, физическое и умственное развитие. Люди не рождаются готовыми к восприятию действительности, они постепенно учатся этому. И, пожалуй, самую важную роль в данном процессе играют родители, ведь от того, как пройдет знакомство ребенка с миром в раннем детстве, зависит его дальнейшее развитие.

Особенности восприятия до 1 года

В период новорожденности младенец ощущает только собственное тело, он не способен воспринимать какие-либо предметы или явления в своем окружении. Например, законы зрительного восприятия таковы, что в первые недели ребенок видит вокруг себя лишь размытые пятна.

Постепенно из потока зрительных, слуховых, обонятельных и других раздражителей кроха начинает выделять те, которые вызывают у него наиболее сильные реакции.

Обычно первым воспринимаемым объектом становится мама: малыш понимает, когда мама рядом, успокаивается, просто услышав ее голос, вдыхая ее запах.

Со временем круг объектов, которые воспринимает ребенок, расширяется: к полугоду малыш уже может выделять отца, бабушку, любимые игрушки. Дети старше семи месяцев в состоянии связать определенный предмет с его наименованием. Например, он ищет взглядом плюшевого медведя при его упоминании.

Особенности восприятия до 3 лет

Дети этой возрастной группы воспринимают простые предметы и их изображения, могут правильно сортировать подобные объекты, например, пуговицы одного цвета или картинки животных. Ребенок после года по просьбе взрослого находит и приносит знакомые ему предметы, а ближе к двум годам и сам говорит название воспринимаемого объекта.

Зачастую, столкнувшись с объектом, обладающим лишь некоторыми знакомыми ему признаками, малыш может ошибаться, например, называя лошадкой ослика или кисой львенка. Также в этом возрасте дети осваивают навык ходьбы, в результате чего сталкиваются с понятием пространства.

Речь значительно ускоряет развитие восприятия у детей, ведь теперь реализуется возможность общаться, а главное — задавать вопросы. В этот период у ребенка формируется символическое мышление, появляется способность сравнивать предметы, активно развивается память и воображение.

Особенности восприятия дошкольников

Дошкольники знакомятся с названиями различных геометрических фигур и учатся находить их в привычных предметах. Например, дно кружки — круг, а стол — это квадрат. При изучении картинки, содержащей определенный сюжет, дети до 6 лет, как правило, перечисляют изображенные объекты, не пытаясь создавать какие-либо связи между ними.

Более старшие ребята уже могут рассказать о действии, которое, по их мнению, происходит на картинке (мальчик кормит птиц, машинка едет в гараж). Зачастую дети проявляют завидную фантазию, придумывая подобные сюжеты.

В этот период особое значение имеет развитие зрительного восприятия у детей. Дети дошкольного возраста начинают ориентироваться в пространстве, у них развивается глазомер, малыш уже может «на глаз» определить размер нужной детали, например, при лепке, занятии аппликацией.

Такие виды деятельности помогают значительно улучшить зрительное восприятие дошкольников.

При этом следует помнить о необходимости постоянного контроля состояния зрения детей, проводить коррекционную работу, включающую специальную гимнастику для глаз, использование тренажеров и создание комфортной среды для игр, не влияющей негативным образом на зрение ребенка.

Рекомендации по развитию восприятия

Именно на взрослых людей (родителей, бабушек и дедушек, воспитателей в детском саду) ложится задача планомерного знакомства ребенка с законами окружающего мира.

Следуя несложным рекомендациям, в любой семье можно создать комфортную обстановку для правильного развития восприятия малыша:

  • Позвольте ребенку исследовать предметы разных форм, фактур, цветов и размеров. Детям, выросшим в однообразной обстановке, с возрастом становится труднее воспринимать окружающий мир из-за довольно ограниченного запаса жизненного опыта;
  • Самым существенным способом улучшить восприятие детей являются виды деятельности, позволяющие всесторонне изучить различные свойства предметов: лепка, аппликация, конструирование, рисование;
  • Общайтесь с ребёнком — никогда не «отмахивайтесь» от любопытного малыша. Именно от ваших ответов на его бесконечные «Почему?» и «Как?» зависит насколько гармоничной и полной будет для него картина мира. Полезно также заниматься вместе с детьми каким-то общим делом: это может быть приготовление завтрака, гимнастика после сна, совместные походы в цирк или театр, даже простая прогулка на улице, подкрепленная подробным рассказом родителей обо всем происходящем вокруг, может принести массу новых впечатлений, обогатив жизненный опыт ребенка;
  • Восприятие наиболее эффективно развивается в игровой форме. Например, игры по развитию зрительного восприятия доступны с самого рождения. Так, полезно медленно перемещать яркую игрушку на расстоянии 30 сантиметров от глаз малыша или поиграть с крохой «в носочки»: яркие носки, одетые на детские кулачки, заставляют малыша двигать ручками, следя за ними взглядом. С первых дней жизни можно развивать и тактильные ощущения, щекоча малыша мягкой меховой кисточкой, листиком бумаги или шерстяной рукавичкой.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки ;-)Всем здоровых малышей!

Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru ©

Источник: https://www.gnomik.ru/articles/art-mir-glazami-rebenka/

Когнитивный развитие ребенка первого года жизни, особенности внимания, Развитие ощущений и восприятий младенца — Детская психология Библиотека русских учебников

Восприятие младенца

Психология Детская психология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

В немовлячому возрасте формируются основы ориентировки в окружающем мире с помощью познавательных психических процессов, связанных с восприятием и переработкой информации. Это такие психические процессы, как от дчуття, восприятия, мышления, речи, внимание, память.

Именно благодаря им ребенок получает информацию о себе и окружающем мире.

Эти психические процессы тесно взаимосвязаны, однако имеют и существенные отличия и их называют когнитивными процессами — совокупность процессов, обеспечивающих превращение сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде с. Наннання.

Особенности внимания

Элементарным проявлением внимания в немовлячому возрасте реакция сосредоточенности, когда малыш будто устанавливает свой анализатор, чтобы лучше воспринять сигнал

. Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах

На 3-4-й неделе жизни наблюдается зрительное сосредоточение на лице взрослого и слуховое — во время разговора с малышом.

Ребенок не понимает, что ему говорят, но прислушивается, в результате чего создаются я предпосылки для перехода к активного бодрствования конце 1-го месяца жизни она сосредоточивается на новых достаточно сильных раздражителях, например, задерживает взгляд на непривычном предметті.

значимым раздражителем для младенца является взрослый 2-3-месячный ребенок сосредотачивается на лице матери, потом на предметах, включенных в контекст общения с ней, является ближайшим для ребенка в течение всего немовлячого возрасту.

В 5-7 месяцев ребенок может достаточно долго рассматривать любой предмет, ощупывать его, брать в рот. Особый интерес вызывают новые яркие и блестящие предметы, что свидетельствует о нормальном развитии к непроизвольного внимания.

Дальнейшее развитие внимания связано с усвоением хватание, которое позволяет удерживать предметы и манипулировать ими.

После 6-ти месяцев рефлекс»что такое?» с этим можно делать? охота с предметами приводит распределение внимания (ребенок действует одновременно с двумя предметами), переключение (малыш составляет шарики в коробочку, перемещая фокус внимания с одного шарика на другую з однієї кульки на іншу).

Возникновение свойств внимания способствует зарождению сложных форм поведения и деятельности

Развитие ощущений и восприятий младенца

В немовлячому возрасте интенсивно развиваются чувства, формируются восприятия, представления о предметах окружающей действительности, расширяется и дифференцируется отношение к ним. Ощущение начинают развиваться я сразу после рождения ребенка. Суть их заключается в отражении психикой ребенка отдельных свойств предметов, таких как тепло и холод, твердость и мягкость, цвет тощщо.

. Ощущение — отражение свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственного воздействия на органы чувств

Главным отличием восприятия от ощущения является то, что в процессе восприятия у ребенка формируется целостное представление о предмете, а не только о его отдельные свойства

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций, явлений объективного мира в процессе их непосредственного воздействия на органы чувств

К началу немовлячого возраста совершенствуется работа зрительного и слухового аппаратов, поскольку возникает зрительное и слуховое сосредоточение. Обычно этот процесс заканчивается на 3-4-м месяце жизни.

Ребенок свободно с следит за предметами, которые движутся в любом направлении с разной скоростью и на любом расстоянии. Она может сосредоточиться на предмете в течение неограниченного времени (до 25 мин и дольше),.

В этот период возникают инициативные движения глаз — перевод взгляда с одного предмета на другой без всякой внешней причины. Слуховое сосредоточение также становится длительным. Его обусловливают любые негромкие звуки, пр иваблюють младенец.

Зрение и слух объединяются: ребенок поворачивает голову туда, откуда слышен звук, ищет глазами его источник. Уже на 3 — *-м месяце. Некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку мешков, общий ним оживлениеавленням.

О развитии речевого слуха свидетельствует реагирования ма-юкка на интонацию речи. Чувствуется это на 2-м месяце жизни, когда ребенок успокаивается, услышав ласковый голос матери

Несколько позже ребенок начинает воспринимать ритмику речи и общий звуковой рисунок слов. Различение звуков речи наступает в конце первого года жизни времени начинается развитие собственно языкового сл луху. Сначала возникает способность различать гласные, затем — согласные звукуки.

Ребенок не только видит и слышит, она стремится зрительных и слуховых впечатлений, получает от них удовольствие ее взгляд привлекают блестящие, яркие, подвижные, предметы; слух — звуки музыки, человеческой речи.

Ус се это заметно во время простого наблюдения, однако оно не дает оснований для выводов, что именно видит ребенок, как переживает полученные впечатления. Это можно выяснить экспериментально 3-ми-сячного дети хорошо р озризняють цвета, формы объемных и плоских геометрических фигур.

Цвета привлекают их внимание по-разному: как правило, предпочтение отдается ярким и светлым цветам. На основе различения цветов зья вляеться интерес к разнообразных ярких предметедметів.

Во второй половине 1-го года жизни ребенок начинает активно рассматривать обследовать предметы, манипулировать ими (малыш стучит, размахивает, перекладывает, бросает и др.), при рассмотрении и манипулирование с пр редметамы возникают зрительно-двигательные координации.

Сначала малыш ориентируется в окружающем мире с помощью внешних ориентировочных действий. Когда он хочет взять какой-то предмет, рука движется к нему, опре начаючы расстояние практически и внося коррективы по мере движения. Глаз, наблюдая за движением руки,»учится»оценивать расстояние.

В процессе хватания и манипулирования ребенок познает разнообразные свойства предм етив: форму, величину, вес, температуру, прочность и и міцність та ін.

Дети этого возраста очень чувствительны к новизне: если рядом с предметами, на которые часто смотрят, разместить новый, отличный от них по цвету или форме, малыш, заметив этот предмет, вполне переключ ся на него, надолго сосредотачивая взгляд.

Малыш переставляет предмет в новые положения до тех пор, пока он не исчерпает своей новизны, что снизит ориентировочную реакцию на этот предмет. Такое обследование объ тов свидетельствует о зарождении интереса к их свойств.

Предметы постоянно напоминают ребенку о своем существовании в окружающем мире, открывают ей свои свойства. Поиск 9-10-месячным детьми предмет ей, которые исчезли, свидетельствует понимание ими того, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте.

Они начинают узнавать предметы независимо от их положения в пространстве (перевернутые, пока ные в необычном месте), правильно определять их величину, какой бы ни было расстояние до нио них.

https://www.youtube.com/watch?v=LE7QdI2H2r0

В этом процессе впечатление превращаются в образы восприятия, отражающие устойчивые свойства предметов, с которыми ребенок знакомится в своих действиях. Это создает основу для использования свойств п предметов при выполнении новых задач, возникающих перед ребенком, то есть для элементарных форм мышленияя.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/kognitivniy_rozvitok_ditini_pershogo_roku_zhittya.htm

Виды и особенности восприятия ребенка

Восприятие младенца

На современном этапе дошкольному образованию отводится большая роль. Даже к детям старшего дошкольного возраста предъявляют с каждым годом все больше требований, особенно в старшем дошкольном возрасте перед непосредственным поступлением в школу. Дети должны научиться воспринимать учебную информацию перед тем, как переступят порог школы.

Часто детей старшего дошкольного возраста готовят к школе через привитие им общих и специальных знаний, определенных умений и некоторых навыков. А вот формированию у них познавательных психических процессов, и в первую очередь, восприятию значения не придают.

А ведь это не менее важно. А может даже и основа для успешного обучения в школе. Ведь если ребенок старшего дошкольного возраста не научится воспринимать информацию, он не сможет ее осознать, обработать и оценить.

Школьный материал и программу ребенок не освоит, знания у него не сформируются.

Что же такое восприятие ребенка?

Когда конкретный объект или явление непосредственно воздействуют на систему органов чувств человека, то мы наблюдаем психический процесс восприятия. Восприятие обязательно должно быть развито у детей уже в дошкольном детстве.

Восприятие осуществляется через нервную систему и отражается через ощущения. Может быть восприятие запаха, цвета, тяжести и т.д.

 Виды и особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Восприятие имеет основные для обучения в школе виды:

  • Зрительное — ребенок получает информацию посредством зрительных образов. Информация обрабатывается визуально, через зрительную анализаторную систему.
  • Слуховое — информация поступает благодаря фонематической системе звуков, через ритм и мелодику.
  • Тактильное — здесь задействованы кожные и двигательные ощущения, при чем рука должна быть в движении.

Некоторые ученые отводят восприятию роль познавательной деятельности, в результате которой ребенок получает определенного вида информацию, осознает ее особенности, исследует и оценивает.

Важный регулятор восприятия — необходимость воспринять предъявленный материал.

Умение воспринимать информацию у ребенка не является врожденным. Необходимо развивать детское восприятие. Разные виды восприятия развивают различными средствами.

В старшем дошкольном возрасте восприятие развивается в виде зрительных ощущений. 80% всего познавательного материала, который получает ребенок в этом возрасте, он воспринимает через зрительные анализаторы. В основном это информация об окружающем мире. В конце старшего дошкольного возраста малыш уже не ошибается в различении цветов, даже различает их оттенки.

Также старшему дошкольнику характерна высокая слуховая чувствительность. Ребенок различает музыкальные произведения, их ритм и темп.

Тактильная чувствительность у старших дошкольников развивается через подвижные игры, гимнастику и упражнения физического характера.

При восприятии пространства старшие дошкольники ищут возможности исследовать различные формы, пытаются сравнивать предметы.
Дети в 5-7 лет неплохо могут ориентироваться в пространстве и времени. Они знают, когда наступает утро, когда приходит вечер.

Особо хочется отметить особенности в художественном восприятии у детей. Дети старшего дошкольного возраста, внимательно слушая истории, пробуют воздействовать на литературных персонажей. Расширение знаний и представлений о действительности способствует формированию художественного восприятия. Этому способствует также развитие речи и детского мышления.

https://www.youtube.com/watch?v=WOW6YDBi0iQ

Что касается восприятия маленькими детьми других людей, то это зависит от установленных между ними взаимоотношений. Малышам нравятся люди, обладающие привлекательными качествами, взрослые и дети, которые легко вступают в контакт и общение. Если же ребенку кто-то не нравится, то он относится к такому человеку с видимой неприязнью. Причиной может послужить просто отсутствие взаимодействия.

В 5 лет восприятие у ребенка еще непроизвольно, к концу 6 лет дети могут ставить цель для изучения и исследования свойств различных предметов, могут их сравнивать.

Чтобы восприятие у детей старшего дошкольного возраста развивалось успешно, необходима целенаправленная работа.

Слуховое восприятие

Дошкольнику аудиалу нужно давать информацию в виде аудиозаписей. Можно пропевать отдельные звуки, слоги, прослушивать диски с учебными текстами.

Слуховое восприятие ребенка хорошо развивается на уличных прогулках, полезно предлагать детям послушать звуки, определить, шумы и сигналы автомобилей, шум самолета другие. Можно попросить различить шумы с прикрытыми глазами. Например, можно определять, машина идет или находится на месте. Далеко машина или близко.

Зрительное восприятие

Детям визуалам нужно больше давать наглядной информации, картинок, иллюстраций. Во время обучения чтению, можно рисовать буквы, разыгрывать сценки с персонажами сказок, показывать видеоролики.

Так как зрение у детей визуалов является основным средством восприятия информации, то следует подбирать специальные для этого упражнения.

Подбирать дидактические материалы, различные мозаики и конструкторы — важный способ передачи детям учебной информации. К упражнениям развития зрительного восприятия относятся такие, как «Сложи узор», блоки Дьенеша и другие. Если использовать мозаику или паззлы, то детали должны быть оптимального размера.

Обязательно нужно проводить зрительную гимнастику. Ее проводят 3 раза в день. Продолжительность зрительных упражнений 3-5 минут.

Упражнения нужно разнообразить, они должны быть в игровой форме, чтобы детям эмоционально было приятно выполнять такие упражнения.

Зрительные игры и упражнения способствуют улучшению кровообращения, корректируют зрительные процессы. Для этого можно использовать и специальные тренажеры.

Тактильное восприятие ребенка

Ребенок кинестетик должен сам рисовать или лучше вылеплять буквы из пластилина.

Чтобы развить тактильное восприятие ребенка можно предлагать ему исследовать различные природные материалы или разные предметы с отличной структурой. Как правило, дети хорошо различают на ощупь предметы по форме и размеру.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют с фольгой. С закрытыми глазами они сначала должны смять фольгу, скатать шарик, потом разгладить фольгу.

Очень интересное упражнение — определить, что находится внутри шарика.
В каждый шарик помещаются различные вещества — вода, мука, песок, горох, разная крупа (манка, рис, гречка). Детям предлагают на ощупь найти парные шарики, в которых находятся одинаковые вещества.

Особенности методов формирования восприятия в дошкольном возрасте

По характеру восприятия учебного материала можно обратиться к наглядным, практическим, игровым и словесным методам их формирования.

При наглядных методах формируют умения старших дошкольников наблюдать наглядные средства, рассматривать образцы предъявляемого учебного материала.

К практическим методам относят упражнения, проведение опытов и экспериментов, различных исследований и моделирования.

На словесные методы сейчас обращают основное внимание. Это рассказы педагога, детей, им читают литературу, беседуют с детьми. Это, пожалуй, один из основных методов при подготовке к школе.

Но ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игровая. И именно она должна быть во главе формирования всех познавательных психических процессов. Восприятие ребенка наиболее эффективно формируется в ходе дидактических игр, когда создаются игровые и воображаемые ситуации, разыгрываются роли.

Источник: https://podrastu.ru/psikhika/vosprijatie-rebenka.html

Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте

Восприятие младенца

Действие и восприятие – те проводники, благодаря которым ребенок познает все, что его окружает. Эти процессы позволяют ребенку из наблюдателя окружающего мира стать его полноценным участником. Начиная с 2-3 лет, детское восприятие вступает в стадию наиболее интенсивного развития. 

Восприятие мира в дошкольном возрасте

Дошкольников привлекают яркие предметы, мелодичные или оригинальные звуки, эмоциональные ситуации. Они воспринимают окружающую действительность непроизвольно, направляя свое внимание на то, что их больше привлекает.

Ребенок, видя предмет, способен оценить известные ему функции, интуитивно проанализировать свой опыт и понять, что он видит, слышит или чувствует. Небольшой багаж жизненного опыта помогает понять, что это за ощущение, распознать предмет, звук или запах.

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста позволяет перейти им на следующую ступеньку, когда они научаются целенаправленно изучать объекты, определять их характеристики, дифференцированно воспринимать отдельные свойства.

Что такое восприятие ребенка

За несколько дошкольных лет ребенок проходит путь от непосредственного восприятия предмета с помощью прикосновений до умения вычленять существенные признаки и составлять обобщенное представление об объектах.

https://www.youtube.com/watch?v=QJmn_N0Tsi8

Функция познания работает следующим образом: возникает перцепция, как отражение явления или предмета при помощи зрения, слуха или касаний.

Восприятие или перцепция – процесс получения и преобразования информации с помощью органов чувств, благодаря которому у человека складывается картина реального мира.

Механизм восприятия можно кратко описать следующим образом:

  • Окружающий мир состоит из множества сигналов: это звуки, краски, картинки, осязаемые предметы;
  • Вдыхая запах или прикасаясь к листу бумаги, малыш оценивает предмет, используя один из органов чувств;
  • Данная информация поступает в мозг, где рождается ощущение;
  • Ощущения складываются в комплексную «картинку», образуя восприятие.

На восприятие также влияет ранее полученный опыт. Органы чувств помогают ребенку сократить обработку информации там, где он видит знакомую обстановку. Получив единожды представление об игрушечном зайчике, ему не нужно будет повторно его ощупывать или пробовать на вкус.

Восприятие – основа дальнейшего формирования познавательных функций, необходимых для полноценного развития, успешной учебы.

Формирование процессов ощущения и восприятия

С рождения ребенок обладает так называемым «сенсорным восприятием». Запахи, тактильные ощущения, шум достигают его мозга, только младенец пока не умеет использовать эти сигналы. В первые годы жизни дети овладевают предметной деятельностью и накапливают информацию о свойствах объектов, в результате чего формируются сенсорные эталоны.

С трехлетнего возраста восприятие постепенно становится точным и осмысленным. Развиваются высшие анализаторы – зрительный и слуховой.

Ребенок еще не может всесторонне проанализировать предмет или явление, но он ухватывает самые заметные признаки, непроизвольно сравнивая их с эталонами и делая выводы.

От общего представления о предметах в 3-4 года младший дошкольник переходит к более сложным формам интерпретации. При активной поддержке взрослых характеристика ощущений меняется, ребенку удается осознать, что форма, цвет, материал, величина более абстрактные характеристики и не привязаны к конкретному предмету.

К старшему дошкольному возрасту ребенок знакомится с основными фигурами геометрии, выделяет все цвета, учится определять размеры предметов. Также он понимает, что в мире имеется время – утро всегда переходит в день, а затем сменяется ночью. Является достижением осознание пространства – до парка от дома нужно дойти, а дома и деревья тянутся ввысь.

Важность развития восприятия в дошкольном возрасте заключается в том, что при его ограниченном функционировании значительно затруднится развитие речи, памяти, мышления, внимания и воображения. Данный познавательный процесс становится необходимым помощником для проявления различных видов мышления, умения образно говорить и придумывать яркие истории.

Виды восприятия у дошкольников на основе перцептивных систем

Основные виды восприятия у дошкольников основываются на базе различных анализаторов:

  • Зрительный, позволяющий визуально оценивать все свойства предмета;
  • Слуховой, помогающий обучаться речи, распознавать родной язык, чувствовать звуки природы, слышать музыку;
  • Осязательный, обеспечивающий познание объекта при помощи прикосновений.

Слуховое

При помощи слуха ребенок учится распознавать звуки родного языка, слова и слоги. Если в младенчестве восприятие речи опирается на ритмичную и мелодичную структуру слов и предложений, то уже в 1 год начинается формирование фонематического слуха. Еще год требуется малышу, чтобы оформилось принятие всех звуков родного языка и началось формирование звуковой культуры речи.

Развитие данной формы восприятия наиболее эффективно при прогулках, когда малыш слушает шум улицы, пение птиц, стук дождя, шаги. Отличное упражнение – предложение закрыть глаза и попробовать понять, с какой стороны поет птичка, далеко или близко едет автомобиль.

Зрительное

Зрительное восприятие является ведущим в дошкольном возрасте. От него зависит умение читать, видеть красоту мира, оценивать опасность. Его ведущая роль обоснована тем, что зрение позволяет охватить вниманием весь объект в целом, а также увидеть детали.

Зрительные сигналы поступают прежде, чем дошкольник ощупает предмет или попробует на вкус. К тому же, осмотр объекта гораздо безопаснее других способов исследования.

Только в раннем возрасте, когда малыш начинает постигать окружающую действительность, его «глазами» являются руки. Но на этом этапе родители заботятся, чтобы ребенок находился в защищенном пространстве и в его руках оказывались исключительно безопасные предметы.

По статистике, количество визуалов (предпочитающих зрительное восприятие) превалирует в мире, поэтому развитие данного вида требует особенного внимания. Задача взрослого в дошкольном возрасте зрительное восприятие ребенка обострить, а также помочь ему расширить диапазон воспринимаемых деталей.

С дошкольниками нужно больше рисовать, изучать картинки и иллюстрации. Именно такие дети с увлечением занимаются аппликацией, собирают пазлы и мозаику, продолжая развивать зрительные ощущения.

Тактильное

Тактильное или кинестетическое восприятие напрямую связано с прикосновениями. Младшие дошкольники все еще больше доверяют своим рукам при ознакомлении с новым предметом. Поэтому они так настойчиво просят дать им в руки то, что их заинтересовало. Детальнее о тактильном восприятии.

Игры с материалами различной структуры, лепка, природные вещества – отличный способ развивать осязание. С закрытыми глазами дети с удовольствием скатывают шарики из фольги и разглаживают ее. Большую радость вызывает упражнение на определение сыпучего материала в чашке. Глаза, разумеется, также должны быть завязаны.

Особенности восприятия у младших дошкольников

В раннем дошкольном возрасте восприятие характеризуется следующими особенностями:

  • Неотделимостью свойства от предмета. Большой пушистый тигр в зоопарке будет назван кисой.
  • При изучении предметов выделяется самая яркая, запоминающая деталь. Именно поэтому широкая шляпа ведьмы на картинке превращает всех элегантных старушек на улице в злых колдуний.
  • Резкое изменение привычного антуража вокруг знакомого предмета мешает малышу опознать его. Мама и папа в бальных нарядах становятся чужими людьми.

Подобная специфика характерна для детей 3-4 летнего возраста, в дальнейшем восприятие станет более дифференцированным, будут выделяться отдельные функции, целое раздробится на частное.

Восприятие пространства детьми 3 — 4 лет

Сложность понимания пространства заключается в неспособности его потрогать, понюхать и увидеть. Первым шагом становится опознавание «близкого» пространства, то есть окружающего мира на расстоянии вытянутой руки с игрушкой.

В дальнейшем младший дошкольник начинает осознавать понятия «далеко-близко», но они не точны. Небольшие статуи на мосту могут казаться куклами, и ребенок вполне может попросить мать достать одну из них.

Согласно исследованиям, для того, чтобы дошкольник начал правильно воспринимать пространство, ему необходимо сначала оценить собственное тело в этом мире. Научиться различать и называть руки и ноги, понимать, какие части тела парные.

Дополнительный способ для овладения понятием пространства – постоянная работа взрослого, направленная на указание направления.

Чем чаще звучат слова: «право», «лево», «сбоку», «впереди», «наверху», тем проще малышу будет освоить ориентирование в пространстве.

Следующий этап – задачи на сравнение длины, ширины и высоты. Со временем малыш начинает решать такие задания «на глаз», демонстрируя понимание того, что такое пространство и как располагаются в нем люди и предметы.

Цветовосприятие

Различие цветов доступно малышу с раннего возраста. Сейчас речь не идет о тончайших оттенках, но основные тона спектра он выделяет.

В 3-4 года дошкольник отчетливо различает 4 основных цвета:

  • Красный;
  • Желтый;
  • Синий;
  • Зеленый.

Подобный аспект связан с возрастной особенностью видеть главное, отбрасывая несущественное, то есть, непонятные и неизвестные оттенки. Данные, эталонные оттенки усваиваются походя, без специального обучения. Но для того чтобы малыш не страдал «бедностью» цветового восприятия, названия остальных тонов и оттенков ему необходимо называть и показывать.

Дети склонны заменять цвет понятиями «красиво» и «некрасиво», в результате чего возникают картинки, где оттенки объектов мало соответствуют реальности. В этом возрастном периоде краски отбрасываются как несущественный фактор, основой становится форма.

Поэтому развитие восприятия цвета должно состоять из упражнений, где простейшие задания сложить элементарную цветовую фигуру меняются на более сложные.

Особенности восприятия у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст отмечается наличием сформированных пространственных представлений. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, воспринимает расстояния и отношения между объектами, умеет наглядно моделировать часть конкретного помещения. Также способен построить модель сюжета рассказа или сказки.

Будущий школьник уже способен оценивать такое абстрактное понятие как время, а также видеть окружающий мир с точки зрения эстетики. Именно эти два направления требуют наибольшего внимания.

Восприятие времени

Главные особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста – это осознание комбинации пространства и времени. Однако невозможность услышать или потрогать данные величины ведут к их продолжительному распознаванию.

Ребенок в 5-6 лет способен запомнить временные промежутки: вчера, сегодня, завтра, минута, час, но навыки использования данных понятий отсутствуют. Своеобразие восприятия времени связано с тем, что ребенок не имеет возможности направленно им манипулировать, а термины – просто слова, не имеющие визуального выражения.

В этом возрасте еще слабо дифференцируются временные показатели последовательности событий – вчера, завтра, послезавтра. Уже осознается будущее время, но прошедшее вызывает затруднение. Дошкольники с удовольствием говорят, кем они будут, когда вырастут, что они будут иметь, чем займутся. Прошлое у них воспринимается дискретно и всплывает в образах запомнившихся событий.

Взрослые помогут ребенку воспринимать небольшие отрезки времени, если будут соотносить его деятельность с временным интервалом: за 10 минут нарисовать домик с садом, через 3 минуты сесть за стол, 1 минуту чистить зубы.

Эстетическое восприятие

Зато эстетическое восприятие расцветает «пышным цветом». В старшем дошкольном возрасте каждый ребенок – творец. Дети лепят, рисуют, конструируют, данные занятия помогают им лучше познавать мир.

Значительная заслуга в данной деятельности принадлежит зрительному восприятию. Старший дошкольник научается целостно осматривать объекты, прослеживая контур и вычленяя детали.

Эта информация становится образцом, на который ребенок ориентируется в своем рисунке и лепке.

Если суждения пятилетнего ребенка об эстетике определяется внешностью, а предметы оцениваются по принципу «нравится — не нравится», то в 6-7 лет дошкольник обращает внимание на художественную композицию, на сочетаемость цвета. Например, в картине он уже способен улавливать не лежащие на поверхности характеристики, которые художник вложил в содержание.

Задача родителей и воспитателей не просто сообщить ребенку о красоте того или иного объекта. Важно понятными словами объяснить, что именно обеспечивает эстетику явления, взаимосвязь между отдельными чертами и целостным результатом.

Регулярные занятия такого характера помогают воспитать чувство прекрасного в маленьком человеке. Он обучится видеть красоту в стуке капель по стеклу или падающих листьях.

Способы развития восприятия дошкольников

В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игра. Именно в такой форме наилучшим образом проходит обучение детей и развитие необходимых функций.

В дидактике представлено множество игр на развитие восприятия, которые помогут родителям или воспитателям заниматься с ребенком:

  • Капельки – обучают объединению предметов на основе цветового критерия. При выполнении задания необходимо сложить в емкости кружки соответствующих оттенков.
  • Зонтики – формируют понимание формы и цвета предметов. Для игры необходимо 4 зонтика основных цветов и картонные геометрические фигуры. Воспитатель сообщает, что пошел дождь, необходимо срочно спрятать кружочки и треугольники под зонтики разных цветов.
  • Мешочек с секретами – позволяет определить предмет на основе тактильных ощущений. Непрозрачный мешок наполняется игрушками. Ребенок, не глядя, должен описать, что попалось ему в руку.

Аналогичные игры проводятся для развития умения узнавать объект или предмет по запаху или по звуку.

Регулярные занятия на развитие восприятия у дошкольников обеспечат в дальнейшем формирование целостной, нравственной личности. Такой человек, вероятнее всего, будет иметь нестандартное мышление, высокий уровень креативности.

Источник: https://alldoshkol.ru/process/razvitie-vospriyatiya

ovdmitjb

Add comment