Irvuz

Восприятие как действие

Восприятие, Понятие о восприятии, Разновидности восприятия – Общая психология Библиотека русских учебников

Восприятие как действие

Ключевые понятия темы:

восприятия, предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность, апперцепция, иллюзия, восприятия пространства”восприятие движения, восприятие времени, наблюдения, наблюдательность, конверген нция, аккомодация, диспарантни точки, синкретическое восприятие

Понятие о восприятии

Непосредственно контактируя с окружающим миром, человек получает не только информацию об определенных свойствах и качествах тех или иных объектов или явлений через ощущения их, но и сведения о самих объекты как цил лесные образования. Целостное их отражения человеком характеризует второе звено единого процесса чувственного познания – восприятияя.

Восприятие – это психический процесс отражения человеком предметов и явлений в целом, в совокупности всех их качеств и свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств

В восприятии предмета как своеобразного синтеза его свойств происходит реакция на комплексный раздражитель, рефлекс на соотношение между его качествами. В результате восприятия возникают образы объ тов, которые воспринимаются,-представлениея.

Процесс восприятия происходит во взаимосвязи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем объект восприятия), языком (называем его словом), чувствами (обнаруживаем свое ставят ения к нему), волей (сознательным усилием организуем перцептивную деятельность.

Важную роль в восприятии играют эмоциональное состояние личности, ее стремления, переживания содержания воспринятого. Эмоции возникают как мотив, внутреннее побуждение к познанию предметов и явлений

В производительности восприятия предметов и явлений окружающего мира важную роль играют активность, действенность личности. Она проявляется уже в движениях органов чувств, направленных на объекты, которые спо иймаються, в их ощупывании, обследовании зрением их контуров, отдельных частин.

Во всех разновидностях восприятия моторный компонент способствует выделению предмета из других объектов. На это обращал внимание еще и. М. Сеченов, указывая, что сенсорный и моторный аппараты в приобретении опыта объе объединяются в единую отображающей системему.

Практические действия – это одна из главных предпосылок адекватного восприятия предметов и явлений объективной действительности

Разновидности восприятия

В чувственном познании ощущения и восприятия проявляются в их единстве воспринимаемые вне ощущениями не бывает

Различают восприятие по их сенсорными особенностями (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестетические, болевые и др.), по отношению к психической жизни (интеллектуальные, эмоциональные, эстеты ични), по сложности восприятия (восприятия пространства, движения, времени.

Сенсорный состав восприятия во многом совпадает с ощущением. Специфическим в восприятии, в отличие от ощущения, является то, что тот или иной аспект зрительного, слухового, тактильного восприятия становится предмет том осознание, понимание его значения для жизненноя.

Сенсорное восприятие предметов и явлений действительности происходит в комплексе, во взаимодействии органов чувств: зрения и кинестетических ощущений, зрения и слуха и т.д.. При этом один из разновидностей восприятия предстает есть как ведущий, а другие – как вспомогательные.

В музыкальной деятельности, например, ведущим всегда есть слух, а затем кинестетическая чувствительность.

В квалифицированного хирурга кинестетическая чувствительность играет значительную роль – она ??осуществляет контроль и регуляцию движений, что необходимо при обеспечении точности движений и дидій.

Восприятие по психической жизни личности приобретает особое значение,. В объекте восприятия могут специфически отразиться интеллектуальные или эмоциональные особенности человека, его восприняла

Научные знания требуют интеллектуального их восприятия, то есть восприятия содержания, понимание понятий и терминов, выполняемых действий, усиленного действия памяти, внимания, мышления. Эмоциональное восприятие ярко пост тает при восприятии произведений искусства.

При таком восприятии ведущую роль играет эмоциональный его аспект, непосредственное влияние объекта воспринимается на чувства – познавательные, нравственные, эстетические. Конечно, художественное восприятие происходит ся в единстве с интеллектуальнымм.

Понимание того, что воспринимается, является необходимым его условием, а эмоциональное переживание в художественном восприятии определяет его характер: возвышенность или подавленность настроения, переживания высокого, ком мучного, трагического, того, что именно возбуждается материалом, который воспринимается.

Восприятие по смыслу – это восприятие предметов и явлений в пространстве, движении, времени

В восприятие пространства, движения и времени принимают большую или меньшую участие различные анализаторы в их взаимосвязи

Восприятие пространства происходит при участии зрительного, кинестетического и слухового анализаторов. Объектом пространственных восприятий является дифференциация размеров и форм предметов, расстояний, размещение их в прост тори, глубины, рельефа. Восприятие размеров на зрение и осязание достигает значительной точноститі.

Восприятие горизонтальных линий точнее, чем восприятие вертикальных. В восприятии пространства большую роль играет глазомер. Пространственные явления довольно точно воспринимаются также тактильно и кинестетически. Слепые люди, например, изучая географию, работая, успешно ориентируются с помощью осязания на рельефном глобусе, в размещении деталей предметов рабоаці.

На слух человек довольно успешно воспринимает направление звуков в пространстве: далеко, близко, вверху, внизу, справа, слева. Направление на слух можно определить с точностью до 10 градусов. При моноуральному воспринимается. Анне звука точность восприятия направлений нарушаетсяся.

Восприятие расстояния, глубины и рельефности происходит по-разному при монокулярному и бинокулярному видении.

При бинокулярном восприятии (восприятие двумя глазами) точность определения расстояния намного более ато больше, чем при монокулярному (восприятие одним глазом).

Восприятие глубины и рельефа зависит от того, как отражается предмет на сетчатке глаза: в корреспондирующих или диспарантних точки сетчаткивки.

Если возбуждаются корреспондирующие точки сетчатки, т.е., симметрично размещены в правом и левом глазу от центральной ямки, то изображение воспринимается как один предмет, в одной плоскости.

Если восприятий нятий предмет на сетчатке изображается диспарантно, т.е.

в точках обоих глаз, удаленных по-разному от центральной ямки, тогда предмет видим или удвоенным, если диспарантнисть является значительной, или объемно, рельефно, если диспарантнисть является незначительною.

На этом принципе построено стереоскопы, стереоскопическое кино

При восприятии пространства, в зависимости от размещения предметов в пространстве, возникают зрительные иллюзии, т.е. неточное восприятие размеров, параллельности, выпуклости, вогнутости наружу или внутрь

Карандаш, погружен в стакан с водой, кажется нам изогнутым, размер солнца утром и вечером кажется большим по сравнению с тем, как оно воспринимается в зените, два одинаковых углы, одинаковых кружочки, од. Научно линии кажутся разными среди больших или меньших по размеру изображений таких же предметов тощ.

В восприятии пространства важную роль играют аккомодация и конвергенция органа зрения. Аккомодация – это изменение выпуклости хрусталика соответственно расстоянии предмета, а конвергенция – это направление глаз на предмет восприятия. Эти физические изменения в органе зрения связаны с восприятием расстояния и объема предметта.

Восприятие движения – это отражение изменения положения предметов в пространстве

Восприятие движения зависит от того, как воспринимается движущийся предмет относительно другого недвижимого или движимого предмета. В первом случае движение предмета воспринимается более адекватно, чем во втором

При восприятии движущегося предмета относительно другого предмета, движущегося в одном с ним направлении или в противоположных направлениях, может возникнуть иллюзия отсутствия или ускорения движения. Неподвижный предмет, в отношении которого рассматривается движение другого предмета, кажется движимым, но его движение воспринимается как движение в противоположном направленииу.

Если в поле зрения нет недвижимого предмета, относительно которого воспринимался бы движущийся предмет, то движение воспринимается в 15-20 раз медленнее. Движение самолета на фоне безоблачного неба кажется медленным

Восприятие времени заключается в отображении длительности и последовательности действия раздражителя на организм. Специального органа для восприятия временных явлений нет. В восприятии времени участвуют все анализаторы, от отражая продолжительность действия. Важную роль в восприятии времени играют различные органические изменения, ритмичность их действия (дыхание, сердцебиение и т.д.що).

Непосредственное восприятие продолжительности времени незначительно (0,75 секунды). Более длительные интервалы воспринимаем в результате деления и отсчета их равными частями в пределах одной секунды. Итак, большие интервалы времени воспринимаем опосредованноено.

Восприятие последовательности событий происходит благодаря перерывам в продолжительности действия раздражителей на анализаторы. Восприятие продолжительности зависит от отношения , от характера предмета, воспринимается

Восприятие интересного вызывает иллюзию скорости течения времени, а восприятие неинтересно, неприятного, вынужденное ожидание создают иллюзию замедления продолжительности действия

Знание разновидностей восприятия и их закономерностей имеет важное значение для формирования профессиональных качеств специалиста

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_maksimenko_sd_/spriymannya.htm

Восприятие в психологии, виды восприятия, развитие у детей

Восприятие как действие

Через органы чувств человек воспринимает окружающий мир во всем его многообразии. Это не только чувственное познание мира, но и эмоциональное отношение, которое формируется к тому, что человек воспринимает. В психологии существует множество видов восприятия, которое необходимо развивать у детей.

Восприятие происходит на различных уровнях. Во-первых, на уровне органов чувств:

  • Глаза воспринимают формы, размеры, цвета и пр.
  • Уши слышат звуки.
  • Нос воспринимает запахи.
  • Язык отличает вкусы.
  • Кожа воспринимает структуру, консистенцию, твердость предмета и пр.

Человек не может только на уровне организма воспринимать окружающий мир. Нередко человек проявляет свое отношение к тому, что видит. Оно формируется на уровне эмоций, которые он переживает при восприятии того или иного объекта. К примеру, если ребенку больно, тогда то, что ему причиняет боль, будет вызывать у него негативные эмоции.

Восприятие человеком окружающего мира имеет множество составляющих, которые подробнее раскроет сайт психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое восприятие?

Восприятие – это результат процесса познания конкретного предмета. Что это такое? Это целостная картина того, что созерцалось человеком. Здесь выделяются конкретные особенности и характеристики объекта, к которым практически всегда возникает какое-то отношение.

Восприятие зависит от намерений, желаний, интересов, настроения человека. В окружающем мире существует много различных предметов, явлений и людей. Однако среди всего многообразия человек выделяет что-то конкретное, практически не замечая всего остального. Это называется избирательным восприятием, когда человек акцентирует внимание на том, что ему наиболее важно в данную секунду.

С одной стороны, это ограничивает его возможности. С другой, помогает сконцентрироваться на важных вопросах, не отвлекаясь на другие проблемы. Многое зависит от осознанности человека, который обращает внимание на что-то конкретное или на весь окружающий мир. Однако данный процесс невозможно постоянно контролировать, поэтому человек зачастую пользуется избирательным восприятием.

Основными особенностями восприятия являются:

  • Структурность.
  • Константность.
  • Иллюзия.
  • Предметность.
  • Целостность.
  • Избирательность.
  • Апперцепция.
  • Осмысленность.

Другими словами восприятие называют познанием, созерцанием, оценкой, апперцепцией, принятием, восприниманием.

перейти наверх

Восприятие в психологии

В примитивном понимании восприятие в психологии характеризовалось как то, что человек получает из окружающего мира через органы чувств. Однако специалисты продолжили изучение данного вопроса, акцентируя внимание на том, что человек воспринимает отдельные характеристики объектов, лишь со временем становясь способным воспринимать их целиком.

Преимущественно человек выделяет конкретные качества в тех явлениях, предметах или людях, которые он воспринимает. Значимыми становятся те характеристики, которые человеку на данный момент являются существенными. Либо он в последнее время на них обращает внимание, либо они постоянно ассоциируются у него с какими-то событиями из прошлого, либо он считает их существенно важными.

Если обратиться к восприятию детьми, то они зачастую обращают внимание на те предметы и людей, которые им уже знакомы. Они выделяют из общей массы то, что им уже знакомо, чтобы потянуться именно к этому.

Механизм восприятия осуществляется в большей степени на уровне чувств. Человек обращает внимание на то, что вызывает у него сильные переживания, возбуждение, ощущения. Зачастую воспринимается не более 3 качеств конкретного предмета, которые выделяются на общем фоне. Для человека они являются существенными и характеризующими то, на что он смотрит.

Если речь идет о восприятии знакомого предмета, то человек зачастую снова обращает внимание лишь на те качества, которые он уже привык в нем выделять.

Если же восприятие происходит незнакомого предмета, тогда человек его изучает до тех пор, пока не выделяет 3-4 существенных качества, которые будут выделяться на фоне всех остальных и характеризовать предмет, человека, явление.

Он будет искать знакомые объекты, к которым может отнести новое явление.

Для более легкого восприятия человек привыкает к выделению существенных черт каждого объекта, чтобы отнести его к той или иной группе, независимо от того, что все эти объекты могут обладать разными формами, цветами, запахами и т. д. Это помогает меньше времени тратить на то, чтобы снова анализировать тот объект, на который человек смотрит.

На восприятие человеком также влияет мотивированность, задачи, которые перед ним сейчас поставлены, эмоции и установки.

перейти наверх

Восприятие делится на несколько видов:

  • Преднамеренное восприятие – установка на изучение конкретного предмета.
  • Произвольное – включение в деятельность и реализация в процессе ее выполнения.
  • Непреднамеренное – происходит внезапно без предварительной постановки задачи.
  • Зрительное – восприятие через органы зрения.
  • Слуховое – восприятие звуков и ориентация в окружающем мире через органы слуха.
  • Осязательное – восприятие мира через тактильные органы.
  • Обонятельное – восприятие запахов через органы дыхания.
  • Вкусовое – познание мира через рецепторы, расположенные на языке.

В теме рассмотрения восприятия участвует наблюдательность, которая формируется в результате наблюдения за конкретным объектом или явлением. Ставится задача, деятельность осуществляется целенаправленно, а весь процесс растягивается во времени. Это помогает изучить наблюдаемый объект по истечении времени в его изменениях, трансформациях, развитии и пр.

  • Зрительное восприятие пространства осуществляется через органы зрения, которые обращают внимание на формы и размеры предмета.
  • Восприятие времени.
  • Восприятие информации. На уровень восприимчивости влияют:
  1. Значение ситуации. Вызываемые эмоции при восприятии сказываются на оценке, которую дает человек обстоятельствам.
  2. Глубина понимания ситуации. Чем больше человек разбирается в том, что происходит, тем меньше он драматизирует и волнуется.
  3. Характеристики предмета, человека, явления.
  4. Стереотипы – утверждения, которые часто навеяны другими людьми, но позволяют заранее у человека вырабатывать определенное отношение к происходящему.
  5. Непредсказуемость и искревленность сведений.

перейти наверх

Восприятие человека человеком

Человек живет среди других людей, с которыми он контактирует и даже создает отношения. С разными людьми складывается разное общение, разные отношения и возникают различные эмоции.

Человек может быть хорошим, но в глазах других он может быть добрым и злым, общительным и стеснительным, красивым и некрасивым, и т. д. Человек один, а восприятие его другим индивидом совсем иное.

Все люди будут говорить разное об одном и том же человеке, если не будут знать мнения окружающих.

Восприятие человека человеком строится на таких факторах:

  1. Внешность. Изначально оцениваются внешние данные, как говорится, «встречают по одежке».
  2. Осанка.
  3. Походка.
  4. Жестикуляция.
  5. Культура речи.
  6. Поведенческие паттерны.
  7. Модели поведения.
  8. Привычки.
  9. Профессиональная характеристика.
  10. Нравственные и коммуникативные качества.
  11. Социальный статус.
  12. Значимые для конкретного человека качества.

Иногда люди оценивают друг друга по внешним признакам, которые должны говорить о наличии у индивида конкретных качеств характера. Например, нахмуренные брови должны указывать на серьезность или яростность человека. Однако бывает так, что внешность обманывает. Человек может быть совсем другим по характеру, нежели говорит об этом внешность.

Также люди приписывают друг другу качества, которые наблюдаются у их знакомых, на которых похож новый человек.  Собеседник может быть похож внешне на вашу бывшую любовь, из-за чего вы ему приписываете качества, которые были свойственны вашему бывшему партнеру.

Также оценка людьми друг друга происходит на уровне связывания социального статуса с их чертами характера. Человек в порванной одежде не будет казаться успешным и деловитым, хотя это тоже может быть обманчивым мнением. На восприятие в данном вопросе влияют эталоны, мерки и общественные стереотипы о том, какими должны быть те или иные люди.

Также на качество восприятия нового человека сказывается информация, которую получают до знакомства с ним. Так, например, если вы слышали что-то плохое о незнакомом вам человеке, то, скорее всего, вы проявите к нему негативное отношение в момент первого знакомства с ним.

Также люди склонны негативно относиться к лицам, которые принадлежат другой социальной группе. К тем, кто ниже по статусу, относятся пренебрежительно. К тем, кто выше по статусу, испытывают зависть.

Не следует делить человека на хорошие и плохие стороны. Человек не может быть хорошим или плохим, он просто такой, каким является. А хорошие и плохие стороны правильнее было бы обозвать как «удобные» и «неудобные» характеристики, которые мешают окружающим, а не ему самому.

Что-то людям «удобно» в человеке, и они это поощряют, а то, что «неудобно», — критикуют. На самом деле раздвоение личности происходит лишь потому, что человек что-то в себе одобряет, а что-то нет. Хотя в нем нет ничего хорошего и плохого. Есть просто он с определенными качествами, характеристиками и особенностями. И они ни хороши, ни плохи.

Они присутствуют в человеке по каким-то причинам, которые известны только ему.

Хорошие качества – это то, что «удобно» другим людям; плохие – «неудобно». Не изменить ли человеку отношение к тому, что ему «неудобно»? Если кому-то «неудобно» что-то в другом человеке, это еще не значит, что это плохое качество. Зачастую отрицательные стороны играют защитную роль, оберегая человека от различного рода стресса.

Уместнее было бы назвать положительные и отрицательные стороны как «помогающие» и «мешающие». Однако данный вопрос должен решать сам человек. Он должен сам для себя решать, что ему «помогает» жить так, как он хочет, а что нет. И принять решение изменить в себе «мешающие» качества на те, которые ему будут «помогать».

Не оценивайте людей! Воспринимайте человека в целом! Не делите его на две половинки – хорошую и плохую. Человек – цельное существо, у которого сформированы определенные качества. Они ни хороши, ни плохи сами по себе. Они просто в нем присутствуют.

Если же вам что-то мешает в другом человеке, то никто не заставляет вас с ним общаться и заводить какие-то отношения. Следует сместить фокус с «Я хочу, чтобы он (она) стал (-а)…» на «Хочу ли я общаться с человеком таким, каков он есть сейчас?».

Пока вы хотите изменить другого (что невозможно!), сделав его совершеннее, вы по праву (и достойны этого!) наталкиваетесь на сопротивление, агрессию и оскорбления.

Вы не «родитель», чтобы учить его, а он не «ребенок», чтобы поддаваться обучению. Вы – два взрослых человека, которые имеют право быть такими, какие они есть.

Сместите фокус внимания на себя и примите взрослое решение: хотите ли вы быть рядом с этим человеком, даже если он никогда не изменится?

Вы – единое целое, которое может менять в себе все на свое усмотрение, при этом заслуживать быть принятым другими людьми, если они добровольно хотят общаться с вами.

перейти наверх

Развитие восприятия у детей

Восприятие окружающего мира проявляется с самого рождения. Просто младенец пока не может контролировать собственные процессы восприятия. Либо по мере взросления, активности и понимания окружающего мира дети понимают, как им можно управлять. Хотя даже это не всегда контролируется, что можно отметить у взрослых людей, чье развитие восприятия достигло пика.

Развитие восприятия происходит само по себе, в зависимости от активности и условий проживания ребенка. На данный процесс могут влиять родители теми воспитательными нормами и совместными занятиями, где обсуждается окружающий мир. Если родители занимаются с ребенком, тогда его восприятие формируется быстрее, чем у детей, чьим развитием не занимались.

В младшем школьном возрасте дети не узнают знакомых людей, которые переодеты в необычные наряды. Также они воспринимают одно качество предмета, на основе которого дают ему характеристику.

В среднем школьном возрасте ребенок начинает соотносить предметы по величине. В старшем школьном возрасте соотношение предметов осуществляется на уровне ширины, высоты, пространства и длины.

Главной особенностью восприятия ребенком является его умение потом воспроизводить увиденное с точностью в размерах, цветовой гамме и т. д. Отношение к другим людям определяется оценками.

Особенно жесткие оценки дети выставляют тем, кто с ними постоянно контактирует. Восприятие других детей заключается на уровне популярности их в группе.

Чем популярнее ребенок в группе, тем более высокую оценку ему ставят другие дети.

перейти наверх

Итог

Каждый человек обладает восприятием, которое основывается на тех органах чувств, которыми он оперирует. Если некий орган чувств искажает окружающую реальность, то у человека формируется ошибочное мнение, пока другие люди ему не скажут, что на самом деле он должен воспринимать. Восприятие приводит к следующему итогу – понимание окружающего мира во всем его многообразии.

Однако следует учитывать ловушки собственной психики, которая может искажать воспринимаемую извне информацию:

  • Первое – общественное мнение. Большинство тоже может ошибаться, особенно если руководствуется стереотипами, а не логичными и здравыми рассуждениями. Нередко человек поддается общественному мнению, обращая внимание на окружающий мир с определенной предрасположенностью (негативной или позитивной).
  • Второе – собственные желания. Нередко человек многого не замечает, пока охвачен собственными желаниями. Стремиться достичь цели нужно, однако когда при этом не ущемляются свободы и права других людей или поступки не противоречат законам природы. Прогноз в противном случае может стать неблагоприятным: отсутствие достигнутой цели.
  • Третье – стереотипы и привычки. Мозг позволяет человеку не переутруждаться, смотреть на мир так, как уже привычно. Однако для полного понимания ситуации, нередко необходимо выйти за пределы привычного восприятия и начать смотреть на обстоятельства по-другому.

Тема восприятия обширная, что позволяет человеку во многих вариациях воспринимать мир, который является одинаковым для всех, но разным в глазах тех, кто на него смотрит.

Источник: http://PsyMedCare.ru/vospriyatie-psihologii

Восприятие

Восприятие как действие

Общая характеристика восприятия

Восприятие как действие

Виды восприятия

Основные свойства восприятия

Общая характеристика восприятия

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосред-ственном воздействии на органы чувств.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Восприятие связано с осознани-ем, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к опреде-ленной категории по соответствующим признакам, основаниям.

Только вклю-чив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответст-вующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.

Таким образом, восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения), означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимае-мых как целое, явлений.

Поскольку восприятие является чувственным этапом познания, оно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения.

Восприятие человека – необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности.

Восприятие как действие

Восприятие – это своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и создание его копии, подобия.

Восприятие – сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить (рис.1).

Перцептивные действия

Измерительные

Соизмерительные

Построительные 

Контрольные

Корригирующие

Позволяют оценить величину воспринимаемого предмета

Дают возможность сопоставить размеры нескольких объектов

Отвечают за построение перцептивного образа

Позволяют сличать возникающий образ с особенностями предмета

Исправляют ошибки в образе

Тонически-регуляторные

Поддерживают необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия

Рис. 1. Перцептивные действия

Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. от понима-ния того, что воспринимается, и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. от того, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.

Виды восприятия

Выделяют различные виды восприятия (рис. 2).

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека.

Известно, что одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение – преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений действительности, людей и самого себя.

По форме психической активности

По форме  существования  

материи

По ведущему анализатору

Неорганизо-ванное

Обонятельное

По структуре

Осязательное 

Слуховое 

Зрительное 

Кинестетическое

Организо-ванное

По степени организации

Вкусовое 

Преднамеренное

Непреднаме-ренное

Восприятие движения

Восприятие времени 

Восприятие пространства

В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта

Симультанное

Сукцессивное 

Восприятие человека человеком

Виды восприятия

Рис. 2. Классификация восприятия

Специалисту, осуществляющему наблюдение, необходимо учитывать особенности индивидуального типа восприятия (аналитического, синтетического, аналитико-синтетического, эмоционального). Так, для наблю-дателей синтетического типа характерны обобщенное отражение и определение основного смысла происходящего. Они не видят детали, так как не придают им значение.

Людям аналитического типа свойственно выделение при наблюдении прежде всего деталей, частностей, но понимание общего смысла явлений вызывает у них большие затруднения. Общее представление об объекте, событии они часто подменяют тщательным анализом отдельных поступков, деталей, оказываясь при этом не в состоянии выделить главное.

Люди эмоционального типа восприятия стремятся скорее выразить свои переживания, вызванные наблюдаемыми явлениями, но оказываются неспособными выделить его сущность. Человек этого типа восприятия, наблюдая за объектом, в первую очередь замечает то, что воздействует на его эмоциональную сферу, и не старается разобраться в особенностях самого объекта.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.

Неорганизованное восприятие – это непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Симультанное восприятие – одноактное.

Сукцессивное восприятие – поэтапное, последовательное.

Восприятие человека человеком (социальная перцепция) – чрезвычайно сложное явление.

В нем обычно выделяют два аспекта: когнитивный (познавательный) – способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности, индивидуальности и эмоциональный – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.

Восприятие человека человеком имеет в свидетельских показаниях существенное значение. В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориен-тировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся (рис. 3).

Восприятие пространства

Восприятие формы, объемности и  
величины предметов

Зрительные иллюзии

Восприятие глубины 

и удаленности предметов

Линейная 

и воздушная  
перспектива

Рис. 3. Восприятие пространства

Восприятие формы, объемности и величины предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т.е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.

Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации (изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны) и конвергенции (сведение зрительных осей на фиксируемом предмете).

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения.

Монокулярное зрение (с помощью одного глаза благодаря изменению толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда, в очень ограниченных пределах.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции.

По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.

Явления ошибочного или искаженного восприятия называются иллюзиями восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и т.д.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как направленность, установка, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями.

Восприятие времени есть отражение длительности, последовательности явлений действительности, а также темпа и ритма (рис. 4).

Восприятие времени

Восприятие последовательности явлений

Восприятие длительности явлений

Восприятие темпа и ритма

Рис. 4. Восприятие времени 

Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика и составляет физиологическую основу восприятия времени.

Восприятие последовательности явлений опирается на их четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем.

Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое осознается как прошедшее.

На восприятие последовательности событий влияет ряд факторов:

  • перцептивная установка субъекта, выражающаяся в готовности о его к восприятию событий;
  • объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов;
  • упорядоченность событий самим субъектом с использованием определенной последовательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъекта признаками.

Восприятие времени изменяется в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные – субъективно несколько растягивают временные промежутки.

Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершавшегося во времени процесса.

Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств. Восприятие ритма обычно сопро-вождается двигательным аккомпанементом. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу.

Восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве (рис. 5).

Восприятие движения

Характер

Форма

Амплитуда

Ускорение

Продолжительность

Скорость 

Направление

Рис. 5. Восприятие  движения

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, направление и ускорение.

Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают его характер (сгибание, разгибание, отталкивание и т.д.); форму (прямолинейное, криволинейное, круговое и т.д.

); амплитуду (полная, неполная); направление (направо, налево, вверх, вниз); скорость (быстрое или медленное движение); ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, прерывистое движение).

Основные свойства восприятия

Говоря о свойствах восприятия необходимо выделить среди них две группы: свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия, и свойства, отражающие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса. К первой группе относятся основные «сущностные» свойства восприятия (рис. 6), ко второй группе – показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы (рис. 7).

Свойства, определяющие сущность восприятия

Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их

Предметность

При неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целост-ного образа конкретного предмета

Источник: http://student.zoomru.ru/psih/vospriyatie/256395.2217631.s1.html

Характеристика и основы восприятия человека

Восприятие как действие

Общая характеристика восприятия

Предметы и явления окружающего мира, действуя на анализаторы человека, вызывают в его мозгу ощущения. Ощущение — это отражение отдельных свойств, или качеств, предметов. Но в мире «не существует просто качеств, существуют только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами» .

Предметы и явления внешнего мира, действуя на человека этими качествами в их взаимной связи, отражаются в его мозгу в виде целостных образов, называемых восприятиями. Образы дерева, книги, шума городской улицы и морского прибоя, образы грозы, пахнущего луга, праздничной демонстрации и т. д. являются восприятиями.

Восприятие — есть процесс отражения предметов и явлений объективного мира, действующих, в данный момент на анализаторы человека.

  • Процесс восприятия человека.

Восприятие возникает на основе ощущений. Без ощущений не может быть восприятия. Но по сравнению с ощущением восприятие — более сложный процесс отражения действительности. Прежде всего оно включает в себя несколько ощущений разных видов.

Взяв предмет в руки, мы получаем от него одновременно несколько ощущений: зрительное, тактильное, температурное, ощущение тяжести и пр. Но даже когда мы только слушаем, только смотрим или только осязаем, как это бывает при восприятии речи диктора по радио, при рассматривании картины и узнавании предмета на ощупь, также имеется не одно ощущение, а несколько.

Экспериментально доказано, что рече-слуховые, зрительные, осязательные и другие восприятия обязательно сопровождаются движением соответствующего рецептора — речевого органа, глаз, руки. Эти Движения порождают кинестезические ощущения, входящие в состав восприятия любого вида. Взаимосвязь между ощущениями, образующими восприятие, может быть разной.

Изменение взаимосвязи дает новое восприятие. Так, меняя порядок расположения звуков в слове, мы получим или новое слово или бессмысленное звукосочетание. Сложность восприятия заключается далее в том, что его полнота, точность и другие особенности зависят от богатства практического опыта человека и от его знаний, приобретенных в процессе обучения.

Чем богаче практический опыт человека и чем больше он знает о воспринимаемом объекте, тем точнее, полнее и сознательнее будет его восприятие.

На восприятие человека оказывают влияние также его интересы, убеждения, склонности, чувства, привычки и потребности. Поэтому лица разных убеждений и профессиональных интересов по-разному воспринимают одни и те же объекты действительности.

На восприятии сказывается и психическое состояние человека в данный момент: будучи бодрым и радостным, он воспринимает жизненное явление несколько иначе, чем в состоянии усталости, печали или раздражения.

Свойства восприятия человека

Индивидуальные особенности человека, своеобразие его жизненного опыта и знаний делают восприятие человека избирательным. Видя какой-либо предмет, он замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые так или иначе отвечают его потребностям, интересам, чувствам. Избирательность восприятия зависит и от характера деятельности человека.

Восприятие — это не зеркальный, мертвый образ предмета. Оно всегда включено в какую-либо деятельность человека — трудовую, учебную, игровую; поэтому оно активно по своей природе. Восприятие формируется, развивается и осуществляется в активной деятельности человека. Чем активнее и разнообразнее действия человека с объектом, тем более точным и полным будет его восприятие.

При многократном восприятии предмета, и особенно при активном действии с ним, человек воспринимает все новые и новые его свойства и связи. Свои впечатления от предмета он сохраняет в сознании в виде представлений и мыслей, что позволяет ему впоследствии легко узнать и осознать этот предмет.

Осознание объекта происходит благодаря языку. Пользуясь языком, мы можем назвать предмет, описать его, сравнить с другими предметами, отнести его к определенному классу предметов и т. п. Все это делает наше восприятие осмысленным, более точным и позволяет увереннее ориентироваться в окружающем мире.

Из сказанного следует, что восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений и нельзя считать его пассивным отражением того, что нас окружает.

Восприятие человека — это сложный, активный и осмысленный процесс отражения предметов и явлений действительности, и этот процесс зависит не только от особенностей воспринимаемого объекта, но и от особенностей воспринимающего субъекта и его деятельности. По сравнению с ощущением, восприятие относится к более высокому уровню чувственного познания мира.

  • Восприятие мира человеком.

Восприятие можно рассматривать не только как один из процессов непосредственного отражения объектов внешнего мира, но и как особый вид умственной деятельности (перцептивная деятельность).

В тех случаях, когда нам надо рассмотреть какой-либо объект, прислушаться к чему-либо, исследовать предмет на ощупь, определить его запах, цвет, температуру, наше восприятие становится целенаправленным актом и включает в себя несколько отдельных действий, называемых перцептивными.

Физиологические основы восприятия. Восприятие, как и ощущение, имеет рефлекторную природу и осуществляется посредством деятельности анализаторов, но физиологическая основа его значительно сложнее. Сложными являются как раздражители, на которые образуются условные рефлексы при восприятии, так и самый процесс образования этих рефлексов.

Раздражители, на которые образуются условные рефлексы при восприятии,— не простые, как при ощущениях, а комплексные. Любой предмет, воспринимаемый человеком, является комплексным раздражителем. Он состоит из нескольких элементарных — светового, звукового, температурного, механического и др.

Особенностью комплексных раздражителей является взаимосвязь между членами комплекса. Различные комбинации одних и тех же простых раздражителей (компонентов комплекса) имеют разное сигнальное значение.

Так, четыре равные прямые линии ограничивают разные по форме площади в зависимости от взаимного положения: при одном положении получится квадрат, при другом — ромб.

Образование условных рефлексов на комплексные раздражители возможно лишь при взаимодействии нескольких анализаторов.

При восприятии в коре полушарий головного мозга возникают устойчивые внутри анализаторные и меж анализаторные связи.

Например, физиологической основой восприятия величины и формы предметов является устойчивая условная связь, сформированная при взаимодействии зрительного, двигательного и кожного анализаторов.

Процесс восприятия физиологически означает анализ и синтез внешних раздражителей на основе ранее приобретенных нервных связей. Наиболее сложная аналитико-синтетическая деятельность протекает в корковых ядрах анализаторов. Разрушение ядер влечет за собой распад восприятия как целостного акта, хотя отдельные ощущения при этом

остаются. Больной с нарушениями коркового ядра слухового анализатора слышит речевые звуки, но не понимает смысла составленного из них (и ранее известного ему) слова, не воспринимает ритма звуковых раздражителей и т. п. В восприятии анализ и синтез взаимно связаны, но на отдельных этапах один из этих процессов может преобладать

  • Зрительное восприятие человека.

Процесс восприятия всегда начинается с общей ориентировочной реакции, в момент которой происходит мгновенная рефлекторная настройка анализаторов, т. е. повышение их чувствительности к действующему раздражителю. Например, сбоку от испытуемого зажглась электрическая лампочка. Он невольно поворачивает голову, глаза, а иногда и туловище в ее сторону.

В это мгновение зрачки глаз расширяются, чувствительность сетчатки к свету повышается, появляются и другие безусловно-условные компоненты ориентировочной реакции организма.

Но как только свет от лампочки подействовал на глаза, ориентировка уточняется: зрачки суживаются, зрительные оси глаз сводятся на источнике света (конвергенция), меняется кривизна хрусталика (аккомодация) , понижается светочувствительность сетчатки. Происходит адаптация к раздражителю.

Адаптационные условные и безусловные рефлексы, сменившие ориентировочные рефлексы, помогают яснее выделить объект восприятия из массы других объектов. С этого момента восприятие протекает как более организованный акт в соответствии с закономерностями образования условных рефлексов на комплексные раздражители.

Различают условные рефлексы на одновременные и последовательные комплексные раздражители. Любой воспринимаемый нами предмет — дом, дерево, книга, яблоко — это комплекс одновременно действующих на наши органы чувств раздражителей. А слово, речевой поток, мелодия — это комплекс последовательно действующих звуковых раздражителей.

  • Восприятие звука человеком

При образовании условных рефлексов на одновременные комплексы раздражителей важна относительная сила простых раздражителей, составляющих комплекс. Сила понимается не только в физическом смысле (тихий или громкий звук, слабый или яркий свет), но и в физиологическом смысле, т. е. в смысле жизненного значения того или иного раздражителя для человека.

Если человек, идя по лесу, испытывает мучительную жажду, то тихое журчание ручья в комплексе других звуков, запахов и цветов будет для него сильным раздражителем, потому что соответствует возникшей потребности. Доказано, что наиболее сильный член комплекса имеет действие, почти равное действию всего комплекса, а действие слабых членов в таком случае остается скрытым, оно маскируется, тормозится.

Этой закономерностью объясняется, в частности, факт силы первого впечатления от нового объекта восприятия, которое иногда бывает ошибочным. Так, младшие школьники нередко видят в предмете наиболее яркие, «броские» детали, не замечая менее «сильных», но более существенных его частей или признаков.

Поэтому учитель пользуется специальными методическими приемами, позволяющими выделить в предмете или явлении  малозаметные существенные признаки.

При образовании условных рефлексов на последовательные комплексы раздражителей наиболее важен порядок следования членов комплекса, длительность действия каждого из них и величина пауз между ними. Этот вывод сделан на основании многочисленных лабораторных экспериментов. Например, образован условный рефлекс на последовательный комплекс индифферентных раздражителей:

  •  вспыхивание электрической лампочки,
  •  звонок,
  •  прикосновение к коже.

Если затем изменить порядок подачи раздражителей на обратный (тактильный, звуковой, световой) и эту комбинацию не подкреплять, то возникнет торможение. Вместо этого получилось два комплексных раздражителя: положительный и отрицательный, хотя оба комплекса состоят из одних и тех же простых раздражителей и действуют на те же нервные клетки коры.

Изменилась взаимосвязь между клетками и группами клеток. Из опыта нам известно, что звукосочетание из музыкальных тонов, образующее гамму — до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до,—воспринимается иначе, чем звукосочетание тонов в обратной последовательности.

Если пустить кинопленку в обратном порядке кадров, то идущего человека мы будем воспринимать на экране как человека, который пятится назад. Важны и паузы между кадрами: при замедленной экспозиции, например, лошадь, перепрыгивающая через барьер, воспринимается как переплывающая через него.

Учитель, обучая детей грамоте, разъясняет им, что от перестановки звуков или букв слово теряет свой смысл или переходит в другое слово (Луша — ушла; рады — дыра; нос — сон).

Особый вид условных рефлексов на комплексные раздражители составляют условные рефлексы на отношение. Для образования условий связи этого вида главным является отношение между членами комплекса, а не особая характеристика каждого из них.

Так, при восприятии мелодии важны не абсолютная высота и тембр отдельных музыкальных звуков, составляющих мелодию, а соотношение их по высоте, громкости и длительности. Поэтому одну и ту же мелодию мы узнаем независимо от того, на каком инструменте ее исполняют или какой высоты голос ее поет — тенор, баритон или бас.

В основе восприятия геометрических фигур, цифр, букв, музыкальных и стихотворных ритмов, пропорций тела и т. п. также лежат условные рефлексы на отношение.

Система восприятия  информации человеком

Система анализаторов, принимающих участие в образовании условных рефлексов на комплексные раздражители, всегда работает как система с обратной связью.

В конце каждого рефлекторного акта в кору полушарий поступает информация о результатах этого акта, что ведет к перестройке рефлексов в точном соответствии с условиями восприятия.

Обратные связи в анализаторах действуют непрерывно во все время восприятия.

Быстрота образования условных рефлексов на комплексные раздражители и на отношение раздражителей зависит от ранее приобретенных условных рефлексов и их систем.

Известно, что устойчивые системы корковых связей (динамические стереотипы) влияют на образование новых условных связей в одних случаях положительно, в других — отрицательно. Эта закономерность высшей нервной деятельности сказывается и на восприятии.

Упроченные корковые стереотипы помогают человеку выделить в объекте восприятия прежде всего те свойства и отношения, которые он многократно выделял раньше.

В слаженной работе станков ухо музыканта невольно уловит ритм и тембр общего их звучания («музыку машин»), а ухо механика — звуки, сигнализирующие степень исправности каждого механизма.

Это означает, что к наличному возбуждению, вызванному объектом восприятия, присоединяется следовое возбуждение и, суммируясь с ним, сильнее тормозит раздражения, идущие от «фоновых» объектов (человек замечает привычные раздражители и не замечает всех прочих). Но упроченные стереотипы иногда мешают увидеть в предмете новые свойства и отношения. Так, ученик с трудом узнает очертания давно знакомых материков на географической карте, если она выполнена в другой проекции. Это означает, что актуализированные связи тормозят образование новых связей.

На образование условных рефлексов, лежащих в основе восприятия, влияет и функциональное состояние коры больших полушарий, степень уравновешенности процессов возбуждения и торможения.

В образовании и актуализации временных нервных связей у человека в момент восприятия обязательно принимает участие вторая сигнальная система.

Физиологическая основа восприятия очень сложна. Некоторые закономерности высшей нервной деятельности, лежащие в основе восприятия человека, еще недостаточно экспериментально изучены.

Источник: http://net22.ru/xarakteristika-i-osnovy-vospriyatiya-cheloveka/

ovdmitjb

Add comment