Irvuz

Воспитательный процесс и воспитательная система

Воспитательная система

Воспитательный процесс и воспитательная система

Понятие «воспитательная система» занимает особое место в ряду терминов педагогической науки. По своему существу оно весьма обширно и включает в себя несколько компонентов.

Прежде всего, конечно воспитательная система тесно связана с самим процессом воспитания, под которым традиционно понимается целенаправленное воздействие на личность, а также передача общественного опыта подрастающему поколению.

Замечание 1

Учитывая это, можно отметить, что характер воспитательной системы неоднозначный.

С одной стороны, данная система психолого-педагогическая, с другой – социально-педагогическая, что объясняется фактом оказания большого влияния ее на воспитанников не только в педагогическом ключе (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и в общественном (через социальную адаптацию, общественную деятельность, взаимоотношения, психологический климат).

Под системой воспитательной работы, как правило, признают систему взаимосвязанных воспитательных событий, приводящих к поставленной цели. В педагогике также существует понятие «дидактическая система», включающая в себя цели образования, его содержание, сам процесс, способы и формы его организации. В этом случае данное понятие рассматривается как подсистема воспитательной системы.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В научной литературе существует несколько определений, при помощи которых исследователи пытаются отразить сущность воспитательной системы. Так, Н. Л.Селиванова, В.А.Караковский предлагают следующую трактовку:

«Воспитательная система есть целостный общественный организм, образующийся в ходе взаимодействия ключевых компонентов воспитания (цели, субъекты, их работа, общение, дела, материальная база) и владеющий этими интегративными данными, как стиль жизни коллектива, его психологический климат».

Е. Н. Степанов считает, что главное предназначение воспитательной системы содержится в педагогическом обеспечении. По его мнению, воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие которых обусловливает возможность образовательного учреждения содействовать развитию личности учащихся.

Однозначно все исследователи признают некоторые черты, отличающие специфику воспитательной системы как социально-педагогического явления:

  • это система общественная и ее функционирование осуществляется согласно с законами социального развития;
  • это система педагогическая и подразумевает реализацию целого ряда педагогических задач, для решения которых применяются многообразные формы, приемы и методы;
  • это система ценностно-ориентированная, признающая исключительно гуманистический стиль взаимоотношений между воспитателем и детьми;
  • это система целостная, состоящая компонентов, связь и взаимодействие которых дает возможность ей работать как единое целое;
  • это система открытая, имеющая большое количество связей и взаимоотношений с общественной и природной средой;
  • это система целенаправленная;
  • это система сложная и многоаспектная;
  • это система саморазвивающаяся и самоуправляемая.

Структура воспитательной системы

Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают различные точки зрения по поводу составляющих ее компонентов. Это можно объяснить сложностью и полиструктурностью системы. Кроме того, актуальным остается вопрос о том, какие компоненты надлежит считать главными, более весомыми, а какие второстепенными.

Академик Л. И. Новикова и ее коллеги относят к количеству наиболее значимых компонентов следующие:

  • цели, воплощенные в начальной концепции;
  • работа, обеспечивающая достижение целевых ориентиров;
  • субъекты деятельности;
  • рождающиеся в работе и общении дела;
  • среда системы, освоенная субъектом;
  • управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и ее становление.

Этапы становления воспитательной системы

Каждая воспитательная система в своем развитии проходит четыре определенных этапа: становление системы, отработка, конечное оформление, перестройка воспитательной системы.

На этапе становления воспитательной системы создается инициативная группа, осознающая необходимость в совершенствовании и обновлении воспитательного процесса, владеющая возможностью к продуцированию, претворению в жизнь новых педагогических мыслей, умеющая системно думать и работать.

Используя простые приемы и способы диагностики, организаторы выявляют главные трудности и дефекты в работе педагогического коллектива. На разных заседаниях и совещаниях педагогического, ученического и родительского обществ дискуссируются трудности, значимые вопросы, предлагаются пути, приемы обновления и улучшения школьной жизни.

Исследуется доктрина и практика воспитательных систем, теоретические и методические базы проектирования вида выпускника учебного заведения.

Рисунок 1. Этапы становления воспитательной системы

На базе анализа и обобщения информации разрабатываются концептуальные положения о построении воспитательной системы (ключевые характеристики образовательного учреждения, его воспитательный потенциал, достижения и проблемы, теоретико-методологические базы системы, ценностные ориентиры).

Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. Утверждаются приоритетные направления работы, усложняется работа подростков в области самоуправления, развивается инициатива и самодеятельность, коллективное творчество. Следует ясно воплощенный процесс группового воспитания через коллектив.

На третьем этапе система бесповоротно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные взаимосвязи крепнут, жизнь школы упорядочивается, воспитательная система действует.

Школьный коллектив выступает как единое целое, связанное общей целью, совместной работой, отношениями содружества, ответственностью.

Чтобы в воспитательной системе не появлялось торможения, предпринимаются ее периодические обновления с учетом современных условий и требований.

Четвертый этап – перестройка воспитательной системы. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, что приводит к кризисным явлениям внутри системы. Предпосылки их происхождения различны, но больше всего сводятся к отсутствию инициативы, творческого подхода, недостатку новизны.

Замечание 2

Этапы становления воспитательной системы сообразуются с этапами становления коллектива, являющегося его ядром. Так, на этапе развития системы наблюдается и развитие коллектива. В процессе упорядочения содержания работы системы коллектив становится инструментом группового воспитания, а на шаге ее функционирования – субъектом воспитания личности.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/vospitatelnaya_sistema/

Часть III Теория воспитания

Воспитательный процесс и воспитательная система

Педагогика Педагогика Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

1. Суть процесса воспитания

2. Процесс воспитания как система

3 Особенности воспитательного процесса

4 Закономерности и принципы воспитания

5 Цель и задачи воспитания в современной школе

6 Механизмы становления личности

7 школах гуманистического воспитания 8 Самовоспитание учащихся

1 Суть процесса воспитания

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).

Понятие”воспитание”употребляется в педагогическом смысле – как целенаправленная воспитательная деятельность педагогов (клас асних руководителей) в общеобразовательном учебном заведении с целью решения конкретных воспитательных задач.

Место и роль процесса воспитания можно понять, сравнивая понятие”формирование личности”,”со циализация личности”и”воспитание особистості” і “виховання”.

Формирование, как уже отмечалось, является процессом становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – социальных, экономических, идеологических, психологических и др..

Социализация – это процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений, который длится в течение жизни индивида и имеет определенные стадии становления и развития личности. Процесс воспитания – это управл иння процессом личностного развития ученика путем создания благоприятных условий (X. И. Лийметс).

Благоприятными условиями следует считать педагогически обоснованную организацию среды, деятельности, общения, в имулювання тощ тощо.

Воспитание является компонентом общечеловеческой культуры. Культурные достижения складывались на протяжении тысячелетий, а ученик должен их усвоить в предельно короткий срок. С этой позиции процесс воспитания служит цил леспрямованою помощью ребенку в ее вхождении в современную культуру.

Он невозможен без организованного взаимодействия, сотрудничества, партнерства вигхователив и воспитанников. суть взаимодействия воспитателя и воспитанника является ее направленность на активную разнообразную деятельность последнего, его самореализации и самоутверждения в этой деятельностиості.

В таком случае процесс воспитания – динамическое взаимодействие (сотрудничество, партнерство) воспитателя и воспитанников, направленная на усвоение воспитанником в различных видах деятельности ценностей культуры, осуществления его самореализации, самостверд ния, личностный развито.

Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления тех, кто воспитывается, и тех, кто виховуеВ. О. Сухаштський

2 Процесс воспитания как система

Основой процесса воспитания является деятельность ученика как субъекта в различных видах и формах. Генетически исходной является внешняя, предметная деятельность, которая порождает все виды внутренней психической деятельности.

Общую пс сихологичну структуру деятельности характеризуют действия и операции, соотносятся с потребностями, мотивами, целями учащегося средства деятельности, ее результаты.

Поэтому в состав процесса воспитания входят в качестве компонентов: целевой, стимулирующие-мотивационный, содержательный, операцинно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативныйний.

В воспитании, как и в любом другом общественном процессе, теория прогнозирует лишь среднее состояние. Отклонение от него в конкретных случаях могут быть значительными.

Если их не контролировать и не корректировать процесс, то можно получить неожиданные результаты, далекие от поставленной цели.

В связи с этим воспитательный процесс всегда имеет определенную последовательность коррекций, каждая из которых направлена ??на восстановление его опти минимальной течичії.

Часть воспитательного процесса, которая находится между двумя коррекциями, называют воспитательной ситуацией. Как”отрезок”процесса, воспитательная ситуация содержит в себе все структурные компоненты целостного процесса

Основу ситуации составляет воспитательное воздействие, имеющее задачи воспитания, адекватный ему содержание, способы воспитания. Воспитательная действие не отождествляется только с влиянием педагога. В ее состав входят непосредственные и опос середковани воздействия.

Среди них – воздействия, организованные педагогом, влияние самой личности воспитателя, отдельного ученика, группы, коллектива; акт руководства самовоспитанием школьника. Существенным признаком воспитательного воздействия является задача воспитания.

Воспитательная ситуацией может быть откровенный разговор с учащимися, диспут, встреча, праздник тощ тощо.

Воспитательная ситуация основным”отрезком”воспитательного процесса, а сам процесс воспитания – взаимосвязанным цепям воспитательных ситуаций, развивающихся. Отсюда процесс воспитания является само-развивающей системой.

В ней процессом развития охвачены не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействия с воспитанниками. Развивается целостный объект, я который, будучи системой, несколько большим, чем совокупность составляющих.

Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания психологического, социально-психологического, социологического, техн ологичного. Теория воспитания приобретает собственное объектом исследованияення.1

В процессе воспитания выделяется содержательная и процессуальная стороны их единство становится очевидной только при достаточно высокой степени абстрагирования, позволяет выйти за пределы тех конкретных обстоятельств, в которых.

ВВИ ийснюеться воспитания есть представление о воспитательную деятельность воспитателя, классного руководителя еще не является процессом воспитания целом. Действие того, чтобы увидеть за этой деятельностью несколько целостное, необходимо осуществить педагогическое абстрагирование.

Заметим, что на низкой стадии абстрагирования процесс воспитания не прослеживается; чрезмерное абстрагирование влечет угрозу отрыва от действительностиості.

Внутреннюю структуру и организацию процесса воспитания иллюстрирует схема”Процесс воспитания”(рис 13)

Процесс воспитания является сложной динамической системой. Любая система не может существовать вне определенной средой и становится понятной лишь во взаимодействии с ним. Согласно принципу иерархичности процесс воспитания является лишь одним из компонентов социальной средовый выше.

Поэтому анализ воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия процесса воспитания как системы со средой. В свою очередь, каждая воспитательная ситуация, как элемент воспитательного процесса, сама является система мою и одновременно выполняет роль элемента сложных систем (нравственного воспитания и др.).

Совокупность элементов можно изучить только при условии фиксации всей системы в действии. А это значит, что нужно определить уч асть элементов в процессе, то есть в непрерывном изменении во времени. Именно поэтому процесс воспитания рассматривается как динамическая система.

Анализ процесса воспитания в динамике – значит определить, как он зарождался развивался и будет развиваться в будущейбутньому.

В современной теоретической педагогике существует много критериев выделения (обособления) различных структур процесса воспитания

По критерию связи и зависимостей между компонентами, которые обеспечивают эффективность протекания процесса, выделяется такая последовательность его организации: 1) проектирование процесса, включающего определение м цели и конкретных задач воспитания, 2) определение содержания воспитания (организация трудовой, природоохранной, ценностно-ориентированной, художественной, спортивной и др. деятельности), 3) формы, методы ре ния межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников; 4) контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результат ами, анализ достижений и неудач (рис. СЗ).

Следующая структура тоже основано на выделении последовательных этапов процесса, но по другому критерию – по критерию последовательности этапов и соответствующих педагогических действий. Она имеет стадии: 1) ознакомление и с общими нормами и требованиями; 2) формирование отношений; 3) формирование взглядов и убеждений; 4) формирование общей направленности личностиі1.

. Первым этапом процесса воспитания является осознание воспитанниками норм и правил поведения, которые им предлагаются. Для того, чтобы вести себя правильно, необходимо определить для себя критерии поведения AC.

Макаренко пра актикував проведения с воспитанниками специальных бесед теоретического характера: о честности, отношения к посторонним, своих государственных вещей, сдержанность, уважение к женщине, ребенка, пожилого человека. Ни м была разработана даже теория поступков по отношению к обществу.

Подобные беседы разрабатывал и проводил с учениками ВО. Сухомлинский, большинство из них описаны в книгах по вопросам воспитания школьниковшколярів.

Источники получения знаний о нормах и правилах поведения разные: слово воспитателя, его личный пример, пример других людей, интересная книга, статья в газете, журнале и т.д.

Большинство воспитательных систем на этом этапе обращали мало внимания, надеясь, что воспитанники со временем и сами поймут, что, для чего и почему следует делать. Главное – деятельность, т.е. формирование необходимой повед. Динки.

Чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с помощью телесных наказаний) быстро исправит положение.

Отечественная школа 20-80 лет, наоборот, гиперболизировали а данный этап, предпочитала словесным методам воспитания, в ущерб следующим этапам, которые требуют ди дії.

. Вторым этапом воспитания является формирование отношения учащихся с нормами и правилами поведения, которая предлагается.

Важно, чтобы ученик не просто понимал и осмысливал то, что ему рассказывают, показывают или предлагают сделать а проявлял при этом чувство частности, если ему объясняют, как важно быть добрым, отзывчивым и внимательным к людям, он должен почувствовать и чувство жалости и сострадания к тем, о ком рассказывает учитель, о к ого нужно заботиться абстрактное понятие чести становится понятным, доступным, когда ученика спрашивают о том, когда бы он отреагировал, если бы, например, была поражена честь его любимой девушки, сестры услышан я патриотизма легче пробудить, если направить внимание ученика на реальные изменения, происходящие в его семье, родном селе, городе. Следовательно, только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели могут сп онукаты ученика к действиюо дії.

. Третьим этапом является формирование взглядов и убеждений. Формирование взглядов – это этап восприятия, усвоения и преобразования усвоенных норм в личное достояние. Это потенциальная готовность к действию.

Убеждение – это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении, взгляды, которые служат руководством в жизни. Убеждение связанные с действием, они оказываются в труде, отношении к труду, обязанностей, в отношениях с людьми, в разных поступках, действиях и т.д..

Формирование убеждений является сложным процессом. Совсем не каждое усвоенное понятие правильно сформировано представление переходит в убеждение.

Наиболее надежным путем формирования пере убеждений является организация опыта поведения, создание ситуаций, требующих проявления позиции в действии, тренировки с целью совершения правильных диних дій.

. Четвертым главным этапом воспитательного процесса является формирование общей направленности личности в процессе различных видов деятельности.

Тренировка в деятельности, многократные повторения обеспечивают формирование нав вичок и привычек поведения, которая соответствует сложившимся убеждениям, то есть вырабатываются привычки такого поведения, которая становится нормой. Система привычных действий, поступков постепенно переходит в черту характера, власти ности личности.

Чем больший вес в структуре воспитательного процесса приобретает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше становится эффективность воспитанияння.

Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками. К. Гельвеций

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_-_moyseyuk_nye/teoriya_vihovannya-1.htm

ovdmitjb

Add comment