Irvuz

Воображение

Воображение в психологии – виды, развитие у детей

Воображение

Воображение – это мыслительный процесс в голове человека, который создает картины (образы) того, о чем человек думает. Воображение безгранично, оно не имеет границ и может противоречить всем законам реальности.

Вместе с тем воображение влияет на жизнь индивида. В психологии воображению отводится важное значение, поскольку оно позволяет человеку предвидеть картины будущего, мотивировать самого себя, успокаивать или побуждать на действия.

Воображение развивается еще у детей. Оно бывает несколько видов.

Интернет-журнал psytheater.com называет воображением психическую деятельность человека, который в виде образов представляет себе собственные мысли. Воображать можно что угодно: реальное и нереальное. При этом образы влияют на настроение, поведение и даже в дальнейшем принятые решения человеком.

Воображение – это мысли, фантазии, представления и прочее, что у человека находится в голове. Некоторые скептические люди не верят в то, что мысли материализуются. Но, как показывает жизнь, эти люди ошибаются. А ошибаются не только они, но и все остальные, поскольку не обращают внимания на один вполне естественный и простой процесс.

Однажды женщина не могла понять, почему великий математик, профессор наук живет на нищенскую зарплату, а жулик, который всех обманывает, организовывает свой бизнес и получает прибыль.

Вроде бы судьба должна поступить по справедливости: математику дать деньги, а жулика наказать и посадить. Но кто устанавливает эту справедливость? Сами люди, а не судьба.

У Вселенной существуют свои законы. И вот они.

О чем необходимо думать профессору математики, чтобы достичь такой высокой должности? О математике. А о чем нужно думать жулику, чтобы обманывать, иметь свой бизнес и еще получать прибыль? О бизнесе и деньгах. Что в голове, то и в реальности: профессор имеет свою математику, а жулик – деньги.

Кто, над чем трудился, то и получил. Невозможно получать деньги, пока вы изучаете математику. Но можно понять, как именно изучение математики может помочь вам заработать деньги, тогда вы будете получать деньги. Если вы хотите иметь деньги, то у вас в уме должны быть деньги.

Если вы хотите иметь любовь, то у вас в голове должна быть любовь.

Многие скажут, мол, «нас всех учат, что нужно зарабатывать на том, чем любишь заниматься». Это так. Любовь к своему делу провоцирует вас развивать свое мастерство и свои знания. Но деньги невозможно заработать, если вы не свяжете свое хобби, интерес, увлечение с деньгами.

Например, любитель путешествовать наконец-то понял, что можно совместить приятное с полезным, и открыл свое туристическое агентство (путешествие + деньги). Вы любите готовить кушать? Тогда откройте свой ресторан или устройтесь работать шеф-поваром (кулинария + деньги).

Пока у вас в голове только путешествия или кулинария, вы денег не заработаете. Вы будете иметь то, о чем думаете.

Но как только вы зададитесь вопросом «Как я могу заниматься своим любимым делом и при этом приносить пользу другим людям, чтобы они платили мне деньги за то, что я делаю?», здесь у вас возникает множество вариантов, как не просто «изучать математику», но еще и заработать на этом деньги (стать, например, трейдером или финансистом).

Что в голове, то и в реальности. И это куда более справедливо, нежели человеческое понимание справедливости, когда сначала нужно помучиться, а потом уже пожинать лавры своих мучений. Каждый получает то, о чем думает, что держит в своей голове. И это справедливо. Поэтому только вы в ответе за то, что у вас есть, а чего у вас нет.

Что такое воображение?

Воображение – это наглядно-образное мышление, во время которого человек представляет в своей голове конкретные образы. Они могут носить различный характер.

  • Есть образы-воспоминания, когда человек возвращается к тому, что с ним произошло, он снова прокручивает в своей голове то, что с ним случилось.
  • Есть образы-мечты – когда человек представляет в своей голове желаемые картины будущего, в котором хотел бы оказаться.
  • Есть образы самого себя, когда человек начинает представлять или пытаться понять, кем он является.
  • Есть образы реального мира, когда человек просто вспоминает о том, что видел или слышал.
  • Есть образы-фантазии, когда человек начинает создавать новые предметы или явления, которых пока не существует в природе.

Воображение становится многогранным и многофункциональным. Оно позволяет прогнозировать дальнейшее развитие событий, опираясь на свой предыдущий опыт.

Оно помогает творить, где главной сутью становится создание чего-то нового и необычного. Оно позволяет влиять на свое настроение и даже мотивировать самого себя.

Нередко воображение позволяет понять, как нужно действовать в ситуации, чтобы достичь желаемого результата.

перейти наверх

Воображение в психологии

Воображение использует память человека, который обладает определенным опытом, знаниями и воспоминаниями. Также используется творческое мышление, которое может включать способность человека думать о таком, чего он никогда не видел и не слышал. В психологии выделяют такие функции воображения:

  1. Познавательная – воображение помогает систематизировать информацию, более лучше ее познать и выделить что-то новое для себя.
  2. Прогнозирование – человек способен представить в своей голове, как будут разворачиваться события, каким будет конечный результат.
  3. Понимания – воображая, человек может предположить, о чем думает и что чувствует другой индивид.
  4. Саморазвития – человек фантазирует и прогнозирует, что делает его сильнее и увереннее в себе.
  5. Защиты – если человек может прогнозировать события, значит, может к ним подготовиться.
  6. Воспоминания – способность воспроизводить то, что человеком уже было пережито.

Воображение проявляется в различных формах. Самыми известными становятся:

  • Агглютинация – создание новых форм, предметов, явлений на основе реально существующих, которые человек трансформирует в своем сознании.
  • Акцентирование – фиксация внимания на отдельной характеристике предмета.
  • Типизация – выделение определенных черт в нескольких предметах.

перейти наверх

Виды воображения

Воображение делят на такие виды:

  1. Непроизвольное (пассивное) – когда человек просто о чем-то думает, даже не всегда принимая в этом осознанное участие. Так часто происходит в состоянии полудрема или дремоты.
  2. Произвольное (активное) – человек сознательно включает процесс воображения и представляет себе какие-то образы.
  3. Мечтания – представление себе желаемого будущего.
  4. Воссоздание – когда человек воспроизводит в своей голове, что реально существует.
  5. Творчество – когда человек активно создает некое явление, предмет или образ в своей голове, которого нет в реальности.

«Мечтать вредно» — а почему? Наверняка вы когда-то слышали подобное выражение от человека, который на собственном опыте испытал неудачу от постоянных мечтаний. Почему мечтать вредно? Маленькие детки все время мечтают, и при этом живут более счастливо и чувствуют себя спокойно, нежели взрослые люди. Выходит, мечтать не вредно. Что-то другое вредит, и это связано с мечтами.

Просто мечтать о чем-либо не вредно. Если вы решили поднять себе настроение или успокоиться, то представить желаемое или просто просмотреть картинки чего-то приятного – полезное занятие. Вы улучшаете себе настроение – что в этом может быть вредного? Само по себе мечтание не приносит вреда. Поэтому правильнее было бы поставить вопрос: когда мечтать вредно?

Представьте ситуацию (вспомните из своего опыта): вы о чем-то мечтали, но ваша мечта не исполнилась. Вы даже что-то попробовали сделать для реализации, у вас не получилось, вы опустили руки – и мечта так и осталась мечтой.

А теперь вопрос: что вы чувствуете, испытываете, какие эмоции вас переполняют, когда вы понимаете, что мечта не воплотилась в реальность? Горечь, печаль, злость, пустота и т. д.

Другими словами, вы страдаете по причине того, что вам не удалось реализовать свое желание.

Таким образом, когда мечтать вредно? Ответ: когда понимаете, что ничего не сделаете для того, чтобы она стала реальностью.

  • Во-первых, мечта не сама по себе исполняется, а этим занимаетесь вы. Стул сам по себе не можете материализоваться, если вы будете только его представлять. Его должен кто-то сделать, кто-то принести. Первое, что вредит, — не сама мечта, а ваша неготовность ее реализовывать.
  • Во-вторых, вредит вам не сама мечта, а те эмоции, ощущения, переживания, которые вас охватывают, когда вы не достигаете желаемого. Вам неприятно осознавать, что ваша мечта осталась мечтой, поэтому вы (по привычке не видя за собой вины) выбираете ни о чем не мечтать, чтобы снова не испытывать негативных эмоций.
  • В-третьих, мечтать полезно и даже нужно. Но следует понимать, хотите ли вы воплотить свое желание или согласны оставить его нереализованным, а просто довольствоваться им в своих представлениях. Мечта вас вдохновляет и воодушевляет, а вредит осознание того, что вы ничего не делаете для ее воплощения. Заранее договоритесь с собой, будете ли вы воплощать свое желание или так и оставите его просто мечтой.

перейти наверх

Воображение и творчество

Воображение является творческим процессом, если человеку необходимо создать новый предмет, представить новый образ, найти новое решение ситуации. Периодически каждый человек сталкивается с необходимостью неординарно подходить к решению повседневных проблем. Творчество здесь проходит три этапа:

  1. Нечеткий образ, который возникает в голове человека в виде идеи.
  2. Вынашивание идеи, ее трансформация, четкое понимание, корректирование.
  3. Реализация задуманного.

Творческое мышление очень важно для человека, и развивается оно с самого детства. Человек должен позволить себе мыслить неординарно, в чем помогает чтение литературы и просмотр фантастики. Также хорошо путешествие и столкновение с ранее неизведанным, что вызывает новые впечатления и эмоции.

перейти наверх

Развитие воображения

Воображение развивается в возрасте от 2,5 до 5 лет. Именно в этот период ребенок постепенно совершенствует свое воображение, оно у него обладает фантастическими свойствами. У ребенка достаточно развито воображение, в чем помогают просмотры мультфильмов, чтение книг, игры различного плана, рисование, лепка или продумывание ролевых сюжетов.

Родители должны поощрять в ребенке творческое начало, поскольку это способствует развитию воображения.

перейти наверх

Итог

Вместе с тем человек не должен забывать, что воображение – это всего лишь мысли. Чтобы идеи стали реальными, нужно их воплощать. Живите, а не мечтайте! Пока вы тратите время на свои мечты, ваша жизнь проходит мимо, и вы даже не успеваете ею насладиться. Поэтому следует помнить, что время идет, а ваша жизнь – это то, на что вы это время тратите.

Почему лучше жить, чем мечтать? Конечно, никто не запрещает иногда погружаться в фантастические представления своего прошлого или будущего, однако это следует делать как можно реже. Основная масса людей в настоящее время предпочитает жить где-то в нереальном мире, в виртуальном (в сети Интернет), забывая о том, что за окном бушует настоящая жизнь.

Что в этом плохого? По большому счету ничем плохим это не грозит, кроме отсутствия каких-либо воспоминаний об этом периоде жизни.

Сейчас вы мечтаете об одном, через 3 месяца начнете мечтать о другом, а через 10 лет даже и не вспомните об этом времени – оно для вас будет пустым, так как вы его прожили в фантазиях, которые испарились, оставив чистое поле вашей жизни.

Вы никогда не задумывались, почему пожилые люди так много времени проводят за тем, что вспоминают свои былые годы? Ответ очень прост: они смирились со своей старостью, сделав этот этап чем-то таким, что уже не заслуживает жизни. Другими словами, они перестали жить настоящим временем, так как считают, что уже ничего нового и интересного с ними не произойдет, из-за чего погрузились в воспоминания, которые они приобрели.

Точно так же происходит и с современным человеком, который либо витает в своих мечтах, будучи героем или суперкрасавицей, либо живет в виртуальном мире. Если человек занимается этим в молодости, то о чем он сможет вспомнить, будучи старым? Скорее всего, кроме названия игры, в которую играл в интернете, он больше ничего не вспомнит. И такие пустые воспоминания вы хотите иметь?

Живите, а не мечтайте! Будьте среди настоящих, живых людей, общайтесь, занимайтесь полезными делами, спортом, гуляйте. Набирайтесь воспоминаний, которые на всю жизнь останутся с вами.

А если ваши мечты или виртуальный мир настолько важны, то почему бы не быть таким крутым, красивым или богатым в реальности? Конечно, вы не достигнете всего и сразу, однако по мере прохождения времени и ваших стараний вы сможете добиться того, о чем раньше только мечтали.

Зачем мечтать, если можно воплотить ваши виртуальные истории в реальность, но в менее фантастичном эквиваленте? Потратьте время на то, чтобы в настоящей жизни быть такими, какими вы себя представляете в мечтах или каким героем являетесь в компьютерной игре.

Таким образом, вы не только достигнете чего-то большего, что у вас уже есть, но и обретете воспоминания и опыт, которым сможете поделиться со всеми, кто когда-то попадет в ловушку виртуальной и фантастической жизни, как и вы.

Источник: http://PsyTheater.com/voobrazhenie-v-psihologii.html

Воображение

Воображение

Воображение это способность вызывать в сознании и произвольно комбинировать образы предметов и событий. На определенных этапах истории литературы воображение рассматривалось эстетикой и критикой как важнейшая составная часть творческого процесса.

Признание его как самостоятельной духовной способности, совершившееся впервые в философии Платона, сопровождалось его негативной оценкой: воображение — источник ложных, иллюзорных образов; поэтическое воображение, возбуждая в нас страсти, которые «следовало бы держать в повиновении», тем самым «орошает то, чему надлежало бы засохнуть» («Государство»); Воображение не в состоянии породить образ подлинной красоты, который может быть получен лишь из «припоминания» предыдущих состояний души. Платоновский скепсис в отношении воображения оказал влияние на его дальнейшую интерпретацию и привел к тому, что оно как «сомнительная» способность к порождению фикций было в полной мере реабилитировано в философии лишь в 18 веке. Однако, несмотря на философскую дискредитацию воображения в платонизме, это понятие уже в эпоху античности начинает использоваться и позитивно осмысляться в таких областях теории словесности, как поэтика и риторика. В трактате «О возвышенном» Псевдо-Лонгина (1 веке), заложившем основы литературной критики, воображение осознано как источник возвышенного, которое рождается в тот момент, когда, «движимый энтузиазмом и страстью, ты словно бы видишь вещи, о которых говоришь». Согласно риторической концепции Квинтилиана, оратор создает «видения», благодаря которым слушатель видит отсутствующие вещи так, словно бы они предстали перед его глазами («О воспитании оратора»). На исходе античности уже возникают попытки преодолеть посредством идеи воображение миметическую трактовку искусства. Филострат Афинский в «Жизнеописании Аполлония» провозглашает подражание низшей по отношению к фантазии способностью, поскольку подражание может воссоздавать лишь увиденное, а фантазия — то, что никогда не было увидено. Христианская мысль Средневековья, унаследовав от платонизма отрицательное отношение к воображению, все же оставило за ним определенную роль в духовной жизни человека. Согласно святому Августину, воображение компенсирует неполноту наших ощущений («воображающей душе дозволено из доставленного ей ощущениями порождать то, что не достигло целиком органов чувств». — Epistolarum classis I, No VII); при чтении Библии воображение помогает живей воспринять события Священной истории, но их интерпретация оставляется разуму как высшей способности.

Воображение и реальность

Ренессансная мысль впервые освобождает поэтическое воображение от необходимости считаться с реальностью, заявляя о независимости его созданий: Ф.Сидни в трактате «Защита поэзии» пишет, что поэт, создавая идеальный мир «вымысла», «ничего не утверждает, и, следовательно, никогда не лжет». Дж.

Паттенхем («Искусство английской поэзии») сравнивает поэта с Богом, «который без всяких усилий со стороны своего Божественного воображения создал весь мир из ничего». Ф.

Бэкон вводит воображение в число трех основных способностей души, закрепляя его за поэзией: «История соответствует памяти, поэзия — воображению, философия — рассудку» («О достоинстве и приумножении наук»). Отголоски теоретических споров о природе воображения, возможно, слышны в песне из третьего акта комедии «Венецианский купец» (1596) У.

Шекспира, в которой выясняется вопрос, где «зарождается» фантазия (fancy) — в сердце, голове или в глазах.

Предоставив воображению новые значительные полномочия, эстетическая мысль 16-17 веков все же оказалась далека от того, чтобы провозгласить полное всевластие воображения в литературном творчестве: оно сотрудничает с контролирующим разумом, осуществляющим такие рациональные моменты в творческом процессе, как риторические «расположение» и «украшение».

Сохраняется и известное опасение перед способностью воображения завести слишком далеко: например, в «Карманном оракуле» Б.Грасиана рекомендуется «управлять своим воображением», поскольку «оно на все способно, если его не обуздывает высокое благоразумие». 18 век ознаменован интенсивной разработкой учения о воображении как основном факторе творческого процесса.

В литературно-критических и эстетических трудах английских писателей A.Э.К.Шефтсбери и Дж.

Аддисона развивается мысль о воображении как источнике самоценного художественного вымысла, не требующего при своем восприятии сопоставления с реальностью: «Что доставляет человечеству большее наслаждение, чем… слушание и рассказывание странных, невероятных вещей?» — вопрошает Шефтсбери («Характеристики людей, нравов, мнений, эпох»), а Аддисон отмечает, что при восприятии чудесного и фантастического «мы не заботимся о разоблачении лжи и охотно отдаемся приятному обману» («Опыт об удовольствиях, доставляемых воображением»). У Аддисона воображение впервые осознается как способность, подлежащая развитию и совершенствованию: «Поэт должен затрачивать столько же усилий на формирование своего воображения, сколько тратит философ на воспитание своего разума». Риторическая традиция в понимании воображения, восходящая к Квинтилиану, в первой половине 18 века находит продолжение в трактате И.Я.Бодмера и И.Я.Брейтингера «О влиянии и использовании воображения», где оно трактовано как способность создавать такие словесные образы, которые не позволяют «восприимчивой» душе читателя-слушателя «оставаться непотревоженной в своем покое». Классицистическая эстетика той же эпохи уже вынуждена признать воображение как реальную силу, которая, однако, нуждается в управлении и обуздании: «Слишком жаркое воображение делает поэта неразумным… Кто даст волю своим стремлениям, отбросив все правила, тот испытает на себе судьбу юного Фаэтона» (И.Х.Готшед. Опыт критической поэтики для немцев). В трактатах по эстетике второй половины 18 — начала 19 века воображение занимает прочное место в системе эстетических категорий. И.П.Зульцер во «Всеобщей теории изящных искусств» (1771-74) определяет воображение как «способность души ясно представлять себе предметы органов чувств и внутренних ощущений в момент, когда эти предметы не воздействуют непосредственно надушу» и усматривает в воображении «арсенал, где художник берет оружие, помогающее ему одержать победу над душами людей». В английском предромантизме возникает идея об активном участии читательского воображения в восприятии художественного текста: «Первые же строки книги… порой так овладевают воображением и будят в нем столь бесчисленные движения фантазии, что фантазия самого поэта остается едва ли не позади нашей» (А.Элисон. Опыт о природе и принципах вкуса). Стремление более детально разработать это понятие приводит к попыткам разграничить воображение и фантазию: согласно английскому философу Д.Стюарту, фантазия (fancy) создает отдельные образы, составляющие метафорический язык поэта, а воображение — сложные сцены и характеры на основе этих образов («Элементы философии человеческого разума»).

Трактовка понятия: воображение

Радикальный шаг в трактовке воображения совершается в философии и эстетике И.Канта. Если его предшественники (Шефтсбери, Аддисон, Д.

Юм) трактовали работу воображения как ассоциативный процесс, механически порождающий некий конгломерат образов, то Кант увидел в воображении продуктивную способность, осуществляющую не механическое ассоциирование идей, но синтез «второй реальности», целостной и завершенной в себе: «Воображаемое (в качестве продуктивной способности) очень могущественно в создании как бы другой природы из материала, который ей дает действительная природа» («Критика способности суждения»). Представление о воображении как силе, порождающей высшую, трансцендентную реальность, было подробно разработано в эстетике и литературной критике романтизма, и с особой остротой — в английском романтизме (поздний У.Блейк, С.Т.Колридж, П.Б.Шелли). Блейк впервые резко противопоставил воображение и природу («Природа не имеет плана, а воображение имеет; у природы нет мелодии, — а у воображения есть!» — «Лорду Байрону в пустыне»), приписав воображению причастность к той высшей Божественной реальности, куда физической природе нет входа: «Мир воображения — мир вечности; это Божественное лоно, в которое все мы уйдем после смерти нашего растительного тела» («Видение Страшного суда»). Колридж в своей литературной теории различает воображение и фантазию, связывая первую, вслед за Кантом, с принципом синтеза, а вторую — с принципом ассоциации: если фантазия — не более чем «особый вид памяти», получающий «материал в готовом виде в соответствии с законом ассоциативного мышления», то воображение — «синтетическая и волшебная сила», «преобразующая всё в единое грациозное и разумное целое»; при этом воображение у Колриджа все-таки «подчиняет искусство природе» (Biographia literaria), и здесь — принципиальное отличие его концепции от мистически-трансцендентного понимания воображения у Блейка. В эссе «Защита поэзии» (1822) Шелли, развивая мысль о воображении как «принципе синтеза», усматривает в нем также «великий инструмент морального блага»: «Человек, чтобы быть добрым в наивысшей степени, должен обладать сильным и ясным воображением; он должен ставить себя на место другого и других; боли и радости всего человеческого рода должны стать его собственными» Цель поэзии, согласно Шелли, в том, чтобы совершенствовать в человеке воображение как «орган его моральной природы». Воображение («фантазия», «мечта») — одна из главных поэтических тем предромантизма и романтизма: ему посвящены «Ода к фантазии» (1746) английского поэта Дж.Уортона; поэма «Новое Сотворение мира, или Воображение» (1790) шведского поэта Ю.Х.Чельгрена; «Фантазия» (1798) и «Фантазус» (1811) Л .Тика; «Фантазия» (1818) Дж.Китса; в России — «Мечта» (1804) К.Н.Батюшкова; «Мир поэта» (1822) П.А.Катенина. В романтической лирике воображение описывается как магическое орудие поэта, позволяющее преодолеть границы пространства и времени: «И на крылах воображенья,  Как ластица, скиталица полей, Летит душа, сбирая наслажденья, С обильных жатв давно минувших дней» (Катенин. Мир поэта).

Это будет вам интересно:  Вкус

После заката романтизма концепция воображения надолго теряет эстетическую актуальность и лишь с середины 20 века под влиянием философских феноменологических исследований о воображении (прежде всего книг Ж.П.

Сартра «Воображение», «Воображаемое: Феноменологическая психология воображения») вновь появляется во влиятельных работах по эстетике и поэтике литературы. Современное представление о поэтическом воображении, вобравшее в себя воздействия психоанализа, феноменологии, учения об архетипах К.Юнга, наилучшим образом демонстрируется работами Г.Башляра и его последователей.

Подобно романтикам, Башляр полагает, что воображение «воплощает созидательную силу «души» (Башляр Г. Психоанализ огня), однако он видит в воображении уже не стихию чистой свободы и игры, но устойчивую структуру, которая организована и вертикально, благодаря «связи нового поэтического образа с архетипом, дремлющим в глубине подсознания» (Bachelard G.

La poetique de l’espace), и горизонтально, поскольку «метафоры… обладают взаимным притяжением и связываются друг с другом»; такая интерпретация воображения позволяет Башляру говорить о его «объективных закономерностях» («Психоанализ огня»).

Понятое как сверх-личностная структура, воображения перестает быть орудием индивидуального «произвола» поэта, что позволяет современным исследователям говорить не только о воображении отдельных писателей, но и о воображении определенных эпох, стилей, направлений, а также об определенных образах как продуктах «коллективного воображения»: так, Башляр в «Поэтике пространства» исследует общие закономерности, присущие литературным образам обжитого, «счастливого пространства»; Ж.Дюран в книге «Антропологические структуры воображения» (1960) предпринимает попытку построения универсальной структуры человеческого воображения, различая в нем два основных режима — дневной и ночной.

Источник: https://www.litdic.ru/voobrazhenie/

Воображение человека | Что такое воображение?

Воображение

Воображение человека. Само во себе это словосочетание ошибочно. потому что воображением обладает только человек и воображения животных не существует. Давайте разберемся в этом удивительной, истинно человеческой способности воображать.

Про некоторых людей говорят, что у них хорошее воображение, у некоторых людей богатое воображение. Они могут придумать десятки занимательных историй, расскажут то, чего другие не слышали и даже так, что другие не смогу так воспроизвести. А существует ли человек без воображения?

Если мы говорим о здоровом человеке, то на самом деле, воображение есть у всех людей. Оно принадлежит к высшим познавательным процессам в нашей психике. Да, бывают трагические случаи, когда люди в результате травмы или заболевания теряют многие познавательные способности. Но мы говорим о здоровых людях.

Понятие воображения

Что значит «познавательный». В данном контексте это означает, что воображение помогает человеку познавать окружающий мир и использовать эти знания так, как человек считает нужным. На основе полученной информации человек может создавать новые образы. Невозможно придумать что-то новое, если не знать старого.

Поэтому любые гениальные открытия, которые ученые делали, являются результатом плодотворной работы, а не таланта. Каждый человек талантлив. Просто ему его уровень опыта не дает в полной мере воображать. Это для него достаточно сложно.

Как же возникает воображение? Оно является следствием потребностей, которые у человека в жизни возникают.

Каждому хочется изменить что-то, но с самого начала нужно представить готовый результат, а потом уже идти к нему. Любой предмет изобретатель сначала предстал в фантазии, а потом уже воплотил в жизнь.

Воображение является прекрасным средством, позволяющим визуализировать цели.

Воображение было развито в человеке благодаря труду. Известный гений в среде физики А. Эйнштейн говорил, что воображение лучше знания, так как оно может создать такое, что сможет значительным образом повлиять на процессы, происходящие в мире. Много воображений возникает в голове человека каждый день. Их количество в большинстве случаев переходит за тысячу.

Некоторые из них не оставляют следа. Они не запоминаются как те, которые мало значат. Но самые интересные могут поселиться в голове человека надолго. Именно они формируют содержание воображения.

Возникновению айфона в голове у Стива Джобса предшествовала череда других воображений, которые гений мобильной индустрии даже не запомнил.

Но поскольку идея айфона была выше всяких похвал, то она даже была воплощена в жизнь.

Итак, воображение — процесс который заключается в создании новых образов, это происходит благодаря переработке материала восприятия и опыта (памяти).

Значение воображения в жизни человека

Воображение в жизни человека имеет очень большое значение. Воображение позволяет человеку полноценно жить:

  • общаться с другими людьми
  • визуализировать цели
  • применять свое природное творческое начало
  • совершать открытия
  • придумывать новое
  • находить решения сложных задач
  • познавать то, что еще неизвестно
  • представлять и понимать то, что человек в реальности никогда не видел (например, как движутся электроны вокруг атома)
  • просчитывать свои действия на несколько шагов в перед (в бизнесе, карьере, отношениях)
  • прогнозировать события и варианты решений

И многое другое. В наш век интеллектуальная деятельность человека связана с воображением достаточно сильно, особенно в тех профессиях, в которых нельзя поручить все компьютерам: программирование, дизайн, исследования. Вот причина того, зачем каждому из нас нужно развивать воображение.

Значение воображения для развития ребенка

Если мы говорим о детях, то развитие человека и воображение тесно переплетены. В первые годы и все дошкольное детство ребенок активно развивает этот познавательный процесс. И оказывается, что если ребенок в силу каких-то причин не сможет достаточно развить воображение, у него могут не сформироваться и многие другие нужные способности.

Подробнее о развитии детей читайте в статье самый эффективный метод развития ребенка

Развитое воображение позволяет в будущем сформировать креативность, творческое мышление, способность находить оригинальные решения, находить выход из сложных ситуаций. Согласитесь, все эти навыки так необходимы в современном мире, что развитием воображения стоит заняться. На мой взгляд это так.

Воображение и деятельность человека

Если мы взглянем на деятельность человека, то увидим, что любая успешная деятельность, любой продукт, изобретение, предмет, работа была сделана людьми с хорошим воображением.

  • любое новое изобретение сначала представляется в воображении человеком, а лишь потом воплощается в жизнь
  • качественный предмет (будь то ручка, стол, шарф, автомобиль) сначала появляется в голове разработчиков
  • писатели, художники, скульпторы, сценаристы, музыканты, режиссеры всё сначала придумывают в своем воображении
  • предприниматели рисуют в своем воображении возможные варианты результатов сделки, риски и выгоды
  • спортсмены (как любители так и профессионалы) просчитывают множество ходов вперед, чтобы понять как им провести свой забег, матч, попытку
  • каждый из нас всегда воображает, прежде чем сделать осознанно какой-то поступок, без воображения нет ответственности, нет понимания, к чему может привести каждое наше действие

Как вы видите, воображение в деятельности человека присутствует в большинстве жизненных и профессиональных ситуациях. Чем лучше оно развито, тем больше шансов у нас сделать свои действия максимально качественными и благоприятными для нас.

Функции воображения

1.Познавательная. Представляя то, что не доступно человеческому глазу, мы можем мысленно изучать самые сложные элементы окружающего мира: атомы, удаленные космические объекты.

2. Функция планирования. Ставя себе цели и планы, мы воображаем конечный желаемый результат. Здесь также работает антиципация — предвосхищение результатов деятельности.

3. Функция представления. Мы можем представить персонажей рассказов, книг, фильма, друг, знакомого.

4. Защитная/терапевтическая.  Когда события не произошли, мы можем к ним подготовиться и проиграть хорошие и плохие моменты с помощью воображения. Или, когда событие уже произошло, благодаря воображению мы его проживаем еще раз в более легкой форме, тем самым успокаивая (или, наоборот, усиливая) эмоции и ощущения.

5. Преобразовательная. Изменение реальности, создание новых предметов, процессов, отношений.

Формы воображения

1.Пассивное. Возникает само собой, без нашей воли.

  • Сновидения — действует пассивное непроизвольное воображение.
  • Грёзы — действуют дневные защитные фантазии, пассивное произвольное воображение.
  • Галлюцинации — действуют под воздействием болезни, или под воздействием каких-либо психотропных веществ (наркотические средства или алкоголь).

2. Активное. Мы прилагаем усилия для воображения.

  • Воссоздающее воображение. Это воображение того, что в реальности человек встречал или видел, возможно, отчасти содержит новое.
  • Творческое воображение. Это воображение совершенно нового, ранее не существовавшего в опыте человека.

Воображение — это один из фундаментальных психических процессов, которые определяют в целом наше интеллектуальное развитие. Поэтому развитие воображения — один из важнейших вкладов в свой интеллект.

Воображение человека: советы по развитию

Самыми простыми способами развития воображения являются:

  • Накопление различных ярких образов из реальной жизни: наблюдение за природой, животными, просмотр произведений искусства (живопись, скульптура), прослушивание звуков природы, классической музыки.
  • Попробуйте в ярких красках представить себе человека, которого Вы знаете, но который в данный момент отсутствует рядом с Вами. Вспомните и представьте, какой он, как улыбается, какого цвета глаза, структура волос, наклон головы при разговоре.
  • Попробуйте придумать несуществующее животное и описать, как оно живет, чем питается, где живет, как взаимодействует с другими животными, какие звуки издает.

Воображайте и развивайтесь!

Воображение человека. Ирина Пермякова

Данная статья входит в цикл статей о воображении.

Часть первая Что самое главное в интеллекте?

Часть вторая  [Вы прочитали её выше] Воображение человека | Что такое воображение?

Часть третья

Источник: http://razvitie-intellecta.ru/chto-takoe-voobrazhenie-cheloveka/

Что такое воображение?

Воображение

Воображение – это способность человеческой психики создавать образы, картины и представления в сознании.

Если восприятие формирует образы предметов и явлений, непосредственно видимых в материальном мире, то воображение моделирует образы несуществующих объектов на основе имеющихся зрительных образов и представлений.

Такие образы могут значительно отличаться от реальной картины действительности или содержать какую-либо другую информацию.

1

Для чего нужно воображение?

  • Без способности воображения не могли бы протекать такие процессы, как моделирование, планирование, творческая и игровая деятельность. Воображение является источником научных открытий, технического прогресса, развития искусства, управления жизнью.
  • Воображение создает образы предметов и явлений, основываясь не на собственной памяти, а на общей картине мира. Такие образы менее реальны и основаны в большей степени на фантазиях. Развитое творческое воображение придает людям яркую индивидуальность и неповторимость.
  • Способность воображения присутствует даже у самых прагматичных и скептически настроенных людей. В таком случае воображения выполняет функцию планирования и программирования будущего.
  • Воображение может оказывать влияние на организм человека, как процесс деятельности нервной системы. Человек под влиянием воображения может чувствовать себя больным или же бодрым и полным сил.

2

Виды воображения

  • Непроизвольное (пассивное) воображение работает в состоянии неконтролируемого сознания. Например, во сне картины и образы, иногда не поддающиеся никакой логике, сменяют друг друга, могут быть пугающими или удивительно прекрасными.Пассивное воображение может присутствовать не только во сне – например, спонтанное формирование некоторых образов, когда человек не направляет специально свое мышление.
  • Произвольное (активное) воображение – это намеренное построение и детализация придуманных образов. В детском возрасте активное воображение быстро развивается в игровой форме, когда ребенок пытается представить себе ту или иную роль – врача, учителя и пр. С точки зрения воспитания необходимо уделять достаточное время развитию способности воображения у детей, формируя тем самым дальнейшее восприятие жизни и поведение в тех или иных ситуациях.

Наиболее ярко активное воображение проявляется в разных видах творчества, когда человек должен представить и воссоздать образ предмета, которого до этого не существовало в реальности.

  • В повседневной жизни активное воображение является основой саморазвития, вызывает в памяти те или иные картины и старается улучшить образы, придать им совершенный вид. Например, картина притягательного будущего – у каждого человека этот образ формируется на основе реальности и собственных стремлений. Деятельный и целеустремленный человек, имея мечту, добивается ее исполнения. Для других же будущие достижения остаются лишь фантазиями и приводят к разочарованию в жизни.
  • Воссоздающее воображение – способность представить то, что уже существует или существовало и то, как именно оно существовало.Воссоздающее воображение помогает мышлению перенестись в другое время или другую страну, совершить путешествие, не выходя из дома. Как правило, такой тип воображения начинает работать при чтении определенной литературы, когда человек пытается представить описанное в книге, додумывая и добавляя детали.

С точки зрения психического процесса воображение выполняет определенные функции, формируя психо-эмоциональное состояние и поведение человека.

  • Познание – состоит в расширении кругозора на основе полученных знаний об окружающей действительности и формировании правильной реакции и поведения в незнакомой ситуации.
  • Прогнозирование – подразумевает, что воображение помогает человеку увидеть итоговый результат неоконченного действия или ситуации. Сюда же можно отнести способность человека мечтать, т.е. представлять самый благоприятный исход.
  • Понимание – состоит в возможности понимать состояние, эмоции и внутренний мир другого человека на основе предположений.
  • Защита – заключается в объективной оценке возможной опасности и предотвращении ее за счет прогнозирования ситуации.
  • Саморазвитие – способность к творчеству и созиданию.

Все перечисленные функции воображения развиты у людей в разной мере. Преобладание одной из функций над другими определяет характер и модель поведения человека.

Первая полоса

Беременность

Как не набрать лишний вес во время беременности

Источник: https://sovetclub.ru/chto-takoe-voobrazhenie

Значение слова ВООБРАЖЕНИЕ. Что такое ВООБРАЖЕНИЕ?

Воображение

  • ВООБРАЖЕ́НИЕ, -я, ср.

    1. Мысленное представление, воспроизведение кого-, чего-л. в уме. И образы этого прошедшего — стали непрошенно возникать в его воображении. Л. Толстой, Казаки. Если мы в воображении своем пытаемся восстановить молнию, она неизбежно появляется перед нами в виде огненно-пылающего зигзага. Вс. Иванов, Пархоменко.

    2. Психический процесс, заключающийся в создании новых представлений на основе уже имеющихся путем их преобразования (психол.). || Творческая фантазия.

    Воображение этого человека было неиссякаемо и могуче — он мог сочинять и говорить целый день и никогда не повторялся. М. Горький, Бывшие люди. — Воображение создало искусство.

    Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией. Паустовский, Далекие годы.

    3.Разг. Мнение, представление, ни на чем не основанные; домысел, плод фантазии.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Воображе́ние — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления не воспринимаемого или мира, не существующего вообще – сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.); способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающиеся в создании новых образов (представлений) путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

    По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Источник: Википедия

  • ВООБРАЖЕ'НИЕ, я, мн. нет, ср.1. Способность воображать, мысленное воспроизведение чего-н., фантазия. Живое и пылкое в. Расстроенное в.

    || Способность к творчеству, к созданию новых образов путем комбинаций виденных ранее или действительных. В композиции картины чувствуется недостаток воображения. У этого писателя большая сила воображения.2.

    Домысел, мнение или предложение, ни на чем не основанное (разг.). Это одно твое в.: ничего ужасного не случилось.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • 1. способность мыслить образами, воображать

    2. способность к творчеству, к созданию новых образов путем комбинаций виденных ранее или действительных

    3. разг. домысел, мнение или предположение, ни на чем не основанное

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ваххабитский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «воображение»

  • фантазия
  • мечта
  • мысли
  • мозг
  • воображать
  • (ещё…)

Предложения со словом «воображение»:

  • Характеризуются богатым воображением и пространственным видением.
  • Обилие механик настольных игр поражает воображение, причём меньше их с каждым годом не становится.
  • Этапы его «большого пути» поражали воображение.
  • (все предложения)

воспалённое пылкое богатое необузданное буйное … (все определения)

Понятия со словом «воображение»

  • Воображе́ние — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления не воспринимаемого или мира, не существующего вообще – сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.); способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими…
  • Активное воображение (Active imagination) — метод работы с бессознательными содержаниями (сновидениями, фантазиями и т. п.) с помощью просмотра образов в воображении, ведения диалогов и их вербализации.
  • Социология воображения — специальная отрасль социологического знания, обосновывающая структуру, сущность и параметры функционирования воображения как базового явления, предопределяющего развертывание социальных структур, где общество получает дополнительное глубинное измерение. Отправной точкой послужила теория воображаемого (имажинэра) как антропологического траекта и конструктора социальной реальности в различных социумах. Социология воображения изучает «воображаемую социальную действительность…
  • (все понятия)

Дополнительно:

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

ovdmitjb

Add comment