Irvuz

Воля как форма активности личности

Эмоционально-волевые поцессы — реферат

Воля как форма активности личности

· В структуре деятельности произвольное действие предполагает осознание отношений цели к средствам ее достижения.

В структуре деятельности волевое действие предполагает осознание отношений цели действия к мотивам деятельности.

· Произвольность предполагает осознанность ориентировочных и исполнительных компонентов собственных действий.

Волевое действие предполагает осознанную организацию побуждения к действию, организацию мотивации к осуществлению действия.

· Развитие произвольности заключается в овладении средствами организации и планирования своих действий, своего поведения.

Развитие воли заключается в формировании, организации и сохранении устойчивой мотивации.

· Становление произвольной регуляции действия можно представить как процесс означивания (объективации) собственных действий.

Становление волевой регуляции заключается в осмыслении личностного значения цели и последствий действия, а также отношений действия к интересам других людей. 

Воля как форма активности личности

Воля отражает способность человека сознательно регулировать свою деятельность, поведение и эмоции, преодолевая трудности при достижении поставленных целей. Воля – это процесс преодоления себя в обстоятельствах, когда требуется действовать, проявлять активность, в достижении цели.

Воля проявляется там, где любят то, что сами себе приказывают. Волю считают ядром характера человека. По словам В. Шекспира, наша личность – это сад, а ноля в нем садовник. Воля – это высшая степень мастерства управления собой.

Волевой человек -лучший менеджер сам себе.

Волевой человек умеет подняться над своими влечениями, инстинктами и преградами, посмотреть на них с высоты своей личности, сделать разумный осознанный выбор и действовать в направлении поставленной цели.

Какова роль воли в жизнедеятельности человека? Вряд ли найдется человек, который не мечтал бы стать значимой и счастливой личностью. Увы, зачастую эти мечты превращаются в груды обломков, которые хоронят под собой надежды, способности и даже таланты.

И это потому, что между мечтой и действием стоит воля! Вместо того чтобы действовать, человек как бы «засыпает» в сладких мечтах, заменяющих ему реалии активной жизни и служащих в данном случае своеобразной психологической защитой от ощущения своей неполноценности.

Он пытается найти счастье – это естественное состояние, к которому стремится любой человек, – уходя из активной сферы жизни. Но по-настоящему счастливым может быть лишь тот, кто, оглядываясь на выполненную им работу, узнает следы своей воли. Безвольные, ленивые люди не могут быть счастливы.

Ибо это люди несостоявшиеся, не реализовавшие себя в полной мере.

По критерию направления активности человека воля неоднородна. Один проявляет высокий уровень волевой регуляции преимущественно при подавлении собственных чувств, и здесь воля выступает в качестве щита личности, «смирительной рубашки» для своих эмоций.

Это воля интровертированная и как форма активности направлена на достижение внутренней уравновешенности. Другой лее предпочитает преодолевать трудности через воздействие на внешние факторы (через организацию усилий других людей, подбор исполнителей, укрепление своей власти, власти в целом и т.п.).

Это экстравертированная воля, направленная в сферу внешней активности.

Интернальная и экстернальная локализация контроля

   “Локус контроля” в переводе на русский означает “место контроля”. Он бывает интернальным (внутренним) и экстернальным (внешним), и показывает, кому или чему человек приписывает ответственность за происходящее с ним.

 Если человеку свойственно видеть причину происходящего с ним в его собственных поступках и личностных качествах, тогда говорят, что у него интернальный (внутренний) локус контроля.

Если же есть склонность видеть решающую силу в других людях и внешних обстоятельствах, то говорят об экстернальном (внешнем) локусе контроля

Причины явления

   Интернальный локус контроля развивается в результате воспитания, нацеленного на формирование самостоятельной личности, принимающей на себя ответственность за свои поступки.

Такое воспитание, как правило, требует от родителей и педагогов настойчивости и мастерства, потому что гораздо легче заставить ребенка что-то сделать, вместо того, чтобы подтолкнуть его к принятию самостоятельного решения.

Манера воспитывать своих детей склонными осознавать и применять собственную личную силу была характерна для дворянства. Для дворянского же воспитания имело большое значение понятие чести, неразрывно связанное со способностью отвечать за свои слова и поступки.

В современном мире такое воспитание чаще получают дети предпринимателей, политиков, психологов, педагогов, а также всех тех, кто являются носителями подобных качеств, или понимают их важность для ребенка.

Следствия явления

   В общем, наличие интернального локуса контроля свидетельствует о сформированной и зрелой личности, способной как на серьезные решения, так и на принятие ответственности за них. Интерналы более уверены в себе и менее тревожны, их деятельность результативнее.

Интерналов больше любят и уважают за их ответственность и надежность, способность бороться и побеждать. Однако, чрезмерная уверенность в своих возможностях может порождать ряд негативных моментов.

Во-первых, переоценка своих сил и своего влияния может привести к чувствительным поражениям со всеми их последствиями, в том числе и психологическими. Во-вторых, склонность винить себя во всех неудачах может вызвать неуместное чувство раскаяния, подавленность и депрессию.

Нужно всегда придерживаться золотой середины и допускать возможность влияния удачи и внешних факторов на исход дела. Но золотая середина все же находится ближе к интернальному локусу контроля.

Экстернальный локус контроля

   В переводе на русский это означает “внешнее место контроля” или “внешний контроль”. Локус контроля бывает экстернальным (внешним) и интернальным (внутренним), и показывает, кому или чему человек склонен приписывать причину происходящего с ним.

Те, у кого наблюдается внутренний или интернальный локус контроля, склонны видеть в себе причины всего происходящего с ними, и брать на себя ответственность за происходящее. Обладатели экстернального (внешнего) локуса контроля склонны видеть причину во внешних обстоятельствах и действиях других людей.

Они также имеют привычку перекладывать ответственность на окружающих и обстоятельства.

У кого развивается экстернальный локус контроля?

   Прежде всего у детей, выросших в религиозных семьях. Идеи вмешательства в жизнь высших сил, рока, судьбы, и прочего подобного являются одними из центральных в религиозном воспитании.

Если религиозный человек совершает дурной поступок, то чаще всего говорит, что его попутал бес; если же свершается что-то хорошее, то в происходящем видится участие Бога. Менее религиозные люди оперируют такими понятиями, как “повезло”, “жизнь так сложилась” и т. п.

В любом случае акцент всегда делается на внешние обстоятельства, в целом определяющие ход жизни. Религиозное воспитание часто сопровождается требованиями жесткого повиновения главе семейства, что также формирует фаталистические наклонности, ограничивает инициативу, и в итоге дает личность, лишенную активной жизненной позиции.

Также на первый план выходит не столько значимость достижения как такового, сколько факт одобрения или осуждения сделанного, что еще больше сдвигает акцент на некоего “судью” вовне, от которого все и зависит. Подобные эффекты наблюдаются и в нерелигиозных семьях, где ребенком мало занимаются, но требуют повиновения.

Там, где требования не объясняются, а инициатива пресекается, вырастают дети, которые впоследствии имеют трудности с принятием самостоятельного решения и взятием на себя ответственности за сделанное.

К чему приводит экстернальный локус контроля?

   Прежде всего к проблемам с принятием решений. Тот, кто слишком большое значение придает влиянию внешних сил и обстоятельств, как правило, ждет от них инициативы, и не спешит проявлять свою собственную. Кроме того, страх перед неудачей или чрезмерная надежда на везение могут существенно снизить эффективность действий.

Другим негативным проявлением экстернального локуса контроля является безответственность. Человек, искренне считающий, что исход дела мало от него зависит, требует слишком большой снисходительности к собственным ошибкам, неудачам и слабостям. Также он не станет слишком утруждать себя доведением дела до конца, если это требует больших усилий.

Ему гораздо проще признать поражение под действием обстоятельств непреодолимой силы. Экстерналов, как правило, недолюбливают за их ненадежность, но иногда уважают их легкость в отношении к жизни. В целом, экстернальный локус контроля указывает на недостаточную зрелость личности, хотя и имеет некоторые плюсы.

Основным достоинством таких людей является несколько большая психологическая устойчивость к потерям и поражениям. 

Структура волевого акта

    Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

    К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

    В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

    Первая фаза – возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

    Вторая фаза – обсуждение и борьба мотивов.

    Третья фаза – принятие решения.

    Четвертая фаза – исполнение решения.

    Дадим краткую характеристику каждой из четырех фаз.

    Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать.

По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись.

Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

    Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка.

Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

    Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

    Четвертая фаза — исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

    Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

Волевые качества личности и их формирование

Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название “волевые качества''.

Волевые качества личностиэто сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.

    1. С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.

Целеустремленность – это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств.

Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность – это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами.

Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность – это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность – это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.

Выдержка – это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка – это проявление тормозной функции воли.

Она позволяет “затормозить'' те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия.

Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.

Источник: http://turboreferat.ru/psychology/jemocionalnovolevye-pocessy/99611-515449-page3.html

Воля как произвольная активность человека., Психология – Реферат

Воля как форма активности личности

Введение 3

1 Эмоционально-волевая сфера личности 5

2 Признаки воли 12

3 Волевая регуляция и волевое усилие 15

Заключение 18

Список использованных источников 19

Выдержка из текста

Введение

Формирование всесторонне развитой, общественно активной личности является важнейшей целью и непременным условием прогресса общественной системы.

Дальнейшее развитие нашего общества наряду с углублением научно-технической революции и совершенствованием хозяйственного механизма требует соединения политического, трудового и нравственного воспитания с целью формирования у людей чувства ответственности, организованности, дисциплинированности, выдержки, общественно направленной системы мотивов. Большая роль в решении этой актуальной задачи принадлежит психологии.

Воспитание необходимых волевых качеств и способности к волевой регуляции является составной частью воспитания личности, действующей на основе сознательных побуждений.

Заинтересованность общества в разработке научно обоснованной системы формирования личности, обладающей, в том числе и необходимыми волевыми качествами, требует углубления исследований теоретических и методологических проблем воли, разработки методической оснащенности экспериментальных исследований и диагностики уровня развития волевой регуляции. Однако признать уровень исследования проблемы воли в современной психологии соответствующим тем большим задачам, которые поставило общество, не представляется возможным.

Проблема воли имеет многовековую историю, но и сегодня мы не можем говорить ни о достижениях в этой области, ни о широте исследований, ни ее популярности.

Из центра понятийной системы психологии понятие воли постепенно оттесняюсь к периферии, что выражалось в падении интереса психологов к проблеме воли, в снижении числа публикаций и в отставании уровня теоретических, экспериментальных и прикладных исследований по сравнению с другими разделами психологии.

Анализируя понятийный аппарат современной психологии, М. Г. Ярошевский отметил, что понятие воли не входит в число основных понятий психологии XX века.

После достаточно интенсивного развития теоретических и экспериментальных исследований воли в зарубежной психологии в 30-х годах происходит резкий спад интереса к этой проблеме.

Авторы психологических словарей отмечают, что в психологии США практически не используется термин «воля» и даже ставится под сомнение ценность самого понятия воли.

Постоянно уменьшается число публикаций по воле в «Psychological Abstracts», отсутствует глава воле во многих учебниках по психологии.

По данным В. И. Селиванова, в нашей стране с 1938 по 1958 г. было опубликовано всего около 40 работ по проблеме воли. С 1952 по 1967 г. число публикаций увеличилось до

70. но затем стало сокращаться. За период с 1978 по 1983 г. опубликовано всего 7 монографий и сборников по проблемам, связанным с волевой и произвольной регуляцией поведения. В двух центральных журналах по психологии («Вопросы психологии» и «Психологический журнал») с 1980 по 1987 г. по проблемам воли опубликовано всего 5 статей. За период с 1976 по 1981 г. из

19. диссертаций по общей психологии только пять работ защищено по теме «Воля».

1 Эмоционально-волевая сфера личности

Воля это психические процессы человека, обеспечивающие его поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению осознанно поставленных целей.

Основными признаками волевых (произвольных) действийявляются:

целеполагание (в отличие от непроизвольных, импульсивных действий);

преодоление внутренних (борьба мотивов) и внешних трудностей.

В психической деятельности воля выполняет две взаимосвязанные функции: активизирующую и тормозящую. Воля это способность контролировать свою деятельность и активно направлять ее на достижение своих целей. Она представляет особую форму не только умения чего-либо добиться, но и умения отказаться от чего-либо, когда это нужно (А. С. Макаренко).

Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действительности в связи с потребностями, намерениями, интересами человека. С помощью воли человек организует деятельность и управляет своим поведением.

Воля — это способность Человека сознательно управлять собой в деятельности с труднодостижимыми целями. Она предполагает регулирование человеком своего поведения, торможение им ряда других стремлений и побуждений, организацию цепи различных действий в соответствии с сознательно поставленными целями.

Волевая деятельность заключается в том, что человек осуществляет власть над собой, контролирует собственные непроизвольные импульсы и в случае необходимости подавляет их. Проявление воли представляет собой такого рода активность личности, которая связана с участием в ней сознания.

Волевая деятельность обязательно предполагает целый ряд актов: оценку сложившейся ситуации; выбор пути для будущего действия; отбор средств, нужных для достижения цели; принятие решения и т. д.

В ряде случаев волевая деятельность связана с принятием решений определяющих жизненный путь человека, выявляющих его общественное лицо, раскрывающих его моральный облик. Поэтому в осуществление таких волевых действий вовлечен весь человек как сознательно действующая личность.

Вещевая деятельность человека обусловлена сформировавшимся складом личности, характером ее мотивов и жизненных целей, возникших как результат различных воздействий в условиях жизни человека. Вместе с тем в качестве непосредственной причины волевой деятельности могут выступать разнообразные жизненные обстоятельства.

Волевое действие включает в себя несколько этапов.

Подготовительный этап. Волевой акт начинается с возникновения побуждения и Постановки цели. Кроме этого волевое действие предваряется еще обсуждением цели действия и борьбой мотивов, принятием решения, планированием действий, средств и способов их осуществления.

Особенно напряженно протекает этот процесс, когда сталкиваются несовместимые побуждения и человеку приходится выбирать между узколичными мотивами и общественным долгом, между доводами разума и чувствами. Столкновение взаимоисключающих или несовпадающих побуждений, из которых человек должен сделать выбор, называется борьбой мотивов.

В результате борьбы мотивов человек принимает решение, что проявляется в ограничении одних побуждений от других и в окончательном оформлении цели деятельности, иногда совсем не совпадающей с первоначальной.

Процесс принятия решения выступает как особая стадия волевого действия, требующая не только максимальной осознанности, но и решительности, ответственности личности. С принятием решения наступает разрядка.

Она заключается в спаде напряжения, сопровождавшего борьбу мотивов.

Используемая литература

1) Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.

2) Кривишенко Л.П. Педагогика: учеб. М. :ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 432 с.

3) Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 574 с.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим инструкциям.

Источник: https://nadfl.ru/work/9047/volya-kak-proizvolnaya-aktivnost

1.1.2.11 Воля

Воля как форма активности личности

Знання → Дистанційне навчання — теорія і практика → Разработка компьютерных средств обучения → 1. Психолого-дидактические основы обучения → 1.1 Основные понятия → 1.1.2 Базовые психические функции как предпосылки учения

Додати до моєї бази знань

Воля

Общая характеристика волевых процессов

Воля как способность человека к самодетерминации и саморегуляции делает его свободным от внешних обстоятельств. Воля делает человека во многом непредсказуемым, несводимым к простой арифметике действующих мотивов. Она вводит в жизнь человека по-настоящему субъективное измерение.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. Она задает упорядоченность, целенаправленность и сознательность человеческой жизни и деятельности.

«Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом», – пишет С.Л. Рубинштейн.

Воля представляет собой, безусловно, высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации, эмоций и внимания.

Волевое действие определяется следующими вариантами условий его реализации:

  • выбором мотивов и целей при их конфликте (селективная функция);
  • восполнением дефицита побуждения к действию при отсутствии его достаточной мотивации (инициирующая функция);
  • ослаблением избыточной мотивации при нежелательности действия (ингибирующая функция);
  • поддержанием выбранного уровня выполнения действия при наличии помех (стабилизирующая функция);
  • произвольной регуляцией внешних и внутренних действий и психических процессов.

Впервые среди греческих мыслителей волю основой нравственности сделал Аристотель. Он рассмотрел связь этики и человеческой воли, сделав человека ответственным за свою судьбу и благополучие.

При этом он предвосхитил современную деятельностную трактовку воли, утверждав, что о волевом поступке можно говорить, только рассматривая целостную деятельность человека. «Человек – сила действующая. Первоначало действия, как хорошего, так и плохого, – это намерение, воля.

Мы свои действия изменяем добровольно, так что и первоначало, т.е. намерение и воля, меняются добровольно. Отсюда ясно, что от нас зависит быть хорошими или дурными» («Большая этика» ).

Добровольность для Аристотеля – это, во-первых, свобода выбора, а во-вторых, ориентация на разумные цели. Воплощением воли является мужество.

Причем, если граждане проявляют мужество «по принуждению начальников», то их мужество не является подлинным, во всяком случае, их мужество ниже по степени, так как «они поступают так не от стыда, а от страха, избегая не позора, а страдания» («Никомахова этика»).

Способность к совершению волевых действий (поступков) формируется по мере развития личности и воплощается в устойчивые личностные качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость и др. Безвольная личность характеризуется нерешительностью, внушаемостью, слабоволием, упрямством. Упрямство часто путают с истинным проявлением воли.

Воля как активность

В качестве основного атрибута волевого акта можно выделить три основных характеристики. Во-первых, в акте воли происходит объективация индивидуального Я и индивидуального поведения. В волевом акте субъект как бы «выпадает» из потока бытия и оценивает себя самого и мотивы своей деятельности извне.

Например, вы должны признать свои взгляды неверными, хотя вам, конечно, очень не хочется этого делать.

Чтобы внутренне согласиться с признанием своей ошибки, необходимо субъективно противопоставить себя самого и свою деятельность, на какое-то время отстраниться от обычного слитного сосуществования субъекта и деятельности.

В этом смысле можно говорить о волевом акте как о совершенно особом состоянии сознания. Во-вторых, воля всегда перспективна по своей сути, она направлена в будущее. Совершая волевой поступок, человек думает не о своем положении в настоящий момент, а о том, каким оно станет в дальнейшем, если он сделает или не сделает нечто.

В-третьих, воля переживается как активность Я. Например, человек чувствует жажду. Он встает, берет графин с водой, наливает и пьет. В таком типе поведения отсутствуют атрибуты волевого акта: нет ни субъективного разделения субъекта и ситуации, ни сколько-нибудь выраженной ориентации в будущее, ни активности субъекта.

Другими словами, при обычном (импульсивном) поведении его источником переживается скорее сама потребность, чем активное Я. Волевое же поведение никогда не бывает реализацией актуального импульса и, следовательно, необходимую для реализации деятельности энергию заимствует из другого источника.

Что это за источник? Таким источником является личность человека.

Воля как функция иерархии мотивов

А.Н. Леонтьев считает, что волевое действие – есть процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объектно-предметными и наглядными. У недостаточно зрелой личности или в ситуации экстремально сильного действия биологического мотива регулирующая роль перейдет к чужой воле – приказу или перейдет во внешний план самокоманды.

Теперь обратимся ко второй составляющей исходного тезиса об условиях протекания волевого акта. Например, вам нужно заставить маленького ребенка съесть кашу.

Что будет эффективнее: пообещать ему, что он получит вкусное пирожное после того, как съест кашу (идеальная форма мотива), или положить вожделенное пирожное перед ним? Ответ очевиден.

В первом случае ребенок мгновенно проглотит нелюбимое блюдо, а во втором – разразится плачем.

То есть в случае конфликта мотивов прием соподчинения их в качестве последовательных этапов деятельности и представленность одного из них в идеальном (воображаемом) плане действует достаточно эффективно.

При одновременном присутствии и каши, и пирожного волевое усилие должно быть приложено значительно больше.

Таким образом, волевой акт, представляющий, по сути, результат борьбы конкурирующих мотивов, разворачивается в направлении актуализации социального по происхождению и идеального по форме мотива в ущерб биологическому и наглядному.

Структура волевого акта

С.Л. Рубинштейн различает четыре стадии волевого акта.

  • Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.
  • Стадия обсуждения и борьбы мотивов.
  • Решение. Процесс принятия решения может протекать различно. В первом случае (когда нет «борьбы мотивов») оно протекает как бы бессимптомно: постановка цели условно совпадает с принятием решения. Как пишет С.Л. Рубинштейн: «Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит толь ко это почувствовать, чтобы уже перейти к действию». Во втором случае, если мотивы различны по значимости, решение наступает как полное и окончательное разрешение того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. В третьем случае (здесь мотивы практически равны по значимости и интенсивности) решение наступает как насильственное снятие все еще бушующей борьбы мотивов. Акт принятия решения характеризуется своеобразным субъективным переживанием. Человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. «Осознание последствий будущего поступка и зависимости того, что произойдет от собственного решения, порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности».
  • Выполнение. 

Когнитивные компоненты волевого акта

В.А. Иванников рассматривает волевую регуляцию как произвольное изменение (усиление или ослабление) побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемому человеком по своему решению. Необходимость такого изменения возникает, как уже отмечалось, при недостатке соответствующей принятому действию мотивации.

Что же при этом делает человек? Как он достигает необходимого изменения побуждения? Формирование побуждения к волевому действию достигается через трансформацию или создание дополнительного смысла действия.

То есть действие после свершения волевого акта осуществляется уже не только в силу исходного (недостаточного) мотива, в согласии с которым было принято решение о его реализации, но и в силу других мотивов.

В исследовании А.В. Запорожца было показано, что в зависимости от того, какой смысл имеет для испытуемого задание, кардинально меняется уровень его исполнения. Трем группам испытуемых предлагали поднимать и опускать достаточно тяжелый груз. Испытуемым первой группы не указывали смысл выполнения задания. Испытуемым во второй группе сообщалась его цель, т.е.

их просили поднять груз максимально возможное количество раз, чтобы установить личный рекорд. Испытуемым третьей группы предлагали вообразить ситуацию, когда они не просто поднимают груз, а вырабатывают силой своих мышц электроэнергию для того, чтобы в городе зажегся свет. Нетрудно догадаться, что наивысший результат был получен у участников последней группы.

Изменение смысла действия возможно через изменение позиции субъекта. Так, в работе А. И. Липкиной отстающим ученикам поручали опекать школьников младших классов.

Смена позиции с «ученика» на «учителя, наставника» приводила к изменению самого смысла учебы и, как следствие, к повышению настойчивости в овладении учебной программой. Смысл действия может также быть изменен при помощи предвосхищения последствий того или иного действия.

П. В. Симонов, автор информационной теории эмоций, рассмотренной нами выше, приводил для иллюстрации данного механизма случай из своей жизни. Когда ему не хватило смелости для прыжка с парашютом, он подумал о своем товарище, который не решился прыгнуть накануне.

Поставив себя на его место и представив, как стыдно ему было смотреть в глаза друзьям, Симонов прыгнул с парашютом.

Еще один механизм изменения смысла принятого действия заключается в добавлении нового смысла к уже существующему. Например, не только «пробежать 2 километра», но и «по дороге пересчитать все деревья в сквере».

Придание дополнительного смысла принятому действию может осуществляться приемами «мифологического мышления». Тогда недостаточно мотивированное действие способно превратиться в символический акт. Например, студентка может загадать, что, если она хорошо подготовится к семинару, юноша, который ей нравится, пригласит ее в кино.

Последним из распространенных вариантов трансформации смысла является связывание действия с новыми, не типичными для него мотивами (использование приема самостимуляции). Например, женщина, которая решила соблюдать диету, может укрепить свою волю, сказав себе: «Если я продержусь неделю, то куплю себе новое платье». Гипотеза В. А.

Иванникова может быть хорошо проиллюстрирована с помощью знаменитой притчи о строительстве Шартрского собора. Когда у трех людей, каждый из которых толкал перед собой тележку, груженную камнями, спросили «Что ты делаешь?», один ответил: «Везу камни», другой: «Зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью», а третий сказал: «Строю храм».

Очевидно, кто из них толкал свою тележку с большим энтузиазмом и чье поведение было более волевым.

загрузка…

Источник: http://www.znannya.org/?view=el-will

ovdmitjb

Add comment