Irvuz

Волевые свойства личности

Волевые свойства личности

Волевые свойства личности

Исходя из определения воли, как сознательной деятельности, направленной на достижение определенной цели, можно сказать, что воля — это власть над собой, над своими чувствами и действиями.

У всех людей она проявляется в разной степени выраженности. По степени проявления особенностей воли человека судят как о силе, так и слабости воли.

Одни качества характеризуют силу воли, другие проявляются как ее слабость.

Диапазон проявления слабости воли столь же велик, как и проявление ее сильных качеств. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики и является патологией. Сюда относится абулия и апраксия.

Абулия (болезненное безволие) — это, возникшее на почве мозговой патологии, отсутствие побуждений к деятельности, неспособность, при понимании необходимости принять решение, действовать или исполнять его. Больной отчетливо понимает распоряжения врача, но не может заставить себя что-либо сделать.

Апраксия — сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение локализуется в лобных долях мозга, апраксия проявляется в виде нарушения произвольной регуляции движений, действия не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным волевой акт.

Абулия и апраксия — сравнительно редкие явления, присущи людям с тяжелыми расстройствами психики.

Наиболее распространенным проявлением слабоволия, встречающееся в нашей повседневной жизни, является лень.

Лень — это стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Это проявление бессилия и вялости человека, его неприспособленность к жизни.

Лень, а так же другие проявления слабости воли, такие как трусость, нерешительность, несдержанность, внушаемость, упрямство (не путать с настойчивостью) и другие качества, являются серьезными дефектами развития личности. Их преодоление требует серьезной воспитательной работы и, прежде всего самовоспитания.

Проявлением сильной воли будут являться ее положительные качества. Они обеспечивают успех и с лучшей стороны характеризуют личность. Их перечень очень велик, самые важные из них это:

Целеустремленность — способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Целеустремленный человек, это одержимый человек, он не остановиться ни перед какими трудностями. Он четко представляет свою цель, знает, что делать. Ясность цели — вот его достоинство.

Настойчивость — умение человека мобилизовать свои силы для длительной борьбы с трудностями. Настойчивость проверяется временем. Настойчивый человек всегда доводит начатое дело до конца. Без настойчивости даже самый талантливый человек не может добиться больших успехов.

Противоположным качеством настойчивости является упрямство. Настойчивость упрямого человека носит неразумный характер. Она не является сознательным регулированием своего поведения. Высшая форма проявления — негативизм.

Выдержка — умение управлять своими мыслями и чувствами, действиями и поступками. Выдержка проявляется в движениях, в общении с другими, в сдерживании неразумных желаний и т.д. В выдержке проявляется способность человека сознательно контролировать свое поведение, воздерживаться от действий мешающих достижению цели.

Власть над собой, умение контролировать себя называется самообладанием. Высокая степень самообладания, проявляющаяся в сложных и опасных ситуациях, называется мужеством. Без воспитания выдержки и мужественного человека воспитать невозможно.

Противоположным выдержке отрицательным качеством воли является невыдержанность, импульсивность.

Решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. решительность особенно необходима в экстремальных условиях. Решительный человек тоже испытывает борьбу мотивов, но у него нет раздвоенности мыслей, половинчатых решений.

Противоположным решительности отрицательным качеством является поспешность, когда человек принимает необдуманные решения, чтобы быстрей избавиться от неприятного напряжения или под влиянием страха хватается за любую возможность.

Инициативность — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину. Инициативность не следует смешивать с активностью, которая может носить и импульсивный характер. В инициативности, в отличии от импульсивной активности, всегда имеет место волевой компонент.

Инициативность может быть воспроизводящей (по подсказке, по подражанию) и творческой (по собственному почину).

Самостоятельность — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе собственных взглядов и убеждений. Это не значит, что следует отвергать мнения других. К ним нужно прислушиваться и считаться, принимать их советы, если они разумны.

Противоположным самостоятельности отрицательным качеством является внушаемость. Внушаемый человек не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств и давления со стороны других людей.

Организованность — разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности. Признаки организованности: а) соблюдение определенного порядка, способствующего успеху; б)планирование своих действий и разумное их чередование; в) рациональное распределение времени с учетом обстоятельств; г) умение вносить в свою деятельность определенные коррективы в связи с обстановкой.

Дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку.

Признаком воли является сознательная дисциплина, а не дисциплина, основанная на страхе или слепом послушании.

Признаки: а) сознательное выполнение установленного порядка; б) недопущение самостоятельных поступков; в) соблюдение дисциплинированного поведения в изменившейся неблагоприятной обстановке.

Смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасность для личного благополучия или даже жизни.

Часто смелость путают с лихачеством (неразумными и опасными поступками). Смелость — это поступок, прежде всего разумный, благородный, полезный для дела.

Исполнительность — старательное выполнение в срок поручений и своих обязанностей.

Существует и много других качеств кроме описанных выше. Все волевые качества тесно переплетены, взаимосвязаны и при изменении одного из них воля, как единое, также изменяется.

Волевую активность личности (как волю в целом, так и отдельные ее стороны) можно охарактеризовать параметрами силы, устойчивости, широты и направленности.

Сила воли — характеризует то, какой степени трудности преодолевает человек. Чем больше препятствий преодолеваются, тем сильнее воля. О степени трудности следует судить не по тому, какими они кажутся со стороны, а, прежде всего, по тому, какими они кажутся для личности, т.к. для разных людей одно и тоже препятствие может выглядеть по-разному.

Устойчивость воли (волевых качеств) — определяется тем, как часто у личности проявляются те или иные проявления воли.

Например, если такое качество воли как сдержанность проявляется у человека в конфликтных ситуациях постоянно, мы говорим о сильной и устойчивой воле.

Если такая же по силе воля проявляется время от времени, она характеризуется как сильная, но неустойчивая. Бывает и слабая выдержка, она характеризуется несдержанностью в конфликтных ситуациях.

Широта воли — показывает, во скольких видах деятельности человека проявляется та или иная по силе и устойчивости воля (качество). О широком проявлении воли (качества) можно говорить, если оно наблюдается не менее чем в двух видах деятельности.

Рассмотренные параметры (сила, устойчивость и широта) характеризуют степень развития воли личности. Однако, ценность воли состоит не только в степени ее развития, но и в ее направленности (т.к. волевые действия всегда мотивированы, волевая деятельность имеет определенную моральную направленность).

При характеристике воли главное внимание обращают не на степень, а на уровень развития воли (высокий, низкий).

Если степень характеризует динамическую сторону воли (силу, устойчивость и широту), то уровень (уровень мотивации) — моральную сторону. Моральная и динамическая стороны воли проявляются всегда в единстве.

Воля не является врожденной, она формируется в процессе трудовой деятельности человека. С самого раннего возраста и на протяжении всех этапов жизни человека (детство, школа, взрослая жизнь и т.д.) происходит формирование волевых качеств.

Известно, что стереотипы поведения человека, его сознательная деятельность, есть отражение внешних влияний. Это значит, что развитие воли и ее направленность определяют условия жизни человека и его воспитание.

У каждого человека в жизни существуют индивидуальные обстоятельства: взаимоотношения в семье, в школе, различные жизненные цели и т.п. Все это в совокупности с общественными традициями и нормами создают среду для формирования воли.

Развитие волевых качеств происходит под влиянием общения человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Здесь большую роль играет коллектив. В коллективе человек чувствует себя более ответственным. Благодаря помощи коллектива человек приобретает уверенность в своих силах, испытывает чувство удовлетворения от совместной деятельности с другими людьми.

Большое значение, особенно в подростковом и юношеском возрасте, имеет самовоспитание воли. У каждого школьника есть все возможности для этого. Чем раньше начнется сознательный процесс воспитания воли, тем больших успехов можно добиться.

Приемы самовоспитания воли могут быть разнообразны, но все они могут включать в себя следующие условия:

1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно небольшие трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие, а затем более значительные трудности, человек тренирует и закаляет свою волю.

2. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, тем выше уровень мотивации, тем большие трудности готов преодолеть человек.

3. Принятое решение должно быть исполнено. Систематическое откладывание исполнения решения дезорганизует и ослабляет волю. Но, принимая решение, необходимо осознать как его целесообразность, так и исполнимость.

4. При постановке дальней цели необходимо видеть этапы исполнения, т.е. намечать промежуточные, менее значимые цели и достигать их. В итоге будут созданы условия для достижения далекой цели.

К числу важнейших условий формирования воли относится строгое соблюдение режима дня, а также правильного распорядка всей жизни. Слабовольные люди, как правило, не умеют организовывать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца.

Волевой человек — хозяин своего времени. Поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю необходимо ежедневно бороться с разбросанностью и безолаберностью в труде и быту.

Одним из наиболее эффективных способов закалки воли являются систематические занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физическими упражнениями является тренировкой не только для мышц, но и для воли.

Page 3

воля абулия апраксия

1) Гамезо М.В., Домашенко И.А. “Атлас по психологии”: информ.-метод. материалы к курсу “Общая психология”: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1986. — 272с.: ил.

2) Курс общей возрастной и педагогической психологии. Вып.2. Познавательная деятельность личности. Эмоционально-волевая сфера личности. Индивидуально- психологические особенности личности /М.В.Гамезо, А.П.Гурина, И.А.Домашенко и др.; Под ред. М.В.Гамезо. — М.: Просвещение, 1982. — 190с., ил. — В надзач.: Моск. гос. заоч. пед. ин-т.

3) Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /А.В.Петровский, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко и др.; под ред. А.В.Петровского. — 3-е издание, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464с., ил.

4) Психология: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. В.М.Мельникова. — М.: Физкультура и Спорт, 1987. — 367с., ил.

5) Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. /Гл. ред. В.В.Давыдов. — М.: Большая Росс. энцикл., 1993. — т.1. — с.162-163

6) Рубинштейн С.Л. “Основы общей психологии”. — СПб.: Питер, 2006. — 713с.: ил. — (серия “Мастера психологии”)

7) Шадриков В.Д. “Мир внутренней жизни человека” — М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 392с.: ил.

Источник: https://studbooks.net/1611616/psihologiya/volevye_svoystva_lichnosti

Волевые процессы и психологические особенности человека. Характеристика, этапы развития и свойства личности

Волевые свойства личности

Волевыми процессами в человеческой психике называются те, которые проявляются в навыке контроля собственного поведения.

Каждый человек несет ответственность за собственную жизнь, события, происходящие в ней и за привычки, которые у него формируются.

По этой причине, когда разговор заходит о каких-либо пагубных действиях, к которым человек пристрастился и не в состоянии расстаться с ними, то можно сделать вывод о слабом развитии волевых процессов.

Формирование воли у ребенка

Если воля развита на недостаточно хорошем уровне, это может проявляться в отказе от личной ответственности или перекладывании ее на что-либо или кого-либо извне. То, как эмоционально волевые процессы развиваются, можно наблюдать еще в детстве человека. Их можно легко заметить в попытках получить желаемое, а также во время отстаивания собственных интересов.

Важную роль в этом развитии, безусловно, играют родители, их поддержка и личный пример, который демонстрирует каждый из партнеров. В тех случаях, когда родители всячески поддерживают ребенка эмоционально и выстраивают нормальную мотивацию для достижения им каких-либо целей, развитие качеств волевых процессов у человека проходит нормально.

Если с самого детства человек имеет возможность наблюдать за тем, как его родители нормально справляются со своими эмоциями, умело побеждают вредные привычки, постоянно повышают качество своей жизни, а также хорошо заботятся о здоровье, то с высокой вероятностью он в своей взрослой жизни будет следовать их примеру.

Помимо родителей на развитие эмоционально-волевых процессов оказывает значительное влияние та среда, в которой находится ребенок большую часть своего времени.

Отрицательные стороны самоконтроля

Всегда было принято полагать, что сильная воля является исключительно положительной чертой характера, хотя этот момент на самом деле может быть спорным. Зачастую усиленный контроль над собой не дает возможность разглядеть частное за общей картиной и не во всех случаях учитывает внешние обстоятельства.

Таким образом, человек, уделяющий самоконтролю чрезмерное внимание, может перестать уделять его своим потребностям и желаниям. Тогда появляется вероятность разучиться радоваться жизни.

Далеко не во всех случаях порядок и полный контроль над собой способны принести человеку чувство удовлетворения. Во время выстраивания отношений друг с другом, люди имеют свойство делать ошибки, а полное подчинение своим волевым психическим процессам способно понизить такое качество, как умение прощать людей за эти самые ошибки.

Помимо всего этого было замечено, что волевые люди могут испытывать трудности с тем, чтобы расслабиться и получать хорошие эмоции здесь и сейчас.

Это личностные свойства, которые складываются у человека во время получения им важного жизненного опыта и неразрывно связаны с преодолением им различных препятствий на своем пути, а также реализацией своей воли.

Психология выделяет множество личностных качеств, так или иначе связанных с проявлением воли. К основным можно отнести следующие:

  • целеустремленность;
  • решительность;
  • проявление инициативы;
  • настойчивость;
  • дисциплина;
  • выдержка.

Все вышеперечисленные качества, так или иначе, связаны с проявлением собственной воли. А развитие их начинается еще в детстве, когда ребенок выполняет самые банальные семейные поручения и школьные задания, а продолжается это развитие уже в высших учебных заведениях, армии и так далее.

Воспитание качеств

Естественно, работа над своими качествами не должна проходить посредством повышения нервного напряжения и заканчиваться стрессами. При этом в повторении определенных действий ежедневно надо находить свои положительные стороны, развивать свой оптимизм в целом, чуть проще относиться к жизни, в идеале — с юмором.

Что касается целей, то лучше всего ставить их как можно более конкретно. Естественно, в жизни зачастую бывают моменты неопределенности, но они должны быть стимулом к поиску новых вариантов решения появившихся проблем.

Человеку, делающему вклад в развитие своих волевых качеств, необходимо иметь чувство ответственности, иначе эго может взять над ним верх.

Развитие уверенности

Психологи и преподаватели старших классов школы сумели добиться развития чувства уверенности у учащихся (которые занимались сложными физическими упражнениями) с использованием следующих методов:

  1. Постепенное усложнение задач, которые возникают на пути учеников.
  2. Проведение анализа упражнений, разделение самых сложных из них на отдельные элементы.
  3. Изучение специальных упражнений, предназначенных для создания уверенного настроя при выполнении уже основных элементов программы.
  4. Подключение соревновательной части.
  5. Психологическая поддержка учеников.

Настойчивость и целеустремленность

Такие качества, как целеустремленность и настойчивость, формируются, когда мы ставим какую-либо цель, с которой нам справиться вполне по плечу и впоследствии доводим ее до конца.

Хорошо, когда эти качества формируются еще до поступления ребенка в школу, ведь предельно важно уметь не опускать руки в моменты возникновения различных препятствий на пути к цели.

Развитие дисциплины

Если себя не дисциплинировать, то о развитии каких-либо других качеств не может идти и речи. Для того чтобы развить свою дисциплинированность, можно прибегнуть к следующему:

  1. Адекватно оценивать самого себя.
  2. Не заниматься самобичеванием, если что-то пошло не по плану.
  3. Полностью принимать себя, при этом стремиться быть лучше.
  4. Не давать обещания, выполнить которые не удастся.
  5. Если обещание уже дано — выполнить его.
  6. Не опаздывать куда бы то ни было.

Проявление самостоятельности

Такое личностное качество человека, как самостоятельность, существует не столько само по себе, сколько в отношении к определенной деятельности. И для того, чтобы развить это волевое качество, потребуется следующее:

  1. Для того чтобы стать самостоятельным в каком-либо деле, потребуется наличие знаний и умений в этом деле.
  2. Учитель или ментор, который приоткроет путь к знаниям, желателен, однако важно, чтобы он не мешал проявлению инициативы со стороны ученика.
  3. Настоящий интерес к работе.

Как быть решительным

Решительность появляется из чувства уверенности в том, что для достижения результата достаточно имеющихся сил, а также из-за непонимания того, каким будет конечный результат и из-за банального страха поражения.

Когда не самые простые ситуации уже были пройдены ранее, когда подобные проблемы уже были решены и, когда есть соответствующая подготовка, то и решительность довольно быстро появится сама по себе и поможет побороть неуверенность и страх, а также позволит обрести полный контроль над сложившейся ситуацией.

Источник: https://FB.ru/article/381698/volevyie-protsessyi-i-psihologicheskie-osobennosti-cheloveka-harakteristika-etapyi-razvitiya-i-svoystva-lichnosti

Воля и волевые качества личности (1)

Волевые свойства личности

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского

Факультет социальных отношений

Контрольная работа

По дисциплине: «Психология»

На тему: «Воля и волевые качества личности»

Введение 3

I. Понятие воли 5

II. Волевые качества личности 8

III. Способы развития волевых качеств личности 15

IV. Влияние волевых качеств личности на продуктивность профессиональной деятельности 18

Заключение 20

Литература 21

Введение

Целью нашей работы является рассмотрение проблемы воли и волевых качеств личности.

Актуальность этой темы заключается в том, что в связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то еще в XVIII-XIXвв, эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях.

В начале XXв, в связи с общим кризисом в психологии исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе.

Но игнорировать её полностью, или не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.

Уже Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, остановить, менять направление и темы.

Задачами нашей работы является рассмотрение следующих вопросов, необходимых для полного раскрытия темы:

Во-первых, понятие воли;

Во-вторых, раскрытие волевых качеств, присущих каждой личности.

В-третьих, мы должны будем проанализировать способы развития волевых качеств личности.

В-четвертых, нужно описать влияние волевых качеств личности на продуктивность профессиональной деятельности.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности бы оставались пустым звуком.

I. Понятие воли

Воля-это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Воля – это особая форма активности личности, особый вид организации её поведения, определяемого поставленной его самой целью.

Воля возникла в трудовой деятельности человека, овладевающего законами природы и таким образом получающего возможность изменять её в соответствии со своими потребностями.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций побудительной и тормозной, и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обуславливается предшествующей ситуацией (на отклик человек оборачивается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т.д.

), активность порождает действия в силу специфики внутренних состояний субъекта обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающихся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывает состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.)

В отличии от полевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольность, т.е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью.

Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного, она характеризуется надситуативностью, т.е.

выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься под уровни требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков «риск ради риска», творческий порыв).

Одним из проявлений социальной активности человека, того, что может быть названо гражданской позицией, является «сверхнормативная активность», т.е. такая его деятельность, выполнение которой не является строго обязательным для деятеля (ему никто не может поставить в упрек, если он её не выполнит), но осуществление которого отвечает социальным ожиданиям.

Может быть указана еще одна особенность волевых процессов, выступающая в качестве проявления её побудительной функции.

Если у человека отсутствует актуальная («здесь и теперь») потребность осуществлять действие, объективную необходимость которого он осознает, воля создает дополнительные побуждения, изменяющие смысл действия, делающие его более значимым, вызывая переживания, связанные с предвидимыми последствиями действия, делающими его более значимым, вызывая переживания, связанные с предвидимыми последствиями действиями. В состоянии утомления человеку бывает трудно собрать силы для того, чтобы поехать на тренировку в спортзал на другой конец города, однако мысль о том, что от того, насколько он будет подготовлен как капитан команды, зависит общий её успех и поддержание спортивной славы школы, мобилизует волю, создавая дополнительную мотивацию к осуществлению действия.

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности; Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют её мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможно без торможения.

Говоря о стиле и тоне взаимоотношений в коллективе А.С.Макаренко особо подчеркивал задачу выработки привычки торможения.

Побуждение человека к действиям образуют определенную упорядоченную систему – иерархию мотивов – от потребностей в пище, одежде, укрытии от жары и холода, до высших побуждений, связанных с переживанием нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств.

В том случае, если во имя высших мотивов тормозятся и сдерживаются низшие, в том числе и жизненно важные, это происходит за счет проявления воли.

В повседневной жизни так же, сдержать проявление своих чувств, довести до конца начатое дело, несмотря на любые трудности, устоять против соблазна все бросить и заняться чем-либо более привлекательным – возможно при наличии достаточно сильной воли.

В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают личности преодоление трудностей на пути к достижению цели.1

 

Волевые свойства (качества) личности – это уже не временные состояния, а относительно постоянные, на зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность её свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной саморегуляции поведения.

К волевым свойствам личности относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, самосто­ятельность, организованность, смелость, деловитость, самооблада­ние и др. Слабоволие человека характеризуется такими понятия­ми, как беспринципность, безинициативность, невыдержанность, лень, трусость, малодушие, упрямство и т.д.

Нравственная оценка волевых свойств зависит от содержания на­правленности личности.

Инициатива, решительность, настойчивость человека, обладающего передовым мировоззрением и высоконрав­ственной целеустремленностью, — это его положительные свойства.

Подобные же свойства карьериста, преступника, естественно, яв­ляются отрицательными, так как направлены против прогрессивно­го развития общества и самой личности.

Анализ отдельных волевых свойств, который дается во многих исследованиях, не только конкретизирует наше представление о воле человека, но и позволяет выявить возрастные особенности волевой регуляции. Да и цели воспитания воли мы чаще всего выражаем совокупностью волевых качеств, которые хотим видеть в каждом человеке.

Это, прежде всего целеустремленность—главное волевое свойство, определяющее направление и уровень развития всех других проявлений воли личности.

Вокруг этого стержневого свойства личности, непосредственно связанного с направленностью, группируются другие свойства, ха­рактеризующие волевую активность: инициативность—умение по собственному почину предпринимать необходимые действия; реши­тельность—умение принимать обдуманные решения и последова­тельно проводить их в жизнь; настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; выдержка—умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения; организо­ванность—умение планировать свои действия и поступки, а глав­ное, руководствоваться планом при исполнении; смелость—уме­ние противостоять страху и идти на оправданный риск во имя поставленной цели; деловитостью—умение доводить всякое проду­манное дело до конца, невзирая на помехи и трудности; самостоя­тельность—умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегая без нужды к помощи других? В по­ведении личности проявляются и другие не менее важные волевые свойства (дисциплинированность, прилежание, самообладание).

Читатель, желающий ознакомиться с психологическими особенностями отдельных волевых свойств, может обратиться к специальной литературе. Отметим лишь их общие особенности.

Всякое волевое свойство характеризуется широтой, силой и устойчивостью.

Измеряя время и количество попыток в преодолении трудно­стей, можно выявить, что один человек достаточно ярко обнару­живает те или иные волевые свойства только в одной какой-либо деятельности, например, в учении, другой же—в широком круге видов деятельности (в учении, в труде, в общественной работе, в спорте). Широта волевого свойства определяется, таким образом, количеством видов деятельности, в которых оно отчетливо прояв­ляется.

Сила волевого свойства характеризуется степенью возбуждения волевого усилия, направленного на преодоление препятствий. Проведенные эксперименты указывают на большие возможности человека в преднамеренном усилении волевого возбуждения или тор­можения.

Это хорошо демонстрируется в опытах на эргографе (прибор, с помощью которого регистрируются продолжительность и сила работы указательного пальца при поднятии определенного груза).

При инструкции «Работайте, сколько можете» у испытуемых одни результаты, а при инструкции «Работайте в максималь­ными усилиями» результаты обычно в полтора раза выше, чем в первом опыте, л

Главным признаком устойчивости волевых свойств личности является постоянство проявления волевого усилия в однотипных си­туациях/Показателем устойчивости свойства является как длительность напряжения волевого усилия, так и количество попыток, на­правленных на преодоление определенной трудности.

Сила и устойчивость волевых свойств взаимосвязаны: чем выше степень возбуждения волевого усилия, тем, как правило, с большим упорством способен человек преодолевать трудности, постоянно возобновляя попытки.

Однако в целостном поведении лично­сти нередко обнаруживается и значительное расхождение между силой и устойчивостью волевых свойств.

Например, человек про­являет эпизодически незаурядную настойчивость, смелость, вынос­ливость в каких-либо отдельных действиях, ситуациях, но не спосо­бен к многократному, постоянному проявлению этих свойств.

Не­редко наблюдается и другое большая устойчивость волевого свой­ства при незначительной его силе. Это обнаруживается а том, что человек способен к длительному преодолению препятствий не­большой трудности, но не может резко увеличить волевые усилия в сложных условиях.

Источник: https://works.doklad.ru/view/RWLI5Kf3ruQ.html

Волевые свойства личности и их формирование (стр. 1 из 4)

Волевые свойства личности

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Новосибирский филиал

Кафедра менеджмента и социально-культурного сервиса и туризма

Контрольная работа по дисциплине психология:

«Волевые свойства личности и их формирование»

Новосибирск 2010

Введение

1. Общее определение понятия. Основные функции воли

2. Волевая сфера личности. Классификация волевых качеств личности

3. Волевая регуляция деятельности. Формирование волевых качеств личности

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его. Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей.

Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля.

Проблема воли, волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых.

До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму.

Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное.

Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

Творческая жизнь и деятельность людей, решающих практические задачи в области развития экономики, науки, техники, культуры и искусства требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил.

Вот почему каждый, кто имеет конкретные цели в своей жизни и прикладывает вполне определенные усилия для их осуществления и воплощения задуманного в реальность, должен обладать необходимыми волевыми качествами.

Трудно переоценить значение воли в жизни человека. Она необходима в обычной, повседневной жизни и особенно в трудные моменты, когда приходится преодолевать большие препятствия.

Напротив, слабовольные люди не только не могут совершать больших дел, но не справляются и с повседневными жизненными задачами, оказываются недостаточно работоспособными, нуждаются в помощи, в опеке других.

Некоторые из них становятся жертвами низменных страстей, отрицательных привычек, на преодоление которых у них не хватает силы воли (алкоголики, наркоманы).

Мужество, смелость, терпение, настойчивость и другие волевые качества высоко ценятся только в том случае, если они направлены на дела, полезные для общества. Если же человек использует волю для того, чтобы жить за счет других, угнетать людей ради личного благополучия, то такую волю нельзя рассматривать как положительное качество личности.

Т.о. волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных, что определяет важность изучения данного вопроса и подтверждает актуальность темы «Волевые свойства личности и их формирование».

Цель данной работы – определить и описать волевые качества личности и их формирование.

Исходя из цели работы, можно определить ряд взаимосвязанных задач:

1. Дать характеристику понятию воля, определить основные функции воли.

2. Изучить классификацию волевых свойств личности

3. Изучить этапы формирования волевых качеств личности.

1. Общее определение понятия. Основные функции воли

Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля — это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.

Воля – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

В повседневной жизни обычно не бывает затруднений в определении явлений, которые относятся к проявлениям воли.

К волевым относят все действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий.

Кроме того, имеется целый ряд свойств личности, которые традиционно обозначаются как волевые: настойчивость, выдержка, целеустремленность, терпение и др.

В научной психологии подобной ясности нет, понятие воли является одним из наиболее сложных в психологической науке. Более того, проблема воли часто вовсе отрицается — вместо нее обсуждается регуляция поведения в связи с потребностями, мотивами, желаниями и целями человека.

В рамках мотивационного подхода воля рассматривается как способность к инициации действия или усилению побуждения к действию при его дефиците вследствие внешних и (или) внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию либо при наличии конкурирующих с выполняемым действием мотивов. [1]

Обычно в психологии выделяют две функции воли: побудительную (стимулирующую) и тормозящую. Более широко к анализу воли и структуре произвольного управления подошел Ильин.

Он рассматривает волю как самоуправление поведением с помощью сознания, что предполагает самостоятельность человека в принятии решений, в инициации действий, их осуществлении и контроле.

В структуру произвольного управления Ильин включает: самодетерминацию (мотивы, цели, желания); самоинициацию и самоторможение действия, самоконтроль, самомобилизацию и самостимуляцию.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия.

В отличие от волевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью.

Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного. Она характеризуется надситуативностью, т.е.

выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т.д.).

Главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий.

Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности.

В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связан с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Можно выделить следующие характерные особенности воли:

— выносливость и настойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели.

— принципиальную последовательность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. Принципиальная последовательность заключается в том, что все действия человека вытекают из единого руководящего принципа его жизни, которому человек подчиняет все побочное и второстепенное

— критичность воли, противополагая ее легкой внушаемости и склонности действовать необдуманно. Эта особенность заключается в глубокой продуманности и самокритической оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обоснованной аргументации.

— решительность, заключающуюся в отсутствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром принятии решений и смелом проведении их в жизнь.

Волю характеризуют по умению подчинять свои личные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек [2].

2. Волевая сфера личности

Классификация волевых качеств личности

Все волевые действия целенаправленны. Но чтобы цели достигались, нужные действия должны согласовываться.

Без определенной цели и учета обстоятельств, при которых приходится действовать, люди не смогли бы подчинить себе природу и использовать ее блага, вести человеческий образ жизни и сообща производить все то, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Значит, чтобы действовать не хаотически, не от случая к случаю, а организованно, то есть волевым образом, люди учитывают особенности своей деятельности и условия, в которых им приходится действовать. При этом они их оценивают и в одних случаях к ним приспосабливаются, в других – изменяют их, в третьих – создают новые.

Источник: https://mirznanii.com/a/197334/volevye-svoystva-lichnosti-i-ikh-formirovanie

ovdmitjb

Add comment