Irvuz

Волевые качества личности. Методики их исследования

Классификация и методика развития волевых качеств человека

Волевые качества личности. Методики их исследования

Волевые качества помогают человеку добиться успеха в жизни.

Благодаря развитой силе воли можно добиваться важных целей, избавляться от вредных привычек и формировать полезные.

Мы расскажем, что такое сила воли, какие качества личности она в себя включает и как ее развивать.

Как развить в себе лидерские качества? Узнайте об этом из нашей статьи.

Основные понятия

Волевые качества личности — что это такое? Это совокупность тех качеств, которые необходимы для достижения поставленных целей.

Одни из наиболее известных: целеустремленность, настойчивость, дисциплинированность, стратегичность.

Данные качества базируются на силе воли — особому состоянию, привычке психики. Силу воли можно тренировать, успешно реализуя задуманные цели, мотивации, желания.

Волевая сфера личности состоит из двух параметров: силы воли и стойкости воли.

Сила воли — способность мобилизовать тело и психику для реализации целей. Если человек готов в течение длительного срока не отступать, регулярно стремиться к успеху — его воля развита.

Если же человек бросает дело на полпути, не заканчивает его до конца или опускает руки после первой-второй неудачи — наблюдается проблема с силой воли.

Стойкость воли — способность удерживать степень волевых усилий. Это значит сохранять волю в течение долгого времени. Собраться с силами на день — может любой. Пробиваться месяцы и годы — далеко не каждый.

В легкой атлетике есть два типа бегунов: спринтер (быстрый бег на короткие дистанции) и стайер (бег на длинные дистанции, на выносливость). Стойкость воли — это как раз про стайеров.

Классификация

Волевые качества делятся на два основных типа: первичные (экстраординарные волевые качества) и системные (морально волевые качества).

Вторые базируются на первых: на основе первичных формируются и развиваются системные. Далее мы расскажем об этих двух типах.

Первичные

Рассмотрим базовые первичные качества и дадим их краткую характеристику:

  1. Энергичность. Заряженность положительными эмоциями на деятельность. Умение настроить себя на активность. Когда человек говорит об «отсутствии мотивации», зачастую у него слабо развита сила воли — и в частности — энергичность. Если данное качество развито хорошо, человек способен простым мысленным усилием мобилизовать внутренние ресурсы — в энергию для достижения цели.

    Важно отличать энергичность (как параметр силы воли) от общей энергичности личности, которая зависит от наследственности и генетики (типа темперамента).

  2. Терпеливость. Свойство полярное предыдущему. Если энергичность направлена на быстрые решительные действия, то терпеливость — умение долго идти к цели, способность выжидать и оставаться спокойным при отсутствии видимых результатов. Умение выжидать, но не пережидать — не стоит путать терпеливость с пассивностью.
  3. Самообладание. Важное умение сохранять холодный рассудок в меняющихся обстоятельствах. Когда дела идут не по плану, человек настойчив в достижении цели, его эмоциональный фон стабилен. То есть эмоции и настрой не колеблются: не в сторону агрессии, не в сторону паники, не в сторону рефлексии/апатии (когда «опускаются руки»). Самообладание выражается в способности отбросить чувства на задний план и продолжать действовать.
  4. Смелость. Под смелостью понимается процесс по преодолению рациональных страхов. На пути к цели, человека могут ожидать неприятности: угроза жизни и ущерб социальному положению (осуждение, недопонимание). Смелость — способность встретиться со страхом и преодолеть его. Это сознательный, умственный процесс.

    Не следует путать его с сумасбродством, когда человек рискует жизнью или положением без какой-либо разумной причины.

Системные

Теперь перейдем к системным качествам, основанным на первичных. У человека, постоянно прокачивающим силу воли, описанные ниже качества составляют фундамент характера (этими качествами часто описывают человека, дают ему характеристику):

  1. Целеустремленность. Бывает двух типов. Целеустремленность частная — это упорство в достижении цели, несмотря на препятствия и неудачи. Целеустремленность общая — это свойство личности, когда человек намечает задачи и успешно решает их по жизни, в целом.
  2. Настойчивость. Проявляется в длительном непоколебимом настрое на цели. Без этого качества человек опустит руки сразу после первой попытки. Настойчивый человек способен очень долго не бросать задачу, работать над ней месяцы и даже годы. Никакие препятствия на пути не способны повлиять на его решение прийти к результату.
  3. Принципиальность. Означает соответствие своим принципам, убеждениям, мировоззрению в целом. Сюда же входит отстаивание своей точки зрения, если человек абсолютно уверен в объективности своих доводов.

    Принципиальность — это дисциплина в сфере верности своим убеждениям, словам.

  4. Инициативность. Способность предлагать нестандартные решения. Направленность человека на преобразование окружающего мира. Качество, противоположное пассивности, лени. Инициативность не только характеристика воли, но и качество, свойственное поведению лидера.
  5. Решительность. Сущность свойства — в оперативном принятии решений. Когда возникает проблема (или ставится цель), человек, обладающий данным качеством, остается собранным и сразу же ищет пути решения задачи. Не следует путать с импульсивностью. Отличие в том, что импульсивный человек — спонтанный, он руководствуется эмоциями, инстинктами и сиюминутными желаниями, когда решительный человек — руководствуется разумом и логикой. Решительность — не столько спешка или быстрота, сколько скорость перехода от принятия решения к действию (про таких людей говорят «человек дела»).
  6. Стратегичность (последовательность). Качество, благодаря которому человек видит конечную цель, результат своей деятельности. И потому каждый свой шаг сверяет с намеченный результатом. Сюда же входит умение расставлять приоритеты и не только составлять план, но и приспосабливать его под изменяющиеся условия и форс-мажоры.
  7. Самодостаточность (самостоятельность). Важное качество, с помощью которого человек внимательно фильтрует поставленные цели. Он не позволяет навязать себе чужие желания, смотрит на окружающий мир в соответствии со своими убеждениями, принципами, основанными на личном опыте. Также самостоятельность — умение действовать, не прибегая к чужой помощи, работать автономно.

Кратко о формировании

Воля формируется и развивается в процессе жизни человека.

Волевые качества закладываются в детстве, и их дальнейший прогресс во многом зависит от того, как ребенок относится к препятствиям и как справляется с ними.

В раннем детстве, ребенок по большей части руководствуется инстинктами выживания. Главную роль в его поведении играют потребности в пище, безопасности (которую должны обеспечить родители).

После 4-х лет ребенок способен принимать более взвешенные решения, поскольку его поведение теперь контролируют не только инстинкты, но и воспитание.

В этом возрасте также развиваются моральные качества.

Если ребенок старается активно преодолевать препятствия, достигает пусть небольших, но целей — тем выше вероятность, что и во взрослом возрасте он будет проявлять силу воли.

О том, как укреплять волю и дисциплину, мы подробно расскажем в разделе о развитии волевых качеств личности.

Методика исследования волевой организации

Для анализа уровня развития своей воли можно пройти тест Н.Е. Стамбуловой. Участник теста может оценить каждое качество воли (такие как самообладание, инициативность, настойчивость и т.п.).

В тесте задаются вопросы, ответить на которые можно «нет», «да», а также с более размытой степенью уверенности: «скорее да», «может быть» и т.д. На каждое волевое качество отводится по 20 вопросов. Найти тест Стамбуловой можно на просторах Сети.

Развитие

Первые шаги по укреплению воли происходят в детстве. Огромную роль играет воспитание родителями.

Если они всячески стараются угодить ребенку, он растет пассивным, упрямым, капризным.

Опасно это потому, что выйдя во взрослую жизнь, человек будет ожидать подобного поведения от окружающих (синдром «мне все должны»).

Соответственно, если родители предъявляют серьезные требования к ребенку (серьезные, но не деспотичные/тоталитарные), то он уже с малых лет учится достигать целей. Один из самых эффективных способов развить в ребенке силу воли — определить его в кружок/секцию.

Причем выбирать должен он, не нужно навязывать какое-то увлечение, ибо последует обратная реакция. Когда малыш поймет, чем ему нравится заниматься, в чем реализуются его таланты, важно контролировать прогресс.

Например, ребенку нравится рисовать. Значит, такой фактор как увлеченность — уже присутствует. Второй фактор — дисциплинированность, достаточная степень усидчивости — следует формировать.

Родители могут ежедневно давать малышу задания по рисованию, отмечать рост его навыков, хвалить в соответствии с успехами, вознаграждать за результативную деятельность.

Развивать волю можно и во взрослом возрасте. Но это гораздо сложнее делать самостоятельно, если в детстве не выработалась привычка к самодисциплине. Тем не менее, методика есть:

  1. Определиться с инструментом. Инструмент в данном контексте — место приложения сил. Сфера деятельности: ремесло, хобби, профессия, в которой человек будет решать задачи (достигать целей). Это может быть как работа, так и область личностного развития (тренажерный зал, чтение, кулинария). Главное, чтобы само занятие нравилось. Наилучший вариант — изучение совершенно новой сферы, опыт в которой — нулевой. Так будет лучше виден рост.
  2. Ставить небольшие задачи. Приведем яркий пример: приходит человек в тренажерный зал. И берется за штангу в 200 кг. Естественно, штанга не дается, сопротивляется как может. Пример — понятный, с физическими объектами. Но когда тот же человек берется рисовать не «хуже Микеланджело», он забывает про этот пример. «Уровень рисования Микеланджело», «уровень программирования Билла Гейтса» — такие же штанги.

    Чем чревато браться за сложные задачи? Есть риск, что человек, а особенно тот, у кого воля развита слабо, забросит начинание.

    Ибо не получится нарисовать шедевр, первый раз взявшись за карандаш. Поэтому необходимо ставить маленькие задачи, которые под силу решить.

  3. Переход от простого к сложному. Когда вы уверенно поднимаете штангу в 10 килограмм — время увеличивать вес. Поскольку есть опасность остаться на прежнем уровне. Здесь как в игре — научились проходить квесты первого уровня, время переходить на второй.
  4. Фиксация успехов и анализ неудач. У того, кто только начинает развивать волю, обычно проблема с мотивацией. Один из дополнительных источников мотивации — список достижений. Поэтому любые успехи нужно фиксировать на бумаге. В стрессовой ситуации подобный список поможет не опустить руки и продолжить двигаться к цели. Неудачи тоже нужно фиксировать — но по-другому. Задача — сделать работу над ошибками, понять, почему неудача произошла. В дальнейшем полученный опыт не позволит оплошать во второй раз. Важно разобрать ситуацию — и забыть о ней как о таковой, поскольку самобичевание, постоянная рефлексия только вредят и отвлекают от цели.

Сила воли — не статичное свойство личности. Если ее не развивать, произойдет деградация, приводящая к пассивности, лени, депрессии.

Совершенствовать же силу воли можно в любом возрасте, но чем раньше этим заняться — тем лучше. Так или иначе, стать асом в достижении целей может каждый!

Как стать волевым человеком? Советы психолога:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/volevye-kachestva-cheloveka.html

Экспериментальное исследование волевых качеств личности

Волевые качества личности. Методики их исследования

    1. Методика «Социальная смелость»……………………………………….4
    2. Методика «Самооценка силы воли»……………………………………..7

Заключение………………………………………………………………………10

Список литературы………………………………………………………………11

Приложения…………………………………………………………..………….12

Введение

Проявление воли (точнее было бы — «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств

До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность.

Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе, со смелостью.

Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.

Волевые качества — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем.

Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

Работа базируется на теоретических исследованиях Е.П. Ильина, Б.Г. Ананьева, А.И. Высоцкого и др.

Использованы, в основном, типология волевых актов К.К. Платонова,  П.А. Рудик, С.Л. Рубинштейна.

Объект исследования: посетители салона красоты «Гламур» г. Рязани

Предмет исследования: волевые качества личности подростка.

Задачи:

  1. Произвести анализ литературных источников, освещающих вопросы психологии воли.
  2. Подобрать психодиагностические методики для изучения волевых качеств личности  и с их помощью провести исследование.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы и методики исследования:

  • теоретический анализ методологической, психологической и педагогической научной литературы по анализируемой проблеме;
  • методика «Самооценка силы воли»
  • методика «Социальная смелость»

В ходе изучения волевых качеств были проведены 2 методики. В исследовании принимали участие посетители салона красоты  «Гламур» города Рязань.

1.1. Методика «Социальная смелость»

Методика «Социальная смелость», является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттела (фактор Н).

 Данная методика представляет собой анкету, содержащую 13 вопросов. Отвечая на них, подросток имеет выбор из 3 ответов.  Обработка данных опроса: за ответы «а» и «в» начисляется по 2 балла, за ответ «б» — 1 балл. Учитываются ответы «да» по пунктам 1,2,4, 6, 8,10, 12,13 и ответы «нет» по пунктам 3,5,7, 9, 11. Высчитывается общая сумма баллов.

Результаты:

  1. 22-26 – высокая социальная смелость;
  2. 18-21 – средняя социальная смелость;
  3. 0-17 – низкая социальная смелость.

Выводы: чем больше набранная сумма баллов, тем больше выражена социальная смелость.

Анализ результатов, полученных после проведения методики «Социальная смелость» (Приложение 1)

Сводная таблица результатов тестирования «Социальная смелость»

Ф.И.О. учащегося Балл Результат
1 Яна Б. 18 Средняя
2 Виктор И. 22 Высокая
3 Евгений А. 18 Средняя
4 Андрей Т. 19 Средняя
5 Дарья Р. 19 Средняя
6 МаксимС. 20 Средняя
7 Ольга С. 14 Низкая
8 Вера М. 16 Низкая
9  Анна Ч. 19 Средняя

Диаграмма  показателей  методики «Социальная смелость»

Выраженность социальной смелости

Уровни мужчины женщины
Количество человек % соотношение Количество человек % соотношение
Высокий 1 25 0 0
Средний 3 75 3 60
Низкий 0 0 2 40

Выраженность социальной смелости для мужчин

Выраженность социальной смелости для женщин

В данном исследовании мы получили то, что высокая социальная смелость более выражена у мужчин (25 %); у женщин данный уровень отсутствует. Средний уровень социальной смелости более выражен у мужчин 75 %, у женщин  60 %.

Низкий уровень среди мужчин не выявлен, у женщин же низкий уровень имеют 40 % опрошенных . Данные опроса позволяют сделать нам следующие выводы: социальная смелость среди участник опроса более выражена у мужчин, чем у женщин.

    1. Методика «Самооценка силы воли».

 Методика описана Н. Н. Обозовым (1976) и предназначена для иной характеристики проявления «силы воли»

Инструкция:

на приведенные 15 вопросов можно ответить

«да» — 2 балла;

 «не знаю» или «случается» — 1 балл;

 «нет» — 0 баллов.

При ответе необходимо сразу ставить очки.

Подводя итог, подсчитывается сумма набранных баллов:

0-12 баллов — «сила воли» слабая;

13-21 — «сила воли» средняя; 

22-30 баллов — «сила воли» большая.

Анализ результатов, полученных после проведения методики «Самооценка силы воли» (Приложение 2)

Сводная таблица результатов тестирования «Самооценка силы воли»

Ф.И.О. учащегося Балл Результат
1 Яна Б. 15 Средняя
2 Виктор И. 20 Средняя
3 Евгений А. 19 Средняя
4 Андрей Т. 19 Средняя
5 Дарья Р. 20 Средняя
6 МаксимС. 12 Слабая
7 Ольга С. 11 Слабая
8 Вера М. 19 Средняя
9  Анна Ч. 21 Средняя

Диаграмма показателей методики «Самооценка силы воли»

Выраженность самооценки силы воли

Уровни мужчины женщины
Количество человек % соотношение Количество человек % соотношение
Большая 0 0 0 0
Средняя 2 50 4 80
Слабая 2 50 1 20

Выраженность самооценки силы воли у мужчин

Выраженность самооценки силы воли у женщин

Мы получили, что большая «сила воли» не характерна как для мужчин, так и для женщин. Средняя «сила воли» у мужчин представлен в 50 %, (2 человека) у женщин  в 80 % (4 человека). Слабая «сила воли» более выражена у мужчин 50 %, у женщин же данный уровень составляет всего лишь 20 %.

Таким образом, «сила воли»  у опрошенных  более выражена среди женщин, чем у мужчин.

Заключение

Личность развивается, не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию.

Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций – побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.

В ходе  практического исследования  были проведены две методики. В качестве испытуемых  были посетители салона красоты «Гламур» города Рязани.

          Выводы по проведенному исследованию : Первая  методика «Социальная смелость» показала, что уровень социальной смелости среди опрошенных  не достаточно высок. И занимает среднее положение.   Из результатов второй методики «Самооценка силы воли» видно, что сила воли у мужчин и женщин выражена не достаточно.  Однако лидирующее положение занимают женщины.

Список использованной литературы

  1. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа.- 1981.- №1.- с. 32-35.
  2. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе.-М., 1989
  3. Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4.-М., 1983. -с. 225
  4. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.-Рязань, 1979. –с.9
  5. Гоноблин Ф.Н. Психология.

    Учебное пособие.-М., 1976.- с.42

  6. Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы  психологии воли.- Рязань, 1991.- 199 -с. 7-9.
  7. Ильин Е.П. Психология воли.-СПб., 2000.- с.114-254.
  8. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс.- Тбилиси, 1989.-с. 36
  9. Немов Р.С. Психология. Кн.1.-М., 1995.-с.

    57

  10. Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.-с. 16-19.
  11. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте.-М., 1977.- с. 23
  12. Селиванов В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности.- Рязань, 1986.- 138- с.

    3-23.

Приложение 1

Методика «Социальная смелость»

Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).

Текст опросника

1.  При общении с людьми я:

а) с готовностью вступаю в разговор;

б) нечто среднее;

в) предпочитаю спокойно оставаться в стороне.

2    Я чувствую себя немного не по себе, если неожиданно оказываюсь в центре внимания группы людей

а) да,

б) нечто среднее,

в) нет

3   Я всегда рад оказаться среди людей, например в гостях, на танцах, на какой-либо к коллективной встрече

а) да,

б) нечто среднее,

в) нет

4    Обычно я молчу в присутствии старших по возрасту, опыту и положению

а) да,

б) нечто среднее,

в) нет

5    Мне трудно говорить или декламировать перед большой группой людей

а) да,

б) нечто среднее,

в)  нет

6    Волнение перед выступлением в присутствии многих людей я испытывал

а) довольно часто,

б) иногда,

в) почти никогда

7    Когда я нахожусь в большой группе людей, то я предпочитаю молчать и предоставив слово другим

а) да,

Источник: http://yaneuch.ru/cat_18/jeksperimentalnoe-issledovanie-volevyh-kachestv-lichnosti/344662.2509240.page1.html

Методика исследования волевой организации личности

Волевые качества личности. Методики их исследования

Оборудование: опросник, бланк ответов, ручка.

Инструкция

Вам предлагается ответить на вопросы, направленные на выяснение некоторых особенностей вашей личности и вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и в графе ответов поставьте знак «+» против выбранного вами варианта. Варианты ответов: «Определенно «да», «Скорее «да», чем «нет», «Скорее «нет», чем «да», «Определенно «нет».

Искренние ответы позволят вам получить верное о себе представление и в будущем учесть как свои слабые, так и сильные стороны характера. И напротив, желание показаться лучше, чем вы есть на самом делe, обернется пустой тратой времени или получением сведений, не соответствующих действительности.

Вопросы Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет
1.Счастье – это когда повезет
2. Мои планы на будущее редко оказываются реальными
3. После того как я уже решился сделать, я, как правило, еще раскачиваюсь, прежде чем начать
4. Часто из-за лени я откладываю начатую работу
5. Часто я поступаю по первому побуждению «Сделано – и будь, что будет»
6. Обычно без посторонней помощи я могу оторваться от какого-нибудь соблазна (чтение интересной книги, волнующий телефильм и т.д.) и заняться нужным делом
7. В спорах о жизни я бываю прав чаще, чем мои друзья
8. Я уже выбрал для себя дело, которому мог бы посвятить всю свою жизнь
9. Я редко опаздываю на занятия
10. Обычно я слишком долго не могу решиться на какое-нибудь дело
11. Любое дело я стремлюсь довести до конца
12. Я более других вспыльчив и раздражителен
13. Я легко заражаюсь настроением других людей
14. Обычно все у меня получается с первой попытки
15. Я люблю читать книги о жизни замечательных людей
16. Мне удалось избавиться от некоторых вредных привычек (постоянно опаздывать, курить и т.д.)
17. Обо мне могут сказать, что я не из робкого десятка
18. Я нередко охладеваю к делу, которое еще недавно казалось мне интересным
19. При разговоре с человеком, которого я стесняюсь или боюсь, я обычно так волнуюсь, что моя речь заметно меняется
20. Чаще всего мне нужны подталкивания со стороны, чтобы довести начатое дело до конца
21. Мне хорошо знакомо чувство лени
22. Я живу интересной и полноценной жизнью
23. Мне чаще всего удается выполнять намеченное на день
24. Я чаще бываю уверенным в себе
25. У меня много заброшенных дел
26. Я обладаю выдержкой и хладнокровием
27. Выслушав доводы одной спорящей стороны, я обычно принимаю ее точку зрения, а после выслушивания другой стороны хотел бы принять противоположную
28. Мое упрямство иногда мешает мне
29. Мое будущее представляется мне еще очень неопределенным
30. Довольно часто я не выполняю обещанного
31. В новой и незнакомой ситуации я, как правило, теряюсь и робею
32. Я могу назвать себя человеком с твердым характером
33. Часто тревожные мысли одолевают меня настолько, что долго не дают заснуть
34. В отношениях с товарищами я чаще бываю в роли подчиненного, чем начальника
35. До сих пор еще никому не удавалось вывести меня из терпения
36. Я могу отнести себя к тем людям, которые ясно видят свое жизненное призвание
37. Я хотел бы добиться в жизни многого, но плохо представляю, каким именно образом
38. Когда я опаздываю на урок или занятие, мне обычно бывает трудно открыть дверь и войти
39. Упорство – черта моего характера
40. Как правило, я хозяин своего положения
41. Мне легче живется, когда кто-нибудь из взрослых контролирует каждый шаг
42. В своих поступках я полностью независим от других
43. Меня в жизни интересует то одно, то другое, и трудно чему-либо отдать предпочтение
44. Мне очень не хватает собранности и аккуратности в делах
45. Я часто испытываю чувство неуверенности в успехе начатого дела
46. У меня лени больше, чем у других
47. Мои собственные эмоции мне часто мешают в жизни
48. Жить мудрыми мыслями других лучше, чем своими
49. Я иногда откладываю очень важное начатое дело
50. Я хотел бы в корне изменить свою жизнь
51. Я соблюдаю режим дня даже в свободное от учебы время
52. Отвечая на все эти вопросы, мне нетрудно было выбирать между «да» и «нет»
53. Я часто, не закончив одного дела, хватаюсь за другое, не закончив другого – за третье и т.д.
54. Мне, как правило, удается заставить себя сделать малоприятное, но полезное в будущем дело
55. Я довольно часто делаю что-нибудь со всеми за компанию, даже когда не очень хотел бы это делать
56. Когда я занят чем-нибудь очень ответственным, мое внимание все равно можно отвлечь

Обработка и интерпретация результатов

После заполнения опросника вы получаете ключи ответов, куда надо перенести свои результаты. В таблице-ключе знак «№» означает номер утверждения в опроснике.

Кружком в таблице-ключе обведите балл, стоящий на том-месте, где при заполнении опросника вы поставили знак +.

Пример: на утверждение № 8 вы ответила «скорее «да», чем нет», и поставили в опроснике знак «+» во второй колонке. Значит, в таблице-ключе против № 8 обведите кружком цифру 2.

Набранные баллы просуммируйте по вертикали отдельно по каждой колонке. Результат фиксируется внизу колонки. Затем просуммируйте результаты первых шести колонок.

Сумма фиксируется под индексом В. Результат седьмой колонки сюда не входит и рассматривается отдельно.

Условные обозначения

  • Ц – Ценностно-смысловая организация личности
  • О – Организация деятельности
  • Р – Решительность
  • Н – Настойчивость
  • С – Самообладание
  • См – Самостоятельность
  • Л – Показатель лжи
  • В – Общий показатель, характеризующий волевую организацию личности

Тем из вас, кто имеет общий низкий балл (В) или низкую сумму баллов по какому-либо из отдельных факторов (Ц, Н и т.д.), рекомендуется обратить большое внимание на самовоспитание; тем же, у кого эти показатели высокие, помнить, что без постоянного подкрепления и тренировки данное качество может ослабнуть.

Сумма набранных баллов и значение

0-8: Данное волевое качество нуждается в развитии и тренировке, его неразвитость мешает человеку в достижении поставленных задач.

9-16: Данное волевое качество развито в достаточной мере.

17-24: Волевое качество развито в сильной мере, является одним из определяющих в структуре волевой организации личности. Следует обратить внимание учащегося на то, что без достаточного развития остальных факторов постановка каких-то личных целей, пути и способы их достижения могут быть затруднены.

Те, кто набрал 17-24 балла по седьмому фактору (Л) (ложь), при ответах на вопросы были недостаточно искренни, поэтому полученные результаты не соответствуют действительному положению вещей. Заполните опросник еще раз, оценив себя более критично.

Общий показатель (В)

0-48 баллов – волевые качества личности нуждаются в тренировке и развитии. Вам рекомендуется серьезная работа по самовоспитанию. Особое внимание следует уделить тем факторам, по которым у вас наименьшие суммы баллов.

49-96 баллов – волевые качества личности развиты в достаточной мере.

97-144 балла – показатель высокого уровня волевой организации личности, свидетельствующий о способности с достаточной степенью осознанности и чувства реальности определять для себя цели, пути и способы ее достижения. Помните, что всегда есть опасность ослабления волевых качеств.

Ключ к опросннику

10123 20123 30123 40123 50123 60123 73210
83210 93210 100123 113210 120123 130123 143210
153210 160123 173210 180123 190123 203210 210123
223210 233210 243210 250123 263210 270123 280123
290123 300123 310123 323210 330123 340123 353210
363210 373210 380123 393210 403210 410123 423210
430123 440123 450123 460123 470123 480123 490123
500123 513210 523210 530123 543210 550123 560123
Ц= О= Р= Н= С= См= Л=

Методика исследования волевой организации личности // Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений /М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2000. – 191с. – с.175-182

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

Источник: https://Psylist.net/praktikum/00220.htm

ovdmitjb

Add comment