Irvuz

Внимание и сознание

Содержание

Сознание и внимание – психология

Внимание и сознание

1. Внимание и психология сознания.

Так внимание являлось фундаментальным свойством сознания — центрального предмета в этой школе, то вниманию было посвящено множество исследований.

В психологии сознания существовало три метафоры сознания и связанных с ним три метафоры внимания˸

1. Структурная метафора сознания Вундта˸

Вундт «Сознание и внимание».

Вниманием называется процесс происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем содержаний сознания.

«Внимание определяется как состояние сознание, степень сознательности которая обеспечивает улучшение эффективности деятельности.

С вниманием связано состояние интереса (аффективное переживание), а также определенный комплекс кожных и кинестетических ощущений, которые можно представить как эмпирическую реальность для разговорного термина внимание.

При внезапном возникновении внимания в сознании происходит переструктурирование всех ᴇᴦο содержаний по принципу ясности и нахождений содержаний в фокусе или на периферии. В этом смысле внимание становится тождественно сенсорной ясности.

Распределение содержаний на ясные или темные является единственным и характерным признаком внимания как душевного процесса (присутствие в сознании чувств или кинестетических ощущений не является обязательным. Однако, ясность представления зависит скорее от собственной концентрации сознания на чем-то и возможности ᴇᴦο произвольного переключения, чем от характера самого представления

Тичнер рассматривал сознание на двух уровнях˸ ясного и темного (фокуса и границы сознания). Он к сенсорной ясности (sensory clearness), то есть ясности ощущения, что является ещё одним атрибутом ощущений. Любое внимательное переживание есть совокупность сильно выраженных степеней сенсорной ясности.

Функциональная метафора Джеймса.

Для Джеймса сознание представляло из себя приспособительный акт созданный природой для выживания в меняющихся условиях. Сознание представляло из себя не плоскостную картинку, а как некоторый изменчивый, непрерывный поток функциональных актов, остановить который можно только исходя из законов кратковременной памяти.

7. Теории внимания в когнитивной психологии. Это современный подход. Основное внимание селективности и объёму внимания.

Подходы когнитивной психологии к изучению механизмов внимания.

Здесь необходимо выделить три класса теорий˸

1. Внимание как селекция.

Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекция, выбора одно или другого объекта, в основном на материале перцептивного материала. Данные исследования начались с рассмотрения феномена вечеринки с коктейлем — ситуация совершения субъектом произвольного или непроизвольного перцептивного выбора.

Это привело к созданию методики селективного слушания (повторения) Черри˸ ситуация выбора одного и игнорирования других одновременно подаваемых сообщений. Повторение состояло в задаче моментального воспроизведения релевантного (определенного задачей) сообщения, отстраиваясь от нерелевантного каналов.

Это позволило создать несколько моделей селективного внимания первая из которых (модель ранней селекции) была создана Бродбентом в ᴇᴦο работе «Восприятие и коммуникация».

Функционирование внимания сравнивалось с работой электромеханического устройства — фильтра, отбирающего информацию на базе сенсорных признаков и работающего по принципу 'все или ничего'.

Он исходил из следующего˸ перерабатывающая, перцептивная система представляет из себя канал с ограниченной пропускной способностью (восприятие ограниченного количество информации в единицу времени).

Ограниченную способность определяет нахождение определенного блока, механизма перед этим каналом, называемый фильтром, работающим согласно определенным закономерностям задачи, ᴇᴦο настройки.

Информация попадает извне в сенсорный регистр, затем в КП (здесь информация попадает и сохраняется полностью и обрабатывается параллельно), после фильтра остается часть информации, так как фильтр связан с системой долговременной памяти (хранилище условных вероятностей прошлых событий), определяющей что надо извлекать из этого информационного потока (например инструкция, настраивающая фильтр на определенный аспект информации). Таким образом внимание это есть фильтр в системе переработки информации, делающий возможным восприятие в системе с ограниченной пропускной способностью, настроенный на определенные аспекты стимуляции (физические признаки˸ слева-справа, громче-тише, мужской-женский). Однако возникает проблема именно физических признаков настройки (собственное имя на 'вечеринке с коктейлем' опознается сразу, хотя фильтр и не настроен). И здесь возникает идея настройки фильтра на семантические признаки и полемика о том, где расположен фильтр — либо до перцептивной перерабатывающей системы, либо прямо перед ответом Теория Нормана и Дойч˸ внимание это не фильтр и вся перцептивная система работает параллельно, а внимание — это настройка на уровне ответа. В памяти существуют центральные детекторы, активация которых служит с механизмом восприятия. Данные структуры находятся под влиянием двух потоков информации — периферической и центральной, последний поток определяется интегральной характеристикой значимости данного сообщения или объекта (pertinense) — модель уместности). А.Трейсман заняла промежуточную позицию˸ существует и фильтр настроенный на физические признаки и на более сложно организованные аспекты информации (фонетические, грамматические, семантические) и исходя из важности сигнала возможна переработка даже не из релевантного канала. Это модель 'дерева' — существует несколько уровней фильтрации исходя из сложности задачи, смысла, ожиданий — на любом уровне информация, которая ранее задерживалось могла быть пропущена. Таким образом селективные теории внимания это модели в которых важную роль играет механизм отсева одной информации и пропуска другой. Проблема состояла в месте фильтра или в уровневой организации фильтра. (Эксперименты по настройке what is hell!).

Источник:

1.1 Внимание и сознание

Биофизическое развитие человека

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира…

Взаимосвязь познавательной и личностной сфер детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

1.4.1 Внимание

Причины нарушенного внимания: 1. Астенические явления. 2. Несформированность механизма произвольности у детей. 3. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно…

Исследование особенностей базисных компонентов личности у детей с задержкой психического развития

1.1.5 Сознание

Сознание является специфическим органом, присущим человеку. Именно сознание, наличие у человека идеального плана делает возможным реализацию таких его сущностных свойств, как универсальность, неконечность…

Методологический смысл психологического схизиса

Сознание

Такой шаг был сделан в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. Он состоял в том, что само сознание было понято как «культурное» и «практическое» по своему генетическому происхождению и функционированию…

Нейрофизиологические корреляты сознания и речи

1.3 Внимание и сознание

Внимание имеет общее значение для человека. Так, педагог обращается к своим студентам с фразой «будьте внимательными», когда он просит их сконцентрироваться, чтобы выслушать его учебное задание…

VII. Внимание

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны…

Основные психологические процессы

3.2 Внимание

Внимание выступает одной из сторон сознания человека. В любой сознательной деятельности людей оно проявляется в большей или меньшей степени: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали…

Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста

2.1.1 Внимание

Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение, которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков…

Проблема гендерных различий в современном мире

4.1 Внимание и пол

По данным И.А. Сергеевой(2001), у девочек старшего дошкольного возраста произвольное внимание развито лучше, чем у мальчиков. Однако этот вывод выглядит слишком обще и не учитывает не то, что внимание характеризуется различными свойствами, ни то…

Проблема изучения и тренировки внимания младших школьников на уроках общеобразовательного цикла

1.1 Внимание как психическая функция. Внимание, его виды, взаимосвязь с другими психическими функциями

Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления…

Психические процессы и сознание

2.1 Сознание

В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной. Как-то, выступая с докладом по проблеме сознания, профессор М.К. Мамардашвили заметил: «…сознание есть нечто такое, о чем мы как люди знаем все…

1.3 Внимание

Важнейшим свойством восприятия выступает его направленность, которая в психологии получила название внимания. Основными способами привлечения внимания являются изменение, движение, контраст, выделение фигуры из фона и др…

Сознание и бессознательное — различие способов освоения действительности

1. Сознание

На вопрос “Что такое сознание? ” — вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Слишком сложен и своеобразен объект. Однако ошибочно считать, что в области явлений сознания нет закономерностей и что оно непознаваемо…

Способность к переключению внимания у мужчин и женщин водителей

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/__trashed-675.html

1.1 Внимание и сознание

Внимание и сознание
Биофизическое развитие человека

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира…

Взаимосвязь познавательной и личностной сфер детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

fVII. Внимание

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны…

Основные психологические процессы

f1. Сознание

На вопрос “Что такое сознание? ” – вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Слишком сложен и своеобразен объект. Однако ошибочно считать, что в области явлений сознания нет закономерностей и что оно непознаваемо…

Способность к переключению внимания у мужчин и женщин водителей

§4. Внимание и пол

Гендерные различия далеко не столь велики, как наше общество заставляет нас думать. Они не обнаруживаются в таких важных областях, как память, интеллект, творчество, аналитические способности, способность руководить и личностные качества…

Уровень представления, его специфика

1.1.3.Внимание

Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания). Внимание – сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект…

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/31104

Понятие «внимание» и «сознание»

Внимание и сознание

Внимание — осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием.

В начале века эта ситуация резко изменилась. Гештальтпсихологи полагали, что объективная структура поля, а не интенции субъекта определяют восприятие предметов и событий. Бихевиористы отвергали внимание и сознание как главные понятия психологии сознания.

Они попытались совершенно отказаться от этих слов, так как ошибочно надеялись, что смогут разработать несколько более точных понятий, которые позволили бы, используя строгие количественные характеристики, объективно описывать соответствующие психологические процессы.

Однако спустя сорок лет понятия «сознание» и «внимание» вернулись в психологию (Величковский Б. М., 1982).

На основании чего мы можем утверждать, что имеем дело с механизмами внимания? Какие феномены психической жизни описывает это понятие? В психологии принято выделять следующие критерии внимания:

  • 1. Внешние реакции — моторные, поздно-тонические, вегетативные, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксации глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции.
  • 2. Сосредоточенность на выполнении определенной деятельности. Этот критерий является основным для «деятельностных» подходов к изучению внимания. Он связан с организацией деятельности и контролем за ее выполнением.
  • 3. Увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности. В данном случае речь идет о повышении эффективности «внимательного» действия (перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного) по сравнению с «невнимательным».
  • 4. Избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании только на ограниченный круг внешних стимулов.
  • 5. Ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания. Этот субъективный критерий был выдвинут в рамках психологии сознания. Все поле сознания разделялось на фокальную область и периферию. Единицы фокальной области сознания представляются устойчивыми, яркими, а содержания периферии сознания ясно неразличимы и сливаются в пульсирующее облако неопределенной формы. Такая структура сознания возможна не только при восприятии объектов, но и при воспоминаниях и размышлениях.

Исторически внимание принято определять как направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах.

Это определение носит на себе явный отпечаток той эпохи, когда психология была «наукой о сознании».

Сегодня определять внимание через сознание не совсем корректно, поскольку само сознание является еще более неясным психическим феноменом, который трактуется психологами совершенно по-разному.

Не все феномены внимания связаны с сознанием. Замечательный русский психолог Н. Н. Ланге разделил объективную и субъективную стороны внимания.

Он полагал, что в нашем сознании есть как бы одно ярко освещенное место, удаляясь от которого психические явления темнеют или бледнеют, все менее сознаются. Внимание, рассматриваемое объективно, есть не что иное, как относительное господство данного представления в данный момент времени: субъективно же это значит быть сосредоточенным на этом впечатлении (Ланге Н. Н.,1976).

В рамках различных подходов психологи сосредоточиваются на тех или иных проявлениях внимания: на вегетативных реакциях селекции информации, контроле за выполнением деятельности или состоянии сознания.

Однако если попытаться обобщить всю феноменологию внимания, то можно прийти к следующему определению: внимание — это осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием (Лурия А. Р.,1975).

В качестве основных свойств внимания выделяют направленность внимания на те или иные объекты и явления (в частности, внешнюю и внутреннюю), степень и объем внимания.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Таблица 1

Структура внешних раздражителей (структура внешнего поля) Структура деятельности субъекта (структура внутреннего поля)
Интенсивность раздражителей Отношение раздражителей к потребностям, интересам
Новизна раздражителей Отношение к определенной деятельности и готовность к восприятию определенных стимулов (установка)
Контрастность раздражителей Целенаправленная организация структуры поля
Ритмические раздражители

Степень внимания — это характеристика его интенсивности. В качестве субъективных переживаний оно оценивается как степень их ясности и отчетливости.

В современной когнитивной психологии под степенью внимания подразумевают количество ресурсов, вкладываемых в переработку информации, и оценивают ее по уровню или глубине этой переработки.

Степень сосредоточенности внимания на объекте называют также концентрацией.

Объем внимания определяют как число простых впечатлений или стимулов, осознаваемых ясно и отчетливо. Степень и объем внимания связаны обратной зависимостью: увеличение объема воспринимаемых элементов приводит к уменьшению степени внимания, и наоборот.

Изменения общей направленности и объема внимания называют отвлечениями, или сдвигами внимания. Оценки частоты колебаний и сдвигов характеризуют устойчивость внимания к данному объекту. Сдвиги внимания с одного объекта на другой называют переключениями внимания.

Возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов называют распределением внимания. Показателями внимания называют количественные характеристики, которые устанавливаются в отношении каждого его свойства.

С помощью показателей внимания можно описать индивидуальные особенности каждого человека, а также его состояние в данный момент времени.

Page 3

Существует несколько разных классификаций видов внимания. По У. Джемсу, внимание может быть, во-первых, сенсорным, т. е.

непосредственным (если объект вызывает интерес сам по себе), или производным (опосредствованным, если объект вызывает интерес лишь по ассоциации), во-вторых, непроизвольным (пассивным, рефлекторным, не сопровождающимся чувством усилия) или произвольным (активным, сопровождающимся чувством усилия).

Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной. Разделение внимания на произвольное и непроизвольное историки психологии находят уже у Аристотеля, а полное и всестороннее описание этих разновидностей было сделано уже в XVIII в.

Позднее это разделение получило серьезное теоретическое обоснование в работах Т. Рибо и Н. Н. Ланге. Побудительные причины непроизвольного внимания находят в особенностях внешних объектов. Источники произвольного внимания целиком определяются субъективными факторами (табл. 1).

Этот вид внимания подчинен целям и намерениям субъекта.

Подвиды внимания

Однако феноменология внимания настолько обширна, что разделения только на произвольное и непроизвольное явно недостаточно. Поэтому внутри этих видов внимания выделяют различные подвиды. К примеру, в рамках непроизвольного внимания выделяется вынужденное, невольное и привычное.

Вынужденным называется внимание, которым очень трудно управлять, его привлекают стимулы повышенной интенсивности (громкие звуки, яркий свет, едкие запахи и т. д.), а также повторяющиеся, движущиеся, необычные стимулы.

Невольным называется внимание к объектам, которые связаны с удовлетворением основных потребностей, например голод или жажда, но эти объекты привлекают внимание только при определенных обстоятельствах. Если вы голодны, вы невольно обратите внимание на вывеску кафе, но если нет — то можете и не заметить ее.

Привычное внимание связано с основными сферами интересов и деятельности человека. Так, во время совместной прогулки представители разных профессий замечают разные объекты.

https://www.youtube.com/watch?v=tvH2w4zr5OI

В рамках произвольного внимания можно выделить волевое (возникает в случае конфликта между сознательно выбранным направлением деятельности и тенденциями непроизвольного внимания), выжидательное (связано с сознательным ожиданием появления того или иного объекта) и спонтанное (является трансформированным волевым вниманием и возникает в том случае, когда объект, оказавшийся в поле внимания благодаря усилию, остается там благодаря вызываемому им интересу) (Дормышев Ю. Б., Романов В. Я., 1995).

Удачную как по замыслу, так и по исполнению попытку построения классификации видов внимания по единому основанию предпринял Н. Ф. Добрынин (1938).

Он предлагает упорядочить все известные формы внимания по изменению активности субъекта, выделяя в этом континууме три участка. На первом он располагает все формы непроизвольного внимания. Второй — отведен для волевого, или собственно произвольного, внимания.

Третий участок связан со спонтанным вниманием, или, как его назвал Добрынин, — послепроизвольным вниманием.

Page 4

Представители нейрофизиологического направления исследований традиционно связывают внимание с понятием доминанты, активации и с понятием ориентировочной реакции (Лурия А. Р., 1973). Понятие «доминанта» было введено в научный словарь русским физиологом А. А. Ухтомским. Согласно его представлениям, возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно.

Каждая инстинктивная деятельность может создавать в нервной системе очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Они не только господствуют и тормозят другие очаги нервного возбуждения, но даже усиливаются под влиянием действия посторонних возбуждений.

Именно эта характеристики доминанты позволила Ухтомскому расценить ее как физиологический механизм внимания.

Исходным для современного исследования нейрофизиологических механизмов внимания является тот факт, что избирательный характер протекания психических процессов может быть обеспечен лишь в состоянии бодрствующего мозга.

Бодрственный уровень коры головного мозга обеспечивается механизмами, поддерживающими нужный тонус коры и связанными с работой восходящей активирующей ретикулярной формации.

Отделение ретикулярной формации от коры головного мозга приводит к снижению тонуса и вызывает сон.

Избирательная активация обеспечивается нисходящими влияниями ретикулярной формации, волокна которой начинаются в коре головного мозга (прежде всего в медиальных и медиобазальных отделах лобных и височных долей) и направляются к двигательным ядрам спинного мозга и к ядрам ствола.

Работа нисходящей ретикулярной формации очень важна, так как с ее помощью до ядер мозгового ствола доводятся те избирательные системы возбуждения, которые первоначально возникают в коре головного мозга и являются продуктом высших форм сознательной деятельности человека с ее сложными познавательными процессами и программами прижизненно формируемых действий.

Взаимодействие обеих составных частей активирующей ретикулярной системы и обеспечивает сложнейшие формы саморегуляции активных состояний мозга. Нарушения функционирования ретикулярной формации приводят к нарушениям внимания.

Понятие «ориентировочный рефлекс», введенное в научный словарь И. П. Павловым, связано с активной реакцией животного на каждое изменение обстановки, которое проявляется через общее оживление и ряд избирательных реакций. Павлов образно называл эту реакцию рефлексом «что такое?».

Ориентировочные реакции имеют вполне понятный биологический смысл и выражаются в ряде отчетливых электрофизиологических, сосудистых и двигательных реакций: поворот глаз и головы в сторону нового объекта, изменение кожно-гальванической реакции, изменение сосудистых реакций, изменения дыхания, возникновение явлений десинхронизации в биоэлектрических реакциях мозга.

Ориентировочный рефлекс обнаруживает ряд признаков, существенно отличающих его от обычных безусловных рефлексов. При неоднократном повторении одного и того же раздражителя ориентировочная реакция угасает. Организм привыкает к этому раздражителю.

Такое привыкание является очень важным механизмом в развитии когнитивной активности ребенка. При этом достаточно лишь незначительного изменения стимула, чтобы ориентировочная реакция появилась снова. Причем к пробуждению приводит не только усиление стимуляции (например, громкости звука), но и ее ослабление.

Так, если вы вдруг понизите голос, это привлечет внимание к вашей речи так же, как если бы вы его повысили.

Источник: https://studwood.ru/915330/psihologiya/ponyatie_vnimanie_soznanie

Внимание человека — особенности развития

Внимание и сознание

Внимание человека — особенности развития

23.03.2015

Снежана Иванова

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, обеспечивающий сосредоточенность сознания.

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта.

Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения.

Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию.

Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности.

Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в  то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте.

Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами.

Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале.

И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации.

Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления.

Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку.

А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает  к  деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели.

Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии.

Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами  внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд.

Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд.

Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент.

  Послепроизвольное внимание является самым  продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана,  каковы главные действующие лица.

Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам.

Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей.

  Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д.

Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая  речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации.

Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание.

В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к  воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями.

У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком.

В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.

Источник: https://psyh.info/article/sposobnosti/vnimanie.html

Внимание и сознание

Внимание и сознание

Одна из сторон сознания человека – это внимание. Оно проявляется в большей или меньшей степени в любой сознательной деятельности. В процессе восприятия, памяти, мышления, воображения обязательно включено внимание. Наличие его в деятельности человека, делает её продуктивной, организованной и активной. Сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо есть внимание.

Избирательный характер деятельности и её сохранение понимается как направленность, а сосредоточение – это углубление в данную деятельность. Таким образом, получается, что у внимания нет своего собственного продукта, оно только улучшает результат других психических процессов и состояний.

Чтобы удержать в сознании мгновенно воспринятое и сделать его достоянием памяти, необходимо внимание. С другой стороны, чтобы внимание снова поднялось из глубин памяти и воспоминание вновь оказалось в сознании, опять может потребоваться внимание.

Связь между сознанием и вниманием как проблема, начала разрабатываться в рамках восточной философии. Вниманию в этой философии отводится особое место, как «концентрации», «проникновению», поэтому «просветленное сознание» без внимания невозможно.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Связь между вниманием и сознанием в психологии, начинает активно развиваться во второй половине XIX века. Систематическое экспериментальное изучение внимания началось в классической психологии сознания, в которой позднее сложился ряд представлений о соотношении внимания и сознания.

В психологии внимание трактуется как механизм доступа в сознание и важное место занимает вопрос, что и почему остается за его пределами. Классическая психология знает еще несколько подходов к рассмотрению соотношения внимания и сознания. В одном из них сознание предстает как структура, подобная зрительному полю с фокусом и периферией, а внимание как часть сознания, его фокус.

Внимание также может рассматриваться как одно из свойств сознания. Благодаря сознанию, человек может узнать, что значит «быть внимательным» или «быть невнимательным».

Сознание как процесс можно сравнить с энергией, которая освещает внутренний мир человека и управляет психическими процессами, несет свет, силу и контроль, а как результат – это доступная для управления область психического.

Если внимание – это луч энергии сознания, то луч внимания – это нить сознательного управления, а круг внимания – область управления.

Освещает и притягивает – внимание, понимает и структирует – сознание, которое дает общий свет, общее видение, ориентировку. Внимание же выхватывает важные частности.

Различие между вниманием и сознанием

Внимание может быть эндогенным, т.е. управляемым человеком и экзогенным – это автоматическое привлечение внимания к резкому изменению происходящего.

Большое значение вниманию как части сознания придавал У. Джеймс. Он полагал, что способность генерировать эндогенное внимание и долго его фокусировать на произвольно выбранном объекте, говорит о существовании свободы воли.

Если внимание возникает «изнутри», то оно может приводить к произвольному выбору действия.

Очевидно, что осознавание чего угодно будет сопряжено с обращением внимания на этот предмет и доказательств того, что без участия внимания осознавание не включается, достаточно много.

Например, даже очень сильный стимул можно не заметить, если на него не обращалось внимание. Явление это известно как слепота, индуцированная отсутствием внимания.

Подобным образом возникает явление «моргание внимания». Суть его в том, что если внимание привлечено к одному стимулу, то второй, следующий за ним, воспринят не будет, т.к. внимание занято первым.

Если некоторые зоны коры головного мозга повреждены, то целые части окружающего пространства, обслуживаемые этими зонами коры, никогда больше не осознаются. Это игнорирование части пространства или неглект.

Внимание и сознание обеспечивает одна и та же структура – лобно-теменная сеть корковых связей. В результате, сознание иногда отождествляют со вниманием.

Ряд исследователей, тем не менее, полагают, что внимание и сознание принципиально можно разделить, несмотря на их связь. Доказательством этого взгляда является существование двух противоположных синдромов:

  1. «Слепое зрение». В данном случае человек в состоянии выполнять некоторые зрительные задачи, не осознавая, что видит что-либо;
  2. Человек уверен, что видит, но сторонние тесты говорят о его слепоте.

Для прояснения этого вопроса надо было создать такие методики предъявления стимулов, которые позволили бы разделить внимание и сознание, правда, несколько таких методик уже существует.

Их принцип в следующем, участник эксперимента уровень осознавания присутствия стимула определяет субъективно. Свою уверенность он оценивает в том, что увидел именно этот стимул. Уровень субъективной «видимости» и будет уровнем осознаваемости.

Уровень внимания связывают со временем реакции и уровнем правильности ответов. Время реакции и правильность ответов используются как объективные оценки присутствия внимания.

Еще одним экспериментальным подходом к разделению сознания и внимания является использование двойных задач. Два задания надо выполнить одновременно, одно задание при этом оттягивает внимание на себя. Например, в центре экрана размещены буквы, среди которых необходимо распознать заданную букву, а на периферии экрана показаны лица, которые необходимо различить по половой принадлежности.

Так как внимание имеет тенденцию совпадать с направлением взора, то задача в центре экрана является хорошим концентратором внимания. Точность выполнения задачи на периферии позволяет оценить, что можно осознавать без привлечения внимания или, по крайней мере, на минимальном уровне внимания. Метод показывает, что в отсутствие внимания не все стимулы не распознаются.

В отсутствие внимания распознается общий смысл легко вербализуемых изображений, например, машина, дом, человек, что зависит от предшествующего опыта наблюдения этих объектов.

Вывод

Таким образом, можно предположить, что «сознание без внимания» развивается в результате высокого уровня знакомства с данными объектами или ситуациями.

Зрительное внимание снижает сложность входящей информации. Происходит это усилением интенсивности важного на данный момент сигнала и ослаблением всех остальных. Это важно для того, чтобы мозг успевал обрабатывать сигналы в реальном времени.

С точки зрения анатомии внимание обеспечивается так называемым дорсальным зрительным путем, т.е. от первичной зрительной коры к верхнетеменным и лобным зонам.

Итальянский биолог Д. Риззолатти в своей «премоторной теории внимания», высказал предположение о том, что зрительное внимание появилось, как ответ на необходимость планировать движения глаз, потому что большая часть корковых зон, управляющих вниманием, тоже контролирует движения глаз.

Довольно часто осознавание изображения связывают с вентральным зрительным путем, т.е. от первичной зрительной зоны к нижневисочным областям. Например, при повреждении только одной зоны вентрального пути (V4), восприятие цвета полностью утрачивается, притом, что все остальные зоны, реагирующие на цвет системы, остаются в порядке.

Зоны дорсального и вентрального путей между собой тесно связаны и работают совместно, поэтому полностью разделить внимание и сознание едва ли возможно, например, это как правая и левая нога – каждая сама по себе, но на одной не побегаешь.

Внимание – деятельность сознания

Одним из процессов, который постоянно происходит в мозге человека, является внимание. В отношении этого процесса у психологов до сих пор нет согласия.

Даваемые определения одних ученых лишают это понятие какой-либо независимости. Другие считают, что внимание достаточно независимая и специфическая деятельность, которая происходит внутри сознания человека.

Схема порога сознания и порога внимание показана на рисунке.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vnimanie/vnimanie_i_soznanie/

ovdmitjb

Add comment