Irvuz

Виды речи

Виды речи. Внешняя и внутренняя

Виды речи

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. Внутренняя речь — речь «про себя», речь, в форме которой человек думает. Оба вида речи взаимно связаны.

Внешняя речь в свою очередь делится на два вида: на устную и письменную. Каждый из этих видов внешней речи имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать с тем, чтобы правильно использовать их в процессе общения.

Устная речь

Устная речь — речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь — самая древняя по происхождению. Дети обучаются речи также сначала устной, позже — письменной. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.

Диалогическая речь означает разговор между двумя или несколькими лицами, которые то слушают, когда другие говорят, то сами говорят, когда их слушают. Тот, кто говорит в данный момент, выступает лицом активным, а тот, кто слушает, — пассивным по отношению к говорящему.

Однако пассивность в диалоге относительна, так как и восприятие речи — процесс активный, требующий от слушателя иногда далеко не легкой мыслительной деятельности. В процессе речевого общения собеседники меняются ролями, поддерживают друг друга в разговоре, отчего диалогическую речь иногда называют речью поддержанной. Обмен ролями дает возможность собеседникам лучше понимать друг друга.

Характерной особенностью диалогической речи является непосредственное общение: собеседники слышат и чаще всего видят друг друга. Это обстоятельство позволяет говорящим использовать выразительные средства языка: интонацию голоса, мимику, жесты.

Вместе с тем говорящий может наблюдать (в условиях взаимного видения) реакции слушателей на свою речь, внимание или невнимание к ней, степень понимания, согласие или несогласие и пр. Эти наблюдения позволяют говорящему корректировать свою речь, повторять некоторые мысли, развертывать или, наоборот, свертывать рассуждения, усиливать или ослаблять выразительные средства речи.

Так, учитель, ведущий беседу с учащимися на уроке, не только своими вопросами направляет ход мыслей и высказываний детей, но постоянно меняет и характер своей речи в зависимости от реакции на нее учащихся.

Диалогическая речь

Диалогическая речь происходит в конкретных условиях, и предмет разговора знаком собеседникам. Это позволяет им в некоторых случаях понимать друг друга с полуслова.

Поэтому в свободном диалоге (в обычном разговоре двух или нескольких людей) собеседники не всегда придерживаются языковых правил, сокращают предложения, дополняют сказанное мимикой, жестами, своеобразием интонаций.

Монологическая речь

Монологическая речь — это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог — речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.

В этом смысле она труднее диалога. Говорящий до выступления должен продумать содержание речи, план изложения мыслей, форму изложения, принимая во внимание аудиторию, ее подготовку, опыт и знания. Он заранее предполагает, что может оказаться сложным и малопонятным, какие вопросы могут возникнуть у слушателей, как будут реагировать они на его выступление.

Все это вызывает у автора чувство высокой ответственности за содержание, форму и композицию выступления. Монологическая речь требует соблюдения законов логики и правил грамматики. Сила ее воздействия достигается убедительностью доказательств (научная и деловая речь), образностью и выразительностью, влиянием на чувства слушателей (речь оратора, артиста).

Речь учителя должна содержать все эти средства.

Монологическая речь требует не только обязательной предварительной подготовки, но также непрерывного внимания к собственной речи (к ее содержательности, убедительности, языковой безупречности и пр.

) и к реакциям слушателей. Другими словами, монологическая речь требует от говорящего высокой культуры мышления, речи и психологической наблюдательности.

Монолог труден не только для говорящего, но и для слушателей, внимание которых должно быть устойчивым и сосредоточенным в течение длительного времени.

Восприятие монологической речи особенно затрудняет детей, и чем они младше, тем в большей степени.

Причина этого не только в недостаточной устойчивости внимания детей, но и в своеобразии объекта внимания: внимание к словам, речи и тем более к последовательности рассуждений говорящего всегда труднее, чем внимание к реальным вещам и явлениям.

Монологическая речь по своей структуре ближе стоит к письменной речи, чем речь диалогическая.

Письменная речь

Письменная речь выражается графическими знаками и воспринимается зрением. Она представляет собой вид речи, с помощью которой возможно общение людей, разъединенных большими расстояниями и временем. Психологический анализ письменной речи показывает, что она труднее устной речи как для тех, кто передает с ее помощью мысли, так и для тех, кто эти мысли воспринимает.

Пишущий передает содержание речи без использования таких вспомогательных средств языка, как интонация, мимика, жесты, которые облегчают понимание мыслей. Пишущий не всегда может учесть реакцию читателей на свою речь, потому что не видит, не слышит и часто не знает их.

Круг читателей книг, газет, журналов весьма широк и разнообразен. Читатели тоже лишены возможности непосредственно выразить свое мнение о содержании и форме написанного. Чтобы стать доступной широкому кругу читателей, письменная речь должна строиться как развернутая, полностью соответствующая правилам логики и грамматики.

Письменная речь предъявляет большие требования к человеку, который ею пользуется. Письменная речь может быть диалогической и монологической.

Внутренняя речь — это речь „про себя», с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений. Непосредственно с ней человек не обращается к другим людям, но посредством ее формируется и существует мысль.

Внутренняя речь трудна для изучения, поэтому психологи по разному понимали и понимают ее сущность. И. Мюллер называл ее «речью минус звук», а бихевиористы—-скрытым речевым навыком. Л. С.

Выготский считал внутреннюю речь центральным звеном на пути перехода мысли в слово и слова в мысль, особым внутренним планом речевого мышления. А. Н.

Соколов определяет ее как речевой механизм умственной деятельности (виды деятельности человека).

Советский психолог Б. Ф. Баев в своем исследовании природы внутренней речи ‘ указывает на существенный ее признак — зависимость от потребностей, которым она служит. Внутренняя речь не только формирует мысль, она входит обязательным компонентом во все познавательные процессы человека.

Ощущение и восприятие опосредуются речью: ощущая свойства окружающих нас предметов (цвета, звуки, запахи), мы называем их «про себя»; речь помогает нам осмыслить и уточнить все, что мы воспринимаем. Без нее невозможны наблюдение, осмысленное запоминание и припоминание, произвольное внимание, воображение и т. д.

Особенно велика роль внутренней речи в мышлении: она органически участвует во всех мыслительных процессах, как сложных, так и простых.

Внутренняя речь—средство эмоционально-волевой регуляции и условие самовоспитания.
В учебной деятельности школьников внутренняя речь выступает прежде всего в рецептивной форме (слушание объяснений учителя, понимание их) и в  форме  продуктивной, подготавливающей  внешнюю речь учащихся.

С помощью этого вида речи образуются сложные речевые формы. «Являясь «лабораторией мысли», внутренняя речь является вместе с тем и «лабораторией языка» (Б. Ф. Баев). Она не только продукт развития речи, но и важнейшее ее средство.

Внутренняя речь

Внутренняя речь возникает из внешней речи, формируется на ее основе. Как и внешняя речь, она рефлекторна по способу происхождения. Различие состоит в том, что эфферентная часть внутреннеречевых рефлексов заторможена. Рефлексы внутренней речи — это функционально измененные обычные речевые рефлексы (И. М. Сеченов).

Внутренняя речь имеет следующие особенности:

  • а) сокращенность (свернутость). В ней опускается большинство членов предложения и остается лишь один из главных: подлежащее или сказуемое;
  •  б) отсутствие вокализации (беззвучность ее) как результат заторможенной и расторможенной артикуляции. При слабой заторможенности речевой артикуляции (возможно, ее расторможенности) по ходу мыслительного процесса у некоторых людей в силу различных эмоциональных состоянии внутренняя речь может выражаться в шепоте, бормотании, громком произнесении отдельных слов;
  •  в) преобладание семантики над фонетикой (выпадают гласные звуки, несущие меньшую смысловую нагрузку);
  • г) местоименность (предмет мысли фигурирует в указательных местоимениях);
  •  д) внутренняя речь существует как кинестезиче-ский, слуховой или зрительный образ слова.

Вопрос о механизмах внутренней речи еще окончательно не решен. Современные исследования свидетельствуют о непременном участии во внутренней речи речедвигательного анализатора (А. Н. Соколов и Н. И. Жинкин).

Любая мысль, независимо от того, желает или не желает человек ее высказать, формируется с помощью внутренней речи при участии движений речевого аппарата. Она проходит стадию внутреннего прогова-ривания, внутренней обработки. Речевые движения незаметны для глаза, но их можно зафиксировать при помощи специальных приборов.

Замечено, что при обдумывании трудных задач артикуляционные движения более выражены, чем при решении легких задач. Наибольшая активность артикуляционной системы наблюдается в момент острых мыслительных затруднений, в условиях нового подхода к решению задач.

По мере упражнений в решении определенного типа задач умственная напряженность снижается, падает и мышечная активность речевого аппарата. Внутренняя речь при этом становится менее развернутой.

Сокращенность речи выражается в том, что выпадает много слов, в которых нет нужды, так как предмет мысли и ситуация, в которой протекает мышление, для самого субъекта ясны и потому не требуют полной словесной выраженности. Например, экспериментатор (физик, химик) или просто ученик, который долго раздумывал над более оптимальным вариантом решения задачи, в конце концов приблизился к цели.

Это выразилось во внутренней речи одним громко произнесенным словом «Нашел!» Одно слово на этой стадии формирования мысли может выполнять роль сложного предложения или сложного суждения. Таким образом, внутренняя речь формирует мысль.

Следует всегда иметь в виду, что внутренняя речь и мышление не одно и то же. Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение действительности, это содержательная, познавательная сторона речи. Но мысль не может быть сформирована без участия внутренней речи. Указывая на единство внутренней речи и мышления, имеют в виду прежде всего процесс формирования мысли.

Источник: http://net22.ru/vidy-rechi-vneshnyaya-i-vnutrennyaya/

Какие виды речи бывают? Виды речи и их характеристика

Виды речи

От начала существования люди отличаются от животных.

Несмотря на то что собаки, дельфины, обезьяны и другие представители животного мира по-своему общаются между собой, только человек способен из букв строить слова, а из них формировать предложения.

Однако устная речь — не единственный способ общения, который мы используем. Кроме привычного нам разговора, нашу речь можно разделить на разные категории. Какие виды и формы речи бывают?

По сути, что такое речь? Словари объясняют, что это мысли, которые выражены словами, на письме или каким-либо другим образом. Речь — главная составляющая общения.

Общение же подразумевает обмен информацией между двумя людьми. Тем более, что общаться можно не только при помощи слов, но и любыми другими способами.

Кроме того, как мы увидим, размышление — это общение наедине с самим собой. Далее рассмотрим, какие виды речи бывают.

Звуковая и жестовая речь

Устная речь никогда не существовала сама по себе. Мимика и жесты придают словам выразительности и эмоции. Глухонемые люди, не имея возможности общаться обычным способом, с легкостью обмениваются мыслями с помощью языка жестов, который, нередко может быть даже выразительнее привычного нам разговора.

В свою очередь, речь можно разделить на письменную и устную, внешнюю и внутреннюю. Также можно выделить два типа общения: вербальное и невербальное. Узнав, какие виды речи бывают, давайте рассмотрим, что включается в каждый из них. Таким образом, мы сможем увидеть, что под этими выражениями подразумевается практически одно и то же.

Правда, некоторая разница есть, и о ней мы сейчас поговорим.

Большинство людей преимущественно говорят с помощью слов и звуков, однако в повседневном общении свое место занимают жесты. Тот или иной знак, показанный при помощи рук или других частей тела, может означать слово или передавать целую мысль.

Так, кивок головой может означать слова “нет” или “да”, а жест указательным пальцем может передавать несколько мыслей: “туда”, “посмотри, “вон там” или “вот”. Человек, который использует жесты, может не произнести ни одного слова, но при этом он продолжает общаться.

Правда, полностью разделить звуковую и жестовую речь нельзя, так как они идут рука об руку – дополняют и уравновешивают друг друга.

Виды невербального общения

Какие виды речи имеются у человека? Жесты относятся к невербальному общению, тогда как под вербальным понимают обмен мыслями при помощи слов. Приведем несколько примеров невербального общения, способности передавать мысли и чувства, говоря на “языке тела”:

  • жесты и мимика;
  • поза (то, как мы держим себя);
  • интонация;
  • зрительный контакт;
  • тактильное общение.

Несмотря на все преимущества невербального контакта, в отличие от обычного разговора, мимика и жесты чаще могут быть поняты неправильно. Вашей улыбке или взгляду человек может придать совсем другое значение.

Кроме того, в отличие от слов, в которые мы намеренно вкладываем их смысл, невербальное общение воспринимается на уровне подсознания. Человек может сам не осознавать какую информацию он передает. Грусть и радость, злобу и боль иногда можно прочитать на нашем лице или в манере держать себя.

И это нормально, ведь нужно быть лицемером, чтобы в расстроенных чувствах изображать улыбку.

Как сильно сближает людей общение! В этом заключается вся психология речи. Виды и функции речи свидетельствуют о ее уникальности. Современные технические средства позволяют услышать голос человека на расстоянии и даже, пользуясь видеосвязью, увидеть лицо человека и чувства, которые он хочет выразить.

Однако через монитор компьютера невозможно обнять своего ребенка или похлопать друга по плечу. Общаясь таким образом, вы не сможете обнять или поцеловать любимого человека. Как видно, мы очень часто передаем мысли и выражаем взгляды не только при помощи слов.

Все это говорит в пользу важности тактильного общения.

Письменная и устная речь

Рассматривая вопрос о том, какие виды речи бывают, а также изучая технику общения, нельзя не уточнить разницу между письменной и устной речью. Эти два вида взаимодействия между людьми отличаются не только способом передачи мысли, но также стилем и формой изложения.

Письменная речь более конкретна, так как должна описать то, что человек не может видеть (не принимая во внимания иллюстрации). Если мы хотим отправить письмо, или статью для своего сайта, то, как правило, нужно ввести читателей в курс дела, принимая во внимание их уровень восприятия.

Таким образом, статья ориентирована на определенный круг читателей — тех, кого вы представляете, когда пишете.

Кроме того, письменная речь передает информацию более общего характера (если это не письмо), поскольку обычно нацелена на большой круг читателей и, соответственно, может затрагивать множество различных ситуаций.

Устная речь, наоборот, часто абстрактна и неконкретна, ведь двух людей (если только они не говорят по телефону), объединяет одна ситуация, поэтому слова или жесты выражающие такие мысли, как “Туда!” или “Посмотри!”, с легкостью воспринимаются слушателями. Устная речь достигает своей цели, если передает информацию, которая касается потребностей слушателей.

Если это не так, и человек строит длинные объемные предложения, то для большинства его способ передачи мыслей будет восприниматься, как длинный и скучный. Поэтому, с точки зрения аудитории, человек, который говорит красиво и складно, является красноречивым. Это подразумевает, что он передает мысли лаконично и метко, затрагивая чувства слушателей и удерживая их внимание.

Продолжая сравнивать устную и письменную речь, можно вспомнить, что талантливые писатели не всегда были красивыми ораторами, а те, кто умел оказывать влияние на массы словом, иногда вообще не могли писать. Какие виды красноречия бывают и используются на практике? Перечислим только некоторые: духовное, общественное, судебное и академическое.

Рассмотрим каждый из них по порядку и сможем увидеть, что все они связаны со знаниями в определенной области.

Красноречие как умение обсуждать духовные вопросы

Умение повлиять на сердца людей издавна было свойственно многим духовным проповедникам. Люди, которые исследовали Библию и находили духовную истину, много раз выступали перед судом или в защиту своих ценностей. Среди них было немало искусных ораторов.

Из-за своих взглядов, которые он умело отстаивал на основании Писания, Л. Н. Толстой был отлучен от церкви. Дж. Б. Пристли подвергся гонениям из-за этого же. Духовенство кипело злобой на каждого, кого признавали “инакомыслящим”.

Доводы, которые приводили в проповедях эти люди, разительно отличались от лишенных всякого красноречия песнопений современных священников.

Красноречие и бытовые темы

Наверное, каждый когда-нибудь выступал перед другими. Сегодня, нередко возникает необходимость выступить перед коллегами или начальством.

И хотя такой вид речи полон разных “шаблонностей” и “формальностей”, находятся те, кто, пользуясь различными метафорами, гиперболами и сравнениями, могут разнообразить свою речь и, тем самым, иметь должное воздействие на аудиторию.

Рассмотрим, какие виды речи бывают, чтобы лучше использовать весь её скрытый потенциал.

Судебное красноречие

Как известно, самый интересный вид красноречия – тот, который тесно граничит с искусством убеждать. Наверное, каждому из нас знакомы люди, которые умели “убедительно” влиять на других. В суде такое умение необходимо больше, чем где бы то ни было.

Адвокат и прокурор, отстаивая свои взгляды, стараются убедить и повлиять на судью и присяжных. Такие люди могут приводить доводы, логически рассуждать и стараться воздействовать на наше нравственное восприятие ситуации. В результате чего плохое может показаться хорошим и наоборот.

С другой стороны, правильное изложение дела не исказит его перед судом, а поможет принять правильное судебное решение, наказав преступника и оправдав невиновного. Другое дело, что в мире есть люди, способные ради денег, связей или выгоды поступиться своими нравственными принципами.

Обладая умением убеждать, они могут с успехом влиять на других.

Передать научные знания другим можно в том случае, если оратор обладает определенными знаниями. Однако мало только располагать сведениями, нужно быть в некоторой степени психологом и понимать аудиторию.

Конечно же, важно то, как ученый преподносит свой материал, как он приводит доказательства, использует научные термины и апеллирует тем, что уже знают его коллеги. Но в его интересах научиться передавать материал в интересной форме – так, чтобы слушатели видели конкретную пользу для себя.

Никуда от этого не деться, так устроен каждый человек — если мы не видим личную пользу для себя, нас перестает интересовать излагаемый докладчиком предмет. Для удовлетворения личного “эго” и утверждения осознания, что “его слушают”, особое красноречие не требуется.

Однако, если ученый заинтересован в том, чтобы научить и передать информацию, он, конечно же, приложит необходимые для этого усилия.

Коммуникабельность

В отличие от ораторского красноречия, которое востребовано при официальных обсуждениях или выступлениях перед аудиторией, коммуникабельность жизненно необходима во время живого повседневного общения.

Коммуникабельным называют человека, который умеет находить общий язык и вести диалог с другими людьми. Он умеет видеть, что волнует людей, затрагивает эти вопросы и достигает желаемой цели.

Такой человек обладает проницательностью и ведет себя тактично и уступчиво.

Коммуникации и виды общения

Не стоит путать коммуникабельность с коммуникациями. Это разные виды речи, и их характеристика различается. Под вторыми подразумевают не способ ведения беседы, а ее вид. Коммуникации бывают нескольких видов: опосредованная, фронтальная и диалог.

Первый вид находит применение в совместных проектах, когда два человека, к примеру, работают над одной схемой. Так, люди иногда могут не знать языка друг друга, но единая цель, к которой они стремятся, применяя свои знания, достигается совместными усилиями.

Фронтальная коммуникация подразумевает присутствие ведущего, или лидера, который передает информацию другим. Здесь работает принцип “от одного ко многим”. Этот вид коммуникации используется, когда докладчик произносит речь перед слушателями.

Диалог — это обоюдный обмен информацией между двумя людьми, при котором говорить может то один, то другой. Перекрестный диалог может происходить если проблему обсуждает группа людей.

“Внутренняя” речь

Рассмотренные выше виды речи и их характеристика, были разновидностями внешней речи. Однако, кроме внешней речи, бывает еще и внутренняя. Такое общение также раскрывает человеческую речь как деятельность. Перечисляя основные виды речи, нельзя упустить и эту форму.

К ней относится неозвученное размышление (или внутренний монолог). В таком случае единственным собеседником человека является он сам. От диалогического стиля речи, этот отличает стремление охватить как можно больше определенную тему.

Диалог же, наоборот, в основном наполнен простыми фразами и редко несет глубокий смысл.

Эмоциональный окрас речи

На правильное восприятие речи влияет то, с какой интонацией произнесено то или иное выражение. В жестовых языках роль интонации играет мимика. Полное отсутствие интонации наблюдается в письменной речи.

Поэтому, чтобы придать тексту хоть какой-то эмоциональный окрас, в современных социальных сетях придумали смайлы, способные частично передавать чувства, при условии, что собеседник искренен. В научных текстах смайлы не используются, поэтому от автора ожидается особая продуманность, логичность и красота в написании текста.

В таких случаях, для эмоционального окраса, используют красивые обороты речи, прилагательные и красочные образы. Однако наиболее живой речью является, конечно же, устная речь, благодаря которой можно передать всю палитру чувств и эмоций, испытываемых человеком. Только общаясь на личном уровне, возможно услышать нотки искренности, неподдельный смех, радость или восхищение.

Однако при общении с кем-то человек может быть полон гнева, лжи и сарказма. Это разрушительно влияет на его отношения с окружающими. Однако рассмотренные виды, характеристика, функции речи и другие её особенности, помогут вам избегать подобных крайностей.

Исскуство общаться

Наряду с прогрессом человека в других областях, мы можем воспринимать речь как деятельность или продукт труда как определенного человека, так и целого общества. Понимая, какие огромные возможности раскрывает человеческое общение, некоторые превращают его в искусство.

Это можно понять только лишь перечислив, какие виды красноречия бывают в природе. Таким образом, мы будем видеть, каким драгоценным даром является способность общаться. Однако бывает и так, что человек имеет различные врожденные или приобретенные виды речевых нарушений.

Источник: https://FB.ru/article/161831/kakie-vidyi-rechi-byivayut-vidyi-rechi-i-ih-harakteristika

Виды речи

Виды речи

Виды речи делятся на несколько взаимосвязанных: устная речь, внутренняя речь и письменная речь.

ovdmitjb

Add comment