Irvuz

Виды налоговых проверок

Содержание

Понятие и виды налоговых проверок

Виды налоговых проверок

Одним из основных методов налогового контроля являются проверки. Под налоговой проверкой подразумевается мероприятия, проводимые налоговыми органами, с целью контроля правильности исчисления налоговых сборов и своевременности их уплаты. Основным ее методом является сопоставление данных указанных в декларации и фактических данных, полученных в ходе налогового контроля.

Помимо налогового контроля, органы ФНС осуществляют также контроль применения кассовых аппаратов, а также контролируют оборот и производство алкоголя. Мы же остановимся на налоговых проверках, их видах, различиях и правомочиях органов контроля при том или ином ее виде.

Налоговые проверки: понятие, виды

Налоговые проверки классифицируются по различным критериям. Например, по месту их проведения и объему проверяемых данных они делятся на:

  1. Камеральную – это вид предусматривает изучение и анализ полученных деклараций и прочих документов, на предмет корректности исчисления налога, своевременности его уплаты. Проводится она по месту расположения налогового органа. Проведение камеральной проверки является прямой обязанностью инспекторов и осуществляется в рабочем порядке, без специальных решений или указаний руководства, непосредственно на рабочем месте сотрудника налоговой инспекции. Срок ее ограничивается законом и составляет три месяца со дня получения инспектором декларации. Цель ее проведения заключается в выявлении нарушения налогового кодекса, в контроле за правильностью исчисления налоговых платежей, своевременности их уплаты, взыскании налоговых выплат недополученных или неуплаченных в бюджет, а также начисление штрафов или пени за обнаруженные нарушения. Кроме перечисленных целей, камеральная проверка является также основанием для проведения выездных. Именно в ходе камеральных мероприятий определяется перечень налогоплательщиков подлежащих выездной проверке.
  2. Выездную – этот вид мероприятий подразумевает анализ всех первичных документов налогоплательщика, его хозяйственной деятельности. Участниками такого мероприятия являются налогоплательщики и налоговые инспектора, которые в свою очередь могут привлечь разного рода экспертов. Целью выездной проверки является изучение деятельности компании или ИП с точки зрения налогового кодекса – правильность исчисления налоговых исчислений, правомерность использования льгот, взыскание недополученных налоговых поступлений, привлечение к ответственности налогоплательщика за нарушение НК, начисление штрафов, пени и пр. Срок ее проведения, так же ограничивается законом и не может охватывать период больше чем три года предшествующих началу проверки. Существует ограничение в количестве проводимых на предприятии проверок — дважды в один календарный год налоговые органы не имеют право проводить по одному и тому же поводу выездные мероприятия. Основанием для выездной проверки служит постановления руководящего органа ФНИ.

Что собой представляют камеральные налоговые проверки

Как было сказано выше, камеральные проверки проводятся с целью выявления ошибок при исчислении налогов, проверки правомерности используемых льгот, предотвращения нарушения НК. Она в свою очередь включает в себя изучение:

  • Своевременности и полноты сданных налогоплательщиком отчетностей и документов, а также налоговых расчетов.
  • Корректности заполнения отчетов – отсутствие ошибок, наличие необходимых данных и реквизитов и пр.
  • Обоснованности предоставленных расчетов, налоговых ставок, налоговых льгот, корректность отображенных показателей, согласно которым налог был рассчитан.
  • Согласованности показателей в бухгалтерских и налоговых отчетах, поверка достоверности указанных показателей, поиск сомнительных моментов и противоречий и пр.

По методам изучения предоставленных отчетов она делится также на такие виды:

  • Формальная – изучение правильности заполнения отчетности, отсутствие исправлений и ошибок, наличие подписей, печатей и пр.
  • Арифметическая – позволяет контролировать корректность расчетов показателей указанных в документе.
  • Нормативная – изучение документа с точки зрения Налогового законодательства, позволяет выявить неправомерность применения льгот, налоговых ставок и пр. при расчете налогового сбора.
  • Камеральная – проводится с целью проверки цифровых показателей опираясь на которые исчисляется налог.

Результатом камеральной проверки могут стать такие мероприятия налоговых органов:

  1. При выявлении противоречивой или недостоверной информации, при наличии ошибок в документах инспектор может затребовать пояснений или дополнительных документов. Налогоплательщик обязан предоставить их в пятидневный срок со дня получения уведомления.
  2. При выявлении однозначных нарушений, заключающихся в занижении сумм налога, если таковые не предусматривают выездной проверки, составляется постановление о привлечении к налоговой ответственности. В нем указывается сумма санкции и недоимки, приводятся доказательства нарушений со ссылками на предоставленные документы и НК.
  3. При выявлении нарушений, которые требуют уточнений или дополнительной проверки, руководством подразделения ФНС может быть принято решение о выездной проверке.

Сущность и методы выездной налоговой проверки

Выездная проверка подразумевает посещение налоговыми органами компании налогоплательщика. Такое мероприятие преследует те же цели, что и камеральная – выявление нарушений НК, контроль за правомерностью использования льгот, полнотой уплаты налогов и сборов. При выездной проверке могут быть проверены:

  • Бухгалтерская, учетная документация.
  • Договора.
  • Акты выполненных работ.
  • Накладные, счет фактуры и прочая документация.
  • Производственные, офисные помещения.
  • Средства производства или иные средства получения доходов.

Кроме перечисленных мероприятий инспекцией может быть проведена инвентаризация.
.Организационно, выездные мероприятия можно разделить на:

  • Плановые – включенные в годовой план. О таких мероприятиях налогоплательщик предварительно должен быть извещен. Кроме того, посмотреть есть ли компания в плане выездных мероприятий можно на сайте налоговой инспекции.
  • Внезапные – подразумевают выезд на предприятие сотрудников ФНИ, без уведомления налогоплательщика. Проводятся они чаще всего в тех случаях, когда существует вероятность сокрытия налогоплательщиком доказательств нарушений НК.

Виды налоговых проверок и их особенности, исходя из объема работ

Исходя из объема проверяемых данных, проверки можно разделить на такие виды:

  • Комплексную – подразумевает полный анализ и изучение всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта на предмет соблюдения норм Налогового Кодекса. Такие мероприятия охватывают определенный период времени и, при наличии оснований (подозрение в нарушении законодательства), могут проводиться не реже раза в три года. Данному виду контроля, как правило, подвергаются организации, имеющие определенную отрицательную репутацию. При этом в принципе, комплексной можно назвать любую выездную проверку.
  • Тематическую – данному виду, как указывает определение, подвергаются отдельные аспекты хозяйственной деятельности. Это может быть изучение корректности расчета НДС, налога на прибыль или имущественного налога. Тематическая проверка может проводиться и как отдельное мероприятие или как часть комплексной проверки. В первом случае ее результаты оформляют отдельным актом, во втором отражены в общем акте, составленном при комплексном выездном мероприятии. Проводится она по решению руководства ФНС.
  • Целевую – такие мероприятия, как правило, проводятся по отдельным операциям, например экспорта или импорта, поставок и взаиморасчетов между контрагентами. Их цель – поиск нарушений законодательства. Как и тематическая проверка, целевая может быть частью комплексной или являться самостоятельным мероприятием.

Виды проверок, проводимых налоговыми органами повторно

Налоговый кодекс предусматривает проведение и повторных проверок. Они в свою очередь делятся на два вида:

  • Контрольная – в этом случае проверяется не хозяйствующий субъект на предмет уклонения от налогов или нарушения НК, а действия инспекторов и наличие нарушений при проведении мероприятия. Участником такой проверки являются вышестоящие налоговые органы. Результатом контрольной проверки могут стать как взыскания пени, штрафов или недоимки с налогоплательщика, так и дисциплинарное или уголовное привлечение к ответственности инспекторов.
  • Повторная, это проверка, осуществляемая по тому же поводу – то есть под контроль попадают те же налоги и сборы, что и при предыдущей проверке. В настоящее время законом ограничивается возможность проведения повторных проверок, поэтому они существуют только в виде контрольных.

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка может быть частью камеральной или выездной. Ее сущность заключается в сопоставлении данных полученных от налогоплательщика с данными его контрагентов. Процесс запроса документов для такой проверки предусмотрен в НК:

  • При необходимости провести встречную проверку инспектор обязан направить запрос в налоговый орган, где зарегистрирован хозяйствующий субъект-контрагент.
  • В течение пяти рабочих дней налоговый орган должен направить требование к контрагенту с указанием необходимых документов.
  • Компания-контрагент должна представить документы, в течение пяти дней в налоговый орган, где она зарегистрирована.

При этом инспектора имеют право запросить документы, только непосредственно касающиеся проверяемого налогоплательщика.
За отказ в предоставлении информации по сделкам, для контрагентов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Результат налоговой проверки

При выездной проверке, налоговые органы обязаны в заключительный день мероприятия выдать налогоплательщику справку, в которой должны быть указаны:

  • Данные сотрудника, выдавшего справку, и дата окончания проверки.
  • Предмет налоговой проверки и основания для проведения.
  • Сроки проведения проверки.

После подписания справки налогоплательщиком или его представителем инспектор обязан покинуть территорию проверяемого объекта. При отказе подписать справку со стороны хозяйствующего субъекта, она ему будет отправлена почтой с уведомлением.

Следующим этапом оформления результатов является составление акта. На это законом отводится два месяца, считая со дня составления справки и окончания мероприятия. Акт составляется даже в тех случаях, когда результат отрицательный – то есть инспектор не обнаружил нарушений.
В акте указывают:

  • Дату начала и окончания проверки.
  • Основания для проведения проверки – номер приказа или распоряжения руководителя налоговой инспекции.
  • Данные лиц участвовавших в проведении проверки.
  • Реквизиты налогоплательщика.
  • Период, который охватывал проверка.
  • Адрес, по которому проводилась проверка.
  • Список документов, предоставленных налоговым органам.
  • Налог, по которому проводилась проверка.
  • Мероприятия, проведенные контролирующим органом.
  • Найденные нарушения со ссылкой на Налоговый Кодекс.
  • Рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается налогоплательщику. При отказе от подписания акта он отправляется по почте.

В случае если проверяемый не согласен с результатами, изложенными в акте, у него есть один месяц чтобы устно или письменно изложить свои возражения. По результату рассмотрения представленных документов или возражений могут быть приняты такие решения:

  • Привлечение к ответственности налогоплательщика за нарушение НК.
  • Освобождение от ответственности.
  • Проведение контрольной проверки.

Камеральная налоговая проверка

При проведении камеральной проверки налоговыми органами об ее результатах налогоплательщик может узнать только в случае, если инспектором были выявлены нарушения или появились вопросы. Для компаний работающих с НДС его возврат будет служить успешности проведе В таком случае в адрес налогоплательщика направляется запрос о предоставлении объяснений или дополнительных документов.

Если же инспектор обнаружил нарушение, тогда он обязан составить акт. Акт должен быть составлен в течение десяти дней после срока окончания мероприятия и вручен налогоплательщику в течение пяти дней со дня подписания. Если же последний отказывается получать акт, он пересылается по почте.

В случае несогласия с выводами инспектора, у налогоплательщика есть месяц, чтобы оспорить решение и предоставить в налоговый орган документы и разъяснения, опровергающие наличие нарушений. Срок рассмотрения возражений может составлять от 10 дней до двух месяцев, в зависимости от мероприятий проводимых налоговой инспекцией по проверке дополнительных материалов.

Перспективы совершенствования проверок

Налоговый контроль все последние годы активно поддерживает курс на полный переход к цифровым технологиям.

Такой подход позволяет получать о налогоплательщике любую информацию благодаря интеграции с остальными государственными и контролирующими органами – таможней, ЗАГС, банками, мониторинговыми компаниями и прочими структурами.

Со временем полный переход к инновационным технологиям позволит налоговым органам полностью поменять концепцию контроля.

В 2018 году ФНС будет активно внедрять Автоматическую систему возмещения НДС — 3, которая позволит отслеживать банковские счета и контролировать был ли уплачен налог со сделок.

Активно будет применяться в дальнейшем и риско-ориентированный подход.

Так согласно принятому в первом чтении в феврале 2018 г. законопроекту, обязательные налоговые проверки раз в три года будут отменены, а усилия контролирующих органов будут направлены на компании с высокими рисками.

Оценка рисков позволит компаниям с низким показателем практически избегать тщательных ревизий и увеличит срок между выездными мероприятиями. Сегодня активно проводится внедрение автоматизированной системы оценки рисков.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/ponyatie-i-vidy-nalogovyx-proverok/

Виды налоговых проверок

Виды налоговых проверок

Т. Чанышев, адвокат
Р. Дубинниковв, юрист

Это вторая статья из серии «На предприятие пришла проверка». Она в свою очередь открывает цикл статей о взаимодействии предприятия с Федеральной налоговой службой.

  • выездные, это проверки, которые проводят, как правило, на территории налогоплательщика;
  • камеральные, это проверки налоговых деклараций и расчетов, которые налогоплательщик сам направил в налоговый орган, проводятся они по месту нахождения налогового органа;
  • в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. 

По результатам именно выездных проверок делается львиная доля доначислений налогов, штрафов и пеней.

  • комплексные и выборочные;
  • контрольные;
  • плановые и внеплановые;
  • «встречные».

Комплексные и выборочные проверки

При комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке – по какому-то одному или нескольким налогам.

Особый вид выборочной проверки – тематическая. Это когда проверяют не один или несколько налогов, а какое-то направление деятельности фирмы или предпринимателя. Например, расчеты с поставщиками, экспортные сделки, применение налоговых льгот и т. д.

Отметим, что выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль по этой группе (п. 1 ст. 89.1 НК РФ).

Проведение выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков не препятствует проведению самостоятельных выездных налоговых проверок ее участников по налогам, которые указанная группа не исчисляет и не уплачивает, с отдельным оформлением результатов таких проверок (п. 3 ст. 89.1 НК РФ).

Например, налоговики в 2014 г. пришли с проверкой в некое ООО «Икс».

Директору предприятия они предъявили решение о проведении проверки, в котором написано: «проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г.». Это значит, что инспекторы будут проверять расчеты именно по этим налогам за 2011–2013 гг., то есть проведут выборочную проверку.

Если проверяющие напишут в решении: «проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г.», значит, они намерены проверить расчеты по всем налогам за 2011– 2013 гг., то есть провести комплексную проверку.

Помните: налоговики могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке или выходящие за рамки проверяемого периода, вы вправе им отказать. 

Контрольная проверка

Чтобы проверить, как прошла выездная проверка, вышестоящие налоговики могут провести еще одну, причем по тем же налогам и за тот же период. Так сказано в статье 89 Налогового кодекса. Такую проверку принято называть контрольной.

Имейте в виду: инспекторы, которые у вас уже были, проводить ее не вправе. Если сначала вас посетили из налоговой инспекции, то повторно могут прийти из регионального управления. Если же первоначальную проверку провело управление, то с контрольной придут из ФНС.

Налоговая инспекция проводит повторную проверку только в одном случае: если фирма представила уточненную декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше, чем ранее заявленная. Будет проверен период, за который она представлена, независимо от истечения трехлетнего срока.

Контрольная проверка схожа с выездной: инспекторы так же проверяют документы, осматривают помещения, опрашивают свидетелей и т. д. По результатам проверки составляют акт.

Но отличие все же есть. Это цель проверки. Если при обычной проверке основная задача – проверить фирму, то при контрольной – проверяющих.

Например: региональное управление приняло решение провести повторную выездную проверку организации, занимающейся добычей полезных ископаемых. Цель проверки инспекторы сформулировали так: «необходимость оперативного контроля за правильностью исчисления налогов предприятиями, ведущими разведку и добычу полезных ископаемых».

Фирма с решением не согласилась и обратилась в суд.

Судьи встали на сторону предприятия, потому что контрольная проверка не может заменить собой выездную. Основная задача контрольного мероприятия – это проверка работы налоговой инспекции.

Обратите внимание: если при контрольной проверке вышестоящие инспекторы выявили налоговое правонарушение, которое не обнаружили их предшественники, то применить к фирме налоговые санкции нельзя (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда при первоначальной проверке инспекторы сговорились с проверяемыми и «не нашли» нарушения. Однако факт сговора необходимо доказать. 

Плановые и внеплановые проверки

Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С внеплановыми проверками все иначе: налоговые инспекторы являются без предупреждения. Но такое случается редко, например, когда они опасаются, что нужные документы будут уничтожены.

Плановые проверки налоговые инспекции проводят на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.

Существуют универсальные критерии, по которым фирма (предприниматель) может сама определить риск подвергнуться налоговой проверке. Они изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Вот эти критерии.

1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе; информация о выплате заработной платы «в конвертах», о неоформлении трудовых отношений и иная аналогичная информация.

6. Неоднократное приближение показателей, дающих право применять специальные налоговые режимы, к предельному значению.

7. Отражение предпринимателем суммы расхода, близкой к сумме его дохода за календарный год.

8. Построение деятельности «цепочки контрагентов» без разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствий в показателях деятельности; непредставление налоговой инспекции запрашиваемых документов, наличие информации об их уничтожении или порче; необеспечение их сохранности и восстановления после утраты под действием форс-мажорных обстоятельств.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых инспекциях в связи с изменением места нахождения.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности в этой сфере деятельности по данным статистики.

12. Ведение деятельности с высоким налоговым риском. 

«Встречная» проверка

В Налоговом кодексе теперь нет понятия «встречная проверка». Однако инспекторы по-прежнему могут проверить не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров.

В статье 93.1 Налогового кодекса прописаны правила истребования документов у контрагентов проверяемой фирмы. Так, пункт 1 этой статьи позволяет налоговикам (во время проверки) требовать у партнера контролируемой компании информацию, касающуюся ее деятельности.

Вне рамок налоговых проверок инспекторы могут истребовать документы (информацию) по конкретной сделке у ее участников или у иных лиц, которые располагают документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Проводить «встречную» проверку или нет, налоговики решают по своему усмотрению. Но если они проверяют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то обязательно направят его поставщику требование о представлении документов.

Чтобы организовать «встречную» проверку контрагента проверяемой фирмы, налоговая инспекция должна направить письменное поручение в другую инспекцию, где этот контрагент состоит на учете. Получив поручение, вторая инспекция в течение пяти дней требует у контрагента необходимые документы. Когда оба партнера состоят на учете в одной инспекции, проверять их могут одни и те же инспекторы.

Предприятие должно представить документы о своем контрагенте в течение пяти дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Способы: лично, через представителя, по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Если вы не можете представить нужные бумаги в указанный срок, попросите дать вам больше времени. Закон разрешает налоговикам продлить срок. Инспекторы не вправе требовать ранее представленные документы.

В случае получения налоговиками необходимых документов их передают в инспекцию, которая направила поручение об истребовании документов. На это закон дает три дня. Такой же срок действует в случае, если от контрагента получено сообщение об отсутствии нужных документов. 

Итак, первый вариант: налоговики проводят «встречную» проверку у вашего делового партнера

В такой ситуации судьба вашей фирмы зависит от того, какие результаты дала «встречная» проверка. Один из ее возможных результатов – отсутствие искомой фирмы, то есть вашего делового партнера.

В таких случаях налоговики обычно отказываются принять документы «потерявшегося» контрагента в качестве подтверждения расходов фирмы. Например, они не принимают к вычету НДС.

Однако, если дело доходит до судебного разбирательства, судьи обычно встают на сторону предприятия, об этом свидетельствует и арбитражная практика. Основной довод судей: налогоплательщик не может отвечать за своих партнеров.

Впрочем, в некоторых регионах суды настроены не так лояльно и могут в той же ситуации вынести противоположный вердикт. Свою позицию судьи обычно обосновывают тем, что экспортер не может принять к возмещению НДС, уплаченный поставщику по приобретенным у него товарам, поскольку поставщик после продажи этих товаров экспортеру НДС в бюджет не заплатил.

Намного сложнее дело обстоит в том случае, когда контрагент найден, но у него не оказалось нужных документов или того хуже – цифры в документах партнеров различаются: например, два экземпляра одного и того же счета-фактуры с одинаковыми реквизитами, но разными цифрами.

А это доказательство того, что кто-то из партнеров нечист на руку. Эти бумаги можно будет предъявить в суде. В такой ситуации налоговики могут обратиться в полицию, где возбудят уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов).

Если сумма неуплаченных налогов в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 руб. и при этом она превышает 10% подлежащих уплате сумм или составляет более 6 000 000 руб., это уклонение от уплаты налогов в крупном размере.

Уклонением в особо крупном размере считается неуплата суммы, составляющей за такой же период более 10 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм, или превышающей 30 000 000 руб.

Второй вариант: налоговики проводят «встречную» проверку у вас

Если проводится «встречная» проверка вашей фирмы, то по ее итогам вам ничего не грозит. Оштрафовать вашу компанию нельзя, но полученные данные могут спровоцировать налоговых инспекторов на полноценную выездную проверку. Однако провести эту проверку налоговики могут не всегда.

Представим такую ситуацию. Налоговая инспекция провела у вас выездную проверку. Через некоторое время инспекторам понадобились те же самые документы, но в рамках «встречной» проверки. Просмотрев эти документы еще раз, налоговики обнаружили в вашей компании нарушения.

По итогам «встречной» проверки оштрафовать вас они не могут, значит, нужно либо проводить еще одну выездную проверку за уже проверенный период, либо просить разрешение на повторную проверку у вышестоящей инстанции. Первое запрещено Налоговым кодексом (ст.

89), второе невыгодно самим налоговикам, поскольку говорит об их некомпетентности. Таким образом, у вас есть шанс наказания избежать.

Документы, которые требует инспекция в рамках «встречной» проверки, должны относиться к деятельности вашего партнера.

Если инспекторов заинтересовала какая-то конкретная сделка, то и документы, которые они вправе у вас попросить, должны быть с этой сделкой связаны.

Это могут быть, например, договор, счета-фактуры, накладные, платежные поручения и т. п. Если налоговики превысят свои полномочия, обращайтесь в суд: он вас поддержит.

Обратите внимание: инспекторы вправе требовать документы (информацию) о конкретной сделке у всех ее участников (иных лиц) и за рамками проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Правда, только в том случае, если у контролеров возникнет в этом «обоснованная необходимость». Требование о предоставлении информации по интересующей их сделке контролеры оформляют письменно.

Компании должны подать документы в течение пяти дней с момента получения запроса. 

Камеральные проверки

По Налоговому кодексу (ст. 88) камеральная проверка – это проверка налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком. Как правило, ее проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму или к предпринимателю.

Камеральную налоговую проверку расчета финансового результата инвестиционного товарищества налоговая инспекция проводит по месту учета участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (абз. 2 п. 1 ст. 88 НК РФ).

В ходе камеральной проверки (так же, как и в ходе выездной) налоговики могут провести «встречную» проверку деловых партнеров проверяемой фирмы (об этом читайте выше). 

Виды неналоговых проверок

В ходе неналоговых проверок налоговики проверяют, как фирма или предприниматель соблюдают Федеральный закон от 22 мая 2003 г.

№ 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Эти проверки связаны не с налогами, а с тем, как ведутся кассовые операции, используется контрольно-кассовая техника.

Источник: https://os1.ru/article/2286-vidy-nalogovyh-proverok

Налоговые проверки

Виды налоговых проверок
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговые проверки

Согласно действующему налоговому законодательству установлены два вида проверок.

Налоговая проверка может быть камеральная и выездная. Каждый из этих видов регулируется Налоговым кодексом.

Под понятием «налоговая проверка» понимается совокупность действий со стороны налогового органа, которые нацелены на проверку, контроль и правильность перечислений от плательщика в государственный бюджет соответствующего уровня налогов, сборов, причитающийся пени при их наличии, а также штрафов.

Виды налоговых проверок классифицированы по характеру действий. Камеральная налоговая проверка подразумевает проверку налоговым органом по месту его нахождения всей документации, которая имеется в распоряжении, а также сопоставление с теми документами, которые представляют в налоговый орган плательщики. То есть это проверка, так называемая – номинальная, а не фактическая, на местах.

Выездная налоговая проверка подразумевает проверку уже на месте – по месту нахождения плательщика.

Цель такой проверки – сопоставление достоверности и полноты представляемых сведений от плательщика, проверку всех деклараций, отчетов, расчетов, которые плательщик ведет в ходе своей деятельности. Решение о том, что налоговая проверка будет носить выездной характер, принимает руководитель или исполняющий его обязанности и функции лицо налогового органа.

Если плательщик не в состоянии предоставить для проверки помещения, то налоговый орган вправе изъять всю необходимую для проверки документацию и провести проверку на своей территории.

Ранее виды налоговых проверок включали в себя и встречную проверку, но на сегодняшний день эта налоговая проверка трансформировалась в запрашивание и истребование документации с плательщика налоговыми органами для сопоставления данных.

Несмотря на то, что термин «встречная налоговая проверка» исключен из Кодекса, сама проверка, по сути, осталась – сверка документации, цель которой проверка подлинности и достоверности предоставляемых данных.

Особенности проведения проверок

Основной задачей любой налоговой проверки является проверка документов, связанных с доходами и расходами плательщика, уплаты с этих доходов и расходов налогов и сборов, которые причитаются по закону этому плательщику. Но каждая налоговая проверка имеет свои особенности.

Так, по результатам камеральной проверки плательщику выдается акт налоговой проверки, который содержит в себе все данные о проведенном сравнении документов.

При этом направляется акт налоговой проверки, как правило, в электронном виде плательщику с использованием сети Интернет. А по результатам выездной проверки – на бумажном носителе.

Акт налоговой проверки в любом случае содержит следующие данные:

  • наименование организации;
  • вводную часть;
  • описательную часть;
  • итоговую часть.

В вводной части обязательно указывается, какой именно налоговый орган решил провести проверку, номер этого органа, имя руководителя, дату проведения проверки. Кроме того указываются, в отношении каких налогов и сборов проводилась проверка, меры для осуществления контроля за исполнением налогового законодательства.

В описательной части акт налоговой проверки прописывает факты о выявленных нарушениях или отсутствии таких фактов, мелкие недочеты, которые необходимо будет устранить плательщику.

К каждому факту нарушения или недочета должны быть приписаны ссылки на нормативно-правовые акты, которые регулируют конкретный вопрос, ссылки на указанные нарушения, способы их устранения, меры наказания при неисполнении.

В итоговой части указываются способы устранения выявленных нарушений, а также данные тех, кто проводил проверку. В итоговой части так же прописывается право плательщика на выдвижение возражений по проведенной проверке.

Выездная проверка содержит некоторые особенности при проведении. Так, представители налоговых органов вправе запрашивать любые документы, непосредственно связанные с деятельность плательщика в вопросах налогообложения, получения прибыли или расходов, а плательщик не вправе утаивать наличие таких документов.

Время налоговой проверки камерального типа составляет ровно три месяца после подачи декларации. То есть: плательщик подает налоговую декларацию на рассмотрение в налоговый орган, а он в свою очередь в течение трех месяцев проводит проверку в отношении плательщика.

Если же проверка носит выездной характер, то срок на проведение составляет – 2 месяца. Однако в некоторых случаях она может быть продлена до 4-6 месяцев.

Повторная проверка

Повторная налоговая проверка может проводиться в двух случаях:

  • при решении вышестоящего налогового органа;
  • при подаче плательщиком уточненной декларации, которая является основанием для снижения налоговой ставки.

В первом случае проведение налоговых проверок обуславливается сразу двумя моментами: для проверки работы налогового органа, который проводил первую проверку, и для проверки соответствия налоговому законодательству плательщика.

Во втором случае проверка проводится для того, чтобы проверить новые данные, полученные от плательщика. Так, при уточненной налоговой декларации нередко сумма НДС уменьшается, что ведет к сокращению поступающих в государственный бюджет средств.

Обязанность налогового органа – проверить достоверность сведений и оснований для такого уменьшения.

Повторная проверка на основе уточненной декларации проводится в установленные законом сроки – до трех месяцев. Если в ходе проверки обнаруживаются нарушения, а декларация приобретает статус недостоверной и неточной, то плательщика об этом уведомляют путем направления акта о проверке. При этом о камеральной проверке плательщика не всегда уведомляют – это право налогового органа.

Обязанностью у налогового органа является направление акта о рассмотрении материалов налоговой проверки в отношении плательщика.

Лица, которые проводят проверки

Камеральную проверку, согласно налоговому законодательству, проводят уполномоченные лица – сотрудники налогового органа, к которому территориально относится плательщик, непосредственно после поступления на рассмотрение декларации.

Специального разрешения или указания от руководителя на проведение камеральной налоговой проверки не поступает. Должностные лица обязаны своевременно, а именно – в течение трех месяцев, провести проверку самостоятельно, составить и направить плательщику акт, известить о результатах руководителя налогового органа. Он подписывает акт после проверки.

Выездную налоговую проверку проводят уполномоченные и назначенные руководителем налогового органа лица. Руководитель назначает дату проверки, назначает лиц, которые будут ее проводить, устанавливает ответственных за проведение и извещение плательщиков о проверке.

Задача уполномоченных лиц – своевременно провести проверку по всем правилам налогового законодательства, известить плательщика, в отношении которого  проводится проверка, составить акт, предоставить его руководителю для ознакомления, отправить плательщику. Срок выездной проверки не может превышать полугода, средний срок – два календарных месяца.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/nalogovye-proverki.html

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Виды налоговых проверок

Все нюансы, касающиеся начисления и уплаты налогов, подлежат контролю со стороны налоговых органов. В руках сотрудников ФНС сосредоточено множество инструментов, позволяющих тщательно следить за соблюдением законодательства в области налогов и сборов, опираясь при этом на разные формы налоговых проверок.

В связи с тем, что основным документом, регламентирующим действия налоговиков, является Налоговый кодекс РФ, рассмотрим, какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ.

Налоговые проверки их виды и порядок проведения

Налоговое право выделяет разные виды налоговых проверок. При этом каждый отдельный вид предполагает разные методы налоговых проверок.

В зависимости от того, является ли проверка запланированной налоговиками или осуществляется спонтанно, налоговые проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, утвержденным инспекцией ФНС. При этом у налоговиков отсутствует обязанность официально публиковать этот график и делать его данные общедоступными.

Внеплановые проверки осуществляются на основании решений суда, поручения уполномоченных органов, а также получения информации о нарушениях налогового законодательства.

Еще одним критерием, позволяющим определить, какие бывают налоговые проверки, является место их проведения. При этом видами налоговых проверок являются камеральные и выездные проверки.

ovdmitjb

Add comment