Irvuz

Виды и функции представлений о справедливости

Виды справедливости

Виды и функции представлений о справедливости

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной работы

Предмет: Этика

Тема: Виды справедливости

Выполнил: студент 3-го кура веч/отд. ФПП

Литенков Семен Игоревич

Преподаватель:

Нинашева Светлана Анатольевна

Санкт-Петербург-2009 г.

Справедли́вость – распределение прав и обязанностей в согласии с мнением участников. Причем, распределяются не обязательно равные права, происходит такое разделение прав, которое принято считать правильным в этой некой среде, при некоторых обстоятельствах.

Психологические аспекты понятия

Справедливое распределение прав на что-либо и распределение обязанностей может осуществляться не только между людьми, но и человеком и его судьбой («получил по заслугам”, “какая жестокая, несправедливая судьба!”), между человеком и другими существами, между другими (известными и неизвестными нам) живыми существами, оспаривающими право на обладание некоторыми ценностями.

При этом всегда происходит оценка по некоторому набору правил. По мере изменения среды и обстоятельств меняется и характер этого, прежнего набора правил распределения прав. У некоторой части общества возрастает самооценка и то, что было справедливым ранее, теперь расценивается ею как несправедливость.

Звучат лозунги типа: “Долой Бастилию! Все люди братья, аристократов на фонарь!” Что случилось, почему в феодальном обществе появилась несправедливость? Выросло финансовое значение новой формации – буржуазии и та начинает расценивать рамки своих прав как узкие, несправедливые.

Следовательно, пока будет изменяться в процессе изменения, прогресса (или регресса) общества экономическое и другое значение его граждан и групп граждан относительно других групп населения, будет появляться заново необходимость нового изменения прав всех граждан, чтобы привести новое состояние общества в новое равновесие претензий на право обладания некими ценностями.

Философские аспекты понятия

Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. Неоднократно обращались к проблеме справедливости и такие мыслители, как Г.

Спенсер, Дж. Локк.

В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившейся в социальном порядке.

Начиная от Аристотеля принято выделять справедливость уравнивающую и распределительную.

Первый вид справедливости – уравнивающая – относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным – за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и его цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.

Второй вид справедливости – распределительная – требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное – равным, неравное – неравным”, “каждому свое»).

Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества.

Один из этих людей, распределяющий, является “начальником”.

Уравнивающая справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная – принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации.

Требования уравнивающей и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями.

Джон Роулс в своей работе “Теория справедливости” формулирует два принципа понимания справедливости:

1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других.

2) социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: (а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и (б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем”. (Дж. Роулс “Теория справедливости” (стр.66)).

Биологические аспекты

По данным нейробиологов, за чувство справедливости отвечают ряд участков мозга, связанных с эмоциональной сферой человека. [1]

Утверждают, что тяга к справедливости сформировалась на генетическом уровне в процессе племенного развития человека, поскольку предоставляла более “справедливым” племенам преимущества в выживании[2].

Справедливость и социальная справедливость

Для справедливого распределения ценностей (в том числе и освобождения от тяжелых обязанностей) не обязательно условие наличия трех лиц (не менее двух делящих ценности сторон и третейский судья), достаточно и одного оценивающего ситуацию субъекта. Им может быть одна из сторон или мыслительная машина.

Все они руководствуются или незакрепленным постановлениями государства набором правил оценки поступков – моралью или закрепленными – законами. Справедливость всегда осуществляется между заинтересованными в ней субъектами, поэтому она появляется одновременно с первыми истоками социальных отношений.

Она всегда социальна.

Тем не менее в практике выделилось понятие “социальной справедливости”, предполагающей относительно равномерное распределение всех или некоторых благ в обществе. В отличие от понятия “справедливость” понятие “социальная справедливость” используется для оценки положения дел в обществе, а не конкретных поступков.

По этой причине понятие “социальная справедливость” не тождественно “распределительной справедливости” Аристотеля, которая относилась к действиям конкретного человека или государства по распределению благ.

В СССР этот утопический термин носил и практический характер: многие популистские решения оформлялись как проявление “социальной справедливости”.

Абстрактная “справедливость” предполагает абстрагирование от конкретных ситуаций и индивидов и наделение фактически отличающихся людей равными правами, что приводит к неравенству результатов использования этих прав или невозможности обеспечить заранее запланированный результат.

Наоборот, “социальная справедливость” предполагает контроль за распределением результатов деятельности граждан, что требует наделения граждан неравными правами. В этом смысле “справедливость” и “социальная справедливость” в качестве практических принципов противоречат друг другу.

Буржуазные революции отменили особые льготы сословий, социалистические революции отменили преимущества, получаемые частью населения от владения крупной собственностью.

И выявилось, что уравнивание граждан, установление “справедливости”, равного распределения благ идет в разрез с основным законом развития, прогресса – более сильное, умное, деятельное должно получать больше, чем остальные части общества. Социальная справедливость имеет свои рамки.

В так называемом “Золотом веке” Исламского Халифата, на его территории была достигнута социальная справедливость к которой призывает Коран. По Исламу богатые должны отчислять ежегодный налог в размере 2,5% от своего имущества в пользу бедных. В “Золотом веке” богатые не находили бедных, что бы уплатить закят (налог богатых в пользу бедных).

Афоризмы о справедливости

Справедливость всегда приправлена щепоткой мести. (Жорж Вольфром, фр. литератор).

Месть любит выступать под флагом справедливости. Бауржан Тойшибеков.

Список литературы

1. Канарш Г.Ю. Социальная справедливость как духовная основа современного российского общества // Знание. Понимание. Умение. – 2004. – № 1. – С.146-153.

2. Канарш Г.Ю. Социальная справедливость с позиций натурализма и волюнтаризма // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 1. – С.102-110.

3. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права

4. Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция

5. Antony Flew, Socialism and Social Justice

6. Social Justice' Isn’t Any Kind of Justice', Professor Antony Flew, London, Libertarian Alliance, 1993.

[1] «Чувство справедливости основано на эмоциях, а не на рассудке», по данным журнала Science

[2] «Чувство справедливости генетически заложено в человеке» по данным журнала Новый мир

Источник: https://mirznanii.com/a/268212/vidy-spravedlivosti

Справедливость: как мы ее понимаем и что она для нас значит

Виды и функции представлений о справедливости

Ольга Aлeксaндpoвна Гулeвич, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Института психологии Российского государственного гуманитарного университета.

Какие виды поступков люди считают справедливыми и несправедливыми? Какими чертами они наделяют справедливых и несправедливых людей? Каковы приемлемые для большинства стратегии восстановления справедливости? Каковы индивидуальные различия в представлениях о справедливости? Попытаемся дать краткие ответы на эти и другие вопросы.

Определение справедливости/несправедливости

Психологические исследования, посвященные социальной категоризации, проводящиеся на протяжении последних двадцати лет, показали, что при восприятии и оценке людей мы используем категории, аналогичные тем, которые используются при восприятии неодушевленных объектов.

Встречаясь с человеком, мы пытаемся «поместить» его в одну из категорий, например, «рыжих людей», «женщин», «физиков» и т.д.

Если это удается сделать, то человеку приписываются особенности, о наличии которых у него мы не имеем информации, но которые входят в состав категории.

Например, если по обыденным представлениям рыжие люди — активные и хитрые, то относя нового знакомого к категории «рыжих», человек приписывает ему эти качества.

Процесс восприятия и оценки событий, в которых принимают участие люди, также может быть рассмотрен как процесс категоризации. Только в этом случае в состав категорий входят не человеческие особенности, а характеристики событий.

«Справедливость» и «несправедливость» могут быть рассмотрены в качестве таких категорий. В этом случае признаками являются понятия, ассоциативно связанные со справедливостью и несправедливостью, общие характеристики, отличающие справедливые события от несправедливых, и нормы справедливости.

В качестве примеров и прототипов выступают события и люди, которых окружающие считают справедливыми и несправедливыми.

Справедливость и несправедливость, основные признаки

Результаты проведенных исследований позволяют предположить, что в сознании людей существуют три качественно различные представления о справедливости:

  1. В основе первого из них лежит представление о справедливости как о законе, которому необходимо следовать. На наличие этого понимания указывают ассоциации, относящиеся к группам «честность и порядочность», «закон и правосудие», «равноправие и равенство». В данном случае справедливость выступает как сила, требующая от человека совершения определенных действий.
  2. Второе понимание справедливости характеризуется большей теплотой и связано с представлением о ней как о милосердии и надежде. На наличие этого понимания указывают ассоциации, относящиеся к группам «хорошее отношение к другому человеку и оказание помощи» и «счастье и мечта». В этом случае справедливость рассматривается как сила, оказывающая помощь и дающая защиту.
  3. Наконец, в основе третьего представления лежит понимание справедливости как объективного знания. На наличие этого понимания указывают ассоциации справедливости с правдой (истиной). В данном случае справедливость выступает как сила, безразличная по отношению к человеку.

Таким образом, можно говорить о том, что в сознании людей существуют три различных представления о справедливости:

  • соответствие действительности;
  • хорошее и непредубежденное отношение к людям;
  • исполнение закона.

Два первых представления подчеркивают связь справедливости с моральным сознанием, а третье — с правовым.

Ограничением проведенных исследований является тот факт, что в них игнорируется различие в определении справедливости и несправедливости. Это ограничение было преодолено в другом нашем исследовании, в котором приняли участие студенты Российского государственного гуманитарного университета и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что в определении «справедливости» сильнее, выражены правовая и нравственная составляющие, чем в определении «несправедливости». Вместе с тем в определении «несправедливости» присутствуют негативные эмоциональные состояния, так называемые социальные эмоции, которые являются результатом общения с другими людьми.

Это означает, что, с одной стороны, справедливость и несправедливость являются характеристиками человеческих отношений, подразумевают хорошее, честное/плохое, нечестное отношение к окружающим. С другой стороны, справедливость более тесно, чем несправедливость, связана с правовой реальностью и поиском истины, но менее тесно — с межличностными отношениями.

Функции представлений о справедливости

Представления людей о справедливости выполняют пять основных функций:

  1. Функция познания заключается в том, что представления о справедливости оказывают влияние на оценку человеком окружающих его людей, событий и явлений.
  2. Функция регуляции эмоционального состояния заключается в том, что представления о справедливости оказывают влияние на эмоциональное состояние человека. Столкновение с несправедливостью порождает негативные эмоции, в том числе злость и разочарование, вызывает стресс, эмоциональное выгорание и депрессию.
  3. Функция регуляции здоровья состоит во влиянии представлений о справедливости на физическое состояние человека. Столкновение с несправедливостью порождает проблемы со здоровьем: от временных нарушений сна до хронических заболеваний.
  4. Функция самовосприятия заключается в том, что представления о справедливости оказывают влияние на самооценку и самоэффективность человека.
  5. Функция влияния на поведение состоит в том, что представления о справедливости определяют мотивацию, намерения и поведение человека.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как увеличить прибыль: цены, конкуренты и другие факторы

Оценка справедливости происходящего оказывает влияние:

  • на желание выполнять свои профессиональные или гражданские обязанности;
  • характер взаимодействия с окружающими, готовность оказать им помощь или принять участие в совместной деятельности;
  • желание отомстить обидчику, определение меры его наказания;
  • готовность обратиться в определенную организацию или работать в ней, поддержку ее деятельности;
  • качество работы;
  • девиантное, в том числе противозаконное поведение.

Таким образом, люди ориентируются на свои представления о справедливости при оценке окружающих и в поведении по отношению к ним.

Стратегии восстановления справедливости

Важность обыденных представлений о справедливости проявляется в многообразии последствий, к которым приводит нарушение ее норм. Оценка события как несправедливого оказывает влияние на когнитивные, эмоциональные и поведенческие реакции человека.

По мнению некоторых исследователей, когнитивные и поведенческие реакции являются разными стадиями единого психологического процесса оценки справедливости/несправедливости события:

  1. Поиск виновника несправедливости и оценка степени его ответственности.
  2. Выбор стратегии реагирования на несправедливость.
  3. Реализация выбранного способа поведения.
  4. Реакция на несправедливость.

Он начинается с того, что человек оценивает справедливость/несправедливость события, определяя его соответствие своим представлениям о справедливом и несправедливом. Если вопрос о несправедливости решен положительно, то наступает вторая стадия, в ходе которой определяются виновник происшедшего и степень его ответственности.

На третьей стадии происходит выбор стратегии реагирования на несправедливость — от полной пассивности до активного сопротивления и наказания виновника. Наконец, последняя, четвертая стадия связана с реализацией выбранного способа поведения. Это делает важным изучение стратегий реагирования на несправедливость.

Виды стратегий восстановления справедливости

Чаще всего люди пытаются восстановить справедливость. Как, по их мнению, это можно сделать? Изучению этого вопроса было посвящено исследование, целью которого являлись описание и классификация основных стратегий реагирования на несправедливость. Анализ результатов позволил выделить две основных стратегии — активную и пассивную.

К первому типу, «Активность жертвы», относятся те стратегии, которые предполагают, что жертва прикладывает усилия для того, чтобы восстановить нарушенную справедливость. Активные стратегии восстановления справедливости различаются:

  • по способу восстановления справедливости («самостоятельное восстановление» и «восстановление с участием посредников»);
  • по характеру восстановления справедливости: наказать виновника («наказание»); установить истину, возместить нанесенный ущерб («восстановление»); предотвратить совершение несправедливости в будущем («предотвращение»).

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как понравиться людям: азы шарма и харизмы

Ко второму типу, «Пассивность жертвы», относятся те стратегии, которые не предполагают активности жертвы в восстановлении справедливости. Эти стратегии различаются:

  • по субъекту восстановления справедливости (виновник; судьба, случай; некто неопределенный);
  • по характеру восстановления справедливости («наказание», «восстановление», «предотвращение»).

В качестве отдельной была выделена стратегия «Смирение с несправедливостью», предполагающая полный отказ от борьбы и нежелание восстанавливать справедливость.

Полученные в исследовании результаты показали, что пассивные стратегии восстановления справедливости предлагаются респондентами чаще, чем активные. При использовании активных стратегий респонденты предпочитают обходиться своими силами, а не силами посредника.

Использование определенных стратегий зависит от вида несправедливого события: для восстановления справедливости в событиях, виновником которых является государство или правоохранительные органы, респонденты чаще использовали стратегию «наказание», но значительно реже «восстановление» и «предотвращение».

Кроме того, для подобных событий было характерно уменьшение частоты упоминания активных стратегий, особенно предполагающих самостоятельное восстановление справедливости. По-видимому, это связано с традиционным для россиян негативным отношением к представителям власти, с одной стороны, и с ощущением собственной беспомощности при взаимодействии с ними — с другой.

Кроме того, согласно полученным результатам наиболее предпочитаемой респондентами стратегией восстановления справедливости является «восстановление» (50,9%); наименее предпочитаемой — «предотвращение» (18,2%).

Стратегия «наказание» используется немного чаще, чем «предотвращение», но намного реже, чем «восстановление» (21,1%), что говорит о восстановительной, а не карательной направленности действий людей при столкновении с несправедливостью.

Научитесь лучше разбираться в себе и людях изучив эти психологические курсы или учитесь по абонементу, со скидкой:

Психология мотивации и влияния: практический интерактивный дистанционный курс

Источник: http://www.elitarium.ru/spravedlivost-nespravedlivost-chelovek-predstavlenie-sobytie-vinovnik-zhertva-otnoshenie-ocenka-vliyanie-povedenie-vospriyatie/

Справедливость – Психологос

Виды и функции представлений о справедливости

​​​​​​​

Справедливость – понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия между практической ролью различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социальным положением; между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, заслугами и их общественным признанием, преступлением и наказанием.

Чувство справедливости у животных

Исследователи Сара Броснан (Sarah Brosnan) и Франс де Вааль и университета Эмори в Атланте (Emory University) обнаружили, что люди — не единственная разновидность, которой свойственно понятие о справедливости. Обезьяны также имеют представление о своих неотъемлемых правах.

Для эксперимента учёные выбрали пару маленьких коричневых приматов из Центральной и Южной Америки — обезьянок капуцинов, хорошо знакомых друг с другом. Для них организовали рабочие места и поставили задачки, за решение которых вознаграждали обезьянок чем-то вкусным.

Притом, что задачи были одинаковые, капуцины не всегда получали то же самое количество еды. Оказалось, что обезьянки отказываются получать “приз” меньшей ценности, если “коллега” получил вознаграждение побогаче — это и есть ощущение справедливости. Исследователи полагают, что тем же чувством наделены и другие животные.

Ссылки

Таким образом чувство справедливости, похоже, является врожденным чувством присущим как человеку так и животным.

ovdmitjb

Add comment