Irvuz

Уровни адаптации

Содержание

Адаптация человека

Уровни адаптации
   Жизнедеятельность человека не может происходить в отрыве от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит отрицательный, вредоносный характер.

Условия нормального функционирования человека весьма жестки.

Изменение температуры тела всего на один градус приводит к ощущению значительного дискомфорта. Изменение температуры на пять-шесть градусов запускает процессы, которые могут в конечном итоге привести к гибели организма. Человек, как и другие животные, в своей эволюции прошел суровое сито естественного отбора, но все равно остается довольно ранимым существом.

Адаптация организма позволяет сгладить многие неприятные последствия резкого изменения физических и физиологических параметров существования.

Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды.

Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе “человек—среда”.

Французский физиолог К. Бернар выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует благодаря возможности постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма.

Это сохранение (консервация идеального состояния) происходит благодаря работе сложных механизмов саморегулирования (которые впоследствии были названы гомеостатическими). Бернар первый сформулировал, что постоянство внутренней среды – условие любой жизни. В дальнейшем американский физиолог У.

Кэннон развил эту теорию, он назвал идеальное состояние гомеостазом.

Гомеостаз — это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Идее гомеостаза способствовали технические достижения.

Постепенно люди научились делать машины, деятельность которых саморегулировалась. Например, были придуманы механизмы поддержания постоянной скорости вращения вала.

По аналогии были выявлены “технические” решения, которые придумала природа.

Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление о том, что всякая устойчивая система стремится к сохранению своей стабильности. По мнению У. Кэннона, получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние.

Если нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает страдать.

Болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма.

Если прежних параметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах.

Организм, таким образом, не только способен вернуть идеальные параметры, но и будет пробовать приспособиться к новым, не идеальным, параметрам. В этом случае общее состояние организма будет отличаться от идеального. Хроническое заболевание – характерный пример временного равновесия.

Жизнедеятельность человека обеспечивается не только за счет стремления к внутреннему равновесию всех систем, но и за счет постоянного учета факторов, воздействующих на этот организм извне. Организм не просто окружен средой, он обменивается с ней.

Он вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты (например, кислород). Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели.

Поэтому живой организм старается всеми доступными средствами не только вернуть свое внутреннее состояние к идеальному, но и приспособиться к среде, сделав процесс обмена наиболее эффективным.

Уровни адаптации

   Разделение труда, взаимопомощь и взаимовражда людей привели к тому, что социум стал для человека как бы новым измерением в окружающей среде. Человек приспосабливается не только к физическим параметрам, но и к социально-психологическим требованиям среды. Выделяется поэтому в современной науке три уровня адаптации:

– физиологический,

– психический,

– социальный.

Психическая адаптация – это приспособление, в первую очередь, психических процессов: приспособление восприятия под окружающую действительность, приспособление памяти, речи, мышления…

Биологически современный человек мало отличается от предков, которые жили несколько тысячелетий назад, но благодаря адаптации психических процессов к сложно структурированной современной действительности, мы способны, например, на восприятие огромного количества знаковой информации, способны на строго формализованные, абстрактные рассуждения.

Социальная адаптация – это приспособление к окружающим людям, особенностям межличностных отношений, групповой динамике, это умение управлять своим имиджем и т.п.

Уровни адаптации тесно связаны между собой. Так физиологическая адаптация может способствовать психологической (приноровившись к изменившимся условиям, человек начинает лучше соображать, например). Социальная может способствовать физиологической (наладив отношение с другим человеком, можно получить от него долгожданный стакан воды).

Неоднозначность понятия

   Понятие “адаптация” используется учеными в разных контекстах:

– адаптация может выступать как естественное свойство организма,

– это собственно процесс приспособления,

– результат этого приспособления,

– цель, к которой стремится организм.

Наиболее точное использование слова “адаптация” – обозначение собственно процесса приспособления, а не его результата. Для обозначения результата адаптации лучше использовать термин “адаптированность”. В первом случае лучше использовать “способность к адаптации”.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

См. также

Человек    RSS    azps@azps.ru 

Источник: http://azps.ru/articles/cmmn/adaptaciya_cheloveka.html

Уровни социальной адаптации

Уровни адаптации

Чаще всего социальная адаптация рассматривается как сумма самостоятельных, локальных и независимых адаптивных процессов, а не как единый, неделимый, социальный процесс. Поэтому нет общепризнанного определения и понимания ее природы, уровневой классификации адаптации, определения социальных уровней.

Структурный подход позволяет выделить макроуровень – макроинституты, регулирующие политику, экономику, культуру. Внутри каждого из них выделяют относительно самостоятельные институты первого, второго и последующих микроуровней.

Замечание 1

Все уровни возможно разделить только условно, поэтому существует целый ряд звеньев, обеспечивающих связь микро- и макроуровней социальной реальности: личности и взаимодействия между ними, социальные группы, организации, институты; типы обществ и т.д.

Взаимопроникновение, сращивание, взаимодействие всех уровней обеспечивает образование специфического институционального поля, наполнение информационного пространства, формирование общества.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Макро- микро, объективный, субъективный уровни адаптации

В зависимости от сложности, характера, особенностей функций, структуры формируются соответствующие социальные образования, деятельность который реализуется через взаимодействие объективного и субъективного уровней всего общества.

Объективный уровень включает социальные явления, характеризующие сущность предметов. Этот уровень включает отдельных индивидов, социальные взаимодействия и действия, законы, структуры управления, экономические и социальные институты, государственные органы.

Субъективный уровень отображает социальные установки, умственные процессы, нормы, ценностные ориентации и т.д.

Целостная модель социальной реальности представлена как взаимодействие четырех уровней: макро- и микроуровни, объективный – субъективный уровень.

  1. Макрообъективный уровень – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единую социальную реальность. Это вся система управления, в которой функционирование руководящих органов направлено на защиту и обеспечение ведомственных интересов и всего общества.
  2. Микрообъективный уровень характеризует ряд последовательных социальных уровней: индивидный уровень; социальные группы, институты, организации; другие социальные факторы.
  3. Макросубъективный уровень – выбор пути развития социальной реальности, идеология, национальная идея, духовная культура, общенациональные ценности и т.д.
  4. Микросубъективный уровень – политические взгляды, мировоззрение, мыслительная деятельность людей и социальных групп, мотивации, целевые установки, их психология.

Микро- и макроуровни взаимодействуют по вертикали, объективные и субъективные уровни – как по вертикали, так и по горизонтали.

Уровни социальной адаптации существуют в соответствии со складывающимися макро- микроуровнями, объектно-субъектными континуумами социальной реальности, которые обусловливают наличие индивидов, социальных групп и институтов и т.д.

Замечание 2

Классификация уровней социальной адаптации должна строится в зависимости от сферы социальной реальности и в соответствии с реализацией потребностей социального развития, заинтересованностью в достижении организационных, институциональных, индивидуальных и групповых целей.

Критерии определения уровней социальной адаптации

Академик Т. И. Заславский предложить разделить социальное качество общества на стратификационно-функциональные блоки и в соответствии с этим выделить некоторые критерии определения уровней:

  • Социетальный блок включает совокупность базовых социальных институтов, социально-групповую структуру общества, человеческий потенциал.
  • Блок взаимодействия субъектов и структур. Содержит механизмы изменения социальных практик, которые вызваны изменениями внешних условий жизнедеятельности людей и побуждающих к проявлению новых форм поведения, объединения в различные группы, сообщества и общности.
  • Блок трансфармационной активности общества. Представляет управленческую и реформаторскую деятельность органов власти, социально-инновационную деятельность представителей среднего слоя населения, реактивно-адаптационную деятельность групп и слоев основной части населения.
  • Движущие силы трансформации общества, система взаимодействующих субъектов трансформационной активности (культурно-политические силы).

Каждый блок можно рассматривать как критерий выделения уровней социальной адаптации, так как блоки и входящие в них элементы являются следствием отражения взаимодействия индивидов, партий и движений, общностей и т.д.; большого количества частных массовых процессов; объективных факторов среды.

Классификация уровней социальных адаптаций

Уровни социальных адаптаций можно представить в следующем виде:

  1. Социальная адаптация микроуровня. Характеризуется социально обусловленной, приспособительно-преобразовательной деятельностью части населения, не имеющей возможности прямо воздействовать на социальную среду и социальные институты. Основные усилия людей сосредоточены на улучшении условий существования, совершенствовании основных социальных практик, ущемляющих реализацию личностных, групповых, корпоративных целей. Субъекты адаптации данного уровня: работники исполнительского труда, служащие и квалифицированные рабочие, руководители среднего и низшего звена, фермеры и мелке предприниматели, деятели культуры и т.д.
  2. Социальная адаптация мезоуровня. Осуществляется благодаря совместной деятельности социальных общностей и регионов, региональными ведомствами, местными органами управления и крупными корпорациями. Субъектами является почти все социально активное и трудоспособное население, часть элиты, занятой управлением социальных образований, политическая субъэлита, чиновники, руководители банков, собственники крупных местных фирм, директора предприятий и т.д. Адаптивные цели и деятельность ориентированы на улучшение условий жизни населения, улучшение подвластных территорий, сохранение баланса интересов населения региона и всего общества.
  3. Макросоциальный уровень адаптации. Общесоциальный адаптационный процесс, включающий все пространство социума и все уровни социальной адаптации. Осуществляет приспособительно-трансформационную деятельность населения, ориентированную на последовательное и системное преобразование базовых институтов, совершенствование нормативно-правового пространства, изменение социетального типа общества. Субъекты уровня: верхняя часть политической элиты, верхушка бюрократии, крупный бизнес.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_adaptaciya/urovni_socialnoy_adaptacii/

Типы адаптации человека в различных жизненных ситуациях

Уровни адаптации

Человеческий организм достаточно гибкий и может выживать в самых различных условиях благодаря способности к адаптации.

Адаптация — это процесс, который позволяет живым организмам выживать и эволюционировать, приспосабливаясь к изменчивой внешней среде.

Как побороть волнение в первый день на новой работе? Советы психологов подскажут вам.

Понятие и значение

Адаптация — приспособление функций и строения организма, органов (в том числе органов чувств) и клеток под воздействием различных стимулов и/или условий среды.

Успешность адаптации зависит от функционального и эмоционального/психического состояния индивида.

В теории Пиаже термин «адаптация» получил немного иную трактовку: процесс, в ходе которого базовые схемы младенца уточняются, изменяются и совершенствуются.

Адаптация играет большую роль в жизни человека, так как позволяет безболезненно переносить изменчивость сторонних факторов и экстремальные воздействия, повысить выживаемость и конкурентоспособность в отношении других особей и популяций.

Адаптация ощущений в психологии

Сенсорная адаптация — что это в психологии?

Под сенсорной адаптацией следует понимать изменение чувствительности анализатора в результате усиления или уменьшения раздражающего воздействия.

В процесс вовлечены периферические и центральные звенья адаптации. Результатом сенсорного приспособления становится перестройка на физическом уровне, позволяющая воспринимать максимальный объем важной информации.

Т.е. при длительном или постоянном воздействии раздражителя анализаторы начинают воспринимать резкие и яркие ощущения не так остро, как в самом начале.

В качестве примера можно привести неприятные запахи, которые с течением времени человек перестает улавливать, находясь в непосредственном контакте с источником отталкивающего аромата.

А в условиях темной комнаты ощущения чувствительность анализаторов повышается, и человек начинает видеть отчетливей.

В чем заключается принцип адаптивности?

Адаптивность требует от индивида гибкости, без которой невозможно быстро «переключиться». Если гибкость присутствует, реакцией на новые обстоятельства будет не сопротивление, а принятие.

Адаптивность является отражением интеллектуальных качеств человека (т.к. именно интеллект позволяет изменять ход мыслей в соответствии с поставленной умственной задачей).

В случае, если человек не адаптируется, он погибает. Этот принцип справедлив не только в отношении людей, но и в отношении любых организмов.

Факторы, влияющие на адаптацию

Факторы адаптации — это условия, которые влияют на процесс приспособления и его результативность.

Их можно поделить на две категории:

  • внешние факторы (природные, материальные, социальные, техногенные);
  • внутренние факторы (пол, возраст, воспитание и ценности, психологические особенности индивида и т.д.).

В природе на адаптацию влияют три основных фактора:

  • изменчивость;
  • наследственность;
  • естественный отбор.

Регуляторы адаптации индивида:

  • мотивы;
  • умения и навыки;
  • накопленный опыт;
  • знания;
  • волевые качества;
  • способности.

Классификация, виды и типы

Какие виды адаптации существуют? Если рассматривать адаптацию на природном уровне, можно выделить три основных категории:

  • биологическая (процесс приспособления в рамках эволюции);
  • физическая (процесс приспособления конкретного организма к изменениям внешней среды через регулирование работы органов);
  • психологическая (процесс изменения глубины психологической вовлеченности в те или иные социальные процессы).

Психологическая адаптация распространяется на сферы:

  1. социальную;
  2. социально-психологическую;
  3. профессиональную;
  4. экологическую.

Типы адаптации по сенсорному признаку:

  1. Позитивная. Повышение чувствительности анализаторов в качестве ответа на слабый сигнал раздражителя.
  2. Негативная. Снижение чувствительности анализаторов и притупление ощущений в качестве ответа на интенсивное и длительное действие раздражителя.

Стадии, уровни, этапы

Ученые выделяют три стадии адаптации:

  1. Происходит разрушение существующей программы гомеостаза и устойчивости физиологических функций до предельной границы (т.е. не ниже границы минимального обеспечения жизнедеятельности). Новые программы еще не прошли этап внедрения или не были созданы, но старые программы уже уничтожены.

    Поэтому организм переходит в режим «временной адаптации», чтобы пережить критический период. Поведение индивида сводится к защите.

  2. Создание и внедрение новой программы, которая формирует структуру гомеостатического регулирования.
  3. Деятельность организма переходит в стабильный режим и новые протоколы «оптимизируют жизнь» индивида.

Уровни адаптации:

  • физиологическая адаптация (реакция компенсаторных систем, поддерживающих жизнедеятельность в экстрим-условиях);
  • социальная адаптация;
  • психологическая (выработка новых нервных связей, контролирующих интенсивность и последовательность реакций индивида) ;
  • рабочая адаптация;
  • анатомическая адаптация.

Этапы адаптации:

  • до начала адаптации;
  • вводный этап (оценка ситуации);
  • ознакомление (изучение ситуации и сопутствующих ей условий);
  • вхождение (интеграция в условия сложившейся ситуации);
  • действие (динамический процесс, при котором происходят изменения и формирование протокола поведения/реакций);
  • функционирование (следование новому протоколу поведения/реакций);
  • завершение (закрепление нового протокола в качестве базового).

Механизмы и способы

Приспособительное поведение человека бывает двух видов:

  1. Адаптивное (когда человек сам подстраивается под внешнюю среду, чтобы найти точку комфорта).
  2. Адаптирующее (когда человек меняет внешние условия, создавая комфортную для себя среду).

По механизму осуществления адаптация может быть:

  • добровольной (адаптация по личному желанию);
  • принудительной (адаптация в случае невозможности избежать неприятных и травмирующих изменений внешних раздражителей/стимулов/условий).

Принудительная адаптация всегда наносит ущерб интеллектуальным маркерам индивида.

Механизмы адаптации по принципу скорости:

  1. Спринтер — повышена устойчивость к преодолению кратковременных экстремальных условий высокой интенсивности, но при этом понижена способность к преодолению длительных нагрузок.
  2. Стайер — понижена устойчивость к преодолению кратковременных и экстремальных нагрузок, но устойчивость к длительным нагрузкам низкой интенсивности повышена.

Человеку свойственна активная адаптация, при которой внутренняя среда при ухудшении внешних условий остается стабильной.

Но это утверждение справедливо, скорее, для физиологической адаптации, но не для психологической.

Психологическое приспособление в большинстве случаев непредсказуемо и сугубо индивидуально.

Стили (механизмы) преодоления стрессовых ситуаций в случае социальной адаптации могут быть самыми различными: положительная реинтерпретация ситуации и последующий прогресс, планирование, поиск поддержки, наступательное преодоление, принятие, замкнутость, отрицание, сдерживание и проч.

Трудовой, профессиональной

Трудовая (производственная) адаптация может быть первичной (сотрудники, приступающие к работе без опыта) и вторичной (сотрудники, сменившие место работы). И оба случая требуют индивидуального подхода со стороны начальства и менеджеров.

Важный этап профессиональной адаптации — идентификация сотрудника. Идентификация может быть полной. В таком случае профессионал заинтересован в успехе своей деятельности.

Но если этот этап не был пройден/усвоен/завершен, человек будет безразличен к результатам своего труда и успешности компании/фирмы/бренда и т.д. Для завершения этапа необходимо наличие стимула к работе, контроль на вводном этапе, подготовка человека к работе на результат.

Как сделать процесс адаптации на новом рабочем месте максимально комфортным и безболезненным для всех его участников:

После армии

Будучи в армии человек проходит адаптацию. Он подстраивается под навязанный режим и подавляет собственные потребности/желания/порывы.

Поэтому после окончания службы необходимо пройти процесс адаптации еще раз, чтобы жить без дисциплинарных ограничений.

Солдат переносит модель поведения и взаимоотношений, уместных в армии, на гражданских людей, в результате чего возникает диссонанс и агрессия.

Так как стандарты поведения новобранцам прививаются достаточно жестко и категорично, адаптация может существенно затянуться.

Отдельные протоколы поведения закрепляются на всю оставшуюся жизнь.

После тюрьмы

Как приспособиться к условиям жизни после тюрьмы? Адаптация после тюрьмы осложнена тем, что социум отказывается идти навстречу преступникам. Т.е. приспособление является односторонним и потворствующим.

Лица, освобожденные из колонии, подвергались осуждению и клеймению, поэтому их самооценка существенно занижена.

Социальные ожидания человека разрушаются, так как он вынужден был общаться с криминальными элементами.

Поэтому не понимая принципов адаптации и не получив психологической помощи бывший заключенный рискует выпасть из социальной жизни.

Методика «Адаптивность» — что это и как работает?

Методика адаптивность — это многоуровневый тест, принятый в качестве стандартного метода изучения адаптивного потенциала индивида. Его успешно используют для профессионального отбора, психологического сопровождения процессов учебы и профессионального определения.

Опросник «Адаптивность» включает в себя 165 вопросов и четыре уровня:

  1. Типологические характеристики личности.
  2. Дезадаптационные нарушения.
  3. Поведенческие регуляции, коммуникативный потенциал и моральная нормативность.
  4. Потенциал к ааптации.

Исследование методом Люшера

Макси Люшер является специалстом в области социологии, философии, права, религии и клинической психиатрии.

С помощью методики Люшера можно определить эмоциональный статус ребенка, его эмоции в процессе учебного процесса и ситуаций связанных со школой и самооценку.

Психодиагностика проводится посредством цветового теста. Краткий вариант теста состоит из 8-ми цветов (серый, темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый, желто-красный, красно-синий, коричневый, черный). Расширенный вариант включает в себя семь цветовых симул-таблиц.

Ребенок присваивает каждому цвету свой порядковый номер исходя из личных субъективных ощущений (насколько каждый из цветов приятен глазу).

Затем специалист проводит дополнительный опрос, закрывая цвета по специальной схеме. Готовые результаты получают трактовку в соответствии с установленными Люшером нормами.

Автор методики произвел подбор оттенков экспериментальным путем, отобрав стимул-сигналы из 4500 потенциальных вариантов.

Адаптированный вариант Рене Жиля

Тест Рене Жиля предназначен для анализа социальной приспособленности малышей и школьников.

Изучению подвергается сфера межличностных отношений, отношений внутри семьи и отдельных поведенческих особенностей ребенка.

Тест позволяет нащупать конфликтные сферы и разобраться в том, почему малыш испытывает сложности с адаптацией в проблемной сфере. Это знание дает толчок и возможность к дальнейшей коррекции ситуации.

Тест включает в себя 42 задания. Задания в свою очередь состоят из 25 изображений, упрощенного теста комментирующего ситуацию на картинке, вопросы в адрес испытуемого и 17 тестовых заданий.

Внимательно изучая предложенные картинки ребенок отвечает на вопросы специалиста, показывает понравившееся место на рисунке дает оценку ситуации через предложение вариантов поведения (на основе собственных ощущений).

Как вариант ребенок может выбрать протокол поведения из предложенного специалистом набора протоколов. Методику необходимо сопровождать уточняющей беседой.

Успешная адаптация позволяет человеку найти свое место в жизни и обществе, бороться с негативными факторами и поддерживать свое психическое здоровье.

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/tipy-adaptatsii.html

Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации

Уровни адаптации

Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г.М. ЧуткинойЧуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: Автореф. дис. канд. пед. наук МГПИ им.В.И. Ленина. – М 1987. -19 с. выявлено три уровня адаптации детей к школе.

Высокий уровень адаптации. Ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации.

Ученик положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации.

Ученик отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, ему необходим постоянный контроль; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; пассивен; близких друзей не имеет.

Следует выделить факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации (по Г.М.

Чуткиной): полная семья, высокий уровень образования отца и матери, правильные методы воспитания в семье, отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма (отца) в семье, положительный стиль отношения к детям учителя, функциональная готовность к обучению в школе, благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс, удовлетворенность в общении с взрослыми, адекватное осознание своего положения в группе сверстников.

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования отца, матери, конфликтная ситуация в семье из-за алкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, отрицательный стиль отношения к детям учителя, неполная семья.

Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника.

Внутренняя позиция представляет собой мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу “хорошего ученика”.

В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, состояние дезадаптации.

Оно проявляется в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее.

Таким образом, школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Ряд авторов Ковалева Л.М., Ю.А. АлександровскийАлександровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1976, 142 с.

Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа, № 7, 1996, 34 с. выделяют пять подгрупп детей, у которых по-разному протекает процесс адаптации.

Подгруппа I – «Норма».На основании психологической диагностики наблюдений, характеристик, в нее можно включить детей, которые:

-хорошо справляются с учебной нагрузкой и не испытывают значительных сложностей в обучении;

-успешно взаимодействуют как с преподавателями, так и со сверстниками, то есть не имеют проблем в сфере межличностных отношений;

-не жалуются на ухудшение состояния здоровья – психического и соматического;

-не проявляют асоциальных форм поведения.

Процесс школьной адаптации у детей этой подгруппы в целом происходит достаточно успешно. У них высокая мотивация обучения и высокая познавательная активность.

Подгруппа II – «Группа риска» (возможно возникновение школьной дезадаптации), требующая психологической поддержки. Дети обычно плохо справляются с учебной нагрузкой, не проявляют видимых признаков нарушений социального поведения.

Часто сфера неблагополучия у таких детей достаточно скрытого личностного плана, у учащегося возрастает уровень тревожности и напряженности как показатель неблагополучия развития. Важным сигналом о начинающемся неблагополучии может служить неадекватный показатель самооценки ребенка при высоком уровне школьной мотивации, возможны нарушения в сфере межличностных отношений.

Если при этом увеличивается число заболеваний, это свидетельствует о том, что организм начинает реагировать на возникновение сложностей в школьной жизни из-за снижения защитных реакций.

Подгруппа Ш – «Неустойчивая школьная дезадаптация». Дети этой подгруппы отличаются тем, что не могут успешно справляться с учебной нагрузкой, нарушен процесс социализации, наблюдаются существенные изменения психосоматического здоровья.

Подгруппа IV – «Устойчивая школьная дезадаптация».

Помимо признаков школьной неуспешности эти дети имеют еще один важный и характерный признак – асоциальное поведение: грубость, хулиганские выходки, демонстративное поведение, побеги из дома, прогулы уроков, агрессия и т.д.

В самой общей форме отклоняющееся поведение школьника – всегда результат нарушения усвоения социального опыта ребенка, искажение мотивационных факторов, расстройство адаптированного поведения.

Подгруппа V – «Патологические нарушения». Дети имеют явное или неявное патологическое отклонение в развитии, незамеченное, проявившееся в результате обучения или умышленно скрываемое родителями ребенка при поступлении его в школу, а также приобретенное в результате тяжелого, осложненного заболевания.

К таким проявлениям патологических состояний можно отнести:

-психические (задержки психического развития различной степени эмоционально-волевой сферы, неврозоподобные и психопатические расстройства);

-соматические (наличие стойких физических недугов: нарушения сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной систем, зрения и т.д.)

-физиологические (вялость, малая подвижность и т.д.)

Представление теоретической модели Л.М. Ковалевой и Ю.А. Александровского совместно с методикой диагностики процесса адаптации

В таблице (Приложение 1)Журнал “Справочник классного руководителя”//URL:http://menobr.ru/resource/default.aspx?control=24&id=5618&catalogid=1055 (дата обращения 18.10.

11) представлено 9 показателей адаптации учащихся в школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (5 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня).

По теоретической модели Л.М. Ковалевой и Ю.А. Александровского можно выделить факторы, влияющие на процесс адаптации и сопоставить с методикой диагностики адаптации следующим образом:

Определение уровня адаптации

Подгруппе I – «Норма» соответствует высокому уровню адаптации. Сумма баллов от 9 до 16.

Подгруппе II – «Группа риска» соответствует средний уровень адаптации. От 17 до 24 баллов.

Подгруппе Ш – «Неустойчивая школьная дезадаптация» соответствует уровень адаптации ниже среднего. От 25 до 32 баллов.

Подгруппе IV – «Устойчивая школьная дезадаптация» соответствует низкий уровень адаптации. От 33 до 40 баллов.

Подгруппе V – «Патологические нарушения» соответствует самый низкий уровень адаптации. Свыше 41 балла.

Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Осенью 2010 года в СОШ № 6 г. КрасноярскаТрефилова Е.А.ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ //URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s10/s10_23.pdf (дата обращения 15.11.

11) было проведено психологическое исследование на определение уровня адаптации у младших школьников. В исследовании приняли участие учащиеся 1 «А» класса в количестве 30 человек.

Исследование испытуемых проводилось с помощью методик: методика диагностикиуровня школьной адаптации Филлипса, и проективная рисуночная методика «Что мне нравиться в школе» Н.Г. Лускановой.

По методике Филлипса был определен уровень школьной (ситуативной) адаптации. Анализ полученных результатов выявил, что уровень школьной адаптации у детей принципиально отличается, эти отличия и являются индивидуальными особенностями каждого из испытуемых.

Данное исследование, позволяющее определить уровень школьной адаптации первоклассников показывает, что у 73% учащихся из 30 человек высокий уровень адаптации, что позволяет им чувствовать себя комфортно в школьной среде, это свидетельствует о том, что ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля и с особым желанием, проявляет интерес к самостоятельной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение. У 20% из тридцати испытуемых средний уровень школьной адаптации, это говорит о том, что учащиеся положительно относятся к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, учащиеся сосредоточены и внимателены при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, дети бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то для них интересным, поручения выполняют добросовестно, учащиеся со средним уровнем школьной адаптации дружат со многими одноклассниками. Наконец, у 7% испытуемых из тридцати представленных низкий уровень школьной адаптации, это означает реальную опасность того, что ребенок может утратить желание учиться, выполнять обязанности школьника, потеряет веру в свои силы и возможности. Испытуемые с низким уровнем школьной адаптации отрицательно или индифферентно относятся к школе, у таких детей возникают частые жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, учащиеся нарушают дисциплину, объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно, самостоятельная работа детей с низким уровнем школьной адаптации затруднена, им необходим постоянный контроль, сохраняют работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, такие дети пассивны, близких друзей в классе не имеет. Конкретнее же, что касается исследования данной группы, показатели уровня школьной адаптации в целом, можно оценить, как высокие, так как большинству испытуемых принадлежат положительные результаты исследования, что говорит об их успешной адаптации к процессу обучения в школе.

Социализация школьников в новых социально-экономических условиях

Проект «Роль школы как агента социализации в новых социально-экономическихусловиях»Пронина Е.И., Круглый стол 13: Социализация молодежи и подростков: проблемы и перспективы ст.н.с. Института социологии РАН, Москва //URL:http://www.isras.ru/abstract_bank/1208430972.pdf (дата обращения 15.11.

11) направлен на изучение социализирующей роли школы в изменившихсяусловиях. Актуальность исследования обусловлена спросом государства и общества наличность, отвечающую его потребностям.

В современных условиях сама школа какинститут социализации представляет собой сложный многофакторный объект сизменившимися функциями в контексте взаимоотношений с другими социальнымиинститутами.Группа провела исследование с использованием вторичного анализа данных, Интернет- публикаций, опроса экспертов, участников образовательного процесса в г. Москве.

Проведенное исследование дало несколько конкретных результатов: методическиразработана и практически отработана технология опроса экспертов и 3-х групп участников образовательного процесса. Технология позволяет «отслеживать» текущиетенденции, выявлять назревающие проблемы, намечать оптимальные пути их решения и«взвешивать» возможные последствия таких решений.

Выявлена динамика взглядовэкспертов (учителей) на роль школы как агента социализации в новых социально-экономических условиях. Определена роль школы в формировании ролей гражданина, семьянина, работника в контексте взаимоотношений с другими социальнымиинститутами. Выявлены противоречия взглядов по разным позициям различныхсубъектов образовательного процесса.

Отсутствие эффективно организованного воспитательного процесса в школе вомногом связано с отсутствием социального заказа со стороны государства, снеразработанностью современных методов и способов воспитания подростков снеумением педагогов применять их в своей практической деятельности. Еслирассмотреть динамику развития этого процесса на протяжении 2000-2006 г.

, тоположительных тенденций мы не наблюдали. В последнее время наметились некоторыеперемены в сторону улучшения ситуации. Повышается грамотность педагогов, проходящих курсы переподготовки, меняются установки и происходит определениеновых целей в процессе воспитания школьника.

Page 3

Источник: https://studbooks.net/1764872/pedagogika/urovni_adaptatsii_shkole_formy_dezadaptatsii

Психологические особенности адаптации ребенка к школе. Виды и уровни адаптации

Уровни адаптации

Проблема школьной адаптации не нова. Однако в силу современных условий (мобильность и глобализация мира; социальные, экономические и политические изменения) и устройства системы образования (системно-деятельностный подход; смена цели образования – «научить учиться», новые стандарты) актуальность данной проблемы возросла в разы.

Особенности современной адаптации

Обучение в школе, переход из одного звена в другое и само поступление всегда требует от ребенка особых затрат. Но ситуация поступления в школу заслуживает особого рассмотрения, тем более за последние несколько лет она обрела новые особенности при сохранении устоявшихся.

  • Технический прогресс и информатизация общества, а также введение образовательных стандартов усложняют процесс адаптации.
  • Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от первоклассников серьезных затрат (физических, моральных, психологических). Кроме привычных учебных знаний, умений и навыков ребенку необходимо достичь предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствовать портрету выпускника начальной школы.
  • В одночасье первоклассник оказывается в новом статусе и роли, окружении, системе обязанностей и прав. На ребенка поступает нескончаемый поток новой информации.

Адаптация к школе является своего рода трудной жизненной ситуацией для ребенка и родителей. Вместе с тем именно первичная адаптация к школе оказывает влияние на весь дальнейший учебный, профессиональный и личностный путь индивида.

Что такое адаптация к школе

Проблема школьной адаптации находится на стыке ряда наук (психология, педагогика, социология, медицина). Говоря о школьной адаптации, мы будем рассматривать ее как психолого-педагогический феномен.

  • Само понятие адаптации относится к биологии и означает приспособление организма к изменяющимся окружающим условиям. По определению В. И. Долговой, адаптация – процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.
  • Для человека это процесс усвоения норм и ценностей, сменившихся условий, обязанностей и требований.

Школьная адаптация – процесс принятия и усвоения ребенком социальной ситуации школьного обучения, своего нового статуса (школьник) и новых систем взаимодействия («ребенок – учитель», «ребенок – сверстник»); выработки новых средств поведения.

С точки зрения психологии школьную адаптацию можно охарактеризовать 4 специфическими критериями:

  • Освоение ребенком новой социальной ситуации в единстве ее компонентов.
  • Принятие новой социальной позиции и статуса, отражающегося во внутренней позиции школьника.
  • Освоение новых форм и средств социального взаимодействия в возникших системах «ученик – учитель», «ученик – ученик».
  • Дифференциация отношений «ребенок – взрослый», целенаправленная перестройка всего жизненного уклада ребенка (инициатор и управляющий – взрослый).

Период адаптации к школе может длиться от 2-3 месяцев до года. Поэтому именно первый класс считается самым сложным и важным.

Структура и виды адаптации

Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

  • ориентировочную фазу (2-3 недели);
  • неустойчивое приспособление (2-3 недели);
  • относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

Социальная адаптация

Предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация

Предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация

Зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Важна развитая способность к запоминанию и переработке информации. Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Готов ли ребенок к школе: способы проверки, рекомендации родителям».

Влияние адаптации

Из описанного выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить 3 основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физические проявления стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать (таблица ниже).

Компоненты адаптации Критерии Показатели
Когнитивный Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений  о том, для чего нужна школа
Эмоциональный Самооценка, уровень притязаний Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний
Поведенческий Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

Критерии и показатели адаптации ребенка к школе (по В. В. Гагай)

Признаки успешной адаптации к школе

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий; адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками; установившийся контакт.

Факторы успеха адаптации

Успешность адаптации к школе зависит от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации.

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. До конца сей вопрос не изучен. Но многие психологи и педагоги (С. Н. Верейкина, Г. Ф. Ушамирская, С. И. Самыгин, Т. С.

Копосова, М. С. Голубь, В. И. Долгова) сходятся во мнении, что первостепенна семья.

От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Роль семьи в адаптации

В. И. Долгова называет детско-родительские отношение главным фактором адаптации ребенка. Автор в своем исследовании по выявлению влияния стиля семейного воспитания на школьную адаптацию опиралась на 2 показателя успешности адаптации: тревожность и учебная мотивация. Результаты исследования показали следующее:

  • в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;
  • высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;
  • снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

Лучшая позиция (стиль) в семье при адаптации первоклассника – признание ребенка активным субъектом семейных отношений; адекватный контроль в виде эмоционального принятия ребенка и объемных, четких, посильных, последовательных требований.

Дети из таких семей хорошо приспосабливаются к школе. Они:

  • активны (социально, физически и коммуникативно);
  • инициативны;
  • независимы;
  • эмпатийны и доброжелательны.

Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка.

Послесловие

Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций. Обучение в первом классе совпадает с кризисом 7 лет. Это еще больше усложняет процесс адаптации. Период школьной адаптации можно назвать противоречивым периодом трансформации дошкольника в школьника.

При готовности ребенка к школе, поддержке семьи и педагога школьная адаптация может пройти за 2-3 месяца. В противном случае процесс может растянуться на год и сопровождаться проблемами или вылиться в дезадаптацию (неспособность ребенка психологически и физически принять новый уклад жизни).

Благоприятно на развитие ребенка и его адаптацию к любым условиям влияет демократический стиль воспитания. Детско-родительские отношения, в которых каждый член семьи выступает активным субъектом, интересуется делами других, поддерживает, сопричастен ко всему происходящему и ждет того же от других.

Источник: https://psychologist.tips/849-psihologicheskie-osobennosti-adaptatsii-rebenka-k-shkole-vidy-i-urovni-adaptatsii.html

ovdmitjb

Add comment