Irvuz

Управление социальной работой

Система управления социальной работой

Управление социальной работой

Управление принято рассматривать не как автономный процесс, а как целый комплекс процессов и явлений.

Определение 1

По сути, процесс управления – это совокупность устойчивых действий, которые выполняются в соответствии с определенным алгоритмом.

Эти действия напрямую связаны с формирование ресурсов организации и их дальнейшем использовании.

Основной результат управления социальными процессами – это достижение тех целей, которые ставит перед собой конкретная организация. Эти действия в своей совокупности имеют название «управленческие функции».

Управление социальной работой, в свою очередь – это необходимое условие для организации деятельности и контроля за ее функционированием. Под организацией в данном случае понимается совокупность индивидов, которая превышает количество в два человека.

Их деятельность сознательно направлена на достижение поставленных целей, ради которых и обучается социальный работник. Организации состоят из людей, и являются неотъемлемыми элементами общественной системы.

Общество напрямую зависит от таких организаций и их деятельности: оно позволяет рассматривать организации не просто в качестве объектов социального воздействия, но еще и как субъектов, которые оказывают активное влияние на жизнь общества.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Таким образом, под социальным управлением принято понимать управление абсолютно всеми общественными процессами, независимо от сферы, к которым они относятся. В более узком смысле социальное управление – это непосредственный контроль за разнообразными процессами и явлениями, которые образуются и действуют непосредственно в социальной сфере общественной жизни.

Функции системы управления

Функции управления в социальных процессах, в том числе и социальной работы принято определять в качестве единиц контроля, которые будут определять эффективность принятого решения по фактическому состоянию социальной системы, а также тех изменений, которые были достигнуты в процессе ведения социальной работы и ее мер. Также благодаря функциям можно выявить причины отклонений и предупреждать их в случае повторения в следующий раз.

Как правило, контролю поддаются как количественные показатели работы, так и качественные. Контроль, таким образом, можно классифицировать сразу по нескольким признакам: во-первых, это объект контроля, во-вторых – исполнители определенных социальных действий, которые в дальнейшем нуждаются в оценке качества результатов.

Также контроль классифицируют по принимаемому решению, его радикальности, возможностям использования объектов контроля в дальнейшей деятельности.

Можно классифицировать контроль по методике проведения социальной работы, по способу получения информации и ее дальнейшей обработки, по степени охвата объектов социальной работы и режиму контроля над ее осуществлением.

Среди основных принципов управления в сфере социальной работы можно выделить следующие:

  • стратегическая направленность социальной работы (оказание помощи наиболее нуждающимся категориям населения),
  • ориентация контроля на конечный результат, а именно на обеспечение социальной защитой населения, предоставление особых льгот и специальных выплат;
  • гибкость контроля за процессами социальной работы и ее легитимностью, а также адресностью.

Очень важна открытость процессов контроля и их прозрачность, чтобы каждый человек, обратившийся за социальной помощью и поддержкой, осознавал свои права и обязанности, а также то, на какую помощь он может рассчитывать, исходя из своего социального положения, уровня дохода его собственного, а также остальных членов семьи (если они есть).

Уровни управления сферой социальной работы

Всего в современном научном знании выделяют сразу три основных уровня управления социальными процессами, в особенности социальной работой.

Первый слой – верхний, так называемый «институциональный». В него входят обязанности непосредственно Российской Федерации как особого государства, а также автономной республики.

Второй уровень – средний, он осуществляется на уровне регионов, органов социальной защиты областей, краев, автономных образований, районов и городских пунктов, округов и муниципалитетов.

Третий, низший уровень осуществляется в рамках социальных организаций, разнообразных общественных организаций, благотворительных образований, не относящихся к системе государственного финансирования.

Теория управления социальной работой на сегодняшний день, однако, развита недостаточно сильно. При этом в число ее наиболее актуальных научных проблем входят следующие.

  1. Определение теоретических основ управления и их дальнейшего развития в сфере социальной работы;
  2. Формулировки концепции социальной работы и дерева основных, наиболее актуальных и значимых целей;
  3. Исследование организационных структур управления социальной работой;
  4. Обоснование дальнейших рекомендаций по использованию их наиболее типичных и универсальных форм как на федеральном уровне, так и на уровне наиболее локальных, региональных образований;
  5. Моделирование деятельности социальных служб в соответствии с наиболее актуальными проблемами, а также использование некоторых математических методов для более точного количественного измерения конкретных результатов социальной работы.

Также к наиболее важным и актуальным сферам развития управления социальной работой стоит отнести разработку универсальных критериев, которые позволяют оценить качество системы управления социальной работы, исследование информационных слоев (глобальной сети Интернет, социальных сетей, веб-сайтов и блогов), создание современного банка данных.

Немаловажным является исследование методов и создание методики по дальнейшей мотивации социальных работников, обоснование предложений по наиболее эффективному использованию содержательных и процессуальных теорий мотивации.

Данные процессы позволяют человеку лучше осознават свою роль в социальной работе, уметь грамотно определять, какую помощь необходимо предоставить человеку, и какие методы важно использовать в случае «особых ситуаций» (тяжелые заболевания, прогрессирующая девиация).

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_rabota_kak_nauka/sistema_upravleniya_socialnoy_rabotoy/

Читать книгу «Управление в социальной работе. Учебник» онлайн— Коллектив авторов — Страница 1 — MyBook

Управление социальной работой

© Коллектив авторов, 2014

© Российский государственный социальный университет, 2014

Предисловие

В современных условиях трудно переоценить значение управления и его влияние на эффективность человеческой деятельности во всех ее сферах: политической, социальной, экономической, производственной, информационной и др.

Успешное выполнение организациями, учреждениями, предприятиями и службами социальной защиты и социального обслуживания своих задач по основному предназначению во многом зависит от качества управления и управленческой деятельности их руководителей, на эффективность которой, в свою очередь, решающим образом влияет ее организация. Недаром Г. Эмерсон утверждал: «При совершенной организации даже самый слабый руководитель часто приносит лишь очень небольшой вред. Но слабый руководитель, опирающийся на дефектную организацию и не воодушевленный никакими идеалами, неизбежно проваливается и увлекает за собой все, что ему подчинено».

В современных условиях развития социально-экономической и социально-политической обстановки поставлены важные задачи – научить будущих специалистов социальной сферы новым методам работы, освоить современные механизмы, формы и технологии управленческой деятельности, обеспечивающие необходимый уровень ее эффективности.

Дисциплина «Управление в социальной работе» входит в цикл учебных дисциплин, формирующих общекультурные и профессиональные компетенции будущих профессионалов в области управления в социальной работе.

Цели данной учебной дисциплины следующие: формирование у студентов целостного представления об управлении в системе социальной работы; изучение теоретических основ управления в социальной работе; изучение практики управления в системе социальной работы; освоение технологий управления в современной системе социальной работы.

Основной учебной задачей курса является приобретение студентами знаний по следующим направлениям: концептуальные основы теории и практики управления в социальной работе; структура профессиональной подготовки руководителя социальной службы; отечественный и зарубежный опыт профессиональной деятельности руководителя социальной организации; методология деятельности в сфере управления организацией; объекты профессиональной деятельности руководителя социальной службы; особенности видов профессиональной деятельности руководителя социальной службы.

Управление постоянно развивается и совершенствуется вместе с модернизацией науки и техники и их воздействием на повышение качества социальной работы, вбирая в себя и используя инновации в научной организации управленческой деятельности и эргономике, колоссальные возможности современных средств компьютеризации и коммуникации. Меняются функции и структура органов управления социальной работой, характер и способы действий их персонала, состав необходимой документации.

В настоящем учебнике, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» по-новому рассмотрены наиболее важные теоретико-методологические вопросы современного развития социальной работы, современной национальной системы управления ею и особенности управления социальными службами. Предметом изучения является управление и деятельность органов управления в социальной работе, а именно: ее сущность и содержание, организация и осуществление на основе строго определенных принципов и с использованием управленческих технологий, форм, методов и средств, обеспечивающих достижение ее необходимой эффективности.

Цель написания настоящего учебника состоит в том, чтобы дать будущим профессионалам теоретические и практические знания о сущности, содержании, формах, методах управления, технологиях управленческих процессов, значимости и влиянии организации управления на качество функционирования и повседневной деятельности организаций, учреждений, предприятий и служб социальной защиты и социального обслуживания населения современной России. В настоящее время этому придается особое значение, поскольку, несмотря на то что далеко не для всех руководителей и специалистов очевидна необходимость совершенствования организации управления как одного из факторов успешной деятельности социальных учреждений, тем не менее именно рациональная организация управления обеспечивает обоснованное распределение обязанностей и функций управления, выработку методов и определение сроков внедрения различных технических и организационных нововведений, технологии управленческих процессов.

Основными учебными задачами данного издания являются следующие:

• овладение понятийно-категориальным аппаратом управления в социальной работе, его закономерностями, принципами, методологией и основными концепциями;

• ознакомление с историей развития социального управления, отечественными и зарубежными моделями управления как формой эволюции управленческой мысли;

• уяснение основных функций управления социальными процессами, прогнозированием и планированием в системе управления социальной работой;

• изучение основных управленческих технологий и инноваций в административно-управленческой деятельности, направлений формирования и использования интеллектуального капитала организации, сущности, структуры и специфики технологий по управлению персоналом социальных служб;

• осмысление управленческой деятельности по активизации человеческих ресурсов социальных служб для повышения качества и эффективности предоставляемых социальных услуг лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Объем и содержание изучаемого материала по данной дисциплине позволяет выпускникам, освоившим программу курса, достичь необходимого уровня обученности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Социальная работа», а также соответствовать квалификационным требованиям к подготовке выпускников. При этом необходимо исходить из того, что каждый профессионал в области социальной работы обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Процесс изучения дисциплины «Управление в социальной работе» направлен на формирование следующих компетенций:

• ОК-1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

• ОК-2: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

• ОК-3: готовность к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе;

• ОК-4: способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

• ОК-6: стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;

• ОК-7: умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

• ОК-8: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

• ОК-9: умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

• ОК-12: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

• ОК-13: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

• ПК-22: владение высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны;

• ПК-23: способность учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия;

• ПК-24: способность к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи;

• ПК-25: способность к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб;

• ПК-26: готовность к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы разных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности разных специалистов в решении задач социальной защиты населения;

• ПК-27: способность к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи;

• ПК-28: готовность к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения;

• ПК-29: способность разрабатывать предложения по повышению эффективности системы мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения, анализировать и разрабатывать предложения по повышению эффективности системы контроля их деятельности.

Научный подход к организации управления предполагает ее постоянное совершенствование с учетом происходящих изменений в системе управления.

В связи с этим важными задачами предлагаемого учебника являются также следующие: определение направления совершенствования организации управления и выработка навыков анализа и рациональной организации управленческой деятельности.

Для авторов важным также является то, чтобы студенты могли взглянуть на проблему управления не только с организационно-технических позиций, но и с позиций решения социальных вопросов, создания благоприятных условий для сохранения здоровья персонала социальных организаций и клиентов социальных служб.

Предлагаемый учебник структурно разделен на два раздела.

В разделе I изучаются теоретические основы управления социальными процессами: предмет, сущность и содержание теории управления; сущность и функции управления; управление и менеджмент; тенденции развития современного управления; история развития социального управления, модели управления как форма эволюции; сущность современной социальной организации, ее внутренняя и внешняя среда управления; методология и методы управления; функции социального управления и их характеристика; общая характеристика процесса социального управления; основы организации управленческой деятельности, принципы, методы и направления организации управленческой деятельности в социальной работе.

В разделе II рассматриваются особенности управления в социальной работе: сущность и содержание управления в социальной работе; социальная работа как система; иерархическая государственная система управления социальной работой в стране; управление социальной работой как одно из направлений социального управления; современные методы управленческой деятельности в социальной работе; технологические основы управленческой деятельности; технологии планирования, организации выполнения планов (решений) и контроля; место и роль руководителя социальной службы; проблемы повышения эффективности управления в социальной работе в организациях, учреждениях и службах Российской Федерации; нормативно-методические основы работы с документами и другие вопросы.

Настоящий учебник состоит из 12 глав, общего списка литературы и глоссария основных терминов.

Каждая глава учебника, кроме теоретического и практического материала, содержит: в начале главы – триаду «знать, уметь, владеть» с соответствующим перечнем знаний, умений и навыков; в конце главы – темы для семинарских занятий; темы для написания докладов и рефератов; вопросы для самоконтроля; список рекомендуемой литературы.

Источник: https://MyBook.ru/author/kollektiv-avtorov-3/upravlenie-v-socialnoj-rabote-uchebnik/read/

ovdmitjb

Add comment