Irvuz

Учебный стресс

Причины стресса студентов

Учебный стресс

Многие люди испытывают стресс от разных факторов, вне зависимости от возраста: все хоть раз в жизни находились в сложных ситуациях. Часто проявляется стресс у студентов, ведь процесс обучения бывает тяжелым. Сессии, экзамены и лекции приносят сильную нагрузку на организм, который порой не справляется с напряжением.

Учебный процесс может привести к появлению стресса у студента

Жизнь студента наполнена различными эмоциональными ситуациями. Практически всегда стресс в жизни студента начинается из-за ежедневного потока информации и других факторов современной жизни.

Причины возникновения стресса

Когда начинается учебный процесс, на смену хорошим эмоциям приходит лень, усталость и стресс. Психологи смогли определить причины появления стресса у студентов:

  1. Отказ. Студент во время своего пребывания в учебном заведении может получать множество отказов. В этом случае молодежь может испытывать разочарование и опустошение.
  2. Страх неизвестности часто мешает достичь высот. Если вы перестанете бояться неудач, а запасетесь терпением и уверенностью, то получите желаемое.
  3. То, что студент не успевает сделать за день, должно быть грамотно распределено на следующий. Отсутствие распорядка приводит к стрессам. Нельзя откладывать все вечно на завтра: когда накопится много дел, студент рискует развить негативную сторону своего психоэмоционального состояния.
  4. Требовательность родителей.
  5. Коллектив. Смена обстановки и круга общения могут повлиять на тех людей, кому сложно социализироваться.
  6. Учебный стресс может появиться из-за темпа современной жизни, постоянной спешки, пробках на дорогах, потери важных документов, ключей и т. д.
  7. Если информация, преподнесенная преподавателем, невразумительна. Лучше сразу переспросить, уточнить, попросить указать на ошибки.

Причин может быть очень много, все зависит от характера и воспитания человека.

Рекомендации по устранению стресса

Убрать стресс из жизни студента должны попробовать его родители. Если им не удалось помочь, необходимо обратиться к психологу. Существует несколько методик, которые помогут снять стресс и восстановить стрессоустойчивость:

  1. Правильно тратить свое время. Особенности этого метода помогут наладить учебу. Его мозг не будет перенапрягаться и думать, как бы все успеть. Если научиться правильно распределять свое время, то человек будет больше отдыхать и набираться сил.
  2. Контролировать себя. Студент научится избегать стрессовых ситуаций и контролировать свое поведение.
  3. Больше времени проводить на свежем воздухе.
  4. Спать не менее 8 часов и только ночью.
  5. Общаться с друзьями только в свободное время или в выходные. Прогулки не должны отвлекать от учебы.
  6. Находить выход из любой стрессовой ситуации, быть положительно настроенным. Любые конфликты можно решить мирным путем.
  7. Делать физические упражнения по утрам и заниматься спортом.

Профилактика

Для сохранения стрессоустойчивости необходимо выполнять такие действия:

  • нельзя занижать самооценку;
  • справедливо относиться к уровню знаний;
  • стараться не перенапрягаться;
  • нельзя ставить на первое место учебу, сессию и экзамены.

Перед экзаменом лучше не пить кофе, чай или газировку, но рекомендуется употреблять в пищу фрукты, шоколад.

Прохладный душ поможет взбодриться, укрепить иммунитет. Психофизиология человека должна всегда работать над контролем.

Необходимо не только контролировать эмоции, но и давать отдыхать голове. Для этого можно сходить на расслабляющий массаж, посетить театр или музей, гулять на свежем воздухе.

В борьбе со стрессом прекрасно поможет смех. Это хорошее средство для повышения настроения и возобновления сил. Смех способствует выработке антистрессовых гормонов.

Рекомендации психологов для борьбы с напряжением часто используют дыхательную гимнастику. Такой вид диагностики направлен на появление стрессоустойчивости, его еще называют методом ресурсного якорения.

Такие методы часто используют люди разных возрастов.

Поход в музей поможет расслабиться

Последствия расстройства

Если учащейся во время экзаменов находится в состоянии стресса и при этом выпил много кофе, у него может подняться давление и появятся проблемы с сердцем.

Когда причины стресса не выявлены, и он не проходит, то проблема может перейти на органы и сильно отразиться на состоянии человека. Начнется активация симпатического и парасимпатического отделов нервной системы.

Такие процессы негативно сказываются на человеческой самооценке.

Учебный процесс нарушается, человек не может сосредоточиться. Портится самочувствие и настроение. Давление увеличивается, постепенно разрушая кровеносные сосуды.

Такие факторы сильно влияют на учебный процесс и работоспособность.

Ускоренное сердцебиение и сильное перенапряжение негативно влияют на здоровье, поэтому студенты обращаются за помощью к алкоголю и специальным препаратам, чтобы нейтрализовать нервное состояние. Такие методы расслабления приводят к зависимости и еще больше портят без того непростую ситуацию.

Из-за стресса студенту сложно сосредоточиться на учебе

Заключение

Формирование стресса у человека может начаться даже в процессе общения не с теми людьми, и для его нейтрализации необходимо прикладывать некоторые усилия. Стресс – это частая проблема у многих людей. С ней могут сталкиваться дети начальных классов во время учебы, а также подростки и студенты технического вуза разных специальностей.

Главное, вовремя заметить эту проблему и устранить причины появления. Существует множество методов, которые можно попробовать в домашних условиях. Факторы, которые могут положительно повлиять на жизнь человека – это нормальный сон, полноценный отдых, здоровое питание и физические упражнения.

Если человек будет следить за своим состоянием и контролировать эмоции, стресса можно легко избежать.

Источник: https://urazuma.ru/stress/u-studentov.html

Исследование учебного стресса в жизни студентов

Учебный стресс

Ключевые слова: УЧЕБНЫЙ СТРЕСС; УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СТУДЕНТЫ; ЭКЗАМЕН; EDUCATIONAL STRESS; EDUCATIONAL ACTIVITY; STUDENTS; EXAM.

Аннотация: В статье представлены результаты исследования учебного стресса, среди студентов Елабужского института КФУ по направлению биология и химия. Выявлены основные причины и последствия учебного стресса.

Обучение в высшем учебном заведении оказывает огромное влияние на формирование личности. Учебная деятельность как стресс для студентов является актуальной проблемой. Для студентов очного отделения проблема учебного стресса весьма весома, поскольку значительную часть их времени и сил занимает учебная деятельность [3].

Самый распространенный и опасный период для возникновения стресса является экзаменационный период.

В этот период учебная нагрузка увеличивается, работа с большим объемом информации которую необходимо обработать в сжатые сроки, что приводит к нарушению режима дня и недостатку сна, что является фундаментом для возникновения экзаменационного стресса [1].

Основоположником концепции стресса принято считать канадского ученого Ганса Селье. Стрессом (от англ. stress — давление, нажим, напряжение) он назвал неспецифическую реакцию организма на разнообразные повреждающие воздействия.

По мнению В. А. Бодрова, стресс – это «функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (опасность, угроза, сложность или вредность условий жизнедеятельности)» [5].

Среди современных психологических исследований изучение учебное стресса среди студентов является новым направлением, интерес к этому направления набирает обороты.

Среди ученых, занимавшихся изучением данной проблемы можно назвать следующих: Вильямс К., Гринберг Дж., Кэннон У., Маерс Д., Китаев-Смык Л. А., Немов Р. С., Маклаков А. Г., Акопян А. Д., Маркина И. Д., Украинцева Ю. В.

, Умрюхин Е. А., Щербатых Ю. В., Юматов Е. А [4].

Для студентов вуза стресс может быть связан со следующими факторами: недостатком сна, неумением рационально распределить свое рабочее время и время на отдых; большой учебной нагрузкой; неудовлетворенностью полученной оценки; низкой успеваемостью по определенным дисциплинам; невыполненными или выполненными неверно заданиями; пропусками занятий в большом количестве (длительная болезнь, пропуски по неуважительной причине); не сданными в срок практическими и лабораторными занятиями, курсовыми работами, проектами; отсутствием интереса к предлагаемой студенту работе или учебной дисциплине в целом; конфликтными ситуациями с однокурсниками или преподавателями; неблагоприятными физическими условиями (чрезмерный шум, плохое освещение, отклонение в температуре помещения).

Учебный стресс оказывает негативное воздействие на нервную, сердечно-сосудистую, иммунную системы. Каждый студент по своему, адаптируется и реагирует на учебный стресс, последствия могут быть разнообразные.

Одно из самых опасных последствий при возникающей стрессовой ситуации могут быть употребление алкоголь содержащих напитков и прием наркотических средств, для «снятия напряжения» и улучшения настроения, а также суициды [3, 2].

С целью изучения учебного стресса студентов по направлению биология и химия, было проведено исследование по методике Ю.В. Щербатых [6]. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

В результате исследования выяснилось, что основными проблемами, которые составляют общую картину стресса, являются большая учебная нагрузка по 10-балльной шкале, среднее значение равно 6 баллам (многие студенты не могут справиться с большим объемом нагрузки из-за неправильного распределения своих возможностей); строгие преподаватели (длительный период адаптации к взрослой жизни после школы); жизнь вдали от родителей (большая часть иногородние студенты и иностранные граждане); нерегулярное питание по 4 балла. Наименьший балл по оценке проблем получают конфликт, в группе – 1,6 балла – это говорит о благоприятной обстановке и дружеских отношениях студентов в группах.

На рис. 1 представлены результаты оценки по 10-бальной шкале вклад отдельных проблем в общую картину стресса у студентов.


Рис 1. Вклад отдельных проблем в общую картину стресса у студентов

Проявление стресса связанного с учебой, признаки оценивались по 10-бальной шкале, затем для расчета использовали среднее значение. На рис. 2 видно, что учебный стресс проявляется в основном в ощущении нехватки времени и спешки – 4,7 балла, минимальный показатель проявления представлен напряжением и дрожанием мышц 1,2. Затрудненное дыхание не проявляется не у одного из студентов.

Рис 2. Признаки проявления стресса связанного с учебой.

Каждый студент использует свои приемы снятия стресса.

Из предложенных приемов большинство студентов используют конструктивные методы такие как, сон – 80%, вкусная еда – 78% и общение с друзьями (любимым человеком) – 74% как самые эффективные приемы снятия стресса. Минимальный процент студентов используют сигареты и алкоголь для снятия стресса – 6-10% (это достаточно, положительный показатель).

Анализ показателя волнения перед экзаменами по 10-ти бальной шкале показал, что у значительной части студентов средний уровень волнения они оценивают свое состояние в 7-9 баллов –52%, максимальный уровень – 20%, и минимальное уровень оценивают от 6 баллов и ниже – 18%.

Результаты говорят о том что, больше половины опрошенных студентов приближены к максимальному уровню экзаменационного стресса. Некоторые студенты (меньшая часть) умеют контролировать свои эмоции, такие студенты менее подвержены к экзаменационному стрессу.

Таким образом, исследование учебного стресса показало что, причинами стресса являются большая учебная нагрузка, строгие преподаватели, жизнь вдали от родителей, а также нерегулярное питание. Признаки стресс отличаются у студентов исходя из индивидуальных особенностей, общая проблема проявляется в не умении планирования режима дня.

Распространенный прием для снятия стресса является сон, в меньшей степени студенты используют такие приемы как алкоголь, сигареты. Период сессии является трудным для всех студентов, но они по-разному его переносят в зависимости от индивидуальных особенностей.

Список литературы

  1. Аверина А. О., Федосеева В. И. Исследование проявлений учебного стресса в жизни студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 8–12.
  2. Карбузова В. А., Шамилова Н. В. Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей // Молодой ученый. 2018. №21. С. 451-454.
  3. Киселева Е. В., Акутина С. П. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия // Молодой ученый. 2017. №6. С. 417-419.
  4. Психоэмоциональный стресс / под ред. К. В. Судакова. — М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 2012. – 148 с.
  5. Суворова В. В. Психофизиология стресса. — М.: Педагогика, 1975. – 208 с.
  6. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. – 256 с.

Источник: http://novaum.ru/public/p1208

Стресс факторы в процессе учебы студентов: рекомендации, диагностика

Учебный стресс

Поступление в вуз всегда огромная эмоциональная встряска для вчерашних школьников. Учебный стресс характеризуется повышением умственных нагрузок и кардинальной сменой образа жизни.

Чтобы студент справился с симптомами стресса и предотвратил их проявление в будущем, необходимо разобраться в причинах их появления.

Халатное отношение к своему психическому здоровью может привести к серьёзным проблемам с работой внутренних органов и сопротивляемостью иммунитета.

Учебный стресс у студентов

Причины стресса

Стресс в жизни студента может иметь массу причин. Степень нервного напряжения зависит от того, насколько подросток готов к самостоятельной жизни и ответственности.

Смена обстановки

Одним из главных факторов, который влияет на психофизическое состояние студента, является резкая смена обстановки и круга общения. Для несформированной личности это становится мощнейшим ударом.

Что приводит к стрессу?

Молодые люди сталкиваются с рядом проблем, которые могут привести к стрессу:

  • проживание в общежитии, съёмной комнате или квартире в другом городе;
  • ослабление родительского влияния и контроля;
  • необходимость заботиться о себе самому;
  • смена круга общения и интересов;
  • материальные трудности.

Все эти проблемы могут выбить из колеи человека, делая его уязвимым и для других неприятностей.

Часто стресс может возникать и на фоне недопонимания или конфликтов с соседями по комнате или одногруппниками.

Физические и умственные нагрузки

Когда подросток поступает в вуз, он сталкивается с повышением требований. Информации к изучению даётся больше и нередко её приходится искать самому. Кроме повседневных умственных нагрузок, нужно отметить переживания об экзаменах. Длительное эмоциональное напряжение выливается в затяжной стресс. Он может возникать по следующим причинам:

  • нарушение режима дня;
  • увеличение умственной нагрузки;
  • страх перед неудачей;
  • волнение по поводу сдачи экзаменов, курсовых, зачётов и т. д.

Большие умственные нагрузки

Если студенту плохо даётся какая-то дисциплина, то шанс получить эмоциональный сбой гораздо выше.

Подростки, страдающие синдромом «отличника», часто страдают от боязни не соответствовать ожиданиям окружающих.

Другие факторы

Наряду с общими для всех студентов причинами стресса, могут быть и субъективные. В зависимости от образа жизни список факторов может значительно меняться. На психофизиологическое состояние студентов влияют:

  • неправильное, несбалансированное питание;
  • отсутствие полноценного отдыха и сна;
  • употребление алкоголя и наркотиков, курение;
  • изменения в личной жизни;
  • конфликты со сверстниками или преподавателями и др.

Виды стресса

В зависимости от того, что вызвало стресс, и какой результат был получен, выделяют два вида стресса. Он может быть позитивным и негативным. Позитивный стресс возникает при условии, что человек однажды уже попадал в подобную ситуацию и благополучно вышел из неё. Также это может быть наличие поддержки и одобрения от окружающих или получение достаточно ресурсов для решения проблемы.

Негативному стрессу студент подвергается, если не может выполнить работу или задание и не имеет возможности это изменить. Такой вид хуже влияет на нервную систему и физическое состояние человека.

Стресс влияет на физическое состояние человека

Фазы стресса

Первая реакция, которая возникает у студента на внешние раздражители – это волнение. Этот период называется фазой тревоги и способствует мобилизации всех защитных сил организма.

Следующая фаза стресса – сопротивление. На этом этапе организм в состоянии самостоятельно справляться с трудностями.

После длительного воздействия стресса на организм человека наступает фаза истощения, когда студент не в состоянии бороться с проявлениями стресса и полностью попадает под его влияние.

Симптомы

Связанный со студенческими годами стресс может влиять не только на эмоциональное состояние человека, но и наложить отпечаток на его здоровье в целом. Подвергаясь психологическому напряжению, студент чувствует упадок сил, апатию, ухудшения аппетита. Также могут появляться головокружение или сильные головные боли, нарушения работы желудочно-кишечного тракта и тахикардия.

Студент хуже усваивает информацию, что угнетает его ещё больше. Он становится раздражительным и вспыльчивым. Большинство этих симптомов могут быть спровоцированы другими болезнями и расстройствами.

Борьба с учебным стрессом

Развитие формирования стрессоустойчивости у студентов играет огромную роль в его профилактике. Т. к. изменить условия жизни и учёбы сложно, необходимо найти способы нормализации психологического состояния.

Необходимо пересмотреть своё отношение к происходящему, отсеять волнения по поводу ситуаций, которые невозможно изменить. Также важно давать выход негативу. В этом поможет методика для развития стрессоустойчивости у студентов:

  1. Дневник. Записывая все свои мысли и переживания на бумагу, человек освобождается от влияния негатива. Через время рекомендуется перечитывать свои записи и стараться анализировать их.
  2. Занятие спортом. Физические нагрузки не только хорошо влияют на эмоциональное состояние студентов, но и делают организм более сильным и здоровым.
  3. Эмоциональная разрядка. Такая методика развития стрессоустойчивости помогает быстро справиться с проявившимися симптомами стресса. Можно боксировать грушу или кричать.
  4. Смена обстановки. Улучшить эмоциональный фон поможет смена обстановки. Для этого необязательно отправляться в кругосветное путешествие, достаточно пойти в поход с палаткой или съездить в другой город.

Такая эмоциональная разрядка подготовила коллектив к новому учебному году с новыми силами

Такие упражнения способны повысить стрессоустойчивость студентов, а также бороться с уже появившимися симптомами. Помимо этого, организму нужен полноценный отдых и сон.

Борьба со стрессом перед экзаменом

Особое внимание стоит уделить ситуациям, когда студент испытывает стресс перед экзаменом. Это мешает ему сосредоточиться и подготовиться.

Главной причиной такого психического всплеска являются проблемы в усвоении материала или пропуск занятий. Необходимо исправно посещать лекции, учить материал и выполнять все заданные преподавателями работы. Но и это не всегда помогает.

Слишком эмоциональные личности могут нервничать, даже если полностью готовы к сессии.

Одним из действенных вариантов является приём слабых успокоительных средств, если на это нет противопоказаний. Это могут быть отвары из мяты, ромашки и пустырника или же спиртовой настой валерианы. Их приём способствует повышению стрессоустойчивости у студентов, но начинать нужно минимум за две недели до экзаменов. Отрицательной стороной является то, что препараты могут вызывать сонливость.

Студенту во избежание стресса рекомендуется наладить режим дня. Постоянный недосып и переутомление только усугубляют ситуацию. Также хорошо помогают занятия спортом. Если такой возможности нет, то можно ограничиться пешими прогулками.

ovdmitjb

Add comment