Irvuz

Творческие способности

Содержание

Творческие способности человека: 5 приемов активации мозга!

Творческие способности

Во всех людях заложен огромный творческий потенциал! Как разбудить творческие способности человека? Узнайте 5 легких приемов, которые позволят вам достичь успеха!

С чем связаны творческие способности человека?

Эволюция человека возможна только при использовании творческого потенциала сознания¹. Именно творческие способности помогают людям создавать что-то новое.

Процесс творчества обладает огромным значением и с точки зрения работы нашего тела, и с точки зрения эзотерики, и с точки зрения жизни каждого.

Чтобы лучше понять «механику» создания нового решения, необходимо знать, что мышление человека основано на нейронном взаимодействии.

По подсчетам ученых, наш мозг состоит примерно из 100 миллиардов нейронов; каждый нейрон обменивается друг с другом электрической энергией, информацией. Вместе они создают нейронные сети определенных «рисунков», то есть мысли. Это происходит постоянно, новые нейронные сети возникают каждую секунду — с помощью этого мы можем думать.

Творческие способности человека связаны с правым полушарием мозга.

В то время как левое полушарие логично: процессы в нем двигаются по заданным, заранее известным сетям, именно правое способно придумать новое решение: многих гениев отличала именно удивительная активность правого полушария!

Получается, чтобы притянуть успех в свою жизнь, человеку нужно активизировать творческие способности, то есть активировать творческое мышление. Это несет вполне очевидную выгоду для жизни каждого!

У всех людей изначально творческий потенциал² одинаковый. Но с годами способность к творческому мышлению гаснет.

Ученые исследовали, как проявлены творческие способности человека в разном возрасте. Результаты этих исследования подтвердили то, что с возрастом человек становится более консервативным.

Были выведены следующие доли нетипичных ответов в зависимости от возраста:

  • дети до 5 лет при тестировании дали 90% неординарных ответов;
  • доля новых ответов у детей в семилетнем возрасте уменьшилась до 20%;
  • совокупная доля неординарных ответов у взрослых людей — около 2%. Вместо новых решений они отвечают заученными фразами.

Важные приемы для развития творческих способностей!

Несмотря на то, что они с возрастом исчезают, существует несколько приемов, чтобы восстановить способность мозга генерировать новые решения.

1. Необходимо создать себе комфортную обстановку дома, на работе, в машине.

Люди, которые вынуждены находиться в некомфортных условиях, склонны к стрессу, апатии, что заглушает творческие способности человека.

Полезно уделять внимание деталям: для внутреннего комфорта иногда достаточно новой красивой заставки на компьютере, пары вазонов с цветами или фото любимого человека на письменном столе.

Самое главное: не забывайте всегда придумывать что-то новое! Человек ко всему привыкает, и для этого время от времени нужно вносить новые детали в свой интерьер. Подобное притягивает подобное: новые позитивные вещи побуждают мозг создавать новые идеи и мысли!

2. Для восстановления творческих способностей необходимо общение: люди во время контактов друг с другом обмениваются информацией.

Старайтесь как можно чаще знакомиться с новыми людьми. Так вы будете получать больше новой информации. Мозг постоянно анализирует данные, и на основе нового он создает новое! Очень полезно при каждом удобном случае общаться с интересными, творческими личностями.

3. Часто рамки взрослого ограничивают творческое мышление человека. Можно сказать, что он сам запрещает себе мыслить по-новому.

Для восстановления творческих способностей рекомендуется брать пример с детей: не бояться искать новые решения там, где все, казалось бы, уже придумано «умными людьми».

Можно поиграть в ребенка: поставить задачу. найти новое решение для какого-то вопроса в своей жизни: воображать, фантазировать, пробовать мыслить без привычных рамок. Когда новая мысль будет найдена и принята разумом как подходящая, можно считать, что вы достигли успеха. Чтобы поощрить себя, можно пойти на улицу и купить себе что-нибудь вкусное! Похвалить себя!

4. Правое полушарие, отвечающее за творческие способности человека, связано с информационным полем Вселенной — именно оттуда оно берет новые решения.

Необходимо научиться слушать свой внутренний голос, интуицию³. Не нужно игнорировать интуитивные подсказки!

На нашем сайте вы можете найти множество эффективных техник для развития интуиции и экстрасенсорных способностей.

5. Нужно активировать критическое мышление, повысить свою осознанность.

Вместо того чтобы покорно принимать происходящее как данность, рекомендуется анализировать, задавать больше вопросов «почему», размышлять: это способствует мозгу создавать новые нейронные сети.

Если вы хотите узнать, в чем заключается ваш уникальный личный дар, и какие удивительные возможности он перед вами откроет, просто перейдите по этой ссылке >>>

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях (Википедия).

² О том, как развить свой потенциал и разработать новые навыки, читайте в здесь>>>

³ Эффективные упражнения для развития интуиции узнайте в статье: «Интуиция: развить ее можно каждому! Узнайте, как сделать это!»

Источник: https://omkling.com/tvorcheskie-sposobnosti-cheloveka/

10 дел, идей и упражнений, чтобы развить творческие способности ребенка (и свои тоже)

Творческие способности

Малыш сел рисовать или играть с конструктором и забросил остальные дела — поддержите его увлеченность. Среди всех творческих занятий важно найти то, которое будет зажигать огонек в глазах ребенка.

Не удалось словить вдохновение сразу — продолжайте поиски.

Вероятно, ребенку больше понравится собирать картинки из мозаики, делать аппликации, лепить из пластилина или космического песка, складывать оригами и т.д.

2. Оформляем творческий уголок

Источник нашли — создаем условия. Проблему испачканного пластилином ковра и разрисованных обоев решит специально оборудованный творческий уголок. Пусть ребенок отвлечется от внешнего мира и погрузится в любимое хобби, не боясь быть наказанным за беспорядок или испорченные вещи.

Место детского творчества может напоминать последствия урагана, но на это стоит уметь закрыть глаза. «Нет хаоса — нет вдохновения. Это как кухня во время обеда» — говорил американский филолог и литератор Мейсон Кули.

Воспринимайте беспорядок как часть творчества.

Создать условия, атмосферу — важно. Еще важнее — развивать стремление творить, находить источники вдохновения.

3. Фантазируем каждый день

Хотите раскрыть и развивать творческий потенциал? Хорошо бы внести творческие занятия в расписание, как приемы пищи, прогулки, спорт и другие дела. Важно при этом не переусердствовать, не превратить творчество в скучную обязаловку. Ведь для ребенка это в первую очередь игра.

Добавляем творчество в бытовые дела

Даже уборка в комнате или приготовление еды могут быть интересными, если добавить в них творчество и фантазию. Соревнуйтесь, кто из вас лучше наведет уборку в комнате и получит приз как главный чистюля.

Приготовьте вкусный ужин по секретному рецепту известного шеф-повара из Франции, а посуду помойте по поручению духа чистоты. Нужно показать ребенку, что даже скучное на первый взгляд занятие может быть увлекательным и веселым.

С таким подходом вы и сами будете быстрее справляться с рутиной.

Какие-то вещи затерялись? Почему бы не превратить их поиски в квест!

Упражнение «Найди применение»

Подумайте вместе, как нестандартным образом применить бытовые вещи. Например, зубной щеткой можно расчесывать кошку, щекотать друзей, рисовать красками и т.д.

4. Учимся развивать воображение, наблюдая за окружающим миром

Гуляйте в парке, выбирайтесь за город, научите ребенка любоваться красотой окружающего мира. Интересно придумывать образы, разглядывая облака, или угадывать предметы по их очертаниям поздним вечером. Если взять с собой увеличительное стекло или бинокль, наблюдать за птицами и насекомыми будет еще интереснее.

Художник Роб Саядж-младший с помощью планшета создает вот такие рисунки из облаков.

Вооружитесь маркером для белой доски (он легко смывается) и пробуйте вместе с ребенком нарисовать свои фигуры на стекле.

5. Творчество доступно каждому

Чтобы научиться мыслить творчески, нужно тренироваться. Не все получается сразу, но ведь это не беда: нет тех, кто стал мастером в своем деле без всяких усилий.

Плюс творчества в том, что оно может быть недорогим или вообще бесплатным. Пакет из-под молока с помощью камешков можно превратить в музыкальный инструмент, из салфетки смастерить цветок, а из палочек от мороженого — шкатулку. Была бы фантазия!

Простые материалы дают ребенку большой простор для творчества.

6. Сохраняем результаты и желание творить

Дети огорчаются, когда узнают, что их поделки и рисунки выбрасывают. Поэтому собирайте и храните детское творчество. Это и для вас памятные вещицы, и для ребенка источник вдохновения. А через 15-20 лет вчерашние каракули тоже могут повзрослеть и вырасти в профессиональное искусство.

Детские рисунки художников в новом исполнении. Работа Katherine Brannock

Критиковать (,) нельзя (,) хвалить

Ребенок хотел нарисовать лошадь, а вышла собака? Карандашный рисунок после акварели превратился в мазню? Мнение мамы и папы для ребенка самое авторитетное. Словом можно вдохновить или отбить желание заниматься творчеством. Постарайтесь аккуратно реагировать на первые творческие шаги.

За мужеством критики должно следовать мужество похвалы.
Оноре де Бальзак

7. Погружаемся в искусство

Знакомьте ребенка с литературной и музыкальной классикой, прививайте любовь к чтению книг. Вместо игрушек или вкусностей можно купить билеты в театр, кино или на художественную выставку. Смена обстановки, поход в незнакомое место принесет новые эмоции, радость и вдохновение. Искусство в чистом виде — хороший учитель, способный пробудить у ребенка желание создавать собственные шедевры.

Упражнение «А что, если бы…»

Возьмите за основу сказку и измените в сюжете одну деталь (например, Красная Шапочка не сказала волку, где находится дом ее бабушки). Пофантазируйте, как бы дальше развивался сюжет сказки.

Хорошая книга составит детям компанию и научит мечтать.

8. Моделируем ситуации, которые требуют творческого решения

Во взрослой жизни бывают сложные ситуации, из которых проблематично найти выход. Вот здесь и требуется умение мыслить нестандартно. Научите ребенка рассуждать и искать оригинальные способы решения проблемы.

Упражнение «Найди выход»

Предложите ребенку придумать решение для проблемной ситуации. Что делать, если перепутал билет и сел не в ту электричку? Заблудился в чужом городе и нет при себе телефона?

9. Решаем нестандартные задачи

Решение логических задач и головоломок — хороший способ развить нестандартное мышление.

На платформе «ЛогикЛайк» более 2500 заданий на логику, воображение и пространственные представления. Чтобы открыть ребенку доступ к занятиям, нужно зарегистрироваться.

10. Процесс важнее результата

Не обязательно стремиться вырастить гения искусства. Куда важнее видеть пользу творческого, неординарного мышления, которое помогает решать даже самые сложные жизненные ситуации.

Задача родителя — пробудить в ребенке тягу к творчеству, помочь ему найти свои таланты и реализовать их.

Научить видеть новые возможности и находить нестандартные решения.

Творческие способности хорошо послужат ребенку в школе, в работе и в жизни. Придумывайте и создавайте новое. Получайте радость от творчества и развития вместе с ребенком!

Источник: https://logiclike.com/razvitie-rebenka/tvorcheskie-sposobnosti

Как развить творческие способности

Творческие способности

Современная литература предлагает множество разнообразных тренингов, обещающих развитие творческого начала в человеке. Многие из них принадлежат к той публицистике, что рассказывает про «100 способов стать миллионером, не вставая с дивана».

Главное отличие представленной вашему вниманию статьи от такой публицистики заключается в том, что автор не предложит в ней каких-либо собственных «уникальных техник».

Все рассматриваемые в тексте категории и методы принадлежат основоположникам ведущих психологических школ настоящего и прошлого. Между тем, это вовсе не означает отсутствия новизны, которая заключается в проведенном автором синтезе различных направлений.

Простота и доступность психотехник позволяют всем желающим опробовать их на практике самостоятельно и оценить их эффективность на личном опыте.

Предисловие

Жизненный успех в современном мире все чаще оказывается в прямой зависимости от творческих способностей человека. Понятие креативности давно вышло за рамки сугубо психологических дисциплин и активно используется экономистами как ведущий фактор экономического развития народов и государств.

В социально-экономических исследованиях зачастую приводятся такие условия существования креативной экономики, как личная свобода, демократическое устройство общества или толерантное отношение общества к различным отклонениям.

Мы предлагаем взглянуть на механизмы развития творческих способностей человека и общества с чисто психологических позиций, где ведущую роль будет играть физиология человека и методы обучения бихевиоризма.

Представленная вашему вниманию методика может оказаться актуальной для самых разных категорий читателей. Практикующие психологи смогут опробовать ее при проведении тренингов по развитию творческих навыков своих клиентов. Педагоги получат возможность дополнить работу с учениками методикой, позволяющей повысить их творческий потенциал в рамках учебной дисциплины.

Полезным этот метод будет и для родителей, которые решат развить творческие дарования своих детей. Возможно, что представленные в публикации методики принесут пользу и читателям, которые используют их в целях саморазвития.

Не стоит забывать и о психологах, работающих над теоретическими построениями — для них изложенные в публикации материалы окажутся полезными как база для дальнейших разработок.

Объектом исследования данной публикации являются творческие способности человека, рассматриваемые с точки зрения психологической науки.

Предмет исследования представляет собой методики развития творческих способностей у людей вне зависимости от их пола, возраста, уровня интеллекта и других человеческих характеристик.

Цель публикации заключается в выявлении простой и опробованной на практике методики по развитию творческих навыков. В процессе достижения этой цели будут решены следующие задачи:

  • 1. Определение сущности творческих способностей.
  • 2. Выявление оптимальных методов по их развитию.
  • 3. Адаптация методик соответственно предмету исследования.

Теоретические основания методики

Основанием нашего исследования послужили три направления психологической науки — аналитическая психология, гештальтпсихология и бихевиоризм. Кроме того, при выработке представленных ниже техник используются данные современных исследователей, занятых в сфере теоретической психологии.

Аналитическая и гештальтпсихология представляют интерес, прежде всего, как источник понятий, которые, однако, подкрепляются эмпирическими данными.

Бихевиоризм для целей нашей работы играет основную прикладную роль, а ряд исследований и наблюдений современных ученых используются как ориентиры для адаптации методик бихевиоризма для целей нашей работы.

Аналитическая психология в лице ее основателя К.Г. Юнга окажется полезной как источник определения творческих способностей, которые представлены в виде особого инстинкта: «Я не знаю, правильно ли вообще называть его «инстинктом».

Мы используем выражение «креативный инстинкт» отчасти потому, что этот фактор, подобно инстинкту, обладает динамическими свойствами. Подобно инстинкту, он компульсивен, но свойственен не всем людям и не является фиксированной и неизменно наследуемой структурой» [1, с. 139].

Важность такого представления о творческих способностях заключается в представлении их в виде рефлекторного проявления из числа приобретенных психических свойств.

Важность гештальтпсихологии для целей нашей работы заключается в введенном ею понятии инсайта, как одного из базовых процессов творческой работы человеческого мышления. Несмотря на споры вокруг правомерности признания инсайта реальным фактором психических процессов, его существование подтверждается достаточной экспериментальной базой [2, с. 103-104].

Само явление инсайта представляет собой форму синтетического мышления, когда разрозненные предметы и явления соединяются мышлением в некоторую целостность восприятия. Предполагается, что эта целостность отличается новизной и не встречалась прежде.

Также стоит отметить, что соответствие полученных в результате инсайта образов реальности может быть ложным, что, однако, никак не отменяет творческой сущности этого процесса.

Бихевиоризм содержит проработанную и успешно опробованную на практике концепцию программированного обучения Ф. Скиннера.

Методики программированного обучения предполагают возможность развития навыков, которые будут работать автоматически на уровне рефлексов, что идеально подойдет для формирования и развития «креативного инстинкта», а также для развития мышления таким образом, чтобы инсайт оказывался наиболее предпочтительной его формой.

Таким образом, тренинг по развитию творческих способностей представляет собой форму программированного обучения, направленную на развитие мыслительных рефлексов синтетического характера. Если говорить более простым языком, то речь идет о дрессировке мышления таким образом, чтобы оно все чаще и чаще выделяло связи между явлениями окружающей реальности.

Причем эти связи должны отличаться необычностью и порождать невиданный доселе образ. Масштаб такого образа может варьироваться от незначительного объекта или явления (например, кентавр) и вплоть до целостной мировоззренческой системы (мифологическая картина мира).

Обратившись к современным исследованиям, стоит обратить внимание на зависимость творческих способностей от развития речевых навыков, импульсивности и поиска новых ощущений [3; 4, с. 366].

Чувствительность к новизне как важный компонент творческих способностей отмечается и другими авторами, упоминаясь наряду с эмоциональностью и пространственным мышлением, а также ролью краткосрочной памяти [5].

Для целей нашей работы эта информация имеет следующее значение: при использовании программированного обучения следует делать упор на восприятие речи, ее осмысление, что может дополняться пространственными образами и нести в себе эмоциональную нагрузку с изрядной долей новизны. Для более ясного понимания этих слов перейдем к изложению конкретной методики развития творческих способностей.

Практические механизмы развития творческих способностей

Сущность и основные понятия данной техники были рассмотрены нами ранее в статье «Концепция программированного обучения Фредерика Скиннера» и здесь мы не будем повторяться, а сразу перейдем к описанию программы.

Для ее создания потребуется ряд аудиофайлов, содержащих эмоциональное описание пространств, областей или территорий.

Для этих целей прекрасно подойдут фрагменты аудиокниг, содержащие подобные описания, независимо от того, идет ли речь о реальных пространствах или о художественном вымысле.

Прослушивание фрагментов должно вызвать определенные эмоции, а по окончании прослушивания необходимо сделать некоторое обобщение.

Это обобщение должно отражать некоторые действительные пространственные связи между отдельными фрагментами и подкрепляться поощрением в случае его выполнения. Обобщение не должно явно прослеживаться в прослушанных фрагментах.

Необходимо, чтобы в нем присутствовали некоторые элементы новизны, по крайней мере для самого слушателя.

Наряду с пространственными описаниями, стоит также использовать звуковые файлы с чисто эмоциональными картинами. Их также можно брать из аудиокниг, хотя это могут быть и музыкальные композиции.

Желательно создать список эмоциональных состояний, включающий не менее нескольких десятков позиций, где в каждую позицию будут включены не менее 5 звуковых файлов с речевыми описаниями соответствующего эмоционального состояния.

Выбор группы файлов должен производиться самим слушателем посредством выбора названия эмоционального состояния из перечня.

После выбора и ознакомления с содержанием слушатель должен отметить причины своего выбора, где единственной причиной для поощрения является любопытство или стремление к новизне.

Аналогичная схема может быть использована и применительно к пространственным описаниям, где также стоит сформировать перечень пространств или территорий.

По мере освоения слушателем всех пунктов перечней, содержащих новизну восприятий, следует переходить к их синтетической переработке и построению целостных картин эмоциональных пространств.

Это может быть как письменное задание в виде сочинения, так и устное описание. Фактически речь идет о фантазийном объединении отдельных пунктов из перечня.

Такая работа должна поощряться тем сильнее, чем больше пунктов перечня с отмеченной слушателем новизной было объединено им в целостную картину.

Фактически речь здесь идет о примитивной компьютерной программе, работа с которой будет занимать до 90% от общей продолжительности тренинга.

Как мы предполагаем, эффективность данной программы будет напрямую зависеть от непонимания слушателем принципов ее работы.

Наибольшую эффективность она может показать при работе с детьми и подростками, которым в качестве поощрения может быть достаточно одобрений или бонусных баллов, которые они смогут обменять на игрушки.

Использование данной методики для развития творческих способностей у взрослых людей может оказаться не менее эффективным, чем у детей, если будет проработан подходящий механизм поощрения, способный выступать в качестве стимула для взрослого человека. Создание подобных обучающих программ способно коренным образом изменить подходы к обучению, однако, представленные нами умозаключения являют собой лишь общие ориентиры и требуют дальнейших исследований и апробации.

Список использованных источников

  • 1. Юнг, К.Г. Структура и динамика психического / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2008. 480 с.
  • 2. Спиридонов В. Задачи, эвристики, инсайт и другие непонятные вещи // Логос. 2014. № 1. С. 97-108.
  • 3. Fanciulli M., Norsworthy P.J. and other. FCGR3B copy number variation is associated with sus ceptibility to systemic but not organ-specific, autoimmunity. Nature Genetics. 2007. 39(6), p. 721-723.
  • 4. Горлов И.П., Горлова О.Ю. Движущий отбор в ходе эволюции человека. Вавиловский журнал генетики и селекции. 2007. Т. 11. № 2. С. 363-372.
  • 5. Волощук И.С., Рудик Я.М. Интеллект и другие составляющие психики человека. Наука и Мир. 2014. Т. 3. № 2 (6). С. 186-195.

Герман Лопаткин

аспирант факультета социальных наук ННГУ им. Лобачевского

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/practice/prakticheskaya-psikhologiya/322-kak-razvit-tvorcheskie-sposobnosti

Раскройте свои таланты — развивайте креативность!

Творческие способности

Многие люди считают, что креативность — это свойство, дарованное свыше, некая особая врожденная черта, с помощью которой человек способен генерировать творческие идеи и создавать гениальные произведения искусства.

Но современная психология придерживается совсем другого мнения: человек рождается с определенными задатками, которые в процессе целенаправленного развития формируют креативность и другие творческие способности. А уже последние, в свою очередь, являются компонентами таланта.

Можно очень просто объяснить этот процесс словами Максима Горького, который говорил, что нельзя нарубить дров, не умея держать в руке топор, а хорошее произведение не напишешь, не зная языка.

Стать креативным и талантливым может каждый, но для начала следует знать особенности их формирования и развития.

Прочитав эту статью, вы найдете взаимосвязь понятий креативность, интеллект талант, а также узнаете, как совершается диагностика креативности.

Креативность – способность к творчеству

Впервые понятие «креативность» использовал Д. Симпсон в 1922 году, обозначая ее способностью человека отказываться от стереотипных способов мышления. [quote]В общем виде, многие исследователи обозначают креативность как общую способность к творчеству, когда человек способен порождать оригинальные идеи, принимать необычные решения, избегать традиционных схем мышления.[/quote]

За долгие годы исследования этого феномена был накоплен огромный объем материала, но на данное время, все же, не существует четкого определения понятия «креативность» в психологии в силу его широты и многогранности.

Чтобы лучше разобраться в этой проблеме, следует коснуться знаменитой теории Дж. Гилфорда, который мышление человека разделял на два вида: дивергентное и конвергентное.

Первое связано со способностью личности порождать большое количество различных решений, основываясь на однозначных исходных данных. Второе связано со способностью находить единое правильное решение при наличии множества разных условий.

Креативность Гилфорд соотносил с дивергентным мышлением, а интеллект – с конвергентным.

В то время креативность напрямую отождествляли с дивергентным мышлением, выделяя шесть основных параметров креативности:

  • «беглость мысли» — общее количество идей, которые возникают в определенный промежуток времени;
  • способность обнаруживать и формулировать проблему;
  • оригинальность – умение генерировать идеи, которые отличаются от шаблонных взглядов, нестандартно реагировать в различных ситуациях;
  • гибкость – способность продуцировать различные идеи;
  • способность принимать решения – способность к таким операциям мышления, как анализ и синтез;
  • способность добавлять новые детали к объекту, тем самым делая его более совершенным.

Современные исследователи, характеризуя понятие «креативность», дополнили его описание следующими характеристиками:

  • способность к интуиции;
  • способность к преобразованию – это умение достигать собственного результата, преобразовывая предыдущие достижения общества;
  • способность прогнозировать;
  • способность создавать ассоциации – умение сближать разные понятия;
  • способность импровизировать – возникает на основе вдруг возникнувшей ассоциации, без подготовки;
  • синестезия – это особое состояние, также связанное со способностью к ассоциированию, когда ощущения одной модальности вызывает ощущения другого рода, например, прослушивание определенной музыки вызывает ощущение какого-то вкуса или запаха;
  • широкий фокус внимания.

Изучая связь между понятиями креативность, интеллект, талант, пришло время проанализировать понятие таланта. В психологии долгое время существовали споры насчет происхождения таланта. Одни исследователи считали, что это врожденное качество, а другие говорили о его полном формировании именно в процессе развития личности.

На современном этапе развития психологии талантом принято считать результатом взаимодействия врожденных задатков и обучения, в процессе которого формируются способности к определенной сфере деятельности. Высокий уровень развития этих способностей принято считать талантом.

Очевидно, что креативность личности, являясь творческой способностью, играет одну из главных ролей в становлении таланта. Творчество и креативность неразрывно связаны между собой, ведь деятельность талантливого человека невозможна без творческого подхода.

Вы можете назвать себя креативным человеком?

Творчество и креативность настолько взаимосвязаны, что многие методики изучения креативности созданы с достаточно интересным творческим подходом.

Достоверные результаты тестирования может дать только профессиональный психолог, исследуя личность в комплексе с другими ее особенностями. Поэтому сейчас у вас есть возможность ознакомиться с частью одного знаменитого теста креативности.

Этот тест поможет вам не только лучше понять уровень собственной креативности, но и развить ее.

Методика «Эскизы»

Вам нужно взять цветные карандаши и альбомный лист. На этом листе следует нарисовать сорок кругов одинакового размера. Расположить их нужно так, чтобы оставалось место для рисунка, связанного с каждым кругом.

Задание очень простое: «Нарисуйте все, что желаете, используя круги, изображенные на листе бумаги». Время выполнения задания: 3-20 минут, в зависимости от возраста человека и уровня его общего развития.

Интерпретация результатов совершается по нескольким параметрам:

  • оригинальность – оригинальным считается рисунок, который не повторяется среди всех остальных;
  • гибкость – делим рисунки на категории (например, животные, лица, явления и прочее) и подсчитываем количество этих категорий;
  • художественные и эстетические компоненты – по виду рисунков определяются художественные способности человека;
  • выход за пределы задания – наличие нестандартных решений, которые не оговаривались в инструкции (например, объединение нескольких кругов одним рисунком).

Тест на креативность:

Приступим к саморазвитию

А сейчас пришло время узнать, как же можно самостоятельно развить креативность. Для этого ознакомьтесь с советами психолога и попробуйте провести упражнения на развитие креативности.

  • Сложите для себя 10 спонтанных заданий и установите время на их выполнение. Четко придерживайтесь составленного плана. Например, утренние пробежки в разных местах города, ежедневно в 8.00 утра. Договоритесь сами с собой, что каждый день во время этих пробежек будете слушать в наушниках разную музыку.
  • Определите несколько дней в месяце, когда вы будете принимать спонтанные решения. Например, каждую субботу вы весь день будете, не задумываясь, совершать все позитивные действия, которые приходят вам в голову. Между прочим, так вы не только разовьете креативность, но и подымите себе настроение и самооценку. Например, пойдите на улицу с фотоаппаратом и фотографируйте интересные события или людей. В теплое время года можете поехать в лес собирать грибы или землянику.
  • Упражнение «Что, если бы». В свободное время, особенно в те моменты, когда вас сильно что-нибудь тревожит, сядьте и продолжите эту фразу. Поговорите с самим собой, придумывая различные ходы событий идеи и их решения. Это упражнение можно проводить и в компании друзей, так игра может перейти в настоящую живую дискуссию, где вы услышите множество креативных мыслей и идей. Например: «Что, если бы я уехал жить в другую страну», «Что, если бы мне пришлось очутиться на необитаемом острове», «Что, если завтра случится конец света».
  • В свободное время сосредоточьтесь и придумайте 10 экзотических имен. Это могут быть не только имена, но и названия вымышленных животных, городов и стран.
  • Такое же упражнение можно проделать и на рисунке. Возьмите лист бумаги, цветные карандаши или краски и нарисуйте несуществующее животное. Если у вас есть дети, можете выполнять это задание вместе с ними – вы будете развивать креативность, а ребенок, в зависимости от возраста, воображение, память и мышление.
  • Попробуйте написать стихотворение. Если вы никогда раньше этим не занимались, то вам может показаться, что вы просто не способны выполнить такое упражнение. Но помните, что даже великим поэтам приходилось трудиться над рифмами, ведь далеко не всегда они появлялись спонтанно. Главное – начать, придумать первую рифму, а дальше вы можете сами удивиться, насколько креативным являетесь.
  • Сосредоточьтесь и придумайте как можно больше способов, минимум 20, как можно использовать определенный предмет. Окиньте взглядом комнату и первый предмет, на котором остановится ваше внимание, станет участником вашего эксперимента. Это может быть все, что угодно: стол, кровать, книга, компьютер, носки и прочее. Не смейтесь, креативность личность формируется различными способами.
  • Придумайте, как можно связать между собой два различных предмета, чтобы получить нечто новое и полезное. Помните, понятие креативность включает развитую способность устанавливать ассоциации. Например, если соединить музыкальный плеер и книгу, получится аудиокнига.
  • Возьмите любое слово и используйте его как аббревиатуру, которую нужно расшифровать так, чтобы получилась фраза со смыслом. Это упражнение поможет вам со временем генерировать более серьезные идеи, которые начнут возникать спонтанно.

Читать далее..

Загрузка…

Источник: http://www.manalfa.com/samorazvitie/kreativnost-intellekt-talant

Творческие способности

Творческие способности

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. 6

1.1. Педагогические теории о развитии творческих способностей младших школьников. 6

1.2. Формы и методы развития творческих способностей в процессе внеклассной деятельности. 13

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников во внеклассной деятельности. 19

2.1. Диагностика развития творческих способностей младших школьников во внеклассной деятельности. 19

2.2. Формирующий этап. 27

2.3.Контрольный этап. 33

Заключение. 37

Список использованной литературы.. 39

Введение

Актуальность. Вопрос о сущности красоты всегда волнует людей. Меняются времена и вместе с ними изменяются понятия о красоте,
но радостное ощущение ее присутствия остается и становится мерилом духовного развития.

https://www.youtube.com/watch?v=1BD0JrP8Tjs

Искусство является универсальным средством формирования и развития познавательных и творческих способностей, образного пространственного мышления эмоциональной сферы эстетического сознания личности.

Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Жизненное правдивое, реалистическое искусство имеет большое значение в идейном вооружении народа, в решении важных задач.

Теоретическое обоснование творческих способности личности представлено в трудах Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Дороновой и других.

В теории школьного воспитания имеется ряд исследователей, посвященных развитию творческих особенностей детей. Исследователи отмечают возможность передачи детьми образов музыки и образов драматизации в рисунках.

Нетрадиционные техники рисования позволяют детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. Т.С.

Комарова предлагает группировать разные виды художественной деятельности и виды искусства в своеобразные блоки – циклы содержательной работы с детьми [11, с.24].

Объект исследования – творческие способности детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – процесс развития творческих способностей младших школьников в процессе внеклассной деятельности.

Цель исследования – разработать эффективные педагогические пути – средства для развития творческих способностей младших школьников во внеклассной деятельности.

Гипотеза – мы предполагаем, что развитие творческих способностей во внеклассной деятельности будет успешным, если реализовать следующие педагогические условия:

– сочетание традиционно-репродуктивных методов обучения с художественно-продуктивными;

– проведение педагогической диагностики развития художественно-творческих умений у младших школьников.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

– исследовать теоретико-методические основы развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста;

– определить уровень развития творческих способностей младших школьников;

– апробировать методы развития творческих способностей младших школьников.

Методологической основой исследования является положения психолого-педагогической науки о сущности процесса творческого развития личности.

Теоретической основой являются труды Е.А.Флериной Т.С.Комаровой, Е.И.Игнатьева, Б.И.Теплова, Н.В.Подьякова, И.Я.Лернера, Н.Л.Сакулиной, Н.А.Ветлугиной, Т.Г.Казаковой, А.Лилова, Д.С.Рубинштейна, П.И.Якобсона, С.П.Козыревой, Е.Я.Трусовой, Б.Г.Ананьева, Л.А.Венгера, Т.В.Лаврентьевой, У.А.Карамзиной и т.д.

При решении постановленных задач использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической; методической литературы.

2. Изучение программ по данной теме.

3. Наблюдение.

4. Педагогический эксперимент.

5. Проведение контрольных тестов.

Практическая значимость исследования: заключается в использовании результатов исследования учителями начальных классов

и воспитателями детских садов, а также родителями для работы с детьми младшего школьного возраста.

Опытно-экспериментальной базой исследования является кружки «Бусинка» и «Паутинка» Абагинской средней общеобразовательной школы Амгинского улуса.

Структура исследования: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

1.1. Педагогические теории о развитии творческих способностей младших школьников

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе рисования, лепки, аппликации учащийся испыты­вает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается [1, c.62].

В работе над изображением ребенок приобретает различные знания, уточ­няются и углубляются его представления об окружающем. Созда­вая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, за­поминает их характерные особенности и детали, овладевает изоб­разительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать.

Недаром еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель и многие отечест­венные педагоги.

Занятия рисованием и другими художествен­ными деятельностями создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, и важно помочь детям осуществлять такое общение [21, c.62].

Работы отечествен­ных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческие деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, сни­мают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, припод­нятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в пе­дагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий ху­дожественной, творческой деятельностью. Здесь каждый школьник может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Свое понимание творчества, известный исследователь А.Ли­лов выразил так: “…творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть ко­торых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты творчества таковы:

— творчество есть общественное явление,

— его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и, особен­но в том, что оно является высшей концентрацией преобразую­щей роли сознательного общественного субъекта (класса, наро­да, общества) при его взаимодействии с объективной действи­тельностью” [15, c.91].

Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового.

Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей млад­шего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, учащийся младшего школьного возраста создает субъективно новое, новое для се­бя.

Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществил и материализо­ван в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах дея­тельности, выработанных общественно-исторической практикой.

Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Имен­но взрослый является носителем этого опыта и его передатчиком. Усваивая этот опыт, ребенок развивается.

Вместе с тем и сама изобразительная деятельность, как типично детская, вклю­чающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разносто­роннему развитию ребенка.

Известный советский педагог В.Н.

Шацкая, говоря о детском творчестве и его значении для формирования личности ребенка, подчеркивала: “Мы детское художественное творчество рассматриваем в условиях общего эстетического воспита­ния скорее как метод наиболее совершенного овладения опреде­ленным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных цен­ностей” [24, с 8].

Известный исследователь детского творчества Е.А.

Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительно­сти в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое пос­троено на работе воображения, на отображении своих наблюде­ний, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» [22, с.181].

Волков Н.Н., характеризуя изобразительное творчество ш­кольников, писал: “Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышле­ние, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью).

Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внима­тельно присматриваться, быть наблюдательными — значит сде­лать их представления ясными, более полными.

Это поможет де­тям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими” [5, с.70].

скачать за 100 руб

после оплаты нажмите на кнопку “Вернуться на сайт” – документ будет скачан автоматически
Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.

Источник: https://mirznanii.com/a/179192/tvorcheskie-sposobnosti

ovdmitjb

Add comment