Irvuz

Цели и мотивы самопознания

Содержание

Готовность к самопознанию студентов психологического факультета

Цели и мотивы самопознания

На современном этапе формирования высшего психологического образования, учитываются не только профессиональные качества будущих специалистов-психологов.

Обоснованно считается, что и личностные качества студентов-психологов имеют очень важную роль в становлении их как профессионалов, осуществляющих общественно полезную деятельность в социуме.

В современной научной и практической психологии делается акцент на то, что развитие личностных качеств психологов, особенно на этапе формирования их как специалистов, детерминирует формирование их профессиональных качеств.

Именно поэтому необходимо знать и вовремя распознавать, в процессе профессионального развития личности студентов-психологов, имеющиеся у них сложности в общении и взаимодействии с другими людьми и в понимании самих себя.

Нужно психологически помогать студентам-психологам на раннем этапе их становления в профессии, надо психолого-педагогически сопровождать их на пути профессионального становления, которое активно осуществляется во время обучения в ВУЗе. Сфера профессиональной деятельности психологов относится к системе общественных отношений «человек-человек». В этой связи требуется целенаправленно развивать те личностно-профессиональные качества студентов-психологов, которые непосредственно влияют на их отношение к самим себе, на их общение и взаимодействие с другими людьми.

Значение самопознания для человека отмечалось мыслителями различных эпох (Сократом, Г. Гегелем, С.Л. Франком, Н.А. Бердяевым и другими). Влияние самопознания на профессиональное становление подчеркивалось Р. Бернсом, Г.Г. Гранатовым, И.Ф. Исаевым, В.А. Кан-Каликом, Я.А. Коменским, А. Маслоу, Б.Т. Лихачевым, Н.Д. Никандровым, Г. Олпортом, В.Т. Пуляевым, К. Роджерсом, Р. Штейнером и другими.

В современное время появился ряд работ, показывающих необходимость формирования у студентов готовности к жизнедеятельности, саморазвитию, самообразованию, самореализации (М.Т. Громкова, КМ. Дурай-Новакова, НА. Заенутдинова, И.Б. Котова, А.А. Леонтьев, В.Т. Пу-ляев, Е.Н. Шиянов и др.)

Психолог, не умеющий познавать себя и мир, не способен помочь оказать психологическую помощь клиенту. Следовательно, «готовность к самопознанию» является профессиональным качеством личности будущего психолога. Оно помогает ему понять человека, его внутренний мир.

Актуальность темы связана с проблемой готовности к самопознанию студентов психологического факультета.

Объектом в настоящем исследовании является самопознание студентов психологического факультета.

Предметом исследования являются особенности готовности к самопознанию студентов психологического факультета.

Цель исследования заключается в анализе готовности к самопознанию студентов психологического факультета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать понятие самопознания и охарактеризовать области самопознания;
  • обозначить цели и мотивы самопознания как процесса;
  • выделить способы самопознания;
  • рассмотреть профессиональную направленность и проблему развития личности студентов;
  • проанализировать социально-психологические особенности студентов-психологов.

В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:

  • теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
  • систематизацию, обобщение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Общая характеристика самопознания

1.1. Понятие самопознания. Области самопознания

Утверждение ценности самопознания и саморазвития прослеживается во многих религиозных, философских, психолого-педагогических концепциях.  В религиях Древнего Востока разработана целостная система самопознания и саморазвития, которая выступает средством постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной.

В христианстве самопознание есть открытие в себе Божественного начала, а саморазвитие – путь постижения Бога через веру и приобщение к таинствам церкви.

В гуманистически ориентированной психологии и педагогике потребность в самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение ее позволяет ему реализовать себя в полной мере, выполнить ту миссию, то предназначение, которые ему предписаны жизнью.

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми.

Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личность растущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.

В этом направлении двигаются и педагогическая мысль, и практика работы образовательных учреждений: от идеи получения наперед заданных результатов личностных свойств, знаний, умений, навыков – к идее развития молодого человека; от идеи всестороннего развития – к идее саморазвития и создания условий для ее существования.

Самопознание и саморазвитие нуждаются в тактичном сопровождении со стороны Учителя, который, не навязывая стереотипов, вовремя поддержит, окажет помощь, даст совет, научит обращаться к собственному опыту или к опыту других людей.

Самопознание – это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т.п.

А.Р. Лурия, изучавший в 30-е годы XX столетия психологические особенности крестьян в Средней Азии, выявил, что многие просто не понимали вопроса, когда их просили оценить себя другие, уяснив, что от них требуется, говорили: «Спросите у соседей обо мне, они лучше знают».

Человека высокой культуры и образования выражение «Познай самого себя» наводит на серьезные размышления, ставит перед ним новые философские вопросы.

В процессе самопознания необходимо выделить сферы и области собственной личности, которые мы желаем познать. Американский психолог У. Джемс в качестве познаваемых элементов в сознании человека выделяет: физическую личность, социальную личность и духовную личность.

Физическая личность – это телесная организация человека и все то, что принадлежит человеку или составляет его окружение.

Социальная личность – это признание в нас личности со стороны других людей.

У. Джемс отмечает, что у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление.

Духовная личность – это полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств.

Все три типа личностей иерархически организованы. Высший уровень у Духовной личности, низший – у физической.

Отечественный психолог В. В. Столин в человеке выделяет три уровня его организации: организм, социальный индивид и личность.

Как биологический индивид (организм) человек характеризуется определенной конституцией, типом нервной системы, нейродинамическими свойствами мозга, разнообразными биологическими потребностями.

Социальный индивид – способностью осваивать окружающий мир, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения. Личность – способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать свое поведение в системе отношений с окружающими людьми.

Эти уровни иерархически организованы, высший из них – личность, низший – организм.

Мы можем познавать себя на всех трех уровнях, т.е. своих особенностей как биологического индивида, как социального индивида и как личности.

Личностно-характерологические особенности: качества личности и свойства характера, в которых выражается отношение к другим людям (доброжелательность, общительность, вежливость, уступчивость и др.

); к деятельности, труду, учебе (инициативность,исполнительность, трудолюбие и др.

); к самому себе (самоуважение, уверенность – неуверенность); к вещам (бережливость, аккуратность, опрятность); к природе; к искусству; к науке и т.п.

Мотивационно-ценностная сфера личности – самопознание в себе собственных побуждений, интересов, мотивов, ценностей, которые определяют деятельность и поведение.

Эмоционально-волевая сфера личности – познание своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, умения мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость, целеустремленность и др. Сфера способностей и возможностей – анализ своих способностей в разных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов.

Познавательная сфера личности – осознание и понимание функционирования психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; свойств и качеств своего ума, внимательности, способов решения жизненных и профессиональных задач.

Сфера внешнего облика, особенностей темперамента – самоанализу подвергается собственный облик, внешний вид, походка, манера держать себя, разговаривать, а также свойства, которые в своей совокупности определяют темперамент.

Сфера отношений с другими людьми, социальным окружением – человек анализирует, как складываются его связи с другими – близкими и не очень близкими людьми, как строится взаимодействие, анализирует стратегии собственного поведения, конфликты и барьеры.

Сфера деятельности – важно знать, какими знаниями, умениями, навыками, способностями обладает человек, как он их использует в жизни и деятельности, как их у себя развивает.

Сфера собственного жизненного пути – каждый человек в той или иной степени анализирует прожитое, подводит какие-то итоги, строит планы на будущее, занимается прогнозированием и самопрогнозированием собственной личности.

Перечисленные сферы самопознания могут «располагаться» как во внешнем, так и во внутреннем мире.

Познать себя во внешнем мире – значит оценить свое поведение, свои поступки, выявить собственные возможности и способности, необходимые для выполнения деятельности, для общения.

К внутреннему миру принадлежат наши чувства, переживания, мечты, намерения, мысли и многое другое. Открытие и познание своего внутреннего мира не менее интересное и увлекательное занятие, чем познание своего поведения в мире внешнем.

Области самопознания. 3. Фрейд в структуре личности выделяет Эго, или Я, Супер-Эго, или Сверх-Я, находящееся одновременно и в сфере сознания, и в сфере бессознательного, представляющее по своей сути нормы, ценности, различного рода запреты, выработанные человечеством. По К.

Юнгу, личность представляет собой сочетание Эго – реальное Я человека; Маска – то, каким человек желает казаться перед другими людьми; Тень – область бессознательного, куда вытесняются все те качества, которые неприятны человеку, вызывают у него тревогу и которые он не желает считать своими.1

Самопознание любого из нас сопряжено с познанием нами других и другими нас. Что знаем мы о себе, но об этом не знают другие? Что знают о нас другие, но не знаем мы?

В соответствии моделью Д. Лафта и Г. Ингрома можно представить, что каждый человек несет в себе как бы четыре «пространства» своей личности. Арена охватывает то, что я знаю о себе и знают об этом окружающие меня люди.

Слепое пятно – это то, что знают обо мне другие, но не знаю я сам. Видимость – то, что я знаю о себе, но другие могут об этом и не подозревать. Неизвестное — это то, что я не знаю о себе и чего не знают другие.

С учетом этого задача самопознания заключается в том, чтобы как можно в большей степени расширить свою Арену, свести к минимуму Неизвестное, по мере необходимости сузить область Слепого пятна и четко определить свою позицию относительно Видимости (что действительно надо скрывать от других, а что можно открыть и выгодно использовать для достижения собственных целей).

Использование этой модели позволяет личности более наглядно представить себя во взаимодействии с другими людьми.

1.2. Цели и мотивы самопознания как процесса

К предельно широким целям самопознания относятся познание своей личности в целом и познание жизненных целей.

Встречаются люди, которые целью самопознания ставят познание себя как личности, своей Я-концепции не только на уровне сознания, но и на уровнях бессознательного и сверхсознания (высшее бессознательное).

Такое самопознание само по себе может превращаться в жизненную цель, вытесняя все другие цели жизни на второй план.

Обычный же человек, интуитивно ощущая принципиальную незавершенность самопознания, ограничивает свое самопознание определенными реальными рамками, достаточными, чтобы жить, творить, саморазвиваться.

Другой широкой целью самопознания являются жизненные цели.

Каждый из нас задавал себе вопросы: чего я хочу добиться в жизни? Какую профессию мне выбрать? Желаю я быть руководителем или подчиненным?

Познание жизненных целей придает самой жизни устойчивость, целенаправленность,осмысленность. В то же время существует немало людей, которые не задумываются над жизненными целями.

Источник: http://stud24.ru/psychology/gotovnost-k-samopoznaniju-studentov-psihologicheskogo/460218-1742463-page1.html

Саморазвитие: цели и мотивы

Цели и мотивы самопознания

Саморазвитие личности человека – это труд, который длится всю жизнь. Он неотъемлемо взаимосвязан с личностным ростом и бесконечным изменением духовной составляющей. Итоговый результат – это жизненный успех, процветание.

Саморазвитие и самопознание

Предпосылками для погружения в эту плоскость служат многочисленные проблемы, которые всем знакомы. Например:

  • Неуверенность в себе;
  • Отсутствие стремления;
  • Когда мало что приносит удовлетворение. Вы не испытываете радость;
  • Когда вам кажется, что вокруг только одни проблемы;
  • Когда вы замыкаетесь в себе;
  • Когда вы себя не любите.

И отправной точкой тут выступает самопознание. Прежде чем прорабатывать что-то в себе, вы обязаны знать и детально понимать что в вас есть. В ходе осмысления себя как личности вам предстоит изучить свои психические и физические особенности.

Иначе говоря – познать свой дух и тело. На формирование этого знания потребуется достаточно много времени. И если вы восполняете этот пробел в зрелом возрасте, то значит, что придется наверстывать все, что упустили еще в детстве. Именно тогда мы начинаем познавать себя и окружающий мир.

Существует три области осознания себя:

  • Низший (организм);
  • Социальный (коммуникации, усвоения навыков и норм поведения);
  • Личностный (принимаются решения и совершается выбор самостоятельно, строятся линии поведения и отношений с окружающими).

Наше Я, которое складывается в результате развития себя, служит относительно устойчивым образом. Он имеет определенную степень осознанности представления личности о самой себе. Это итог, который получается из оценки себя в различных ситуациях.

А также из мнения окружающих о себе и сравнения себя с ними.

Наиболее честное и правдивое видение самого себя позволит максимально эффективно взаимодействовать с окружением. Проще говоря – принятие самого себя таким, какой ты есть. И когда этот путь проделан, только тогда можно обдумать цели для саморазвития.

Необходимость развивать себя

Неважно какого вы вероисповедания, какому философскому учению отдаете предпочтение и формам воспитания привержены. В вопросах личностного роста религия, философия, психология и педагогика единодушно сходятся во мнении, что это путь к самореализации. Обретению смысла жизни, а также становлению индивидуума именно тем, кем она способна быть, а не выполнению навязанной извне роли.

Работа над собой обеспечивает человека способностью к развитию и самосовершенствованию. Присутствие обоих этих факторов позволяет достичь полноты бытия, способности радоваться повседневным вещам. Получать удовольствие от всего происходящего вокруг, а также открыть для себя стремления.

Самостоятельная работа в развитии себя как личности трудна. Она требует специальных знаний. Часто люди путают процессы, которые к нему не относятся и неправильно ставят цели по саморазвитию. Поэтому изначально важно определить, что относится к нему, а что нет.

К личностному росту не относятся:

  •  Целенаправленное движение к достижению власти над другими людьми;
  • Обретение или открытие каких-либо сверх способностей;
  • Конечный итог, когда можно сказать: я добился, я достиг;
  • Набор четких инструкций по достижению, строгий порядок правил, ведь все индивидуально;
  • Привлечение аудитории за счет пробуждения интереса к своей личности, ваши люди придут к вам сами;
  • Строгая приверженность выбранному в начале пути. В процессе труда над собой индивидуум смотрит на все внутри и вокруг себя, пробует новое. А затем от всего, что познал, берет лучшее.
  • Тайные знания. Саморазвитие и личностный рост – это выработка человеческих качеств за счет неустанного труда над собой, и никаких секретов.

Понимание того, что с вами происходит, позволит не тратить время на бесполезное. Не отвлекаться на те сферы, которые не нужны, которые являются ложными.

Мотивы саморазвития

Мотивация для работы над собой есть у каждого, просто порой мы ее не видим и не слышим. Это возникает потому, что нам постоянно некогда. Либо у нас проблемы с самопознанием. Либо все вместе. И вот тогда поможет прием, который активно используется в практической психологии: выйти из ситуации.

Если позволяют условия, можно уехать буквально на пару дней туда, где вас никто не будет трогать и беспокоить. Для некоторых ситуаций достаточно и пары часов: отключите телефон, Интернет, соцсети. Нужно найти уединенное место, где малолюдно, безопасно и тихо.

Выключите все проблемы, которые вас беспокоят, подумайте и посмотрите на все происходящее со стороны. Иногда в таких ситуациях помогают вопросы: Будет ли это важно через год, через три года, через 10 лет? И поверьте, многое встанет на свои места, а лишнее, навязанное отсеется.

Все мы хотим жить легко, уметь радоваться и смеяться от души. После выхода из ситуации и объективного спокойного взгляда на происходящее важно это состояние удержать. Здесь поможет определение своей собственной меры. Именно она позволит регулировать поведение и не сбиваться с первоначального курса.

Первое, что у вас появится – это стимул. Этот абстрактный, первоначальный мотив формируется под влиянием нужды, которая исходит изнутри. Затем чувство трансформируется в потребность. И тут вы уже осознанно признаете себе либо проблему, либо необходимость перемен.

Второе, что у вас появится – это активность. Как правило, мы начинаем искать информацию, которая поможет разобраться. После ее осмысления возникает план действий.
Третье, что у вас появится – это цель. Вы уже примерно видите, что нужно сделать. И тогда начинается планирование: разбивка пути на этапы и задачи. Затем – реализация намеченного.

Саморазвитие: цели и задачи

Личностный рост – это и есть саморазвитие, цель которого заключается в органичном существовании личности в мире. Это, безусловно, очень широкое понятие, однако конкретика достигается лишь при индивидуальной работе с каждым отдельно взятым человеком. У всех нас свое собственное понимание счастья, ценностей и благополучия.

Вот лишь небольшой список того, какие цели для плана саморазвития можно выбрать:

  • Корректировка существующих и улучшение качеств личности;
  • Жизненный успех и процветание;
  • Пробуждение созидательной энергии;
  • Решение эмоциональных проблем;
  • Выработка творческого мышления;
  • Обретение круга единомышленников;
  • Достижение уровня ученик-учитель, когда вы учите всех желающих тому, что познали, и учитесь у других брать новые вершины.

Важно понимать, что все цели, которые вы будете ставить перед собой, требуют времени. Ни в коем случае нельзя торопиться и поддаваться современному навязанному образу принятия быстрых решений.

Любая работа, связанная с созиданием, нуждается во вдумчивом подходе. Мало просто наметить желаемые цели. Крайне важно расставить их в порядке приоритетности, учитывая простоту и сложность реализации.

Трудные или многоступенчатые задачи лучше отодвигать в самый конец. У вас всегда должны быть определены цели по саморазвитию на год вперед. Тогда вы вовремя сможете скорректировать курс, если в силу каких-либо обстоятельств отклонились от него.

Помните, что тут нет соревнований и дедлайнов, нет чемпионов и отличников. Тут есть только вы и ваше стремление жить счастливо. Никогда ни с кем себя не сравнивайте, не берите чужие цели. Прислушивайтесь к собственным желаниям, потому что это ваша жизнь и только ваш путь.

Самая простая программа, с которой можно начать, выглядит примерно так:

  • Самопознание. Определите свои сильные качества, которые вы будете развивать, а также то, что не нравится и подлежит улучшению;
  • Наблюдение за собой, умеренная рефлексия. Анализируйте свое поведение в различных ситуациях и думайте почему вы среагировали так или иначе на внешние раздражители;
  • Постановка простых целей, тренировка силы воли и самодисциплины. Есть множество вещей, которые мы игнорируем. Например, заправлять постель. Делать зарядку. Начните с составления плана распорядка дня и выработки режима;
  • Практика медитаций и расслабления. Вам необходимо научиться просто выключать компьютер, уходить с рабочего места, отвлекаться в свое личное время на себя. Иначе вашему разуму будет очень тяжело, так как он нуждается в своих собственных перерывах на отдых. Найдите занятие по душе, которое будет вас радовать и расслаблять, оставляйте не менее двух часов в сутки на себя;
  • Постепенное исключение всего постороннего: от людей до вредных привычек. Как только вы начнете труд по самосовершенствованию, все лишнее вокруг вас начнет напоминать о себе. Окружение – недовольством, пристрастия – плохим самочувствием. Без страха и сожалений избавляйтесь и от тех, и от других;
  • Создаем здоровое тело для прекрасного духа. Когда основная часть пути позади, вам захочется выглядеть презентабельно, вы получите от этого искреннюю радость. При этом, не секрет, что дух тренировать гораздо сложнее, нежели тело. Без силы воли и стремления быть лучше не получится выглядеть так, как вы всегда мечтали.

Начинайте менять свою жизнь к лучшему уже сегодня. Не ждите понедельников, начала месяца или года. Привыкайте мечтать о том, как вам будет хорошо. Создайте образ улучшенной версии себя. Погрузитесь в него, прочувствуйте это состояние. Запомните. Откройте глаза, и действуйте.

Источник: https://salid.ru/stati/samorazvitie-celi-i-motivy

Мотивация. Как научиться себя мотивировать?

Цели и мотивы самопознания

Сегодня я хочу поговорить про феномен мотивации. Эта тема заезжена до дыр, сто раз исследована и разобрана. Тем не менее, такое ощущение, что большинство людей не понимают суть мотивации и бегают за этой эфемерной таблеткой, спасающей от любых проблем. Источник – Эзотерика. Живое Знание

Бросить курить, пить? Заниматься спортом? Заниматься развитием? Нам извечно не хватает одной простой штуки – мотивации. Что же это за зверь такой?)) Давайте сначала попробуем разобраться, а потом я изложу свои мысли по этому поводу. Сначала мы спросим у Википедии:

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Сначала всё нормально, это определение хорошо ложится и понимается) Но суть темы, на мой взгляд, начинает раскрываться в следующем абзаце:

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.

На самом деле, на этом уже можно статью заканчивать – тема раскрыта. Морковка спереди и морковка сзади…) Но давайте всё же разберемся в этом явлении.

Мотивацию традиционно разделяют на внешнюю и на внутреннюю, мы сейчас не будем вдаваться в терминологию и модальности, в разнообразие разных окрасов и смыслов мотивации – сейчас нам важно понять суть.

Внешняя мотивация и обстоятельства жизни

Внешняя мотивация – когда нас мотивирует внешние по отношению к нам обстоятельства. Это касается, в первую очередь, нашего развития. Когда человек перестает добровольно развиваться, мир его начинает учить с помощью пинков. Ежик птица гордая, пока не пнешь – не полетит.

Когда человек перестает стремиться к развитию, когда он не знает, чего хочет и к чему стремится, он переключается на внешнюю мотивацию, как бы доверяя себя миру. Мир и обстоятельства жизни помещают человека в такую среду (обстоятельства, события), в которой он просто не может не развиваться. Типа развивайся или умри.

Что поделать, если привыкли люди лелеять внешнюю силу и перекладывать на неё ответственность за свою жизнь и себя.

Внутренняя мотивация и качества лидера

Внутренняя же мотивация работает наоборот. Когда человек достаточно мотивирован, он начинает жить со смыслом. Ему много – спать по 8 часов, он не может сидеть, лежать, он не может не делать. Ему не нужны внешние пинки и обстоятельства.

Этой мотивацией можно человека зарядить, наполнить, но если она привнесена извне, она конечна. Когда кончится заряд, у человека будет снова упадок сил, упадок желаний, и самое страшное, что постепенно у него выработается иммунитет к этим внешним источникам мотивации. Они перестанут его заряжать, нужен будет всё сильнее и сильнее довод, всё сильнее контраст. Это путь утопии.

Вот отсюда я и хочу раскрыть саму тему, заявленную в названии статьи, можно назвать это неким инсайтом или выводом. Квинтэссенцией изучения и медитации на данную тему. Я хочу поговорить о взращивании внутренней мотивации.

Как посадить зерно мотивации и вырастить целое дерево

На мой взгляд, мотивация как внешний заряд или пинок нужна только тому, кто сам не знает, чего хочет. Я уже затрагивал эту тему в последних статьях на тему целей и потенциала. Когда человек не знает, чего хочет, он не может идти. Он не знает, куда идти. Это очень важная и большая проблема современного человека.

Погрязнув в заботах о выживании, в стремлении казаться лучше, чем есть на самом деле, часто просто некогда задуматься о целях жизни. О том, что действительно важно, о том, что наше или доставляет нам удовольствие. Истинное, настоящее удовольствие от жизни.

Это время суеты обычно быстро заканчивается, включается внешняя мотивация от мира, пинки, и время подумать о жизни вдруг внезапно находится (уволили, заболел, депрессия и т.д.).

Когда «вдруг» появляется время подумать, внимание человека заворачивается внутрь. Там он встречается с самим собой, и у него эта внешняя мишура обычно осыпается.

Все внешние навязанные мысли, смыслы и мотивации перестают иметь хоть сколько-нибудь важное значение, человек останавливается и неизбежно начинает думать о том, чего он от жизни, собственно, хочет.

Чего он хочет сам? Какие у него желания? К чему он идет?

У человека валятся и сыплются не его цели и смыслы. Оно и понятно, ведь есть немалая разница между “надо” и “хочу“. Так вот в эти чудесные моменты поиска себя человек избавляется от причин (чужих смыслов), которые он пытался реализовывать.

Постепенно человек находит, понимает, нащупывает свой смысл, свои желания и цели. Но это ещё не решает проблему мотивации. Почему?

Всё просто, но нелегко

Человек который знает, чего хочет, что ему нравится, начинать страдать, что у него этого нет. У него нет алгоритмов достижения и реализации этих желаний. Нет понимания, как это взять, но он непреодолимо этого хочет и чувствует, что это его.

Чтобы решить эту проблему, надо желание превратить в цель

Для этого надо расписать план достижения. Поразмышлять над разумными сроками достижения цели, расписать и сделать пошаговый план. Если цель большая, её делят на много маленьких. Как говорится, не пытайтесь съесть слона.

Если эту работу сделать, человек соединяет момент в будущем, который его греет и который является его смыслом, и настоящее. Он понимает, куда ему идти и что надо делать для реализации этих целей.

Когда он понимает, что надо делать, он не может спать и сидеть не делая.

После формирования своего плана и действительно своих целей, человеку для активации и встряхивания внутренней мотивации можно использовать очень простой прием – спрашивать себя каждый вечер: что я сделал для реализации своих целей? И что можно было сделать?

Есть такое понятие, как целостность и стремление к ней. Эта тема очень хорошо пересекается как с целями, так и с мотивацией. По сути, процесс жизни и обретения целостности сводится к тому, чтобы понять, что твое, и двигаться по этим точкам (целям/желаниям), собирая себя истинного. Подумайте над этим.

Недостаток мотивации можно описать как непонимание своей компетентности в реализации своих желаний и стремлений.

Если человеку показать, что это реально (это показывают, например, мотивирующие ролики и фильмы), это дает ему понимание компетентности. Если человек видит других, кто достиг похожего, это дает заряд мотивации.

Когда человек понимает, что это реально, он превращает желание в цель и начинает искать алгоритмы достижения цели. Строить план обретения целостности.

Итак, давайте подведем итог

Если человек не имеет внутренней мотивации, у него два варианта: бегать, как «наркоман»,  ища её снаружи, либо сесть на попу ровно и ждать очередного пинка от обстоятельств жизни, потому как ежик птица гордая.

Для настройки и реализации внутренней мотивации надо определить свои желания и стремления, набросать их на план и поставить цели, расписать шаги их реализации. После этого достаточно спрашивать себя: что я сегодня сделал для достижения целей?

Мотивация как пинок нужна только тому, кто не знает чего хочет. Она выведет человека из ступора и даст ускорение для понимания своих целей. Если о них не думать, мотивация сойдет на нет и постепенно выработается иммунитет к пинкам.

Самая лучшая мотивация  – знать, чего хочешь

Если говорить про план взращивания мотивации, то он будет таким:

  1. составить список своих целей (выписать 100 целей);
  2. просмотреть, есть ли лишние и не ваши, которые вас не греют;
  3. засунуть все эти желания в план, превратив их в цели;
  4. расписать шаги реализации целей;
  5. спрашивать себя: что я сделал? что ещё можно было сделать? – оглядываясь на план.

Кто дочитал — молодец!:) Спасибо за внимание и пишите комменты…)

: 2.29 (Проcмотров: 2611)

Читайте раздел Путь самопознания на портале эзотерики naturalworld.guru.

Источник: https://NaturalWorld.guru/article_motivaciya-kak-nauchitsya-sebya-motivirovat.htm

Рабочая программа дисциплины психология саморазвития специальность

Цели и мотивы самопознания

Сохрани ссылку в одной из сетей:

4. курса

Тема1. Психология самопознания и саморазвития:становление, предмет изучения

Понятия «самосознание»,«самопознание», «саморазвитие»,«са­мость». Историческиеаспекты проблемы самопознания. Проблемасамопознания в религиозных концепциях.Способы самопознания и его значение вжизнедеятельности индивида (буддизм,христианство, ислам).

Характеристика самопознания вфилософских концепциях. Проблема «Я»в рассуждениях Декарта. Проблема личноготождества в формулировке Паскаля.Ступени развития самосознания в концепцииГеге­ля («единичное самосознание»,«признающее самосознание», «всеобщеесамосознание»).

Значение самопознания в психологии.Роль самопознания в психоанализе(З.Фрейд, К.Юнг). Осознание субличностейв психосинтезе Р.Ас­саджоли.Показатели зрелой личности по Ф.

Перлзу(гештальтпсихология), проработканевротических уровней: «клише»,«искусственный», «тупик», «внутреннийвзрыв». Значение самопознания вгуманистической психологии (К.Роджерс).Место самопознания в бихевиоризме,когнитивной психологии, экзистенциальнойпсихологии. В.

В.Столин о проблеме «Я» впсихологии. Самоотношение и личностныйсмысл «Я» по С.Р.Пантилееву.

Структурная модель самосознания.Психофизиологическая идентичность,социальная идентичность, личнаяидентичность. Элементы идентичности:экзистенциальное «Я» (саморегуляция исамоконтроль), категориальное «Я»(самопознание и самооценка), переживаемое«Я» (самоощущение).

Тема2. Общая характеристика самопознания

Принципы самопознания. Принципинтериоризации, принцип социальногосравнения, принцип самоатрибуции,принцип смысловой интеграции.

Сферы самопознания.Личностно-характерологическиеособенности; мотивационно-ценностнаясфера личности; эмоционально-волеваясфера личности; сфера способностей ивозможностей; познавательная сфераличности; сфера внешнего облика; сфераособенностей темперамента; сфераотношений с другими людьми; сферадеятельности; сфера собственногожизненного пути.

Области самопознания: сознание,бессознательное. Осознание архетиповпо К.Юнгу. Модель Д.Лафта, Г.Инграма «ОкноДжогари» (арена, слепое пятно, видимость,неизвестное).

Я-концепция – совокупностьпредставлений о себе. СтруктураЯ-кон­цепции: Я-реальное,Я-идеальное, зеркальное «Я». Представлениео себе, формирование самооценки. ЗначениеЯ-концепции в жизнедеятельности человека.

Тема3. Самопознание как процесс

Общая характеристика самопознаниякак процесса. Обнаружение личностнойчерты; фиксация в сознании, соотнесениес ситуацией; установление причинно-следственныхсвязей; оценка относительно идеальногообразца; принятие или непринятие данногокачества.

Цели и мотивы самопознания.Широкие и узкие, реальные и нереальные,истинные и ложные цели самопознания.Специфический мотив самопознания.Интерес, стадии развития интереса.Неспецифические мотивы самопознания:мотивы, связанные с «Я»; мотивы, связанныес саморазвитием; мотивы других видовдеятельности.

Способы самопознания. Самонаблюдение(попутное, целенаправленное), самоанализ,сравнение себя с некоторой меркой,моделирование, осознание противоположностей.

Специальные средства. Индивидуальноеконсультирование психолога, работа вгруппе социально-психологическоготренинга.

Механизмы самопознания.Идентификация: перенос качеств другогона себя и перенос своих качеств надругого. Рефлексия. Элементы рефлексиипо модели М.Розенберга. Компонентырефлексивного «Я», измерения, фокусывнимания, области «самости», планы«самости».

Тема4. Практикум по самопознанию

Определения способности ксаморазвитию (А.И.Красило). Выявлениесоставляющих Я-концепции с применениемпроективных методик. Исследование«образа Я». Изучение самооценки припомощи методики ранжирования. Обучениесамопринятию по В.Г.Маралову.

Тема5. Понятие о развитии

Понятие о развитии. Развитие какпроцесс количественных и качественныхизменений; как физическое, нравственное,личностное изменение; как ценность.

Внутренний мир человека(субъективная реальность). внутреннего мира: «самовыражения Я»,«размышления о другом», «пла­нированиебудущего», «фиксация на препятствиях»,«чувственное воспри­ятие мира»,«фантазии».

Развитие субъективнойреальности. Периодизация В.И.Слободчикова.Событийная общность, самобытность.Кризисы рождения, кризисы развития.Стадии принятия, стадии освоения.

Ступениразвития: оживление, одушевление,персонализация, индивидуализация,универсализация.

Тема6. Саморазвитие личности: современноесостояние проблемы

Отечественные подходы к изучениюпроблемы саморазвития.Б.Г.Ананьев о значении общественногоопыта в развитии личности. Концепцияотношений личности В.Н.Мясищева. Понятие«социальная установка» Д.М.Узнадзе.

Механизмы регуляции социальноориентированного поведения в теорииШ.А.Надирашвили. Проблема саморегуляции,представленная Л.И.Анциферовой. Проблемаактивности личности, жизненной стратегиив трудах К.А.

Абульхановой-Славской.

Зарубежные подходы к изучениюпроблемы саморазвития. Понятие «аттитюд».Концепция М.Рокича: понятие «Я», ценностии аттитюды. Типология аттитюдов поМ.Фишбейну (аттитюд к действию, аттитюдк объекту). Роль самоактуализации вработах А.Маслоу. Развитие Я-концепциив теории личности К.Роджерса. Роль судьбыи отношения к ней человека по В.Франклу.

Понятие личностного роста впсихологии саморазвития. Личностныйрост или актуализация «Я» по К.Роджерсу.Взгляд А.Маслоу в понимании личностногороста. Личностный рост по В.Франклу.Понимание личностного роста К.Юнгом,А.Адлером, Э.Эриксоном, А.Менегетти.

Тема7. Саморазвитие как процесс

Формы саморазвития. Самоутверждение.Мотивы самоутверждения. Самосовершенствование.Роль самовоспитания. Самоактуализация.Характеристика самоактуализирующейсяличности по А.

Маслоу: принятие себя,других и природы; непосредственность,простота и естественность, центрированностьна проблеме; независимость (потребностьв уединении); автономия (независимостьот культуры и окружения); свежестьвосприятия; вершинные переживания;общественный интерес; глубокиемежличностные отношения; демократическийхарактер; философское чувство юмора;креативность; сопротивление окультуриванию.

Механизмы саморазвития.Самопринятие как механизм саморазвития.Условия самопринятия. Самопрогнозированиеличности. Характеристики самопрогнозирования:содержание и направленность; определенностьи неопределенность; устойчивость;временные характеристики. Группысамопрогнозов (ситуативные, перспективные,жизненно-целевые). Стратегии саморазвития.

Социальный опыт как условиеразвития личности. Мировоззрениеличности. Жизненная позиция. Образ жизни(активность или выжидание). Формированиемотива. Компоненты мотивации: потребностный(социальные и биологическиепотребности), «внутренний фильтр»(нравственный контроль, оценка своихвозможностей), целевой компонент (процессудовлетворения потребности, предметноедействие).

Самовоспитание как средствосаморазвития. Самостимулирование,самопрограммирование, самоинструктирование,самоконтроль, самоотчет.

Барьеры саморазвития: отсутствиесамостоятельности; прошлый негативныйопыт; стереотипы, шаблоны в поведении,ригидность; социальное влияние; неразвитыеспособности к самопознанию;несформированность механизмовсаморазвития; отсутствие навыковсамовоспитания.

Тема8. Практикум по саморазвитию

Диагностика способности ксаморазвитию. Оценка уровня самоактуализациипо опроснику А.Шострома. Методика«Мотивация аффилиации» (А.Меграбяни М.Ш.Магомед-Эминов). Методика определенияиндекса жизненной удовлетворенности.Изучение индивидуальныхтенденций саморазвития –тест смысложизненных ориентаций (СЖО)Д.А.Леонтьева.

Упражнение с идеальной моделью.Разработка индивидуальной программысамовоспитания (на примере программысамовоспитания С.Б.Елканова). Техникисаморазвития.

Психотехники, направленныена помощь в решении проблем. Метод,ориентированный на реконструкциюбудущего Ф.Мелджеса. Обучение аутогеннойтренировке. Автопортрет как методсаморегуляции личности.

Психическаясаморегуляция («Зарядка позитивногомышления»).

Тема9. Особенности самопознания и саморазвитияв детском возрасте

Самопознание и саморазвитие вдошкольном возрасте. Формированиепредставления о себе (Б.Г.Ананьев).Формирование оценочной деятельности.Развитие самосознания (идентификацияс телом, именем, притязание на признание,половая идентификация, психологическоевремя личности, социальное пространство).Стремление к самоутверждению.

Самопознание и саморазвитие вшкольном возрасте. Способность крефлексии. Развитие самосознания.Появление дополнительных возможностейдля саморазвития и самоутверждения.Формирование Я-концепции. Влияние рискана способы самоутверждения. КлассификацияБ.Г.Мастерова (физическийриск, социальный риск, риск самораскрытия).

Тема10. Самопознание и саморазвитие вовзрослости

Сферы самопознания и саморазвития.Роль профессиональнойдеятельности. Реализация человека всемье, в отношениях с другими, в досуговойдеятельности. Проблема кризисов и выходаиз них. Степень удовлетворенностижизнью. Тип «вечные юноши».

Биография, жизненный путьчеловека. Классификация жизненных(биографических) событий: в зависимостиот сферы жизни (биологические, социальные);происходят вокруг индивида, с ним самимили внутри него; индивидуальные;социокультурные; по степени массовости,повторяемости и предсказуемости.

Свойства событий: время совершениясобытия; длительность события,последовательность; когортные особенности;контекстуальная чистота событий;вероятность осуществления.

Тема11. Профессиональное саморазвитиеличности

Развитие профессионализма.Создание условий для саморазвития,самореализации сотрудников. Саморазвитиекак результат профессиональноготворчества.

Структура профессиональногосамосознания: сознание своей принадлежностик определенной профессиональнойобщности; знание, мнение о степени своегосоответствия профессиональным эталонам;знание человека о степени его признанияв профессиональной группе; знание освоих сильных и слабых сторонах, путяхсамосовершенствования, вероятных зонахуспехов и неудач; представление о себеи своей работе в будущем.

Характеристики профессиональногосаморазвития (А.К.Маркова): профессиональноесамосознание, принятие себя какпрофессионала; постоянное самоопределение;саморазвитие профессиональныхспособностей, самопроектирование.Стадии профессионального развитияД.Сью­пера (пробуждение, исследование,консолидация, сохранение, спад).

Тема12. Cамоменеджмент

Самоменеджмент. Диагностикаспособности к самоуправлению. Время вжизни человека. Жизненные перспективыличности и организация времени.

Анализ «поглотителей» времени.

Техника самоменеджмента. Системапланирования времени. Методика разработкиличных жизненных планов.

5. План практических и семинарскихзанятий

Раздел 1. Основысамопознания

Тема 1. Психологиясамопознания и саморазвития: становление,предмет изучения

Вопросы к семинару:

1. Структура индивидуальности.

2. Характеристика самопознанияв философских концепциях.

3. Значение самопознания впсихологии.

4. Анализ исследования самосознанияв психологии: У.Джемс, И.С.Кон, В.В.Столин,С.Р.Пантилеев.

Тема 2. Общая характеристикасамопознания

Вопросы к семинару:

1. Области самопознания: сознание,бессознательное (З.Фрейд, К.Юнг).

2. Сферы самопознания.

3. Понятие Я-концепции в структуреличности.

4. Я-концепция в различныхпсихологических теориях.

Тема 3. Самопознание как процесс

Вопросы к семинару:

1. Самопознание как процесс.

2. Средства и способы самопознания.

3. Механизмы самопознания.

4. Личностная идентичность поЭ.Эриксону.

5. Социальная идентичность вконцепциях: В.А.Ядова, Т.С.Баранова,Ю.Л.Качанова.

Тема 4. Практикум по самопознанию

1. Определения способности ксаморазвитию (А.И.Красило).

2. Иллюстрация к теме «Я-концепция»– шкала самовосприятия по Р.Бернсу.

3. Выявление составляющихЯ-концепции – проективная методика«Символические задания на выявление«социального Я» (по Б.Лонгу, Р.Зиллеру,Р.Хендерсону).

4. Исследование образа Я – опросникТ.Лири.

5. Методика исследованиясамоотношения С.Р.Пантилеева.

6. Изучение самооценки при помощиметодики ранжирования.

7. Обучение самопринятию поВ.Г.Маралову.

8. Диагностика уровня уверенностии удовлетворенности собой.

Раздел 2. Общая характеристикасаморазвития

Тема 5. Саморазвитие личности:современное состояние проблемы

Вопросы к семинару:

1. Самоопределение и самоактуализацияличности.

2. Ригидность и самореализацияличности.

3. Самоутверждение личности.

4. Притязания, саморегуляция иудовлетворенность личности.

5. Жизненные стратегии.

6. Зарубежные подходы к изучениюпроблемы саморазвития.

7. Отечественные подходы к изучениюпроблемы саморазвития.

Тема 6. Практикум по саморазвитию

1. Изучение индивидуальныхтенденций саморазвития – тестсмысложизненных ориентаций(СЖО) Д.А.Леонтьева.

2. Упражнение с идеальной моделью.

3. Разработка индивидуальнойпрограммы самовоспитания (на примерепрограммы самовоспитания С.Б.Елканова).

4. Диагностика способности ксаморазвитию.

5. Оценка уровня самоактуализациипо опроснику А.Шострома.

6. Методика «Мотивация аффилиации»(А.Меграбян и М.Ш.Ма­гомед-Эминов).

7. Методика определения индексажизненной удовлетворенности.

8. Диагностики ситуативнойсамоактуализации личности(Т.Д.Дубовицкая).

9. Психотехники, направленные напомощь в решении проблем.

10. Метод, ориентированный нареконструкцию будущего Ф.Мел­джеса.

11. Обучение аутогенной тренировке.

12. Автопортрет как методсаморегуляции личности.

13. Психическая саморегуляция(«Зарядка позитивного мышления»).

Источник: https://gigabaza.ru/doc/153295-p2.html

ovdmitjb

Add comment