Irvuz

Трансактный анализ Э. Берна

Берн Эрик: трансактный анализ как метод психотерапии

Трансактный анализ Э. Берна

Эрик Берн прославился во всем мире психотерапии и психологии за счет своей теории об общении людей между собой и отношении их к себе и окружающим.

Трансактный анализ Эрика Берна изучался многими психологами, которые сходились на том, что человек проживает жизнь действительно по тому сценарию, который заложен в детстве.

Многие слова родителей закладывают стереотипное поведение человека, это и определяет качество его жизни и общения. Что это такое – трансактный анализ как метод психотерапии? В чем его суть и польза для человека?

Что такое теория трансактного анализа Эрика Берна?

Ее принято считать психологической моделью, которая отображает анализ поведения и взаимодействие человека в группе и внутри себя. Эта теория приобрела большую популярность за счет доступности понятий и объяснения поведенческих реакций человека.

Главным постулатом здесь является то, что в определенных обстоятельствах человек может поступать в зависимости от того, какую из трех Я-позиций он принимает. Первым на эти позиции обратил внимание Берн Эрик. Трансактный анализ берет свое начало с психоанализа, поэтому рассматривает и изучает глубинные аспекты психики человека.

Для психотерапии важным моментом применения этой теории является утверждение о том, что каждая личность может научиться мыслить и отвечать за свои поступки, доверять прежде всего ощущениям и потребностям, принимать решения и выстраивать личные взаимоотношения. С этой позиции теория Эрика Берна является очень действенным методом помощи человеку в решении жизненных проблем.

Позиции в трансакциях

В этой теории легкая для восприятия структура личности – это три эго-состояния: Родитель, Ребенок, Взрослый. Каждое из них значительно отличается от другого, имея набор поведенческих характеристик, мышления и чувств.

Для психотерапевта очень важно понять, в каком состоянии человек поступает так или иначе, и что можно изменить в его поведении, чтобы он мог быть гармоничной личностью, о которой говорил Берн Эрик. Трансактный анализ предполагает три основных правила относительно этих эго-состояний:

  • Любой по возрасту человек был когда-то маленьким, поэтому может что-то делать под влиянием эго-состояния Ребенок.
  • Каждый (с нормально развитым мозгом) наделен способностью принимать адекватные решения и оценивать реальность, что свидетельствует о наличии у него эго-состояния Взрослый.
  • Все мы имели родителей или лиц, замещающих их, поэтому имеем данное начало, выраженное в эго-состоянии Родитель.

В основе психотерапии с использованием трансактного анализа лежит помощь в осознании человеком непродуктивных стереотипных поведения. Анализ трансакций, происходящий с помощью специалиста, помогает человеку стать более продуктивным в поисках решений, в осознании реальности, в постановке дальнейших целей.

Типы трансакций в психотерапии

Любые взаимодействия между людьми, речевые или невербальные, называются трансакциями в теории, которую вывел Берн Эрик. Трансактный анализ в рамках психотерапии предполагает изучение человеческих взаимоотношений, а также поиск решений возникающих проблем.

Специалисту важно определить, какие схемы привели к трудностям во взаимоотношениях. Бывает два вида вербальных и невербальных взаимодействий:

  • параллельные;
  • перекрестные.

Параллельные способы взаимодействия

Психотерапевт, работая с клиентом, определяет, какой вид трансакций был использован. Параллельные являются конструктивным видом взаимоотношений. В этом случае эго-позиции должны совпадать. Например, трансакция с вопросом “Как дела?” и ответом “Все хорошо!” произведена с позиции Взрослого. В этом случае никаких проблем при взаимодействии не возникает.

Перекрестные трансакции

Перекрестные могут спровоцировать конфликты. Это такое взаимодействие, при котором на стимул (вопрос или обращение) происходит неожиданная реакция с позиции другого эго-состояния. Например, вопрос “Где мои часы?” и ответ “Где бросил, там и доставай!” – трансакция с позиций Взрослого и Родителя. В этом случае может развиться конфликт.

Бывают еще скрытые трансакции (на психологическом и социальном уровнях). В этом случае важно анализировать стимулы людей, общающихся между собой.

Стимулы в общении

Для развития личности важно одобрение. Это одна из базовых потребностей человека. В теории трансактного анализа такое одобрение или стимул называется “поглаживанием”.

Такие моменты в общении могут нести позитивную или негативную окраску. “Поглаживания” бывают безусловными (просто за то, что человек есть) и условными (даются за поступки).

Последние как раз и окрашены эмоциями со знаком “+” или “-“.

В терапевтической практике специалист учит человека принимать такие стимулы или же не делать этого, особенно когда они негативные. Позитивные условные “поглаживания” также не всегда уместно принимать, так как человек приучается быть “хорошим”, то есть старается всем угодить, ущемляя при этом себя.

Важно также научить клиента отказываться от условий, которые выдвигаются при положительном стимуле, если они не соответствуют внутренним позициям человека, что особенно подчеркивал Берн Эрик.

Трансактный анализ помогает сфокусироваться клиенту на создании необходимых для него условий, где он может открыть в себе новые силы для принятия решений и так далее.

В терапевтическом контакте психолог должен научить человека принимать себя, тогда консультация будет успешной.

Честные и нечестные трансакции

Следующим моментом в изучении трансакций как метода терапии является анализ взаимодействий, определяющих времяпрепровождение личности. Это явление назвал структурированием времени Эрик Берн. Психоанализ склонен рассматривать его немного с другой стороны: с позиции защитных механизмов.

Существует шесть способов структурирования времени:

  • уход (манипулятивный способ воздействия на человека);
  • игры (серии скрытых трансакций, которые также “нечестно” манипулируют людьми);
  • интимность (сексуальные взаимодействия);
  • ритуалы (трансакции, обусловленные стереотипами и внешними факторами);
  • развлечения (достижение определенных целей для себя);
  • деятельность (получение воздействий от окружающих и достижение своих целей).

Последние три называются “честными”, так как не манипулируют окружающими. Психотерапевт во время беседы помогает выстраивать позитивные трансакции без манипулятивного поведения. Игры – это влияние на поведение людей. О них поговорим ниже.

Жизненные сценарии людей

Каждый человек живет по заданному в детстве сценарию, утверждал Эрик Берн. Психология жизненных сценариев людей напрямую зависит от позиций, принятых в детстве.

  1. Победитель – человек, добившийся целей, вовлекающий в борьбу других. В процессе терапии такие люди пересматривают свои жизненные позициии и манипулятивные игры, пытаясь выстроить продуктивные трансакции без негативного влияния на других.
  2. Побежденный – человек, постоянно переживающий неудачи, вовлекающий других в свои беды. Психотерапия для таких людей очень важна. В процессе беседы и анализа трансакций такие люди понимают причины своих неудач по жизни. Клиенты обучаются правильно реагировать на проблемы, не вовлекать в них окружающих, стараться выбраться из постоянных проблем.
  3. “Не-победитель” – лояльный человек, выполняющий все свои обязанности, старающийся не напрягать окружающих людей. Понимая в процессе психотерапии свой жизненный сценарий, такой человек принимает определенные решения в зависимости от потребностей и целей.

Все сценарии (более подробно о них можно прочитать в книге, которую написал Эрик Берн, – “Психология человеческих взаимоотношений, или Игры, в которые играют люди”) мы получаем в результате родительского программирования в раннем детстве.

Сначала перенимая их невербально, затем с помощью вербальных посланий. Они с течением жизни вытесняются из сознания, поэтому человек может и не догадываться, чем продиктовано его поведение.

Поэтому с проблемами, касающимися жизненных сценариев или конфликтных взаимодействий, важно обратиться к психотерапевту, знающему досконально теорию трансактного анализа.

Источник: https://FB.ru/article/221027/bern-erik-transaktnyiy-analiz-kak-metod-psihoterapii

Трансактный анализ Берна

Трансактный анализ Э. Берна

Трансактный анализ Эрика Берна одновременно является анализом и психокоррекцией жизни человека, его судьбы.
Каждый человек появляется на свет обладая способностью развивать свои потенциальные возможности во благо себя и общества, продуктивно, творчески, работать и радоваться жизни, быть свободным от психологических проблем…

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического кабинета Олега Матвеева, где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику.
Желаю Вам психического здоровья!

Сегодня, в рубрике Психоанализ и психотерапия, мы рассмотрим трансактный анализ как терапию взаимодействия и изменения жизни, судьбы.

Трансактный анализ Эрика Берна — основы:

Трансактная теория личности основана на анализе последней; анализе взаимодействий (собственно самом трансактном анализе), и на анализе жизненного сценария.
Все эти три составляющие определяют жизнь и судьбу человека.

Познание и осознание, посредством трансактного анализа, структуры своей личности, взаимодействия с другими людьми и своего сценария жизни, дает возможность человеку заметно улучшить свою жизнь, либо, при трагическом сценарии неудачника, изменить ее, вплоть до наоборот.

Составляющие трансактного анализа

В состав трансактного анализа входят три отдельные и логически завершенные, самостоятельные части.
Структурный анализ, транзактный анализ и сценарный анализ.

Структурный анализ

Структура личности человека состоит из трех частей (этажей). Э.Берн назвал их Я-состояниями личности (или Эго-состояниями), и для упрощения понимания, определил их как Родитель, Взрослый и Дитя (Ребенок).

Родитель
У каждого человека были родители или лица их замещающие, и все, что ребенок скопировал и сохранил в себе (интроецировал), воспринимая заботливое или критикующее, разрешающее или приказывающее (наказывающее) поведение своих родителей, продолжает жить в психике человека всю его жизнь, несколько модернизируясь и видоизменяясь.
Это и есть Я-состояние «Родитель».

Попросту говоря, в каждом из нас живут родители, которые, когда-то в детстве нас воспитывали, и они продолжают заниматься нашим воспитанием. Это проявляется в морали и нравственности, в предвзятости и предрассудках нашего нынешнего поведения.

Родитель в нас отвечает за нашу совесть.

Родитель занимает самый верхний этаж личности и является самым слабым звеном. Это можно легко наблюдать, когда человек пьянеет от алкоголя — первым засыпает Родитель, что очевидно в бессовестности и, порой, безнравственности, а иногда, и аморальности нашего поведения.

Взрослый Я-состояние Взрослого отвечает за тестирование реальности и оценку вероятностей.

Взрослый — это та часть личности, которая адекватно реагирует на ситуацию «здесь и сейчас». Это эго-состояние воспринимает и перерабатывает информацию в настоящем времени, словно бездушный компьютер. Также, Взрослый является посредником во внутренних отношениях Родителя и Дитя.

Дитя (Ребенок)
Каждый человек был когда-то ребенком, отголоски детства проявляются во взрослой жизни как Я-состояние «Дитя».

Дитя находится под тормозящим, разрешающим и провоцирующим влиянием Родителя.

Что проявляется в повторении, несколько измененного детского поведения (чувство вины, обиды, стыд, дурачливость, необоснованный страх, излишняя тревожность, ожидание чуда и волшебства, фантазии и сновидения, ребячество, протесты, негативизм, детский бунт, отрицание и др., сюда же относятся беззаботность, радость, веселье, смех и шутки).

Это эго-состояние отвечает за чувствительность и эмоциональность, за интуицию и творчество, а также за неадекватное поведение.

Говоря обычными словами, в каждом из нас живет маленький мальчик или девочка.

У психически здорового, удачливого человека все три Я-состояния личности живут и работают автономно не конфликтуя между собой, общее поведение находится под контролем Взрослого.

В случае внутриличностного конфликта, когда Взрослый теряет власть и не в состоянии регулировать отношения Родителя и Дитя, то у человека возникают различные тупиковые ситуации приводящие к психологическим проблемам: от плохого настроения до конфликтов во взаимоотношениях, депрессий, неврозов, психозов и суицидов (в том числе затяжных: алкоголизм, наркомания, курение, переедание, трудоголизм).

Цель структурного анализа выявить отношения между Я-состояниями личности и помочь человеку осознать и исправить внутриличностные проблемы, для дальнейшей адаптации и исключения структурной патологии.

Транзактный анализ

Взаимодействие между людьми состоит из набора транзакций. Транзакция — единица общения (взаимодействия). Один что-то говорит (стимул), другой — отвечает (реакция).

Например: — здрасте (стимул), — добрый день (реакция).

Обычно человек обращается из какого-то одного Я-состояния к тому же Я-состоянию собеседника.
Например: Взрослый — Взрослый — Сколько время? (стимул)

— Три часа. (реакция)

Родитель — Родитель — Какая нынче молодежь беспардонная… (стимул)

— И не говори… (реакция)

Дитя — Дитя — Давай прогуляем школу…

— А нас не накажут?

Такие транзакции называют прямыми, когда человек так общается, то конфликты исключены.

Но, транзакции могут пересекаться, что приводит к напряженности в межличностном общении и к конфликтам. (см. контрперенос и перенос) Например: муж жене — В-В где моя рубашка? (стимул) — Д-Р вечно я у тебя во всем виновата (реакция)

или — Р-Д я что должна следить за твоими вещами, сам уже не маленький (реакция)

Такие транзакции называют пересекающимися — они служат началу ссор и конфликтов, как дома, так и на работе.

Есть и другие наборы транзакций приводящие людей к разрыву отношений, ругани и скандалам. Зачастую, реально на пустом месте.

Транзакции человека в жизни

Человек существо общественное и без общения (транзакций) жить не может.

Условно, человеческое общение можно разделить на шесть типов, которые и заполняют наше жизненное время, структурируют его.

Структурирование времени

Уход -когда человек отказывается от общения и общается внутри себя.

Ритуал — ритуальные, заученные или привычные для данной культуры или общества действия, например, приветствия.

Времяпрепровождение — общение без дела: в барах, клубах, на улице, у компьютера и телевизора.

Деятельность — любые дела, деловые, рабочие отношения, в том числе, учеба.

Игры — это не те игры, которые веселят детей, это взрослые, как правило нечестные и порой жестокие игры, которые приводят к конфликтам, скандалам, распадам отношений, а в более крупных масштабах — к войнам.

Близость — Честные, доверительные близкие отношения, которые присущи любви и дружбе. Изначально отношения матери с грудным ребенком. То, к чему нужно стремиться в семье и в других отношениях.

Транзактный анализ помогает человеку разобраться в использовании своего времени и в отношениях в семье и на работе, в обществе и внутри себя. Он помогает правильно структурировать свое время и обеспечивает удачное общение и взаимодействие.

Удачливый человек — человек со структурированным временем.

Сценарный анализ

На основе детско-родительских отношений, воспитания и транзакций (родительского программирования); подкрепленное детскими сказками и историями, у человека формируется жизненный сценарий, которому он неосознанно следует всю свою жизнь.

Сценарий может быть либо победителя (если повезло с родителями), либо банальный (непобедителя), либо сценарий неудачника (часто трагический).

Цель сценарного анализа — распознать суть и истоки неудачного сценария жизни, разрушить его, либо изменить на более удачливый.

Лучший вариант — это полное освобождение от сценария, приход к свободе, автономности личности, и последующее осознанное выстраивание, по свободному выбору, своего жизненного пути и судьбы удачливого человека.

Итак, трансактный анализ Берна направлен: На познание и понимание себя, своей личности;

На научение бесконфликтному общению, рациональному взаимодействию и возможности иметь близкие честные отношения;

На Разрушение трагического жизненного сценария, и написания нового, по своему свободному выбору.

Если у человека есть желание, то он может понять себя, наладить отношения в семье и на работе; избавиться от вредных привычек, страхов, тревожности, неврозов и других психологических и эмоциональных расстройств личности; он может выстроить новый сценарий победителя и обрести счастливую судьбу.

Волшебства никакого нет, но есть большое желание и активная работа, в первую очередь, над собой.

Помощь психоаналитика Матвеева Олега в осознании и изменении негативного сценария жизни. Все в Ваших руках!

Доминирование в личности человека: Родитель, Взрослый, Дитя — тест

Желаю всем психологического благополучия!

Один Ваш вопрос психоаналитику — бесплатно

Психологическая консультация по E-mail

Психологическая помощь по Skype, ICQ, Телефону

Смотрите другие виды анализа и психотерапии

В разделе психодиагностика и тестирование Вы найдете тесты детям и взрослым

Вся психологическая информация кабинета в СОДЕРЖАНИИ

Читайте в кабинете психоаналитика Матвеева Новую информацию

Паническое расстройство следует отличать от самих приступов паники, т.к. последние могут проявляться в определенных ситуациях и у обычных людей, особенно у тревожных […]

Мало кто знает, чем отличается консультация психолога от психологической помощи вообще, психотерапии и психоанализа в частности. Чтобы вам лучше понимать, что вам […]

Почти у каждого человека есть свой, написанный в детстве, сценарий жизни, который определяет его будущую жизнь, его судьбу. Приветствую Вас, уважаемые посетители […]

Что делать если у Вас диагностировали СРК, синдром раздраженного кишечника, какие у него симптомы и как проводится лечение? И можно ли вообще […]

Источник: https://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychoanaliz/transaktnyjj-analiz-berna/

Трансактный анализ Эрика Берна. Взаимодействия

Трансактный анализ Э. Берна

Эрик Леннард Берн

Согласно теории трансактного анализа [1], которую предложил и развил в начале прошлого века американский психотерапевт Эрик Берн, наше искусство убедительно говорить, адекватно мыслить, чувствовать и реагировать на происходящее определяются одним из наших трех эго-состояний – Ребёнка, Взрослого или Родителя.

Введение в трансактный анализ. Эго-состояния по Эрику Берну:

Наши эго-состояния – это наша психологическая реальность. Каждое из них имеет для нас определенную ценность. Все три в целом и каждое из них по отдельности чрезвычайно важны для нашего выживания и равно необходимы для плодотворной жизни и общения.

Трансакции – кирпичики наших отношений

Для того, чтобы анализировать наше вербальное или невербальное общение было проще, весь процесс взаимодействия между людьми Эрик Берн предложил разбить на элементарные кусочки – трансакции. Трансакция, как единица общения, описывает единичные взаимодействия между людьми с учетом трех эго-составляющих.

Согласно структурному анализу Берна, общение двух людей – это всегда контакт определенных состояний их Я.

Когда один из участников диалога посылает стимул другому, а тот другой реагирует на этот стимул по крайней мере одним из своих Я-состояний – общение можно считать состоявшимся.

Если для общения собеседникам оказывается достаточно по одному Я-состоянию от каждого, такую трансакцию называют простой.

Учитывая то, какие состояния нашего Я вовлечены в общение и как они взаимодействуют, трансакцию можно отнести к одному из трех типов:

  1. Дополняющая или комплиментарная
  2. Пересекающаяся или перекрестная
  3. Скрытая

Дополняющие или комплиментарные трансакции

Поскольку все мы разные, то в процессе общения какие-то из состояний остаются активными, взаимодействуя друг с другом, как основные или дополняющие, а какие-то заметно для нас себя не проявляют. На рисунках ниже простейшие дополняющие трансакции обозначены параллельными линиями.

На рис. 1, стрелками отображены активные эго-состояния между двумя супругами. Хотя в общении все три эго-состояния, активную роль от каждой стороны играет одна. Стимулирующее дополняющее воздействие (стимул) направлено из состояния мужа «Я-Родитель» – к состоянию «Ребёнка» жены (РРе). Её реакция, – в противоположном направлении, из состояния «Я-Ребёнок» – к состоянию «Родитель» мужа (РеР).

Таким образом, дополняющее воздействие в нашем примере – это параллельная трансакция, протекающая по сценарию РРе – РеР. В идеале такая трансакция схематически отражает отношения в семье, когда муж по-отечески заботится о жене, а она принимает такую заботу с благодарностью.

Дополняющими или комплиментарными Берн назвал трансакции, в которых стимулирующее воздействие исходящее от одного из собеседников дополняется соответствующей реакцией другого участника общения.

При этом вектор стимула и вектор реакции совпадают. Пример: «Который час?» – стимул, «Без двадцати семь» – реакция.

Дополняющие трансакции – обычное дело, когда контактируют «Взрослые» Я-состояния собеседников.

Важно: Пока трансакция исполняется как дополняющая, она может развиваться неограниченное время, вне зависимости от её содержания, поскольку ситуация полностью устраивает обе стороны и не содержит почвы для конфликта.

Три базовых эго-состояния способны составить 9 различных типов простых дополняющих трансакций – РР, РВ, РРе, ВР, ВВ, ВРе, РеР, РеВ, РеРе. (рис. 2).

В практической работе психологи выделяют:

  1. Три типа дополняющих равноправных трансакций, в которых общение происходит между одними и теми же состояниями участников диалога (РР, ВВ, РеРе):

    • По линиям РР мы обычно чешим языки и повторяем банальности: …Молодежь потеряла всякий стыд — Полностью согласен…
    • По линиям ВВ – контактируем по работе: … Подай-ка вон тот шуруповерт — Возьми… или обмениваемся оперативной информацией: …Который час? — Полночь…
    • По линиям РеРе – любим и придаемся развлечениям: …Может сходим в кино? — Отличная идея…

    Линии, соединяющие Я-состояния во всех перечисленных случаях на рис. 2 параллельны друг другу.

  2. Неравноправные трансакции, возникающие в ситуациях опеки, заботы, подавления или восхищения.

Пересекающиеся или перекрестные трансакции

Если стрелки стимула и реакции пересекаются, то такие взаимодействия на языке трансактного анализа общения называются пересекающимися или перекрестными. Пересекающаяся трансакция возникает, когда в ответ на стимул одного из собеседников, направленный к одному эго-состоянию собеседника, последний реагирует от имени другого своего эго-состояния.

Пересекающиеся трансакции – один из самых вероятных источников межличностных конфликтов.

— Муж, к жене: «Куда ты положила мои запонки?».
Стимул ВВ – «Взрослый» мужа обращается к «Взрослому» жены.

— Жена: «Когда ты последний раз вспомнил, куда положил свою вещь?».
Реакция РВ – «Родитель» жены наставляет «Взрослого» мужа.

Имеет место пересекающаяся трансакция ВВ – РВ. Почва для развития конфликта подготовлена.

— Муж, к жене: «Где мой галстук?».
Стимул ВВ – «Взрослый» мужа обращается к «Взрослому» жены.

— Жена: «Почему ты всегда и во всем пытаешься обвинить меня?».
Реакция РеР – «Ребёнок» жены обиженно надувает губки и взывает к «Родителю» мужа.

Ясно, что дальнейший разговор о галстуке становится невозможен, поскольку, на языке психотерапии, здесь имеет место классический «перенос» акцентов с проблем бытового уровня на уровень взаимоотношений. Перед нами пересекающаяся трансакция 1-го типа ВВ – РеР. Трансакции такого рода – основной источник наших бытовых конфликтов.

Начинаясь со взаимных упрёков на бытовом уровне, перекрестные трансакции зачастую оканчиваются бурными ссорами, сопровождающимися хлопаньем дверью и стремительной сменой эго-состояний у каждого из участников конфликта.

— Коллега по работе: «Ты не в курсе, шеф сегодня собирает планёрку?».
Стимул ВВ – «Взрослый» одного из служащих обращается к «Взрослому» другого, равного по статусу.

— Второй коллега: «Я то в курсе, а когда на подобные вопросы сможешь отвечать мне ты?».
Реакция РРе – «Родитель» того коллеги, которому был адресован стимул, тоном покровителя поучает «Ребёнка» коллеги, задавшего вопрос.

Пересекающаяся трансакция 2-го типа ВВ – РРе, соответствующая описанной ситуации проиллюстрирована на рис. 2б. Такие трансакции в психиатрии соответствуют реакциям контрпереноса. Они часто питают конфликты в личной жизни и на дипломатической почве.

Важно: Пересекающиеся трансакции – признак нарушения в коммуникации и потенциального конфликта. Бурно протекая, такие конфликты, как правило, быстро затухают, но будут происходить до тех пор, пока не будет найдена и устранена их причина.

Три базовых эго-состояниях согласно теории трансактного анализа раскладываются на 9 х 9 = 81 различных схем реализации простых трансакций. За вычетом 9 дополняющих трансакций остается 72 варианта. – Многовато даже для трансактного аналитика.

На «прикладном» уровне обычного человека для продуктивного анализа структуры взаимоотношений оказывается вполне достаточно научиться распознавать и оперировать с 4-мя наиболее распространенными схемами парных трансакций одного уровня:

  1. ВВ – РеР – вариант реакции переноса (пример на рис. 2а).
  2. ВВ – РРе – вариант реакции контрпереноса (пример на рис. 2б).
  3. РеР – ВВ – реакция раздражения, характеризующая состояние человека, рассчитывающего на сочувствие и получающего вместо него сухие факты.
  4. РРе – ВВ – дерзость. Вместо ожидаемой жалобы автор стимула слышит ответ, который воспринимает как вызов и апеллирует к фактам.

Скрытые трансакции

Более сложными по своему пониманию и структуре оказываются скрытые трансакции, когда люди говорят одно, а подразумевают другое или же вообще не подозревают о том, от имени какой из трех Эго-составляющих они в данный момент говорят. В таких трансакциях на разных уровнях участвуют сразу два или более Я-состояний. Исходная «посылка» в скрытой трансакции замаскирована под внешне нейтральный стимул, при этом реакция ожидается в виде скрытого сообщения.

Участвуя в скрытых трансакциях участники диалога передают информацию в неявной форме. При этом автор стимула рассчитывает повлиять на собеседника так, как тот этого не осознает. Скрытая трансакция исполняется на двух уровнях.

Один из них – внешний, осознанный социальный уровень, в котором в общении участвуют два Взрослых собеседника. Второй – скрытый, психологический, в котором Ребёнок одного собеседника провоцируется одним из Я-состояний второго собеседника.

Инициатива на скрытом уровне стимулирует Взрослый одного собеседника, но исход всегда определяет реакция Ребёнка другого.

Скрытые трансакции могут быть угловыми или сдвоенными. В качестве примера скрытой трансакции Эрик Берн рассматривает угловую трансакцию с участием трех Эго-состояний. Особенно активно и успешно по роду деятельности угловую трансакцию используют продавцы.

Пример угловой трансакции 1:

— Продавец в магазине наручных часов: «Из тех моделей, что вы уже видели, эта, конечно, лучше. Но вы вряд ли позволите себе её купить».
Стимул ВРе.

— Покупатель: «Вы обо мне плохого мнения, именно эту модель я для себя и выбрал».
Реакция РеВ.

Включившись в состояние Взрослый, продавец, внешне обращаясь к Взрослому покупателя, сухо констатирует факт, который соответствует действительности: «Эта модель лучше, но она слишком вам не по карману».

При этом, произнося фразу продавец умело сместил психологический акцент, направляя стимул Ребёнку покупателя (ВРе).

Ребёнок с готовностью принимает вызов (РеВ), и, демонстрируя, что он ничуть не хуже, «договаривается» со своим Взрослым купить дорогие часы.

Пример угловой трансакции 2:

— Официант ресторана: «Что будете пить?»
Стимул ВРе.

— Посетитель: «Пить вообще и не собирался, люблю вашу кухню – зашёл перекусить… Пожалуй, коньяк».
Реакция РеВ.

Внешне общение протекает на линии Взрослый-Взрослый.

В то же самое время Взрослый официанта провоцирует Ребёнка посетителя, как бы намекая: «Как так – такой солидный гость и не готов позволить себе на час забыть о проблемах и чуточку расслабиться?» (ВРе).

В итоге: Ребёнок посетителя ресторана буквально заставляет своего Взрослого заказать у официанта коньяк. Ответ посетителя в этом случае исходит от Ребёнка и содержит скрытый подтекст: «Я докажу тебе, официантишко, что я ничуть не хуже других».

Пример сдвоенной трансакции:

— Он: «Как насчет попить чайку, я тут совсем один, да и недалеко живу?»

— Она: «Идея блеск. Я промокла, да и продрогла до костей».

Это классическая сдвоенная трансакция флирта, в которой инициатива принадлежит его Взрослому. Финал игры определил её спонтанный импульсивный Ребёнок.

Конечная задача трансактного анализа – научиться различать в какой позиции в любой момент времени находится Я. Распознать Я-состояние у окружающих достаточно просто, если обратить внимание на определенные слова и фразы, жесты, интонации, мимику.

Пребывая в состоянии «Родитель», человек любит произносить фразы-обязательства: «я должен», «мне нельзя» или критиковать и наставлять окружающих поучительным или угрожающим тоном: «я бы в твоем случае…», «я с этим покончу раз и навсегда», «не следует забывать, что…», «милый мой, это следует прекратить…». На невербальном уровне состояние «Родитель» проявляет себя руками, скрещенными на груди, в снисходительном поглаживании собеседника по плечу или голове, сокрушенном вздохе или покачивании головой, проступившими морщинками на лбу.

Состояние Ребёнка легко диагностируется по высказываниям, в которых преобладают чувства, опасения, пожелания: «я хочу», «меня это бесит», «ненавижу это», «… до фени». Невербально ребёнок проявляется в подрагивании губ, активной жестикуляции, пожимании плеч, потупившемся взоре, откровенных выражениях восторга.

Взрослый обозначает себя в окружении фразами «могу – не могу», «это целесообразно», «с моей точки зрения» и им подобными. Его жесты неторопливы и сдержанны, тон рассудителен.

Общение в радость

Идеи трансактного анализа Эрика Берна обретут для вас видимые и осязаемые очертания, когда будут подкреплены личным опытом. Внимательно наблюдая за вербальной и невербальной стороной поведения окружающих, со временем вы научитесь распознавать и диагностировать эго-состояния так же легко, как читать любимую книгу.

С этого момента игры с вашим триединым Эго, из опасного дайвинга среди острых рифов сумбурных трансакций превратятся в увлекательное, а главное, приятное и осознанное путешествие под парусом, наполняемым попутным ветром. Вы научитесь общаться даже с теми людьми, которых избегали ранее и совершите одно неожиданное и приятное открытие: общение почти с любым человеком может доставить истинное удовольствие.

Источник: https://goal-life.com/page/kniga/erik-bern/transaktniy-analiz-erika-berna

Трансактный анализ – психология

Трансактный анализ Э. Берна

04.06.2018

Трансактный анализ – это психотерапевтическая концепция, разработанная Эрихом Бёрном в 50-х годах XX века. Благодаря своей простоте и доступности она нашла множество последователей и приверженцев.

Эго-состояния

В основе трансактного анализа лежит представление о трех эго-состояниях, в которых может находиться человек: взрослого, ребенка и родителя.

Взрослый — рациональное начало человека. То, что позволяет нам объективно оценивать окружающую обстановку, разрабатывать план действий и принимать решения. Это примерно соответствует фрейдовскому эго.

Ребенок – естественные и непринужденные реакции, эмоциональное импульсивное поведение. В то же время, к этому эго-состоянию относят и определенные модели поведения, усвоенные в детстве – покорность и беспомощность либо же бунт. Психическая структура, соответствующая ид у Фрейда.

Родитель – волевой  директивный компонент личности. Иногда утешает и опекает, а иногда – требует, угрожает и запрещает. Модель поведения родителя человек заимствует у значимых других, с которыми ему пришлось тесно контактировать в детстве. Родитель соответствует суперэго у Фрейда.

В той или иной степени эти эго-состояния свойственны нам всем. Каждое из них при определенных обстоятельствах уместно и необходимо. Взрослый позволяет нам эффективно анализировать и решать насущные жизненные задачи.

Без внутреннего ребенка жизнь была бы тосклива и уныла, а родитель регулирует нравственную сторону жизни.

Но когда эти эго-состояния проявляются некстати либо находятся в сильном дисбалансе, это приводит к серьезным проблемам в жизни.

Трансакции

Трансакцией называют элементарный акт взаимодействия в общении между людьми, т.е. стимул и реакцию на него.

Причем всякий раз, когда мы вступаем в трансакцию с кем-то, мы находимся в одном из трех эго-состояний и ожидаем ответной реакции со стороны определенного эго-состояния собеседника.

Если стимул и реакция соответствуют друг другу, происходит дополнительная трансакция. Такие взаимодействия обычно комфортны и могут продолжаться бесконечно долго. Примером дополнительной трансакции могут служить взаимодействия:

родитель-ребенок (учитель дает наставления ученику)

взрослый-взрослый (коллеги ведут аргументированный спор по какому-то рабочему вопросу)

ребенок-ребенок (друзья веселятся на вечеринке)

родитель-родитель (соседи в два голоса возмущаются новым распоряжением правительства)

Но иногда собеседники реагируют не так, как мы ожидаем. Например, муж спрашивает жену, не видела ли она его рубашку. При этом он обращается к ней как взрослый к взрослому.

Приблизительный ответ, которого он ожидает, это «не видела» или «висит на стуле в гостиной».

Но вместо этого жена реагирует с позиции критического родителя: «Вечно ты где попало вещи разбрасываешь!» Такие трансакции называются пересекающимися и ведут к обрыву контакта или скандалу.

А кроме того, трансакции бывают скрытые. Т.е. при поверхностном взгляде взаимодействие осуществляется на одном уровне, а на самом деле совсем на другом.

Например, под видом обсуждения ситуации с позиции взрослого, может говорить ребенок, выпрашивающий снисхождения у заботливых родителей.

Ловкий манипулятор, который, на первый взгляд, обращается к взрослому эго-состоянию собеседника, может заставить отреагировать бунтующего ребенка. А во время флирта взаимодействие ребенок-ребенок очень часто камуфлируется под взаимодействие взрослый-взрослый.

Игры

Именно скрытые трансакции лежат в основе психологических манипуляций и игр — включая знаменитый треугольник Карпмана. Люди прибегают к ним, чтобы получить мимолетную психологическую выгоду.

Игры могут быть безобидными и откровенно опасными, но в целом в трансактном анализе они расцениваются скорее как негативное явление. Потому что в отдаленной перспективе нередко несут проигрыш всем участникам.

А также потому что полностью несовместимы с подлинной душевной близостью.

Цель психологической помощи, согласно трансактному анализу, научить человека распознавать свое эго-состояние и осознанно выбирать его. Благодаря этому достигается понимание истинных мотивов собственных слов и поступков, а также мотивов, которые движут другими людьми.

Освоив трансактный анализ, можно разобраться в причинах многих конфликтов, предотвратить их появление в будущем, и таким образом сделать общение с другими людьми более эффективным.

Можно освободиться от привычных, усвоенных с детства, моделей поведения и научиться самостоятельно управлять собственной жизнью.

Источник:

Трансактный анализ Берна

Трансактный анализ Эрика Берна одновременно является анализом и психокоррекцией жизни человека, его судьбы.
Каждый человек появляется на свет обладая способностью развивать свои потенциальные возможности во благо себя и общества, продуктивно, творчески, работать и радоваться жизни, быть свободным от психологических проблем…

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического кабинета Олега Матвеева, где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику.
Желаю Вам психического здоровья!

Сегодня, в рубрике Психоанализ и психотерапия, мы рассмотрим трансактный анализ как терапию взаимодействия и изменения жизни, судьбы.

ovdmitjb

Add comment