Irvuz

Типы текстов

Содержание

Видовое разнообразие текстов в копирайтинге – причём здесь целевая аудитория?

Типы текстов

Минули школьные деньки. Давно это было. Многие уже и забыли, что все тексты делятся на виды. Жаль, что нам во 2–4 классе не говорят: «Вовочка, вот виды текстов, если ты научишься писать интересно, то можешь стать писателем – это престижная и хорошая профессия».  Мне этого не говорили, а я, по своей глупости, об этом не задумывался 23 года.

Скорее всего, вы недоумеваете: «Какого художника копирайтер пишет нам о школе? Зачем всё это? Мы всё знаем!» Спокойно, сейчас я всё объясню и расскажу. Попутно вы узнаете, какие бывают тексты по стилю и типу.

Виды текстов 2-й класс

У меня в брифе долгое время были строчки:

  • В каком стиле написать статью?
  • Какой вид текста использовать?

И знаете, что мне писали? Да всё подряд! Напишите мне текст об автомобилях в разговорном стиле.  «BMW? Забудь об этом дорогом хламе друг. Я недавно видел новую Шкоду Суперб – вот это крутая тачка» — кусочек текста, написанный в разговорном стиле. После чего заказчик возвращался и с пеной у рта пытался мне что-то объяснить.

Был товарищ, который заказал текст в официально-деловом стиле на главную страницу. Знаете, что произошло дальше? Он написал мне: «Михаил, этот текст слишком сухой, в нём нет эмоций». Блин! Серьёзно?

Пришлось убрать эти две строчки из брифа и работать без них. Но это неудобно. Эта статья создана, чтобы напомнить об истоках. А ссылку на неё я вставлю в свой бриф.

Не крутите пальцем у виска, я знаю, когда применять тот или иной стиль. Просто у заказчиков много своих планов, а стиль текста говорит о многом.

Какие бывают тексты по стилю

Существует пять стилей текста – это знает ребёнок 4 класса, но не каждый взрослый их вспомнит. Поэтому повторяем в экспресс-режиме.

1. Разговорный стиль

Он применяется при неформальном общении и написании статей в разговорном стиле – банально, но честно. В нём могут использовать жаргонизмы, профессиональный сленг и резкие выражения.  Когда он применим? Если ваша целевая аудитория – это пацаны с района, а вы продаёте биты и алкогольные коктейли, то лучше писать на языке пацанов с района. Ваша ЦА учёные? Я не знаю, как разговаривают учёные…

Разговорным стилем можно аккуратно разбавлять статьи – это полезно.

2. Художественный стиль

Цветаева, Стивен Кинг и копирайтер, решивший стать писателем. Я не знаю, где используется художественный стиль в рекламных и продающих текстах. Шучу, знаю, это истории и диалоги, но использовать эти приёмы нужно в меру. Ведь 90% художественного стиля – это свежая, чистая вода, которая струится из родников Алтайских гор прямо в ваш текст.

3. Публицистический стиль

Вот это основной стиль копирайтера. Для него характерна: лаконичность, информационная насыщенность и доходчивость изложения.

Это рубленая проза с риторическими вопросами, общением с читателем и лёгкой эмоциональной окраской.

Он создан, чтобы давать информацию и, внимание, воздействовать на массы людей и призывать их к действию. Это продающий или рекламный текст.  Вы так не считаете? Отправляйтесь читать Крылова.

4. Научный стиль

Определения и сухие термины. Научный стиль – это враг «уникального» текста. Но его можно умело использовать. Ведь для научного стиля характерна точность описания, логичность повествования, примеры с цифрами и факты.

5. Официально-деловой стиль

Сухой, как савана в засуху. Деловой стиль – это точная и конкретно поданная информация. В таком стиле пишутся коммерческие предложения (КП) для руководителей отделов продаж и компаний. Копирайтеры наверняка это знают: зачем вы мне пишите, кто вы, что предлагаете, какая моя выгода и так далее. Лучше уместить всё на одной странице и оформить графически.

Если вы создали сайт для работы с B2B сегментом, то можете смело заказывать текст в официально-деловом стиле.

Где же информационный стиль? Тот самый «инфостиль». Как же сервис «Главред»? Посмотрите на все стили и скажите, какой из них можно считать информационным? Если подумать, то это официально-деловой стиль с научными вкраплениями в публицистическом ключе. Чем больше текст склоняется к деловому стилю, тем меньше там воды и слов, не несущих полезную информацию по теме.

Какие бывают тексты по типу

Три основных типа текста:

  • Повествование (вам рассказывают о чём-либо);
  • Описание (тут главное: описать предмет, действие, услугу всеми возможными способами – мир прилагательных);
  • Рассуждение (причинно-следственные отношения предложений и личное мнение – это признак рассуждения).

В каком стиле писать? Это зависит от целевой аудитории и задач текста.

  • Какие задачи есть у текстов в Сети?

Если ваша целевая аудитория (ЦА) – это люди ценящие время или желающие получить ответы на вопросы немедленно. Тогда лучше писать в официально-деловом стиле, добавить факты, цифры и воздержаться от метафор с рассуждениями. Ваша аудитория другая? У нас 5 стилей! Выбирайте, комбинируйте и учитесь создавать интересные статьи.

Источник: https://cool-texts.ru/vidovoe-raznoobrazie-tekstov-v-kopirajtinge-i-prichyom-zdes-celevaya-auditoriya/

Типы речи в русском языке: повествование, описание, рассуждение

Типы текстов

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно.

Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям.

Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»

Примерный текст – изобразительное описание — отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? —  летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серный, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3.  рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи.

Источник: http://school-of-inspiration.ru/tipy-rechi-povestvovanie-opisanie-rassuzhdenie

Типы текста

Типы текстов

Тексты бывают трёх типов:

  • описание
  • рассуждение
  • повествование

Описание – это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то (людей, растений, животных, разных предметов и явлений природы).

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

Пример текста-описания:

Ящерица

   На камне греется ящерица.

   Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

Рассуждение – это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

  1. мысль, требующая доказательства;
  2. доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев);
  3. вывод.

Пример текста-рассуждения:

Не спешите брать птенцов домой!

   Почему нельзя брать птенчика домой?

   Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

   Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

   Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

Повествование – это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Пример текста-повествования:

Неожиданная встреча

   Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

   Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Текст

Стили речи

Средства художественной выразительности речи

Речь и её характеристики

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 166, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 182, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 5, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 193, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 103, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 119, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 122, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 28, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 30, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

3 класс

Упражнение 8, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 180, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 268, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 29, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 110, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 210, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 231, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 68, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 245, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 70, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 14, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 246, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 44, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 45, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 46, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 54, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 160, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 205, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 125, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 193, Полякова, Учебник, 2 часть

6 класс

Упражнение 3, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 76, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 120, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 21, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 51, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 170, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 215, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 298, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 319, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 346, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 356, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 358, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 374, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 467, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 26, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 281, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 285, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 286, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© 2019 – budu5.com, Буду отличником!

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/84

Какие бывают тексты в русском языке, жанры

Типы текстов

Под текстом понимают зафиксированную на определенном носителе человеческую мысль. В более узком смысле, это связная и последовательная передача символов.

Текст существует в двух формах (письменной и устной) и определяется по таким признакам как смысловая целостность и членимость (иначе, выделение в его составе фрагментов).

Текстом не может считаться одно предложение. Их, как минимум, должно быть два.

Стили и типы текста

Рассмотрим, какие бывают тексты. Русский язык выделяет следующие стили:

Разговорный

Используется для простого общения, где автор может поделиться своими мыслями в неформальной обстановке. Пример: «Привет, подруга! Как у тебя дела? У меня все хорошо, устроилась на новую работу и времени теперь совсем нет».

Книжный

  • Публицистический. Для такого стиля характерны логичность, эмоциональность, оценочность, призывность. особенность – общественно-политическая лексика. Слова эмоционально окрашены, присуща торжественная лексика и употребление коротких предложений. Пример: «К 6 годам лишения свободы приговорен замначальника Мосгорбанка Петров Николай за хищение 330 миллионов рублей».
  • Научный. Его отличает логическая последовательность изложения, упорядоченная система связи между высказываниями, стремление к точности и сжатости.
  • Официально-деловой. Средство письменной коммуникации, которое используется в сфере правовых отношений и управлении. Пример: «Данной распиской я, Иванов Сергей Иванович, обязуюсь вернуть деньги в размере 500 000 (пятисот тысяч) рублей до 01.03.2016 года”.
  • Художественный. Применяется исключительно в художественной литературе с использованием всего богатства лексики, разнообразных стилей, эмоциональной речи. Данный стиль направлен на передачу чувств и мыслей автора. Пример: «Над рекой тихо стелился туман, похожий на парное молочко. Птицы в лесу почти стихли. Начиналось еще одно июньское утро».

Типы текстов

Изначально текст должен был передавать мнение и впечатление автора о том, что его окружает, о людях и событиях. В связи с этим рассмотрим, какие бывают тексты по типу:

  1. Повествование. Текст рассказывает о событиях, которые связаны между собой временной последовательностью. Отличительным признаком является определенная структура: завязка, развитие, развязка. Рассказ строится от первого или третьего лица, с использованием глаголов совершенного вида прошедшего времени.
  2. Рассуждение. Текст, содержащий изучение и исследование конкретных предметов и их связь друг с другом. Прослеживаются определенная схема и логическая структура. В качестве главной мысли выступает тезис, который формулируется в начале текста. Далее идут аргументы и доказательства, которые подтверждают или опровергают данный тезис. В конце делаются выводы.
  3. Описание. Текст, имеющий последовательное изображение и характеристику событий, предметов и людей. Можно проследить перечисление характерных свойств и особенностей, присущих главному герою. Для текста свойственны однородные определения, дополнения, обстоятельства, использование метафор, сравнений, эпитетов и иных выразительных средств языка. Основной задачей является создание мнения об описываемом предмете или герое.

Какие бывают тексты по типу, мы выяснили, теперь рассмотрим, на какие жанры делятся.

Жанром называют форму организации речи, выделяющую и характеризующую типы текста. Также жанр различает характер речевой деятельности и форму его использования. К примеру, жанром интервью является диалог, жанром публицистической статьи – монолог.

При этом статья – это письменный жанр, а доклад – это устный жанр.

Также существует такое понятие как межстилевой жанр, где один жанр может принадлежать нескольким стилям: интервью как жанр можно отнести как к официально-деловому, так и к публицистическому стилю, а очерк, эссе или статья могут быть отнесены как к научному, так и к публицистическому стилю.

Рассмотрим жанр текста. Какие бывают литературные жанры относительно стилей:

  1. Художественная литература включает в себя такие жанры, как роман, рассказ, очерк, повесть, басню. Сюда же можно отнести лирику во всех ее проявлениях.
  2. Учебная литература включает в себя самоучители, уроки, учебники и пособия – другими словами, те документы, которые доступны для изучения.
  3. Историческая литература включает в себя все жанры, посвященные прошлым событиям и ключевым моментам в истории человечества. Это исторические очерки, стихотворения, драмы, сочинения и т.д.
  4. Научная литература включает в себя узконаправленные тексты по конкретным тематикам. Это доклады, монографии, научно-популярные статьи, заметки, справочники, очерки, энциклопедии, практические советы, памятки.

Цифровой текст

Какие бывают тексты еще? В эру цифровых технологий появилось такое понятие как цифровой текст.

И если раньше интернет служил только средством для поиска информации, то теперь на данном ресурсе можно найти целые библиотеки с разными типами текстов. Сегодня оцифровывают не только газетные и научные издания, но и шедевры мировой литературы.

Теперь необязательно идти в библиотеку или книжный магазин. Достаточно зайти с любого устройства в интернет и найти интересующее издание.

Изучение в начальной школе

Подробное изучение текста начинается в начальной школе, когда учитель знакомит детей с видами предложений, устанавливает связь слов в этих предложениях.

Далее идет знакомство с текстом и рассмотрение темы «Какие бывают тексты».

2 класс на данном уроке не только познакомится с особенностями строения текста, детям будет предложено самим его составить, выделив главную мысль и тему. Особое внимание уделяется построению диалога.

Источник: https://FB.ru/article/305324/kakie-byivayut-tekstyi-v-russkom-yazyike-janryi

Какие бывают типы текста в русском языке?

Типы текстов

Эта статья посвящена тому, какие бывают типы текста.

Текст – это не простой набор слов. Это определенное количество предложений, связанных стилистически и по смыслу, раскрывающих одну тему и имеющих общую целостность и свою структурность. В тексте должна прослеживаться основная мысль, которая в заключительной части должна быть доведена до логического завершения.

Текст бывает двух видов – устный (произнесенное высказывание вслух) и письменный (записанное высказывание на бумажном или электронном носителе). По объему он может состоять не менее чем из двух предложений. Для того чтобы ответить на вопрос о том, какие бывают типы текста, необходимо раскрыть несколько общих тем.

Приступим!

Составные части текста

Одной из главных составляющих является идея, которую автор и раскрывает в своем творении, показывая свое отношение к описываемому предмету. Отражаться задумка может либо в самом заглавии, либо в одном из смысловых предложений текста. Идея – это, своего рода, та самая главная мысль, ради которой автор и создавал текст.

Важнейшее значение имеет тема. Без выражения определенной тематики будет потеряна целостность и значимость всего текста. В итоге получится обыкновенный набор слов и предложений, не имеющих общего смысла.

Тема текста является главным и единым предметом обсуждения. Именно она отражает общее содержание и исполняет роль смыслового ядра.

От того, насколько конкретно будет освещена заданная тема, зависит ценность и важность готового текста.

Основная тематика в большом тексте может распадаться на ряд подтем. Они, в свою очередь, делятся на абзацы (микротемы), которые зачастую выступают в качестве контекста. Контекст – это часть текста, которая необходима, чтобы понять смысл фразы, входящей в нее. Помимо явного смысла, в тексте может встречаться скрытая идея, называемая подтекстом.

Что собой представляет композиция?

У каждого текста имеется определенная внутренняя структура, или композиция. В основном набор предложений состоит из трех частей, взаимосвязанных между собой, а именно из вступления, главной части и заключения.

В части «Вступление» озвучивается основная мысль, открывается тема и проблемы, которые в дальнейшем будут решаться. Уже, исходя из этой части данной статьи, можно ответить, какие бывают типы текста. Но, пожалуй, не будем торопиться.

часть, которая и является основной, содержит уже само развитие идеи и задумки текста. Здесь же раскрывается основная тема и мысль, решаются все проблемы озвученные во вступлении. Заключение предлагает логическое завершение основной мысли.

В этой части подводится итог и делаются выводы. И когда к готовой работе можно подобрать заголовок, отражающий все ее содержание, текст можно считать законченным.

Структурные части

Текст сам по себе представляет отдельные части, логически связанные между собой. Эти части называются единицами текста. Наименьшей единицей является предложение, которое считается основным структурным элементом.

Группы предложений формируются в такой элемент, как фрагменты, они же, в свою очередь, складываются в абзацы с завершенным смыслом. Более крупные структурные элементы – параграфы, главы и другие разделы – выделены графически. Все единицы текста несут текстообразующую функцию.

А поддерживать структурное и смысловое единство помогает цепная или параллельная межфразовая связь, которая реализуется в виде повторения и перечисления, сопоставления и противопоставления, пояснения и объяснения, и так далее.

Стало быть, текст имеет определенную структуру, состоящую из взаимосвязанных частей.

Совсем близко мы подобрались к ответу на вопрос, какие типы текстов бывают.

Какими могут быть стили

По стилю речи различают разговорный и книжный, последний из которых делится на: научный стиль (учебная литература), публицистический стиль (средства массовой информации, телевидение), а также официально-деловой стиль (различные виды документов) и художественный стиль (художественные произведения). Отличительной чертой художественной стилистики является возможность сочетать в себе все вышеперечисленные стили.

Какими могут быть типы?

С помощью типа речи, выбранного автором для изложения своей мысли, решается основная цель, ради которой этот текст и был создан. Функционально-смысловые типы текстов делятся на повествование, описание и рассуждение.

Тип «повествование» представляет собой рассказ о взаимосвязанных событиях, представленных во временной последовательности.

В типе «описание» наблюдается последовательная характеристика и изображение каких-либо предметов, событий, людей или явлений.

Типом «рассуждение» считается изучение и исследование определенных предметов, и выявление их взаимосвязи. Вот какие типы текстов бывают.

Характеристика типа «повествование»

Отличительным признаком наиболее распространенного типа, в первую очередь, является развитие событий в определенном времени. Во-вторых, каждый текст-повествование имеет структуру в виде завязки событий, их развития и развязки.

В-третьих, повествование ведется или от третьего лица, или от первого. В основном, в повествовании используются глаголы прошедшего времени (совершенного вида).

Напомним, что о том, какие бывают типы текста, написано чуть выше, а в этих абзацах мы подробнее останавливаемся на каждом из них.

Характеристика типа «описание»

Характерной чертой этого типа является последовательная характеристика и раскрытие признаков определенного человека, предмета или события. Здесь перечисляются в основном свойства и черты, характерные описываемому объекту.

В описании используются конструкции, осложненные однородными определениями и дополнениями. Также применяются метафоры, сравнения и эпитеты.

Основная задача текста-описания – это создание объективного мнения и представления о предмете.

Характеристика типа «рассуждение»

Рассуждение имеет свою определенную схему и логическую структуру. Сначала высказывается главная мысль, формируется гипотеза или тезис. Затем, чтобы ее подтвердить или опровергнуть приводятся доказательства и аргументы. В итоге концовка текста содержит логически обоснованные выводы.

Как определить тип

Рассмотрим, как определить тип текста. Во-первых, необходимо внимательно его прочитать, понять его основную цель и главную тему, сформулировать смысл содержимого. Посмотрите, на какие вопросы отвечает текст.

Если это вопрос что? где? или когда? – перед вами повествование, так как его основная цель – рассказать о предмете во времени. Если же текст отвечает на вопрос какой? – это будет описание, так как его главной задачей является описать предмет.

Если возникает вопрос почему? как? или для чего? – тогда это рассуждение, так как в нем аргументированно доказывается точка зрения на проблему предмета.

Как определить тип текста, понимая основную цель содержимого и ориентируясь на главные задачи и признаки текстов? Без затруднения! И, конечно же, обратите внимание на основные отличительные признаки типов текстов.

Итак, несколько предложений, связанных между собой – это текст. И их типы разделяются на описание, повествование и рассуждение и имеют границы между собой весьма условно.

Что это означает? Очень часто, к примеру, в тексте встречается повествование с элементами описания и (или) рассуждения. Это можно проследить в таких произведениях, как: «Понедельник начинается в субботу», «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Превращение».

То есть одно произведение (особенно художественное) в большинстве случаев может содержать в себе все смысловые типы текстов.

Источник: https://autogear.ru/article/156/609/kakie-byivayut-tipyi-teksta-kak-opredelit-tip-teksta/

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

Типы текстов

В рус­ском язы­ке, исхо­дя из нали­чия содер­жа­тель­ных и ком­по­зи­ци­он­ных при­зна­ков тек­ста, выде­ля­ют сле­ду­ю­щие типы речи: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние. Укажем отли­чи­тель­ные при­зна­ки каж­до­го типа речи с при­ме­ра­ми тек­стов.

Типы речи в тексте

Текст объ­еди­ня­ет несколь­ко пред­ло­же­ний, свя­зан­ных темой и основ­ной мыс­лью. Тема — это то, о чем гово­рит­ся в тек­сте. Это пред­мет речи. В тек­сте все­гда при­сут­ству­ет глав­ная мысль, кото­рую выра­зил автор, что он хотел объ­яс­нить или в чем стре­мил­ся убе­дить чита­те­ля.

Для пони­ма­ния смыс­ла любо­го тек­ста важ­но выяс­нить тип речи, кото­рый опре­де­ля­ет спо­со­бы фор­ми­ро­ва­ния и раз­вер­ты­ва­ния глав­ной мыс­ли.

Типы речи — это функ­ци­о­наль­ные раз­но­вид­но­сти тек­стов: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние.

Чтобы научить­ся пра­виль­но опре­де­лять типы речи, выяс­ним, как и с какой целью изоб­ра­жа­ет­ся пред­мет,  ука­жем струк­ту­ру постро­е­ния тек­ста, основ­ной вопрос, заклю­чен­ный в нем. Рассмотрим основ­ные типы речи, ука­зав осо­бен­но­сти их язы­ко­во­го оформ­ле­ния.

Что такое описание?

С помо­щью опи­са­ния подроб­но рас­смат­ри­ва­ет­ся пред­мет речи (чело­век, живот­ное, объ­ект дей­стви­тель­но­сти), ука­зы­ва­ют­ся как суще­ствен­ные, так и несу­ще­ствен­ные при­зна­ки и каче­ства. Окружающий мир в опи­са­нии чаще изоб­ра­жа­ет­ся ста­тич­но, без дина­ми­ки во вре­ме­ни.

В тек­сте, содер­жа­щем опи­са­ние, дает­ся ответ на основ­ной вопрос: каков пред­мет? каков чело­век?

На вид мое­му зна­ко­мо­му было пять­де­сят. Это был плот­ный, сред­не­го роста муж­чи­на, оде­тый в выши­тую косо­во­рот­ку и брю­ки навы­пуск. На ногах у него мяг­кие валя­ные туфли, обши­тые по кра­ям зеле­ной бархо́ткой, а на голо­ве глу­бо­кий, закры­вав­ший козырь­ком гла­за кар­туз. Небольшие гла­за почти без бро­вей погля­ды­ва­ли с хит­ре­цой (Н. Минх).

Основная цель опи­са­ния — это харак­те­ри­сти­ка пред­ме­та. Рассказчик дает не толь­ко подроб­ное опи­са­ние объ­ек­та, но и его харак­те­ри­сти­ку, оцен­ку, вос­со­зда­ет опре­де­лен­ную кар­ти­ну, что дела­ет речь образ­ной и яркой. В опи­са­нии рас­кры­ва­ют­ся, пере­чис­ля­ют­ся харак­тер­ные при­зна­ки пред­ме­та речи вне вре­мен­ных гра­ниц.

Описание как тип речи — это сооб­ще­ние об одно­вре­мен­ных при­зна­ках пред­ме­та.

Разновидности текста с описанием

  • опи­са­ние внеш­но­сти чело­ве­ка (порт­рет);
  • опи­са­ние состо­я­ния чело­ве­ка;
  • опи­са­ние харак­те­ра чело­ве­ка;
  • опи­са­ние окру­жа­ю­щей сре­ды (при­ро­ды);
  • опи­са­ние места (горо­да, села, мест­но­сти);
  • опи­са­ние пред­ме­та и пр.

Композиция описания

Описание име­ет сле­ду­ю­щую ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру:

  1. общее впе­чат­ле­ние от пред­ме­та речи;
  2. при­зна­ки пред­ме­та речи;
  3. автор­ская оцен­ка опи­сы­ва­е­мо­го.

Особенности языкового оформления описания

В опи­са­нии автор исполь­зу­ет сле­ду­ю­щие язы­ко­вые сред­ства:

  • пре­об­ла­да­ют име­на суще­стви­тель­ные и при­ла­га­тель­ные;
  • гла­го­лы в  фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни несо­вер­шен­но­го вида;
  • состав­ные имен­ные ска­зу­е­мые;
  • обсто­я­тель­ства места.

Какой дом уди­ви­тель­ный! Комнаты боль­шие, столы-стулья тоже боль­шие, дере­вян­ные и как буд­то в кру­же­вах — в дере­ве узо­ры выре­за­ны. Лампы стран­ные, печи как в деревне, толь­ко наряд­ные полос­ки на них из раз­но­цвет­ных пли­ток. На сте­нах висят фото­гра­фии и кар­ти­ны. А на вто­рой этаж ведет лесен­ка, да не про­стая, а закру­чен­ная, как куд­ря­вая прядь (Г. Ветрова).

Что такое повествование?

В повест­во­ва­нии рас­ска­зы­ва­ет­ся о собы­ти­ях, кото­рые раз­ви­ва­ют­ся после­до­ва­тель­но, от нача­ла до кон­ца, то есть в тече­ние какого-то отрез­ка вре­ме­ни. Окружающий мир пред­став­лен в дина­ми­ке, в раз­ви­тии, в посто­ян­ном изме­не­нии.

Повествование как тип речи — это сооб­ще­ние о дей­стви­ях пред­ме­та в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти.

Этот тип речи, в отли­чие от опи­са­ния, дина­ми­чен, в нем посто­ян­но меня­ют­ся вре­мен­ные пла­ны.

Основной вопрос, кото­рый зада­ет­ся в повест­во­ва­нии: что про­изо­шло?

Например, вот как изоб­ра­жа­ет­ся вес­ной раз­лив реки:

Весна в этом году была позд­ней, зато друж­ной. В три дня снег, кото­ро­го нава­ли­ло очень уж мно­го, пре­вра­тил­ся в реву­щие пото­ки. Спустившись по мно­го­чис­лен­ным овра­гам с гор, они устре­ми­лись вниз, и река, умолк­нув­шая на всю зиму, зако­ван­ная в двух­мет­ро­вую тол­щу несо­кру­ши­мо­го, каза­лось бы, льда, в одну ночь вскры­лась, про­бу­ди­лась от спяч­ки.

Громовые рас­ка­ты лопа­ю­щих­ся ледя­ных гро­ма­дин про­ка­ти­лись над рекой. Освобожденная от оков, она дви­ну­лась навстре­чу пото­кам, соеди­ни­лась с ними, затоп­ляя все, что было выше её уров­ня: поля­ны, ого­ро­ды и ближ­ние избы.

Луга пре­вра­ти­лись в моря. Там пла­ва­ли не толь­ко дикие утки, но и пере­лет­ные лебе­ди (М. Алексеев).

Композиция повествования

В тексте-повествовании все­гда име­ет­ся нача­ло собы­тия, его раз­ви­тие и завер­ше­ние. Укажем ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру повест­во­ва­ния:

  1. завяз­ка (нача­ло дей­ствия);
  2. раз­ви­тие дей­ствия;
  3. куль­ми­на­ция (самый ост­рый, инте­рес­ный момент);
  4. раз­вяз­ка (конец дей­ствия)

Средства языкового оформления повествования

Повествование созда­ют сле­ду­ю­щие язы­ко­вые сред­ства:

  • пре­об­ла­да­ют гла­го­лы и гла­голь­ные фор­мы;
  • гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни совер­шен­но­го вида;
  • про­стые и состав­ные гла­голь­ные ска­зу­е­мые;
  • обсто­я­тель­ства вре­ме­ни.

Тщательно и ста­ра­тель­но шёл Бим по лугу чел­но­ком, разыс­ки­вая раз­бро­сан­ный сыр, и вдруг в запа­хи трав, цве­тов, зем­ли, реки ворва­лась струя воз­ду­ха, необыч­ная и вол­ну­ю­щая: пах­ло какой-то пти­цей, вовсе не похо­жей на тех, что знал Бим.

Пахло чем-то неиз­вест­ным, что будо­ра­жи­ло кровь. Бим оста­но­вил­ся и огля­нул­ся на Ивана Ивановича. Потом, тихо пере­сту­пая лапа­ми, стал при­бли­жать­ся к неве­до­мо­му, уже не гля­дя на Ивана Ивановича.

Шажки ста­но­ви­лись все реже, он как бы выби­рал точ­ку для каж­дой лапы, что­бы не зашур­шать.

Наконец запах ока­зал­ся таким силь­ным, что даль­ше идти уже невоз­мож­но. И Бим замер на месте, буд­то ока­ме­нел. Это была ста­туя соба­ки, буд­то создан­ная искус­ным скуль­пто­ром. Вот она, пер­вая стой­ка! Первое про­буж­де­ние охот­ни­чьей стра­сти до пол­но­го забве­ния себя (Г. Троепольский).

Что такое рассуждение?

Рассуждение — тип речи, в кото­ром иссле­ду­ют­ся пред­ме­ты или явле­ния, рас­кры­ва­ют­ся их внут­рен­ние при­зна­ки. Рассуждением может стать сло­вес­ное изло­же­ние, разъ­яс­не­ние и под­твер­жде­ние какой-то мыс­ли.

 Рассуждая, гово­ря­щий объ­яс­ня­ет что-то, дока­зы­ва­ет или опро­вер­га­ет с помо­щью аргу­мен­тов свою точ­ку зре­ния на пред­мет или явле­ние дей­стви­тель­но­сти.

В рас­суж­де­нии зада­ет­ся основ­ной вопрос: поче­му пред­мет такой? Почему так посту­па­ют, а не ина­че? Почему мы утвер­жда­ем это?

Рассуждение как тип речи направ­ле­но на выяс­не­ние при­чин и след­ствий обсуж­да­е­мых явле­ний, собы­тий, поступ­ков людей. При рас­суж­де­нии гово­ря­щий при­хо­дит к ново­му суж­де­нию.

Рассуждение — это объ­яс­не­ние каких-либо фак­тов, собы­тий с ука­за­ни­ем причинно-следственных свя­зей.

Примеры

Без зна­ний, без широ­ко­го кру­го­зо­ра нель­зя сде­лать и шага впе­ред. Красивый чело­век в нашем пони­ма­нии — это чело­век гар­мо­ни­че­ски раз­ви­тый.

Так, по пути утвер­жде­ния гар­мо­нии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их инте­ре­сов, глу­бо­ка связь с жиз­нью, неукро­ти­мо стрем­ле­ние познать неиз­ве­дан­ное.

Леонардо да Винчи борол­ся за сво­бо­ду и был пио­не­ром в раз­ных обла­стях зна­ний. Великий худож­ник, создав­ший совер­шен­ные про­из­ве­де­ния искус­ства, про­ни­кал в тай­ны аст­ро­но­мии и бота­ни­ки, писал бас­ни.

Лев Толстой хоро­шо знал цер­ков­но­сла­вян­ский, латин­ский, укра­ин­ский, англий­ский, фран­цуз­ский, немец­кий, гре­че­ский, ита­льян­ский язы­ки. И этот же чело­век мастер­ски клал печь и косил не хуже коса­ря!

Наши зна­ния име­ют свой­ство накап­ли­вать­ся посте­пен­но. Даже самые поверх­ност­ные зна­ния мож­но углу­бить — про­сто не надо ленить­ся. То, что не посе­я­но, не созре­ет.

Расширяйте свой кру­го­зор, бори­тесь за глу­би­ну зна­ний, вос­пи­ты­вай­те в себе выс­шую чело­веч­ность! Живите так, что­бы каж­дый день казал­ся вам новым! Красива жизнь с рас­прав­лен­ны­ми кры­лья­ми. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как стро­ит­ся текст-рассуждение, ука­жем его ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру:

  1. тезис (основ­ная мысль);
  2. аргу­мен­ты (дока­за­тель­ства или опро­вер­же­ние);
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обла­да­ет неко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми в исполь­зо­ва­нии язы­ко­вых средств:

  • пре­об­ла­да­ет абстракт­ная лек­си­ка;
  • име­ют­ся ввод­ные сло­ва;
  • исполь­зу­ют­ся обсто­я­тель­ства цели, при­чи­ны, след­ствия, уступ­ки;
  • слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ны­ми при­чи­ны, цели, след­ствия, уступ­ки.

Всякое искус­ство есть диа­лог меж­ду худож­ни­ком и пуб­ли­кой. Об этом хоро­шо зна­ют акте­ры на сцене, ибо у них это про­яв­ля­ет­ся нагляд­нее и рез­че.

Грубее все­го, но зато и точ­нее все­го мож­но срав­нить вся­кое искус­ство с игрой в тен­нис, где хоро­шая, кра­си­вая игра зави­сит от обе­их сто­рон, ибо если игрок будет делать хоро­шие посыл­ки мяча, но в ответ не будет полу­чать обрат­ных подач, то ника­кой игры вооб­ще не полу­чит­ся (В. Солоухин).

урок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»

Средняя оценка: 4.6.Проало: 11

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/leksika/tipy-rechi.html

ovdmitjb

Add comment