Irvuz

Типы памяти

Основные виды памяти

Типы памяти

В предыдущей статье в сжатом варианте уже шла речь о видах памяти. В этой статье рассмотрим не только виды памяти, но и их основные характеристики более подробно.

Под ней понимается запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эта память является очень важной для формирования практических и трудовых навыков, в том числе навыков ходьбы, письма и др.

Без этой памяти человеку пришлось бы каждый раз учиться заново, осуществлять соответствующие действия. При воспроизведении движений, происходит небольшое отклонение от первоначальных, но общий их характер сохраняется.

Воспроизводятся движения наиболее точно в тех условиях, в которых они ранее выполнялись.

Движения нетрудно повторить, если человек, выполнявший их, пользовался определенным инструментом, а в новых условиях оказался лишен этой возможности.

Сложно повторить те движения, которые раньше были частью какого-то сложного действия, а на данный момент их необходимо воспроизвести отдельно.

Причина этого заключается в том, что движения воспроизводятся человеком на основе уже образовавшихся ранее связей, а не изолированно от того, с чем они были связаны.

У ребенка двигательная память возникает очень рано и её первые проявления относятся к первому месяцу жизни, проявляющиеся только в двигательных условных рефлексах.

Позже запоминание и воспроизведение движений принимает уже сознательный характер, связанный с процессами мышления, воли и др.

Двигательная память к концу первого года жизни достигает уже того уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Развитие двигательной памяти происходит не только в младенческом возрасте, но и в более позднее время. У дошкольников, например, двигательная память находится на таком уровне развития, что позволяет выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Это говорит о том, что на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

Эмоциональная память

Данная память является памятью на чувства и заключается в способности человека запоминать их и воспроизводить. Об удовлетворении потребностей и интересов человека, его отношениях с окружающим миром сигнализируют эмоции.

Поэтому, естественно, что в жизни и деятельности человека эмоциональная память играет важную роль. Сигналы, которые являются пережитыми и сохраненными в памяти чувствами, либо побуждают к какому-то действию, либо тормозят, т.е. удерживают от действия. Вторичные, т.е.

воспроизведенные чувства могут значительно отличаться от первоначальных чувств и быть как слабее, так и сильнее. Например, на смену горю приходит печаль, а на смену восторгу приходит спокойное удовлетворение.

В другом случае, перенесенная ранее обида при её упоминании может обостриться и превратиться в гнев.

В содержании чувства тоже могут произойти значительные перемены. Например, то, что ранее переживалось, как досадное недоразумение позже может воспроизводиться как забавный случай или мелкие неприятности начинают восприниматься как нечто приятное.

Эмоциональные проявления памяти у ребенка начинают наблюдаться в полгода. Но, начальные проявления эмоциональной памяти будут существенно отличаться от тех, которые появятся позже. Это связано с тем, что на ранних этапах развития эмоциональная память ребенка носит условно-рефлекторный характер, а на поздних этапах она уже является сознательной.

Образная память

С образной памятью связаны представления, картины природы и жизни, звуки, запахи, вкусы и др. Суть этой памяти заключается в том, что воспринятое раньше затем воспроизводится в форме представлений.

Для образной памяти характерны те особенности, которые делают представления бледными, фрагментарными и неустойчивыми. Связано это с расхождением ранее воспринятого предмета или явления с оригиналом.

А время эти различия может еще больше углублять.

Отклонение от оригинала может идти двумя путями:

  1. Смешение образов. Образ теряет свои черты и вперед выступает общее, что есть у объекта с похожими предметами;
  2. Дифференциация образов. В воспоминании усиливаются черты, характерные для данного образа, подчеркивая тем самым своеобразие предмета.

На легкость воспроизведения образа влияют два основных фактора:

  1. На характер воспроизведения влияние оказывают содержательные особенности образа, его эмоциональная окраска, состояние человека в момент восприятия;
  2. Состояние человека в момент воспроизведения. Это может быть спокойный отдых после утомления или дремотное состояние.

Более точно будет воспроизводиться то, что при восприятии было названо словом.

Многие исследователи разделяют образную память на зрительную память, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.

У детей образная память начинает проявляться в полтора-два года.

Словесно-логическая память

Суть этой памяти выражается в запоминании и воспроизведении мыслей человека.

Мысли, возникшие в процессе размышления, обдумывания, человек запоминает и воспроизводит, например, содержание прочитанной книги.

Особенность этой памяти заключается в том, что мысли без языка существовать не могут, поэтому память на них получила название словесно-логической памяти. Проявляется она в 2-х случаях:

  1. Сохранение подлинных выражений не требуется, а запоминается и воспроизводится только смысл материала;
  2. Запоминается не только смысл, но и словесное выражение мыслей.

Эти виды памяти могут друг с другом не совпадать. Например, одни хорошо запоминают смысл прочитанного текста, но не могут заучить материал наизусть, другие, наоборот, заучивают наизусть легко, а воспроизвести своими словами текст не могут.

У детей заучивание происходит легче, чем у взрослых, но, в запоминании смысла преимущество находится у взрослых людей, потому что они, прежде всего, выделяют главное, наиболее существенное и значимое.

Относительно всех видов памяти словесно-логическая память является ведущей.

Обо всех других видах памяти было достаточно сказано в предыдущей статье.

Расстройства памяти

Такая способность человека, как память, является самой уязвимой его способностью. Её многообразные нарушения широко распространены. Еще Ларошфуко отмечал, что люди в основном жалуются на свою память, но никто из них не жалуется на свой разум.

Понятие «нормальная память» достаточно расплывчато, потому что индивидуальные параметры памяти людей отличаются большим диапазоном.

О гиперфункции памяти говорят тогда, когда воспоминания становятся живее и резче, воспроизводятся в мельчайших подробностях.

Сама гиперфункция памяти может быть связана с сильным возбуждением, приемом наркотиков, гипнотическим воздействием и принимает форму навязчивых воспоминаний.

Чаще всего встречается ослабление функций памяти, частичная утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию.

Ослабление избирательной репродукции, затруднение в воспроизводстве такого материала, как имена, фамилии, даты, названия терминов, относятся к самым ранним проявлениям ухудшения памяти.

Ослабление памяти может привести к прогрессирующей амнезии, причинами которой являются алкоголизм, травмы, склероз, возрастные и негативные личностные изменения.

Для амнезии, на первом этапе, характерна утрата способности, запоминать новую информацию, а дальнейшее её развитие последовательно сокращает информационные запасы памяти.

Сначала забывается то, что было усвоено совсем недавно, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни, а вот зафиксированные в памяти события детства и юности, удерживаются в памяти значительно дольше. Память, связанная с правилами сложных мыслительных действий, утрачивается быстрее.

При нарушении непосредственной памяти – «корсаковский синдром», человек забывает то, что сделал, сказал, увидел только что. В результате накопление нового опыта и знаний становится невозможно, но, при этом, прежние знания могут сохраняться.

В результате эмоциональной неустойчивости человека может возникнуть забывчивость, неточность усвоения информации. При нарушении памяти идет нарушение её мотивационных компонентов, т.е. те действия, которые были не завершены, просто забываются.

Память очень легко становится рабой страстей человека, его предубеждений и влечений, поэтому непредвзятые, объективные воспоминания о прошлом, являются большой редкостью.

Достаточно часто можно встретить искажения памяти, которые связаны с ослаблением способности различать свое и чужое – что человек переживал в действительности и что слышал.

Если такие воспоминания повторяются многократно, происходит их полная персонификация. Это значит, что чужие мысли и идеи человек совершенно искренне и естественно считает своими.

Этот пример говорит о том, что память тесно связана с воображением и фантазией.

Интересно то, что обширные повреждения мозга люди могут переносить без явных нарушений памяти, хотя, естественно, чем обширнее поражение мозга, тем серьезнее последствия для памяти. Это закон действия массы.

Например, при хирургической операции удаление 20% мозга не приводит к утрате памяти, поэтому и возникли сомнения в существовании локализованного центра памяти. Некоторые психологи утверждали, что органом памяти является весь мозг.

Но, дальнейшие исследования мозга показали если не центр памяти, то участок, который регулирует перевод данных из кратковременной памяти в долговременную память. Если бы данного перевода не было, то запоминание поступившей новой информации было бы невозможно.

Центр этот назвали гиппокамп и расположен он в височной доле мозга. Удаление гиппокампа дает возможность больным сохранять память о том, что было до операции, запоминания новых данных не происходило.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/pamyat/osnovnye_vidy_pamyati/

Типы и характеристики оперативной памяти (RAM)

Типы памяти

Новые поколения процессоров стимулировали разработку более скоростной памяти SDRAM (Synchronous Dynamic Random Access Memory) с тактовой частотой 66 МГц, а модули памяти с такими микросхемами получили название DIMM(Dual In-line Memory Module).

Для использования с процессорами Athlon, а потом и с Pentium 4, было разработано второе поколение микросхем SDRAM — DDR SDRAM (Double Data Rate SDRAM). Технология DDR SDRAM позволяет передавать данные по обоим фронтам каждого тактового импульса, что предоставляет возможность удвоить пропускную способность памяти.

При дальнейшем развитии этой технологии в микросхемах DDR2 SDRAM удалось за один тактовый импульс передавать уже 4 порции данных. Причем следует отметить, что увеличение производительности происходит за счет оптимизации процесса адресации и чтения/записи ячеек памяти, а вот тактовая частота работы запоминающей матрицы не изменяется.

Поэтому общая производительность компьютера не увеличивается в два и четыре раза, а всего на десятки процентов. На рис. показаны частотные принципы работы микросхем SDRAM различных поколений.

Существуют следующие типы DIMM:

    • 72-pin SO-DIMM (Small Outline Dual In-line Memory Module) — используется для FPM DRAM (Fast Page Mode Dynamic Random Access Memory) и EDO DRAM (Extended Data Out Dynamic Random Access Memory)
    • 100-pin DIMM — используется для принтеров SDRAM (Synchronous Dynamic Random Access Memory)
    • 144-pin SO-DIMM — используется для SDR SDRAM (Single Data Rate … ) в портативних компьютерах
    • 168-pin DIMM — используется для SDR SDRAM (реже для FPM/EDO DRAM в рабочих станциях/серверах
    • 172-pin MicroDIMM — используется для DDR SDRAM (Double date rate)
    • 184-pin DIMM — используется для DDR SDRAM
    • 200-pin SO-DIMM — используется для DDR SDRAM и DDR2 SDRAM

    • 214-pin MicroDIMM — используется для DDR2 SDRAM
    • 204-pin SO-DIMM — используется для DDR3 SDRAM
    • 240-pin DIMM — используется для DDR2 SDRAM, DDR3 SDRAM и -DIMM (Fully Buffered) DRAM
    • 244-pin Mini-DIMM – для Mini Registered DIMM
    • 256-pin SO-DIMM — используется для DDR4 SDRAM
    • 284-pin DIMM — используется для DDR4 SDRAM

Чтобы нельзя было установить неподходящий тип DIMM-модуля, в текстолитовой плате модуля делается несколько прорезей (ключей) среди контактных площадок, а также справа и слева в зоне элементов фиксации модуля на системной плате.

Для механической идентификации различных DIMM-модулей используется сдвиг положения двух ключей в текстолитовой плате модуля, расположенных среди контактных площадок. Основное назначение этих ключей — не дать установить в разъем DIMM-модуль с неподходящим напряжением питания микросхем памяти.

Кроме того, расположение ключа или ключей определяет наличие или отсутствие буфера данных и т. д.

Модули DDR имеют маркировку PC. Но в отличие от SDRAM, где PC обозначало частоту работы (например PC133 – память предназначена для работы на частоте 133МГц), показатель PC в модулях DDR указывает на максимально достижимую пропускную способностью, измеряемую в мегабайтах в секунду.

DDR2 SDRAM

Название стандарта Тип памяти Частота памяти Частота шины Передача данных в секунду (MT/s) Пиковая скорость передачи данных
PC2-3200 DDR2-400 100 МГц 200 МГц 400 3200 МБ/с
PC2-4200 DDR2-533 133 МГц 266 МГц 533 4200 МБ/с
PC2-5300 DDR2-667 166 МГц 333 МГц 667 5300 МБ/с
PC2-5400 DDR2-675 168 МГц 337 МГц 675 5400 МБ/с
PC2-5600 DDR2-700 175 МГц 350 МГц 700 5600 МБ/с
PC2-5700 DDR2-711 177 МГц 355 МГц 711 5700 МБ/с
PC2-6000 DDR2-750 187 МГц 375 МГц 750 6000 МБ/с
PC2-6400 DDR2-800 200 МГц 400 МГц 800 6400 МБ/с
PC2-7100 DDR2-888 222 МГц 444 МГц 888 7100 МБ/с
PC2-7200 DDR2-900 225 МГц 450 МГц 900 7200 МБ/с
PC2-8000 DDR2-1000 250 МГц 500 МГц 1000 8000 МБ/с
PC2-8500 DDR2-1066 266 МГц 533 МГц 1066 8500 МБ/с
PC2-9200 DDR2-1150 287 МГц 575 МГц 1150 9200 МБ/с
PC2-9600 DDR2-1200 300 МГц 600 МГц 1200 9600 МБ/с

DDR3 SDRAM

Название стандарта Тип памяти Частота памяти Частота шины Передач данных в секунду(MT/s) Пиковая скорость передачи данных
PC3-6400 DDR3-800 100 МГц 400 МГц 800 6400 МБ/с
PC3-8500 DDR3-1066 133 МГц 533 МГц 1066 8533 МБ/с
PC3-10600 DDR3-1333 166 МГц 667 МГц 1333 10667 МБ/с
PC3-12800 DDR3-1600 200 МГц 800 МГц 1600 12800 МБ/с
PC3-14400 DDR3-1800 225 МГц 900 МГц 1800 14400 МБ/с
PC3-16000 DDR3-2000 250 МГц 1000 МГц 2000 16000 МБ/с
PC3-17000 DDR3-2133 266 МГц 1066 МГц 2133 17066 МБ/с
PC3-19200 DDR3-2400 300 МГц 1200 МГц 2400 19200 МБ/с

В таблицах указываются именно пиковые величины, на практике они могут быть недостижимы.
Для комплексной оценки возможностей RAM используется термин пропускная способность памяти. Он учитывает и частоту, на которой передаются данные и разрядность шины и количество каналов памяти.

Пропускная способность = Частота шины x ширину канала x кол-во каналов

Для всех DDR — количество каналов = 2 и ширина равна 64 бита.
Например, при использовании памяти DDR2-800 с частотой шины 400 МГц пропускная способность будет:

(400 МГц x 64 бит x 2)/ 8 бит = 6400 Мбайт/с

Каждый производитель каждому своему продукту или детали дает его внутреннюю производственную маркировку, называемую P/N (part number) — номер детали.
Для модулей памяти у разных производителей она выглядит примерно так:

  • Kingston KVR800D2N6/1G
  • OCZ OCZ2M8001G
  • Corsair XMS2 CM2X1024-6400C5

На сайте многих производителей памяти можно изучить, как читается их Part Number.

Kingston Part Number Description
KVR1333D3D4R9SK2/16G 16GB 1333MHz DDR3 ECC Reg CL9 DIMM (Kit of 2) DR x4 w/TS

Так же советую почитать немного об USB портах и типах.

Источник: http://sysadm.pp.ua/interestnoe/ram.html

Типы и виды памяти в психологии человека, определение и составляющие процесса памяти в психологии

Типы памяти

Память в психологии — это нейропсихофизиологический процесс, обуславливающий преемственность всех психических процессов и заключающийся в сохранении и воспроизведении полученного опыта.

Является основой психической деятельности и отвечает за способность к обучению и развитию. Без неё индивид не сможет провести градацию между настоящим прошлым и будущим.

Психология памяти для изучения различных аспектов и характеристик использует широкий спектр экспериментальных опытов.

  1. Механическая
  2. Ассоциативная или логическая

Под механической понимается способность организма сохранять след многократных повторений реакций, производить соответствующие изменения в нервных путях.

Это процесс накопления индивидуального опыта, который можно сравнить с проторением дорожной колеи. Вся совокупность личных умений, навыков, реакций и движений результат таких проторений.

Многократное повторение движения как будто оставляет следы в нервной системе и обуславливает прохождение этими же путями новых возбуждений.

Ассоциативная память. Психология определяет этот вид как связь реакций, при которой наступление одной из них ведёт к немедленному проявлению другой. Учение об ассоциативном дало начало изучению условных рефлексов, которые и есть частный случай ассоциативной памяти.

Учёные пытались выявить, какой вид запоминания более важен или полезен для человека. Опытным путём выяснилось, что, например, процесс запоминания любого материала продуктивнее логическим путём, при котором устанавливаются логически выстроенные порядки через связывания ранее изученного и нового материала в 22 раза, чем механическим — обычной «зубрёжкой».

Состав процесса памяти

  1. Закрепление реакции — наличие следа в нервной систем от раздражения, которое проходит через мозг. Исследования в подсознательной сфере сновидений, фантазий и тому подобное выявило, что ни одно воспринятых человеком впечатление не может пропасть бесследно.

    Все, так или иначе, сохраняется в подсознательных слоях, проходят через призму психики и вновь проникает в сознание. Примером может служить следующий случай: малограмотная женщина долгое время работала уборщицей в доме пастора.

    И вот однажды, сильно заболев, она начала бредить и в слова, которые она произносила в бреду были отрывками из библии на разных языках. Как оказалось, во время работы женщина часто слышала как пастор вслух читал книги на незнакомых ей языках.

    Это яркий пример того, что ни одно из воспринятых нами раздражений из окружающего мира не проходят бесследно для нашей памяти и могут быть воспроизведены при определённых условиях.

  2. Воспроизведение реакции вследствие внутреннего раздражителя.

    Затем все части воспроизводимых реакций взаимодействуют между собой так, что ответом на одну реакцию послужит следующая реакция и так возникает цепочка реакций. Этот процесс легко увидеть на примере чтения наизусть какого-либо стиха. Если забывается одна строчка, можно начать рассказывать стих заново и забытая строчка вспомнится.

  3. Момент узнавания, сводящийся к тому, что воспроизводимая реакция воспринимается нами как уже знакомая. Речь идёт о том, что к воспроизводимой реакции добавляется новые реакции, которые бессознательно отождествляются с бывшей реакцией.
  4. Момент локализации, представляющий собой вновь возникшую реакцию.

  • Зрительная
  • Слуховая
  • Двигательная
  • Обонятельная
  • Вкусовая
  • Тактильная
  • Образная

Довольно долгое время процесс запоминания рассматривался как одинаковый нейропсихофизический процесс, проходящий у всех людей аналогичным образом. Впоследствии было доказано, что работа памяти у каждого отдельного человека индивидуальна и зависит от наиболее частых форм тех реакций, которые он использует в жизни. Вследствие этого стали различать типы памяти.

Например, зрительный тип, если человек при воспроизведении чаще всего пользуется зрительными реакциями. Аналогично и с реакциями слуховыми или двигательными. И также выделили смешанные типы: зрительно-слуховой, двигательно-зрительной и т. д.

Например, люди, заучивая какое-либо стихотворение, пользуются разными способами. Многим проще читать страницу со стихом молча, так как усвоение этого человека происходит при помощи глаз и далее при воспроизведении представляет, на какой из страниц что было написано.

Другие люди для того чтобы выучить наизусть предпочитают читать вслух и при дальнейшем воспроизведении выученного, человеку будет казаться, что он слышит внутренний голос, который произносит стих.

Интересен тот факт, что люди со зрительной доминантой прищуривают глаза при прочтении, а со слуховой как бы прислушиваются.

Двигательный тип в психологии характеризуется через запоминание с помощью кинестетических и мускульных ощущений. Человек такого типа при заучивании стихотворения обязательно попытается самостоятельно записать его или проговорить.

При забывании он будет применять речедвигательные реакции, что можно будет легко увидеть при движении губ такого человека.

Такие люди часто употребляют фразы «вертится на языке» или жестикулируют пальцами при попытке вспомнить слово.

Обонятельная — образная или модальная память, характеризующаяся запоминанием с помощью обонятельных анализаторов. У животных обонятельная развита гораздо лучше, чем у человека.

Вкусовой тип характеризуется работой вкусовых анализаторов и отвечает за наши вкусовые пристрастия.

Тактильный тип помогает нам определить предмет без зрительного контакта с ним. Такая память особенно развита у незрячих людей.

Образная память — это целостное восприятие на основе других типов (зрительной, слуховой и т. д.) с помощью нашей сенсорной системы. Исследования учёных показали, что образная память в большей степени развита у детей и подростков, а также у людей творческих профессий.

Использование одного типа памяти встречается очень редко, обычно человек использует два типа, один из которых будет доминантным. Сознательное использование всех типов благотворно влияет на заучивание и воспроизведение.

Виды памяти по способу хранения информации

  • Кратковременная
  • Долговременная
  • Мгновенная
  • Оперативная

Кратковременная память имеет относительно короткий временной период хранения информации, около 30 секунд.

Затем полученная информация вымещается вновь поступившей. Если индивид акцентирует своё внимание на полученную информацию, то из разряда кратковременно хранимой, она переходит в содержимое долговременной памяти.

Основная роль кратковременной памяти в психологии — обобщение и схематизация полученной индивидом информации. Она играет главную роль в принятии решений. Происходит идентификация информации поступившей извне или из объёма долговременной памяти и далее принимается решение в соответствии со знаниями и навыками индивида.

Долговременная память содержит весь объём знаний, умений и навыков индивида, полученных на протяжении всей жизни.

Этот вид подобен огромному книгохранилищу в котором без особых усилий можно отыскать любую актуальную для человека информацию.

Но, несмотря на это, многие фрагменты долговременной памяти утрачиваются со временем и для того, чтобы их вспомнить требуются немалые волевые усилия.

Это происходит из-за того, что информация долгое время не была востребована или не имеет особой значимости в это время.

Все сведения, содержащиеся в памяти связаны между собой ассоциациями. Исходя из этого гораздо лучше воспроизводится или запоминается та информация, которая наибольшей степени ассоциируется с уже имеющейся.

Прежде чем попасть в долговременное хранилище, новое понятие активизирует систему имеющихся понятий близких ему по смыслу.

Возникающие ассоциативные связи определяются частотой совпадения, актуальностью и эмоциональной значимостью.

Учёные определили, что человек со среднестатистическим объёмом долговременной памяти может запомнить информацию, содержащуюся в миллионе отдельных книг. Люди с феноменальной памятью способны запоминать гораздо больше и спустя много лет точно воспроизводить информацию с мельчайшими деталями и нюансами.

Мгновенный или иконический вид памяти является первейшим этапом в восприятии поступившей извне информации без её обработки. Это пассивный процесс, помогающий на данное мгновение сохранить точную картину окружающей действительности.

Объём этого вида достаточно велик по сравнению с кратковременной памятью, так как с помощью неё воспринимаются все стимулы, воздействующие на сенсорную систему человека (положение объектов в пространстве и их движение, освещённость, температура воздуха и т.

д.).

Оперативная память человека по времени хранения информации находится между кратковременной и долговременной. Оперативный вид восприятия информации обуславливает возможность самостоятельно регулировать срок хранения информации в зависимости от своих целей и задач (от считаных секунд до нескольких недель или дней).

Что влияет на память

Память в психологии — это многогранный психофизиологический процесс, изменяющийся под воздействием многих факторов:

  • Депрессивное состояние. Крайне негативно влияет на памятийные характеристики, так как подавляет внимание и способность воспринимать информацию. Человек сосредотачивается на своих негативных переживаниях и не реагирует на другие раздражители внешнего мира.
  • Стресс и нервное истощение. Происходит физическое переутомление человека, при котором полноценные процессы запоминания и воспроизведения невозможны. Блокируется оперативный вид памяти вследствие чего затрудняется постановка и решение новых задач.
  • Старость. Происходит необратимая утрата нейронных связей и ухудшение функционирования мозгового кровообращения, что пагубно влияет на качество памяти.
  • Приём медикаментов. Некоторые лекарства при длительном применении угнетают нервную систему. Это препараты антигистаминной группы, снотворные, транквилизаторы.
  • Гормональные нарушения, например, нарушение работы щитовидной железы.
  • Заболевания, например, Болезнь Альцгеймера.
  • Травмы с поражением ЦНС.

Источник: https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/opredelenie-pamyati-v-psihologii-chto-takoe-tip-i-vid-pamyati.html

Виды памяти в психологии

Типы памяти

Память – это один из важнейших познавательных процессов. Ее место в нашей жизни трудно переоценить, ведь от того, насколько мы быстро запоминаем и надолго сохраняем необходимую информацию, зависит успех в любой деятельности.

Желая улучшить свою память, сделать ее более эффективной и поставить себе на службу, мы не всегда задумываемся о том, какая память нам нужна. Ведь это явление нашей психики по-разному проявляется в различных сферах нашей жизни.

Память как процесс: этапы сохранения информации

Память не зря относят к познавательным процессам. Как любой процесс, запоминание и сохранение требуют времени и имеют свои уровни или этапы, которые тоже рассматриваются как виды памяти.

Оперативная память

Этот вид хоть и относится к процессам запоминания, но стоит несколько обособлено. Оперативная память обслуживает деятельность человека. Информация на этом уровне хранится недолго, но, главное, мозг вообще не рассматривает ее как ту, что требуется запомнить.

Почему? Потому что она нам нужна исключительно для совершения конкретных операций. Например, чтобы понять предложение, нужно сохранить в памяти значения прочитанных слов.

Иногда, правда, встречаются такие длинные предложения, что пока дочитаешь до конца, забудешь, что было в начале.

Оперативная память поверхностна и непродолжительна, она рабочая. Но она необходима для успешной деятельности, ее можно развить и увеличить объем. Тренируется она исключительно в деятельности. Так, читая, мы постепенно учимся понимать все более сложные и длинные предложения во многом за счет улучшения оперативной памяти. Хорошая оперативная память – это то, что отличает профессионалов.

Сенсорная память

Это самый первый этап процесса запоминания информации, который можно назвать физиологическим или рефлекторным уровнем. Сенсорная память связана с очень непродолжительным сохранением сигналов, поступающих к нервным клеткам органов чувств. Длительность сохранения информации в сенсорной памяти от 250 миллисекунд до 4 секунд.

Наиболее известны и изучены два вида сенсорной памяти:

Причем звуковые образы хранятся несколько дольше. Такая особенность позволяет нам понимать речь и слушать музыку. То, что мы воспринимаем не отдельные звуки, а целостную мелодию – заслуга сенсорной памяти.

А новорожденный ребенок, у которого органы чувств еще не совсем развиты, весь мир видит как скопление цветовых пятен.

Способность воспринимать целостную картину – тоже результат развития зрительной сенсорной памяти.

Та информация, которая привлекла наше внимание, переходит из сенсорной памяти в кратковременную. Правда, это очень незначительная часть сигналов, принимаемых нашими органами чувств, большинство не привлекает нашего внимания.

Американский изобретатель Т. Эдисон писал: « Мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз». И часто проблемы с памятью на самом деле связаны с недостаточной способностью концентрировать внимание.

Кратковременная память

Это первый этап обработки предназначенной для хранения информации. На уровень кратковременной памяти поступает практически все, что привлекает наше внимание, но задерживается там очень недолго – порядка 30 секунд. Именно это время необходимо мозгу, чтобы начать обработку полученных данных и определить степень их нужности.

  • Объем кратковременной памяти тоже невелик – 5-7 не связанных друг с другом элементов: слов, цифр, зрительных образов, звуков и т. д.
  • На этом уровне происходит процесс оценки информации; нужная дублируется, повторяется, у нее есть шанс попасть на более длительное хранение.

Для более длительного сохранения информации (но не более 7 минут) необходимо поддержание сосредоточенного внимания, которое и является сигналом нужности информации.

А сбой в области внимания приводит к явлению, которое называется замещением. Оно возникает тогда, когда поток поступающей в мозг информации достаточно велик, и она не успевает обрабатываться в кратковременной памяти.

В результате только что поступившие данные заменяются новыми и безвозвратно утрачивается.

Такая ситуация встречается при подготовке студентов к экзамену, когда стремясь в ограниченный промежуток времени «проглотить» максимально большое количество информации, студент мешает своему мозгу нормально ее усвоить.

Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок и обеспечить перевод его в долговременную память можно с помощью сознательного повторения и проговаривания.

Чем дольше сохраняется информация в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается ее запоминание.

Долговременная память

Это склад разнообразных данных, который отличается практически бессрочным хранением и огромным объемом. Иногда, например, студент перед экзаменом жалуется, что столько всего просто невозможно запомнить.

А так как информации слишком много, голова буквально ей переполнена и больше не влезает. Но это самообман.

Мы не можем сохранить информацию в долговременной памяти не потому, что там нет места, а потому, что неправильно запоминаем.

На уровень долговременной памяти поступает и долго хранится только:

  • включенная в деятельность;
  • осмысленная;
  • обработанная информация, привязанная смысловыми и ассоциативными связями к уже там имеющейся.

Чем больше человек знает, тем легче он запоминает последующую информацию, так как связи нового с уже известным устанавливаются быстрее.

Проблема с сохранением данных в долговременной памяти может быть связана и с другими причинами. Находящуюся на долгосрочном хранении информацию бывает не так-то просто оттуда извлечь. Дело в том, что долговременная память имеет два слоя:

  1. Верхний, где хранятся часто используемые знания. Для их припоминания не требуется усилий, они как бы всегда под рукой.
  2. Нижний уровень, на котором находится «закрытая» информация, которая давно не использовалась, поэтому оценивается мозгом как малозначимая или вообще ненужная. Для ее припоминания требуются усилия и специальные мнемические (связанные с процессами памяти) действия. Чем реже используется информация, тем на более глубоких слоях долговременной памяти она хранится. Иногда чтобы до нее докопаться требуются кардинальные меры, например, гипноз, а иногда достаточно какого-то незначительного события, которое вызовет цепочку ассоциаций.

Но разнообразие видов памяти не ограничивается этапами, различающимися по длительности сохранения информации.

Виды памяти: что мы запоминаем

В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.

Образная память

Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:

  • зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
  • слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
  • осязательные – тактильные ощущения;
  • обонятельные – запахи;
  • вкусовые – разнообразные вкусы.

Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью.

Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного.

Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:

  • аутизм;
  • шизофрению;
  • склонность к суициду.

Моторная или двигательная память

Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности.

Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти.

Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:

  • обучение детей письму;
  • овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
  • даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

Эмоциональная память

Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже.

Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события.

Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.

Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием.

Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то.

Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.

Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.

Словесно-логическая память

Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.

Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.

Виды памяти: как мы запоминаем

Обилие поступающей в мозг информации требует ее сортировки, и не все, что мы получаем по сенсорным каналам, запоминается само по себе. Бывает, что для запоминания требуется приложить усилия. В зависимости от степени активности психической деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память

Мечта каждого школьника и студента, чтобы знания запоминались сами по себе безо всяких усилий. Действительно, очень много информации так и запоминается – непроизвольно, то есть без волевых усилий. Но чтобы включился механизм непроизвольной памяти, необходимо важное условие. Запоминается непроизвольно то, что привлекло наше непроизвольное внимание:

  • яркая, сильная и необычная информация (громкие звуки, сильные вспышки, фантастические картины);
  • жизненно важная информация (ситуации связанные с угрозой для жизни и здоровья самого человека и его близких, важные, ключевые события в жизни и т. д.);
  • данные, связанные с интересами, увлечениями и потребностями человека;
  • эмоционально окрашенная информация;
  • то, что непосредственно связано с профессиональной или включается в трудовую, творческую деятельность.

Другая информация сама собой не сохраняется, разве что умный студент сможет увлечь себя и заинтересоваться учебным материалом. Тогда для его запоминания придется приложить минимум усилий.

Произвольная память

Любое обучение, будь то школьные занятия или овладение профессиональной деятельностью, содержит не только яркую, увлекательную информацию, но и просто нужную. Она необходима, хоть и не слишком интересна, и ее следует запомнить. Для этого-то и служит произвольная память.

Это не только и даже не столько простое убеждение себя, что «вот это надо обязательно сохранить у себя в голове». Произвольная память — это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.

Первые приемы мнемотехники были и разработаны в Древней Греции, но они и сейчас эффективно используются, а также создано много новых методик, облегчающих запоминание сложной информации.

К сожалению, большинство людей с ними мало знакомо и используют просто многократное повторение информации. Это, конечно, самый простой, но и наименее эффективный прием запоминания.

В нем теряется до 60 % информации, а усилий и времени он требует много.

Вы познакомились с основными видами памяти, которые изучает психология и которые имеют принципиальное значение в жизни человека, в овладении знаниями и профессиональными умениями.

Но в различных областях науки можно встретиться еще и с другими видами этого психического процесса.

Например, есть генетическая, автобиографическая, реконструктивная, репродуктивная, эпизодическая и другие виды памяти.

Источник: https://psychologist.tips/646-vidy-pamyati-v-psihologii.html

ovdmitjb

Add comment