Irvuz

Теория социального сравнения

Теория социальных сравнений в психологии – теории – 2019

Теория социального сравнения

Мы все сравниваем себя с другими людьми в наших социальных мирах, независимо от того, сравниваем ли мы наши взгляды со взглядами знаменитостей, которых мы видим в средствах массовой информации, или наши таланты со способностями наших коллег. В психологии теория социального сравнения является одним из объяснений этой тенденции, которую мы должны сравнивать между собой и другими.

Давайте внимательнее посмотрим, как работает теория социального сравнения и как наши сравнения влияют на взгляды, которые мы можем придерживаться.

Теория социального сравнения

Теория социального сравнения была впервые предложена в 1954 году психологом Леоном Фестингером и предполагала, что у людей есть врожденное стремление оценивать себя, часто по сравнению с другими. Люди делают самые разные суждения о себе, и один из ключевых способов, которым мы это делаем, – это социальное сравнение или анализ личности по отношению к другим.

Например, представьте, что ученик старшей школы только что записался на урок группы, чтобы научиться играть на кларнете. Оценивая свои навыки и успехи, она сравнивает свои результаты с другими учениками в классе.

Сначала она может сравнить свои способности с другими членами секции кларнета, особенно отмечая тех, кто лучше ее, а также тех, кто хуже.

Она также может сравнить свои способности со способностями учеников, которые также играют на других инструментах.

Фестингер полагал, что мы участвуем в этом процессе сравнения как способ установления ориентира, с помощью которого мы можем делать точные оценки самих себя. Например, студентка по музыке может сравнивать себя со звездной ученицей класса. Если она обнаружит, что ее способности не соответствуют таланту ее сверстника, она может стремиться достичь большего и улучшить свои способности.

Как работает процесс социального сравнения?

Процесс социального сравнения вовлекает людей, которые узнают себя, оценивая свои собственные взгляды, способности и убеждения по сравнению с другими. В большинстве случаев мы стараемся сравнивать себя с теми, кто в нашей группе сверстников или с кем мы похожи.

Существует два вида социального сравнения:

  • Повышение социального сравнения: когда мы сравниваем себя с теми, кто, по нашему мнению, лучше нас. Эти восходящие сравнения часто фокусируются на желании улучшить наш текущий уровень способностей. Мы могли бы сравнивать себя с кем-то более обеспеченным и искать способы, с помощью которых мы могли бы также достичь подобных результатов.
  • Нисходящее социальное сравнение: когда мы сравниваем себя с другими, которые находятся в худшем положении, чем мы сами. Такие нисходящие сравнения часто сосредоточены на том, чтобы мы лучше чувствовали свои способности. Возможно, мы не очень хороши в чем-то, но, по крайней мере, мы в лучшем положении, чем кто-либо другой.

Примеры теории социального сравнения в действии

По словам Фестингера, люди полагаются на эти сравнения с другими людьми, чтобы точно оценить свои собственные навыки, способности, убеждения и отношение. В тех случаях, когда ваши сравнения неэффективны, вы можете оказаться в ситуациях, которые слишком сложны или сложны для вашего текущего уровня квалификации.

Например, если вы сравниваете себя с друзьями и чувствуете, что вы в хорошей физической форме, вы можете записаться на марафон, полагая, что у вас есть возможность закончить без проблем. Когда наступит день гонки, вы можете оказаться в окружении людей, которые намного более спортивны, чем вы, и понять, что ваша первоначальная оценка ваших способностей была чрезмерно оптимистичной.

Когда мы можем, мы можем проверить эти сравнения в реальных условиях.

Например, если вы хотите оценить свои навыки в качестве баскетболиста, вы можете начать играть в игру со своими друзьями или практиковаться в штрафных бросках.

Как только у вас будет хорошее понимание того, на что вы способны, вы можете начать сравнивать свою работу с другими людьми, которых вы знаете.

Вы можете сразу подумать о друге, который играет в баскетбольной команде его школы. Это пример восходящего социального сравнения.

По сравнению с ним, ваша производительность не так квалифицирована, но вы можете почувствовать, что в конечном итоге вы можете достичь аналогичного навыка с небольшой практикой. В этом случае, социальное сравнение, направленное вверх, может помочь вам почувствовать себя лучше и стать более мотивированным, чтобы улучшить его.

Затем вы можете сравнить свои способности с другом, который не может сделать корзину, чтобы спасти свою жизнь. По сравнению, ваша производительность намного лучше. Это пример нисходящего социального сравнения. В этом случае наблюдение за плохими навыками вашего друга на самом деле заставляет вас чувствовать себя еще лучше о своих собственных способностях.

Последние мысли

Как видите, социальное сравнение играет роль в суждениях, которые люди делают о себе, а также в том, как люди ведут себя.

Некоторые сравнения могут заставить вас чувствовать себя неадекватным и с меньшей вероятностью преследовать цель, в то время как другие дают вам уверенность и помогают повысить вашу самооценку.

Когда вы сравниваете себя с другими, подумайте, как социальное сравнение как вверх, так и вниз может повлиять на ваши убеждения, уверенность, мотивацию и отношение, и следите за негативными чувствами, которые могут возникнуть в результате этого процесса.

Источник: https://rus.psychic-parapsychologist.com/social-comparison-theory-psychology-76296

Теория социального сравнения

Теория социального сравнения

Cогласно этой теории, человеку необходимо иметь стабильную, предсказуемую и точную информацию о своих способностях и поведении. Для оценивания своих возможностей люди сравнивают себя с другими, причем эталоном является наиболее похожий тип.

Обычно сравнение проходит с теми, кто «лучше», однако возможно сравнение и с теми, кто «хуже». Последний вариант характерен, в частности, для больных раком.

Сравнение с кем-либо, у кого ситуация «хуже» благоприятно влияет на самооценку, выполняет эмоционально-регулятивную функцию.

Концепция позитивного здоровья

В данном случае здоровье как состояние не сводится к отсутствию болезни. Эта концепция отличается выделением наряду с психическим здоровьем морального здоровья.

Моральное здоровье — это своеобразный иммунитет к к различным видам социального зла, нравственная чистота поступков и помыслов и т.п.

В качестве признаков психически здорового человека выделяется свобода, независимость, активность личности в различных социально-психологических ситуациях.

Подходы к болезни и здоровью, основанные на этой концепции, имеют следующие характерные черты:

исследование взаимоотношений между культуральным контекстом и жизненным стилем с одной стороны, определение здоровья и реакции на болезнь — с другой;

социальный аспект, где внимание сосредотачивается непосредственно на семье, работе, и общей социальной активности личности. В центре рассмотрения здесь — способы, которыми человеческие качества и реакции приспосабливаются к социальным требованиям, физическому и экономическому окружению;

интеракционный аспект, где изучается влияние на индивида процесса коммуникации, межличностного взаимодействия, и напротив, как интрапсихическое состояние индивидов и их личностные особенности влияют на социальные процессы в непосредственном окружении;

социетальный аспект, где рассматривается взаимодействие между здоровьем и другими социальными институтами.

Данная концепция имеет твердую биологическую основу. Адаптивные реакции организма соответствуют эволюционным изменениям и направлены на выживание вида и эффективное функционирование в конкретном окружении.

Поэтому попытки человека адаптироваться к социальному окружению могут быть связаны с флуктуациями в состоянии здоровья.

Однако с другой стороны многие нежелатеельные виды поведения, имеющие определённую конституционально-биологическую основу, — переедание, алкоголизация, наркотизация и прочее асоциальное поведение, различные невротические проявления, — могут рассматриваться как вид адаптивных реакций в современном мире

Эти теории выделяют две стратегии поведения человека: заболевший человек, пытаясь понять причины своих болезней, установить контроль над ними, приписывает причину этих болезней либо себе, либо окружающим.

Первая стратегия характерна для хорошей адаптации к ситуации, вторая — для плохой, однако это может меняться в зависимости от особенностей заболевания.

Обобщая наиболее распространенные в наши дни научные взгляды на проблему здоровья, мы можем выделить несколько альтернативных подходов к исследованию этого феномена.

Нормоцентрический подход: здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения, в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида. Это некий оптимальный уровень функционирования организма и психики.

Феноменологический подход: проблемы здоровья и болезни трактуются как фундаментальные аспекты или вариации индивидуального, неповторимого “способа бытия-в-мире”, они включены в субъективную картину мира и могут быть постигнуты лишь в ее контексте (Ясперс, Бинсвангер, Лэнг). На смену формализованным процедурам исследования в данном случае приходит феноменологическое описание, основанное на глубинном понимании и эмпатии.

Холистический подход: здоровье понимается как обретаемая индивидом в процессе его становления целостность, предполагающая личностную зрелость (Г. Олпорт), интеграцию жизненного опыта (К.

Роджерс) и примирение, синтез фундаментальных противоречий человеческого существования или интрапсихических полярностей (К. Г. Юнг).

Естественно-научные принципы анализа дополняются гуманитарными, что обеспечивает целостное видение проблемы.

Кросс-культурный подход: здоровье это социокультурная переменная; его характеристики относительны и детерминированы специфическими социальными условиями, культурным контекстом, своеобразием национального образа жизни и образа мира.

Проведенные в рамках данного подхода полевые исследования показали, в частности, что некоторые нарушения психического здоровья, характерные для европейца, всецело обусловлены специфическими особенностями западной цивилизации, присущим ей духом соперничества и индивидуализма; поэтому они практически не встречаются, скажем, у папуасов или эскимосов.

Дискурсивный подход: любое представление о здоровье может быть исследовано как продукт определенного дискурса, имеющего собственную внутреннюю логику конструирования или концептуализации социальной и психической реальности. Для ясного понимания структуры конкретного представления требуется углубленный дискурс-анализ.

Блестящим образцом такого анализа является историческое исследование становления медицинского дискурса, осуществленное Мишелем Фуко в работе “Рождение клиники” [193].

Предполагается также критическое исследование различных дискурсивных практик, в которых рождаются своеобразные концепции здоровья и болезни, с определением их базовых принципов, достоинств и ограничений.

Аксиологический подход: здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии.

Доминирование тех или иных ценностей, так же как и их переоценка, кризис рассматриваются в качестве факторов, определяющих здоровье индивида или негативно влияющих на него.

Аксиологический подход был предложен еще Платоном, который в своем диалоге “Законы” поместил “здоровое состояние души” (наряду с разумением, справедливостью и мужеством) в иерархию человеческих и божественных благ [147, с. 78].

Наиболее крупным ученым нашего столетия, исследовавшим психическое здоровье и его нарушения в их ценностном аспекте, т. е. во взаимосвязи с высшими ценностями человека, следует признать А. Маслоу.

В своей теории самоактуализации Маслоу рассматривал высшие ценности как своего рода детерминанты здорового и полноценного развития индивидуума [121]. В рамках психиатрии аналогичный подход был применен А.

Кемпински, который интерпретировал различные формы психопатологии как нарушения нравственного порядка или дисфункции ценностной системы личности. В настоящее время появляется все больше работ, посвященных осмыслению здоровья и как основополагающей ценности культуры, и как ценностной ориентации, определяющей социальное и психическое бытие конкретной личности. Интегративный подход: любые объяснительные принципы, модели и концептуальные схемы признаются адекватными способами изучения здоровья на разных уровнях человеческого бытия. Предпринимается попытка интегрировать эти модели и схемы с учетом их ограничений на единой концептуальной основе, согласно базовым принципам теории систем.

Возможна и другая систематизация подходов к здоровью, соответствующая более масштабным системам научного знания, например, выделение эволюционистского (характерного для биологической науки), социально-ориентированного, гуманистического, теологического (в частности, христианского) и др. подходов.

Page 3

Перейти к загрузке файла

  • 1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология в XX веке. — М., 2001
  • 2. Алавидзе Т.Л., Андреева Г.М., Антонюк Е.В. Социальная психология в современном мире. — М.: Аспект пресс, 2002
  • 3. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. Дис. д-ра психол. наук: 19.00.05 — М.: ПроСофт-М, 2003

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/516142/psihologiya/teoriya_sotsialnogo_sravneniya

ovdmitjb

Add comment