Irvuz

Теория психосоциального развития Э. Эриксона

Содержание

Теория развития личности Эрика Эриксона – Психологос

Теория психосоциального развития Э. Эриксона

Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:

  1. Социум для ребенка не антагонистичен.
  2. Личность развивается от рождения до смерти.
  3. Личность развивается через последовательные этапы жизни.
  4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех.
  5. В развитии человека восемь стадий.
  6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
  7. Переход от одной стадии к следующей является личностным кризисом.
  8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта – ее вернуть.

Подробнее.

Социум для ребенка не антагонистичен

В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечи­вающими гармоничное развитие личности. См.→

Личность развивается от рождения до смерти

Это еще один отход от классического психоанализа, где развитие личности описывалось только как психосексуальное развитие. Впрочем, развитие личности для Эрика Эриксона – пассивный личностный рост, где главным является не достижение тех или иных вершин, а “согласие с самим собой”.

Личность развивается через последовательные этапы жизни

Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это – лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться и по типу сот, и по типу короны. См.→

Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез – наличие целостного врожден­ного плана, определяющего основные стадии развития. Обсуждение этого см.→

В развитии человека восемь стадий

По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

  1. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
  2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
  3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
  4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
  5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
  6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
  7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
  8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Подробнее см.→

Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет

Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.

Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что происходит в стихийном развитии личности, включая элементы личностной деградации.

И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось – либо не случалось, либо повезло, либо нет – и тогда, уважаемые жертвы, вам направление к психотерапевту.

Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем.

Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом

Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов – как минимум, неочевидно.

Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимо­сти от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личност­ной и познавательной сфер.

Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; не­гативное — деструктивного новообразования, препятствующего фор­мированию эго-идентичности.

Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом? Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом.

Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий.

См.→

В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта – ее вернуть

Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека – быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. “Я развиваюсь, но я— тот же самый”. См.→

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов

Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона – пособие скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности. См.→

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/teoriya-razvitiya-lichnosti-erika-eriksona

Психосоциальная теория личности Э.Эриксона

Теория психосоциального развития Э. Эриксона

Эрик Эриксон — один из ведущих психологов XX века, основоположник эгопсихологии и выдающийся учёный с непростой судьбой. Его необычное происхождение и новаторские взгляды стали причиной увлечения психологией, и в конечном счёте подарили миру одну из самых интересных и «работающих» на практике теорий личности.

Основные тезисы теории личности Э.Эриксона

Как и большинство своих современников, Эриксон был психоаналитиком, но его взгляды расходились с классической фрейдовской теорией.

Как и Фрейд, Эриксон рассматривал структуру личности исходя из её трёх основных составляющих: Ид, Эго и Супер-Эго.

Но в отличие от основоположника психоанализа, Эриксон отдавал ведущую роль в формировании и становлении личности Эго, а не бессознательным инстинктам.

Кроме этого, учёный не был согласен с фрейдовской градацией основных жизненных кризисов, которая насчитывала 5 этапов, а само развитие личности по Фрейду завершалось в пубертальном возрасте.

Эриксон был убеждён, что человек развивается всю жизнь и в процессе своего становления переживает 8 кризисов, каждый из которых соответствует определённому возрасту и отвечает за формирование отдельных черт характера.

К тому же учёный полагал, что важную роль в становлении личности играет общество, в котором человек живёт. Эриксон доказывал существование тесной связи между психическим развитием индивида и влиянием социумом.

Поэтому хоть главная роль в его теории и принадлежит Эго, но само Я формируется под воздействием специфических культурных и социальных ценностей окружения личности. К такому выводу учёный пришёл, проанализировав особенности воспитания детей в двух различных культурах: коренной индейской и «белой» американской.

Эриксон отметил, что каждый стиль воспитания принимается в своём социуме, как единственно правильный и именно он определяет ожидания общества, которые ребёнок должен оправдать. С этим механизмом тесно связано понятие «групповой идентичности» — чувства единения с окружающими людьми.

Позже в процессе своего развития, у человека начинает формироваться «эгоидентичность» — чувство целостности и непрерывности своего «Я».

Жизненные кризисы личности по Э.Эриксону

Согласно теории Эриксона, человек переживает 8 основных жизненных кризисов, которые тесно связаны с процессом формирования эгоидентичности.

Первый кризис приходится на 1 год жизни. В это время у ребёнка закладывается доверие/недоверие к внешнему миру. Если малыш на первом году жизни получает достаточное количество ласки, любви и заботы, то он вырастает открытым и доверчивым. Если же, наоборот, ребёнок сталкивается с равнодушием, то в будущем он будет скрытным, застенчивым и несклонным доверять людям.

В возрасте 2–3 лет ребёнок переживает второй кризис, который влияет на становление самостоятельности/стыдливости. В это время происходит приучение к чистоплотности и родители помогают малышу самостоятельно справляться со своими естественными потребности, а ребёнок получает первый опыт автономии. Чрезмерный родительский контроль и наказание за промахи провоцируют развитие чувства стыда.

Примерно с 3 до 6 лет малыш переживает третий кризис связанный со становлением самостоятельности. Поощрение инициативы и похвала родителей стимулируют развитие самостоятельности и независимости. Напротив, властный контроль и сплошные запреты лишают ребёнка свободы мышления и инициативности во взрослой жизни.

Четвёртый кризис приходится на время младшей школы. Именно там ребёнок сталкивается с «групповой идентификацией» и стремится занять «своё» место среди сверстников. Этот кризис определяет развитие коммуникативности и навыков сотрудничества.

В подростковом возрасте человек переживает пятый центральный кризис, который сильно влияет на дальнейшую жизнь. В это время подростки «примеряют» роли значимых взрослых, копируют их поведение и ищут самих себя.

Шестой кризис припадает на годы молодости (20–35 лет), когда личность находится в поиске любимого человека, с которым можно было бы создать семью и воспитать детей. Если на этом этапе семьи не возникает, то человек переживает чувства одиночества и изоляции.

Седьмой кризис припадает на возраст 40 лет. В этот период происходит переосмысление жизненных ценностей, появляется интерес к обучению молодого поколения и стремление поделится своим опытом с детьми.

Восьмой кризис – завершающий жизненный кризис, связанный с переживанием старения. На этом этапе человек подбивает итоги уходящей жизни и осознает неизбежность смерти. Если личность не может простить своих прошлых ошибок и не принимает свою смертность, то человек доживает последние дни в страхе и тревоге

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/psihosocialnaya-teoriya-lichnosti-eeriksona

Психосоциальная теория личности Эриксона

Теория психосоциального развития Э. Эриксона

Эрик Хомбургер Эриксон (Erik Homburger Erikson) – американский психолог в сфере развития человека.

По мнению Э. Эриксона, на протяжении всей жизни человек проходит определенные стадии развития. По мере прохождения таких периодов, он формирует отношение к самому себе, к окружающим его людям, социальной среде, также выстраивает основные ориентиры ближайшего развития.  Каждая из стадий протекает на протяжении установленного временного отрезка.

Опыт, полученный человеком по мере прохождения стадий развития, может носить как положительный, так и отрицательный характер.

Становление личности, по мнению автора, не завершается в подростковом возрасте, как считал Зигмунд Фрейд, оно распределяется на весь жизненный цикл.

В этом обзоре подробнее рассмотрим стадии возрастных периодов развития, предложенные Эриком Эриксоном.

Стадия 1. Доверие и недоверие

Длится на протяжении первого года жизни.

Положительный полюс – доверие. Базовое доверие закладывается у ребенка при условии, что он в достаточной степени получил заботу в виде любви и ласки.

В этот период у ребенка формируется способность доверять другим людям, доверять окружающему миру, обстоятельствам, получать удовольствие от близости, дарить тепло другим.

Отрицательный полюс – недоверие. Формируется, если ребенок на первом году жизни не получил должного ухода, внимания, любви и заботы. Человек приобретает такие качества, как боязливость, недоверие и подозрительность по отношению к окружающим. С усвоенным недоверием ребенок переходит в последующие стадии развития, что отрицательно сказывается на конструктивном усвоении нового опыта.

Такое нарушение может корректироваться в последующих стадиях развития при условии, что в жизни появится человек, способный глубоко проработать тему доверия-недоверия.

Стадия 2. Достижение равновесия

Длительность –  второй-третий годы жизни.

Положительный полюс – самостоятельность. На основе уже имеющихся в этот период моторных и психических способностей ребенок осваивает новые виды деятельности, в процессе научения формирует навыки и умения.

Если обеспечить для этого процесса необходимые комфортные условия, всячески поощрять, то ребенок будет гордиться и наслаждаться новыми достижениями.

При таком раскладе стадия завершается усвоенной самостоятельностью.

Отрицательный полюс – нерешительность и стыдливость. Такие характеристики закрепляются у ребенка, если воспитывающие его лица имеют нетерпение и спешат все делать за ребенка.

При такой модели воспитания у ребенка закрепляется комплекс неспособности выполнять что-либо самостоятельно.

Родители, стремящиеся оградить ребенка от «несчастных случаев», ругают его за провинности, таким образом дополнительно закрепляя чувство стыда за свои действия.

Если из второй стадии ребенок выносит большую дозу неуверенности, это неблагоприятно сказывается в дальнейшем на самостоятельности как подростка, так и взрослого человека.
Соотношение между самостоятельностью и нерешимостью может изменяться на последующих стадиях развития.

Стадия 3. Предприимчивость и чувство вины

Период четырех – пяти лет.

В этот период дошкольник осваивает много физических навыков. Он не просто подражает взрослым и сверстникам, а сам активно придумывает себе занятия.

Положительный полюс – предприимчивость. Такая характеристика закрепляется у детей, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности. Возможность самостоятельно брать и делать закрепляет навыки предприимчивости у развивающегося ребенка. Кроме физической активности, такой подход закрепляет и интеллектуальную предприимчивость, также готовность отвечать на поставленные вопросы.

Отрицательный – чувство вины. Чувство вины как личностный паттерн закрепляется, если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры лишены смысла и неинтересны.

Сформированное таким образом чувство вины ребенок уносит в последующие стадии развития.

Стадия 4. Умелость и неполноценность

Формируется у ребенка с шести до одиннадцати лет.

Стадия характеризуется развитием способности к дедукции (формирование логических умозаключений от простого к сложному), к организованной игровой деятельности и регламентированным занятиям (регламент – правила, порядок, устав). Именно на этой стадии дети учатся играть, учитывая при этом правила игры.

Положительный полюс – умелость. Формируется, если ребенка всячески поощряют за его деятельность, благодарят за доведенное до конца дело, правильно выполненное задание, хвалят и награждают за результаты.

Отрицательный – неполноценность. Такая доминанта формируется, если родители видят в деятельности ребенка лишь «баловство» и «пачканье».

Важно отметить, что на этой стадии развития окружение ребенка не ограничивается лишь семьей, к процессу воспитания и развития подключается социальное окружение, представленное различными социальными институтами. Эта особенность отличает теорию Эриксона от психоаналитических воззрений Фрейда, делающих основной акцент на семейном воспитании.

Начало кризиса подросткового возраста.

Стадия 5. Стадия идентификации личности и путаницы ролей

Длительность стадии с двенадцати до восемнадцати лет. В этот период идет активное созревание психической функции подростка, формирование собственных взглядов. В этот период подросток испытывает интерес к мыслям и чувствам других людей, к тому, что они сами о себе думают.

Это необходимо для формирования картины себя, своей «Я»-концепции. На этом этапе подросток активно вырабатывает или перенимает мировоззренческие позиции, призванные примирить внутренние противоречия, убрать нестабильность.

На протяжении этого периода у подростка прослеживается повышенная способность к идеализации.

Положительный полюс – идентификация «Я». Происходит в том случае, если подросток приобрел способность обобщать и ему удалось выстроить общую картинку себя из фрагментов многочисленных ролей, усвоенных к этому периоду жизни.

Роли: «Я сын», «Я ученик», «Я друг» – смогли интегрироваться и занять выгодные места в общей структуре «Я».

Если подросток справился с такой задачей, у него появляется ощущение того, что он существует, где он находится и куда следует.

Влияние родителей в этот период носит косвенный характер, так как шансы на идентификацию значительно увеличиваются, если подросток уже к этому периоду выработал доверие, самостоятельность и умелость.

Отрицательный – путаница ролей. Если процесс обретения «своего Я» по каким-либо причинам задерживается или не происходит, подросток начинает путать все знакомые ему роли себя. Это сопровождается чувством опустошенности, тревоги.

Если даже в этом периоде у подростка получается распознать «свое Я», на последующих стадиях он все равно будет сталкиваться с факторами, противоречащими его представлениям о себе и угрожающими его идентичности.

Период начало зрелости характеризуется конфликтом среднего возраста.

Стадия 6. Близость и одиночество

Продолжительность периода –  время ухаживания за потенциальным партнером и ранний период совместной жизни.

Положительный полюс – близость. Близость здесь понимается не только как физическая характеристика, но и как способность заботиться о своем избраннике.

Это способность делиться с партнером всем без боязни потерять себя. Развитие близости, как и идентичности, очень зависит от того, как человек преодолел более ранние этапы развития.

Социальные условия могут как затруднять, так и облегчать условия близости.

Отрицательный – одиночество. Одиночество понимается как своеобразное состояние человека, неспособного разделить свою жизнь с близким человеком, отсутствие возможности заботиться о ком-либо. Очень часто это приводит к развитию компенсаторного поведения в виде ухаживания за животными.

Последующие стадии, а их по Э. Эриксону еще две, будут мной описаны после того, как появятся первые комментарии к статье 🙂

Источник: http://psy-diagnoz.com/theories/220-psychosocial-theory-of-personality.html

ovdmitjb

Add comment