Irvuz

Теория личности Маслоу

Содержание

Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса (стр. 1 из 4)

Теория личности Маслоу

СОДЕРЖАНИЕ:

Вступление …………………………………………………………..3

I. Гуманистическая теория личности А.Маслоу………………..4

1. Физиологические потребности……………………………7

2. Потребности безопасности и защиты…………………….7

3. Потребности принадлежности и любви………………….7

4. Потребности самоуважения………………………………8

5. Потребности самоактуализации………………………….8

II. Оценка самоактуализации по А.Маслоу………………………..10

III. Характеристики самоактуализирующих людей……………….12

IV. Гуманистическая теория К.Роджерса………………………….13

1.Поле опыта……………………………………………………..14

2. Самость. Идеальная самость………………………………….14

3. Конгруэнтность и неконгруэнтность…………………………16

4. Тенденция к самоактуализации……………………………….18

5. Социальные отношения……………………………………….19

Заключение……………………………………………………………21

Литература…………………………………………………………….22

Вступление

С точки зрения гуманистической психологии люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов.

В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Сторонниками гуманистических взглядов, рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Центральным звеном личности, по К.Роджерсу, является самооценка, представление человека о себе, «Я-концепция», которая порождается во взаимодействии с другими людьми. Благодаря К.Роджерсу явления самосознания и самооценки, их функции в поведении и развития субъекта стали важным предметом дальнейших психологических исследований.

Гуманистическая теория личности А.Маслоу

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии — психоанализу и бихевиоризму.

Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что, в конце концов, каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.

Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого направления — это концепция становления.

Человек никогда не бывает, статичен, он всегда находится в процессе становления. Этому свидетельствует наглядный пример становления мужчины из мальчика. Но это не является становлением биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений.

Человек, отрицающий становление, отрицает сам рост, отрицает, что в нем заложены все возможности полноценного человеческого существования.

Но, несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок.

Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или “здесь и сейчас”. В основе этого направления лежит реальность субъективная, или личная, но не объективная, т.е.

подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека.

Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.

Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредотачивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человека в целом. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм.

Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Основное место в его концепции занимает вопрос о мотивации. Маслоу говорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной.

Он описывал человека, как “желающее существо”, который редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно.

Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека.

Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности:

В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху, т.е.

удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.

По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают, удовлетворены по принципу “все или ничего”. Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

· физиологические — 85%,

· безопасность и защита — 70%,

· любовь и принадлежность — 50%,

· самоуважение — 40%,

· самоактуализация — 10%.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно:

Физиологические потребности

Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е.

человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план.

Потребности безопасности и защиты

Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос.

Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.

Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.

Другое проявление потребности в безопасности и защите можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами — такими, как война, наводнение, землетрясение, восстание, общественные беспорядки и т.д.

Потребности принадлежности и любви

На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанности с другими в своей семье или в группе. Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки.

Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тянуться к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сплоченных группах.

Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола.

Маслоу определил два вида любви у взрослых: дефицитарная или Д-любовь, и бытийная или Б-любовь.

Первая основана на дефицитарной потребности — это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает.

Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Эта любовь, по мнению Маслоу, дает возможность человеку расти.

Потребности самоуважения

Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими.

Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие.

Здесь человеку необходимо знать, что-то, что он делает, признается и оценивается.

Источник: https://mirznanii.com/a/197395/gumanisticheskie-teorii-lichnosti-maslou-i-rodzhersa

Гуманистические теории развития личности: Маслоу, Роджерс и другие

Теория личности Маслоу

Гуманистические теории развития личности – чем они отличаются от других психологических подходов? Для бихевиористов основой основ является поведение, для гештальт-психологии –восприятие, для психоанализа – психосексуальное развитие. Главной идеей, которую принес возникший в середине ХХ в. гуманизм – это признание человека как изначально положительного существа, наделенного духовными качествами и стремлением к лучшему.

Гуманисты были убеждены, что движущей силой, которая управляет поведением личности, является желание реализовать свои способности. Оно было названо самоактуализацией.

Что представляют собой главные идеи ученых-сторонников гуманизма? Какие способы они предлагают для разрешения личностных конфликтов? Рассмотрим ученых, которые внесли невероятно ценный вклад в понимание этих вопросов.

Это Виктор Франкл, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.

Виктор Франкл – величайший духовный учитель и узник концентрационного лагеря

Виктор Франкл – это психотерапевт, с которыми искали встречи гуманисты всего мира: начиная от Ясперса и Хайдеггера и заканчивая политическими лидерами разных стран. 31 книга Франкла переведена на несколько десятков языков.

Франкл – один из самых великих духовных учителей, который помог миллионам людей найти жизненный смысл. Он сумел прожить долгую жизнь – с 1905 по 1997 годы. И годы с 1942 по 1945 были тем временем, которое Франкл провел в ужасающих условиях нацистских концлагерей.

Еще до разгара войны ученый начал разрабатывать теорию о смысле человеческой жизни. Эти идеи прошли жестокую проверку и получили свое подтверждение. Больше всего шансов выжить в немыслимых условиях было не у тех, кто обладал хорошим здоровьем, а у тех, кто знал, ради чего ему жить.

идея психотерапии Франкла была такой: если у человека отсутствует жизненный смысл, это служит причиной множества неврозов.

Франкл был убежден, что люди способны к самоактуализации даже при ограниченных и тяжелых жизненных обстоятельствах. Эту возможность психолог объяснял двумя способами.

Во-первых, человек может быть трансцендентен самому себе – то есть, он может найти смысл жизни за пределами себя самого. Во-вторых, каждый также способен отстраниться от ситуации, смотреть на себя со стороны.

Гуманистические теории развития личности, каждая по-своему, рассматривают проблему смысла жизни человека. Но теория Франкла выражает ее особенно ярко.

Какой смысл жизни имел сам Виктор Франкл? Попав в концлагерь, он взял с собой рукопись своей теории. Его задачей было сохранение, а затем – восстановление этого черновика, когда он был утрачен.

А также до самого выхода из концлагеря Франкл не оставлял надежды еще раз увидеть свою супругу. Но она, как и многие миллионы, погибла.
Когда в 1945 году он вышел на свободу, то узнал, что все его родные погибли. Но даже при этом Франкл не ожесточился.

Пять лет он выпускал свои книги, в которых писал о смысле жизни, о том, как его найти и сохранить.

Человек в условиях концлагеря

Помимо кошмаров, которые происходили в нацистских лагерях, ученый особенно отмечал душевные муки заключенных. В этих местах, писал психолог, теряло смысл даже самоубийство. Никому из узников не было известно, сколько он проживет – неделю, день или месяц. Однако каждый знал о неотвратимости своей смерти.

Спустя некоторое время после попадания в концлагерь, пишет Франкл, у заключенного не вызывала страха даже возможность попасть в газовую камеру. Ведь тогда у него отпадал вопрос о самоубийстве. Никого в то время не интересовали ни гуманистические теории развития личности, ни гуманизм вообще, ни жизнь отдельно взятого человека.

Удивительно, что сам Франкл сумел сохранить свои профессиональные интересы в нечеловеческих условиях.

Попадающий в концентрационный лагерь переживал сильнейший шок. Но через некоторое время у человека наступала фаза относительного безразличия ко всему, что творилось вокруг. Внутри узника еще кипели душевные терзания – прежде всего, безграничная тоска по родным людям, которых, возможно, ему уже не суждено будет увидеть.

Со временем, пишет Франкл, у заключенных все больше угасали нормальные человеческие реакции. Сначала попавший в концлагерь отводит свой взгляд от товарища, которого заставляют делать приседания в грязи под ритм ударов. Но через неделю-другую он смотрит на это спокойно.

У заключенного не вызывают реакции ни подобные сцены, ни выносимые из бараков трупы.

Те, кто заболевали в концлагерях, могли достаточно точно вычислить время своей смерти или смерти товарища. Ведь это происходило на их глазах несколько раз в день. Сначала организм полностью истощал имеющиеся ресурсы. Потом тело начинало пожирать собственные мышцы. Заключенные становились похожими на обтянутые кожей скелеты.

Свобода выбора и смысл

В этих условиях Франкл задается вопросом: неужели человек определяется лишь внешними обстоятельствами? Где тогда находится его свобода, самоопределение по отношению к нему? Неужели тогда люди являются не более чем результатом внешней обстановки, конструкции своих физических тел, и множества других биологических и социальных факторов? Более всего же Франкла интересовало, можно ли оправдать жестокие поступки тех, кто в условиях лагерной жизни «не мог иначе». Был ли выбор у них?

На этот вопрос ученый отвечает утвердительно. Опыт его наблюдений показывает, что у человека можно отнять все – даже его тело. Но нельзя отнять свободы поступать так или иначе, относиться к обстоятельствам согласно своему выбору. Конечно, в лагерных условиях такую духовную цельность могли сохранить лишь единицы, отмечает ученый.

Например, Франкл пишет о женщине, которая знала, что скоро умрет. Но она была одной из многих, кто не терял бодрости духа. «Я благодарна судьбе… ведь на самом деле в своей прошлой жизни я была слишком избалована, а мои духовные притязания не были высоки» — вспоминает Франкл ее слова.

Далее ученый описывает ее состояние перед смертью. «Она была очень сосредоточенной», — пишет он. Женщина смотрела на каштан, который можно было увидеть через небольшое окно.

«Это – мой единственный друг. В одиночестве я часто разговариваю с ним», — сказала она. «И что же он тебе отвечает?», — спросил Франкл, подозревая галлюцинации у заключенной.

«Оно говорит: я здесь, я с тобой, я вечная жизнь».

Из всех теорий развития личности созданная Франклом логотерапия прошла жесточайшую проверку реальностью. Виктор Франкл в качестве своего кредо выбрал выражение Ницше: «Только тот, у кого есть «Зачем?» сможет выдержать любое «как?». А смысл жизни, подчеркивает ученый, каждый новый момент может быть другим. Есть конкретный смысл конкретной личности в определенной точке времени.

Карл Роджерс – основатель клиент-центрированной терапии

Карл Рэнсом Роджерс родился в США. Отец Роджерса был глубоко религиозным протестантом. Юный Карл много учился, любил заниматься самообразованием. В детстве практически не имел друзей.

Религиозные родители решили переехать подальше от города, чтобы его обстановка не оказывала «пагубного влияния» на их шестерых детей. В 1924 году Роджерс женится на девушке по имени Хелен Эллиот. Вопреки ожиданиям родителей с обеих сторон, Карл Роджерс не устраивается на работу, а делает выбор в пользу образования.

Новоиспеченное семейство Роджерсов переезжает в Нью-Йорк. Там будущий ученый поступает в аспирантуру, чтобы стать теологом.

Но затем его начинают одолевать сомнения насчет сделанного выбора. Роджерс меняет изначально выбранную теологию на психологию, поступив в Педагогический колледж. Он был очень удивлен, что человек, не будучи частью церкви, может проводить психологическое консультирование и получать за это немалые деньги.

Его первая книга под названием «Консультирование и психотерапия», вышедшая в 1942 году, имела огромный успех среди народных масс. Но на собственном факультете Карл Роджерс практически не имел единомышленников. Идея о том, что клиент может управлять процессом психотерапии, казалась им чересчур крамольной.

В 1945 году Роджерс основывает собственный психотерапевтический центр, и занимается изучением личности вплоть до своей смерти в 1987 году.

Основные положения концепции Роджерса

Гуманистические теории развития личности получили свое начало в работах Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Роджерс является признанным основателем этого направления. Центральным понятием его теории является «Я-концепция» — механизм, который формируется при взаимодействии человека и социальной среды. Ученый также предложил понятие клиент-центрированной психотерапии.

Оно означает, что не психотерапевт, а сам обращающийся за помощью является для себя экспертом. Сейчас клиент-центрированная терапия является одним из самых популярных методов психотерапии. Она отличается от некоторых подходов тем, применяется не только при работе со взрослыми.

Клиент-центрированная терапия используется и в случаях, когда развитие личности подростка требует психотерапевтического вмешательства.

Применяя этот метод, терапевт лишь создает условия, при которых клиент достигает позитивных перемен. Роджерс считал, что у каждого человека для этого достаточно внутренних ресурсов.

Главными составляющими успешного процесса психотерапии ученый считал следующие: безусловное принятие клиента, эмпатия, а также конгруэнтность. Безусловное принятие означает, что клиент принимается без каких-либо оценок со стороны психотерапевта.

Эмпатия – способность понять чувства и поступки клиента, даже если бы сам терапевт сделал другой выбор. Конгруэнтностью Роджерс назвал сопереживание и выражение психотерапевтом своих чувств.

Понятие «клиент» также было впервые введено этим ученым. Это было сделано не ради красивого слова. Ведь «больной» — это пассивный человек, который ничего не может поменять в своих внутренних установках.

Клиент же является тем, кто может и самостоятельно решить свои проблемы, но предпочитает заручиться поддержкой терапевта.

Роджерс подчеркивает, что развитие личности возможно только при позитивном внимании со стороны других людей и самого клиента к себе.

Главными фигурами в становлении личности Роджерс считает самых близких людей – прежде всего, родителей. Если родители дают своему чаду достаточное количество любви и внимания, то развитие личности ребенка соответствует всем имеющимся у него возможностям. Если же любовь родителей недостаточна, то поведение будущего взрослого определяется обществом.

Абрахам Маслоу – основоположник теории самоактуализации

Еще один ученый, благодаря которому сегодня гуманистические теории развития личности получили свое применение – это Абрахам Маслоу. Маслоу – американский психолог и основатель теории самоактуализации личности. Также он является автором всем известной «Пирамиды потребностей».

Будущий ученый родился в Нью-Йорке в 1908 году. Его семья имела русские корни. Несмотря на хорошее материальное положение, детство Маслоу нельзя назвать счастливым. Родители постоянно конфликтовали, отец подолгу отсутствовал дома.

Юный Абрахам к тому же начал испытывать серьезные комплексы по поводу своей внешности. Интересно, что сам Маслоу имел счастливую семейную жизнь.

Взаимная любовь оказала настолько сильное влияние на ученого, что частично легла в основу его теории.

Впервые ученый сформулировал собственные взгляды в 1934 году. Пытаясь увидеть «человеческое в человеке», Маслоу начинает конструировать собственную теорию и критиковать теорию Фрейда. Но его и взгляды подверглись серьезной критике. Работы Маслоу отказывались принимать к печати.

Главное исследование ученого – книга «Мотивация и личность» — увидело свет в 1954 году. Гуманистические теории развития личности других исследователей имеют немало общего с теорией Маслоу. В своих работах он изучает психологически здорового человека. Ученый отмечает: таковых всего 2-4% от общей массы населения.

концепция, которую выдвигал Маслоу, состояла в изучении человека как единого целого. Его теория противопоставлялась бихевиоризму, где предметом изучения были отдельные поведенческие паттерны. Маслоу считал, что мотивация – это движущая сила, которая оказывает влияние на поведение человека в целом.

А саморазрушительное поведение – результат неудовлетворенных потребностей.

Закономерности и гуманистические теории развития личности, выявленные ученым

Что касается «пирамиды потребностей» Маслоу, то ученый выяснил следующие закономерности, которыми обладают потребности и мотивы:

  • Относительно друг друга они расположены иерархически;
  • Чем более высокую ступень занимает потребность, тем менее физиологически необходимой она является;
  • До того момента, пока не будут удовлетворены нужды низшего порядка, нужды высшего порядка не имеют большого значения.

Человек на стадии самоактуализации обладает рядом качеств. Для теории развития личности Маслоу они суть следующие:

  • Такая личность полностью и без искажения принимает имеющуюся реальность. Человек не «прячется от жизни»;
  • Принимает себя таким, какой он/она является, а также принимает особенности других людей;
  • Независим от социума, имеет свои взгляды на вещи;
  • Увлечен своим делом, жизнь направлена на профессиональную реализацию;
  • Постоянно открыт для новых переживаний;
  • Хорошо развитое чувство юмора;
  • Готовность решать сложные проблемы и задачи.

Маслоу, как и все гуманисты, стремился не только разработать свою теорию, но и дать ответы на возникающие практические вопросы. Почему людей, которые находятся на этапе самореализации, так мало? Ученый считал, что этому может быть несколько причин. Во-первых, это неблагоприятная социальная среда, в которой не удовлетворяются потребности низших блоков «пирамиды».

Во-вторых, может препятствовать элементарное незнание человеком своих возможностей – психологический «комплекс Ионы». Третьей причиной, полагал Маслоу, является высокий уровень тревожности, или же повышенная потребность в безопасности.

Личность, у которой эта потребность гипертрофирована, будет больше других бояться ошибок и рисков, сопровождающих процесс самоактуализации.

Вывод

Что такое гуманизм для современных психологов? Он является одним из важнейших направлений, которое раскрывает новые возможности человеческой психики, рассматривает самого человека под другим углом.

Ученые, стоявшие у основ этого направления, во многом повлияли на современную психотерапию. Психологи-гуманисты смотрят на клиента не просто со стороны наблюдателя, но и примеряют на себя «его шкуру».

Для гуманистической психологии человек – отнюдь не заложник обстоятельств или внешних инстинктов.

Источник: https://salid.ru/stati/gumanisticheskie-teorii-razvitiya-lichnosti-maslou-rodzhers-i-drugie

Теория и структура личности по Абрахаму Маслоу

Теория личности Маслоу

Для того, чтобы помогать человеку с его психологическими проблемами, для начала нужно понять, как они возникают.

Причем у разных направлений науки разные взгляды на это: в соответствии с теми теориями личности, которые лежат в их основе.

Одна из них — гуманистическая, идеологами которой стали Карл Роджерс и Абрахам Маслоу. О теории личности Маслоу поговорим далее.

Что такое соционика? Узнайте об этом из нашей статьи.

Краткая предыстория

До начала ХХ века вся психология сводилась закрытию в больных в определенных учреждениях и вызовам священников (опционально — экзорцистов). Потом появился дедушка Фрейд.

Он заявил, что где-то внутри человека сидит Оно — бессознательное, и помогать с душевными проблемами можно, вытащив это бессознательное, пережив и осмыслив.

Откуда оно взялось при этом не уточнялось, поэтому психологи активно пользовались методом психоанализа, но не могли обосновать его. А наука предпочитает четкие объяснения.

К тому же у Фрейда большинство расстройств объясняется подавленными сексуальными переживаниями, а людям очень не хотелось оказаться теми, кем руководит всего лишь половой инстинкт.

Появившаяся вскоре теория бихевиоризма — поведенческой психологии — ушла недалеко. Её последователи считали, что психика человека — набор реакций на стимулы (к счастью, не только сексуальные). Требовалось такое объяснение, которое сделало бы человека чуть более человечным.

Им стала гуманистическая теория. Карл Роджерс заявил, что личность обладает уникальным опытом — «феноменальным полем», которая и отличает её от других.

Проблемы начинаются, когда это поле не совпадает с реальной действительностью. Маслоу развил эти идеи.

Как работает метод расстановок Берта Хеллингера? Читайте об этом здесь.

Структура личности

По Маслоу человека нельзя разделить, выделив какое-то там Я, Сверх-Я и Оно. Он тот, кем сам делает себя, его задача — найти свой собственный смысл в окружающем мире.

Реальность для человека не объективна, а субъективна — она такая, какой он её чувствует и воспринимает.

Это экзистенциальный подход, ставящий во главу угла существование индивида. Более того, ученый пошел дальше своих предшественников, которые изучали людей с отклонениями. Он предпочел рассматривать опыт выдающихся личностей.

Маслоу выделил несколько уровней потребностей:

  • физиологические (сон, еда, крыша на головой),
  • нужда в надежности (безопасность, отсутсвие страха неудач),
  • социальные — потребность в принадлежности и любви (относиться к социальной группе, быть принятым ею и любимым),
  • нужда в уважении (компетентность, уважение, признание, одобрение),
  • потребность в развитии (познавательные, духовные, эстетические потребности и их вершина — самоактуализация).

Шаг за шагом, ступень за ступенью личность идет к высшей потребности: саморазвитию.

Однако до этой стадии доходит от 2 до 5 процентов людей.

Собственно, этим он больше всего и известен: пирамида потребностей Маслоу найдется в любом учебнике по психологии, маркетингу или управлению персоналом, так как стала основой теории мотивации.

Хотя сам он никогда свою теорию в виде пирамиды не представлял: впервые это сделали через пять лет после его смерти.

Воззрения самого ученого несколько шире и претерпевали изменения в процессе развития. Однако сейчас мы остановимся на том понимании, которое наиболее распространено в современном обществе.

Мотивации

Абрахам утверждал, что все потребности личности располагаются в строго иерархическом порядке. Удовлетворены потребности низшего порядка — возникают потребности высшего.

А на стремлении удовлетворить их и основывается система мотивации, так широко применяемая в управлении персоналом.

Даже самая скромная зарплата удовлетворяет физиологические потребности человека: никто не имеет права платить меньше прожиточного минимума.

Поскольку этот минимум заплатят где угодно, только деньгами работника не удержишь: придется удовлетворять его более высокие потребности, а это — стабильность и безопасность.

Для этого зарплату нужно отдавать регулярно, без задержек, чтобы была уверенность. Но это тоже делает большинство работодателей, поэтому поднимаемся на уровень выше — социальные потребности.

Ключевым является то, что для удовлетворения низших уровней потребностей нужно не так уж много денег, так зачем платить больше, если в работе можно заинтересовать удовлетворением более высоких уровней?

Это общение: отношения внутри коллектива, отношения с клиентами и так далее.

Это потребность в уважении: похвала и признание заслуг (шоколадная медаль, фотография на доске почета или в корпоративной газете, на сайте компании и т.п., разговоры с начальником, который убеждает в незаменимости).

Это работает даже лучше, чем повышение зарплаты.

Наконец, высшая ступень — потребность в развитии. Обещание карьерного роста, расширения круга обязанностей и т.п.

Заметили, как выглядит большинство объявлений о вакансиях?

Они застрагивают все уровни пирамиды: «Стабильная зарплата, дружный коллектив, карьерный рост».

Главные моменты теории мотивации:

  1. Все мотивы иерархичны.
  2. Высшие мотивы незначительные, пока низшие не удовлетворены.
  3. Чем выше уровень мотива, тем длительнее можно откладывать их реализацию.
  4. Чем выше уровень потребности, тем большие усилия человек готов прикладывать для её удовлетворения.

Пирамиду потребностей активно используют в рекламе. Любой ролик упирает на удовлетворение какой-либо потребности.

Например, кофе рекламируют не как напиток для бодрости, а как средство коммуникации, показывая истории, как люди знакомятся за чашкой кофе и т.п. Таким образом, делается упор на удовлетворение социальных потребностей, и тот, кому не хватает общения, побежит за этим кофе.

Исходя из сказанного выше, чем дешевле товар, тем на более низкие уровни потребностей можно делать ставку, чем дороже — тем на более высокие.

Гуманистическая

Как мы уже сказали, в воззрениях самого Маслоу все несколько сложнее.

Его иерархия потребностей быстро подверглась критике.

Она совершенно не объясняет существование аскетов, которые уходят в горы и медитируют до просветления: эти индивиды таким образом ставят потребность в развитии выше, чем в безопасности.

В горах ведь может напасть дикое животное. Или экстремальные жизненные условия, когда даже потребность в еде не удовлетворяется.

В блокадном Ленинграде некоторые сохраняли любимых домашних попугайчиков, хотя должны были бы сразу пускать на суп — пищи-то нет. Другие, кстати, так и делали.

Таким образом, иерархия потребностей всего спектра поведения не объясняет — есть что-то еще. Ученый высказывал предположения, что потребности развиваются с возрастом, но и эта теория не нашла подтверждения.

В итоге Маслоу остановился на том, что разделил все потребности на 2 группы: дефицитарные и бытийные.

Задача первых восполнить некий дефицит — в сне, еде, сексе, общении, то есть обеспечить выживание. А вот вторые связаны с развитием, с такой деятельностью, которая направлена на моральное удовлетворение, на поиск высоких целей и их достижения.

Чуть позже он добавил понятия метамотивации, метапотребности. Они стоят в прямой связи с вечными понятиями добра, красоты, истины.

Самоактуализации

Согласно теории Абрахама, индивид стремится к высшей ступени иерархической пирамиды — развитию, самоактуализации, то есть самому глубокому понятию, принятию и использованию собственных возможностей.

Это тот самый поиск смысла жизни, обретя который, человек становится счастлив, то состояние, в котором он делает то, что хочет, а не то, что ожидают от него другие.

Особенности самоактуализировавшейся личности таковы:

  1. Она знает и понимает жизнь, а не прячется от нее за механизмами психологической защиты.
  2. Она принимает и себя, и других, позволяя им иметь собственную точку зрения и не переубеждая.
  3. Увлекается любимым делом и ориентируется на решение задач.
  4. Независима от социального окружения.
  5. Может понять окружающих, внимательна к ним и доброжелательна.
  6. Открыта новому опыту.
  7. Различает добро и зло, не считает, что цель оправдывает средства.
  8. Ведет себя естественно и спонтанно.
  9. Проявляет способности, творит в работе, отношениях, любви.
  10. Готова решать проблемы, осознавать трудности.

Однако, как мы уже сказали, лишь 2-5% людей таковы.

Это объясняется неблагоприятными социальными условиями, сомнениями в собственных способностях, так присущими многим индивидам, чрезмерное влияние потребности в безопасности, которое заставляет избегать малейших рисков, пусть даже они удовлетворят более высокие потребности (затягивающая «зона комфорта», из которой так сложно выйти).

Существует несколько путей самоактуализации:

  • Бескорыстное переживание происходящего с полной сосредоточенностью.
  • Представление о жизни как о постоянном выборе.
  • Прислушивание к себе, наличие своего «я», а не навязанного.
  • Принимать ответственность и быть честным перед собой.
  • Не зависеть от других — иначе высказать мнение не получится.
  • Выявить свои психологические защиты и преодолеть их.
  • Воспринимать самоактуализацию не как конечную точку, а как постоянный процесс.
  • Полно переживать моменты озарения, не забывать о них — это и есть моменты самоактуализации.

Теория Маслоу стала большим шагом вперед в психологии, ведь она признала внутренний мир человека, сделала его кем-то большим, чем руководимым желанием секса животным.

Однако её судьба показательна: в современном мире гуманистическую теорию, позволяющую жить в гармонии с собой и миром, стали применять для увеличения продуктивности персонала и «впаривания» совершенно ненужных вещей.

Развитие личности в теории Абрахама Маслоу:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/teoriya-lichnosti-maslou.html

Краткое изложение теории Маслоу, теория мотивации личности

Теория личности Маслоу

В 1943 году в журнале Psychological Review была опубликована статья Абрахама Маслоу «Теория мотивации индивида». Его взгляды отличались от популярных в то время концепций психоанализа и бихевиоризма, которые основывались на поведении зверей и были умозрительными. Теория Маслоу базировалась на экспериментах с людьми, проводившихся в больничных условиях.

Кроме того, исследования Маслоу позволили впервые сформулировать позитивный взгляд на человеческую природу. Традиционная психология изучала людей с психическими отклонениями, тогда как Абрахам Маслоу исследовал поведение здоровых и реализовавшихся индивидов. Он уделял особое внимание таким проявлениям личности, как альтруизм, любовь, креативность.

Пирамида Маслоу

Очень часто встречаются изображения пирамиды потребностей Маслоу. Эта схема упрощенно изображает теорию мотивации. Нужно заметить, что Абрахам Маслоу не является автором рисунка. Впервые он встречается в немецкоязычной литературе 1970 годов.

Как правило, в основу теории мотивации по Маслоу включают пять типов потребностей.

  1. Органические (физиологические): голод, жажда, сон.
  2. Потребность в безопасности: защита от холода, комфортное жилье, избавление от страхов, уверенность в будущем, стабильность жизни, доверие к людям.
  3. Социальные: общение, совместная деятельность, дружба, любовь, принятие, взаимопонимание, привязанность, забота о других.
  4. Потребности в уважении и престиже: социальный статус, карьера, самоуважение, одобрение, признание.
  5. Духовные и нравственные: самовыражение через творчество, самоактуализация, познание.

Два нижних уровня иерархии, включающих органические потребности и необходимость в безопасности, обобщенно называют физиологическими или базовыми. Они образуют поведенческую доминанту.

Эти нужды неизбежны, они обеспечивают выживание человека, поэтому они удовлетворяются в первую очередь. Только реализовав базовые потребности, человек будет способен думать о целях более высоких порядков.

Очевидно, что люди свои желания реализуют постепенно, словно поднимаясь с одной ступени на другую, поэтому другое название теории мотивации — лестница Маслоу.

Краткий список потребностей состоит из пяти пунктов, но существует и более подробное разбиение пирамиды Маслоу.

  1. Физиологические.
  2. Потребности в безопасности.
  3. Потребность в принадлежности: общение, любовь, дружба, привязанность.
  4. Потребность в уважении: одобрение, признание, стремление к успеху.
  5. Познавательные: стремление к приобретению знаний и умений, исследовательский интерес.
  6. Эстетические: стремление к гармонии и порядку, чувство прекрасного.
  7. Потребность в самоактуализации: саморазвитие, реализация своих талантов.

В подробной классификации духовные и нравственные потребности личности разбиваются на три группы (познавательные, эстетические и потребности в самоактуализации).

Самоактуализация

Абрахам Маслоу выделил особенности людей, которые близки к самоактуализации:

  • адекватное восприятие реальности, ощущение комфорта в реальности;
  • принятие себя и других, способность строить глубокие отношения;
  • умение следовать своим желаниям;
  • спонтанность действий, естественность и простота;
  • способность фокусироваться на задаче;
  • потребность в уединении;
  • независимость;
  • способность творить, способность дать свежую оценку происходящему;
  • мистичность, могут находиться в высших состояниях;
  • демократичность;
  • способность разграничивать цели и средства, добро и зло;
  • чувство юмора.

Достичь самоактуализации, по словам Маслоу, удаётся не всем. Люди часто не видят своего потенциала, боятся своих талантов и возможного успеха. Иногда раскрытию способностей препятствует окружение. Для развития нужна безопасная и дружелюбная среда.

Изначально в теории мотивации утверждалось, что дальнейшее продвижение невозможно, пока не удовлетворены базовые потребности. Считалось, что в первую очередь человек использует все возможности, чтобы обеспечить себя и свою семью едой, чистой водой, безопасным жильём и так далее.

Позже Абрахам Маслоу говорил, что процесс реализации нужд личности не всегда поступательный, и обычный порядок может нарушаться. Нередко удовлетворение высших желаний начинается, когда ещё не реализованы низшие. Более того, Маслоу говорил, что некоторые потребности могут возникать одновременно.

Например, человек может нуждаться и в безопасности, и любви, и в самоуважении. Далеко не у всех базовые потребности удовлетворены полностью, но это не мешает людям иметь желание быть полезным обществу или любить.

Необязательно удовлетворять нужды более низкого уровня полностью, чтобы перейти на более высокий уровень пирамиды Маслоу.

Применение теории Маслоу

Теории мотивации часто используются руководителями, которые стремятся повысить производительность своих сотрудников. Работы Абрахама Маслоу имели огромное значение при создании современных теорий мотивации.

Руководители должны понимать, что мотивация личности определяется многими потребностями. Чтобы мотивировать сотрудника, руководителю нужно дать ему возможность удовлетворения существующих потребностей.

  • Социальные: командный дух на рабочих местах, периодические совещания, стимулирование социальной активности сотрудников.
  • Потребность в уважении: интересная и содержательная работа, поощрение достигнутых результатов, продвижение по карьерной лестнице, профессиональное обучение и переподготовка.
  • Потребности в самовыражении: позволить подчинённым полностью использовать их потенциал и развивать свои способности.

Только экономических стимулов многим людям недостаточно. Повышение заработка помогает удовлетворить лишь базовые потребности. Считается, что только беднейшие и бесправные слои населения руководствуются потребностями низших уровней.

Недостатки теории Маслоу

Концепции Маслоу привлекали к себе как сторонников, так и критиков. Последние считали, что выборки исследований слишком малы и по ним нельзя делать какие-либо обобщения.

Составляя список черт личностей, движущихся по пути самоактуализации, Абрахам Маслоу выбирал активных и здоровых людей, таких как Авраам Линкольн, Элеонора Рузвельт, Альберт Эйнштейн. Такие люди, по его мнению, были успешны.

Некоторые великие люди, например, Рихард Вагнер, не попали в исследование, потому что не обладали личностными чертами, которые ценил Маслоу.

Основная проблема теории иерархии потребностей личности в том, что нет возможности количественно измерить, насколько удовлетворены потребности человека. Теория Маслоу не универсальна, она не учитывает индивидуальные особенности развития личности. Для некоторых людей порядок иерархии потребностей меняется.

Благодаря тому, что теория мотивации построена во соответствии с определённой иерархией, её часто ассоциируют с пирамидой власти.

Чем больше материальных ценностей у человека, тем больше удовлетворены его потребности и тем больше у него власти. Такая теория особенно популярна у людей с иерархическим мышлением.

Они убеждены в том, что успех личности основывается на конкуренции. Ближе к вершине пирамиды и, соответственно, счастливее тот, кто активно и успешно конкурирует с другими.

Подобный взгляд на жизнь ведёт к тому, что люди стремятся получить как можно больше общепринятых вещей, таких как престижная работа, дорогое жилье, социальный статус. Многие верят, что большое количество достижений ведёт к счастью.

В современных теориях развития человека и общества конкуренция рассматривается как непродуктивный путь. Общественное развитие может быть более эффективным, если отказаться от конкуренции и поставить на первый план уникальность личности и её способность к проявлению своих талантов.

Источник: https://psiho.guru/terminy/kratkoe-opisanie-teorii-lichnosti-maslou.html

Теория личности А. Маслоу

Теория личности Маслоу

Самым большим недостатком психоанализа, считал Маслоу, является тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде.

Главной его идеей была мысль о том, что человек, не стремясь к равновесию со средой, наоборот, хочет взорвать это равновесие, потому что оно является смертью для личности.

Основой развития человека и общества в целом, является самоактуализация, т.е. стремление к развитию, к личностному росту.

Так же активно теория личности Маслоу выступает и против тенденции сведения всей психической жизни к ролевому поведению, свойственному бихевиоризму.

Исследовать человеческую природу необходимо, считает Маслоу, но изучать надо её лучших представителей, только так можно исследовать границы человеческих возможностей и понять истинную природу человека.

Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическую психологию лучше рассматривать как движение, поскольку она не является строго организованной теоретической системой.

Взгляды сторонников этого движения, имеющие широкий спектр, определенные фундаментальные концепции на природу человека все-таки разделяют. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы.

На развитие гуманистического подхода к личности свое влияние оказали такие известные психологи, как Э.Фромм, Г.Олпорт, К.Роджерс, В.Франкл и др.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Экзистенциалистский взгляд на человека

Свое начало он берет из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека. Этот человек существует в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты считают, что человек не существует вне мира и мир не имеет значения без людей, в нем живущих.

Они подчеркивают идею о том, что каждый человек ответствен за то, кто мы и чем становимся – это первый принцип экзистенциализма. Таким образом, они полагают, что каждому человеку брошен вызов – наполнить жизнь смыслом в этом абсурдном мире.

С их точки зрения, люди испытывают боль отчаяния, одиночество, тревогу, потому что сознают, что в ответе за свою судьбу.

Свобода выбора, данная людям, вовсе не означает, что они будут действовать в своих собственных интересах, и вовсе не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым.

Экзистенциальная философия апеллирует к гуманистической психологии, т.к.

полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, следовательно, гуманистическая психология принимает ответственного человека в качестве основной модели.

«Я есть мой выбор» – говорил Сартр. Гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма важную концепцию – это концепция становления, в которой всегда находится человек.

Человек, отказывающийся от становления, означает, что он отказывается расти и создать достойную жизнь, полную смысла.

Экзистенциалисты называют это предательством, поэтому, естественно, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования.

Единственная «реальность», утверждают экзистенциалисты, известная кому-либо, это реальность субъективная, но не объективная.

Индивид как единое целое

В основе гуманистической позиции Маслоу, наиболее фундаментальным тезисом является то, что каждого человека необходимо изучать как единое, уникальное, организованное целое. Он понимал, что психологи длительное время сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, а не на человеке в целом, поэтому его теория изначально развивалась как протест против таких теорий.

Маслоу считал, что организм человека всегда ведет себя не как набор дифференцированных частей, а как единое целое. На весь организм будет влиять то, что случается в какой-то его части. Ученый считает, что мотивация влияет не только на отдельные части организма, она влияет на человека в целом. Центральной характеристикой личности для него выступает непременное единство и общность.

Внутренняя природа человека

Помещая внутреннюю природу в свою конструкцию самоактуализирующейся личности и человека как таково, Маслоу говорит о том, что внутренняя природа человека выражена не так сильно и ярко как у животных. Она легко становится жертвой привычки, давления цивилизации и неадекватного отношения, потому что слаба и уязвима.

В отличие от животных, человек может действовать и наперекор и вопреки своей собственной природе.

Внутренняя природа человека, чтобы стать действенной и активной, нуждается в осознании и санкции со стороны более высокой личностной инстанции и Маслоу выделяет особый тип сознания.

Функция этого типа сознания заключается в рефлектировании человеком собственной внутренней природы. Основой этого внутренне присущего человеку сознания является бессознательное и предсознательное восприятие собственной природы, судьбы, способностей, призвания к жизни.

Таким образом, внутренняя природа это не та, которая действует «сама по себе» и «для себя». Это та природа, которая напоминает человеку о себе очень скромно и не всегда различимыми голосами-импульсами.

Природа, к которой надо прислушиваться и которую можно игнорировать, она природа скорее по своему генезису, а не по статусу.

Если характеризовать внутреннюю природу в нравственных категориях, то она, согласно Маслоу, или нравственно нейтральна или являет в человеке «добро».

При игнорировании, подавлении, разрушении внутренней природы в жизни человека появляется «зло». В каждом человеке от природы заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Маслоу всю жизнь придерживался такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество.

Творческий потенциал человека

Самая значительная концепция гуманистической психологии это признание приоритета в человеке творческой стороны. Первым, кто указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой у людей, был Маслоу.

Способность к творчеству заложена в каждом человеке и не требует специальных талантов или способностей. Творчество, являясь универсальной функцией человека, ведет ко всем формам самовыражения, например, творческими могут быть бизнесмены, продавцы, программисты и даже профессора.

Самоактуализация это путь реализации творческого потенциала личности, это постоянный труд человека над собой.

Самоактуализированные люди обладают следующими чертами:

  • Стремление к реализации своего творческого потенциала;
  • Доброжелательность;
  • Не враждебное, философское чувство юмора;
  • Адекватная самооценка;
  • Опыт внешних переживаний.

Самоактуализация занимает свое место в иерархии потребностей и Маслоу выделил пять основных их групп:

  1. Потребность жизнеобеспечения;
  2. Потребность в безопасности;
  3. Потребность социальных контактов;
  4. Потребность в признании;
  5. Потребность в самоактуализации.

Первые четыре группы потребностей можно полностью удовлетворить, а пятая потребность может свой личный потенциал реализовывать очень долго.

Чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал, по мнению Маслоу, все предыдущие группы потребностей у него должны быть удовлетворены, в противном случае, вся активность человека будет направлена на удовлетворение именно этих потребностей.

Иерархия потребностей по Маслоу представлена на рисунке

В концепции иерархии потребностей Маслоу ключевым моментом является то, что потребности никогда не бывают полностью удовлетворены. Он сделал предположение, что средний человек свои потребности удовлетворяет в следующей степени:

  • Физиологические – 85%;
  • Безопасность и защита – 70%;
  • Любовь и принадлежность – 50%;
  • Самоуважение – 40%;
  • Самоактуализация – 10%.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/uchenie_o_lichnosti/teoriya_lichnosti_a_maslou/

ovdmitjb

Add comment