Irvuz

Теория личности Хорни

28.Социокультурная теория личности Хорни

Теория личности Хорни

Социокультурнаятеория личности (Карен Хорни)

Толчкомдля формирования социокультурногоподхода послужили три основныхсоображения:

1.Хорни считала, что физическая анатомияне играет решающей роли в психологическихразличиях между женщинами и мужчинами.Она утверждала, что заявление Фрейда о«зависти к пенису» являются нелогичными.

2.Хорни была убеждена в том, чтосоциокультурные условия оказываютглубокое влияние на развитие ифункционирование индивида.

3.Существуют огромные различия в личностнойдинамике, что явилось результатомвлияния культурных факторов.

Наосновании этих трех предпосылок Хорниделает вывод о том, что в основе патологииличности лежат уникальные стилимежличностных отношений.

2.5.1 Развитие личности

Хорнисоглашалась с Фрейдом в том, что детскиепереживания играют важную роль вформировании зрелой личности. При этомона отвергала мнение Фрейда о существованииуниверсальных  психосексуальныхстадий. Хорни считала, что решающимфактором в развитии личности являютсясоциальные отношения ребенка с родителями.

ПоХорни, в детстве у человека существуютдве потребности: потребность вудовлетворении и потребность вбезопасности. Удовлетворение включаетвсе основные жизнеобеспечивающиефункции ребенка: еда, сон и т.п. Хорнисчитала, что эти потребности не играютосновной роли в формировании зрелойличности.

Главнойв развитии личности ребенка являетсяпотребность в безопасности. Для маленькогочеловека главное – быть любимым, желанными защищенным от опасностей внешнегомира. В удовлетворении этих потребностейребенок полностью зависит  от своихродителей.

Если родители проявляютистинное тепло и любовь в отношении кребенку, то его потребность в безопасностибудет удовлетворена. Если у ребенкапроисходит фрустрирование этойпотребности по разной причине, то главнымрезультатом будет формированиепатологической личности – у ребенкапоявляется установка базальнойвраждебности.

Ребенок как бы психологически разрывается– он зависит от родителей и в то же времяиспытывает к ним чувство обиды ивраждебности.

Такойконфликт приводит к срабатыванию такогозащитного механизма, как вытеснение. В результате поведение ребенка, неощущающего безопасности в семье,направляется чувствами беспомощности,страха, любви и вины. Эти мотивы играютроль психологической защиты, целькоторой – выживание через подавлениевраждебных чувств по отношению кродителям.

Подавлениечувства негодования и враждебности,изначально направленные на родителей,проявляются во всех взаимоотношенияхребенка с другими людьми как в настоящем,так и в будущем.

Таким образом, у ребенканаблюдается базальная тревога,т.е. ощущение одиночества и безопасностиперед лицом опасного окружающего мира.

Хорни считала, что именно базальнаятревога является главной причинойформирования неврозов.

29Типы невротических личностей по Хорни

Основусущности человека она усматривает воврожденном чувстве беспокойства.Младенец рождается с этим чувством.Выходя из чрева матери, он начинаетчувствовать себя неуютно. Ребенокпереживает чувство беспокойства с самыхпервых минут своей жизни на органическомуровне; оно окрашивает всю его дальнейшуюжизнь, фиксируется и становится внутреннимсвойствам психической деятельности.

Спервых секунд существования человекначинает переживать чувство враждебностимира. Беспокойство порождает желаниеизбавиться от него. Все, что человекделает, это трансформация чувствабеспокойства. Оно является основноймотивацией его поступков. 1. Хорниназывает его чувством , которая детерминируетпоступки человека. Коренная тревога>заставляет человека стремиться кбезопасности.

К.Хорни утверждает, что человеком управляютдве тенденции: стремление к безопасностии стремление к удовлетворению своихжеланий. Оба этих стремления частопротиворечат друг другу, и тогда возникаетневротический конфликт, который человексам стремится подавить, вырабатываяопределенные способы ()поведения.

Хорни выделила четыре типаповедения.

Первый выражается вкак средству обеспечения безопасностижизни: второй проявляется в , которое объясняетсяне какими-то объективными причинами, астрахом и враждебностью к людям; третийтип стратегии поведения выражается встремлении изолироваться от людей;четвертый тип проявляется в признаниисвоей беспомощности ().

ПозжеХорни делала попытки увеличить количествостратегий. Однако уже в 1945 г онаостанавливается только на трех типах:1) стремление к людям; 2) стремлениеотдалиться от людей, стремление кнезависимости; 3) стремление действоватьпротив людей (агрессия).Соответственноэтим трем типам отношений выделяютсятри типа невротической личности: 1)устойчивый, 2) устраненный, 3) агрессивный.

Этитипы поведения свойственны здоровымлюдям. Разница между здоровым человекоми страдающим неврозом сводится лишь кТОМУ, что .По мысли Хорни, у здорового человекапод влиянием временных внешнихобстоятельств возникают . же являются подлинной болезнью, так какв их основе лежит стойкий .Описанные типы стратегийвыступают не .только как предпосылкидля .

Онимогут выступить также в качестве защитныхмеханизмов, например в виде . Человек нетольконе признает свою неспособностьразрешить конфликтную ситуацию, но ивыдвигает на первый план свои реальныеили мнимые положительные качества;защитныймеханизм может проявиться и впереносе своих конфликтов навнешнююситуацию, на других людей, т. е.

здесь выступает уже механизм проекции.

Такимобразом, в теории Хорни осталось основноеположение ортодоксального фрейдизма.Хотя она резко критиковала биологизаторскуюсущность учения Фрейда, но в основномсвоем положении и она по существунедалеко уходит от Фрейда.

К.Хорни говорит о противоречиях междуобществом и человеческими потребностями.

Ноона рассматривает их не как явление,свойственное капиталистическомуобществу, а как врожденное свойстволюдей. Иными словами, ее попыткасоциологизировать Фрейда – мнимая, ибоона представляет собой тенденцию кпсихологизации общественных явлений.

В теории Хорни остаются основныеположения фрейдизма: антагонизмприродного и социального (принципстремления к безопасности несовместимс удовлетворением человеческих желаний),фатальность врожденного механизма.И наконец, у Хорнизвучит то положение, которое былоособенно развито у Фромма, а именно: ведет к отчуждениючеловека от общества.

Последнюю своюработу (1950)она посвящает именно проблемесамоотчуждения и самореализации.Тревожный ребенок не может приспособитьсяк людям, он нуждается в компенсациисвоей неуверенности: вследствие этогоон чуждается других людей, у негопотребность над ними.Справедливо замечает Флоренская, чтопостепенно идеализированный образстановится жизненной перспективой икритерием оценки себя.

Человек перестаетинтересоваться реальностью, возникаетпропасть между и реальными возможностями человека.Эти положения К. Хорни опровергаютсяданными советской психологии. Так, Л.И. Божович, Д, Б.

Эльконин тоже утверждают,что в подростковом возрасте частовозникает стремление к расширениюсвоего , своего жизненного горизонта;в этом стремлении к идеалу они видятзалог развития человека, ибо он вырастаетиз реальных человеческих отношений сдругими людьми, с миром. Подобноесамовыражение является и механизмом,и фактором развития. У Хорни же этомеханизм и проявление невроза.

Поэтомуи выводы разные: если Л. И.Божович видитвыход в нахождении подростком своегоместа в жизни, то для Хорни этот выходзаключается в преодолении своего,ибо стремлениек безграничному идеальному усиливает. К. Хорнине усмотрела, что именно в умении развести и проявляется регуляция поведения (Хоппе,Братусь).У К. Хорни избавление от неврозасостоит в освобождении отсвоего.

Пациент,по Хорни,должен принять себя со всеминедостатками. Она не виделатого, чтоискажение личности происходит вдействительности не из-за стремленияк идеалу вообще, а из-за неправильногосодержания идеала. Идеал.-это синтездостижений человеческой культуры,истинный идеал содержит в себе общениеи единение с людьми. Именно нарушениеэтого единения создает невротическийэгоцентризм.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3053572/page:4/

Теория личности Карен Хорни

Теория личности Хорни

Карен Хорни — одна из немногих выдающихся женщин-психоаналитиков, которая внесла новые свежие взгляды в классическое фрейдовское учение.

Подход Хорни к изучению личности повлиял на развитие нового направления —неофрейдизма, основателем которого является её близкий друг и соратник Эрих Фромм.

Одной из главных заслуг Карен Хорни стало введение в психологию понятия «Я-образ», широко использующегося в психотерапевтической практике и сегодня. 

Основные принципы теории личности К. Хорни

К. Хорни, как и А. Адлер в своё время, пришла к выводу, что доминирующее влияние на развитие и становление личности оказывает общество.

Она утверждала, что развитие индивидуума не ограничивается лишь влиянием врождённых инстинктивных стремлений и человек сам может меняться и управлять процессом своего становления.

Согласно теории Хорни, доминирующей силой в структуре личности является чувство бессознательного беспокойства, которое автор назвала «коренной тревогой».

Описывая это чувство, Хорни говорила о переживаниях тревоги и одиночества, которые испытывает каждый младенец, попадая в огромный враждебный мир. Таким образом, она придерживалась мнения Фрейда о противостоянии внешнего мира и человека. Хорни говорила о том, что увеличению уровня коренной тревоги способствуют как равнодушное и холодное отношение родителей к ребёнку, так и их чрезмерная опека.

Такое же большое влияние оказывает и среда, будь она агрессивной и подавляющей или, наоборот, восхваляющей и дружелюбной. Чтобы понять, как два таких противоречивых фактора, как враждебность и восхищение, могут оказывать одинаково негативное влияние на развитие человека, нужно разделят тревогу физиологическую и психологическую.

К физиологической тревоге Хорни относила состояние беспокойства ребёнка, связанное с удовлетворением его базовых физиологических потребностей. В первые недели жизни малыш испытывает постоянное беспокойство.

Покормят ли его, когда он проголодается? Сменят ли мокрые пелёнки? Возьмут ли на ручки, когда ему страшно? Если все эти потребности вовремя удовлетворяются, то постепенно уровень физиологической тревоги снижается. Если нет — эта тревожность остаётся с человеком на всю жизнь и является «отличным» фоном для развития невротических состояний.

Таким образом, чтобы избавиться от физиологической тревоги достаточно обеспечить младенцу бережный уход и окружить его вниманием и заботой. Психологическое беспокойство снять намного сложнее. Это состояние тесно связано с понятием Я-образ, которое в своё время ввела Карен Хорни.

Я-образ, как ключевое понятие в теории личности К.Хорни

Чтобы снизить постоянное чувство психологической тревоги нужно работать над становлением адекватного Я-образа. Хорни говорила о том, что Я-образ состоит из трёх составляющих: Я-идеального, Я-реального и Я-в глазах окружающих.

У нормально развивающейся и устойчивой к неврозам личности все три части совпадают и создают одно целостное Я. Но такое «единство» встречается далеко не у каждого, и чаще всего у человека существует конфликт между отдельными составляющими его образа.

Например, если у личности не совпадают образы Я-идеального и Я-реального, то возникает чувство постоянной неудовлетворённости собой, неуверенности, тревоги. Подобное напряжение может стать причиной развития невроза. К такому же результату приводит и несовпадение Я-реального и Я-в глазах окружающих.

И не имеет значения, думают ли другие люди хуже или лучше о человеке, чем он сам о себе. Именно поэтому и пренебрежение, и восхищение, если они не совпадают с реальным мнением самой личности, увеличивают её уровень тревожности. 

Согласно Хорни, чтобы избежать чувства тревоги, человек использует механизмы психологической защиты.

Именно они позволяют привести к одному общему целому два конфликтующих образа Я-реального и Я-в глазах других людей. Хорни выделяла три основных механизма.

В норме каждый из них помогает снизить тревогу, но если какой-то начинает доминировать, то это приводит к формированию определённого невротического комплекса.

В зависимости от выбранного механизма защиты, автор выделяла три типа поведения: уступчивый, агрессивный, устранённый. Уступчивый тип поведения направлен на «слепое» соглашение с людьми, и заключается в стремлении получить общественное одобрение.

Возникают потребности в принятии, поощрении и в партнёре, на которого можно переложить ответственность за свою жизнь. Все эти потребности нереалистичны и не могут быть насыщены, поэтому человек, получая одобрение, требует все большего.

При агрессивном механизме, личность стремится силой навязать другим своё Я-идеальное представление. Это выражается в подавлении мнения окружающих, доминировании, эксплуатации других людей. Устранённый тип поведения заключается в избегании общества и стремлении к одиночеству, уединению.

Но и он не помогает снизить тревогу, ведь изолировав себя от других людей, личность продолжает испытывать постоянный стресс от неприятия обществом. 

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/teoriya-lichnosti-karen-horni

ovdmitjb

Add comment