Irvuz

Теория личности Гордона Олпорта

Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, РэймондКеттел и Ганс Айзенк

Теория личности Гордона Олпорта

В основе диспозиционального направленияв изучении личности лежат две общиеидеи.

  1. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности).

  2. Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Один из наиболее влиятельных приверженцевдиспозиционального направления —Гордон Олпорт — полагал, что каждаяличность уникальна и что ее уникальностьнаилучшим образом может быть понятачерез определение конкретных чертличности. Большое внимание уделяетсяи тому, каким образом на поведениечеловека влияют когнитивные и мотивационныепроцессы.

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности 1. Что такое личность

«Человек — это объективная реальность».Данное определение настолько жевсеобъемлюще, насколько вместе с тем инеточно. Признавая это, Олпорт пошелнесколько дальше в своем заявлении отом, что «личность — это нечто, и оначто — то делает. Личность — то, что лежитза конкретными поступками внутри самогоиндивидуума» .

«Личность — это динамичная организациятех психофизических систем внутрииндивидуума, которые определяютхарактерное для него поведение имышление».

  • Во — первых, «динамичная организация» предполагает, что поведение человека постоянно эволюционирует и изменяется; согласно теории Олпорта, личность — не статичная сущность, хотя здесь и имеет место некая основополагающая структура, которая объединяет и организует различные элементы личности.
  • Слово «характерное» в определении Олпорта лишь отражает первостепенную значимость, придаваемую им уникальности любого человека. В его персонологической системе нет двух людей, похожих друг на друга.
  • И наконец, под словами «поведение и мышление» подразумеваются все виды человеческой активности. Олпорт полагал, что личность выражает себя тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях поведения человека.

Приводя это концептуальное определение,Олпорт отмечал, что термины характери темперамент часто использовалиськак синонимы личности. Слово «характер»традиционно вызывает ассоциацию с некимморальным стандартом или системойценностей, в соответствии с которымиоцениваются поступки личности.

Поформулировке Олпорта, характер — этооцененная личность, а личность —это неоцененный характер. Следовательно,характер не следует рассматривать какнекую обособленную область внутриличности.

Темперамент, напротив, является«первичным материалом» (наряду синтеллектом и физической конституцией),из которого строится личность.

Концепция черты личности

Олпорт определял черту как «нейропсихическуюструктуру, способную преобразовыватьмножество функционально эквивалентныхстимулов, а также стимулировать инаправлять эквивалентные (в значительнойстепени устойчивые) формы адаптивногои экспрессивного поведения».

Прощеговоря, черта — это предрасположенностьвести себя сходным образом в широкомдиапазоне ситуаций. Черты — этопсихологические особенности, преобразующиемножество стимулов и обусловливающиемножество эквивалентных ответныхреакций.

Такое понимание черты означает,что разнообразные стимулы могут вызватьодинаковые ответные реакции, так же каки множество реакций (чувства, ощущения,интерпретации, поступки) могут иметьодинаковое функциональное значение.

Согласно Олпорту, черты личности несвязаны с небольшим числом специфическихстимулов или реакций; они являютсягенерализованными и устойчивыми.

Обеспечивая сходство ответов намногочисленные стимулы, черты личностипридают значительное постоянствоповедению.

Олпорт признает, чтоиндивидуальные особенности укрепляютсяв социальных ситуациях, и добавляет:«Любая теория, рассматривающая личностькак нечто стабильное, фиксированное,неизменное, неверна».

Следует, однако, подчеркнуть, что чертыличности не пребывают в дремлющемсостоянии в ожидании внешних стимулов.На самом деле люди активно выискиваютсоциальные ситуации, способствующиепроявлению их особенностей.

«Черты» черт

Можно сказать, что в системе Олпортасами черты личности характеризуются«чертами», или определяющимихарактеристиками. Незадолго до своейсмерти Олпорт опубликовал статью,озаглавленную «Еще раз о чертах личности»,в которой он суммировал все данные,способные дать ответ на вопрос: «Чтотакое черта личности?» В этой статье онпредложил восемь основных критериевее определения.

1. Черта личности — это не толькономинальное обозначение. Чертыличности — не вымысел; они являютсявесьма реальной и жизненно важной частьюсуществования любого человека.

2. Черта личности является болееобобщенным качеством, чем привычка.Черты личности обусловливаютсравнительно неизменные и общиеособенности нашего поведения. Привычки,будучи устойчивыми, относятся к болееспецифическим тенденциям, и поэтомуони менее обобщены как относительноситуаций, «запускающих» их в действие,так и относительно поведенческихреакций, обусловленных ими.

3. Черта личности является движущимили, по крайней мере, определяющимэлементом поведения.

4. Существование черт личности можноустановить эмпирически. Несмотря нато, что черты личности нельзя наблюдатьнепосредственно, Олпорт указывал навозможность подтверждения их существования.Доказательство может быть полученопосредством наблюдений за человеческимповедением.

5. Черта личности лишь относительнонезависима от остальных черт.

6. Черта личности не является синонимомморальной или социальной оценки. Несмотряна тот факт, что многие черты (например,искренность, верность, жадность)подвергаются конвенциональномусоциальному оцениванию, они все жепредставляют истинные особенностииндивидуума.

7. Черту можно рассматривать либо вконтексте личности, у которой онаобнаружена, либо по ее распространенностив обществе.

8. То, что поступки или даже привычкине согласуются с чертой личности, неявляется доказательством отсутствияданной черты.

Общие черты в сравнении с индивидуальными

В своих ранних работах Олпорт проводилразличие между общими чертами ииндивидуальными. Первые (называемыетакже измеряемыми или узаконенными)включают в себя любые характеристики,присущие какому — то количеству людейв пределах данной культуры.

Индивидуальные черты (называемыетакже морфологическими) обозначаюттакие характеристики индивидуума,которые не допускают сравнений с другимилюдьми.

Это те «подлинные нейропсихическиеэлементы, которые управляют, направляюти мотивируют определенные видыприспособительного поведения».

Этакатегория черт, проявляющихся уникальноу каждого конкретного человека, наиболееточно отражает его личностную структуру.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3235213/

Принцип функциональной автономии личности Гордона Олпорта

Теория личности Гордона Олпорта

Многие люди, интересующиеся психологией, не раз слышали имя Гордона Олпорта – американского психолога, разработавшего теорию черт личности.

Однако его имя связано и с ещё одной теорией – теорией изменяющихся мотивов.

Учитывая то, что мотивы человека невозможно объяснять лишь принципами гедонизма или напряжения, которое вызывается побуждающей силой, теория изменяющихся мотивов непременно должна быть рассмотрена.

Принцип функциональной автономии

Теория изменяющихся мотивов или, как её обычно называют, принцип функциональной автономии, созданный Гордоном Олпортом, служит основой всей разработанной им теории мотивации.

Функциональная автономия определялась им как любая приобретённая система мотивации, где включённые в неё напряжения отличаются от предшествующих напряжений, которые и послужили причиной этой мотивации.

Говоря иначе, то, что изначально было одним мотивом, через некоторое время может стать другим, исторически продолжающим первый, но функционально от него независимым.

К примеру, человек может начать показывать ребёнку, как рисовать человечков, а потом увлечься портретной живописью и заниматься ей в своё удовольствие.

По мнению Олпорта, если мотив функционально автономен, он может служить объяснением поведения, и за ним не следует искать скрытых или первичных причин.

А идея о том, что подавляющее число действий человека основывается на интересах текущего периода времени и его сознательных приоритетах, прекрасно отождествляется с популярным убеждением людей в том, что всё, совершаемое ими, делается просто по той причине, что им нравится делать то, что они делают.

Если не углубляться в подробности, принцип функциональной автономии заключается в том, что часть человеческих побуждений функционально не зависит от первоначальных мотивов, которыми обусловлено поведение.

Учёный указывал на то, что основу мотивов взрослых людей составляют сознательные, самодостаточные и соответствующие настоящему времени системы. И функциональная автономия является попыткой дать такой основе обоснование.

С функциональной точки зрения, автономные мотивы можно назвать своевременными, самодостаточными и вырастающими из предшествующих мотивов, но не зависящими от них функционально.

Основным же критерием представленного принципа является то, что имеющийся мотив функционально автономен, пока находится в поиске новой задачи, что говорит о возможности человека вести себя точно так же, как и раньше, даже имея новую мотивацию.

К примеру, ребёнок учиться ходить, руководствуясь первоначальной мотивацией к развитию, однако после он сможет ходить для развития подвижности или приобретения уверенности в своих силах. Новые напряжения будут отличаться, и не будут зависеть от предыдущих. А достижение каждой текущей цели будет приводить к постановке новой, и активизировать вовлечённость.

Говоря о функциональной автономии, Олпорт выделял два её уровня:

  • Персеверативную функциональную автономию
  • Проприативную функциональную автономию

Далее – несколько подробнее о каждом уровне.

Персеверативная функциональная автономия

Данный уровень характерен и для людей и для животных, а его основой являются простые неврологические принципы.

В качестве примера Олпорт приводит крысу, которая сумела научиться пробегать по лабиринту для получения пищи, но продолжающая по нему бегать даже после удовлетворения чувства голода.

На вопрос о том, почему крыса продолжает бег, Олпорт мог бы ответить, что она делает это потому, что, возможно, ей кажется это забавным.

Исследователь полагал, что к уровню персеверативной функциональной автономии можно отнести склонность человека к удовлетворению своих потребностей привычным способом, к примеру, следовать распорядку дня. Помимо этого, сюда же он относил и вредные привычки, такие как курение, употребление спиртного, приём наркотиков и т.п., в которых отсутствует реальная физиологическая потребность.

Рассматриваемый уровень берёт за основу механизмы обратной связи в ЦНС человека, что превосходно иллюстрирует так называемый феномен неоконченных дел. Когда-то начатое дело, прерванное позже по какой-то причине, влияет на человека, порождая новое напряжение, которое стимулирует человека к завершению начатого. И это новое напряжение будет разниться с изначальной мотивацией.

Проприативная функциональная автономия

Уровень проприативной функциональной автономии присущ только человеку и относится в области самодостаточных мотивов, которые входят в так называемый проприум (комплекс аспектов личности, делающий её уникальной) и благодаря чему превращаются в руководящую мотивационную систему, делающую личность целостной.

К примеру, многие люди относят свои личные привычки (коллекционирование, разгадывание кроссвордов и даже курение) к тому, что является «их личным», хотя всё это к проприуму не относится и находится на границе личности.

Однако с другой точки зрения, личные интересы, хобби, увлечения и профессиональные занятия располагаются возле «ядра» личности, по причине чего многие мотивы, которые связаны с ними, можно назвать функционально автономными.

Так, например, молодой человек, несмотря на своё нежелание и отсутствие интереса, может поступить в университет, т.к. не хочет отправляться в армию. Но со временем учёба становится для него интересной и он с удовольствием посещает лекции, ходит в библиотеку и готовится к занятиям, причём даже в свободное время.

Но у функциональной автономии, какого бы уровня она не была, имеются свои пределы.

Границы функциональной автономии

Аналогично тому, как проприум представляет собой только часть личности, функциональная автономия может объяснить отнюдь не каждый мотив поведения человека. Гордон Олпорт выделил восемь процессов, не относящихся к функционально автономным:

  • Сублимация, зачастую порождённая детскими сексуальными желаниями
  • Биологические потребности (сон, принятие пищи и т.д.)
  • Непродуктивное поведение (регрессия, фиксация и т.д.)
  • Мотивы, взаимосвязанные с основными побуждениями
  • Поведенческие шаблоны, которым необходимо первичное подкрепление
  • Рефлекторные функции (моргание, дыхание и т.д.)
  • Привычки, находящиеся на стадии формирования
  • Врождённые свойства (темперамент, интеллект, конституция тела и т.д.)

Отметим также, что вынужденные действия, причиной которых служат расстройства личности, нередко похожи на пролонгированную функциональную автономию, однако они не являются самодостаточными, а значит, устранить их можно посредством модификации поведения и некоторых других методов терапии. Причины множества симптомов можно найти и в переживаниях детства, а, следовательно, они тоже не являются автономными функционально.

Но не все симптомы выходят за границы функциональной автономии. Часть их является элементом образа жизни людей и на текущий момент времени не зависит от породившей их причины и т.п. Но всё же функционально автономные симптомы невозможно устранить при помощи психотерапии, и они остаются неизменными, даже если у человека меняется представление о самом себе.

Указывая на то, что у функциональной автономии есть свои границы, Гордон Олпорт также говорил о том, что обычное нормальное поведение является автономным, а его мотивацией служат сознательные процессы, отделённые от бессознательной мотивации и обладающие своей индивидуальной поддерживающей и движущей силой. Сознание здоровых людей держит под контролем их поведение, и люди, которых можно назвать взрослыми с точки зрения психологии, руководствуются, главным образом, сознательными рассуждениями. Бессознательные же процессы в их жизни имеют несущественное значение.

ВОПРОС К ВАМ: А что бы вы сделали, если бы вам сказали, что у вас есть отличная возможность максимально подробно и во всех деталях разобраться в особенностях своей мотивации, и понять, что движет вами по жизни? А хотели бы вы научиться делать так, чтобы источник вдохновения и энергия для движения вперёд были у вас, так сказать, в наличии всегда и везде? Если вы человек, стремящийся к саморазвитию, то, скорее всего, вы воспользуетесь этими возможностями.

И вопросы эти мы задали совсем не случайно, т.к.

подготовили для вас уникальный курс по самопознанию, который раскроет вам не только особенности вашей мотивации, но и многие другие тайны собственной личности, но не будем сразу раскрывать все карты – переходите по этой ссылке и узнайте всё сами. Мы уверены, что наш курс, которому, к слову заметить, практически нет аналогов, окажет вам существенную поддержку в саморазвитии и улучшении жизни.

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF-%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%B8/

ovdmitjb

Add comment