Irvuz

Теория личности Эриксона

Содержание

Психосоциальная теория личности Э.Эриксона

Теория личности Эриксона

Эрик Эриксон — один из ведущих психологов XX века, основоположник эгопсихологии и выдающийся учёный с непростой судьбой. Его необычное происхождение и новаторские взгляды стали причиной увлечения психологией, и в конечном счёте подарили миру одну из самых интересных и «работающих» на практике теорий личности.

Основные тезисы теории личности Э.Эриксона

Как и большинство своих современников, Эриксон был психоаналитиком, но его взгляды расходились с классической фрейдовской теорией.

Как и Фрейд, Эриксон рассматривал структуру личности исходя из её трёх основных составляющих: Ид, Эго и Супер-Эго.

Но в отличие от основоположника психоанализа, Эриксон отдавал ведущую роль в формировании и становлении личности Эго, а не бессознательным инстинктам.

Кроме этого, учёный не был согласен с фрейдовской градацией основных жизненных кризисов, которая насчитывала 5 этапов, а само развитие личности по Фрейду завершалось в пубертальном возрасте.

Эриксон был убеждён, что человек развивается всю жизнь и в процессе своего становления переживает 8 кризисов, каждый из которых соответствует определённому возрасту и отвечает за формирование отдельных черт характера.

К тому же учёный полагал, что важную роль в становлении личности играет общество, в котором человек живёт. Эриксон доказывал существование тесной связи между психическим развитием индивида и влиянием социумом.

Поэтому хоть главная роль в его теории и принадлежит Эго, но само Я формируется под воздействием специфических культурных и социальных ценностей окружения личности. К такому выводу учёный пришёл, проанализировав особенности воспитания детей в двух различных культурах: коренной индейской и «белой» американской.

Эриксон отметил, что каждый стиль воспитания принимается в своём социуме, как единственно правильный и именно он определяет ожидания общества, которые ребёнок должен оправдать. С этим механизмом тесно связано понятие «групповой идентичности» — чувства единения с окружающими людьми.

Позже в процессе своего развития, у человека начинает формироваться «эгоидентичность» — чувство целостности и непрерывности своего «Я».

Жизненные кризисы личности по Э.Эриксону

Согласно теории Эриксона, человек переживает 8 основных жизненных кризисов, которые тесно связаны с процессом формирования эгоидентичности.

Первый кризис приходится на 1 год жизни. В это время у ребёнка закладывается доверие/недоверие к внешнему миру. Если малыш на первом году жизни получает достаточное количество ласки, любви и заботы, то он вырастает открытым и доверчивым. Если же, наоборот, ребёнок сталкивается с равнодушием, то в будущем он будет скрытным, застенчивым и несклонным доверять людям.

В возрасте 2–3 лет ребёнок переживает второй кризис, который влияет на становление самостоятельности/стыдливости. В это время происходит приучение к чистоплотности и родители помогают малышу самостоятельно справляться со своими естественными потребности, а ребёнок получает первый опыт автономии. Чрезмерный родительский контроль и наказание за промахи провоцируют развитие чувства стыда.

Примерно с 3 до 6 лет малыш переживает третий кризис связанный со становлением самостоятельности. Поощрение инициативы и похвала родителей стимулируют развитие самостоятельности и независимости. Напротив, властный контроль и сплошные запреты лишают ребёнка свободы мышления и инициативности во взрослой жизни.

Четвёртый кризис приходится на время младшей школы. Именно там ребёнок сталкивается с «групповой идентификацией» и стремится занять «своё» место среди сверстников. Этот кризис определяет развитие коммуникативности и навыков сотрудничества.

В подростковом возрасте человек переживает пятый центральный кризис, который сильно влияет на дальнейшую жизнь. В это время подростки «примеряют» роли значимых взрослых, копируют их поведение и ищут самих себя.

Шестой кризис припадает на годы молодости (20–35 лет), когда личность находится в поиске любимого человека, с которым можно было бы создать семью и воспитать детей. Если на этом этапе семьи не возникает, то человек переживает чувства одиночества и изоляции.

Седьмой кризис припадает на возраст 40 лет. В этот период происходит переосмысление жизненных ценностей, появляется интерес к обучению молодого поколения и стремление поделится своим опытом с детьми.

Восьмой кризис – завершающий жизненный кризис, связанный с переживанием старения. На этом этапе человек подбивает итоги уходящей жизни и осознает неизбежность смерти. Если личность не может простить своих прошлых ошибок и не принимает свою смертность, то человек доживает последние дни в страхе и тревоге

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/psihosocialnaya-teoriya-lichnosti-eeriksona

Теория развития личности Эрика Эриксона – Психологос

Теория личности Эриксона

Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:

  1. Социум для ребенка не антагонистичен.
  2. Личность развивается от рождения до смерти.
  3. Личность развивается через последовательные этапы жизни.
  4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех.
  5. В развитии человека восемь стадий.
  6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
  7. Переход от одной стадии к следующей является личностным кризисом.
  8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта – ее вернуть.

Подробнее.

Социум для ребенка не антагонистичен

В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечи­вающими гармоничное развитие личности. См.→

Личность развивается от рождения до смерти

Это еще один отход от классического психоанализа, где развитие личности описывалось только как психосексуальное развитие. Впрочем, развитие личности для Эрика Эриксона – пассивный личностный рост, где главным является не достижение тех или иных вершин, а “согласие с самим собой”.

Личность развивается через последовательные этапы жизни

Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это – лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться и по типу сот, и по типу короны. См.→

Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез – наличие целостного врожден­ного плана, определяющего основные стадии развития. Обсуждение этого см.→

В развитии человека восемь стадий

По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

  1. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
  2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
  3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
  4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
  5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
  6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
  7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
  8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Подробнее см.→

Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет

Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.

Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что происходит в стихийном развитии личности, включая элементы личностной деградации.

И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось – либо не случалось, либо повезло, либо нет – и тогда, уважаемые жертвы, вам направление к психотерапевту.

Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем.

Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом

Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов – как минимум, неочевидно.

Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимо­сти от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личност­ной и познавательной сфер.

Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; не­гативное — деструктивного новообразования, препятствующего фор­мированию эго-идентичности.

Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом? Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом.

Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий.

См.→

В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта – ее вернуть

Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека – быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. “Я развиваюсь, но я— тот же самый”. См.→

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов

Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона – пособие скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности. См.→

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/teoriya-razvitiya-lichnosti-erika-eriksona

Теория развития личности Эриксона

Теория личности Эриксона
                                   

        

Введение

 

       Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты развития личности. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

       Теория Эрика Эриксона (1902-1994) возникла из практики психоанализа. Структура личности трактуется этим ученым так же, как и 3. Фрейдом. Следовательно, она состоит из Оно, Я, Сверх-Я. Не отвергаются и стадии личностного развития, открытые Фрейдом; они лишь усложнены и как бы осмыслены с позиции нового исторического времени.

       Однако Эриксон считал, что не столько бессознательное Оно, сколько именно сознание – Эго – составляет основу поведения и функционирования человека, а направлением развития Эго является достижение социальной адаптации, причем параллельно развиваются Оно и инстинкты. Такой взгляд на природу человека назвали Эго-психологией.

       Психосоциальная концепция развития личности, выдвинутая Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и специфики общества, в котором он живет.

       Развитие Эго тесно связано с меняющимися особенностями социальных и культурных предписаний и системой ценностей.

Сравнив то, как воспитываются дети индейцев и белых американцев, Эриксон пришел к выводу, что каждой культуре свойствен свой стиль воспитания детей: он всегда принимается матерью как единственно правильный.

Этот стиль определяется тем, чего ожидает от ребенка общество, в котором тот живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному социуму, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать.

       Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни: ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так же, как эта группа.

Но постепенно формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на то что происходят разные изменения. Формирование эгоидентич-ности — длительный процесс, он включает ряд стадий. Каждая характеризуетсязадачами определенного возраста, а они выдвигаются обществом.

Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психического развития человека и духовной атмосферой общества, в котором он живет.

       По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего развития личности.

Каждый личный и социальный кризис представляет собой своеобразный вызов, стимулирующий личностный рост и преодоление жизненных проблем.

Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых проблем или как неадекватное разрешение ранних затруднений лишило его возможности справляться с дальнейшими, составляет, по мысли Эриксона, ключ к пониманию жизни этого человека.

Теория личности Эриксона

 

       Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго.

Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

       Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;

       Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;

       Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;

       Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;

       Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;

       Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;

       Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;

       Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

       Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.

Эго-психология. Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона

 —

       Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у младенца развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, — недоверие к нему.

       Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности.

Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии.

Напротив, слишком строгий или непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

       Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

       Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей там атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

       Пятый кризис переживают подростки обоих полов в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта, потенциальных возможностей подростка и того выбора, который он должен сделать.

Неспособность к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Эриксон считает подростковый период центральным в формировании психологического и социального благополучия человека.

       Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым им предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — покой», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

       Седьмой кризис переживается человеком в 40-летнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося в «интересе к следующему поколению и его воспитанию».

Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях.

Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя и приводит к оскудению межличностных отношений.

       Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а его разрешение зависит от того, как этот путь был пройден.

Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить.

Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Заключение

 

       Таким образом, согласно Эриксону, поведение человека изначально детерминировано биологическими факторами (инстинкты Оно, биологическое сексуальное созревание), взаимодействующими с расширяющейся сферой социальных отношений, и исходами психосоциальных кризисов, которые образовались в зависимости от степени сформированноти Эго человека. Результаты первых 4 стадий почти полностью обусловлены влиянием окружающей среды, а разрешение последующих кризисов больше зависит от Эго и меньше — от внешних факторов. Влияние таковых (родительского воспитания, культуры и истории) на развитие личности очень велико, хотя для этого развития нет пределов: оно происходит на протяжении всего жизненного цикла: человек решает все новые проблемы, приобретает новые качества Эго и меняется.               

Список литературы:

 

  1. Элкинд  Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / [Пер. с. англ.] — М.: Когито-центр, 1996.
  2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996).
  3. Эриксон Э. Г. Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.

Источник: http://stud24.ru/psychology/teoriya-razvitiya-lichnosti-jeriksona/206942-605431-page1.html

Теория развития личности Эриксона: Милтон или Эрик?

Теория личности Эриксона

Теория развития личности Эриксона охватывает человеческую жизнь полностью – от рождения до старости. Эриксон считал: проходя жизненный путь, человеку последовательно переживает восемь стадий развития. В течение этих стадий он должен решить определенные задачи, которые выдвигаются обществом.

От того, насколько успешно он их решает, зависит его дальнейшая судьба. Успех зависит не только от человека, но и от окружающих условий. В этой статье мы рассмотрим главные понятия, автором которых является Эриксон. Мы проанализируем основные стадии, через которые, как считал ученый, проходит каждый.

И, наконец, подробно остановимся на тех концепциях, которые волновали Эриксона больше всего.

Эрик Хомбургер Эриксон – биографическая справка

Судьба исследователя складывалась необычным образом. Эриксон родился в г. Франкфурт-на-Майне в 1902 г. В 1928 году начал обучаться психоанализу. Он был сыном от внебрачной связи Карлы Абрахамсен – еврейки из богатой семьи – с мужчиной-датчанином. Мать Карлы умерла, когда той было пятнадцать.

Большей информацией о его отце биографы не располагают. Поскольку Карла была замужем за евреем Вальдемаром Саломонсеном, ребенок получил фамилию Саломонсен. Потом мать Эриксона получила профессию медсестры, переехала в город Карлсруэ и вышла замуж повторно.

Эрик Саломонсен стал Эриком Хомбургером, которого усыновил ее второй супруг, педиатр Теодор Хомбургер. В 1930 году Эриксон женится на Джоэн Серсон – танцовщице и художнице из Канады, и затем переезжает из Европы в Америку.

Наконец, Эрик Хомбургер меняет фамилию на «Эриксон» – «усыновив самого себя», как он объяснял это шутя. А прежнюю фамилию Эриксон оставил как второе имя.

Возможно, именно из-за своей нелегкой судьбы Эриксона так волновал вопрос идентичности. В детстве ему не рассказывали об отце. В еврейских школах сверстники дразнили Эриксона за светлые волосы и голубые глаза («нордическую внешность»), а в светской школе – за иудаизм. Все больше он догадывался, что его отец имел нееврейские корни.

После переезда в Америку ученый продолжил свои исследования в Гарвардском университете, а затем – в Йельском. С 1960 по 1968 годы Эриксон работает профессором Гарварда. Эриксон был учеником Анны Фрейд. Но фрейдовской теории Эриксон решил противопоставить собственную.

Человеческую жизнь ученый разделил не на 5, а на 8 ступеней. «Генитальную стадию» он переименовал в «Юность». Также Эриксон добавил еще три стадии, относящиеся к периоду взрослости.

Он считал, что влияние развития личности на ее становление в обществе – это заслуга не подсознательных влечений, а работы Эго. Эрик Эриксон также является автором концепции «Эго-психологии». В ней Эго – это не служанка бессознательных побуждений.

Эриксон был убежден, что именно человеческое Эго отвечает за организацию жизни, общение с людьми, личностный рост.

Стадии развития личности по Эриксону

Развитие личности Эриксон разделил на восемь стадий, во время которых разворачивается процесс формирования Эго-идентичности.

  1. Первая стадия – младенчество – длится от рождения до 1 года. Базисный кризис заключается в формировании доверия или недоверия к внешнему миру. Источником энергии здесь является надежда. Отчуждение провоцирует временную спутанность.
  2. Стадия раннего детства – от 1 года до 3 лет. Базисный кризис – противопоставление автономии личности сомнению и стыду. Источник энергии – воля, а отчуждение происходит из-за искаженного самоосознания.
  3. Стадия от 3 до 6 лет, или игровой возраст. Кризис заключается в противоборстве инициативы и ощущения виновности. Источник энергии на этом этапе – это умение формировать цели и задачи. Отчуждение происходит вследствие жесткой предопределенности социальной роли.
  4. От 6 до 12 лет ребенок находится на стадии школьного возраста, когда неуспешность противопоставляется компетентности. Потенциальным источником энергии для психики здесь является уверенность, а отчуждение провоцируется застоем деятельности.
  5. Далее следует стадия юности, которую Эриксон ранжировал от 12 лет до 21 года. Именно на ней происходит противоборство идентичности и смешения ролей. Кризис выражается вопросом: кто я есть? Подросток стремится и к независимости, и желает быть свободным от ответственности за свою жизнь. Юность – это возраст, во время которого определяется будущее профессиональное развитие личности, впервые делаются попытки построить романтические взаимоотношения.
  6. От 21 года до 25 лет длится стадия ранней зрелости. Здесь интимным отношениям противопоставляется изоляция. Вопрос этого возраста – способен ли я строить доверительные отношения с другими?
  7. От 25 до 60 лет длится этап средней зрелости. На ней застой в действиях противопоставляется продуктивной жизни. Вопрос, которым выражается базисный конфликт этого возраста – что значит моя жизнь? Что я собираюсь с ней делать?
  8. Восьмая стадия называется стадией поздней зрелости. На ней происходит процесс, который теория развития личности Эриксона называет Эго-интеграцией. Вопрос этого периода – имела ли моя жизнь смысл?

Теория развития личности Эриксона и Эго-идентичность

Что обозначает термин, интересовавший Эриксона настолько, что он посвятил ему большую часть своих исследований? Строго говоря, идентичность – это тождественность личности самой себе.

Эриксон стремился расширить это понятие.

Идентичность, считал он – это и образ себя по отношению к окружающему миру, и способность человека качественно решать возникающие перед ним трудности, и показатель зрелости личности.

Переходы между стадиями развития личности являются кризисами. Но они не носят невротический характер, а лишь являются поворотными пунктами развития.

Особое отношение Эриксона к подростковому возрасту прослеживается во многих его работах. На этом этапе, считал ученый, происходит наиболее глубокий психологический кризис.

К нему приводят три мощные силы – физиологическое созревание, проблемы в общении со сверстниками, профессиональный выбор.

Периоду между подростковым возрастом и зрелостью Эриксон давал особое название – психический мораторий. Протекание этого кризиса во многом зависит от предыдущих стадий.

Итогом юности становится либо зрелая личность, либо личность с «диффузной идентичностью». Если кризис юношеского возраста не был преодолен, то итогом становится патологическое развитие личности.

Оно выражается в следующих признаках:

  • Усиленное, не покидающее чувство тревоги;
  • Ощущение одиночества и опустошенности;
  • Нежелание брать на себя ответственность; стремление как можно на более длительный срок отсрочить обретение статуса взрослой личности;
  • Социальные страхи, а также неспособность эмоционального взаимодействия с лицами противоположного пола;
  • Отрицание ценности всех социальных ролей, вплоть до мужских и женских.

Особое значение для эго-идентичности имеет и период взрослости. Если человек занимается любимым делом, сумел построить семью, это является хорошим симптомом. Если же он одинок, у него нет хорошей работы или приносящего удовольствия хобби – начинается застой. Личность испытывает эмоциональный и физиологический стресс.

Что такое интеграция Эго?

Чувство эго-интеграции – это ощущение целостности своего «Я». Изначально дети не обладают ощущением «Я». Для них окружающий мир и они сами – одно и то же. Известный психолог Жан Пиаже подчеркивал, что младенцы не имеют границ личности. Они начинают формироваться лишь к 2-3 годам.

Самый высокий уровень развития личности – это такое состояние, когда мир для человека становится идеальным местом для удовлетворения его потребностей (как духовных, так и низшего порядка). Именно это состояние называется в психологии интеграцией. С эволюционной точки зрения оно означает самую высокую степень приспособленности.

Интегрированная личность – это буфер обмена между обществом и внутренним миром. Она способна избегать вредных факторов, усиливать полезные, и даже превращать зло во благо. Для высокой степени интеграции характерно профессиональное развитие личности на серьезном уровне.

По Эриксону, Эго-интеграция возникает как свойство позднего возраста. Но только при условии, если человек смог пережить в течение жизни многочисленные победы и поражения, был вдохновителем для других.

Эго-интеграция пожилого человека – это взгляд на прошедшие годы и их положительная оценка: «Я доволен прожитой жизнью». Таких людей не страшит смерть.

Ведь в своих потомках или творческих достижениях они сумели в определенном смысле обрести бессмертие.

По другую сторону баррикад находятся те, кто «растратил жизнь впустую». На прожитое время они смотрят с сожалением: оно представляется теперь чередой упущенных возможностей. На закате своего бытия они чувствуют, что начинать что-то уже слишком поздно.

Теория развития личности Эриксона выделяет два вида умонастроения у таких людей. Во-первых, они сожалеют о том, что жизнь нельзя прожить еще раз. Во-вторых – отрицают собственные недостатки, проецируя их на окружающий мир.

«Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему старики пытаются приукрасить свои воспоминания», пишет в своих работах Эриксон.

Чувство тревоги и самосожаления в своих крайних случаях приводит в пожилом возрасте к психическим отклонениям. Это ипохондрия, паранойя, депрессия и слабоумие.

Фрейд и Эриксон: теоретические различия

Сам Эриксон настаивал на том, что его концепции являются не более, чем продолжением психоаналитической теории Фрейда. Но фактически он так далеко от нее отошел, что в современной науке теорию Эриксона рассматривают отдельно. В чем же разница между взглядами Фрейда и Эриксона на развитие личности, характер человека и его становление в процессе жизни?

  • Главную роль в развитии личности Фрейд уделял бессознательным влечениям, или Ид. Он был убежден, что именно конфликт бессознательного и социальных ограничений является причиной всех болезней и неврозов. Эриксон же настаивал на доминирующей роли Эго, за счет чего теория Эриксона и была названа «Эго-психологией». Фрейд полагал, что Эго – это компонент, который, как между молотом и наковальней, пытается свести ограничения социума и влечения Ид. Эриксон же был уверен, что Эго является отдельно функционирующей системой, которая работает с внешним миром посредством восприятия, мышления, памяти и внимания.
  • Отличаются взгляды Фрейда и Эриксона на родительскую роль в формировании характера. На развитие личности оказывают влияние в большей степени те условия, в которых родился и живет человек, историческая эпоха. К такому выводу Эриксон пришел, наблюдая за развитием детей в различных культурах. Ученый был уверен, что Эго неизбежно развивается и меняется под действием внешних условий.

Теория развития личности Эриксона отличается от концепции Фрейда в понимании психосексуальных конфликтов. Фрейд акцентировал внимание на том, какое влияние оказывает бессознательное на человеческую жизнь.

Он также был уверен, что причиной конфликтов взрослого человека являются неразрешенные травмы детства. Эриксон, напротив, делал главный упор на понимание взрослого человека как личность, умеющую справляться с трудностями.

Его теория центрирована на понятии Эго со всеми его достоинствами, раскрывающимися в процессе жизни.

Вывод

Насколько бы ни противопоставлялась теория развития личности Эриксона психоанализу Фрейда, они имеют и общее. В обеих теориях этапы развития человека предопределены. Также неизменным является порядок их прохождения. Эриксон был убежден, что конфликты предыдущих стадий могут иметь место и на последующих этапах.

Восемь задач, которые выделил в своей теории Эриксон, решаются на протяжении всей жизни. Если же с каким-либо кризисом человек не сумел справиться своевременно, у него есть шанс сделать это позднее – но уже с большими усилиями. Ведь каждый период жизни «подбрасывает» все новые сложности. Кризис по Эриксону – это не катастрофа, а всего лишь поворотный пункт.

Он может как дезадаптировать личность, так и быть источником силы.

Источник: https://salid.ru/stati/teoriya-razvitiya-lichnosti-ehriksona-milton-ili-ehrik

Психосоциальная теория личности Эриксона

Теория личности Эриксона

Эрик Хомбургер Эриксон (Erik Homburger Erikson) – американский психолог в сфере развития человека.

По мнению Э. Эриксона, на протяжении всей жизни человек проходит определенные стадии развития. По мере прохождения таких периодов, он формирует отношение к самому себе, к окружающим его людям, социальной среде, также выстраивает основные ориентиры ближайшего развития.  Каждая из стадий протекает на протяжении установленного временного отрезка.

Опыт, полученный человеком по мере прохождения стадий развития, может носить как положительный, так и отрицательный характер.

Становление личности, по мнению автора, не завершается в подростковом возрасте, как считал Зигмунд Фрейд, оно распределяется на весь жизненный цикл.

В этом обзоре подробнее рассмотрим стадии возрастных периодов развития, предложенные Эриком Эриксоном.

Стадия 1. Доверие и недоверие

Длится на протяжении первого года жизни.

Положительный полюс – доверие. Базовое доверие закладывается у ребенка при условии, что он в достаточной степени получил заботу в виде любви и ласки.

В этот период у ребенка формируется способность доверять другим людям, доверять окружающему миру, обстоятельствам, получать удовольствие от близости, дарить тепло другим.

Отрицательный полюс – недоверие. Формируется, если ребенок на первом году жизни не получил должного ухода, внимания, любви и заботы. Человек приобретает такие качества, как боязливость, недоверие и подозрительность по отношению к окружающим. С усвоенным недоверием ребенок переходит в последующие стадии развития, что отрицательно сказывается на конструктивном усвоении нового опыта.

Такое нарушение может корректироваться в последующих стадиях развития при условии, что в жизни появится человек, способный глубоко проработать тему доверия-недоверия.

Стадия 2. Достижение равновесия

Длительность –  второй-третий годы жизни.

Положительный полюс – самостоятельность. На основе уже имеющихся в этот период моторных и психических способностей ребенок осваивает новые виды деятельности, в процессе научения формирует навыки и умения.

Если обеспечить для этого процесса необходимые комфортные условия, всячески поощрять, то ребенок будет гордиться и наслаждаться новыми достижениями.

При таком раскладе стадия завершается усвоенной самостоятельностью.

Отрицательный полюс – нерешительность и стыдливость. Такие характеристики закрепляются у ребенка, если воспитывающие его лица имеют нетерпение и спешат все делать за ребенка.

При такой модели воспитания у ребенка закрепляется комплекс неспособности выполнять что-либо самостоятельно.

Родители, стремящиеся оградить ребенка от «несчастных случаев», ругают его за провинности, таким образом дополнительно закрепляя чувство стыда за свои действия.

Если из второй стадии ребенок выносит большую дозу неуверенности, это неблагоприятно сказывается в дальнейшем на самостоятельности как подростка, так и взрослого человека.
Соотношение между самостоятельностью и нерешимостью может изменяться на последующих стадиях развития.

Стадия 3. Предприимчивость и чувство вины

Период четырех – пяти лет.

В этот период дошкольник осваивает много физических навыков. Он не просто подражает взрослым и сверстникам, а сам активно придумывает себе занятия.

Положительный полюс – предприимчивость. Такая характеристика закрепляется у детей, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности. Возможность самостоятельно брать и делать закрепляет навыки предприимчивости у развивающегося ребенка. Кроме физической активности, такой подход закрепляет и интеллектуальную предприимчивость, также готовность отвечать на поставленные вопросы.

Отрицательный – чувство вины. Чувство вины как личностный паттерн закрепляется, если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры лишены смысла и неинтересны.

Сформированное таким образом чувство вины ребенок уносит в последующие стадии развития.

Стадия 4. Умелость и неполноценность

Формируется у ребенка с шести до одиннадцати лет.

Стадия характеризуется развитием способности к дедукции (формирование логических умозаключений от простого к сложному), к организованной игровой деятельности и регламентированным занятиям (регламент – правила, порядок, устав). Именно на этой стадии дети учатся играть, учитывая при этом правила игры.

Положительный полюс – умелость. Формируется, если ребенка всячески поощряют за его деятельность, благодарят за доведенное до конца дело, правильно выполненное задание, хвалят и награждают за результаты.

Отрицательный – неполноценность. Такая доминанта формируется, если родители видят в деятельности ребенка лишь «баловство» и «пачканье».

Важно отметить, что на этой стадии развития окружение ребенка не ограничивается лишь семьей, к процессу воспитания и развития подключается социальное окружение, представленное различными социальными институтами. Эта особенность отличает теорию Эриксона от психоаналитических воззрений Фрейда, делающих основной акцент на семейном воспитании.

Начало кризиса подросткового возраста.

Стадия 5. Стадия идентификации личности и путаницы ролей

Длительность стадии с двенадцати до восемнадцати лет. В этот период идет активное созревание психической функции подростка, формирование собственных взглядов. В этот период подросток испытывает интерес к мыслям и чувствам других людей, к тому, что они сами о себе думают.

Это необходимо для формирования картины себя, своей «Я»-концепции. На этом этапе подросток активно вырабатывает или перенимает мировоззренческие позиции, призванные примирить внутренние противоречия, убрать нестабильность.

На протяжении этого периода у подростка прослеживается повышенная способность к идеализации.

Положительный полюс – идентификация «Я». Происходит в том случае, если подросток приобрел способность обобщать и ему удалось выстроить общую картинку себя из фрагментов многочисленных ролей, усвоенных к этому периоду жизни.

Роли: «Я сын», «Я ученик», «Я друг» – смогли интегрироваться и занять выгодные места в общей структуре «Я».

Если подросток справился с такой задачей, у него появляется ощущение того, что он существует, где он находится и куда следует.

Влияние родителей в этот период носит косвенный характер, так как шансы на идентификацию значительно увеличиваются, если подросток уже к этому периоду выработал доверие, самостоятельность и умелость.

Отрицательный – путаница ролей. Если процесс обретения «своего Я» по каким-либо причинам задерживается или не происходит, подросток начинает путать все знакомые ему роли себя. Это сопровождается чувством опустошенности, тревоги.

Если даже в этом периоде у подростка получается распознать «свое Я», на последующих стадиях он все равно будет сталкиваться с факторами, противоречащими его представлениям о себе и угрожающими его идентичности.

Период начало зрелости характеризуется конфликтом среднего возраста.

Стадия 6. Близость и одиночество

Продолжительность периода –  время ухаживания за потенциальным партнером и ранний период совместной жизни.

Положительный полюс – близость. Близость здесь понимается не только как физическая характеристика, но и как способность заботиться о своем избраннике.

Это способность делиться с партнером всем без боязни потерять себя. Развитие близости, как и идентичности, очень зависит от того, как человек преодолел более ранние этапы развития.

Социальные условия могут как затруднять, так и облегчать условия близости.

Отрицательный – одиночество. Одиночество понимается как своеобразное состояние человека, неспособного разделить свою жизнь с близким человеком, отсутствие возможности заботиться о ком-либо. Очень часто это приводит к развитию компенсаторного поведения в виде ухаживания за животными.

Последующие стадии, а их по Э. Эриксону еще две, будут мной описаны после того, как появятся первые комментарии к статье 🙂

Источник: http://psy-diagnoz.com/theories/220-psychosocial-theory-of-personality.html

Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

Теория личности Эриксона

На становление теории личности американского психоаналитика Э. Эриксона большое влияние оказали труды по психоанализу. Ученый принимал структуру личности, разработанную 3.

Фрейдом, создав психоаналитическую концепцию отношений «Я» и общества. Особенное внимание он обращал на значение «Я», которое может являться ведущим в развитии личности.

Эриксон полагал, что основы человеческого «Я» заложены в социальных особенностях организации общества.

К этому выводу он пришел путем наблюдений за особыми типами личностных изменений, которые происходили с людьми в Америке после войны. Люди становились в то время более тревожными, жесткими, апатичными, смятенными. После принятия идеи неосознанной мотивации, ученый большое внимание в своих исследованиях стал уделять процессу социализации.

Особенности эпигенетической теории Эриксона

Работы Эриксона ознаменовали начало нового метода исследования психики — психоисторического. Он представлял собой использование психоанализа к исследованию развития личности при учете исторического периода, в котором живет человек.

Посредством данного метода Эриксон анализирует биографии М. Лютера, М. Ганди, Б. Шоу, Т. Джефферсона и др. Также он подверг исследованию истории жизни современников, включая детей и взрослых.

Психоисторический метод потребовал одинакового внимания как к психологии индивида, так и к характеристикам общества, в котором живет человек.

Основную задачу Эриксон ставил в разработку новой психоисторической теории развития личности, которая учитывает конкретную культурную среду.

Ученый провел полевые этнографические исследования, касающиеся воспитания детей в 2 индейских племенах.

Он подверг сравнению их с воспитанием детей в городах США, обнаружив, что для каждой культуры характерен особенный стиль материнства.

Такой стиль каждая мать воспринимает в качестве единственно правильного, но стиль в любом случае определялся тем, что именно ожидала от ребенка в будущем социальная группа, к которой он принадлежит, включая племя, класс или касту.

Для каждого полового этапа развития характерны собственные, присущие именно этому обществу ожидания. Их индивиды могут оправдать или не оправдать, либо включаясь в общество, либо отвергаясь им. Подобные соображения Э. Эриксона становятся основной двух важнейших понятий его концепции, которая представляла собой групповую идентичность и эго-идентичность.

Групповая идентичность в основании имеет положение, что мама с первого дня жизни ориентирует воспитание ребенка на включение его в определенную социальную группу, включая формирование характерного для этой группы мироощущения.

Формирование эго-идентичности происходит параллельно с групповой, создавая у субъекта чувство устойчивости и непрерывности собственного «Я», вне зависимости от изменений, происходящих с людьми в процессе его роста и развития.

Стадии жизненного пути личности

Э. Эриксон определил стадии жизненного пути личности.

Для каждой из них характерна специфическая задача, выдвигаемая обществом, которое также формирует содержание развития на различных этапах жизненного цикла.

Тем не менее, решение задач, в соответствии с воззрениями Эриксона, зависит и от уже достигнутого уровня психомоторного развития человека, включая общую духовную атмосферу общества, в котором он живет.

В табл. 1 рассмотрены этапы жизненного пути личности, разработанные Э. Эриксоном.

Таблица 1. Этапы жизненного пути личности Э. Эриксона

Старость

Интеграция

разочарование в жизни

Зрелость

Творчество

застой

Молодость

Интимность

изоляция

Подростковый возраст

Идентичность

(латентный этап)

диффузия

идентичности

Школьники

Достижение

(латентный этап)

неполноценность

Игровой возраст

Инициативность

(фаллический этап)

вина

Ранний возраст

Автономия

(анальный этап)

стыд, сомнение

Младенчество

Доверие

(оральный этап)

отсутствие доверия

Что касается кризиса развития, то для него характерны все форм идентичности. Э. Эриксон считал, что основной кризис идентичности происходит в юношеском возрасте. Если процессы развития происходят удачно, то обретается «взрослая идентичность», а при возникновении трудностей развития отмечается задержка формирования идентичности.

Эриксон назвал интервал между юностью и взрослым состоянием «психосоциальным мораторием». Его можно считать временем, когда молодые люди через пробы и ошибки стремятся определить собственное место в жизни.

Бурность протекания этого кризиса зависит от того, насколько удачно разрешились предыдущие кризисы (доверие, независимость, активность и др.) и от духовной атмосферы в обществе.

В случае, если кризис на ранних фазах не был успешно преодолен, отмечается задержка формирования идентичности.

Э. Эриксоном было введено понятие ритуализации, которая в поведении означает построенное на соглашении взаимодействие нескольких людей.

Оно может возобновляться через определенные промежутки времени в повторяющихся обстоятельствах (ритуалы взаимного узнавания, приветствие, критика и др.).

Ритуал при однократном возникновении способен последовательно включаться в систему, которая проявляется на более высоких уровнях и становится частью последующих стадий.

Эпигенетическая теория Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности. В соответствии с ней для всего, что растет, характерен общий план. Исходя из него происходит развитие отдельных элементов, при этом каждый из них имеет максимально благоприятный период для развития.

Это происходит до тех пор, пока все элементы в своем развитии не создадут функциональное целое.

Эриксон полагал, что последовательность этапов является результатом биологического созревания, при этом содержание развития можно определить тем, что ожидает общество от индивида. Ученый признавал, что его периодизация не должна рассматриваться в качестве теории личности. Ее можно считать лишь ключом к построению подобной теории.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/vozrastnaja-psihologija/epigeneticheskaja-teorija-lichnosti-erika-eriksona/

ovdmitjb

Add comment