Irvuz

Теория когнитивного развития

Что такое когнитивное развитие

Теория когнитивного развития

Память, восприятие, формирование понятий, решение задач, логика и воображение — все это мыслительные процессы, которые помогают нам взаимодействовать с окружающим миром.

Эти процессы функционируют неодинаково на разных этапах взросления организма. Их изменение, происходящее по мере роста ребенка, и называется когнитивным (от лат. сognitio — «знание», «познание») развитием. Теория когнитивного развития принадлежит швейцарскому психологу Жану Пиаже.

Как, согласно этой теории, формируется умение ребенка размышлять, какие стадии когнитивного развития проходит каждый ребенок? Почему детский и подростковый взгляд на мир так не похож на видение взрослого?

Основные особенности детского мышления

Пиаже считал, что развитие интеллекта, которое как раз и демонстрирует его концепция, становится определяющим для всех остальных психических процессов.

Изучая детский интеллект, психолог интересовался не столько тем, правильно или неправильно ребенок решает предлагаемые ему тесты, сколько тем, как именно он приходит к тому или иному ответу.

В качестве примеров, иллюстрирующих определенные теоретические положения, он часто приводил поведение собственных детей — их у Пиаже было трое.

Пиаже пришел к выводу, что мышление ребенка качественно иное, чем мышление взрослого, в то время как до него считалось, что изменяются лишь количественные показатели (иными словами, дети просто менее «опытные» мыслители, чем взрослые).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Ученый сформулировал несколько ключевых характеристик детского мышления.

  • Эгоцентризм — ведущая особенность мышления ребенка. Ребенок может судить о мире только с собственной точки зрения, представить другие взгляды на ситуацию для него невозможно. Эгоцентризм внешне не проявляется как самостоятельная черта, но отчетливо виден во всех других характеристиках.
  • Синкретизм — тенденция к слитности, связыванию любых разнородных явлений и их элементов, причины и следствия («Солнце не падает неба, потому что жарко»).
  • Анимизм — одушевление всех окружающих объектов.
  • Артификализм — суждение обо всем существующем в мире как созданном людьми и служащем для удовлетворения их потребностей.
  • Реализм понимается в отличающемся от привычного значении. Это склонность судить о предметах только на основе непосредственного восприятия, не учитывая внутренние отношения между ними. Она также проявляется в том, что ребенок судит о ситуациях не по намерению, а по их внешнему результату.

Среди других особенностей, которые выделял ученый, неспособность к самонаблюдению и учету противоречий, трансдукция (отсутствие обобщений) и некоторые иные.

Когнитивное развитие детей включает в себя четыре стадии. Окружение ребенка способно увеличить или уменьшить скорость перехода с одной ступени на другую, однако последовательность их неизменна.

Пиаже отмечал, что ускорение перехода не должно быть целью той или иной стадии, гораздо важнее в каждый конкретный период предоставить ребенку нужные учебные материалы, чтобы он максимально раскрыл возможности своего интеллекта, соответствующие возрасту.

Переход происходит при помощи механизмов аккомодации и ассимиляции. Ассимиляция используется, когда к новой информации применяются уже существующие знания и умения, а при аккомодации знания и навыки под влиянием новой информации изменяются и совершенствуются.

Рекомендуем: Что такое зона ближайшего развития?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Эти процессы разнонаправленные, но часто осуществляются одновременно и одинаково важны для развития психики. Как полагал Пиаже, оптимально для психики состояние равновесия между аккомодацией и ассимиляцией.

Стадии развития

Когнитивное развитие ребенка на первом этапе длится примерно до двух лет. Он называется периодом сенсомоторного (то есть строящегося на основе восприятия и движения) интеллекта. Основной способ получения знаний для младенца — передвижение в пространстве и взаимодействие с предметами (ощупывание, хватание, бросание и так далее).

На этой стадии ребенок учится разграничивать себя и предметы, осознавать последствия своих действий. Ко второй половине периода ребенок открывает для себя так называемое постоянство объекта: он понимает, что если объект скрылся из поля зрения, он не перестал существовать.

Рекомендуем: Особенности детской психологии

Предоперациональная стадия длится с двух до семи лет. Ребенок овладевает речью, учится использовать названия предметов, а не обозначать их по действию. Когнитивное развитие на этой стадии несет яркий отпечаток эгоцентризма мышления.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Широко известен эксперимент Пиаже с тремя горками. Ребенку показывают объемный макет, где изображены три горки разной высоты. Затем экспериментатор приносит куклу и располагает ее так, чтобы она «видела» эти горки с ракурса, отличающегося от ракурса ребенка.

Когда ребенка спрашивают, как видит горки кукла, и показывают изображения макета с разных точек зрения, он выбирает ту картинку, которая показывает его собственное видение, а не ту, где показано то, что может «увидеть» кукла.

Рекомендуем: Педагогическая психология — это

Еще одна особенность когнитивного развития на предоперациональной стадии — способность ребенка видеть только одну сторону ситуации. Ее иллюстрирует другой известный опыт Пиаже.

Ребенку показывают два стакана с одинаковым количеством жидкости. Затем на его глазах жидкость переливают в более высокий стакан.

Ребенок скажет, что теперь жидкости больше в этом втором стакане, потому что он выше, либо в первом, потому что он шире. Учесть одновременно и высоту и ширину он не способен.

Следом наступает стадия конкретных операций (длится с семи до одиннадцати лет). Мышление обретает независимость от восприятия, однако по-прежнему не выходит за рамки конкретных ситуаций (отсюда и название), способность к абстрагированию придет позже.

Ребенок уже может судить об объектах по нескольким параметрам и упорядочивать их по одному из этих признаков. Важное достижение — осознание обратимости мыслительных операций, прежде ребенку недоступное.

Рекомендуем: Как избавиться от заикания?

Когнитивное развитие подростка 12–15 лет находится в стадии формальных операций. Мышление становится абстрактным, системным, человек способен формировать гипотезы и высказывать предположения, подтверждать или опровергать их. То есть в юности (вернее, даже на этапе перехода к ней от детства) личность уже располагает всеми возможностями интеллекта взрослого.

Нужно отметить: Пиаже не утверждал, что интеллектуальное развитие прекращается после 15 лет, однако особенности функционирования мышления в молодости и зрелости в своих работах подробно не рассматривал, сосредоточившись на детском интеллекте. Евгения Бессонова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/kognitivnoe-razvitie.html

Стадии когнитивного развития ребенка — что это?

Теория когнитивного развития

Когнитивное развитие — это развитие, касающееся всех умственных процессов, происходящих в головном мозге человека: восприятие, усвоение и осмысление понятий, умение запоминать, сохранять и воспроизводить информацию, решение различных задач, логическое мышление, воображение.

Когнитивность — что это простыми словами? Читайте об этом здесь.

Основные понятия теории

Основателем когнитивной теории является Жан Пиаже, который активно работал в сферах психологии и философии.

Он провел обширное количество исследований, касающихся особенностей развития когнитивных способностей, и вывел ряд основных концепций.

По мнению Пиаже, когнитивные способности ребенка качественно отличаются от мышления взрослого человека, и считать детский способ мышления примитивным неправильно.

Умственные процессы у детей совершенствуются и изменяются по мере их становления в социуме и в мире в целом.

На детском возрасте развитие интеллекта не заканчивается. Оно продолжается в той или иной мере на протяжении всей жизни человека.

Основные понятия, фигурирующие в теории Пиаже:

  1. Схема действия. Под этим определением подразумевается совокупность и последовательность действий (и интеллектуальных, и физических), которые позволяют человеку определенным образом познавать окружающую его реальность. Схемы дают возможность воспринимать цельный поток информации и вычленять из него наиболее ценные сведения. Они связаны как с знаниями, так и с механизмами их приобретения. Если человек получил в процессе познания новую порцию информации, эти сведения (полученные опытным путем или другими методами) влияют на схемы действия, которые корректируются в соответствии с новыми данными. Некоторые схемы, конфликтующие с новой информацией, значительно перерабатываются либо заменяются полностью. Пример: ребенок в первый раз видит кошку. Эта кошка пушистая, с длинной шерстью, поэтому он может решить, что все кошки выглядят так, но позднее узнает, что существуют кошки с короткой шерстью и сфинксы, у которых ее нет вообще. Его когнитивные схемы изменяются в соответствии с полученными сведениями.
  2. Ассимиляция. Процесс внесения полученных сведений в существующую схему действия называется ассимиляцией. При этом коррекция проходит в соответствии с уже существующими личностными особенностями отдельного человека, его интересами, опытом и знаниями, поэтому в схему вносятся лишь те сведения, которые он считает ценными и для которых уже есть определенные схемы. Также сведения видоизменяются, соотносясь с личностными установками и приоритетами.
  3. Аккомодация. Процесс замены схемы либо ее коррекции в зависимости от полученных данных называется аккомодацией. Пример: ребенок впервые сталкивается с предметом пирамидальной формы, осматривает его, крутит в руках и корректирует свои схемы действия. Когда ему понадобится взаимодействовать вновь с предметом такой формы, его ладонь изогнется определенным образом, чтобы предмет не выскользнул из нее при контакте.
  4. Уравновешивание. Это процесс поиска баланса между ассимиляцией и аккомодацией, связанный со стремлением приобрести согласованные данные и сделать шаг вперед в процессах развития.

Что изучает наука когнитивистика? Узнайте об этом из нашей статьи.

О периодизации развития интеллекта по Жану Пиаже в этом видео:

Факторы, влияющие на процессы когнитивного развития

Процесс когнитивного развития у каждого человека проходит по-разному в зависимости от его личностных особенностей, влияния среды, окружения и многих других факторов.

Основные факторы, оказывающие влияние на когнитивное развитие:

  1. Генетика. Все дети получают набор генов от родителей, который определяет многие аспекты их когнитивного развития. Некоторые дети очень быстро совершенствуются, их развитие опережает возрастные нормативы, другие же дети хуже усваивают информацию, медленнее изменяют схемы действия, поэтому их скорость развития замедлена. Также следует учитывать детей с генетическими болезнями, значительно влияющими на интеллект: болезнь Дауна, синдром Вильямса, синдром Ангельмана, болезнь Прадера-Вилли, синдром Ретта и другие. Они развиваются не так, как дети без отклонений, и требуют особого подхода в воспитании и обучении.
  2. Процесс протекания беременности. Нарушения, возникшие при вынашивании беременности и при родах, влияют на когнитивное развитие ребенка в будущем. Если мать при беременности перенесла инфекционные заболевания (корь, сифилис, грипп, гепатит, краснуха, герпес, токсоплазмоз), имеет хронические болезни, которые способны влиять на формирование мозга у плода (сердечно-сосудистые заболевания, артериальная гипертензия, анемия, эндокринные патологии, в особенности сахарный диабет), ее ребенок может в будущем иметь задержки в когнитивном развитии, включая выраженные, связанные с возникшими внутриутробными патологиями.
  3. Также имеют значение вредные привычки матери и многие другие факторы (использование лекарств, неблагоприятно влияющих на плод, стрессы, психические расстройства, особенности питания).

  4. Влияние среды. Неполноценное, недостаточное питание в первые годы жизни ребенка также негативно сказывается на процессах его развития, поэтому систематически недоедающие дети с гиповитаминозами и авитаминозами гораздо медленнее усваивают информацию и значительно отстают от сверстников, которые питаются хорошо. Также значительное влияние имеет наличие либо отсутствие внимания к ребенку со стороны взрослых людей.

    С детьми, особенно с младенцами и новорожденными, важно регулярно общаться, чтобы они развивались должным образом. У малышей должна быть возможность знакомиться с миром, играть в игры, взаимодействовать с игрушками, общаться с разными людьми, чтобы их развитие не было замедленным.

  5. Количество детей в отдельно взятой семье. Согласно распространенному мнению, чем больше детей в одной семье, тем более развит каждый из них. Но это не так: в семьях с большим количеством детей самый высокий уровень IQ имеют первые два ребенка, а самый низкий — младший ребенок. Примерная разница в баллах между старшими и младшими — 10, редко больше.
  6. Социальный статус семьи. Очевидно, что дети состоятельных родителей имеют больше возможностей для полноценного развития: их лучше кормят, они могут получить более качественное образование, поэтому у детей из бедных и богатых семей в среднем уровень IQ различается. Однако у детей из многодетных семей хорошо развиты социальные навыки, что положительно влияет на их будущие социальные взаимодействия.
  7. Влияние школы. В большинстве школ учителя предпочитают, чтобы ученики на уроке тихо сидели, слушали их и задавали поменьше вопросов, что крайне неблагоприятно влияет на процессы развития детей. Также многое зависит от личностей преподавателей, их общего отношения к ученикам и к предмету. Например, если учитель очень любит свой предмет и стремится выложить информацию так, чтобы всем детям она была ясна, вне зависимости от уровня ее сложности, большинство его учеников будут развиваться в этой сфере быстро.
  8. Личностные особенности ребенка. Особенности темперамента, сформированный взгляд на жизнь, характер, интересы — все это влияет на то, как быстро ребенок усвоит информацию. Если, к примеру, предмет ребенку нисколько не интересен, он будет усваивать сведения медленно и быстро их забудет, но, если учитель приложит усилия, ребенок может заинтересоваться предметом, и тогда скорость его развития в этом направлении увеличится.
  9. Личностные особенности родителей. Интеллектуально развитые, творческие родители в большинстве случаев стремятся дать своему ребенку как можно больше ценных сведений, а он перенимает у них и взгляд на жизнь, и интересы, и многое другое.

Дети, растущие в семьях с умными, разносторонне развитыми родителями, развиваются во много раз быстрее тех детей, у которых родители практически ничем не интересуются.

Первая: от рождения до двухлетнего возраста

Ребенок раннего возраста познает мир преимущественно через действия, сопоставляя чувственные впечатления и физическое взаимодействие с чем-либо. В это время активно совершенствуются врожденные рефлексы.

Основные аспекты периода:

  1. Дети любят наблюдать за привлекающими внимание объектами, которые имеют насыщенные цвета, блестят, светятся, двигаются, и взаимодействовать с ними.
  2. Составляя собственные схемы, дети стремятся повторить какие-либо действия, используя свои физические возможности. Примеры: потянуться за игрушкой, уронить что-то, чтобы посмотреть, что произойдет, прыгнуть в лужу так же, как это сделал другой ребенок, ощупать попавшийся под руку предмет.
  3. Восприятие речи. Первый раз ребенок слышит голоса окружающих людей еще до рождения и, родившись, уже умеет отличать голос матери от остальных . Уже в первые дни жизни дети показывают способность отличать одни звуки голоса от других, понимать эмоции.
  4. Ребенок в первые месяцы жизни наиболее часто взаимодействует с окружающими при помощи крика, плача, а позднее учится выражать эмоции при помощи мимики, использовать жесты (например, может указать на что-то пальцем), запоминает первые слова и учится их использовать.

Вторая: от двух до семи лет

Чаще всего именно в этом возрасте ребенок попадает в детские учебные учреждения, совершенствует свои социальные навыки при общении со взрослыми и сверстниками, получает знания вне дома.

Основные аспекты периода:

  1. Дети учатся общаться с другими людьми, выстраивают первые социальные связи (приятельство, дружба).
  2. Особенности коммуникации. Дошкольник, знакомясь с чем-либо, давая оценку событиям, принимая решения, руководствуется преимущественно своим личным опытом. Эта особенность называется эгоцентрическим мышлением. Ему сложно смотреть на ситуацию с разных сторон, ставить себя на чужое место. Пример: ребенок при перечислении членов своей семьи не включает в этот список себя, так как воспринимает все исключительно со своей точки зрения, а в собственном восприятии он себя со стороны не видит.
  3. Дети очень любопытны, им интересно знать все об окружающем мире, поэтому они задают огромное количество вопросов взрослым. Этот этап в жизни ребенка в повседневной жизни часто называют возрастом «почемучки».
  4. Анимизм. Ребенок одушевляет неодушевленные объекты, например, считает плюшевую собачку живой и может употреблять в ее отношении фразы «ей больно, она плачет», если она упадет.

Что такое когнитивная сфера личности? Понятие вы найдете на нашем сайте.

Третья: от семи до одиннадцати лет

На этом этапе дети начинают постепенно использовать логику при анализе различных ситуаций.

Основные аспекты периода:

  1. Ребенок способен смотреть на разные вещи с разных сторон, может моделировать ситуации и их исходы в голове. Например: если он получил двойку, то может начать придумывать, что сказать, чтобы родители отреагировали на это мягко.
  2. Возникают способности к дедуктивному мышлению, но упрощенные: например, если есть визуальные ориентиры — Максим ниже Светы, Света ниже Саши, соответственно, Саша выше Максима.
  3. Появляется умение осмысливать такие понятия, как вес, объем, пространство, время и другие. Пример: ребенок способен планировать свое время, осознавать, как скоро произойдет то или иное событие.

Социально-когнитивное развитие ребенка. Лекция в этом видео:

Что такое когнитивный диссонанс? Ответ узнайте прямо сейчас.

Упражнения для разных возрастов

Существуют определенные упражнения, ускоряющие скорость развития у людей, относящихся к разным возрастным группам, улучшающие память и другие когнитивные функции:

  1. Школьники. Мозг детей и подростков пластичен, поэтому в этом возрасте можно наиболее быстро усвоить множество различной информации. Положительно на когнитивное развитие в этом возрасте влияет игра на музыкальных инструментах, изучение новых языков, чтение, различные логические игры, включая шахматы, шашки, некоторые компьютерные игры, к примеру, приключенческие квесты, где необходимо логически взаимодействовать с предметами и людьми для прохождения.
  2. Взрослые люди. Первые сбои в когнитивных функциях наблюдаются у большинства людей после двадцати-тридцати лет. Отчасти это связано с тем, что взрослые люди все больше используют привычные схемы и не меняют ничего. Чтобы поддерживать мозг в порядке, полезно изучать языки, использовать нестандартный подход в разных ситуациях (простой пример: можно использовать разные пути, чтобы добраться на работу), смотреть фильмы в непривычных жанрах, играть в логические игры, находить новые увлечения.
  3. Пожилые люди. В этом возрасте наиболее важно не достичь деградации и сохранить все когнитивные функции, так как мозг у пожилых функционирует все хуже и хуже, повышается риск возникновения болезни Альцгеймера. Чтобы сохранить функции, полезно лепить из пластилина, вести дневник, слушать и исполнять музыкальные произведения, заучивать стихотворения, играть в логические настольные игры, читать.

Если регулярно нагружать мозг тренировками, развиваться в разных направлениях, осваивать новые навыки, заниматься творчеством, когнитивные функции не ослабнут, а жизнь будет интереснее и ярче.

Как тренировать мозг? Память? Мышление? Татьяна Владимировна Черниговская расскажет в этом видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/kognitivnoe-razvitie-eto.html

Теория когнитивного развития Жана Пиаже: особенности

Теория когнитивного развития

Когнитивное развитие, как и физическое становление, играет огромную роль в жизни ребенка. Ведь под ним подразумевается развитие таких важных мыслительных процессов, как восприятие, память, логика, решение задач и воображение. Поэтому ему уделяется так много внимания.

Становление интеллектуальных способностей заинтересовался также швейцарский философ и психолог Жан Пиаже. Он и разработал теорию когнитивного развития. По ней, человек развивается, проходя через определенные стадии.

О том, что же представляет эта концепция и какие именно стадии развития проходит ребенок, Вам расскажет Интернет-издание estet-portal.com.

1. Теория когнитивного развития Пиаже: что это такое
2. Период от рождения до 2-х лет: развитие сенсомоторного интеллекта
3. Период от 2 до 7 лет: дооперационные представления
4. Период от 7 до 11 лет – развитие конкретных операций
5. Период когнитивного развития от 11 до 15 лет: формальные операции

Теория когнитивного развития Пиаже: что это такое

В концепции швейцарского психолога речь идет о развитии мыслительных процессов. Эта теория считается конструктивистской, поскольку по утверждению ее автора, человек сам может создавать когнитивные способности и развивать их, выполняя определенные действия при взаимодействии с окружающей средой.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже послужила источником для некоторых понятий, которые в дальнейшем начали активно фигурировать в психологии развития. Также концепция внесла огромную лепту в педагогическую психологию.

Для того чтобы ее понимать, не нужно особо напрягать мозги. По мнению легендарного физика-теоретика Альберта Эйнштейна, она очень простая.

Согласно теории, ребенок в своей жизни проходит четыре стадии развития, начиная с его рождения и заканчивая пятнадцатилетним возрастом.

Ниже мы с Вами рассмотрим основные стадии развития ребенка подробнее.

Этот возраст отличается тем, что малыш начинает взаимодействовать с окружающим миром посредством движений и восприятия. Несмотря на то, что кроха может контактировать с определенными предметами, у него еще не развита способность воображения и взаимодействия с символами.

Для лучшего понимания этого периода давайте рассмотрим основные его 6 стадий:

1. От рождения до 1 месяца – ребенок обладает только врожденными рефлексами: он сосет пальчик, ищет материнскую грудь, вытягивает губки вперед, хватает ручками и крепко держит в кулачке мамины волосы, погремушку, кусок одежды и так далее.

2. От 1 до 4 месяцев – в этот период рефлексы изменяются и координируются на основании полученного опыта.

3. От 4 до 8 месяцев – случайные движения, производимые ранее посредством постоянного повторения, закрепляются. Ребенок активно воздействует с внешними предметами.

В период с 1 до 4 месяцев малыш приобретает свои первые навыки. Он начинает удерживать голову в положении лежа на животе, воспринимать окружающий мир через зрение и звуки, агукать, а также переворачиваться с живота на спину и наоборот.

4. От 8 месяцев до 1 года – в этом возрасте малыш начинает делать заранее обдуманные действия. Он их координирует и объединяет. К примеру, если кроха хочет взять игрушку, которая находится за большой книгой, он сперва убирает последнюю, чтобы заполучить желаемый предмет.

5. От 1 до 1,5 летдействия малыша становятся разными. В этот период он экспериментирует, а также ищет новые действия и средства.

6. От 1,5 до 2-х лет – к экспериментированию подключаются мыслительные действия.

В этот период когнитивного развития на место сенсомоторных функций приходит работа с представлениями. Малыш начинает отличать обозначение от обозначаемого и использует это. Кроме того, дети в этом возрасте могут сосредотачиваться на чем-то одном, на том, что бросается им в глаза. При этом они игнорируют другие предметы.

А еще у детей наблюдается развитый эгоцентризм. Они не могут рассматривать свою точку зрения с разных сторон и даже не пытаются обосновывать свои суждения, искать противоречия и избавляться от них. В этом возрасте малыши не думают о своих мыслях. К тому же, в этот период дети познают объекты и явления через игру.

Период от 7 до 11 лет – развитие конкретных операций

Это новый уровень когнитивного развития. Ведь в этот период появляется больше возможностей, чем обычное ассоциативное объединение.

Ребенок умеет не только выполнять определенные действия, но и логически мыслить и анализировать. Он объединяет свои действия и координирует их, создавая целые системы. Маленький человечек берет определенные предметы, распределяет их по группам и квалифицирует их исходя из нескольких признаков.

Несмотря на то, что в этот период ребенок уже может логически мыслить, абстрактные и гипотетические понятия он не осиливает.

В этом возрастном промежутке ребенок учится мыслить уже по-другому. Он думает гипотетически, анализирует абстрактные идеи, а также обладает способностью к дедуктивным рассуждениям.

Одним словом, ребенок, сталкиваясь с определенной ситуацией или задачей, выдвигает несколько гипотез и проверяет их, а после получения обратной связи заключает окончательный вывод.

Дети младшего возраста для решения определенной задачи или вопроса используют несколько комбинаций. В то же время ребенок, находящийся в периоде формальных операций, систематически перебирает комбинации. А если малыш одаренный, он может делать это и раньше.

Если Вы будете знать все эти периоды когнитивного развития по теории Пиаже, их особенности и сопоставление с возрастом, перед Вами наверняка появиться ответ на вопрос: «Как помочь своему ребенку в развитии его интеллектуальных способностей и переходе с одной стадии на другую?».

Также Вы можете использовать различные развивающие игры: мягкие кубики с буквами, мозаику, пазлы и так далее. Они стимулируют малыша к приобретению новых навыков и хорошо прокачивают мозг. Но подбирать их нужно обязательно исходя из возраста Вашего чада.

Единственный ребенок в семье: как правильно воспитать

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

Источник: https://estet-portal.com/statyi/kognitivnoe-razvitie-rebenka-teoriya-piazhe

ovdmitjb

Add comment