Irvuz

Теория доминанты

Принцип доминанты по А.А. Ухтомскому – Психологос

Теория доминанты

Автор – © И.Л. Викентьев, 1991 г.

С сайта Экспертные системы «ТРИЗ-ШАНС»

До 80% французских телезрителей не высыпаются, ибо не могут найти силы выключить телевизор до конца телепередачи.

Отдел писем телестудии завален посланиями: «Из-за этой дряни вы заставили нас сидеть до полуночи!», «Сделайте хоть перерыв для ужина!», «Ваша отвратительная передача отняла столько времени, а у меня масса срочной работы».

Казалось бы: передачу смотрят взрослые люди и нет ничего проще взять и повернуть ручку переключателя. Но что-то им помешало сделать это…

А вот пример более положительный: «Если вы представите себе человека, – рассказывала жена известного изобретателя Томаса Эдисона, – живущего в состоянии непрерывного возбуждения, не видящего ничего, что не связано непосредственно с решаемой задачей, то вы будете иметь точное представление об Эдисоне во время работы».

Пора из столь противоположных примеров сделать вывод. Он хорошо известен психофизиологам: деятельность человека во многом определяется доминантой – устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и/или подкорке головного мозга. Это и есть таинственное «что-то».

Доминантный очаг способен стягивать внешние раздражители (подобно тому, как откликается на любой толчок больной зуб или палец).

Оценим: каждый нормальный человек все время – даже во сне – думает. Но о чем? Где новые мысли? Увы, их часто нет: из-за доминантных очагов мысли редко сбиваются со своего круга… Хотя, казалось бы, каждый волен думать, что хочет, он не всегда волен решить, что ему хотеть…

Недаром Бернард Шоу писал: «Не многие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю…

» Да, застойный очаг, с одной стороны, физиологическая основа вредных стереотипов, инерции мышления (вспомним пример с французскими телезрителями), а с другой – основа творческого «осенения», «озарения».

Отсюда столь популярные в творческой среде истории про «озарения» – ванну Архимеда, яблоко Ньютона, чайник Уатта, пасьянс Менделеева. Из-за стягивания внешних раздражителей и постоянной подпитки ими доминанты даже случайное впечатление может вызвать в воспаленном мозгу искомое решение. А может – и ложный вывод.

Наиболее полно и последовательно исследовал механизм доминанты Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942 г.г.).

«Сравните ваши переживания, когда вы встречаете вновь в вашей памяти давно знакомый вам образ конуса.

Вы знаете, что, кроме известных вам геометрических свойств, в нем не найдете ничего нового, и, использовав его для данного момента, вы откладываете его в склады памяти без всяких перемен.

Конус для вас, так сказать, решенный интеграл, успокоенный, зафиксированный, навсегда однозначный препарат, лишенный всего «субъективного».

Сравните, с другой стороны, ваши переживания, когда после разлуки вы встречаете старого друга.

Все прежние волнения переживаются вновь, жадно избираются новые впечатления, и, когда прежний друг уходит опять, вас удивляет, как образ его переинтегрировался для вас, – от того ли, что вы сами изменились, от того ли, что он оказался теперь не тем, что вы о нем думали. Друг остался для вас волнующим мучительным образом, наполненным «субъективными» оценками.

Старая доминанта возобновляется или для того, чтобы при новых данных обойтись при помощи старого опыта или для того чтобы по новым данным переинтегрировать старый опыт».Ухтомский А. А., «Доминанта и интегральный образ», 1924

Как возникает доминанта? В своем развитии она проходит три стадии.

Первая стадия

Доминанта возникает под влиянием внутренней секреции (например, полового созревания) и внешних раздражителей. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые разнообразные раздражители.

Вспомним, как видит Андрей Болконский Наташу Ростову на первом балу в Петербурге: «Он любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говореным речам, а к ее внутреннему счастью…

вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем, – и еще многое, многое сказала эта улыбка».

Вторая стадия

Это стадия образования условного рефлекса по И.П. Павлову, когда из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выделяет группу, которая для нее особенно «интересна», – идет выборка раздражителя для данной доминанты… «… князь с бережливо-нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что-то.

Она, подняв голову, разрумянившись и, видимо, стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого-то внутреннего, прежде потушенного огня опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такой же, какой она была на бале».

Отметим: на балу раньше Наташа возбуждена, красива и счастлива для всех; теперь она хороша, и возбуждена, и счастлива для одного князя Андрея; доминанта нашла своего адекватного раздражителя.

Третья стадия

Между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь так, что раздражитель будет вызывать и подкреплять ее.

Внешняя среда целиком поделилась на отдельные предметы, лишь части из которых отвечает определенная доминанта.

И уже даже не сам князь Андрей, а лишь его имя тотчас вызывает в Наташе ту, единственную среди прочих, доминанту, которая некогда создала для Наташи князя Андрея.

Перечислим основные свойства доминантного очага, установленные А.А. Ухтомским:

  • повышенная возбудимость,
  • инерция во времени (доминанта существует, хотя раздражение великовато) и, самое главное,
  • способность суммировать внешние раздражители, «само-подпитываться ими».

Ухтомский А.А. Доминанта, «Наука», М.-Л., 1966 г.

Пример

Вот отрывок из письма девушки психотерапевту: «Больше всего меня расстраивают уши, я их ненавижу за форму и величину. Все время о них думаю. Даже мерещится постоянно что-то об ушах – моих, конечно. Слушаю, допустим, песню Высоцкого «Спасите наши души», воспринимаю как «Спасите мои уши».

Я уже несколько раз обращалась к косметологам, но те утверждают одно и то же: дескать, уши абсолютно нормальные, и нечего дурака валять. А не нравится – обратись к психиатру, он тебе живо мозги на место поставит. В общем, нигде ни сочувствия, ни утешения.

Поначалу я думала, что все косметологи, у которых я консультировалась, сговорились: никто не хотел меня всерьез выслушать, а потом поняла, что никакого сговора нет».

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра, М.: Просвещение, 1988, стр.172.

Принцип доминанты – принцип функционирования организма, и, оказывается, никаких перегородок между инерцией мышления, обыденным и творческим мышлением нет.

«Не входить в споры и прения потому, что, если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, – она будет ими только питаться и подкрепляться. Это оттого, что доминанта всегда самооправдывается, и логика – слуга ее», – писал А.А. Ухтомский.

Вспомним самооправдание: «Поначалу я думала, что все косметологи, у которых я консультировалась, сговорились…

» «А трагизм в том, – продолжает Ухтомский, – что человек сам активно подтверждает и укрепляет в других то, что ему в них кажется: а кажется в других то, что носишь в себе самом. Проходит мимо Красота и Чистота, а люди усматривают грязь, ибо носят грязь в себе.

Вот – возмездие! И выход тут один: систематическое недоверие к себе, своим оценкам и своему пониманию, готовность преодолеть себя ради другого, готовность отбросить свое ради другого».

Что же советует А.А. Ухтомский?

Во-первых, иметь много доминант (вспомним освежающий эффект от новых поездок и встреч). Во-вторых, пытаться осознать свои доминанты – быть не их жертвой, а командиром.

(Вероятно, на подобном механизме осознания подкорковых доминант основан эффект психологических бесед по методу Зигмунда Фрейда). В-третьих, подпитывать свои доминанты, связанные с творческим процессом.

Например, неоднократно отмечалось стимулирующее влияние (подпитка) доминанты с помощью ходьбы или музыки. Так, любили на ходу обдумывать свои проблемы Жан Жак Руссо, В. Гёте, П.И. Чайковский, В.И. Ленин и др.

(К сожалению, выдающийся русский физиолог А.А. Ухтомский, принадлежащий скорее к школе И.М. Сеченова, чем являвшийся последователем И.П. Павлова, очень мало известен в среде педагогов и психологов).

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/princip-dominanty-po-a.a.-uhtomskomu

Принцип доминанты по А.А. Ухтомскому

Теория доминанты

Автор – © И.Л. Викентьев, 1991 г.

С сайта Экспертные системы «ТРИЗ-ШАНС»

До 80% французских телезрителей не высыпаются, ибо не могут найти силы выключить телевизор до конца телепередачи.

Отдел писем телестудии завален посланиями: «Из-за этой дряни вы заставили нас сидеть до полуночи!», «Сделайте хоть перерыв для ужина!», «Ваша отвратительная передача отняла столько времени, а у меня масса срочной работы».

Казалось бы: передачу смотрят взрослые люди и нет ничего проще взять и повернуть ручку переключателя. Но что-то им помешало сделать это…

А вот пример более положительный: «Если вы представите себе человека, – рассказывала жена известного изобретателя Томаса Эдисона, – живущего в состоянии непрерывного возбуждения, не видящего ничего, что не связано непосредственно с решаемой задачей, то вы будете иметь точное представление об Эдисоне во время работы».

Пора из столь противоположных примеров сделать вывод. Он хорошо известен психофизиологам: деятельность человека во многом определяется доминантой – устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и/или подкорке головного мозга. Это и есть таинственное «что-то».

Доминантный очаг способен стягивать внешние раздражители (подобно тому, как откликается на любой толчок больной зуб или палец).

Оценим: каждый нормальный человек все время – даже во сне – думает. Но о чем? Где новые мысли? Увы, их часто нет: из-за доминантных очагов мысли редко сбиваются со своего круга… Хотя, казалось бы, каждый волен думать, что хочет, он не всегда волен решить, что ему хотеть…

Недаром Бернард Шоу писал: «Не многие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю…

» Да, застойный очаг, с одной стороны, физиологическая основа вредных стереотипов, инерции мышления (вспомним пример с французскими телезрителями), а с другой – основа творческого «осенения», «озарения».

Отсюда столь популярные в творческой среде истории про «озарения» – ванну Архимеда, яблоко Ньютона, чайник Уатта, пасьянс Менделеева. Из-за стягивания внешних раздражителей и постоянной подпитки ими доминанты даже случайное впечатление может вызвать в воспаленном мозгу искомое решение. А может – и ложный вывод.

Наиболее полно и последовательно исследовал механизм доминанты Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942 г.г.).

«Сравните ваши переживания, когда вы встречаете вновь в вашей памяти давно знакомый вам образ конуса.

Вы знаете, что, кроме известных вам геометрических свойств, в нем не найдете ничего нового, и, использовав его для данного момента, вы откладываете его в склады памяти без всяких перемен.

Конус для вас, так сказать, решенный интеграл, успокоенный, зафиксированный, навсегда однозначный препарат, лишенный всего «субъективного».

Сравните, с другой стороны, ваши переживания, когда после разлуки вы встречаете старого друга.

Все прежние волнения переживаются вновь, жадно избираются новые впечатления, и, когда прежний друг уходит опять, вас удивляет, как образ его переинтегрировался для вас, – от того ли, что вы сами изменились, от того ли, что он оказался теперь не тем, что вы о нем думали. Друг остался для вас волнующим мучительным образом, наполненным «субъективными» оценками.

Старая доминанта возобновляется или для того, чтобы при новых данных обойтись при помощи старого опыта или для того чтобы по новым данным переинтегрировать старый опыт».Ухтомский А. А., «Доминанта и интегральный образ», 1924

Как возникает доминанта? В своем развитии она проходит три стадии.

Ухтомский А. А. «Доминанта»

Теория доминанты

Русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский ввел в научный обиход понятие доминанты в самом начале ХХ века (10-е годы). Сегодня в ситуации междисциплинарного взаимодействия это учение принимается как психологами, так и физиологами, биологами, неврологами. А. А.

Ухтомский хотел найти новую схему физиологических процессов, которые объясняли бы идею развития организма, описание его направленного активного поведения и способы волевого регулирования этих процессов человеком (ведь доминанта присуща всем живым организмам, но лишь человек может взять ее под контроль). Учитывая эпоху торжества разума, наступившую в России в 20-е годы, моду на все механистическое и рационально управляемое, эти идеи Ухтомского возникли вполне уместно. Остается сожалеть, что в педагогике и психологии того времени они не нашли своего адекватного применения.

Проявление доминанты

Это физиологический процесс, связанный с естественными отправлениями организма. Вначале активизируются внутренние процессы (например, позывы к мочеиспусканию, пубертатный период и т. п.), которые вступают во взаимодействие с внешними объектами, воспринимаемыми как потенциальное средство достижения цели.

Из всей совокупности возможных действий доминанта делает акцент на чем-то одном, наиболее актуальном в данный момент (в связи с возникшей потребностью или концентрацией внутренних ощущений в той или иной области).

Происходит выбор раздражителя, «интересного» и значимого для возникшей доминанты (потому что цель ее – разрешиться естественным путем). Раздражитель обеспечивает постоянное подкрепление, внешние объекты делятся на актуальные раздражители и все прочее.

То есть, реакция обеспечена не только внешним влиянием, но и актуальным состоянием организма, которое, в свою очередь, «запрограммировано» совокупностью предшествующих привычных реакций и сложившихся доминант.

По А. А. Ухтомскому, главными характеристиками очага доминанты выступают следующие: активизация возбудимости, тенденция к самосохранению на протяжении определенного периода, «сбор» внешних раздражителей.

По сути, доминанта является универсальным образованием, которое объединяет не только физиологические процессы, но и мышление, и восприятие. «Не входить в споры и прения потому, что, если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, – она будет ими только питаться и подкрепляться.

Это оттого, что доминанта всегда самооправдывается, и логика – слуга ее», – отмечает А. А. Ухтомский.

К примеру, если подросток влюблен, то это происходит во многом благодаря периоду полового созревания, когда есть психическая и физиологическая готовность к влюбленности, а потом появляется некий объект, на которого проецируется актуальное состояние со всеми его атрибутами.

И если убеждать пылкого юношу, что девушка его недостойна, приводить аргументы против возникшего чувства, проявится совершенно противоположный эффект. Об этом – вся литературная классика, начиная с шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта».

Природа доминанты толкает человека на поиск и многократное ее подтверждение (подкрепление) – формируется совершенно определенный угол зрения на происходящее. Подкреплением выступают как позитивные, так и негативные интеракции.

Как справляться с авторитарной властью доминанты?

Сам А. А.

Ухтомский, будучи твердо убежденным в бесполезности прямолинейной «борьбы» с доминантой, считал, что одним из возможных путей разрешения ситуации может стать расширение диапазона доминант (смена впечатлений, расширение восприятия, внедрение нового раздражителя по принципу «клин клином вышибают»). Так, если ребенок хнычет и просит в магазине игрушку, эффективным приемом станет переключение внимания на что-то другое – яркое, необычное или неожиданное.

Важное условие, помогающее справиться с авторитарным началом доминанты, – отслеживание и осознание ее с использованием приема «отстранения». Можно встать словно бы над собственной жизнью и осмыслить, что же движет мыслями, решениями, поступками – изучить свою доминанту.

Подкреплять регулярно креативные, творческие доминанты, способствующие росту и самореализации личности. Известно, что «подпиткой» творческого процесса Оноре де Бальзака был таз с горячей водой: он опускал туда ноги и принимался писать свои романы. В. Маяковский и А.

Белый «вышагивали» и «вытанцовывали» некоторые свои произведения.

Доминанту невозможно устранить, коль скоро она возникла, однако скорректировать, направить и смягчить – вполне возможно. Важно понимать, что она резко слабеет, когда происходит ее разрешение. На этом построен механизм, названный З. Фрейдом сублимацией – смена вектора, «перевод стрелок», чтобы ослабить физиологическую и психическую напряженность.

Довольно эффективным средством является «торможение» доминанты за счет выработки новой.

Например, во многих техниках десенсибилизации используется этот принцип: начинающему вегетарианцу, чтобы освободиться от желания вкусить мясо, часто рекомендуют посмотреть на аппетитно пахнущее блюдо, как на окровавленную тушу в недавнем прошлом, представить глаза животного, воспринять мясо на тарелке, как груду костей и мышц, в которых еще недавно была жизнь. Техника действительно очень эффективна.

Однако важно учитывать: при других одинаковых равных условиях, создание новой доминанты, ослабляющей предыдущую, лучше делать путем мышечного напряжения, через физиологию. Помните, как герой А. Челентано активно рубил дрова в фильме «Укрощение строптивой», чтобы дать разрядку сексуальному напряжению? Не будем забывать, что А. А. Ухтомский исследовал, прежде всего, физиологию организма.

С этой точки зрения невроз выступает патологической доминантой, и тогда его эффективно ослаблять тоже через физические активные действия. Поэтому так популярны сейчас занятия йогой, фитнесом, бегом – мышечное напряжение нейтрализует мощь доминанты, производит естественное переключение организма.

Доминанта в мировой культуре

Если механизм доминанты работает на уровне отдельно взятого человека (организма), то вполне логично предположить, что эти законы работают и на макроуровне. Это подтверждается многочисленными совпадениями в культурах, которые лишены тесного взаимодействия.

Одним из мощных общекультурных механизмов является ритуал (обряд инициации, посвящения).

Это могут быть испытания для юноши, будущего мужчины, подготовка девушки к семейной жизни, аскетическое отречение от мира шамана или жреца, постриг в монастыре – все, что угодно, любое испытание, проверка на прочность, которые нередко связаны и с влиянием на физиологические процессы. И тогда отсутствие инициации замедляет развитие личности, оставляя ее во власти прежних доминант, которые могут не соответствовать реальным задачам, целям и даже возрасту человека и целой нации.

Литература:

  • 1. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939. — СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
  • 2. Зуева Е. Ю., Ефимов Г. Б. Принцип доминанты Ухтомского как подход к описанию живого: [рус.] // Препринты ИПМ им. М. В. Келдыша. — 2010. — № 14.

Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Скачать в DOC Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/biblio/scientific/neurophysiology/369-ukhtomskij-a-a-dominanta

ovdmitjb

Add comment