Irvuz

Теория деструктивности Э. Фромма

Курсовая работа: Теория деструктивности Э. Фромма

Теория деструктивности Э. Фромма

Введение

1. Теория деструктивности Э. Фромма

2. Злокачественная агрессия и причины ее проявления

3. Доброкачественная агрессия и причины ее проявления

Возможно вы искали – Реферат: Теория и практика спора

Заключение

Список использованных источников

Введение

Загадку истоков агрессивности, жестокости и кровожадности человечество пыталось разгадать на протяжении тысячелетий. Именно с этими явлениями традиционно ассоциируется преступность в общественном сознании.

В них причины неисчислимых людских бед, страданий и трагедий. В XX в. значительный шаг вперед в решении этой проблемы сделал немецкий ученый Эрих Фромм (1900-1980гг.).

Он является ярким представителем неофрейдизма, попытался в своих работах соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма.

Каждая книга, вышедшая из под пера этого автора, становилась значительным явлением научной жизни. Среди наиболее крупных его трудов “Бегство от свободы” (1941), “Здоровое общество” (1955), “Образ человека у Маркса” (1961), “Душа человека” (1964), “Анатомия человеческой деструктивности” (1973), “Иметь или быть” (1976).

Особенностью научного подхода Фромма является то, что свои идеи он подкреплял данными большого числа наук: нейрофизиологии, палеонтологии, антропологии, зоопсихологии, и, тем самым, выходил за границы психоаналитического метода.

Похожий материал – Реферат: Теория идей Платона

В данной курсовой работе будет рассмотрен труд Э. Фромма “Анатомия человеческой деструктивности”. Я постараюсь, основываясь на анализе изучения его работы и специальной литературы, изложить вкратце суть его теории.

Целью настоящей работы является исследование и изучение теории деструктивности Фромма, основных понятий, видов агрессии и причин их проявления.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть содержание теории Эриха Фромма.

2. Определить понятие деструктивности и агрессии.

Очень интересно – Реферат: Философия Ницше

3. Охарактеризовать основные виды агрессии.

4. Раскрыть особенности причин проявления агрессии.

Указанные вопросы изучаются в курсовой работе на основе анализа книги “Анатомия человеческой деструктивности” и иной литературы. При рассмотрении данной темы используются методы научного познания: социологический, статистический, сравнительный анализ и другие.

Курсовая работа состоит из плана, введения, основной части, состоящей из трех пунктов, заключения и списка использованных источников.

1. Теория деструктивности Э. Фромма

На протяжении всей творческой жизни Фромма привлекала тема антропологических оснований зла.

Подобно мыслителям прошлого, он видел в зле одно из неустранимых проявлений самой жизни, в которой, наряду с совершенством и гармонией, всегда присутствуют проявления несовершенства и дисгармонии.

Принимая метафизические и этические предпосылки классической философии в объяснении истоков зла, Фромм, однако, предпочел идти своим путем, исследуя антропологические, психические и социально-психологические истоки деструктивных форм социального поведения людей.

Вам будет интересно – Реферат: Теория истины

Книга “Анатомия человеческой деструктивности”, опубликованная, когда автору было уже за семьдесят, стала своеобразным итогом научного творчества выдающегося исследователя. Как признается автор, материал для этого издания он собирал более сорока лет.

Сопереживание человечеству подвигло ученого взяться за решение столь сложной проблемы: “Я занялся изучением агрессии и деструктивности не только потому, что они являются одними из наиболее важных теоретических проблем психоанализа, но и потому еще, что волна деструктивности, захлестнувшая сегодня весь мир, дает основание думать, что подобное исследование будет иметь серьезную практическую значимость”. В фундаментальном труде “Анатомия человеческой деструктивности” Фромму удалось провести глубокое исследование проблем агрессивности.

Более полувека Фромм находился под сильным влиянием идей 3. Фрейда. Однако в 50-х он начинает переосмысливать многие положения фрейдизма, в том числе одно из краеугольных – о биологической, инстинктивной сущности человеческой агрессивности.

Исследователь приходит к выводу, что основоположник психоанализа не столько прояснил, сколько завуалировал феномен агрессии, распространив это понятие на совершенно разные типы агрессии, и таким образом свел все эти типы к одному-единственному инстинкту.

Поэтому фрейдовский физиологический принцип объяснения человеческих страстей Э. Фромм заменяет эволюционным социобиологическим принципом историзма. [1]

Исходной посылкой фроммовской теории деструктивности является положение о некорректности сравнения человека с животным. Э. Фромм далек от того, чтобы льстить современному человечеству: “Человек отличается от животных именно тем, что он убийца.

Это единственный представитель приматов, который без биологических и экономических причин мучит и убивает своих соплеменников и еще находит в этом удовольствие”. Ученый вынужден открыть человечеству нелицеприятную правду: “По мере цивилизационного прогресса степень деструктивности возрастает (а не наоборот).

На самом деле концепция врожденной деструктивности относится скорее к истории, чем к предыстории.

Ведь если бы человек был наделен только биологически приспособительной агрессией, которая роднит его с животными предками, то он был бы сравнительно миролюбивым существом; и если бы среди шимпанзе были психологи, то проблема агрессии вряд ли беспокоила бы их в такой мере, чтобы писать о ней целые книги”.

Э. Фромм достаточно убедительно критикует два крайних научных направления: инстинктивизм и бихевиоризм. По мнению исследователя, одинаково заблуждаются как те, кто видит истоки агрессивности лишь в биологических инстинктах, так и те, кто отрицает значимость этих инстинктов и интерпретирует человека как марионетку социальной среды.

Ученый считает, что агрессивность – достаточно сложный феномен, компоненты которого имеют разную генетическую природу и различную причинную обусловленность: “Если обозначать словом “агрессия” все “вредные” действия, т.е.

все действия, которые наносят ущерб и приводят к разрушению живого или неживого объекта (растения, животного и человека в том числе), то тогда, конечно, поиск причины утрачивает свой смысл, тогда безразличен характер импульса, в результате которого произошло это вредное действие.

Если назвать одним и тем же словом действия, направленные на разрушение, действия, предназначенные для защиты, и действия, осуществляемые с конструктивной целью, то, пожалуй, надо расстаться с надеждой выйти на понимание “причин”, лежащих в основе этих действий”. [2]

Дифференцируя исследуемый феномен, Э. Фромм выделяет поведение, связанное с обороной, ответной реакцией на угрозу. Это поведение он называет агрессией (или доброкачественной агрессией).

Механизм доброкачественной агрессии передается человеку генетически, у человека и у Диких зверей он практически аналогичен. Эту агрессию ученый называет доброкачественной потому, что смысл, сверхзадача, заложенная в нее природой, заключается в сохранении жизни.

Согласно наблюдениям биологов, данный вид агрессии достаточно редко ведет к уничтожению соперника, т.к ее главная функция в отпугивании нападающего.

Похожий материал – Реферат: Теория морали Канта

Вторая разновидность агрессии, проявляющаяся в формах немотивированной жестокости и деструктивности, называется у Фромма злокачественной. Сопровождающаяся стремлением к максимально возможному разрушительному эффекту, она отсутствует у животных и свойственна только человеку.

Злокачественная агрессия не способствует биологическому приспособлению, выживанию и продолжению рода и является, по сути, аномалией. Но, будучи аномальной, она, тем не менее, составляет важную особенность человеческой психики и характерологии.

Способная порождать чувство удовлетворения и даже удовольствия у тех, кто мучает или убивает, она представляет собой страсть как биосоциальный феномен, возникающий в результате взаимодействия человеческих потребностей с социальными условиями. [3]

Для обоснования своей концепции Э. Фромм использует обширную аргументацию из самых различных областей науки: нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии, антропологии.

К данным нейрофизиологии ученый прибегает для того, чтобы опровергнуть сложившееся под влиянием фрейдизма расхожее мнение, будто имеющийся у человека инстинкт агрессивности является, наряду с сексуальностью, главным, и попытки ограничить этот инстинкт с помощью культурных импульсов часто оказываются обреченными на неудачу (отсюда изобилие насильственных преступлений). Опираясь на исследования нейро-физиологов, Э. Фромм опровергает данное положение. Экспериментальные исследования особенностей функционирования различных зон мозга показывают, что как реакция на угрозу мозгом генерируются не только импульсы агрессивности, но и импульсы бегства. Существенным оказывается и то, что бегство является более распространенной формой реагирования на опасность (не считая тех случаев, когда возможность бегства исключена и животное вступает в бой ради выживания). “На уровне физиологии мозга оба импульса имеют совершенно одинаковую степень интеграции, и нет никаких оснований предполагать, что агрессивность является более естественной реакцией, чем бегство. Почему же исследователи инстинктов и влечений твердят об интенсивности врожденных рефлексов агрессивности и ни словом не упоминают о врожденном рефлексе бегства? '

Опираясь на данные нейрофизиологии, человека в одинаковой степени правомерно оценивать как агрессивное существо и как существо, уклоняющееся от конфликтов: “Если рассуждения этих “теоретиков” о рефлексе борьбы перенести на рефлекс бегства, то едва ли не придется констатировать следующее: “Человека ведет по жизни врожденный рефлекс бегства; он может попытаться взять его под контроль, но это даст лишь незначительный эффект, даже если он найдет способы для приглушения этой “жажды бегства”. Импульсы агрессивности преобладают над импульсами бегства у хищников. Однако к хищникам относятся лишь представители семейства кошек, гиен, волков и медведей. Ни человек, ни его предки, ни приматы вообще к хищникам не относятся. Палеонтологические исследования также не дают никаких оснований считать первобытного человека хищником.

Исследователи психологии животных констатируют весьма значимый научный факт: “Нет ни одного доказательства того, что у большинства млекопитающих якобы существует спонтанный агрессивный импульс, который накапливается и сдерживается до того момента, пока “подвернется” подходящий повод для разрядки”. ' “Человек – это единственная особь среди млекопитающих, способная к садизму и убийству в огромных масштабах”.

Источник: https://shpora.org/referats/180656-kursovaia-rabota-teoriia-destruktivnosti-e-fromma.html

Человеческая деструктивность по Эриху Фромму – что это такое

Теория деструктивности Э. Фромма

В человеческой природе сокрыто множество парадоксальных загадок. Одним из таких парадоксов является стремление человека к разрушению окружающего мира и самого себя – человеческая деструктивность. Парадоксально такое явление потому, что противоречит закону выживания и инстинкту самосохранения.

Что такое деструктивность

Почему человек, у которого есть все физические и интеллектуальные данные для того, чтобы творить и создавать нечто прекрасное, полезное и жизнеутверждающее, действует деструктивно?

Деструктивность как явление – это полное разрушение или нарушение нормальной структуры чего-либо, производимое личностью и направленное либо вовне (на других людей, предметы), либо на самого себя.

Деструктивность как свойство человеческой личности – это негативное отношение к себе и другим людям, проявляющееся в соответствующем разрушительном поведении.

Человеческую деструктивность также рассматривают как:

  • установку причинять вред себе или другим людям,
  • сознательное желание вредить ради получения удовольствия,
  • неадекватную и примитивную реакцию на препятствия и трудности, чаще всего вызванную страхом,
  • модель поведения, направленную на возвышение собственной личности за счет унижения или полного уничтожения других людей.

Деструктивность принято считать явлением патологическим. Садизм, вандализм, некрофилия, террор, войны, экоцид, наркомания, убийства и самоубийства – вот некоторые из тех деструктивных явлений, что наблюдаются в современном обществе.

Деструктивные действия вредят не только человеку, предмету или явлению, на которое они направлены, но и самому разрушителю. Например, такое деструктивное явление как месть не приносит счастья мстителю.

Хотя он надеется, что месть принесет облегчение, как правило, наоборот, достигая цели, чувствует себя еще хуже, количество негативных переживаний увеличивается.

Разрушая чью-то жизнь, мститель рушит свою и уничтожается все доброе в себе.

Негативные последствия деструктивности не заставляют себя долго ждать, и чаще всего проявляются в форме:

  • страданий разрушителя и его жертв,
  • деградации личности разрушителя,
  • возникновения у разрушителя физических и психических расстройств, заболеваний, негативных привычек, зависимостей,
  • ответной деструктивной реакции со стороны потерпевшего (что влечет за собой цепную реакцию и приводит к разрастанию конфликта),
  • распространения аморальности, беспринципности, безнравственности в обществе.

Человеческая деструктивность по Э. Фромму

Феномен человеческой деструктивности изучали такие психологи как А. Адлер, К.Г. Юнг, С. Шпильрейн, З. Фрейд, В. Райх и другие. В наше время наибольшую популярность и признание заслужила теория немецкого психолога, социолога, философа Э. Фромма, изложенная в его труде «Анатомия человеческой деструктивности» (1973г.).

Во второй половине прошлого века Э. Фромм отметил факт: чем менее развито общество, тем реже случаются в нем войны. Действительно, по мере исторического развития цивилизации, деструктивные тенденции в обществе все больше возрастают, хотя логично было бы предположить обратный процесс.

Человеку не нужно воевать, чтобы выжить, цивилизация предоставляет все блага, есть понимание того, что любой конфликт можно решить мирным путем, однако войны и оружие становятся все более и более изощренными и жестокими.

В цивилизованном обществе потребности человека относительно легко удовлетворить, не нужно никого убивать, чтобы выжить. Но человек, живущий в комфорте и достатке, все равно склонен к разрушению и саморазрушению.

Такую тенденцию Э. Фромм объяснял существованием двух видов деструктивности:

  1. Доброкачественная. Является оборонительной, служит психологической защитой и обеспечивает выживание в случае возникновения угрозы жизни. Как только угроза или опасность исчезают, стремление разрушать тоже пропадает.
  2. Злокачественная. Является необоснованной, не служит цели выживания и самозащиты. Деструктивное поведение, отличающееся особой, бессмысленной жестокостью, по мнению Э. Фромма, свойственная только людям.

Именно потому, что человеческая деструктивность злокачественна, человек способен не просто мучить и убивать себе подобных, но делать это без биологических и материальных причин, испытывая при этом удовольствие.

Получается, что человечество как вид бесчеловечно. Один человек, глядя на другого, скорее увидит в нем врага, а не друга, сородича, собрата, «своего» (какими люди являются друг для друга на самом деле), если он другой национальности, расы, по-другому одет, говорит, ведет себя и так далее.

Чужой человек воспринимает не как человек даже, а как другой биологический вид. Если люди не разовьют в себе «чувство родства», процесс самоуничтожения не остановится и человечество исчезнет без следа.

Как преодолеть разрушительные тенденции

Деструктивность свойственна каждому человеку, но для кого-то разрушительный тип поведения является преимущественным, а кто-то бывает агрессивен и зол только в неординарных, критических, стрессовых ситуациях.

Тенденции к саморазрушению и разрушению внешнего объекта часто обнаруживаются у подростков, психически нездоровых, агрессивных, имеющих различного рода зависимости людей, правонарушителей и преступников.

Полностью побороть стремление к разрушению невозможно, его можно только уменьшить, отыскав причины деструктивности поведения и поработав над их устранением.

Основными причинами человеческой деструктивности являются:

  • невозможность самореализоваться,
  • конформизм,
  • изолированность, одиночество,
  • нарциссизм,
  • неуверенность в себе, комплекс неполноценности,
  • ощущение собственной незначительности,
  • ощущение безразличия или презрения со стороны окружающих,
  • скука, пассивность,
  • депрессия.

Помочь себе побороть деструктивность можно воспользовавшись такими рекомендациями:

  • избавиться от страха показаться неполноценным, глупым, слабым, беззащитным человеком и прочих тревог;
  • развивать сочувствие, сопереживание, эмпатию, альтруизм;
  • научиться доверять себе, людям, течению жизни;
  • осознать, что повысить собственную значимость в глазах людей (и не нажить при этом врагов), можно развиваясь как личность и самосовершенствуясь, а не унижая других и разрушая их жизни;
  • периодически трансформировать накопившуюся агрессию, перенаправляя ее в конструктивное русло;
  • свободно заниматься творчеством, чтобы иметь возможность выражать себя и проявлять негативные переживания, не причиняя при этом никому вреда.

Преодолевая собственную деструктивность, можно помочь всему человечеству справиться с этой проблемой и перейти на новый, действительно цивилизованный и миролюбивый этап развития.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

(: 6, 5,00 из 5)
Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

Источник: https://ourmind.ru/chelovecheskaya-destruktivnost

ovdmitjb

Add comment