Irvuz

Теории восприятия

Персептивная система человекаТеории восприятия, свойства и физиология восприятия

Теории восприятия

Мы живем в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, и что бы мы ни воспринимали, мы на самом деле имеем дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами.

Отражения внешнего мира выходят за пределы одиночных ощущений, здесь требуется совместное участие органов чувств, происходит соединение отдельных ощущений в сложные комплексные системы.

В результате такого объединения изолированные ощущения становятся целостным восприятием окружающего.

Если вы думаете, что это объединение — это просто сумма отдельных ощущений, то вы глубоко ошибаетесь. В действительности восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее.

Восприятия и ощущения

Восприятия на основе ощущений, сводятся к простой механической сумме ощущений у животных. А в формировании восприятия сенсорной информации человеком, элементами являются ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, включая также память и мышление. Восприятия человека в отличие от комплексов ощущений животных включает понимание того, что воспринимается.

Восприятия, как и ощущения, это познавательные психические процессы. Благодаря этим психическим процессам к человеку поступает различного рода информация о происходящем, с чего и начинается познание мира. С младенческого возраста эти процессы дают человеку разнообразные сведения об окружающем его мире, причем, чем старше становится ребенок, тем больше он воспринимает.

Общей чертой ощущений и восприятий является их появление в момент непосредственного воздействия того или иного объекта на какой-либо анализатор (орган чувств). Но по своему содержанию эти два процесса различны.

Восприятие – психический процесс отражения предметов, внешним стимулом которого является сенсорная информация, получаемая при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека.

Характеристика восприятий

Восприятия могут быть полными и неполными, точными и ошибочными, глубокими и поверхностными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Это зависит от многих факторов: чувствительности органов ощущений, внимательности, способностей и умственного развития, от опыта и знаний, от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия.

Опытный в каком-либо деле человек, хорошо знающий свое дело, обладающий способностями, будет вникать в суть предметов и явлений, касающихся дела, которое его интересует, видеть в вещах и явлениях значительно больше, чем менее опытный, меньше знающий и менее способный.

Следовательно, к восприятиям человека надо готовить с детства и восприятиям надо обучать, развивая при этом необходимые способности, в этом может помочь пакет тренировочных тестов “Ягуар”. Надо объяснять, как смотреть и во что всматриваться, как слушать и к чему особенно внимательно прислушиваться, как и что ощущать и оценивать.

Но это не значит, что человек не получивший в детстве такого обучения должен ставить на себе крест, ничего подобного, человек в любом возрасте может заняться своим самосовершенствованием и может достигнуть хороших результатов. Было бы у него желание и необходимость. Следует только учитывать индивидуальные особенности каждого человека, потому что опыт, знания и способности у них различны, а значит, и воспринимать они будут различно.

Скорость восприятия

Скорость восприятия — это время наименьшего действия сенсорной информации, вызывающей практически точное ее восприятие. Скорость восприятия является важной особенностью индивидуальных различий между людьми.

Чем сложнее сенсорная информация, тем необходимо большее время для ее восприятия. Скорость восприятия можно увеличить путем упражнений и тренировок. Например, для восприятия показаний приборов опытному машинисту требуется несколько секунд, а ученику – несколько десятков секунд.

Скорость восприятия снижается в случае переутомления, заболевания, а также от чрезмерной напряженности. При помощи несложных тренировок можно увеличить скорость простой зрительно-моторной реакции, сложной зрительно моторной реакции и простой аудио-моторной реакции.

Зависимость восприятия от интересов

Зависимость восприятия от интересов можно показать на таком примере: девочка, готовясь приступить к самостоятельному приготовлению пирога, замечает в действиях матери значительно больше даже мелких движений, чем наблюдающая за действиями матери из простого любопытства.

Удачно выполненная трудная или сложная работа вызывает радостное возбуждение, обостряет все органы ощущений, делает их более восприимчивыми, причем, чем труднее и ответственнее была эта работа, тем выше способность к восприятию предстоящей следующей.

Теория Гибсона

Американский ученый Дж. Гибсон вывел теорию непосредственного восприятия, согласно которой нам кроме сенсорной информации больше ничего не нужно.

Для подтверждения своей теории он использовал, так называемую визуальную пропасть (под стеклянной поверхностью стола — глубокая и мелкая пропасть). Малыш не станет ползать над глубокой пропастью.

Гибсон это объяснял врожденным распознаванием признаков глубины и избегание опасности падения.

Другие теории

Другие ученые разработали теории, которые были альтернативны данной. Например, Р. Грегори считал, что образы восприятия — это конструкции из частично сенсорных данных и частично хранимых в памяти. По предположениям У. Найсера в процесс восприятия включены схемы, исследования и стимулы.

Схемы восприятия (внутренние репрезентации) направляют персептивное исследование на важные стимулы окружающей среды.

Грегори смог объяснить иллюзию Мюллера-Лайера,представляя левую линию как внутренний угол комнаты, а правую – как наружный угол здания, т.е. ребро на левом изображении удаляется от нас, поэтому линия кажется длиннее. Грегори считал, что в этой иллюзии нам мешает константность восприятия.

Еще одна альтернативная теория связана с попыткой моделирования когнитивных процессов человека на компьютере. Д. Марр пытался моделировать зрительное восприятие, но полного успеха не достиг, это говорит о том, что зрительное восприятие еще более сложно, чем предполагалось. Очевидно, все теории имеют право на существование, поясняя лишь часть всего сложного процесса восприятия.

Свойства восприятия

Какие можно выделить свойства восприятия: во-первых, предметность — это когда наглядный образ восприятия соотнесен с определенным предметом внешнего мира; во-вторых, целостность, которая складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений; и, наконец, относительная константность (т. е. постоянство).

Восприятие всегда целостно и предметно, что отличает его от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов. Например, увидев в дымке морской смутный силуэт корабля, мы обобщаем его в целостный образ корабля во всей его подлинной сути.

Результатом восприятия всегда является образ предмета, следовательно, оно предметно. Восприятие объединяет ощущения, идущие от анализаторов. Так, беря в руки какой-либо овощ на рынке человек, не только видит его, но и ощущает его вес, объем, гладкую или шероховатую кожицу, и все эти ощущения обобщаются в единый образ предмета.

Непосредственное познание дополняется прошлым опытом, поэтому оно всегда осмысленно и более или менее полно может быть выражено словами. Кроме того, восприятие всегда избирательно, т. е. более нужные детали целого всегда воспринимаются отчетливее, в этом проявляется активность человеческого сознания.

Избирательность восприятия зависит не только от объективных свойств предметов, которые воспринимаются, но и от субъективных условий, которые есть в самом воспринимающем человеке, в частности от его апперцепции.

Апперцепция — это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, от его опыта, интересов, направленности в целом. Опыт в каком-либо деле расширяет и углубляет знания, которые обеспечивают избирательность, всесторонность и полноту восприятий.

Опыт человек приобретает в результате практической деятельности, при этом у него развиваются все личные качества, необходимые для его успешности, обеспечивающие плодотворное течение психических процессов.

Физиология восприятия

Восприятие, как и ощущение — процесс рефлекторный. В его основе лежат условные рефлексы, временные нервные связи появляющиеся в коре головного мозга в результате воздействия предметов и явлений внешнего мира на рецепторы.

Физиологическая основа восприятия — комплексная деятельность системы анализаторов.

Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной деятельностью мозговых звеньев корковых отделов анализаторов, где происходит анализ и синтез комплексных раздражителей.

Анализ дает возможность выделить объект из общего фона и благодаря свойствам объекта восприятия объединить его в целостный образ.

При восприятии человек может видеть, слышать, ощущать, и весь комплекс действующей сенсорной информации вызывает у него возбуждение зрительных, слуховых, двигательных рецепторов. Это возбуждение передается в мозговые корковые центры. В результате образуются сложные системы временных нервных связей, определяющие целостность восприятия.

Базовые алгоритмы

Участки мозга, отвечающие за ту или иную когнитивную операцию (то есть за “базовые алгоритмы”), весьма четко локализованы в пространстве. При этом центры, отвечающие за зрительное восприятие, расположены в пространстве соответственно тем частям, за которые они отвечают.

Всякий предмет или явление воспринимается человеком в определенном соотношении частей. В некоторых случаях значимыми оказываются не столько сами составные части, сколько отношения, в которых они находятся между собой. Так, например, при восприятии песен, романсов, арий, они воспринимаются как знакомые, независимо от исполнителя, если верно сохранены гармонические отношения между звуками.

Виды нервных связей

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: в пределах одного анализатора и межанализаторные связи. Предыдущий пример как раз относится к первому виду, здесь мелодия является комплексным раздражителем, представляющим собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор.

Другой вид нервных связей — это связи в пределах разных анализаторов. Например, в акте зрения, человек воспринимает величину, удаленность предметов и т.д. и в это время его зрительные ощущения всегда связаны с мышечными.

Имея связи, образуемые между анализаторами, мы можем отражать такие свойства предметов и явлений, для которых нет специальных анализаторов — это величина предметов, удельный вес и др. Следовательно, в восприятии мы можем лучше познать мир, чем в ощущении.

Эксклюзивный материал сайта “www.effecton.ru – психологические тесты и коррекционные программы”. Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Источник: http://www.effecton.ru/160.html

Восприятие

Теории восприятия

Отражение предметов, ситуаций, явлений, которые возникают при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, получило название восприятие.

Восприятие связано с ощущением, но между ними есть и коренные различия. ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения. Суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира.

Но, реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм.

Человек живет в мире вещей, предметов, форм, живет в мире сложных ситуаций и все, чтобы он ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов, отражение которых выходит за пределы изолированных ощущений.

В результате совместной работы органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Синтез может протекать в пределах одной и нескольких модальностей, например, в апельсине фактически объединяются зрительные, осязательные, вкусовые ощущения.

Изолированные ощущения в результате такого объединения превращаются в целостное восприятие, от отражения отдельных признаков переходят к отражению целых предметов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на человека, т.е. целостное отображение предмета.

Получается, что восприятие включает в себя ощущение и на нем основывается. В процессе восприятия, помимо ощущений, задействован предыдущий опыт, т.е.

включаются психические процессы более высокого уровня – память, мышление, поэтому его часто называют перцептивной системой человека.

Существуют различные теории процесса распознавания образов. Основное внимание в этих теориях отводится вопросу воздействия внешних сил на органы чувств и, преобразование в осмысленные перцептивные образы.

Создается впечатление, что операции, связанные с распознаванием, просты и непосредственны, потому что человек опознает окружающие его предметы и события легко и быстро. Но, это не совсем так.

Пока заканчиваются неудачей попытки инженеров создать машины, которые были бы способны распознавать обычные для окружающей среды символы и звуки. Система восприятия самых примитивных животных по своим возможностям далеко опережает такие машины.

Восприятие, как показывают исследования психофизиологов, является очень сложным процессом и требует аналитико-синтетической работы.

Информация, которую человек получает из окружающего его мира, не есть результат простого раздражения органов чувств и доведение возбуждения до коры мозга.

В процесс восприятия включены двигательные компоненты – ощупывание предмета, проговаривание соответствующих звуков, движение глаз и др.

Наверное, правильнее всего восприятие обозначить как воспринимающую деятельность субъекта, результатом которой является целостное представление о предмете.

Целостное отражение предмета, в свою очередь, требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков – цвет, форма, вес, вкус – основных ведущих.

Можно предположить, что на данном этапе восприятия в формировании перцептивного образа участвует мышление.

Следующий этап восприятия требует объединения основных существенных признаков и сопоставления признаков с прежними знаниями о предмете, а это говорит об участии в процессе восприятия памяти. Если гипотеза о предполагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, то происходит узнавание предмета и его восприятие.

Восприятие знакомых человеку предметов и их узнавание происходит очень быстро. Скорость отражения или узнавания объекта реального мира определяется тем, насколько активно идет отражение этого объекта.

Значит, в восприятии большую роль играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, значит, в восприятии предмета реального мира будут задействованы внимание и желание, т.е. направленность.

Интересный предмет, как правило, воспринимается более активно, безразличный предмет можно и не заметить.

Вывод

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что восприятие является сложным и единым процессом, направленным на познание того, что в данный момент воздействует на человека.

Связанная картина реальности формируется благодаря факторам, влияющим на восприятие. К этим факторам относится:

  • Ограничения, связанные с органами чувств;
  • Состояние сознания;
  • Предшествующий опыт;
  • «Культурное моделирование».

В любой момент окружающая среда посылает тысячи сигналов, из числа которых можно уловить только небольшую их часть.

Фотография, сделанная в инфракрасных лучах, отражает совершенно другой образ окружающего.

У различных культур наблюдаются различия в восприятии мира, жизни, смерти и др. У каждого человека способ классификации воспринимаемого связан с предварительным жизненным опытом, Благодаря этому опыту и практике, мозг человека способен структурировать и организовывать элементы внешнего мира, чтобы придать им точное значение.

Теория ассоциативной психологии

Данная теория первая, основанная на научных наблюдениях, достигшая наибольшего влияния во второй половине XIX века. Представителями этой теории были немецкие ученые И. Мюллер (1826), Э. Мах (1865), Г. Гельмгольц (1867), Э. Геринг (1897), В. Вундт (1887), американский психолог Э.Б. Титченер (1898).

Все они придерживались общих взглядов на природу восприятия, несмотря на значительные различия в объяснении частных проблем. Они считали, что образ, который воспринимает человек, является сложным объединением первичных элементов сознания – ощущений. Само же ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, которое подверглось воздействию изолированного внешнего раздражителя.

Центральной проблемой для ассоциативной психологии была проблема восприятия пространства, трудность которой заключалась в определении первичных ощущений, из которых строится это восприятие и способов этого объединения.

Для объяснения одних субъективных данных ассоциативная теория привлекала другие, пытаясь вывести сознание из самого себя, в этом была их основная ошибка.

Раз восприятие является комплексом ощущений, считали структуралисты, то задача психолога в том, чтобы в своем субъективном опыте путем самонаблюдения найти элементарные ощущения, изолировать и описать их. Данный метод получил название аналитической интроспекции.

При такой постановке вопроса подлинные проблемы восприятия оставались вне поля психологического исследования.

В начале XX века ассоциативная психология восприятия утратила свое влияние, так и не сумев объяснить сколь-нибудь значительные проблемы восприятия.

Гештальт-теория

Согласно этой теории, гештальты – целостные формы, структурируют перцептивное восприятие и другие ментальные процессы. То, что происходит с элементами целого, отмечал М. Вертгеймер, определяется внутренними законами, присущими этому целому.

Представителями этой теории было собрано большое количество экспериментальных данных, которые позволили установить основные закономерности возникновения структур при восприятии.

В зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость элементы поля объединяются в структуру.

Перцептивные процессы гештальтпсихологии считали врожденными и объясняли их особенностями организации мозга на уровне коры. Новым вариантом физиологического идеализма, стало представление о том, что психические процессы отражают состояние мозга, а не внешний мир.

Гештальтпсихологи поставили такие важные проблемы, как восприятие отношений, природа целостности восприятия, физиологические модели перцептивных процессов, но решить их не смогли. Причина заключалась в том, что им свойственны были все основные недостатки ассоциативной психологии. Преодоление этих сложностей возможно только с позиций диалектического материализма.

Концепция Д. Гибсона

В концепции американского психолога Д. Гибсона восприятие трактуется как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Гибсон выступает против ассоцианистской теории восприятия.

Только организованные системы раздражителей содержат информацию о внешнем мире. По мнению ученого восприятие является активным процессом, потому что нет изначального изоморфизма между объектами внешнего мира и их восприятием.

Информационное богатство среды не дано организму непосредственно и, его надо добыть.

В теории восприятия Гибсона основное ударение сделано на то, что должно быть выделено в потоке стимуляции с целью наилучшего ориентирования в окружающей среде.

Вопрос, каким образом восприятие осуществляется, разработан слабо.

Слабая разработка этого центрального для понимания теории восприятия момента как раз объясняет тот факт, что в ней почти отсутствует анализ развития восприятия и не вскрыты причины этот процесс обуславливающие.

Теория восприятия Ж. Пиаже

Наиболее полно развитие восприятия представлено в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже (1961). Есть и другая возможность формирования восприятия, помимо изначальной его сформировнности.

Суть заключается в рассмотрении развития восприятия как постепенной организации деятельности по установлению отношений между отдельными деталями сенсорного поля. Как показывают экспериментальные данные, полученные сотрудниками Ж.

Пиаже, первые месяцы жизни ребенка еще не фиксируют подлинного восприятия предметов в пространстве. Ребенок не дифференцирует объекты и себя, не различает изменения вида предметов.

Формирование пространственного поля происходит в связи с координацией движений ребенка.

В теории восприятия Ж. Пиаже большое место отводится анализу различий между восприятием и интеллектом. Если при помощи интеллекта сравнить два объекта друг с другом, то ни сравниваемое, ни сравнивающее не деформируется самим процессом сравнения. Грубые и приблизительные сведения о предмете дают чисто перцептивные оценки.

Ошибки заключаются в законе относительных центраций – обращение внимания на какую-либо деталь объекта приводит к её переоценке. Для адекватного отражения объекта должны учитываться все его стороны, потому что при восприятии как вероятностном процессе всегда выделяются одни стороны в ущерб другим.

Путем привлечения моторной активности субъекта подобная децентрация возможна, и в результате восприятие становится целостным и стабильным.

Концепция Ж. Пиаже наиболее близка к представлениям советской психологии. Принципиальное различие заключается в понимании движущих сил перцептивного развития. Развитие у него является спонтанным адаптивным процессом, в советской же психологии развитие трактуется как активное усвоение общественно-исторического опыта.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vospriyatie/

ovdmitjb

Add comment