Irvuz

Теории социального интеллекта

Содержание

9 способов развить социальный интеллект и научиться манипулировать людьми — Офтоп на vc.ru

Теории социального интеллекта

В последнее время я стал замечать, что вокруг меня становится всё больше людей, у которых всё заметнее разница в развитии между «традиционным» интеллектом и «социальным» (или, если хотите, эмоциональным). Но обо всём по порядку.

В 1920 году американский психолог Эдвард Ли Торндайк ввёл термин «социальный интеллект», который описывает способность правильно понимать поведение людей. Данная способность, развитая человеком в результате эволюции, необходима для эффективного взаимодействия между представителями нашей расы и успешной социальной адаптации новых её членов.

В 1937 году другой американский психолог, Гордон Олпорт, автор «теории черт личности», связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. По его мнению, «социальный интеллект» — это особый дар, позволяющий нам приспосабливаться к социуму и облегчающий взаимоотношения с людьми.

Да простят меня дотошные психологи, но к социальному интеллекту, в контексте нашей современной жизни, я бы добавил и другой термин — «эмоциональный интеллект». Ведь выражение эмоций в подавляющем большинстве случаев является социальным инструментом.

В подтверждение социальной роли эмоций говорит хотя бы то, что мимика у слепых от рождения людей чрезвычайно бедна.

Термин «эмоциональный интеллект» (EI), введённый в 1990 году Питером Сэловеем и Джеком Майером, описывает способность человека распознавать эмоции, определять их происхождение и роль, генерировать и управлять ими ради эмоционального и интеллектуального роста.

Коэффициент EI, в отличие от всем понятного IQ, описывает способность человека правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, понимать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным.

Так вот, возвращаясь к началу данной статьи, многие психологи в последнее время приходят к тому, что уровень «общего» интеллекта никак не коррелирует с уровнем социального интеллекта.

Шэлдон Купер, один из главных героев «Теории большого взрыва» — классический пример человека с высоким IQ (в фильме называлось число 187) и низким «социальным интеллектом».

Высокий интеллектуальный уровень является необходимым, однако отнюдь не достаточным условием социального развития личности, то есть он может помогать социальному развитию, но не замещать его.

Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться, в случае, когда его обладатель страдает «социальной слепотой».

Наверняка у многих из вас есть примеры того, как умный парень (или девушка), общаясь, ведёт себя слегка неадекватно (не вписывается в «волну», на которой находятся все остальные) и провоцирует негативное отношение к себе.

Да что там, такие «фэйлы» наверняка были в жизни каждого из нас — неудачная шутка, неуместный смех или любая другая ситуация из нашего неудачного социального опыта.

Человек, настроенный на повышение своего социального интеллекта, постарается в деталях запомнить эту ситуацию, разобрать её «по косточкам» (что было «до», что было «после», почему такое произошло, как мне на самом деле следовало себя вести и так далее), чтобы усвоить опыт и не совершать этих ошибок в дальнейшем.

Результат осознания данного события закрепляется в когнитивных структурах психики в виде навыков, и чем больше у человека этих навыков, тем проще ему быть «своим» в социуме и достигать своих собственных целей, используя окружающих.

1. Прокачивайте социальную восприимчивость

Основа социального интеллекта — эмпатия или «социальная восприимчивость». Ключ к развитию этого навыка лежит в том, чтобы выйти за рамки своего эгоизма и обратить внимание на других людей. Более того, лучше не просто обратить на них внимание, а сконцентрироваться на том, что делает объект вашего наблюдения, как он это делает, зачем он это делает и так далее.

Нам, жителям мегаполисов, тренироваться в этом достаточно просто — спускайтесь в метро и не спешите утыкаться в смартфон с Angry Birds. Просто осмотритесь и выберите 3-4 человек для наблюдения.

Постарайтесь представить, куда они едут, какие мысли у них в голове. Понаблюдайте за их мимикой: какие эмоции в данный момент они испытывают? Постарайтесь представить, как этот человек разговаривает с другими, о чём спорит, как при этом будут проявляться его эмоции.

Со временем вы вдруг поймёте, что морщины на лице объекта вашего внимания довольно быстро начнут сами собой оживать в вашем воображении и «оживлять» спокойное лицо улыбкой или недовольной гримасой.

2. Учитесь разбираться в языке тела

Современный человек — существо довольно скрытное, поэтому для того, чтобы лучше разбираться в том, что человек чувствует и какие мысли у него в голове, неплохо научиться читать «язык тела». Тут можно не изобретать велосипед и прочитать книжку Алана Пиза. Ну или в качестве краткой «шпаргалки» — 75 признаков языка тела по Максу Эггерту.

3. Учитесь читать эмоции по лицу

Согласно анатомическому атласу, у нас на лице 57 мышц. Благодаря этому наше лицо само по себе является мощным инструментом для коммуникаций, причём язык мимики зародился ещё до того, как в результате эволюции развился речевой аппарат. Соответственно и навыки чтения по лицу лежат в нашей генетической памяти глубже, чем лингвистические «надстройки», что делает их более универсальными.

Если вы смотрели сериал, снятый по мотивам книги Пола Экмана «Обмани меня», или даже читали саму книгу, то через некоторое время вы начнёте замечать, что большая часть наблюдений профессора Калифорнийского университета очень похожа на правду.

4. Учитесь слышать

Слушать умеют большинство людей, однако вот слышать — далеко не все. Слушая собеседника, постарайтесь не просто выуживать только ценную для вас информацию (как вы это обычно делаете), а представлять через этот рассказ ту реальность, в которой живёт ваш визави. Не бойтесь задавать наводящие вопросы и дополнять эту реальность новыми деталями.

Через некоторое время вы будете удивлены тем, что в глазах собеседника ваш авторитет начнёт расти. Почему? Ведь вы ничего ему не рассказали, а только слушали и задавали наводящие вопросы!

5. Учитесь улавливать настроение

Настроение людей — очень полезный индикатор для определения своевременности того или иного социального воздействия, необходимого вам. И навык быстрого определения настроения другого человека по обрывочным, на первый взгляд, сведениям, поможет вам оперативно скорректировать ваше поведение.

Вспомните, как в детстве по громкому хлопку двери и недовольному покашливанию в коридоре вы узнавали, в каком настроении пришёл ваш отец. Вам хватало всего нескольких косвенных признаков, чтобы понять, стоит ли давать дневник с двойкой на подпись или подождать, пока родитель поужинает и подобреет.

Комбинация навыков, прокаченных в чтении эмоций и языка тела, умение слушать, позволят вам с высокой точностью определить настроение нужного вам человека.

6. Прокачивайте свой актёрский талант

После того как вы немного освоите все вышеперечисленное, начинайте развивать свои актёрские таланты. Потому как одним из важных навыков социального интеллекта является способность приспосабливаться, подстраиваться под окружение.

И не стоит тут цитировать известную песню Макаревича «Однажды мир прогнётся под нас» — если наша цель состоит в том, чтобы научиться управлять социумом вокруг себя, то способность правдиво играть нужную в данный момент роль становится незаменимым инструментом.

А вышеупомянутый Гордон Олпорт и вовсе называл социальное приспособление ключевым продуктом социального интеллекта.

Вы можете быть большую часть своей жизни брутальным мачо, но если вам надо успокоить девочку, потерявшую своих родителей в толпе торгового центра, то вам придётся достать из глубин своей души розового пони и дать этой девочке увидеть его.

7. Научитесь управлять своими эмоциями

Те, кто увлекается фотографией, наверняка замечали, что спустя несколько тысяч кадров появляется интересный феномен — вы начинаете смотреть на окружающий вас мир как бы через видоискатель фотоаппарата, оценивать, насколько эта «картинка» интересна не тебе, а твоим друзьям или знакомым. То есть вы начинаете смотреть на этот мир как бы со стороны, точка восприятия реальности вдруг выходит за границы вашего сознания и оказывается где-то на вашей странице или ЖЖ.

Так вот, с вашими эмоциями надо научиться делать то же самое.

Если вдруг вы почувствовали, что гнев, ярость, зависть, скорбь или другое сильное чувство, которое вы хотели бы взять под контроль, начинает проявляться, сместите центр восприятия реальности и взгляните на себя со стороны («А кто это такой гневный с такими смешно сморщенными губами?»).

Взгляните на источник этой эмоции — к примеру, на вызвавшего ярость таксиста, вклинившегося в ваш ряд без поворотников и чуть не снёсшего вам половину бампера — и представьте, как он втянул голову в плечи, ожидая вашей негативной реакции. Вам станет легче.

Если же кто-то намеренно спровоцировал в вас ту или иную эмоцию (к примеру, есть люди, специально устраивающие эмоциональные «качели», чтобы узнать, что за человек перед тобой — им так проще общаться), то разберитесь, зачем этому человеку понадобилось вызывать ваш гнев (жалость, страх или смех). Возможно, вам с ним не по пути?

Не стоит забывать, что эмоции — отличный инструмент для манипуляций. Но прежде чем учиться с их помощью манипулировать другими, убедитесь, что свои эмоции вы держите под полным контролем.

8. Прокачивайте навыки публичных выступлений

Человек, который не постеснялся сделать доклад на конференции, произнести тост на свадьбе или задать неудобный вопрос на общем собрании дачного кооператива, как минимум, на какое-то время завладел вниманием нескольких слушателей. А как максимум — смог вложить в их головы нужные ему мысли.

Если вы боитесь выступать публично, то обязательно пройдите курсы «Искусство презентации» или «Ораторское искусство», которых сейчас полно (как групповых, так и индивидуальных). Только во время публичных выступлений можно увидеть, как волнами меняется настроение слушателей, какие слова вызывают сильные эмоции, как меняется внимание и так далее.

Даже если вам не придётся делать доклад перед Советом Федерации, полученные навыки обязательно пригодятся вам в повседневной жизни.

9. Играйте в «Мафию», «Монополию», покер и другие «социальные» настольные игры

Несмотря на кажущуюся «несерьёзность» этого метода прокачки социального интеллекта, именно в настольных играх характеры людей начинают «играть красками», а если игра проходит в непринуждённой обстановке и с некоторым (умеренным) количеством алкоголя, то кроме весёлого настроения вы получите ещё и целый набор социальных навыков по чтению эмоций, определению лжи по косвенным признакам, сокрытию собственных эмоций и так далее.

Заключение

Если вы самонадеянно считаете, что эти рекомендации не для вас и у вас-то с социальным интеллектом всё в полном порядке, то не обольщайтесь.

Развитие социального интеллекта — процесс бесконечный.

Во-первых, потому что мы растём и расширяется круг наших задач и целей в жизни.

Через полгода вас могут повысить по работе, или вы переедете в другой город, где находится перспективный филиал, который вам поручили развивать, и вся выстроенная вами система социальных взаимоотношений вдруг станет неактуальной.

У ваших новых подчинённых совсем другая матрица мышления, другие цели в жизни, и за бизнес-ланчем они обсуждают не цены на нефть, а последнюю серию «Физрука».

Во-вторых, совершенствование социального интеллекта позволяет эффективнее использовать близких и знакомых для независимой оценки самого себя. Окружающие вас люди начинают выступать своеобразными «зеркалами», через которые проще следить за собственным развитием.

А если мы будем лениться и постепенно выстраивать вокруг себя «лояльное» окружение, забыв о тренировках социального интеллекта, то рано или поздно придёт мальчик, который вдруг покажет на вас: « А король-то голый!».

И в-третьих, потому что меняется наше общество. Совсем скоро представители поколения «Зэт» (или Digital Native) придут на смену нам, знающим, как можно воспроизвести музыку с аудиокассеты.

И, вероятнее всего, у поколения «рождённых в интернете» будут свои стандарты и оценки коэффициента EI.

В качестве примера того, как меняются социальные коммуникации, можно привести интересный обычай, существовавший каких-то 400 лет назад (во времена Шекспира) между мужчинами и женщинами: любовники были настолько одержимы запахом тел друг друга, что женщины нередко держали под мышкой очищенное яблоко до тех пор, пока оно не впитывало в себя их пот и запах. Они отдавали это «яблоко любви» своим партнерам, чтобы они могли вдыхать его аромат в их отсутствие.

Поэтому вполне возможно, что наши дети будут смотреть на наши социальные обычаи с такой же брезгливостью, как мы смотрим на этих любителей «яблок любви».

Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Источник: https://vc.ru/flood/6595-nine-steps-social

Что такое социальный и эмоциональный интеллект человека: что включает это понятие, его основы и особенности

Теории социального интеллекта

Эмоциональный и социальный интеллект и их развитие – сравнительно новое, но весьма популярное направление практической психологии.

В некотором роде эмоциональный и социальный интеллект человека (которые вместе составляют так называемый социально-эмоциональный интеллект, или смешанную форму) противопоставляются известнейшему коэффициенту интеллекта (IQ).

Разберемся, почему это произошло, в чем разница между всеми этими понятиями, каике у них особенности и что конкретно входит в каждое из них.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект личности удостоился пристального внимания психологов, бизнес-тренеров и т.д. в конце XX – начале XXI века, само понятие было введено в науку в середине 60-х, а включенные в него проблемы обсуждались учеными еще со времен расцвета бихевиористских теорий.

В отличие от IQ, который фактически отражает особенности «сухого» мышления, эмоциональный интеллект, или EQ (Emotional Quotient), обращен к тому, что, собственно, делает человека человеком, а именно – к его эмоциям.

Изначально этот термин включал все умения, навыки и особенности личности, так или иначе касающиеся эмоций и чувств.

Таким образом, основы высокого EQ – умение хорошо разбираться в своих собственных эмоциях, умение распознавать эмоции других людей (на сознательном и подсознательном уровне), а самое главное – умение использовать эмоции (и свои, и чужие) для достижения определенных целей.

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта, и одна из самых популярных – модель способностей, или модель Майера — Саловея — Карузо. Она включает в себя следующие составляющие:

  1. восприятие эмоций (как своих собственных, так и других людей);
  2. понимание эмоций;
  3. управление эмоциями;
  4. использование эмоций для стимуляции мышления (иными словами, способность замотивировать себя посредством собственных эмоций или способность принять какое-либо творческое решение, полученное с использованием эмоций).

Таким образом, человек с развитым эмоциональным интеллектом способен скрывать свои истинные эмоции (например, нетерпение или раздраженность), а также демонстрировать то, что он на самом деле не ощущает (правдоподобно улыбаться из вежливости тому, кого очень не любит).

Кроме того, личность с высоким EQ отлично распознает чужие эмоции и чувства, умеет с ними работать (например, нивелирует злость или настраивает на доверие), использует их, чтобы убедить кого-либо в чем-то или доказать свою точку зрения, причем такие эмоциональные «аргументы» подбираются индивидуально под собеседника.

Конечно, эмоции и управление ими играет значительную роль в жизни любого из нас, однако эмоциональный интеллект не привлек бы столь пристальное внимание личностных тренеров, если бы в это понятие не проникали элементы социального интеллекта, который также отражает упускаемую IQ сторону личности и ориентирован на то, что и делает нас людьми. И таким образом, мы переходим особенностям социального интеллекта.

Что такое социальный интеллект?

Если эмоциональный интеллект изучает в основном эмоции, то, социальный интеллект личности(Social Quotient, SQ), как несложно догадаться, – социальные аспекты.

Иными словами в понятие социального интеллекта включается умение коммуницировать, устанавливать и поддерживать контакты, находить общий язык с различными людьми и т.д.

Сюда же входит умение определять намерения других людей, в определенной степени предсказывать их поведение (на сознательном и подсознательном уровне). Социальный интеллект позволяет людям жить в рамках общества, вместе работать и т.д.

При этом предполагается, что личности с высоким социальным интеллектом успешнее в бизнесе (по крайней мере в некоторых его сферах, где надо активно взаимодействовать с другими) и в личной жизни.

Что такое социально-эмоциональный интеллект?

Как правило, успешные и гармоничные личности отличаются высоким уровнем и социального, и эмоционального интеллектов. Именно поэтому в среде бизнес-тренеров, тренеров личностного роста и т.д.

наиболее популярны смешанные модели, или модели социально-эмоционального интеллекта.

Одна из самых известных – так называемая смешанная модель Дэниэла Гоулмана, которую он описал в своей книге «Эмоциональный интеллект». Д. Гоулман включил в нее 5 составляющих:

  1. самопознание;
  2. саморегуляция;
  3. социальные навыки;
  4. эмпатия (способность сопереживать, а в данном случае – способность понимать чувства, эмоции и намерения других людей);
  5. мотивация.

Как видим, здесь присутствуют социальные навыки, и в то же время Д. Гоулман отнес их к эмоциональному интеллекту. Именно поэтому данная модель называется смешанной, а с легкой руки научного журналиста само определение EQ и того, что в него включается, начало размываться. То, что сегодня многие считают частью эмоционального интеллекта, скорее, относится к интеллекту социально-эмоциональному.

Особенности эмоционального (социально-эмоционального) интеллекта

Итак, что же характерно для человека, который обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта в его расширенном толковании (иными словами, развитым социально-эмоциональным интеллектом)? Такая личность способна управлять своими и чужими эмоциями, умеет распознавать настроения и намерения другого человека, понимает, что им движет и что он чувствует. Важно и то, что человек с высокими EQ и SQ осознает, что движет им самим и способен замотивировать как сам себя, так и других людей. У него отлично развиты коммуникативные навыки, он располагает к себе (а точнее, производит на окружающих то впечатление, которое хочет произвести). Среди других особенностей обладателей развитого социально-эмоционального интеллекта – стрессоустойчивость, умение «разруливать» различные ситуации, воспринимать неудачи как возможность проанализировать ошибки и начать сначала и т.д. Самоконтроль, умение не зацикливаться на негативе и разобраться в себе – вот еще несколько аспектов, включаемых в смешанную модель EQ+SQ.

Вам что-нибудь напоминает это описание? Возможно, вы подумали, что человек с высоким EQ в его смешанной форме – фактически портрет идеального менеджера, работающего с клиентами? Что перечисление этих качеств встречается прежде всего в резюме? Что развитый социально-эмоциональный интеллект нужен тем, кто хочет достичь непревзойденных карьерных высот? Да, безусловно, вы правы.

Популярность социального и эмоционального интеллекта в среде бизнес-коучей, HR-департаментов и т.д. связана как раз с тем, что многие качества EQ и SQ востребованы среди управленцев и тех, кто взаимодействует с клиентами, подрядчиками и т.д.

Поэтому представителей соответствующих профессий (а иногда и просто всех подряд) при приме на работу тестируют на уровень социально-эмоционального интеллекта.

Есть у EQ и SQ положительные моменты, связанные и с личной жизнью. Например, в быту также не повредит умение замотивировать себя, не поддаваться плохим эмоциям и вообще разобраться в себе.

Так как EQ помогает читать других людей, понимать их истинные намерения, то это снижает риск разочарований в них и в их поступках. Уменьшается шанс, что кто-либо сможет вас предать – ведь вы наверняка раскусите подобные попытки.

Хотя люди часто видят то, что хотят видеть, а подсказки эмоционального интеллекта могут восприниматься как голос интуиции и игнорироваться, поэтому EQ – это не панацея.

Ложка дегтя

То, что социально-эмоциональный интеллект не панацея, подтверждается и другими фактами. В частности, интересная деталь: многие черты, присущие людям с высоким социально-эмоциональным интеллектом, также присущи социопатам: харизма, умение влиять на других людей, манипулировать ими, располагать их к себе и т.д.

По идее социально-эмоциональный интеллект опирается на такие понятия, как «успешность в жизни», «делает нас людьми» и т.д., но к личности с развитым социальным и эмоциональным интеллектом применимы и такие характеристики, как «манипулятор», «человек, эмоциям которого нельзя доверять».

Конечно, уметь скрывать эмоции – не значит скрывать их постоянно, однако это ли делает нас людьми и дарит успешность в жизни?

В свою очередь, ученые в своих исследованиях упрекают социально-эмоциональный интеллект в ненаучности (или слабой научности).

Смазанное определение, наличие в нем слов «интуиция», «на подсознательном уровне», ориентация на такие относительные и неоднозначные понятия, как «успешность в жизни» … Эти и другие подобные черты дают ученым мужам повод выносить EQ и SQ за пределы строгой психологической науки.

Впрочем, это не мешает социальному, эмоциональному и социально-эмоциональному интеллекту быть широко применимым в жизни, а потому многих интересует, можно ли его развить и как это сделать. Этому посвящена наша следующая статья.

Источник: https://experimental-psychic.ru/ehmocionalnyj-i-socialnyj-intellekt/

Социальный интеллект и его роль в профессиональном и личностном развитии

Теории социального интеллекта

Иногда способность человека понимать окружающих его людей очень помогает ему в жизни. Он может предсказать поведение других и свое собственное в различных обстоятельствах и распознать эмоции и намерения в зависимости от вербального и невербального общения. Все эти дарования и определяют так называемый социальный интеллект человека.

Что такое социальный интеллект?

Социальный интеллект – это знания и умения, определяющие успешность взаимодействия, своего рода дар, помогающий легко сходиться с людьми и не попадать в неловкие ситуации. Понятие нередко отождествляют с эмоциональным разумом, но чаще исследователи видят их идущими параллельно. В понятии social intelligence имеется три составляющих:

  1. Одни социологи выделяют его в отдельный вид разума, познавательной способности, и ставят в один ряд с познанием, вербальным и математическим интеллектами и др.
  2. Другая сторона явления – конкретные знание, таланты, приобретенные в процессе социализации.
  3. Третье определение – особая личностная черта, которая гарантирует успешный контакт и адаптацию в коллективе.

Социальный интеллект в психологии

В 1920 году Эдвардом Ли Торндайком в психологию было введено понятие социального интеллекта. Он расценивал его как мудрость в межличностных отношениях, так называемую «дальновидность». В дальнейших трудах такие авторы, как Г. Олпорт, Ф. Вернон, О. Конт, М. Бобнева и В. Куницына и др. внесли свой вклад в интерпретацию термина СИ. Он обрел такие характеристики, как:

  • умение ладить с отдельными людьми и понимать настроение группы;
  • независимость от интел. фактора;
  • формирование навыков в ходе социализации;
  • возможность видеть себя глазами других;
  • глобальные способности, развитые на фоне коммуникативных черт.

Уровни социального интеллекта

Определив роль социального интеллекта в профессиональном развитии, ученые стали думать, что необходимо для социального интеллекта и какие люди обладают им. В середине ХХ века Дж. Гилфорд разработал первый тест, способный измерить СИ.

Рассматривая такие параметры, как сложность поставленной задачи, скорость и оригинальности решения, можно сказать, является ли человек подкованным в социальном плане. О наличии хорошего уровня social intelligence говорит результативность действий в различных состояниях.

Эффективность определяет несколько уровней СИ:

  • средний – действия шаблонами, результативность в обыденных жизненных ситуациях;
  • низкий – деструктивное поведение, способное испортить даже самые благоприятные стечения обстоятельств;
  • высокий – мастерство общения, управления людьми, возможность взять контроль над любой проблемой.

Математика жизни такова, что люди регулярно сталкиваются с трудно выполнимыми заданиями. Те, кто могут их решить, выходят победителями.

Социальный и эмоциональный интеллект высок, если индивид имеет желание и способность думать. Социально эрудированный человек – всегда лидер.

Он заставляет оппонентов менять мысли, убеждения, представления; быстро переваривает полученную информацию и управляет проблемой, находя верные решения в короткие сроки.

Низкий социальный интеллект

Если человек имеет низкий уровень социального интеллекта, существование его полно трудностей, которые появляются сами собой и в особенности по его вине. Люди, не умеющие выбирать вектор поведения, действуют инстинктами и порывами.

Они тяжело сходятся с окружающими, так как способны зарубить на корню возникающую симпатию и испортить отношения с важными людьми.

А трудности, возникающие в общении, неэрудированные индивиды могут преодолеть только с чужой помощью и подсказкой.

Как развить социальный интеллект?

Многих людей заботит развитие социального интеллекта, как возможность повысить свой статус в обществе. Для этого необходимо понять, что включает в себя модель данного явления. Структура социального интеллекта многомерна и содержит такие компоненты, как:

  • потенциал личности – контактность, совместимость с другими людьми;
  • самосознание, отсутствие барьеров и запущенных комплексов;
  • моделирование соц. явлений;
  • понимания мотивов людей и их поведения.

Чтобы поднять планку social intelligence, необходимо улучшить одни знания и избавиться от других привычек, которые мешают контактированию в обществе. Самое первое – выйти за рамки эгоизма и обратить свое внимание на других людей, то есть повысить восприимчивость. Было бы полезно научиться делать следующие вещи:

  • понимать язык тела;
  • читать эмоции;
  • улавливать настроение собеседника;
  • слушать и слышать;
  • управлять собственными эмоциями;
  • выступать на публике без стеснения.

Социальный интеллект – литература

Понять сущность социального интеллекта можно и ознакомившись с литературой на данную тему. Это работы по психологии и социологии, труды, где рассказано о проблемах личности, а также путях их решения. Полезно ознакомиться с такими изданиями, как:

  1. Гилфорд Дж., «Три стороны интеллекта», 1965.
  2. Куницына В.Н., «Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение», 1995.
  3. Альбрехт К., «Социальный интеллект. Наука о навыках успешного взаимодействия с окружающими», 2011.
Бихевиоризм – что это такое, основные положения и идеи Бихевиоризм – направление научной психологии, изучающее человеческую психику через внешние поведенческие паттерны, исключая сознание. Бихевиористические концепции нашли свое применение в политологии, педагогике, социологии и экономике. Нейропсихология – что это такое, ее основы, направления, принципы Нейропсихология – наука, граничащая с психологией и нейронаукой, изучающая нейросимптомы и нейросиндромы, возникшие на фоне тех или иных локальных повреждений мозга. Нейропсихолог подбирает медицинскую или психокоррекцию в зависимости от нарушений.
Что такое привычка – полезные и вредные привычки, их профилактика Что такое привычка и как она формируется? Механизм вредных и полезных пристрастий одинаков: многократное повторение определенных действий на протяжении определенного отрезка времени ведет к формированию устойчивых нейронных связей. Подсознание – общение, управление, работа с подсознанием Подсознание человека хранит в себе все вытесненные сознанием неудачи и травмы, родительские установки – это может отображаться в виде необъяснимой тревоги и страхов, но подсознательными механизмами можно научиться управлять и менять свою жизнь.

Источник: https://womanadvice.ru/socialnyy-intellekt-i-ego-rol-v-professionalnom-i-lichnostnom-razvitii

Насколько у вас развитый социальный интеллект

Теории социального интеллекта

Способность понимать окружающих людей и вести себя максимально достойным образом – важные составляющие жизни, которые помогают достичь успеха и гарантируют крепкие взаимоотношения со всеми окружающими. Они зависят от уровня социального интеллекта. Поэтому о нем нужно знать все самое важное.

Понятие

Социальный интеллект (СИ) – способность различать и понимать действия всех людей.

Также понятие включает в себя навык коммуникации с окружающими, установку долгосрочных контактов с отдельными личностями, легкое нахождение общего языка со всеми людьми.

Нормальный уровень его развития позволяет человеку быстро адаптироваться в обществе, правильно взаимодействовать с людьми, достигать поставленных целей. Поэтому очень важно поддерживать его на достойном уровне всегда.

Зачастую понятие тесно связывают с эмоциональным интеллектом, позволяющим легко распознавать эмоции, намерения или мотивацию окружающих. Многие склонны объединять оба интеллекта в один. Тем не менее понятие социального типа, как правило, представляют в одном из трех вариантов:

  • Отдельный вид разума. Одна из составляющих познавательного навыка. Напрямую связана с математическим и вербальным интеллектами.
  • Навыки, знания, взгляды. Все, что было приобретено человеком при социализации в обществе.
  • Личная черта. Особенность человеческого характера, от которой зависит будущее, включая навыки общения.

Любой из трех взглядов на понятие является правильным. Они могут даже объединяться, что позволяет составить более ясную картину в понимании явления.

От уровня развития такого интеллекта зависит будущая самореализация.

Понятие в психологии

Само понятие было введено Эдвардом Ли Торндайком еще в 1920 году. Именно его определение, как правило, считают главным и включают в словарь психологических терминов. Под социальным интеллектом он понимал мудрость, проявляющуюся в отношениях между людьми. Немного позднее на явление обратили внимание другие ученые из сферы психологии.

Генри Олпорт

Американец Г. Олпорт описывал явление несколько иначе. По его мнению, оно представляет собой одно из 8-ми личностных качеств, которые требуются для понимания других людей. Главной определяющей такого интеллекта, как считал Генри, является навык быстрого суждения об окружающих.

М. И. Бобнева

Первым советским психологом, описавшим СИ, стала М. И. Бобнева. По ее мнению, связи между социальным и общим уровнем интеллекта нет. При этом даже высокоразвитые умственные способности не являются гарантией легкой и успешной адаптации в обществе, как и наличие способности полноценно общаться с людьми и вести себя достойным образом.

Г. Айзенк

Ученый Г. Айзенк пошел дальше.

Его интерпретация подразумевает, что под социальным интеллектом следует понимать навыки рассуждения, качество памяти, способность к обучению, стратегическое мышление, адаптацию к окружающему миру, легкость решения разнообразных задач.

При этом он представлял, что это понятие тесно связано с биологическим и психометрическим интеллектами. Поэтому он объединил их в одну схему, согласно которой последние два вида интеллекта являются частью социального.

Д. Гилфорд

Психолог Д. Гилфорд считал, что главной составляющей СИ является познание. При этом понятие включает в себя следующие факторы и навыки:

  • выделение вида выражения мыслей из контекста;
  • восприятие свойств объектов при получении информации;
  • прогнозирование последствий любых действий;
  • понимание связи между частичками данных и различия одинаковых значений в восприятии (касается также взаимодействия людей) и причин определенного поведения людей.

Но главным стало не то, как представлял себе ученый это понятие. Гораздо важнее разработанная им модель в виде куба, которая показывает структуру интеллекта человека.

Г. Гарднер

Психолог Г. Гарднер выделил два дополнительных вида интеллекта, которые оказывают прямое влияние на социальный. Внутриличностный, под которым он подразумевал навык обращения к собственным психологическим процессам, понимание своих мыслей, действий, оценка возможностей, мотивации и чувств. Межличностный, отвечающий за способность понимания чувств, мыслей, желаний окружающих людей.

Общий взгляд психологов

Если обобщать взгляд большинства известных психологов, то под социальным интеллектом можно смело подразумевать именно навыки понимания людей и общения с ними. Многие другие ученые придерживаются того же мнения, что описанные выше.

Уровни

Сразу после того, как научное сообщество смогло дать описание социальному интеллекту, оно решило заняться разработкой шкалы его деления по уровням. Для этого Д. Гилфородом был создан психологический специальный тест.

Он проверял скорость и оригинальность решения задач разной сложности. Это позволило дать точный ответ, насколько подкован испытуемый в социальной сфере.

По результатам удалось выделить три уровня, каждый из которых описывает развитие разного социального интеллекта.

В России распространение получила методика на базе теста Гилфорда, созданная Е. С. Михайловой.

Низкий

Люди, обладающие низким уровнем социального интеллекта, постоянно испытывают различные трудности. Как правило, они вызваны поведением человека, причем сам он того не понимает.

Такие люди имеют девиантный характер поведения и всегда руководствуются инстинктами, а большинство их действий вызвано порывами. У них не получается сойтись с другими людьми, т.к.

даже при хорошем развитии отношений любого плана в определенный момент проявляются их особенности, что полностью исключает продолжение общения с человеком и приводит к недопониманию или ссорам.

Самостоятельно решать такие проблемы у них не получается, из-за чего часто люди вынуждены прибегать к помощи близких.

Средний

Те, кто облает средним уровнем СИ, действуют шаблонным образом. В повседневных делах они практически всегда достигают поставленных целей. Общение с людьми не вызывает трудностей. Однако с непривычными или сложными задачами справиться такому человеку трудно, из-за чего он может просто отказаться от той или иной затеи и продолжить жить по привычному ему шаблону.

Высокий

Интеллектуальный в социальном плане человек легко справляется с самыми трудными задачами. Они практически всегда выходят из неразрешимых ситуаций победителями. Им очень легко заводить знакомства, общаться с людьми и манипулировать ими, меняя их мысли, взгляды, желания. Такие люди – лидеры.

Возрастные особенности

Одним из важнейших факторов, который влияет на особенности социального интеллекта, является возрастной период. Ребенок требует одного подхода, а юноша – совсем другого. Очень важно учитывать онтогенез и давать человеку возможность получать развитие интеллекта естественным путем.

Развитие СИ продолжается всю жизнь.

Дети

Дошкольный или младший школьный возраст требуют регулярного участия в сюжетно-ролевых играх. Это позволит стимулировать рост уровня социального интеллекта. Не менее важно в этот период позволять ребенку проводить время со сверстниками. Если у него будет хотя бы несколько друзей, это полностью исключит социальную отсталость в будущем.

Большое значение имеет и то, какой педагог занимается с ребенком в детсаде или школе. В первом случае необходимо, чтобы он стимулировал детей играть в те игры, которые требуют активного общения.

Во втором же важно, чтобы он не ограничивал поведение детей на переменах и позволял бегать, общаться и максимально взаимодействовать друг с другом. Его компетентность – важнейший фактор развития ребенка. При неправильном подходе к воспитанию развитие СИ может быть очень низким.

Проблемы в таком возрасте – главная причина асоциального поведения во взрослой жизни.

Подростки

Подростковый – самый тяжелый из возрастов. Родителям трудно справляться с детьми, начавшими взрослеть. Важно все не испортить, т.к. в этот период формируются склонность к общению, самосознание, понимание окружающих людей.

Чтобы все прошло максимально благополучно, родители обязаны понять, что подросток должен самостоятельно решать, как и с кем общаться. Нарушение его личного пространства или желаний может привести к падению социального интеллекта.

Если регулярно так поступать, то он будет невысоким.

Юноши

В юношеский период происходит формирование способности предвосхищения результатов своих действий и навыка предугадывания чужого поведения в различных ситуациях. В таком возрасте большое значение имеют гендерные различия между людьми.

У юношей намного быстрее появляются навыки словесного общения, а у девушек развиваются чувствительность к взаимоотношениям с хорошим восприятием невербального общения, отчего вторые намного легче оценивают тон и окрас слов собеседника.

Вызывать проблемы с коммуникацией в таком возрасте может неправильное воспитание в детстве, когда преподаватель ребенка излишне ограничивал его и лишал возможности улучшать интеллект как умственный, так и социальный.

Неправильное влияние на детей старшего возраста редко приводит к серьезным отклонениям социального плана.

Зрелые

Взрослый человек продолжает развиваться в социальной сфере всегда. Он начинает осознавать свои ошибки, анализировать их, делать необходимые выводы. Лучшая характеристика такого возраста – мудрость.

Именно она появляется у человека со зрелостью. При правильном социальном развитии особь понимает ограниченность знаний, а также учится своевременно выявлять всевозможные проблемы.

Люди с развитой социальной мудростью гораздо более успешны на фоне остальных.

Развитие

Совершенствоваться никогда не поздно. Поэтому каждому следует знать, как повысить качество социального интеллекта. Если хотя бы иногда выполнять упражнения и стараться повышать социальное развитие, то постепенно оно достигнет высокого уровня. Для этого требуется воздействовать положительным образом на все составляющие СИ:

  • самопознание;
  • саморегуляция;
  • социальность;
  • эмпатия;
  • мотивация.

Существует множество способов, которыми можно развивать СИ. Применять их на практике следует регулярно, чтобы достичь максимального эффекта.

Существуют и простые способы повышения социального интеллекта. Например, банальное участие в настольных играх с друзьями.

Невербальное взаимодействие

Всегда нужно обращать внимание на действия собеседника. Особенно это касается его невербальных сигналов. Любые движения несут в себе огромный смысл.

Чтобы научиться хорошо разбираться в них, стоит прочесть специализированную книгу. Хорошим тренингом будет просмотр фильма без звука с самостоятельным определением значения движений героев.

Так же важно управлять собственной невербаликой для более точной передачи своих эмоций.

Уверенность в себе, общение

Во многом повышение навыков социального интеллекта зависит от уверенности и способности общаться. Важно почувствовать крепкую осанку, собственные силы, забыть обо всем негативе. Для этого можно заняться спортом, купить дорогую одежду и т.д.

Также эффективное воздействие на уверенность оказывает регулярное общение с людьми, если оно представляется человеку с трудом. Поэтому следует стараться общаться с большим количеством людей, а также регулярно заводить новые знакомства.

При этом нужно учиться слушать, правильно разговаривать, наблюдать за собеседниками.

Если человек не умеет отказывать, то это тоже может стать отличным способом для тренировки. Каждый отказ – вклад в развитие.

Мышление

Правильное мышление – еще один способ, как развить социальный интеллект. Не нужно зацикливаться на проблемах и собственных ошибках. Важно помнить, что прошлое не изменить.

Если можно исправить ситуацию сейчас, то нужно это сделать. В остальных случаях думать об этом нет необходимости, т.к.

это вызывает исключительно негатив, отрицательно сказывающийся на коммуникативных навыках и общем качестве жизни.

Эмоциональная составляющая

Контроль собственных эмоций, наблюдение за собой, тщательный анализ – хороший метод поспособствовать повышению социального интеллекта.

Для этого нужно понять, что и какие эмоции вызывает, обдумать причины, а также научиться контролировать их. Если не получается ими управлять, то не стоит расстраиваться, ведь все методы требуют хорошей тренировки.

При этом нужно постараться сократить количество негативных эмоций, повысив до максимума позитивные.

Но еще важнее умение читать чужие эмоции. Причем не просто читать их, а при этом сопереживать людям, проявляя эмпатию. Выслушивать их, стараться проявить поддержку. Это позволит улучшить не только навыки социального интеллекта, но и отношения с людьми. Хорошие понимающие люди всегда ценятся окружающими.

Выводы

Люди с высоким социальным интеллектом всегда занимают лидирующие позиции в любых делах и зачастую становятся крупными начальниками. При этом они умеют общаться с людьми, понимают окружающих. Быть таким человеком – выгодно как для самого себя, так и для окружения. Поэтому следует регулярно посвящать немного времени его развитию, вне зависимости от возраста.

Источник: https://vsepromozg.ru/teoriya/sotsialnyj-intellekt

Читать книгу «Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования» онлайн— Коллектив авторов — Страница 2 — MyBook

Теории социального интеллекта

Проблема социального интеллекта привлекает в последнее время все большее внимание исследователей. На это существует несколько причин. С одной стороны, социальный интеллект является чрезвычайно важным практическим качеством, причем с развитием исследований выясняются новые и совсем неочевидные области его применения.

Так, известный американский психолог Р.

Стернберг (Стернберг, Григоренко, 1997) развил так называемую «инвестиционную теорию креативности», согласно которой творческая личность отличается способностью инвестировать свои силы в идею, низко оцениваемую в данный момент в профессиональном сообществе, с тем чтобы потом, развив эту идею, придать ей высокий статус, «дорого продать».

Конечно, переносить принцип «дешево купить, дорого продать» (buy low, sell high) на область творчества – очень американский подход, но все же Стернберг обращает внимание на весьма важный аспект: творчество сегодня в таких областях, как наука, включено в широкую сеть разделения труда, движение вперед оказывается все более коллективным, и ученый должен обладать социальным интеллектом наравне с предметным, чтобы успешно участвовать в этом коллективном движении. Способность продвинуть идею в социуме, по Стернбергу, оказывается почти столь же важной, как способность идею породить. Социальный интеллект выступает компонентом творчества в современном обществе.

С другой стороны, проблема социального интеллекта оказывается важной теоретически и даже философски. Увлечение информационным когнитивизмом в 60–80-х годы вывело на передний план «вычислительные», «компьютерообразные» модели мыслительного процесса.

Проблемы эмоций (Тихомиров, 1980), интуиции (Пономарев, 1976), «недизъюнктивного» процесса (Брушлинский, 1979) оказались второстепенными для когнитивной психологии того периода. Постепенно, однако, границы применимости «твердого» когнитивизма обозначились очень ясно, и корифеи этого направления заговорили о совсем необычных для себя вещах: X. Саймон и Д.

Бродбент – об интуиции (Berry, Broadbent, 1995; Simon, 1987), Г. Бауер (Bower, 1981, 1992) – о репрезентации эмоций в семантической сети и т. д.

Социальный интеллект как раз и является такой проблемой, где взаимодействует когнитивное и аффективное. В сфере социального интеллекта вырабатывается подход, понимающий человека не просто как вычислительный механизм, а как когнитивно-эмоциональное существо.

К сожалению, однако, столь привлекательный объект продолжает оставаться трудноуловимым для теории.

Казалось бы, достаточно объемлющая теория интеллекта должны была бы охватить и интеллект социальный, однако для большинства из этих теорий он оказывается на периферии изучения.

В этой статье будет представлен взгляд на социальный интеллект с позиции структурно-динамической теории, разрабатываемой автором.

Механизмы и процессы социального интеллекта

Для начала возьмем какой-нибудь пример реальной ситуации, в которой необходимо использовать социальный интеллект. Допустим, некто говорит: «Иванов, конечно, не откажется от нашего приглашения: он недавно в городе, и ему необходимо завязывать знакомства.» Другой отвечает: «А я думаю, он откажется: он слишком дорожит своей независимостью».

Кто из высказавших мнение прав? Очевидно, что мы не можем ответить на этот вопрос, не зная Иванова. Каждый из собеседников обозначил определенный мотив[3], могущий управлять поведением Иванова. Оба мотива выглядят правдоподобно. Но какой из них пересилит? Чтобы это предсказать, нужно как бы «взвесить» на внутренних весах свое ощущение значимости соответствующих мотивов для Иванова.

Это субъективное «взвешивание» представляет собой универсальный момент работы социального интеллекта, поскольку поведение людей всегда движется множеством мотивов. Более того, оно является в большой мере системообразующим фактором, из которого выводятся другие особенности социального интеллекта.

Континуальное и дискретное в мышлении

Специфичность субъективного «взвешивания» в контексте других интеллектуальных действий ясно предстает в контексте деление мышления на континуальное и дискретное.

Наиболее резко эта дихотомия обозначилась на заре разработки вычислительных устройств, в которых наметилось две линии – цифровых, дискретных машин и аналоговых, континуальных.

В ходе развития вычислительной техники на большинстве направлений победила первая линия, и сегодняшние персональные компьютеры основаны на множестве дискретных элементов, функционирующих по дискретному принципу – принимающих одно из двух возможных состояний.

Хотя в психологии мышления и интеллекта указанная дилемма не занимает столь значительного места, все же и там это разделение может быть прослежено, причем с тем же результатом – доминирующее место занимают дискретные подходы.

На дискретном моделировании основаны практически все работы не только в рамках информационного подхода, но и в других направления, таких как, например, пиажеанство и неоструктурализм.

Континуальный аспект подчеркивается, пожалуй, лишь коннекционизмом и исследователями школы С.Л. Рубинштейна.

Субъективное «взвешивание», характеризующее социальный интеллект, относится к сфере континуальных процессов. Оценивая, примет ли приглашение Иванов, мы приписываем различные веса мотивам, руководящим его поведением.

Континуальные процессы в современной психологии в большей степени рассматриваются как присущие сфере восприятия, а не мышления и интеллекта.

Они обладают по сравнению с дискретными целым рядом особенностей, накладывающих отпечаток на социальный интеллект.

Источник: https://MyBook.ru/author/kollektiv-avtorov/socialnyj-intellekt-teoriya-izmerenie-issledovaniy/read/?page=2

ovdmitjb

Add comment