Irvuz

Теории обучения

Теория обучения

Теории обучения

Наука, изучающая и исследующая проблемы образования и обучения, называется дидактикой. Наряду с данным термином в педагогике используют термин теория обучения.

Определение

Дидактика – это часть педагогики, изучающая проблемы теоретических основ обучения.

Основная задача дидактики заключается в выявлении закономерностей, которым подчиняется процесс обучения, и их использование для достижения задач образования.

В процессе обучения личность овладевает знаниями, практическими умениями и навыками, а также способами творческой деятельности.

Цели обучения достигаются в процессе получения эмпирических знаний. Знания становятся глубже по мере усложнения целей обучения и условий его реализации.

Психология и дидактика очень тесно связаны друг с другом. Их объединяет единый объект – процесс обучения и воспитания, но при этом имеются разные аспекты изучения данного объекта. Психология изучает психологические закономерности формирования психики человека.

Дидактика в свою очередь изучает условия, необходимые для эффективного протекания процессов усвоения на основе психологических закономерностей. Дидактика строится на основе педагогической психологии.

Знание психологических способов усвоения и педагогических условий, в которых они реализуются, составляют базис для создания методик обучения.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Существует цепочка связей, которая непрерывна: «педагогическая психология» – «дидактика» – «методики» – «практическая деятельность».

Конечная цель учебного процесса заключается в формировании личности. Образование – это процесс усвоения знаний, умений, навыков и результат этого процесса. Выделяют несколько этапов обучения:

  • начальное,
  • среднее,
  • высшее образование,
  • общее и специальное образование.

Объект науки – это реальный процесс обучения. Дидактика формирует знания о закономерностях обучения, характеризует его основные принципы, методы и содержание.

Теория обучения как наука состоит из нескольких категорий:

  • сущность процесса обучения, рассматривающая обучение как часть воспитательного процесса;
  • методы обучения, используемые педагогом в своей профессиональной деятельности;
  • принципы , включающие основные взгляды на учебную деятельность;
  • содержание школьного образования, заключающееся в выявлении взаимосвязи разных видов обучения в общеобразовательной школе;
  • организация обучения;
  • деятельность учителя, его поведение и работа в ходе реализации образовательного процесса;
  • деятельность учащихся, их поведение и работа в ходе реализации образовательного процесса.

Определение

Образование – это целенаправленный процесс и результат овладения обучающимся системой научных знаний, основных познавательных умений и навыков, формирование основанного на этом мировоззрения и нравственных качеств личности.

Образование реализуется под влиянием обучения.

Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учеников, в процессе которого осуществляется образование и вносится огромный вклад в воспитание и развитие индивида.

Обучение не может полностью решить задачи воспитания, поэтому важно одновременно осуществлять внеучебный воспитательный процесс. Посредством обучения и воспитания реализуется целостное всестороннее развитие личности.

Обучение – это единство двух процессов: преподавания и учения. Под преподаванием понимают процесс деятельности учителя в ходе обучения. Учением – это процесс деятельности ученика. Учение возможно и при реализации самообразования. Из закономерностей определенных дидактикой вытекают требования, которые обеспечивают оптимальное функционирование обучения. Это и есть принципы обучения.

Обучение позволяет передавать новым поколениям знания из опыта человечества, формировать необходимые в жизнедеятельности умения и навыки, а также систему взглядов и убеждений.Обучение ставит задачи перед индивидуальным развитием учащегося – овладеть современным уровнем знаний. При этом индивидуальное развитие в ходе обучения всегда отстает от общественно-исторического.

Определение

Обучение – это особый вид отношений, в процессе которых осуществляется образование, воспитание и передача опыта человеческой деятельности субъекту обучения.

Процесс обучения связан с развитием и формированием у учащегося знаний, умений и навыков по определенным дисциплинам.

Учение в отличии от обучения, как правило, вызвано мотивацией. Мотивация побуждает двигаться к поставленной цели. Мотивации бывает внешняя и внутренняя. Педагоги чаще используют внешние, принуждая учиться, поощряя или наказывая. Но систематический длительный контроль над деятельностью ребенка резко снижает желание трудиться и учиться. Требуется развивать внутренние мотивы учащегося.

Обучение возникло достаточно давно и заключалось на начальном этапе в передаче молодым поколениям опыта предков. В процессе эволюции усложнялись человеческие отношения и вместе с ними усовершенствовалась система обучения. Появились специальные заведения, в которых осуществлялось обучение. Обучение превратилось в целенаправленный процесс.

Знания не могут быть просто переданы от одного индивида другому. Это осуществимо только при активном участии и встречной активности обучаемого. Из этого следует, что обучение – это двусторонний процесс, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.

Противоречия обучения

Задача педагога, обладающего определенным багажом знаний, – передать информацию ученику. Параллельно учитель должен стимулировать активность ученика, развивать его внутреннюю мотивацию к овладению знаниями, его творческие способности и эстетические взгляды.

Обучение – это живой, развивающийся процесс, обладающий различными противоречиями. Данные противоречия помогают совершенствовать обучение, приспосабливать его к постоянно изменяющимся требованиям общества.

Основные противоречия в образовательном процессе заключаются в следующем:

  • противоречие между объемом знаний, накопленных в мире, и объемом знаний, которые ученик может принять;
  • противоречие между задачами практической деятельности, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями.
  • противоречие между учебными задачами и уровнем развития конкретного ученика;
  • противоречие между достижениями наукой и содержанием школьных предметов.

Закономерности и принципы обучения

Процесс обучения имеет общие закономерности. Закономерности обучения служат теоретической базой для понимания обучения. Закономерности обучения очень субъективны и зависят от деятельности педагога.

Таким образом, процесс обучения – это объективный процесс, который учитывает субъективные особенности участников.

Существует две группы закономерностей и сложная обусловленность объективными и субъективными факторами.

Сегодня выделяют два вида закономерностей обучения:

Внешние закономерности имеют зависимость от социальных процессов, политической ситуации в стране, культурного уровня общества. Внутренние закономерности преимущественно связаны с целями, методами и формами обучения.

В процессе обучения, кроме законов дидактики, действуют еще психологические, гносеологические законы, физиологические законы и закономерности. Они в своем большинстве регламентируют взаимоотношения ученика и педагога в процессе обучения.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/

Теории обучения в педагогическом процессе

Теории обучения
Определение 1

Дидактика – это наука, исследующая и изучающая проблемы образования и обучения. Иногда встречается и другое название этому определению – теория обучения.

Определение 2

Дидактика или теория обучения – это раздел педагогики, изучающий проблемы теоретических основ обучения.

Основная задача науки выявить закономерности, которым подчиняется обучающий процесс, и их применение для достижения целей образования. При обучении человек получает знания, практические умения и навыки, а еще узнает о способах творческой деятельности. Цели образования достигаются при получении эмпирических знаний. Информация становится сложнее, в зависимости от ожидаемых результатов.

Психология и дидактика связаны между собой. Они объединись за счет единого объекта – процесса обучения и воспитания, однако, аспекты изучения у них разные.

В психологии затрагиваются психологические закономерности формирования психики человека. Дидактика же изучает условия, требуемые для эффективного усвоения. Она строится на педагогической психологии.

Базой любой методики обучения выступает знание психологических способов усвоения информации.

Выделяют даже непрерывную цепочку связей: «педагогическая психология» – «дидактика» – «методики» – «практическая деятельность».

Цель учебного процесса – сформировать личность.

Определение 3

Образование – это процесс усвоения знаний, умений, навыков, и результатов, этого процесса.

Существует 4 основных этапа обучающего процесса:

  • Начальное;
  • Среднее;
  • Высшее образование;
  • Общее и специальное.

Определение 4

Объект науки – это реальный процесс обучения. Теория обучения формирует знания о закономерностях обучения, характеризует его принципы, методы и содержание.

Дидактика, как наука, имеет несколько категорий:

  • Сущность обучения, где сам процесс выступает частью воспитательной работы;
  • Методы обучения, используются учителем в профессиональной деятельности;
  • Принципы, состоящие из основных взглядов на учебу;
  • образования в школе;
  • Организация учебного процесса;
  • Работа учителя, его поведение;
  • Деятельность учеников, их поведение.

Определение 5

Образование – это целенаправленный процесс и результат пополнения научных знаний, основных познавательных умений и навыков, формирование мировоззрения и нравственных качеств человека, на основе полученной информации.

Образование проводится под воздействием обучения.

Определение 6

Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя с учащимися. Во время совместной деятельности проводится образование, дети воспитываются и развивают в себе индивидов.

Обучение не решает все задачи воспитания, поэтому важно параллельно проводить внеурочные воспитательные работы. Посредством проведения двух направлений ребенок всесторонне развивается, как личность.

Учение – это соединение двух процессов: преподавание и обучение. Первое направление – это деятельность учителя при обучении. Под вторым подразумевается работа ученика. Учение возможно и при самообразовании. Закономерности дидактики определяют несколько требований, обеспечивающие эффективное обучение. Это и есть принципы образовательной работы.

Учеба передает новому поколению знания и опыт человечества, умения и навыки, систему взглядов и убеждений. Перед учащимся ставятся негласные задачи – овладеть знаниями. При обучении индивидуальное развитие отстает от общественно-исторического.

Определение 7

Обучение – это особый вид отношений. Во время них проводится образование, воспитание и передача человеческого опыта субъекту.

Процесс учения связан с развитием и формированием у субъекта знаний, умений и навыков в определенной дисциплине.

Учение в отличие от обучения провоцируется мотивацией. Этот процесс побуждает двигаться к цели. Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Учителя зачастую прибегают к внешним возбудителям, принуждая учиться, поощряя или наказывая. Однако такой систематический контроль снижает желание ребенка на обучение. На этом этапе подключаются внутренние мотивы.

Обучение появилось довольно давно, и сначала основывалось на передаче опыта от предков молодым. Эволюция усложнила отношения между людьми, поэтому система обучения усовершенствовалась. Появились обучающие заведения. А потом обучение стало целенаправленным процессом.

Знания не передаются просто от одного человека другому. Для этого нужно активное участие двух сторон обучающего процесса. Поэтому обучение – это двусторонняя работа.

Противоречия обучения

задача учителя – передать информацию слушателям. Параллельно он стимулирует учеников к активности, развивает мотивацию, творческие способности и эстетические взгляды. Учение – развивающий процесс, поэтому имеет некоторые противоречия. Они помогают совершенствовать процесс, изменяясь под потребности общества.

Основные противоречия теории обучения в педагогике такие:

  • Разногласие между объемом мировых знаний и потенциалом ученика;
  • Между задачами практической работы и способностями слушателя;
  • Между учебными задачами и уровнем развития школьника;
  • Между достижениями науки и информацией в школьных предметах.

Закономерности и принципы обучения

Учение основывается на общих закономерностях. Это теоретическая база для понимания процесса. Закономерности обучения субъективны и зависят от работы учителя. Исходя из такого утверждения, учение – это объективный процесс, учитываемый субъективные особенности учеников.

Выделяют две группы закономерностей:

Первый тип зависит от социальных действий, политической ситуации в стране, культурного образования. Внутренние же связаны с целями, методами и формами обучения.

Вывод

Кроме законов дидактики при обучении еще задействуют психологические, гносеологическое, физиологические законы и закономерности. Они устанавливаются взаимоотношения учащихся и учителя при обучении.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/teorii-obuchenija-v-pedagogicheskom-protsesse/

ovdmitjb

Add comment