Irvuz

Теории личности

Теории личности в психологии

Теории личности

Личность – это сформированный индивид той или иной эпохи с определёнными социально — психологическими свойствами.

Во всех эпохах разделение личностей происходило по классовой структуре, то есть каждая личность занимала какую-то ступень в социуме.

Это и материальная, и политическая позиция субъекта общественной организации, сюда относится также и род занятий, и моральное сознание и строение обязанностей, прав человека. Теория личности состоит из гипотез её формирования.

Современные теории личности условно поделим на два основных класса:

  1. Теории личности, где человек рассматривается как индивидуальность. Сюда можно отнести теории А. Маслоу, Э. Эриксона, Дж. Келли.
  2. Теории личности, изучающие классы людей. Сюда можно отнести теории К. Юнга, Г. Айзенка, Г. Олпорта.

При описании основных теорий личности будет использован учебник Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.

Психодинамическая теория

Мясищев В. Н. в своей направленности психологии настаивает на том, что единство личности заключается из этапов её формирования, динамики нрава, её структуры. Строение личности является одним из определений согласно Мясищеву В. Н. её целостность, то есть особенности личностных качеств связаны с её побуждениями.

Согласно Мясищеву В. Н. вопросы, которые касаются строения личности, определяются сочетанием видов деятельности, зависящих от среды существования и определённого исторического периода, её стремлений и нужд.

Основателем этой теории является Фрейд Зигмунд. Этот австрийский учёный утверждал в своём психоанализе, что у личности отсутствует свобода воли. Внутреннее состояние человека имеет субъективное начало.

То есть человек является заложником своего внутреннего состояния, истинность его действий завуалировано поведением.

Узнать чёткую и правдивую информацию о личности можно, благодаря применению специальных приёмов.

В теории личности Фрейда определяется три её модели:

  1. Ид — «оно» — это некое строение личности, которая основана на бессознательных побуждениях. Эта инстанция функционирует только в совокупности с гормоном удовольствия.
  2. Эго — «я» — эта инстанция состоит из осознаваемых направлений психики человека, то есть это наши познания окружающей среды. Эго обслуживает инстанцию ид, а также является её регулятором с супер эго.
  3. Супер эго — «сверх я» — это инстанция личности, основанная на моральных ценностях и установках социума, в котором существует человек.

Аналитическая теория

В основу формирования личности Юнг вкладывает психологические принципы, приобретённые с рождения. Человеку передаётся через поколения уже сформированные идеи – «архетипы».

К примеру, концепции добра и зла универсальны для всех народов. Однако, существуют архетипы нестандартного характера.

Юнг утверждал, что смысл жизни заключается в дополнении врождённых концепций персональными и развитыми архетипами.

По его мнению, формирование личности длится всю жизнь. В первичной структуре личности преобладают бессознательные (врождённые) архетипы. На перемены поведения человека влияют эти врождённые факторы, при этом его воля ущемлена.

Некоторые архетипы человека имеют реализованные психологические качества, называемые чертой характера. К примеру, такие концепции, как:

— «персона» — это чувства, которые мы предъявляем на показ;

— «тень» — это искренние чувства, которые мы утаиваем от других;

— «анимус» — характеризует нашу мужественность и смелость;

— «анима» — этот архетип характеризует такие душевные качества, как внимательность, нежность.

В аналитической концепции выделяют такие сферы личности:

  1. Бессознательная коллегиальная. Такое строение личности хранит в себе историческую наследственность человечества.
  2. Бессознательная персональная – это строение сочетаний комплексов или чувств, которые вытесняются из разума человека. К примеру, человек в своём функционировании всю психологическую энергию затрачивает на достижение власти.
  3. Сознательная персональная. Эта инстанция является основой самосознания, то есть она состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, поэтому мы и считаемся осознанными личностями.

Гуманистическая теория личности

Деградация личности случается, когда останавливается её трудовая деятельность. Такое явление считается следствием коренных перемен в способе жизни, статусе в социуме человека. Такое внезапное блокирование ценностей может повлиять на глубокие перемены в личности.

По мнению Роджерса К. цель в жизни заключается в реализации своих врождённых потенциалов, то есть, чтобы стать полностью сформированной личностью, человек должен познать себя.

Теория развития личности по Маслоу А. основана на двух типах потребностях – это «дефицитарные» и «ростовые». Первые прекращают своё действие после их воздаяния, вторые после реализации усиливают своё действие.

Маслоу выделил пять ступеней побуждений:

  1. Нужда физиологическая (нужда в питании и отдыхе).
  2. Нужда в безопасности (необходимость в работе, недвижимости).
  3. Нужда в принадлежности, то есть потребность в образовании семьи.
  4. Нужда в самоуважении.
  5. Нужда в само актуализации.

В гуманистической теории акцентируются следующие модели личности:

  • «реальное Я» — сочетание настроений, ощущений, размышлений на сегодня.
  • «идеальное Я» — сочетание настроения, чувств, размышлений, которыми человек стремится овладеть для достижения своего персонального резерва.

Целостную личность определяют:

  • Простота и натуральность поведения.
  • Многократные переживания предельно допустимых чувств.
  • Эффективная оценка реальности.
  • Откровенное желание оказать помощь всему человечеству.
  • Направление на преодоление трудностей.
  • Завышенные моральные ценности

Итак, личность – это внутреннее осязание человеческого «я», а строение личности – это сочетание «идеального и реального Я».

Когнитивная теория

Эта теория похожа на гуманистическую, однако, некоторые отличия имеются.

Основателем этой модели считается Дж. Келли. По утверждению, этого психолога человек желает знать, что с ним происходит сейчас и что свершится в будущем.

Келли убеждён, что для определения личности важно социальное окружение. Когнитивная модель концентрируется на норове человека и влиянии на него духовных процессов.

Основным структурным элементом этой теории считается личностный «конструкт». В каждой личности содержится система таких конструктов, которую можно поделить на два блока:

  1. Система «ядерных» конструктов. Ими человек руководствуется при взаимодействии с другим социумом.
  2. Система периферических конструктов. Сюда относятся остальные персональные качества.

Функционирование двух систем конструктов составляет целостность личности.  Существует когнитивно-сложная и простая личность.

Когнитивно сложная личность различается от когнитивно простой следующими показателями:

  • Быстрее преодолевает стресс.
  • Завышенное самомнение.
  • Имеет улучшенное психическое состояние.
  • Лучше приспособлена к возникающим ситуациям.

Поведенческая теория

В этой модели есть два течения – рефлекторное и социальное. Социальное течение возглавляют психологи Дж. Роттер и А. Банудра, а рефлекторное – Б. Скиннер и Дж. Уотсон.

Основным источником формирования личности в освоении обоих направлений считается среда, в которой он обитает. Личность – это продукт обучения.

Банудра считает, что уверенность личности в том, что она может, а что нет, формируют следующие условия:

  • Прошлый опыт.
  • Само убеждение. К примеру, «Я это сделаю!»
  • Приподнятое эмоциональное настроение (любовь, музыка, алкогольные напитки).
  • Подражание и моделирование поведения других личностей.

Таким образом, в своей книге Зиглер «Теория личности» совместно с Хьеллом пытаются отобразить разработку теории, описывающей саму личность и её окружение.

Теории личности в психологии was last modified: Апрель 20th, 2019 by Елена Погодаева

Источник: https://dizzwizz.ru/psihika/psihoanaliz/teorii-lichnosti-v-psihologii.html

Теории личности: отечественные и зарубежные

Теории личности

Феномен личности – один из самых неоднозначных в психологии. Что или кто такая личность? Что является ориентиром при вычислении личности и «неличности»? Какие существуют мнения на этот счет? Предлагаю вкратце ознакомиться с наиболее популярными теориями личности.

Зарубежная психология

В зарубежной психологии можно выделить несколько подходов, в рамках которых трактуется феномен личности.

Биологизаторский подход

В основе – идея о биологических процессах созревания организма, разбитых на универсальные стадии.

Теория С. Хола

В своей концепции автор ориентировался на закон рекапитуляции, то есть утверждал, что в своем развитии каждый человек проходит стадии развития всего общества.

Теория Э. Кречмера

Автор утверждает, что существует связь между конституцией человека и его личностным развитием.

Теория З. Фрейда

Согласно этой концепции, все поведение и развитие человека пронизано бессознательными влечениями и инстинктами, особенно сексуальными.

Социогенетический подход

Представители этого направления ориентируются на взаимосвязь развития личности и социализации, развития общества, взаимоотношений индивида с окружением. То есть человек становится личностью только в обществе, в процессе социальных отношений.

Теория Э. Торндайка и Б. Скиннера

Жизнь личности – результат подкрепляемого научения, усвоения знаний и навыков.

Теория К. Левина

Автор разработал «теорию поля», или «жизненного пространства». Согласно концепции, личностью управляют стремления и намерения. Они в свою очередь выражаются в направленности, величине и точке прикосновения к полю личности.

Психогенетический подход

Представители этого направления не исключают влияния обоих факторов (биологического и средового). Но на первое место по значимости выносится развитие психических процессов.

Теория Э. Эриксона

Психодинамическая концепция, согласно которой ведущими элементами личности являются внерациональные, например, эмоции и стремления.

Теории Ж. Пиазже, Дж. Келли

Когнитивистские концепции, акцентирующие внимание на познавательном развитии личности.

Теории Э. Шпрангера, К. Бюллера, А. Маслоу, К. Роджерса

Персонологические концепции, авторы которых рассматривали развитие личности в целом, а не по категориям.

Теории специфики личности

Некоторые авторы посвятили свои исследования выявлению характерных черт личности, факторов поведения, особенностей.

Теория Р. Кеттела

Автор выделил 16 факторов (устойчивых черт), по которым можно предсказывать поведение личности (рисунок ниже).

Опорные черты личности по Р. Кеттелу

Теория Г. Айзенка

Английский психолог рассматривал 2 отличительных направления личности:

Совокупность этих элементов создает тип личности. В результате можно выделить 4 типа личности (рисунок ниже).

Типы личности по Айзенку

Даже на фоне анализа этих концепций можно отметить размытость границ между понятиями личности, индивида, индивидуальности, характера, темперамента, врожденного и приобретенного.

Отечественная психология

Отечественная психология пронизана идеей взаимоотношений человека и мира.

Теория Н. А. Бердяева

Согласно концепции, личность нельзя отождествлять с обществом. Общество – часть личности. Сама личность – этическая и духовная категория. В каждой личности заключено что-то общее для всех людей и что-то отличное.

В восприятии личности как чего-то духовного есть доля мистицизма, однако эта теория послужила базой для многих нынешних положений о феномене человека как личности.

Теория отношений В. Н. Мясищева

Согласно концепции, человек как личность характеризуется через систему сознательных отношений. Автор выделяет отношение человека к миру природы и вещей, людям и обществу, к самому себе как личности. При этом система отношений подчинена определенной иерархии, где отражена значимость объектов отношений для человека.

Вместе с этим любое отношение человека наделено следующими признаками:

  • возникает, развивается, оформляется и распадается в процессе жизни человека;
  • всегда выражает личность в целом;
  • содержательно (имеет предмет);
  • на определенном уровне осознанно;
  • носит непосредственный или опосредованный характер (связано с процессом или местом);
  • связано с потребностями;
  • имеет три аспекта (волевой, когнитивный, эмоциональный);
  • избирательно;
  • в разной степени обобщено;
  • отличается по значимости и устойчивости.

На первый план автор выдвигал отношения с людьми.

На развитие любых отношений, то есть самой личности оказывает влияние воспитание и самовоспитание на базе врожденных особенностей, а также социальные условия развития и сознательная деятельность человека.

Теория В. С. Мерлина

Мерлин продолжил теорию Мясищева, но дифференцировал понятия «отношение» и «отношение личности», или психические свойства. В концепции автора это звучит так: «Свойствами личности являются только такие свойства, в которых выражаются отношения личности».

Автор одним из первых отечественных исследователей стал рассматривать личность как единство свойств, а не совокупность отдельных элементов.

В итоге психолог отметил обобщенность, активность и устойчивость отношений.

Это характеристики, отвечающие за то, как именно и как скоро меняется симптомокомплекс (определенные  взаимосвязанные свойства личности) в зависимости от изменения внешних условий.

Автор определил, что целостность личности зависит от равного развития и влияния 3 факторов (мотивов):

  • идейная направленность;
  • стремление к самовыражению;
  • удовлетворение материальных потребностей и органических влечений.

Такой подход полезен в изучении природы неврозов, расстройств характера, личности и психики.

Послесловие

Рассмотренные концепции в чем-то схожи, но в чем-то абсолютно разные. В частности, нет однозначного ответа о том, что в итоге первично: человек или общество, природа или среда.

Но если ориентироваться на отечественные концепции, то можно отметить, что личностью человек становится под влиянием социума, через отношения и усвоение культурного опыта.

Подробнее о том, что такое личность, можно прочитать в статьях «Понятие личности в психологии: сущность и структура» и «Направленность личности – что это в психологии».

Источник: https://psychologist.tips/733-teorii-lichnosti-otechestvennye-i-zarubezhnye.html

Теории личности (стр. 1 из 6)

Теории личности

1. Введение

2. Психодинамическая теория личности

3. Аналитическая теория личности

4. Гуманистическая теория личности

5. Когнитивная теория личности

6. Поведенческая теория личности

7. Деятельностнаная теория личности

8. Диспозициональная теория личности

9. Заключение

10. Список используемой литературы

1. Введение

Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.

В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “”грамотно” ссориться, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам.

Наряду с интересом к материальному благосостоянию и бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.

Когда психологи обращаются к изучению личности, то, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются – это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении.

Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое – вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходиться иметь дело если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.

Вот почему можно предположить следующее схематическое определение: личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. [1]

Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теории личности.

Существует три уровня анализа личности как психологического образования: свойства отдельных “элементов” личности, компоненты (“блоки”) личности и свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют структурой личности.

Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают внимание не на все уровни, а лишь на один их них. Названия элементов и блоков при этом сильно варьируют.

Отдельные свойства часто называют характеристиками, чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности, а блоки – компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами.

Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей является умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

Рассмотрим каждый подход более подробно.

2. Психодинамическая теория личности

Основоположником психодинамической теории личности, также известный под названием “классический психоанализ”, является австрийский ученый З. Фрейд.

По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия – либидо (от лат. – влечение, желание).

Эта энергия направлена, во – первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во – вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное.

Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основу часть либидо, человеком не осознается.

Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которое он назвал ид (оно).

Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за “фасадом” поведения.

И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

Основные психологические свойства отдельных “элементов” личности часто называют чертами характера. Эти свойства формируются у человека в раннем детстве.

На первой, так называемой “оральной” фазе развития (от рождения до 1.5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхзависимость, и наоборот, длительное кормление (более 1.

5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности. На второй (от 1.5 до 3 лет), “анальной”, фазе грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает “анальные” свойства характера – жадность, чистоплотность, пунктуальность.

Попустительское отношение родителей к обучению ребенка к туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.

На третьем, “фаллическом”, самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование “комплекса Эдипа” у мальчиков и “комплекса Электры” у девочек.

Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположенному полу (к матери).

Отсюда – агрессивный характер, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и неприятие к матери) формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.

Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:

Ид (“оно”) – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;

Эго (“я”) – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго – это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;

Суперэго (“сверх – я”) – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психологическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям.

Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные “защитные механизмы”, которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности.

Вот некоторые из них: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания); проекция (процесс, посредствам которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи); замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации). У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве.

Таким образом, в рамках психодинамической теории личности есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

3. Аналитическая теория личности

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней ряд общих корней. Многие представители этого направления были учениками З. Фрейда.

Однако было бы неверным считать, что аналитическая теория является неким новым, более совершенным этапом в развитии классического психоанализа. Это – качественно другой подход, основанный на ряде новых теоретических положений.

Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг.

Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – “архетипы”. Некоторые архетипы универсальны, например, идея Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно – и индивидуально-специфические.

Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, религии, архитектуре. Смысл жизни каждого человека наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни.

В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет “коллективное бессознательное” – совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен.

Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

Источник: https://mirznanii.com/a/199844/teorii-lichnosti

ovdmitjb

Add comment