Irvuz

Теоретические положения гештальтпсихологии

Содержание

Гештальтпсихология: основные понятия и идеи

Теоретические положения гештальтпсихологии

В начале XX века в Германии Макс Вертгеймер, экспериментально изучая особенности зрительного восприятия доказал следующий факт: целое не сводится к сумме его частей. И это центральное положение стало основополагающим в гештальтпсихологии.

Можно отметить, что взгляды этого психологического течения противоречат теории Вильгельма Вундта, в которой он выделял элементы сознания. Так, в одном из своих научных исследований В. Вундт даёт испытуемому книгу, и просит его оценить то, что он видит.

Сначала испытуемый говорит, что видит книгу, но затем, когда экспериментатор просит его присмотреться внимательнее, он начинает замечать ее форму, цвет, материал, из которой сделана книга.

Представления же гештальтистов отличаются, они полагают, что нельзя описывать мир с точки зрения деления его на элементы. В 1912 году выходит в свет работа М.

Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения», в которой он с помощью эксперимента со стробоскопом показывает, что движение нельзя свести к сумме двух точек [1]. Следует отметить, что этот же год является годом рождения гештальтпсихологии.

В дальнейшем работа М. Вертгеймера приобрела большую популярность в мире и вскоре в Берлине появилась школа гештальтпсихологии, в которую вошли такие популярные научные деятели, как сам Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Курт Коффка, Курт Левин и другие исследователи.

Основная задача, которая стояла перед новым научным направлением – это перенести законы физики на психические явления.

Основные идеи гештальтпсихологии

Основным понятием гештальтпсихологии является понятие гештальта. Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность [2].

Таким образом, гештальт – это структура, которая является целостной и обладает особыми качествами, в отличие от суммы своих составляющих.

Например, портрет человека обычно имеет определенный набор составных элементов, но сам человеческий образ в каждом отдельном случае воспринимается совершенно по-разному. С целью доказательства факта относительно целостности, М.

Вертгеймер провел эксперимент со стробоскопом, который позволил наблюдать иллюзию движения двух попеременно загорающихся источников света. Это явление получило название фи-феномен. Движение было иллюзорным и существовало исключительно в таком виде, оно не могло быть разбито на отдельные составляющие [3].

В своих последующих исследованиях М. Вертгеймер распространяет свои взгляды также относительно и других психических явлений. Мышление же он рассматривает, как поочередную смену гештальтов, то есть возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основное положение гештальтпсихологии, которое заключается в следующем:

1) психические процессы изначально являются целостными и имеют определенную структуру. В этой структуре можно выделить элементы, но все они являются вторичными по отношению к ней.

Таким образом, предметом исследования гештальтпсихологии является сознание, которое представляет собой динамическую целостную структуру, где все элементы тесно взаимосвязаны между собой.

Следующая особенность восприятия, которую исследовали в школе гештальтпсихологии, помимо его целостности, была константность восприятия:

2) константность восприятия представляет собой относительную неизменность восприятия некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. К данным свойствам относится константность цвета или освещения.

Опираясь, на такие особенности восприятия, как целостность и константность, гештальтисты выделяют принципы организации восприятия. Они отмечают, что организация восприятия осуществляется именно в тот момент, когда человек обращает свое внимание на интересующий его объект. В это время части воспринимаемого поля соединяются между собой и становятся одним целым.

М. Вертгеймер выделил ряд принципов, согласно которым происходит организация восприятия:

  • Принцип близости. Элементы, расположенные во времени и пространстве рядом относительно друг с друга, объединяются между собой и составляют единую форму.
  • Принцип схожести. Схожие элементы воспринимаются едино, образуя некий замкнутый круг.
  • Принцип замкнутости. Отмечается тенденция к завершению человеком незаконченных фигур.
  • Принцип целостности. Человек достраивает неполные фигуры до простого целого (прослеживается тенденция к упрощению целого).
  • Принцип фигуры и фона. Всё, что человек наделяет определенным смыслом, воспринимается им как фигура на менее структурированном фоне.

Развитие восприятия по Коффке

Исследования Курта Коффки позволили понять, каким образом формируется восприятие человека. Проведя серию экспериментов, ему удалось установить, что ребенок появляется на свет с несформированными гештальтами, нечеткими образами внешнего мира.

Так, например, любое изменение внешности близкого человека, может привести к тому, что ребенок его не узнает. К.

Коффка предположил, что гештальты, как образы внешнего мира формируются у человека с возрастом и со временем приобретают более точные значения, становятся более ясными и дифференцированными.

Более детально изучая цветовое восприятие, К. Коффка обосновал тот факт, что люди различают не цвета, как таковые, а их отношения между собой. Рассматривая процесс развития цветового восприятия во времени, К.

Коффка замечает, что изначально ребенок способен отличать между собой только те объекты, которые имеют некий цвет и те, что цвета не имеют. Причем окрашенные выделяются им как фигуры, а неокрашенное видится им как фон.

Затем, к довершению гештальта добавляются теплые и холодные оттенки, а уже в более старшем возрасте эти оттенки начинают подразделяться на более конкретные цвета. Однако и цветные объекты воспринимаются ребенком только лишь как фигуры, расположенные на неком фоне.

Таким образом, учёный сделал вывод о том, что в формировании восприятия основную роль играет фигура и тот фон, на котором она представлена. А закон, согласно которому человеком воспринимаются не сами цвета, а их соотношение получил название – «трансдукция».

В отличие от фона, фигура имеет более яркий цвет. Однако существует и явление обратимой фигуры. Это происходит, когда при длительном рассмотрении восприятие объекта меняется, и тогда фон может становиться основной фигурой, а фигура – фоном.

Понятие инсайта по Кёлеру

Эксперименты с шимпанзе позволили Вольфгангу Кёлеру понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок, либо благодаря внезапному осознанию. На основании своих экспериментов В.

Кёлер сделал следующий вывод: предметы, которые находятся в поле восприятия животного и которые никак не связаны между собой, в процессе решения той или иной задачи начинают соединяться в некоторую единую структуру, видение которой помогает разрешить проблемную ситуацию.

Такое структурирование происходит мгновенно, другими словами наступает инсайт, что означает осознание.

Для доказательства того, что решение определенных задач человеком происходит подобным образом, то есть благодаря явлению инсайта, В. Кёлер провел ряд любопытных экспериментов по изучению мыслительного процесса детей. Он ставил перед детьми задачу, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами.

Например, им предлагалось достать игрушку, которая находилась высоко на шкафу. Сначала в поле их восприятия находился только шкаф и игрушка. Далее, они обращали внимание на лестницу, стул, ящик и другие предметы, и понимали, что их можно использовать для того, чтобы достать игрушку.

Таким образом был сформирован гештальт и появилась возможность решить задачу.

В. Кёлер считал, что изначальное понимание общей картины, спустя некоторое время, сменяется более детальной дифференциацией и на основании этого уже формируется новый, более адекватный для конкретной ситуации гештальт.

Таким образом, В. Кёлер определял инсайт как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями [4].

Динамическая теория личности Левина

С точки зрения Курта Левина основной гештальт – это поле, функционирующее как единое пространство, а отдельные элементы к нему подтягиваются. Личность существует в заряженном психологическом поле элементов.

Валентность каждого предмета, который находится в этом поле, может быть, как положительной, так и отрицательной. Многообразие предметов, окружающих человека, способствует возникновению у него потребностей. Существование таких потребностей может проявляться наличием чувства напряжения.

Таким образом, для достижения гармоничного состояния человеку необходимо удовлетворить свои потребности.

На основании основных идей и положений гештальтпсихологии в середине XX века Фредериком Перлзом была создана гештальт-терапия.

Гештальт-терапия по Перлзу

Основная идея данной терапии заключается в следующем: человек и всё, что его окружает – есть единое целое.

Гештальт-терапия предполагает, что вся жизнь человека состоит из бесконечного числа гештальтов. Всякое событие, происходящее с человеком – это некий гештальт, каждый из которых имеет начало и конец.

Важным моментом является то, что любой гештальт должен завершиться.

Однако завершение возможно только в том случае, когда будет удовлетворена та потребность человека, в результате которой возник тот или иной гештальт.

Таким образом, вся гештальт-терапия основывается на необходимости завершения незаконченного дела. Однако существуют различные факторы, которые могут помешать идеальному завершению гештальта.

Незавершенность гештальта может проявляться в течение всей жизни человека и препятствовать его гармоничному существованию.

Для того чтобы помочь человеку избавиться от лишнего напряжения, гештальт-терапия предлагает различные техники и упражнения.

С помощью этих техник гештальт-терапевты помогают пациентам увидеть и осознать каким образом незавершенные гештальты влияют на их жизнь в настоящем, а также помогают завершать незаконченные гештальты.

Примером данных техник являются упражнения, которые направлены на осмысление себя и окружающих. Гештальт-терапевты называют данные техники играми, в которых пациент ведет внутренний диалог с собой, либо выстраивает диалог с частями собственной личности.

Наиболее популярной является техника «пустого стула». Для данной техники используются два стула, которые необходимо расположить напротив друг друга.

На одном из которых размещается вымышленный собеседник, а на другом – пациент, главный участник игры.

Основная идея техники заключается в том, что пациент получает возможность проигрывать внутренний диалог, отождествляя себя со своими субличностями.

Таким образом, для гештальтпсихологии неотъемлемым является тот факт, человек является целостной личностью.

Постоянное развитие данного научного направления по сей день позволяет разрабатывать новые методы работы с разными пациентами.

Гештальт-терапия в настоящее время помогает личности делать свою жизнь всё более осмысленной, осознанной и наполненной, а значит, позволяет достигать более высокого уровня психологического и физического здоровья.

Список литературы:

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зин­ченко. — М.: Прогресс, 1987.
  2. Перлз Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
  3. Шульц Д.П., Шульц С.Э.

    История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во “Евразия”, 2002.

  4. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. – М., 1930.
  5. http://psyera.ru/volfgang-keler-bio.

    htm

Анастасия Каткова
Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Редактор: Бибикова Анна Александровна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/napravleniya/geshtaltpsikhologiya/282-geshtaltpsikhologiya-osnovnye-ponyatiya-i-idei

Гештальтпсихология

Теоретические положения гештальтпсихологии

«Тебе надо закрыть гештальт!» — модный совет, который направо и налево раздают окружающим доморощенные эксперты. И чаще всего понимают значение ставшего уже общеупотребительным термина неправильно.

Чтобы разобраться в сути данного феномена и так ли необходимо его «закрывать», следует обратиться к психологии восприятия, или гештальтпсихологии. Кратко и понятно о том, что это такое, расскажем прямо сейчас.

Психология восприятия для «чайников»: ключевые понятия, фигуры, идеи

Гештальтпсихология — направление науки о психической деятельности, пытающееся объяснить процессы мышления и восприятия. Одним из его предшественников был австрийский философ и психолог Кристиан фон Эренфельс, который и ввел понятие «гештальт» (от нем.

gestalt — форма, структура, образ) в 1890 г. Ученый настаивал, что человек не способен воспринимать материальные объекты напрямую: мы взаимодействуем с информацией при помощи органов чувств (прежде всего зрения) и дорабатываем ее в сознании.

Под гештальтом Эренфельс понимал некий целостный образ, несводимый к сумме его компонентов.

Основатели гештальтпсихологии

Идея Эренфельса получила развитие в начале XX в. благодаря его студенту Максу Вертхаймеру (Вертгеймеру).

Экспериментальным путем немецкий психолог доказал: человеческий мозг воспринимает физический мир не как отдельные фрагменты — кусочки мозаики, — а как упорядоченные, целостные структуры, т. е. гештальты.

Например, когда мы любуемся картиной в Эрмитаже, то не замечаем каждый мазок художника, а видим цельное произведение искусства. И именно эта общая комбинация форм и цветов нас впечатляет.

Кроме М. Вертхаймера, огромный вклад в создание и развитие теории гештальтпсихологии внесли В. Келлер, К. Коффка, К. Дункер, К. Левин и др.

Предмет гештальтпсихологии

Главное, что исследует психология восприятия, — сознание как динамическую структуру, все компоненты которой взаимодействуют друг с другом.

Изначально адепты нового направления ограничивались изучением феноменального поля, т. е. совокупности переживаний субъекта в данный момент времени («здесь и сейчас»). Однако довольно скоро тематика их работ расширилась и обратила взгляд на другие психические явления.

Так, в аспекте проблем гештальтпсихологии мышление — это поочередная смена гештальтов. Иными словами, одно и то же событие может рассматриваться с разных точек зрения.

Также представителей данного подхода волновали вопросы памяти, творческого мышления, динамики личностных потребностей и пр.

Замыкания

Если в воспринимаемом образе присутствуют какие-то пробелы, наш мозг автоматически заполнит недостающие части.

Треугольник без углов все равно воспринимается как треугольник: наше сознание «замкнет» промежутки.

Транспозиции (переноса)

Психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Яркий пример действия этого закона — эксперимент, проведенный Куртом Коффкой.

Исследователь предлагал детям найти конфету в одной из двух чашек, прикрытых картонкой. Лакомство всегда находилось под темно-серой крышкой, под черной не было ничего.

В повторном эксперименте испытуемым пришлось выбирать не между черной и темно-серой картонкой, а между темно-серой и светло-серой.

Дети выбирали последнюю, поскольку ориентировались не на определенные цвета, а на соотношение «светлое — более светлое» .

Прегнантности, или хорошей конфигурации

Отражает одну из основных идей гештальтпсихологии — стремление человеческой психики к стабильности. Когда мы видим образ, то сразу же придаем ему наиболее простую, понятную для нас форму.

Сознание группирует расположенные на одной линии элементы в наклонную черту, а другие воспринимаются нами как разрозненные и беспорядочные.

Фигуры и фона

Особенность человеческой психики — видеть один аспект гештальта как фигуру (замкнутое целое), а другой как фон.

«Ваза Рубина» — классический пример взаимоисключающих отношений фигуры и фона: когда объектом являются лица, ваза отходит на задний план, и наоборот.

Константности

Образ стремится к стабильности и постоянству даже при изменении сенсорного ряда (воздействия на на наши органы чувств).

Положение двери в пространстве меняется, но она все равно воспринимается одинаковой.

Близости

Объекты, расположенные рядом, наш мозг стремится объединить в группы.

Правую часть изображения мы видим как три столбика.

Законы, они же принципы гештальтпсихологии, определяют целостность и упорядоченность восприятия. В действительности, было сформулировано более ста положений, но самые значимые из них — близость, замкнутость, транспозиционность, упрощенность, фигура-и-фон, а также постоянство характеристик.

Методы гештальтпсихологии

Помимо традиционного наблюдения, гештальтпсихологи активно применяли экспериментальные способы изучения. Например, разработанный Карлом Дункером метод «рассуждения вслух». Его суть заключалась в том, что испытуемый должен был проговаривать свои мысли во время решения какой-либо задачи. Этот процесс фиксировался, а затем анализировался психологом.

Новый метод обогатил науку такими понятиями, как «проблемная ситуация», «инсайт» (внезапное озарение) и др. Впоследствии эти термины перекочевали из психологии в гештальт-терапию.

Гештальт-терапия

Во второй половине прошлого века на основе гештальтпсихологии возникло новое психологическое течение, родоначальники которого переосмыслили идеи своих предшественников.

Предметом изучения гештальт-терапии стал человек как целостная система (особенности его мышления и восприятия, характерные формы поведения, желания и потребности), а понятие «гештальт» трансформировалось в синкретический образ определенного события.

Основатели метода, психотерапевты Фриц и Лора Перлз, разработали теорию потребностей и их удовлетворения. Суть ее довольно проста: наша жизнь состоит из гештальтов.

Конфликт в общественном транспорте, взаимоотношения с родителями, разговор с начальником, романтическое увлечение — все это гештальты.

Они могут появиться внезапно, в любую минуту, независимо от нашего желания, возникают из потребностей (часто неосознаваемых) и нуждаются в немедленном удовлетворении.

Что такое незакрытый гештальт?

Это незаконченная в прошлом ситуация, которая искажает наше восприятие мира и ограничивает в действиях, тем самым порождая разные эмоциональные проблемы: страх, недовольство собой и окружающими, депрессию, апатию и пр.

Незакрытый гештальт провоцирует навязчивое желание вернуться и «переиграть» болезненное событие. В результате человек, сам того не осознавая, начинает повторять знакомый сценарий в изменившихся обстоятельствах.

Например, инициирует в новых отношениях конфликты, неразрешенные с прежним партнером.

По сути, от гештальтпсихологии это направление психотерапии взяло идею переструктурирования человеческого опыта «здесь и сейчас» и приведения личности к устойчивому, целостному, гармоничному состоянию.

Пожалуй, самая известная техника гештальт-терапии — упражнение «пустой стул». Напротив пациента ставят стул, просят представить некий объект, вызывающий эмоциональную реакцию, и поговорить с ним.

Это может быть человек, с которым связана конфликтная ситуация, одна из субличностей (например, внутренний критик) и даже физическое ощущение (боль, страх и пр.).

Смысл методики: все, что вы представляете в роли собеседника, всегда имеет важное значение и потенциально является незакрытым гештальтом. Также данная техника позволяет психологу выявить эмоции и качества, которые пациент отрицает или игнорирует.

Источник: https://psihologia.biz/articles/geshtaltpsihologiya.html

Гештальтпсихология основные положения. Понятие гештальтпсихологии

Теоретические положения гештальтпсихологии

загрузка…

Гештальтпсихология – наука, ставшая самым продуктивным вариантом при решении проблемы сохранения целостности австрийской и немецкой психологии. Основные представители гештальтпсихологии, такие как М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин, создали науку для противостояния структурализму.

Они выдвинули следующие идеи гештальтпсихологии:

  • Предмет гештальтпсихологии – это сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности;
  • Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом;
  • Единицей анализа сознания выступает гештальт, т.е. целостная образная структура;
  • Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия;
  • Восприятие не происходит от ощущений, поскольку они не существуют в реальности;
  • Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности;
  • Мышление не может быть рассмотрено как сформированное путем проб и ошибок набор определенных знаний и навыков. Таким образом мышлением является процесс определения и решения условий задачи, через структурирование поля в реальном времени. Опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи.

Гештальтпсихология – это наука, которая исследовала целостные структуры, состоящие из психического поля, разрабатывая новейшие экспериментальные методы. Представители гештальтпсихологии считали, что предметом данной науки несомненно является исследование психики, анализа всех познавательных процессов, динамики и структуры развития личности. Методологический подход к изучению данной науки базируется на понятии психического поля, феноменологии и изоморфизма. Психические гештальты имеют схожие физические и психофизические характеристики, т.е. процессы, происходящие в коре головного мозга, имеют сходство с процессами, происходящими во внешнем мире и осознаваемые нами в переживаниях и мыслях. Каждый человек способен осознать собственные переживания и найти путь выход из сложившейся ситуации. В настоящее время практически все свойства восприятия раскрыты благодаря проведенным исследованиям. Также доказано значение данного процесса при формировании и развитии воображения, мышления и прочих когнитивных функций. Подобный тип мышления представляет собой полнейший процесс формирования образных представлений об окружающем нас мире, позволяя раскрыть важнейшие механизмы творческого мышления.

История возникновения и развития гештальтпсихологии

Впервые, понятие гештальтпсихологии было введено в 1890 году Х. Эренфельсом при исследовании процессов восприятия. Главным свойством данного процесса было выделено свойство транспозиции, т.е. переноса.

В начале XIX века была создана Лейпцигская школа, где собственно и было определено комплексное качество, пронизанное чувством, как единого переживания. Гештальтисты вскоре начинают выходить за рамки психологии, тем самым все К 50-м годам с приходом фашизма проявление резкого стремления к гештальтпсихологии спадает.

Данная наука оказала огромное влияние на процесс формирования и развития психологической науки. И уже к 1978 году было создано Международное психологическое сообщество под названием «Гештальттеория и ее приложения», куда вошли следующие представители из разных стран мира: Германии (З.Эртель, Г. Портеле, М. Штадлер», К.

Гусс), США (А. Лачинс,Р. Арнхейм, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер) и др., Финляндии, Италии, Австрии, Швейцарии.

Основные идеи, факты и принципы гештальтпсихологии

Одним из главнейших представителей гештальтпсихологии является философ Макс Вертгеймер. Его работы были посвящены исследованию зрительного восприятия экспериментальным путем.

Полученные в ходе проведения его исследований данные заложили основы подхода к восприятию (а в дальнейшем и к прочим психологическим процессам) и стимулировали критику ассоцианизма. Так, основным принципом формирования психику стал принцип целостности, согласно которому формируются понятия и образы.

Проведение исследования и восприятия позволили открыть законы восприятия, а в дальнейшем и законами гештальта. Они позволяли раскрыть содержание психических процессов при взаимодействии раздражителей во всем организме, соотнося, структурируя и сохраняя отдельные образы.

При этом соотношения предметных образов не должно быть статичным, неподвижным, но должно определяться меняющимися соотношениями, устанавливаемыми в процессе познания. Дальнейшие кспериментальные исследования Вертгеймера позволили установить, что существует множество факторов, от которых зависит устойчивость фигуры и ее совершенство.

Сюда можно отнести общность цвета, ритмичность в построении рядов, общность света и многое другое. Действие данные факторов подчиняется главному закону, согласно которому действия интерпретируются в качестве стремления к устойчивым состояниям на уровне электрохимических процессов.

Поскольку перцептивные процессы считаются врожденными, объясняя при этом особенности функционирования коры головного мозга, возникает необходимая объективность, превращающая психологию в объяснительную науку. Анализ проблемных ситуаций, а также способы их решения позволили Вертгеймеру выделить несколько этапов процессов мышления:

  • Возникновение направленного чувства напряженности, мобилизирующего творческие силы каждого человека;
  • Проведение анализа ситуации и осознания проблемы для создания единого образа сложившейся ситуации;
  • Решение сложившейся проблемы;
  • Принятие решения;
  • Стадия исполнения.

Опыты Вертгеймера раскрыли отрицательное влияние привычных методов восприятия структурных отношений. Публикуемые издания рассматривают анализ творческого мышления (его механизмов) и проблемы творчества в науке.

загрузка…

Источник: http://www.edu-psycho.ru/geshtaltpsihologiya-ponyatie-i-osnovnye-idei-geshtaltpsihologii.html

Кратко об основных положениях и идеях гештальтпсихологии

Теоретические положения гештальтпсихологии

Гештальтпсихология зародилась в Германии в начале 20-го века.

Данное направление основано на идее о целостности сознания человека.

Что такое эмоциональная терапия Н.Линде и А.Эллиса? Узнайте об этом из нашей статьи.

Гештальт — определение простыми словами, значение слова

Гештальт — это теория восприятия.

Само слово «гештальт» переводится как «фигура», «форма», «структура», «образ».

Но подобный перевод не отображает глубинной сути понятия, описывающего обширную категорию.

Слово «гештальт» является ключевым элементом в гештальтпсихологии. Оно обозначает определенную форму организации отдельных частей или структуру, посредством которой сумма индивидуальных элементов превращается в целое.

Пример: Завидев кошку, человек воспринимает ее как единое целое, называемое «кошкой». Он не делит ее на лапки, усы, хвост, голову и т.д.

Что это за направление в психологии?

Гештальтпсихология — это одно из самых неоднозначных и обсуждаемых направлений на Западе.

Суть его заключается в том, что индивидуум воспринимает окружающую реальность не как набор отдельных фрагментов или единиц, а как мир упорядоченных сочетаний взаимно расположенных предметов и/или их частей.

Исходя из этого, к работе с сознанием и его изучению следует подходить целостно, не расчленяя его (сознание) на элементы.

Предмет исследования

Когда научная школа находилась на этапе становления, предметом гештальтпсихологии было феноменальное поле.

Затем внимание сместилось с восприятия на попытки объяснить мыслительные механизмы.

Основатель

Основоположником данного направления стал немецкий психолог Макс Вертгеймер, гештальтпсихология для которого была новой и эффективной формой психоанализа. Работали над развитием гештальтпсихологии такие представители, как Курт Левин, Вольфганг Келлер и Курт Коффки.

Основные идеи, положения, принципы, понятия

Центральный тезис или идея гештальтпсихологии: «Целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей».

Отец-основатель гештальтпсихологии рассматривал мышление как последовательную смену гештальтов, т.е. видение одной и той же проблемы под разными углами. Из этого вытекают основные положения направления психологии:

  1. Все психические процессы имеют определенную структуру и такое качество, как целостность. Структуру можно разбить на элементы, но они будут вторичны по отношению к целому. Т.е. сознание — это сложная структура, где все единичное тесно связано между собой и образует цельность.
  2. Константность восприятия. Как бы ни менялись условия восприятия, некоторые объекты/явления/предметы и присущие им свойства будут восприниматься одинаково и неизменно по отношению к самим себе.

Ключевые принципы гештальтпсихологии, определяющие научную школу:

  • близости (все, что находится рядом, воспринимается в совокупности);
  • схожесть (все, что имеет сходство по форме, цвету и объемам воспринимается в совокупности);
  • целостность (восприятие стремится упростить и довести до цельности);
  • замкнутость (фигуры должны обладать формой);
  • смежность (близкое расположение стимулов во временном и пространственном поле);
  • единая зона (гештальт формирует актуальное восприятие ровно, как и пережитый опыт вместе с научением).

О становлении психологии, как науки о сознании человека, читайте здесь.

Законы

  • закон фона и фигуры (фигуры воспринимаются как единое и завершенное, а фон как нечто непрерывное, расположенное на последующем за фигурой плане);
  • закон транспозиции (психика реагирует не на единичные раздражители, а на их соотношение);
  • закон прегнантности (при наличии альтернативных вариантов человек склоняется к восприятию самой элементарной и стабильной фигуры);
  • закон константности (все стремится к постоянству);
  • закон близости (стремление к объединению в единое целое объектов, смежных в пространстве и времени);
  • закон замыкания (когда человек встречается с непонятным, мозг пытается преобразовать данный объект во что-то доступное).

Достоинства и недостатки

К плюсам гештальтпсихологии можно отнести проработку таких важных проблем, как восприятие, память, мышление и межличностных коммуникаций.

Также были затронуты и подробно рассмотрены проблемы творческого мышления.

Был выявлен феномен «инсайта» как концентрации на целостности структуры ситуации.

Через исследование восприятия были выявлены законы «фигуры», «транспозиции» и т.д.

Основной минус гештальтпсихологии — это небольшой теоретический потенциал, который был исчерпан уже к 30-ым годам.

При этом не все выводы и интерпретации в направлении обоснованы (например, вопрос изоморфизма). Часть положений гештальтпсихологии имеет достаточно нечеткую формулировку.

Кто такой гештальт-терапевт?

Гештальтист — кто это? Гештальт-терапевт — это специалист, который помимо базового психологического образования обучился также по направлению гештальтпсихологии.

Гештальт-терапевт или гештальтист помогает клиентам:

  • осознать повторяющиеся механизмы поведения, которые блокируют успех в том или ином вопросе;
  • отследить, как повторяющиеся модели поведения проявляются в ситуациях;
  • научиться менять свои привычные модели поведения, т.е. выбирать между привычной и замещающей моделью;
  • нести ответственность за собственный выбор;
  • получать положительные эмоции от совершенного выбора.

Отцом гештальт терапии является ученый Фриц Перлз.

Каковы основные направления и задачи социальной психологии? Ответ вы найдете на нашем сайте.

Описание метода терапии

Гештальттерапия акцентирует внимание человека на текущем моменте и на процессах, протекающих в данную минуту в данном месте.

Терапия развивает осознанность, ответственность и возвращает способность к переживанию внутренних чувств и эмоций, зачастую подавленных.

Она развивает образ индивидуума на базе пяти сфер:

  • физическая;
  • эмоциональная;
  • рациональная;
  • социальная;
  • духовная.

Гештальттерапия берет на вооружение самые различные методы, включая словесные и практические, подключая речь, чувства, фантазию, сновидения, двигательную активность, тело и т.д.

Целью терапии является снятие внутренних блоков и стимулирование развития, «включение» саморегуляции.

Базой для этого становится осознанное восприятие цикла контакта с внутренним и окружающим миром, а также полноценное «проживание» эмоций.

Гештальт-терапевты считают нормальным, если длительность терапии составляет 2 года. Далее сеансы следует прекратить.

Гештальтпсихотерапия помогает справиться с непережитым горем, за счет принятия и проработки сильных страданий. Она помогает решить проблемы коммуникации с детьми и родителями, избавиться от разрушающих установок, пережить конфликтные ситуации.

По своей сути гештальттерапия и гештальтпсихотерапия идут в неразрывной связке, сообщаясь методами и подходом.

Гештальт-консультирование также рассматривают в рамках гештальт-подхода. Технику работы с человеком при этом разделяют на технику диалога и проективную технику (работа с фантазией, снами, воображением и т.д.).

Методики и техники

Благодаря гештальт-подходу можно разрушить невротические механизмы.

Борьба с ними происходит по определенным правилам.

И большую роль в этом играет разбор определений, которые становятся отправной точкой для начала терапии:

  1. «Интроекция» в гештальт терапии. При интроекции индивидуум принимает установки, нормы и модель мышления извне, принимая их за личные. В результате родители, друзья, близкие и т.д. программируют человека на успех или неуспех.
  2. «Проекция» в гештальт терапии. Стремление человека переложить ответственность за собственную жизнь на внешний мир (окружение). А свои отрицательные качества индивидуум не осознает, но при этом приписывает их другим людям.
  3. «Слияние» в гештальт терапии. Человек находится в том состоянии, когда личные границы максимально стерты. Он не отличает свои собственные чувства и мысли от чувств и мыслей людей, которые были или пребывают с ним в контакте. В речи у такого человека часто фигурирует местоимение «МЫ».
  4. «Ретрофлексия» в гештальт терапии. Проецирование поступков и эмоций, предназначенных для окружающих, на самого себя. Человек как бы делит собственную личность на две части.
  5. «Эготизм» в гештальт терапии. Состояние, при котором человек замыкается в своих мыслях, фантазиях и не может на 100% пребывать и растворяться в реальности.
  6. «Профлексия» в гештальт терапии. Поведение человека, при котором он поступает с окружающими людьми именно так, как хотел бы чтобы поступили с ним.

Все эти понятия — формы прерывания контакта в гештальт терапии.

Психотерапевтический процесс в гештальттерапии требует соблюдения некоторых условий:

  1. Употребление местоимения «Я» и отказ от «мы», «он», «она», «они».
  2. Отказ от глаголов «не могу» и «не хочу» в пользу «должен» и «предпочитаю».
  3. Раскрытие потенциала и смысла слова «это».
  4. Прямое обращение вместо описаний людей в третьем-лице.
  5. Отказ от вопроса «почему» и замена его на вопрос «как», чтобы из рассуждений уйти в чувственную сторону.
  6. Замена вопросительных формулировок на утвердительные.

Технические процедуры в гештальт-терапии называют играми.

Это различные действия, которые активируют различные чувства и переживания, отчужденные части личности с помощью воплощения в реальности мысленных образов.

Очень часто в гештальт-терапии встречается техника «пустого стула». Эта техника помогает выявить и усилить скрытые чувства.

Пустой стул в этом случае как бы занимает какой-либо человек, отношение к которому для участника гештальттерапии остается не до конца объяснимым. В результате прием катализирует воображение.

Когда происходит прерывание контакта в гешальттерапии (клиент не испытывает чувств или не замечает их, не понимает своих желаний и их природы, эмоции идут на спад) терапевт задает наводящие вопросы:

  • «Что ты ощущаешь?»
  • «Что происходит у тебя в теле?»
  • «Какие эмоции преобладают в твоей голове?» и т.д.

Это помогает вернуть контакт.

Терапевт также делится своими собственными чувствами, чтобы клиент мог использовать эти чувства как среду для дальнейшей реакции.

Примеры упражнений

«Челночное движение»

Клиент переживает события прошлого этапами, как бы по ступенькам возвращаясь в предыдущий день.

Человек визуализирует травмирующее событие, заново его переживает и закрывает тем самым гештальт.

«Противоположные ассоциации»

Клиент и терапевт поочередно называют понятие. Сначала — негативное, потом тоже понятие в связке с позитивной ассоциацией. Например, сочетание понятия «слезы» и «слезы радости».

«Верх и низ»

Упражнение применяется в условиях групповой терапии. Один стоит на стульчике, другой встает перед ним на корточки. Затем участники меняются местами и делятся эмоциями/ощущениями.

«Лицо»

Клиент ложится и пытается почувствовать свое лицо, рот, нос, лоб. Затем он, не влияя на выражения своего лица и не изменяя его, пытается осознать данное выражение. Сосредотачиваясь на нем необходимо также улавливать непроизвольные изменения в лице.

В результате клиент переживет несколько разных настроений.

«Антиквариат»

Клиенту необходимо мысленно представить, как он заходит в антикварный магазин и покупает там вещь. Затем он сливается с этой вещью, представляя себя антикварным объектом. От имени этого предмета он рассказывает свои историю, раскрывает секреты бывших хозяев и описывает свои чувства/эмоции будучи антикварной вещью.

«Два стула»

Случается так, что человек чувствует противоречия межу собственными эмоциями.

С одной стороны он испытывает острое раздражение, а с другой стороны раскаяние за негативные эмоции. Сценариев может быть масса. Упражнение «два стула» помогает разобраться в себе.

Клиент поочередно садиться на «злой» и «добрый» стул, отыгрывая за каждую сторону своей личности. В процессе человек может прочувствовать противоречивые эмоции и выйти из конфликта, закрыв гештальт.

Обучение и практика

Гештальт тренинги и курсы гештальт-терапии очень популярны на данный момент, так как методы и техники терапии можно применять самостоятельно, без строгого контроля со стороны терапевта. Однако для этого необходимо обладать базой знаний по теме.

Даже групповые и частные занятия дают хорошую и крепкую базу для последующей самостоятельной проработки своих чувств и эмоций. Все дело в том, что запускается процесс саморегуляции психики и развивается осознанность.

Гештальтерапия помогает не только решать проблемы психологического и эмоционального характера. Она также способствует развитию творческого потенциала, раскрытию личности и тренировке воображения. Сегодня терапия (групповая и частная) применяется даже как профилактика.

Что такое гештальт-терапия? Основы гештальт-терапии в этом видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/geshtaltpsihologiya-kratko.html

ovdmitjb

Add comment