Irvuz

Технократическое (проективное) мышление

Проектное мышление – психология

Технократическое (проективное) мышление

Многие обыватели считают дизайнеров и специалистов художественно-синтетических профессий людьми не от мира сего.

Некоторым на самом деле, на каком-то этапе профессиональной деятельности немножко “сносит крышу”, сами понимаете, работа творческая, если не уметь подходить к ней профессионально, действительно можно уйти в дебри, откуда редко кто возвращается нормальным. Такие примеры встречаются.

По — этому, чтобы стать успешным дизайнером, необходимо подходить к работе профессионально. А здесь уж никак не обойтись без системного, проектного мышления.

Что это такое?

Проектное мышление — это определенные действия, система, которую использует дизайнер, при работе над проектом. Опишу одну из таких систем на примере.

Поступил заказ, например на создание логотипа. С чего начать работу? Разумеется, с подготовительной части. Нужно изучить объект проектирования. Для этого есть бриф, специальный документ, в котором дизайнер прописывает все вопросы для нового клиента и нового проекта. Обычно бриф бывает на 1–2 страницы. Это очень важный документ.

В нем рассказывается суть проекта, пожелания заказчика, примеры конкурентов, которые ему понравились и которые не понравились. Даются ссылки на источники, которые нужно дизайнеру изучить, все, что касается компании заказчика, его контактная информация и общие пожелания. Т.е. в брифе дается максимальная информация для работы дизайнера.

Иногда к брифу или отдельно от него, если проект достаточно простой, собирается архивная папка, куда собирают образы, ассоциации, цветовые сочетания, шрифты, все то, что отражает суть идеи, которая была озвучена заказчиком.

Можно сказать это ассоциативный ряд, который должен возникнуть при взгляде на тот или иной предмет, который является объектом проектирования.

Второй этап — эскизирование. Изучив всю информацию, по проекту, он начинает создавать образы и объекты, в данном случае логотип. Подбирает шрифты, рисует на бумаге или в программе, это по желанию, кому как удобнее.

Третий этап — отбор. Из множества вариантов, дизайнер самостоятельно выбирает наиболее подходящие, по критериям брифа.

Четвертый этап — согласование с заказчиком. Совместно отбираются один или два варианта. Это крайне важно отобрать 1–2 варианта максисум, которые дальше можно будет доработать и один из этих вариантов сделать заключительной версией.

Пятый этап — второе согласование. Финальное.

Шестой этап — готовая работа передается заказчику.

Отдельно отмечу, что в данном примере, были заранее улажены все финансовые аспекты. Крайне важно! Сделана предоплата перед началом работы. После финального согласования заказчик также оплатил вторую часть гонорара. Только после этого готовая работа, исходники, передаются клиенту, записанные на диске или в архиве. Это пример хорошо, работающей системы.

Разумеется, этапы можно менять местами, при условии, если вы заключили договор. Если вы работаете без него, то данная схема проявила себя оптимально. Желательно этапы согласования заверять письменно, если клиент, достаточно сложный. При любом споре вы можете предъявить ему подписанный документ. Это самая лучшая защита.

А теперь немного про то, как проектное мышление можно применить к обычной жизни. Лучше все разбирать на примерах. Есть, например, задача, молодой хозяйке нужно сварить борщ для любимого мужа.
До этого она никогда этого не делала. С чего ей нужно начать, какие этапы проекта “борщ” нужно пройти.

Прежде всего, ей нужно собрать информацию об этом блюде. Источников много кулинарные сайты, книги о вкусной и здоровой пище, в конце концов, можно позвонить маме и спросить ее про секрет создания борща. После сбора всей необходимой информации, она выбирает один из вариантов, например: украинский борщ с пампушками.

Идет в магазин, согласно списку покупает продукты. В рецепте дается четкая последовательность, как готовить это блюдо, пока хозяйка не имеет большой опыт, она придерживается рецепта, позже она сможет готовить его почти не глядя, используя необычные ингредиенты, а пока строго следует инструкции.

Сначала она делает бульон, после этого добавляет туда овощи, специи, соль по вкусу. Во время “проекта” она делает “согласование” пробует на вкус, то, что получается. Добавляя при этом то, чего не хватает.

После финального согласования, возможно, она дает снять пробу любимому мужу, ее проект “борщ” готов! Подается к столу со сметанкой и зеленью на радость любимому мужу.

Приятного вам проектирования!

© Екатерина Сидорова

Источник:

Как выглядит конструктивное мышление?

Сама эта способность дана нам от природы. Но, как и все человеческие способности, она требует научения и развития. А мы ведь помним, что учиться никогда не поздно? Ведь конструктивное мышление — не более чем навык. И как любой навык, оно вырабатывается и входит в привычку.

Здесь же кроется и сложность. Если мы не мыслим конструктивно — значит, мыслим неконструктивно, так? И это неконструктивное, подверженное эмоциям и готовое по любому поводу отклониться в сторону мышление привычно настолько, что кажется естественным.

Давайте определимся с практическим «приложением» конструктивного мышления. То есть попробуем понять, зачем и когда оно применимо.

Как ни странно, конструктивное мышление не всегда и не везде уместно. Основанное на логике, оно эффективно при принятии решений в ситуациях, поддающихся логическому же анализу.

Возможны ли исключения? Конечно! Например, когда решение должно диктоваться прежде всего сердцем, чувствами. Или интуицией.

Главное и самое трудное здесь — ясно понимать, когда «отдаться чувствам», а когда «включить голову».

Конструктивному мышлению свойственны:

1. Конкретность.

Не бывает ничего «в общем», «как всегда», «обычно» и пр. Мы всегда формулируем конкретную задачу. И чем конкретней, четче, определенней, тем лучше.

2. Целенаправленность.

Определившись с темой, задачей, целью, не растекаемся мыслью по древу… то есть не уходим от темы. Как бы ни хотелось отклониться от основной задачи. Это касается и этапа формулировки задачи, и этапа ее решения.

Поймали себя на том, что отвлеклись — немедленно вернитесь к основной задаче. Это сложно, но со временем превращается в устойчивый навык.

Всегда помните: вы решаете конкретную и совершенно определенную задачу!

А когда она решена — можно вспомнить, что же еще интересного пришло нам на ум в процессе размышления над основной задачей. И может быть, сфокусироваться на новой достойной цели…

3. Отстраненность от эмоций.

Избавиться от эмоций невозможно. И не нужно — на то мы живые люди, чтобы чувствовать и переживать. Но временно абстрагироваться от эмоций, как бы отставить их в сторону, придется. Повторю: не избавляться, а отстраниться. Неплохо бы заодно проанализировать сами чувства/эмоции/переживания. Разумеется не все, а имеющие непосредственное отношение к данной конкретной задаче.

Увы, чувства слишком часто вмешиваются там, где стоило бы подумать. И мы принимаем не лучшие решения. Ведь чувства не всегда позитивны, как, например, симпатия, радость, удовольствие. Не реже (а может, чаще) наш выбор диктуется страхом, злостью, гневом. Никто не объявляет эти (да и любые другие) чувства лишними, но все хорошо к месту и вовремя!

Возьмем страх. Нет ничего глупее, чем пытаться от него избавиться. Ни в коем случае! Это наш охранитель… Вот только слишком часто он сигнализирует об опасности преждевременно и не к месту. Как любые другие эмоции. Так что выбор невелик: либо лелеять свои эмоции, либо целенаправленно мыслить.

4. Позитивность.

Раз уж поставили задачу — не ищите причин ее не решать. Иначе зачем вообще было все это затевать? Чтобы не решить? Сосредоточьтесь не на препятствиях и трудностях, а на путях выхода из ситуации. В общем, думайте не о проблеме, а о решении!

5. Поэтапность.

Всегда помним о конечной цели. Это наш ориентир, на который нацелен весь процесс размышления. Тем не менее сразу рваться к реализации конечной цели не всегда стоит. Многие задачи куда лучше решаются поэтапно, а некоторые только так и решаются. «Путь» к цели разбивается на небольшие этапы. И постепенно, ступенька за ступенькой…

Главное здесь — не увлечься, не уйти в сторону. А для этого всегда помним о конечной цели, о том, для чего все это затеяли. И не увлекайтесь процессом, важен результат и только результат.

Наверное, есть еще немало черт, отличающих рациональное мышление. Но давайте попытаемся освоить хотя бы перечисленные пять. Это не так мало и потребует на первых порах серьезных усилий. Зато и результаты не замедлят сказаться! Пробуйте — и сами не заметите, как рациональное мышление станет для вас нормальным методом решения жизненных задач.

Источник:

Как меняет жизнь проектное мышление?

Сейчас проектное мышление – одна из ключевых компетенций в бизнесе. И ясно  почему.

Такой тип мышления позволяет достигать запланированных результатов  тогда, когда задачи сложны, неясны, запутаны, есть много неизвестных и риски, которые сложно оценить. А условия могут постоянно меняться.

Это классические вводные «эпохи   турбулентности». Причем, не только для бизнеса. Так что же такое проектное мышление и как его можно использовать в каждодневной реальности?

Что это

Первое и самое главное – это практическое мышление. Здесь нет ничего отвлеченного, «из головы». Принцип такой: придумал-попробовал-сделал вывод. И далее по этой схеме – пока не будет достигнут нужный результат. Кстати, о результате. Он – самое главное. Ради него все и затевается. Сначала – ясный  образ желаемого результата. Потом – план по его достижению.

Второе  – это управляемый риск, упорядоченный хаос и распутывание даже самого запутанного.  Проектировщик – человек, которого такие «мелочи» не пугают.

Он знает, что если немного поработать – все можно сделать управляемым. И в итоге придти к ранее нарисованной картинке.

Навык мыслить и действовать проектно помогает предусмотреть все: сроки, ресурсы, приоритеты, последовательность, риски и т.д.

Третье – как этому научиться? Это опыт. Но он приходит не сразу. А сразу есть цель, необходимость достичь ее и смелость с известной долей здорового авантюризма. Смелость, идущая от значимой цели.

Такая смелость дает несокрушимую уверенность, что «ты все можешь». Не знаешь – найдешь, где узнать. Не хватает ресурсов – найдешь, где взять.

Не получается сразу – найдешь как сделать так, чтобы получилось.

Что проект, а что — нет

Но для начала хорошо бы определиться в понятиях. Что можно назвать проектом? Проект — конкретная задача с четкими сроками и результатом — цель и план.

Поэтому желание больше зарабатывать – это не проект. Нет ясности насколько нужно увеличить доход, когда и за счет чего. Это направление, которое при желании можно преобразовать в проект. «Я хочу в два раза повысить свой доход в течении полугода.

Для этого мне нужна более высокооплачиваемая работа в крупной компании. Мое резюме удовлетворяет этим требованиям. Для достижения желаемого результата  нужно сделать следующие шаги». Отлично, вот теперь это плодотворная дебютная идея для проекта.

С ней можно двигаться дальше.

Как это происходит

Для того, чтобы проект начал реализовываться, его надо проверить по чек-листу этапов работы. В основе проектного мышления лежит «золотой треугольник»: Результат — Стоимость — Время.

Если сказать проще, то результат достигается оптимальным способом с учетом соотношения «цена-качество» в указанные сроки. И это – основной ориентир.

Если нарезать этого слона на части, то можно выделить следующие этапы разработки проекта:

1 этап — анализ ситуации

У каждого проекта есть контекст – своеобразная окружающая среда. И для того, чтобы принять решение, открывать этот проект или нет, — необходим анализ.

Зачем этот проект нужен, каковы перспективы и риски. Для того, чтобы принять правильное решение – посмотрите на реалистичность, рентабельность и смысл проекта для себя лично.

Здесь и сейчас это для вас реально? Есть ли у вас нужные ресурсы и можете ли вы найти недостающее? Осуществляя этот проект вы приобретете больше, чем потратите?  Лично вам это интересно? Этот проект связан с чем-то еще более важным в вашей жизни?

2 этап – формулирование цели проекта

Для реализации проекта вы должны ясно и четко представлять, что вы хотите в результате достичь. И цель должна быть ясной, четкой, сформулированной в позитивном утверждении (без частицы «не»). Для формулировки можно использовать принцип SMART.

Цель должна быть обязательно записана! Пока это есть только в вашей голове – это не цель, это мечты.

3 этап – планирование

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/__trashed-172.html

Психологическая энциклопедия – значение слова Технократическое Мышление

Технократическое (проективное) мышление

(англ. technocratic thinking) – мировоззрение или менталитет, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в т. ч. и психотехники) над человеком и его ценностями. Т. м.

– это рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для Т. м. не существует абсолютных категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства.Существенная особенность Т. м.

– взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как наличность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей. Т. м.

весьма неплохо программирует присущий ему субъективизм, за которым, в свою очередь, лежат определенные социальные интересы.Т. м. не тождественно мышлению ученых или техников. Т. м. – это, скорее, прообраз искусственного интеллекта, хотя К. Шеннон (создатель теории информации), Н. Винер (создатель кибернетики), Д.

фон Нейман (один из создателей вычислительной техники) не раз предупреждали об опасности технократической трактовки их открытий и достижений. Это же относится и к великим физикам XX в., участвовавшим в создании атомной и водородной бомб.Т. м. существует реально и играет не последнюю роль в возникновении многих глобальных проблем современности.

Есть опасность, что создаваемый на основе его средств искусственный интеллект будет еще страшнее, особенно если он во всей своей стерильности станет прообразом человеческого мышления. Сейчас разрушительная мощь интеллекта действительно оценивается планетарными масштабами, но как далека она от того, о чем мечтали Тейяр де Шарден и В. И.

Вернадский, говоря о ноосфере, о сфере разума. Интеллект, приобретая планетарные масштабы, далеко не всегда может сохранить хотя бы земную ответственность. Мысль до тех пор не м. б. признана мыслью, пока она не будет содержать еще и мысли о смысле человеческого бытия. См. Интуиция совести. (В. П. Зйнченко.)

Смотреть значение Технократическое Мышление в других словарях

Мышление И Мышление Ср. — 1. Высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности; способность человека мыслить. 2. Процесс действия по знач. глаг.: мыслить……..
Толковый словарь Ефремовой

Мышление Ср. — 1. см. мышление.
Толковый словарь Ефремовой

Мышление — мышленя, мн. нет, ср. 1. Способность рассуждать, мыслить, как свойство человека. Ммышление и сознание – функции человеческого мозга. 2. Действие по глаг. мыслить в 1 знач. (книжн.). образами.
Толковый словарь Ушакова

Мышление Политическое — – форма политического сознания, которая при осознании социально-политической сферы использует рациональные способы познания. Политическое мышление – одна из основных……..
Политический словарь

Новое Мышление — — одно из словосочетаний, пришедшее в русский язык после начала печально известной перестройки М. С. Горбачёва. Это выражение подразумевает слом традиционного мышления……..
Политический словарь

Мышление — , МЫ́ШЛЕНИЕ, -я; ср.1. Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности………

Толковый словарь Кузнецова

Групповое Мышление — – тенденция отдельных личностей подавлять свою собственную точку зрения на ту или иную проблему, чтобы не нарушать гармонию группы.

Экономический словарь

Новое Педагогическое Мышление — – проблемно-вариативное мышление, предполагающее возможность многовариативного достижения целей обучения и воспитания, как одной из исходных своих посылок; мышление……..
Экономический словарь

Стратегическое Мышление В Маркет — ( trategic thinking in marketing) образ новейшего делового мышления, направленный на то, чтобы придать действиям хозяйственной единицы целенаправленность, энергию и гибкость……..

Экономический словарь

Мышление — — обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем
Юридический словарь

Майера Кататимное Мышление — (H. W. Maier, 1882-1945, нем. психиатр) см. Мышление кататимное.
Большой медицинский словарь

Мышление — опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и существующих между ними связей, осуществляемое путем мыслительных операций (анализа……..
Большой медицинский словарь

Мышление Абстрактное — М., оперирующее сложными, отвлеченными понятиями и умозаключениями, отличающееся тенденцией к созданию рационалистических систем.
Большой медицинский словарь

Мышление Амбивалентное — (лат. ambi- вокруг, с обеих сторон + valens, valentis сильный) расстроенное М., характеризующееся одновременным возникновением и сосуществованием противоположных, противоречащих друг другу мыслей.
Большой медицинский словарь

Мышление Архаическое — М., оперирующее ограниченным кругом старых представлений, нередко связанных с древними мифами.
Большой медицинский словарь

Мышление Аутистическое — (греч. autos сам) расстроенное М., определяемое преимущественно или исключительно внутренним миром субъекта, его установками, внутренними переживаниями и т. д., которые……..
Большой медицинский словарь

Мышление Бессвязное — см. Мышление некогерентное.
Большой медицинский словарь

Мышление Вязкое — замедленное, тугоподвижное, трудно переключаемое М. с застреванием на малосущественных деталях.
Большой медицинский словарь

Мышление Дереистическое — (лат. приставка de-, означающая устранение, отрицание чего-либо + res, rei вещь) М. с суждениями и умозаключениями, определяющимися в большей степени эмоциями и желаниями больного,……..
Большой медицинский словарь

Мышление Заторможенное — расстроенное М., характеризующееся замедлением его темпа, обеднением ассоциаций, сужением тематического содержания.
Большой медицинский словарь

Мышление Инкогерентное — (лат. incohaerens. incohaerentis бессвязный: син. М. бессвязное) расстроенное М., при котором нарушена последовательность мыслительных процессов, разорваны ассоциативные, логические……..
Большой медицинский словарь

Мышление Инфантильное — (син.: М. прелогическое, М. синкретическое) М., при котором объединяются несовместимые звенья, не проводится различий между субъективными представлениями и объективным……..
Большой медицинский словарь

Мышление Кататимическое — см. Мышление кататимное.
Большой медицинский словарь

Мышление Кататимное — (греч. katathymeo падать духом, унывать: katathymios находящийся в душе, в мыслях; син.: Майера кататимное мышление, М. кататимическое) расстроенное М., протекающее преимущественно……..
Большой медицинский словарь

Мышление Конкретное — М., оперирующее простыми, определенными, взятыми из повседневной жизни понятиями и представлениями.
Большой медицинский словарь

Мышление Магическое — М., определяющееся фантазиями, религиозными и суеверными представлениями о сверхъестественных силах.
Большой медицинский словарь

Мышление Насильственное — расстроенное М., при котором непроизвольно возникают мысли чуждого больному содержания.
Большой медицинский словарь

Мышление Образное — М., оперирующее наглядными, чувственными представлениями.
Большой медицинский словарь

Мышление Обстоятельное — М., характеризующееся неспособностью разделения главного и второстепенного, оперирующее множеством несущественных подробностей.
Большой медицинский словарь

Мышление Паралогическое — (греч. paralogos противный разуму, неразумный) расстроенное М., характеризующееся утратой логических связей, неспособностью делать правильные выводы, вытекающие из логических предпосылок.
Большой медицинский словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Технократическое Мышление

Источник: http://slovariki.org/psihologiceskaa-enciklopedia/27554

Технократическое мышление

Технократическое (проективное) мышление

Технократическое мышление (англ. technocratic thinking)— мировоззрение или менталитет, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами,смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в т. ч.

и психотехники)над человеком и его ценностями. Т. м. — это рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для Т. м. не существует абсолютных категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства.

Существенная особенность Т. м.

— взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность,для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей.Т. м.

весьма неплохо программирует присущий ему субъективизм, за которым, в свою очередь, лежат определенные социальные интересы.

Т. м. не тождественно мышлению ученых или техников. Т. м. — это, скорее, прообраз искусственного интеллекта,хотя К. Шеннон (создатель теории информации), Н. Винер (создатель кибернетики), Д.

фон Нейман (один из создателей вычислительной техники) не раз предупреждали об опасности технократической трактовки их открытий и достижений. Это же относится и к великим физикам XX в.

, участвовавшим в создании атомной и водородной бомб.

Т. м. существует реально и играет не последнюю роль в возникновении многих глобальных проблем современности. Есть опасность, что создаваемый на основе его средств искусственный интеллект будет еще страшнее, особенно если он во всей своей стерильности станет прообразом человеческого мышления.

Сейчас разрушительная мощь интеллекта действительно оценивается планетарными масштабами, но как далека она от того, о чем мечтали Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский, говоря о ноосфере, о сфере разума. Интеллект, приобретая планетарные масштабы, далеко не всегда может сохранить хотя бы земную ответственность. Мысль до тех пор не м. б.

признана мыслью, пока она не будет содержать еще и мысли о смысле человеческого бытия. См. Интуиция совести.(В. П. Зинченко.)

Поделитесь с Вашими друзьями:

Психологический словарь впервые был издан в 1983 г. Инициатива его создания принадлежала Анатолию Александровичу Смирнову1(1894-1980), который в 1960-е гг. организовал небольшую группу энтузиастов во главе с Николаем Ивановичем Жинкиным (1893-1979) для составления словника и работы над словарем. Таким образом, работа над ним продолжалась более 20 лет. Не только А. А. Смирнову и Н. И. Жинкину, но и многим авторам, в числе которых Б. М. Теплов, П. А. Шеварев, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Л. И. Божович, Н. А. Менчинская и др., не довелось дожить до выхода его в свет. Сейчас трудно сказать, почему Словарь не был издан на рубеже 1960-1970-х гг. К нему вернулось по настоянию того же А. А. Смирнова другое поколение психологов. Основу словаря сохранили, она была достаточно добротной.

Второе издание (1996) и нынешнее были существенно дополнены и переработаны как здравствующими авторами первого издания, так и новыми.

При редактировании сняты считавшиеся когда-то незыблемыми, но оказавшиеся вполне ситуативными идеологические штампы, чрезмерное восхваление советской науки, которое и тогда уже выглядело довольно комичным, тем более что реальные достижения отечественной науки в нем не нуждались. А такие достижения действительно имелись, и было их не так уж мало.

Во всяком случае за годы так называемой перестройки принципиально нового и сравнимого по значимости с результатами, полученными в научных школах Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского,Л. И. Божович, В. А. Вагнера, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина,Н. Ф. Добрынина, Н. И. Жинкина, А. В.

Запорожца, Б. В. Зейгарник,П. И. Зинченко, Г. С. Костюка, С. В. Кравкова, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова,А. Р. Лурия, Н. А. Менчинской, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, В. Д. Небылицына, С. Л. Рубинштейна,А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, Д. Н.

Узнадзе, Г. И. Челпанова, Г. Г. Шпета, Д. Г. Элькина, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова,практически нет. Этим наследием опасно пренебрегать. Ветви без корней чахнут. Память дана, чтобы помнить, в том числе и о том, в какое время жили и творили названные ученые.

Они создали свою эпоху в развитии отечественной психологии, которая продолжается, правда, не в коллективном сознании психологии, а в индивидуальном. Может быть, это и неплохо. Стадный инстинкт в науке губителен. Вопреки представлениям А. Н. Леонтьева, психология развивается не в ствол, а в куст.

Возникли многие новые точки приложения ее усилий, академическая психология ушла в тень, наступила «методологическая передышка», исчезли «концептоманы» и «психодигматики», теоретические изыски оказались не в чести. Прошла пора, когда «каждый сам себе Выготский», как заметила как-то Б. В. Зейгарник. И вместе со всем этим появилось новое разнообразие, которое делает психологию более устойчивой, чем прежде.

Отметим также, что при создании «Большого психологического словаря», особенно при составлении его словника и редактировании дефиниций, мы опирались и на другие словари, энциклопедии, не говоря уже о многих научных работах.

В этом плане справедливо будет отметить тот факт, что одним из двух авторов первого отечественного психологического словаря был ученый, который не нуждается в особом представлении — Л. С. Выготский. «Психологический словарь» Б. Е. Варшавы и Л. С. Выготского (М.

, 1931), хоть и мал по объему, но содержит на удивление много терминов, которых мы не найдем в последующих отечественных словарях, во всяком случае, советского времени.

В их числе: «амок», «антропология», «антропометрия», «бастард», «биопсихология», «буриданов осел», «вменение», «возвышенное», «вчувствование», «гашиш», «генеалогия», «геопсихические явления», «глоссолалия», «закон психологической запруды», «золотое сечение», «идеография», «инцест», «кастрация», «культ», «люстрация», «магия», «манизм», «мантика», «метапсихология», «моногамия», «оккультизм», «оргазм», «полиандрия», «полигамия», «сага», «садизм», «содомия», «спиритизм», «стигматы», «табу», «талисман», «татуировка», «телепатия», «тотемизм», «фаллический культ», «фольклор», «эротический», «этнология». Приведенный список, как и весь словник данного словаря, высвечивает круг интересов его авторов и зону ближайшего развития их работы в психологии. Очевидно, в этом словаре отразился междисциплинарный кругозор культурно-исторической психологии, развитие которой оборвалось так же преждевременно, как и жизни обоих авторов словаря. В предисловии к своему словарю Л. С. Выготский дал весьма точную и честную оценку психологической терминологии своего времени, которая, несмотря на титанические усилия и ухищрения нескольких поколений психологов, актуальна и сегодня: «Язык нашей науки ближе к житейско-практической, приблизительной, чем к математически точной, терминированной речи», «…двусмысленность, смутность в употреблении психологической терминологии дают себя еще знать как наследие житейского языка» (1931, с. 7). Более подробно свои методологические взгляды о научной терминологии и состоянии психологического языка Л. С. Выготский изложил в работе «Исторический смысл психологического кризиса» (Собр. соч., т. 1). Признаемся, что мы не устояли перед соблазном включить несколько статей из этого словаря, с высокой вероятностью написанных самим Л. С. Выготским, в наш словарь. Во многом это сделано чисто символически, поскольку прямо или косвенно, но в огромной степени новый словарь восходит к идеям и работам этого замечательного отечественного психолога. Из зарубежных словарей, которые были полезны в нашей работе, следует отметить Dictionary of Behavioral Science. Compiled and edited by Benjamin B. Wolman (L., N. Y., Stuttgart, Macmillan et al., 1973) и особенно словарь Артура Ребера (Reber A. S. The Pinguin Dictionary of Psychology. Pinguin Books, 1995).

Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 3

страница 14/1187
Дата 01.05.2018
Размер 6.05 Mb.

1   …   10   11   12   13   14   15   16   17   …   1187

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (англ.

movement automatization)— один из способов формирования ответной реакции оператора, характерный для последнего этапа обучения. На начальном этапе образования навыка осуществляется сознательная регуляция движений при непосредственном участии процессов мышления и речи.

По мере овладения навыком регуляция отдельных движений переходит на неосознаваемый уровень, где ведущую роль начинают играть восприятие и ощущения, особенно кинестезические ощущения.

При изменениях условий деятельности, вызывающих затруднения в выполнении движений, происходит деавтоматизация движений,переход регуляции движений с неосознаваемого уровня на уровень его сознательного регулирования (см. Психическая регуляция движений).Физиологическая основа А. д. — это формирование динамических стереотипов.См. Двигательный навык.(Н. Д. Гордеева.)

Поделитесь с Вашими друзьями:

1   …   10   11   12   13   14   15   16   17   …   1187

Источник: http://zodorov.ru/boleshoj-psihologicheskij-slovare.html?page=1019

ovdmitjb

Add comment